Секция "Школа юного журналиста"
материал на тему
В современной жизни огромную роль играют периодика, радио, телевидение. Благодаря им люди узнают о различных событиях, получают необходимую информацию. СМИ влияют на формирование общественного мнения и общественного сознания. Средства массовой информации вовлекают зрителя, слушателя, читателя в процессы восприятия и оценивания речевых произведений различных жанров: рассуждений на дискуссионные темы, рассказов о случаях из жизни автора, очерков, репортажей, интервью. Предлагаемая программа кружка « Школа юного журналиста» дает учителю конкретный дидактический материал для проведения внеклассной работы.
Кружок имеет практическую направленность.
Программа составлена для общеобразовательных учебных заведений и рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunye_zhurnalisty_1.docx | 37.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
лицей №10
Утверждена на методическим совете школы
Протокол №
от________.09.2011 года
Директор _________Круглова Е.Г.
Школа юного журналиста
Возраст детей: 7 – 11 лет
Срок реализации: 1 год
Составители:
учитель начальных классов Рубец Елена Викторовна.
I. Пояснительная записка.
В современной жизни огромную роль играют периодика, радио, телевидение. Благодаря им люди узнают о различных событиях, получают необходимую информацию. СМИ влияют на формирование общественного мнения и общественного сознания. Средства массовой информации вовлекают зрителя, слушателя, читателя в процессы восприятия и оценивания речевых произведений различных жанров: рассуждений на дискуссионные темы, рассказов о случаях из жизни автора, очерков, репортажей, интервью. Предлагаемая программа кружка « Школа юного журналиста» дает учителю конкретный дидактический материал для проведения внеклассной работы.
Кружок имеет практическую направленность.
Программа составлена для общеобразовательных учебных заведений и рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю).
Принципы построения программы:
систематичность и последовательность усложнения материала (изучения материала от простого к сложному);
актуальность;
научность;
сочетание индивидуальной и коллективной работы;
доступность;
учет возрастных особенностей;
целостность;
практическая направленность;
универсальность;
дифференцированный подход к работе с детьми, склонными к разным видам деятельности: «теоретики», «практики».
Цели:
сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию, культуру общения от межличностной до корпоративной;
познакомить с основами журналистики, помочь сделать первые самостоятельные шаги на пути к освоению этой интересной и востребованной в современном мире профессии;
Задачи:
– расширить представление учащихся об особенностях публицистического стиля во всем его жанровом разнообразии, композиционной и языковой специфике, научить составлять публицистические тексты;
содействовать профессиональной ориентации учащихся;
развивать вербальные коммуникативные способности
II. Содержание программы.
Содержание программы курса не дублирует обязательный минимум содержания образования, а углубляет, расширяет его. Оно направлено на формирование практических умений в написании сочинений газетных жанров. Таким образом, практикоориентированный курс предполагает активные и интерактивные методы и формы обучения, разнообразные виды деятельности учащихся: от тренинговых упражнений и заданий до создания собственных проектов, рукописных газет.
ТАБЛИЦА ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ
№ п/п | Количество часов | |
Модифицированная программа (школа журналистики + компьютерный практикум) | ||
4 часа в неделю | ||
Введение. Журналистика как вид деятельности | 5 | |
Секреты журналистского мастерства. Журналистская этика. | 10 | |
Газета как источник информации. Виды газет, их назначение. | 6 | |
Заголовки. | 6 | |
Необычные тексты. | 10 | |
6. | Чужая речь в моём тексте. | 5 |
7. | От отзыва к рецензии.. | 5 |
8. | Газетная информация. | 10 |
9. | Текст. | 4 |
10. | Репортаж. | 20 |
11. | Аналитические жанры. Характеристика аналитических жанров. Аналитический отчет. Анкета. Мониторинг. Рейтинг. | 10 |
12. | Рецензия. | 10 |
13. | Обозрение. Обзор. Прогноз. Версия. Социологический опрос | 5 |
14. | Фельетон. Пародия. Сатирический комментарий. Анекдот | 10 |
15. | Житейская история. Легенда | 10 |
16. | Творческие проекты "О чем пишут в газетах?", "СМИ нашего города", "Темиртау в центральной и региональной прессе | 10 |
Итого: | 136 |
Тема 1. Введение. 5 часов.
Роль и функция журналистики в обществе. Деятельность журналиста. Закон о СМИ.
Слушание лекции учителя. Составление плана.
История возникновения газеты. Преимущества печатной прессы пред радио и телевидением. Типология прессы. Лицо газеты - первая полоса. Информационная, комментирующая, контрольная, связующая функции журналистики. Бережное отношение к языку, сохранение культуры языка - важнейшая функция журналистики.
Деятельность журналиста. Журналист - выразитель позиции, мнения, суждения, точки зрения. Журналист - лицо газеты.
Закон о СМИ.
Форма обучения- Диалог.
Слушание лекции учителя. Составление плана.
Тема 2. Секреты журналистского мастерства. Журналистская этика. 10 часов.
Разработка кодекса чести журналиста.
Каким должен быть настоящий журналист? Искусство репортажа. Секреты мастерства. Значение скорописи. Как не потеряться в информационном поле?
Теория и практика профессиональной этики. Журналист как сторонний наблюдатель. Этические правила журналиста.
Форма обучения- Дебаты. Деловая игра.
Тренинг: определить, правильно ли поступили журналисты в тех или иных случаях (ситуациях)? Как поступили бы вы?
Тема 3. Газета как источник информации. Виды газет, их назначение. 6 часов.
Анализ периодической печати.
Обзор региональных газет.
Презентация любимой газеты.
Центральные и региональные газеты. Городские газеты. Ежедневные и воскресные газеты. Бульварная и желтая пресса.
Форма обучения- презентация, выступления учащихся. Практическая работа
Исследование.
Анализ текстов газетных жанров.
Тренинг: проверить "слух", определить источник информации и способ ее отображения.
Тема 4. Заголовки. 6 часов.
Содержание- Типы заголовков, влияние заголовка на содержание текста, ключевые слова.
Методы- традиционные, исследование.
Форма обучения- дебаты, деловая игра.
Тема 5. Необычные тексты. 10 часов.
Содержание: Поликодовые тексты. Слова к фотографии- какими они должны быть? Необычный текст - фотозарисовка. Составление фотозарисовки. Стилевые
черты и языковые средства необычных текстов.
Метод- метод исследования.
Форма обучения- исследование, практическая работа, деловая игра.
Творческая лаборатория: сочинение малой формы (заметка)
Редактирование собственных текстов.
Тема 6. Чужая речь в моём тексте. 5 часов.
Содержание: Чужая речь как элемент текста. Чужая речь- рефрен.
Чужая речь как лейтмотив произведения. Использование цитат. Конкурс эрудитов (чьи строки ?).
Методы- традиционные, самостоятельная работа.
Формы обучения - Практическая работа, исследование.
Тема 7. От отзыва к рецензии.. 5 ч.
Содержание: Форма написания деловых бумаг. Основные признаки лицензии.
Методы- Традиционные.
Формы обучения - лекция.
Практическая работа.
Эксперимент.
Творческая лаборатория: создание рубрики "Школьные новости"
Тема 8. Газетная информация. 10 часов.
Содержание : Каким должен быть тезис; речевые стереотипы, которые
помогают внести тезис в аргументированный текст; какими должны быть аргументы; культура статьи; желтая пресса. Газетные жанры. Событие как предмет отображения информации в газетных жанрах. Факт как основа публикации. Способы отображения информации
Разнообразие газетных жанров: информационные, аналитический, художественно-публицистические. Роль различных жанрообразующих факторов в формировании жанров. Событие как предмет отображения в газетных жанрах. Методы исследования предмета.
Методы- метод исследования.
Формы обучения- беседа, дебаты, деловая игра.
Анализ периодической печати.
Обзор региональных газет.
Презентация любимой газеты.
Тема 9. Текст. 4ч.
Содержание: Что такое текст. Типы текстов. Сильные позиции текста, тема и микротема текста, составление визитной карточки, первичные и вторичные тексты, пересказ, виды пересказа.
Характеристика информационных жанров: информация, корреспонденция, пресс-релиз и проч. Заметка. Информационная корреспонденция. Информационный отчет. Информационное интервью. Репортаж.
Роль информационных агентств. Значение пресс-релизов. Источники информации и правила их использования.
Методы- традиционный.
Формы обучения- практическая работа, эксперимент, лекция.
Анализ текстов художественно-публицистических жанров.
Миниатюра "Автопортрет".
Редактирование собственных высказываний.
Тема 10. Репортаж. 20 часов.
Содержание: История репортажа. Событие- неприкосновенно. Законы репортажа.
Основа репортажа. Формы выражения авторского "Я".
Особенности проведения репортажа, интервью. Оформление на газетной полосе. Искусство получать нужную информацию. Интервьюирование людей, не желающих разговаривать с журналистами. Правила жанра.
Методы- работа в разновозрастных группах, традиционные.
Формы обучения- диалог, экскурсия.
"Творческая командировка": интервью с места событий. Репортаж об интересном школьном событии.
Тренинг: попытка уговорить человека согласиться на интервью.
Тема 11. Аналитические жанры. Характеристика аналитических жанров. Аналитический отчет. Анкета. Мониторинг. Рейтинг.10 ч.
Характеристика аналитических жанров. Аналитический отчет, интервью, опрос. Анкета. Мониторинг. Рейтинг. Рецензия. Статья. Обозрение. Обзор СМИ. Прогноз. Версия. Социологический опрос. Языковые и структурные особенности.
Анализ текстов аналитических жанров.
Творческая лаборатория: составление рейтинга учебных предметов. Анкетирование.
Тема 12. Рецензия. Статья 10 ч.
Творческая лаборатория: написать статью на основе последних данных о случившемся тогда, когда в редакцию через каждые 5 минут поступает "новая" последняя информация
Тема 13. Обозрение. Обзор. Прогноз. Версия. Социологический опрос
Соцопрос. 5 ч.
Тренинг: конкурс обозревателей.
Обзор СМИ.
Тема 14. Фельетон. Пародия. Сатирический комментарий. Анекдот
Анализ текстов художественно-публицистических жанров. 10 ч.
Творческая лаборатория: сочинение в рубрику "Сатира и юмор", "Нарочно не придумаешь".
Редактирование.
Тема 15. Житейская история. Легенда 10 ч.
Анализ текста-легенды.
Творческая лаборатория: сочинение "Моя житейская история".
Тема 16. Творческие проекты "О чем пишут в газетах?", "СМИ нашего города", "Темиртау в центральной и региональной прессе" 10 ч.
Работа над творческими проектами "О чем пишут в газетах?", "СМИ нашего города", "Темиртау в центральной и региональной прессе". Оформление творческих работ. Выпуск рукописных и печатных газет. Оформление выставки.
III. Методики и технологии обучения.
Групповая работа по созданию и защите проектов, синтаксические тренинги, лабораторные работы, выполнение заданий по сбору информации на заданную тему, составление заметок в газету, «Круглый стол» на актуальные проблемы, тренинги на составление заголовков в современном газетном и журнальном текстах, психологические тренинги.
Формы работы учащихся на кружке:
деловая игра,
выполнение практических заданий,
семинар дискуссия,
круглый стол,
групповое проектирование.
IV. Условия реализации.
Для успешной работы необходимо удобное помещение, соответствующее санитарногигиеническим требованиям и оснащенное удобной мебелью. Необходимое оборудование:
- 12 персональных компьютеров;
- 1 сканер;
- 1 лазерный принтер;
- 1 струйный (цветная печать) принтер;
- Web-камеры, цифровые фотоаппараты;
- 1 мультимедийный проектор.
V. Предполагаемые результаты, критерии их оценивания.
В период обучения степень приобретения знаний, умений и навыков распределяется по годам. Это зависит от индивидуальности каждого обучающегося в отдельности от его мотивации, ориентированной на свободный выбор и освоение данной программы, построенной по принципу от простого к сложному. При успешном овладении программой учащиеся научатся писать интересные статьи, воздействующие на читателя, а также смогут отредактировать текст, так как будут знать об уместности употребления той или иной лексики в рамках публицистического стиля.
Расширение кругозора вследствие чтения периодических школьных и взрослых изданий, общения с коллегами по творческой издательской работе, бесед с интересными людьми и т.д.
Развитие творческих способностей, снятие «зажимов» (страха ошибаться, страха представления своего творения публике), которые мешают творческому процессу, повышение успеваемости по русскому языку и литературе.
Освоение ПК для развития навыков газетной вѐрстки, еѐ графического и иллюстративного оформления.
Контроль и оценка результатов
Ежемесячный выпуск тематического номера газеты и выпуск телепередачи «ЛицейТВ».
Учащиеся смогут -
определить тему или идею текста;
составлять простой и подробный план текста;
создавать связные высказывания (с заданным языковым материалом);
оценивать чужую и свою речь;
спорить, но не ссорится, аргументировать свои высказывания;
сокращать один и тот же текст до половины, до трети его первоначального объёма, до одного абзаца и одного предложения;
рассказать о себе так, чтобы тебя слушали;
брать интервью у знакомых и незнакомых людей;
вести репортаж с места событий;
составлять различные типы текстов газетной информации.
Учащиеся научатся:
- понимать основные проблемы общественной жизни, роль и функции средств массовой информации в жизни современного человека;
- определять жанр газетного текста, выявлять его отличительные особенности, анализировать его структуру, владеть разнообразными приемами анализа текст;
- создавать собственный текст в условиях ограниченного времени, грамотно и аргументировано выражать собственные мысли, точку зрения, позицию, мнение современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать собственное высказывание по модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой и замыслом высказывания;
уметь редактировать предложенные тексты, находить и исправлять ошибки.
VI. Литература.
для учащихся:
1. Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений - О.И. Лепилкина и др. - М.: Вентана-Граф, 2005.
2. Васильева Л.А.Делаем новости. - М., 2003.
3. Власть: зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики: В 2-х т. - М., 1998.
4. Гуревич С.М. Номер газеты. - М., 2006.
5. Колганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение, 1997.
6. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. - М., 1995.
7. Крундышев А.А. Сочинение как вид самостоятельной работы. - М.: Просвещение, 1987.
8. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие - М.: Аспект Пресс, 2000.
9. Ученова В.В. Беседы о журналистике. - М., 1985.
10. Шинкаренко В. Как писать в газету. - М., 2000.
для учителя:
1. Аргановский В.А. Вторая древнейшая: беседы о журналистике. - М., 1999.
2. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. - М., 1989.
3. Гуревич С.М. Газета и рынок: как добиться успеха? - М., 1998.
4. Лимонад Т.В. С сочинением на "ты": Пособие для старших школьников и абитуриентов. - М.: Школьная Пресса, 2001.
5. Система средств массовой информации России: Учебное пособие / Под ред. Я.Н Засурского. - М., 2001.
6. Сметанина С.И. Литературное редактирование: Для журналистов и специалистов по связям с общественностью. - СПб, 2003.
7. Шумилина Т.В. Методы сбора информации в журналистике. - М., 1983
2011-2012 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Юный журналист. Выпуск №1
В этом году взяла студию "Юный журналист". Будем учиться писать заметки о нашей классной жизни, брать интервью, искать полезный и интересный материал. Разработали перечень газетных рубрик. И вот первы...
Юный журналист. Выпуск №2
Второй Выпуск газеты "Наш Мир" студии "Юный журналист" получился уже лучше. Приобретаем опыт....
Юный журналист. Выпуск 3
Вот и третий выпуск готов. Чему-то уже научились, что-то уже умеем....
Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования
В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...
"Юный журналист"
Кружок....
методическая разработка "Школа юного журналиста"
С поступлением в школу ребёнок попадает в социально значимую деятельность. Поэтому данная программа предусматривает развитие навыков сотрудничество, сверстниками и со взрослыми в разных социальн...
Методическая разработка «Занятие по теме «Редакция» в младшей группе объединения «Юный журналист»
Методическая разработка занятия в системе дополнительного образования (отделение дополнительного образования при гимназии) на основе игровой технологии....