методическая разработка "Школа юного журналиста"
методическая разработка (3 класс) по теме

Романенко  Юлия Петровна

 

С поступлением в школу ребёнок попадает в социально значимую деятельность. Поэтому данная программа предусматривает развитие навыков сотрудничество, сверстниками и со взрослыми в разных социальных ситуациях. Формирует готовность слышать и слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.

    Программа опирается на коллективные формы обучения. Младшие школьники учатся рассуждать, доказывать, взаимодействовать.

    Программа ориентирована на личностный подход, способствует самоопределению младшего школьника. Развитие происходит в сфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний. Программа не только позволяет познакомить с процессом создания газеты, но и на развитие речевой деятельности. Уроки организуются так, чтобы ребёнок оказался в ситуации, где он должен добывать необходимые ему знания и активно их применять. Такая работа содействует расширению лингвистического кругозора, развивает стилистическое чутьё, развивает и совершенствует способности создавать и оценивать тексты различной стилевой направленности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     С поступлением в школу ребёнок попадает в социально значимую деятельность. Поэтому данная программа предусматривает развитие навыков сотрудничество, сверстниками и со взрослыми в разных социальных ситуациях. Формирует готовность слышать и слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.

    Программа опирается на коллективные формы обучения. Младшие школьники учатся рассуждать, доказывать, взаимодействовать.

    Программа ориентирована на личностный подход, способствует самоопределению младшего школьника. Развитие происходит в сфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний. Программа не только позволяет познакомить с процессом создания газеты, но и на развитие речевой деятельности. Уроки организуются так, чтобы ребёнок оказался в ситуации, где он должен добывать необходимые ему знания и активно их применять. Такая работа содействует расширению лингвистического кругозора, развивает стилистическое чутьё, развивает и совершенствует способности создавать и оценивать тексты различной стилевой направленности.

      В ходе работы решаются и межпредметные задачи, а именно формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи.

 Курс   предназначен для использования во внеурочной деятельности учеников 1 – 4 классов и рассчитан на  1 час в неделю.   (34 часа)

Цели программы:

Образовательные:

1.  Систематизировать знания о стилях, типах речи.

2.  Включить учащихся в творческий процесс получения и обработки информации, научить аргументированно излагать усвоенный материал и применять эти знания в новых условиях.

3.  Создать условия для успешной профильной подготовки учащихся, привитие интереса к профессии журналиста.

4.  Научить самооценке своей работы.

Развивающие:

1.  Совершенствовать навыки и умения самостоятельного суждения, аргументации, анализа, грамотного письма и творческого мастерства каждого ученика на основе свободного выбора.

2.  Развить диалогическую и монологическую речь.

3.  Развить память, воображение, мышление.

4.  Формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Воспитательные:

1.Создание отношений сотрудничества, сотворчества всех участников педагогического процесса.

2. Формирование основных этических норм и понятий.

3.Воспитание чувства ответственности, формирование активной жизненной позиции..

     Задачи программы:

  • Сформировать информационную компетентность учащихся. Научить их использовать различные способы работы с источниками информации.
  • Познакомить детей с ролью журналистов в современном мире.
  • Создавать условия для развития успешной личности, самореализации каждого учащегося, развития его творческих способностей с учётом индивидуальных.
  • Формировать умения соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  •    Сформировать начальные представления о специфике профессиональных и нравственных качеств журналиста.
  •   Содействовать воспитанию гражданских, нравственных качеств личности (ответственность, порядочность, правдивость).
  •  Совершенствовать умения учащихся ориентироваться в современном потоке информации, находить нужный и интересный материал для газетной статьи.
  •  Получение знаний и умений по созданию печатного издания.
  •   Освоение знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.

Основные принципы, подходы, реализуемые в программе

  • Принцип сотрудничества
  • Принцип индивидуализации
  • Коммуникативно-деятельностный подход
  • Личностно  ориентированный подход

Содержание программы

1.Средства массовой информации. Телевидение, радио, газеты, Интернет. Значение СМИ в жизни общества.

2. Печатные средства массовой информации. Газета, журнал. История возникновения газеты. Создание газеты и журнала.

3. Современные детские газеты и журналы. Общее знакомство..

4. Выпуск газеты. Редактор. Обязанности редактора. Редакционная коллегия. Навыки оформления.

5. Основные жанры газеты. Общее знакомство, отличительные признаки.

6. Заметка. Статья.

7. Репортаж. Формы репортажей. Подготовка репортажей. Отличительные признаки репортажей.

8. Интервью. Нормы культурного общения. Упражнения в подготовке интервью.

8. Редактирование текстов.

10. Очерки.

11 Эссе.

Методы и приёмы деятельности

Достижению поставленных целей может способствовать использование записных книжек и блокнотов  корреспондентов. В рабочих материалах, помимо накопления необходимых фактов, следует фиксировать слова, фразеологизмы, которые понадобятся для раскрытия темы. Целесообразно предложить обучающимся сделать синтаксические заголовки, словосочетания, помогающие наиболее точно и ярко выразить мысль автора; выделить предложения, с помощью которых может быть сделан зачин, выражена основная мысль  или подведены итоги высказывания. Особое внимание обучающихся следует обратить на взаимосвязь жанра и стиля.

    Учащиеся должны помнить о том, что существуют газетные жанры, с которыми необходимо познакомиться, непосредственно изучая программу. Это жанры информационной группы: хроника, интервью, репортаж, статья, заметка, эссе.

    Особенностью проведения занятий является объединение практической и теоретической работы, посредством метода проектов, ролевых игр, решения проблемных ситуаций.

   Организация выполнения практических занятий предполагает использование коллективных и  индивидуальных форм работы.

  Большое значение для формирования самостоятельности имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Необходимо выработать привычку в трудных случаях обращаться к словарям и справочникам.

            1.  Словесный (лекции, семинары, диспуты).

           2.  Наглядный.

           3.  Проблемный.

           4.  Игровой.

          5.  Диалоговый.

          6.  Экскурсии.

          7.  Проектный. (создание, издание и распространение школьной газеты).

Формы организации занятий по программе

В основе работы кружка лежит педагогика сотрудничества. Работа по программе организуется с учётом познавательной инициативы ребёнка и включает диспуты, поисковые и научные исследования, сбор информации, её обработку, обсуждение и интерпретацию.

  На практических занятиях происходит закрепление полученных знаний, выполняются упражнения, проводятся дидактические игры, помогающие группам в приготовлении их творческих работ.

               Формы занятий

           1.  Лекции.

           2.  Семинары.

           3.  Практикумы.

           4.  «Круглый стол».

           5.  Встречи с интересными людьми.

           6. Экскурсии.

           Ожидаемые результаты.

           К концу обучения  должныовладеть такими социальными умениями, как:

  •  правилами вежливого общения со сверстниками и взрослыми.
  • Знаниями этикета публичных выступлений и общения
  • Умением работать с информацией, сравнивать её.
  • Умением различать основные газетные жанры: статья, интервью, фоторепортаж
  • Знанием о структуре создания газет и журналов
  • Создавать школьную газету
  • Опыт взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми
  • Умение выявить интересные события и явления в повседневной жизни.
  •  Расширение кругозора учащихся.
  •  Повышение уровня культурно-профессиональных знаний в области журналистики. (Умение грамотно проводить интервью, писать рецензии на выставки, спектакли, фильмы, готовить фоторепортажи, редактировать написанное, верстать печатное издание в текстовом редакторе).
  •  Развитие монологической и диалогической речи.


Тематический план занятий кружка

Название темы

Кол-во

часов

Основные понятия

Предполагаемый результат

1

Вводное занятие. История российской газеты

1

План работы кружка. Первая российская газета «Ведомости» при Петре I. Влияние газеты на общественное мнение

Знать  историю возникновении первой газеты,; понимать влияние печатных изданий в жизни современного человека

2

Профессия – журналист.

1

Формирование представлений о профессии журналиста. Встреча с журналистом печатного издательства «Сельская Новь».

Сформировать представления о профессии журналист; расширение знаний о профессии журналиста.

3

Факт - как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. Зарисовка.

1

Факт – основной материал для работы журналиста

Уметь увидеть место зарисовки на печатной полосе. Сформировать представление, что такое факт.

4

Жанр журналистики — заметка. (Практическая работа).

1

Разновидности материалов жанра- заметка информационного характера, заметка — благодарность, заметка — просьба, обращение.

Умение выявить интересные события и явления в повседневной жизни.

Научиться писать заметку на основе последних данных о случившемся.

5

Практическая работа «Заметка о сегодняшнем дне»

1

Заметка информационного характера

6

Жанр журналистики — репортаж

1

Репортаж — представление о событии через восприятие журналиста

Научатся  грамотно проводить интервью, верстать печатное издание в текстовом редакторе).

Уметь уговорить человека согласиться на интервью.

7

Практическая работа «Репортаж с урока»

1

Написание репортажа с любимого урока

8

Жанр журналистики — статья

1

Статьи аналитические, проблемные, обличительные

Формировать грамотную письменную речь, культуру речи.  Рассуждать на данную тему.

9

Практическая работа «Написание статьи»

1

Написание статьи о проблемах нашего класса

10

Жанр журналистики — интервью

1

Вид интервью - диалог

Формировать навыки коммуникабельности

Тренинг «Как взять интервью»;         разработать план вопросов и провести интервью с учителем;

учиться правильно  построить беседу.

11

Практическая работа «Интервью с учителем»

1

Работа над интервью

12

Жанры журналистики - фельетон

1

Острая злободневная критика

Уметь  неназойливо говорить о недостатках.

13

Практическая работа «Распознавание различных жанров журналистика»

1

Жанры журналистики — заметка, статья, репортаж, интервью

Умением различать основные газетные жанры: статья, интервью, фоторепортаж

14

Оформление газеты. Разные виды шрифтов

1

Знакомство с разными видами шрифтов

Учиться оформлять газету, уметь  использовать разные виды шрифта

15-16

Работа на ПК. Программа   MS WORD. Учимся печатать заметки.

2

Особенности программы MS WORD. Выбор шрифтов, оформление заголовка

Овладеть навыками работы   в  текстовом редакторе.

17

Практическая работа  «Текст, заголовок»

1

Упражнение в написании современным шрифтом

Научаться писать статьи   современным шрифтом. Выбирать шрифта для определенного по содержанию текста и оформления.

18

Иллюстрированное оформление газеты. Жанр журналистики - фоторепортаж

1

Роль фотографии в газете. Что такое «пейзаж», «композиция», «портрет»

Учиться определять фон, освещение, применять простую обработку.

19

Практическая работа «Фотографирование объектов»

1

Пейзаж, композиция, портрет

Научиться фотографированию объектов при помощи цифрового фотоаппарата.

20-21

Практическая работа «Фоторепортаж»

2

Работа над фоторепортажем

22-23

Работа на ПК. Программа    

MS POWER POINT.

2

Особенности работы в программе  MS POWER POINT.

Изучить особенности компьютерной программы MS POWER POINT.

24

Практическая работа «Презентация»

1

Работа над составлением презентации

Создавать презентации. Определять количество слайдов, фон; выбирать заголоок.

25-26

Работа на ПК. Программа    

 MS PUBLISHER

2

Особенности работы в программе MS PUBLISHER

Научиться оформлять праздничную открытку в программе  MS PUBLISHER.

27

Практическая работа «Праздничная открытка»

1

Работа над оформлением праздничной открытки  в программе MS PUBLISHER

Уметь работать над оформлением праздничной открытки;

28-29

Практическая работа «Выпуск праздничной  газеты ко Дню Победы»

2

Работа над выпуском газеты

Формировать навыков по оформлению газеты. Уметь использовать средства художественной выразительности.

30-31

Практическая работа  «Афиша для школьного спектакля»

2

Работа над выпуском газеты

32-34

Практическая работа «Выпуск газеты к выпускному балу»

3

Работа над выпуском газеты

Выпустить газету, посвященной выпуску из начальной школы

Содержание образовательной программы

1. Вводное занятие. Ознакомление с планом работы кружка, с целями, задачами. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII в. Влияние газеты на общественную мысль в России.

2. Журналистика как профессия. Формирование представлений о профессии журналиста. Встреча с журналистом. Беседа об особенностях и трудностях труда журналиста.

3.  Факт - как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. Требования к журналисту:

  • компетентность;
  • объективность;
  • соблюдение профессиональных этических норм;
  • глубокое знание в области литературы, философии и др.
  • владение литературным языком.

 Формирование жанров журналистики:

4-5. Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.

6-7. Репортаж  - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.

Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.

8-9. Статья – роль статьи в газетах и журналах.

Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.

Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.

10-11. Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог.

12. Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.

13. Жанры журналистики — заметка, статья, репортаж, статья.

14. Знакомство с оформительским делом. Изучение шрифта. Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати.

15-16. Работа на ПК. Особенности компьютерной программы  MS WORD.

17. Практическая работа. Упражнения в написании современным шрифтом. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформления.

18. Иллюстрированное оформление газеты. Просмотр газет, анализ подобранных иллюстраций. Показать, как с помощью иллюстраций «оживает» газета.  Рассмотреть и обсудить на примере различных периодических изданий как оформляется газета. Роль фотографии в газете. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж».

19. Практическая работа.  Фотографирование объектов,  просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших.

20-21. Практическая работа. Фоторепортаж

22-23. Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MS POWER POINT.

24. Практическая работа. Подготовка презентации. Работа творческими группами. Выбор темы. Подбор иллюстраций. Печатание текста. Выбор дизайна заголовков. Цветовое оформление проекта.  Просмотр проектов, их обсуждение.

25-26.  Особенности компьютерной программы  MS PUBLISHER.

27. Оформление праздничной открытки в программе  MS PUBLISHER.

28-29. Практическая работа. Написание заметок, поздравлений.  Выпуск «Праздничной газеты».

30-31. Практическая работа. Выпуск афиши для школьного спектакля.

32-34. Практическая работа. Выпуск газеты, посвященной выпуску из начальной школы


Используемая литература для педагога

  1. Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
  2. В.В. Бергаут, И.С. Чардин. Интернет: первые шаги. М., 2000
  3. Основы современных компьютерных технологий: Уч.пособ./ Под ред. Проф. Хомоненко А.Д. СПб., 2002
  4. Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
  5. Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.
  6. Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
  7. Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.
  8. В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.
  9. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.         

Используемая литература для детей

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1983

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001

3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988

4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988

5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992

Информационные ресурсы

http://ru.wikipedia.org/

http://www/solnet.ee

http://www.km.ru

http://vschool.km/ru

http://www.skazochki.narod.ru/index

http://www.obruch.msk.ru



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     С поступлением в школу ребёнок попадает в социально значимую деятельность. Поэтому данная программа предусматривает развитие навыков сотрудничество, сверстниками и со взрослыми в разных социальных ситуациях. Формирует готовность слышать и слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.

    Программа опирается на коллективные формы обучения. Младшие школьники учатся рассуждать, доказывать, взаимодействовать.

    Программа ориентирована на личностный подход, способствует самоопределению младшего школьника. Развитие происходит в сфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний. Программа не только позволяет познакомить с процессом создания газеты, но и на развитие речевой деятельности. Уроки организуются так, чтобы ребёнок оказался в ситуации, где он должен добывать необходимые ему знания и активно их применять. Такая работа содействует расширению лингвистического кругозора, развивает стилистическое чутьё, развивает и совершенствует способности создавать и оценивать тексты различной стилевой направленности.

      В ходе работы решаются и межпредметные задачи, а именно формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи.

 Курс   предназначен для использования во внеурочной деятельности учеников 1 – 4 классов и рассчитан на  1 час в неделю.   (34 часа)

Цели программы:

Образовательные:

1.  Систематизировать знания о стилях, типах речи.

2.  Включить учащихся в творческий процесс получения и обработки информации, научить аргументированно излагать усвоенный материал и применять эти знания в новых условиях.

3.  Создать условия для успешной профильной подготовки учащихся, привитие интереса к профессии журналиста.

4.  Научить самооценке своей работы.

Развивающие:

1.  Совершенствовать навыки и умения самостоятельного суждения, аргументации, анализа, грамотного письма и творческого мастерства каждого ученика на основе свободного выбора.

2.  Развить диалогическую и монологическую речь.

3.  Развить память, воображение, мышление.

4.  Формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Воспитательные:

1.Создание отношений сотрудничества, сотворчества всех участников педагогического процесса.

2. Формирование основных этических норм и понятий.

3.Воспитание чувства ответственности, формирование активной жизненной позиции..

     Задачи программы:

  • Сформировать информационную компетентность учащихся. Научить их использовать различные способы работы с источниками информации.
  • Познакомить детей с ролью журналистов в современном мире.
  • Создавать условия для развития успешной личности, самореализации каждого учащегося, развития его творческих способностей с учётом индивидуальных.
  • Формировать умения соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  •    Сформировать начальные представления о специфике профессиональных и нравственных качеств журналиста.
  •   Содействовать воспитанию гражданских, нравственных качеств личности (ответственность, порядочность, правдивость).
  •  Совершенствовать умения учащихся ориентироваться в современном потоке информации, находить нужный и интересный материал для газетной статьи.
  •  Получение знаний и умений по созданию печатного издания.
  •   Освоение знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.

Основные принципы, подходы, реализуемые в программе

  • Принцип сотрудничества
  • Принцип индивидуализации
  • Коммуникативно-деятельностный подход
  • Личностно  ориентированный подход

Содержание программы

1.Средства массовой информации. Телевидение, радио, газеты, Интернет. Значение СМИ в жизни общества.

2. Печатные средства массовой информации. Газета, журнал. История возникновения газеты. Создание газеты и журнала.

3. Современные детские газеты и журналы. Общее знакомство..

4. Выпуск газеты. Редактор. Обязанности редактора. Редакционная коллегия. Навыки оформления.

5. Основные жанры газеты. Общее знакомство, отличительные признаки.

6. Заметка. Статья.

7. Репортаж. Формы репортажей. Подготовка репортажей. Отличительные признаки репортажей.

8. Интервью. Нормы культурного общения. Упражнения в подготовке интервью.

8. Редактирование текстов.

10. Очерки.

11 Эссе.

Методы и приёмы деятельности

Достижению поставленных целей может способствовать использование записных книжек и блокнотов  корреспондентов. В рабочих материалах, помимо накопления необходимых фактов, следует фиксировать слова, фразеологизмы, которые понадобятся для раскрытия темы. Целесообразно предложить обучающимся сделать синтаксические заголовки, словосочетания, помогающие наиболее точно и ярко выразить мысль автора; выделить предложения, с помощью которых может быть сделан зачин, выражена основная мысль  или подведены итоги высказывания. Особое внимание обучающихся следует обратить на взаимосвязь жанра и стиля.

    Учащиеся должны помнить о том, что существуют газетные жанры, с которыми необходимо познакомиться, непосредственно изучая программу. Это жанры информационной группы: хроника, интервью, репортаж, статья, заметка, эссе.

    Особенностью проведения занятий является объединение практической и теоретической работы, посредством метода проектов, ролевых игр, решения проблемных ситуаций.

   Организация выполнения практических занятий предполагает использование коллективных и  индивидуальных форм работы.

  Большое значение для формирования самостоятельности имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Необходимо выработать привычку в трудных случаях обращаться к словарям и справочникам.

            1.  Словесный (лекции, семинары, диспуты).

           2.  Наглядный.

           3.  Проблемный.

           4.  Игровой.

          5.  Диалоговый.

          6.  Экскурсии.

          7.  Проектный. (создание, издание и распространение школьной газеты).

Формы организации занятий по программе

В основе работы кружка лежит педагогика сотрудничества. Работа по программе организуется с учётом познавательной инициативы ребёнка и включает диспуты, поисковые и научные исследования, сбор информации, её обработку, обсуждение и интерпретацию.

  На практических занятиях происходит закрепление полученных знаний, выполняются упражнения, проводятся дидактические игры, помогающие группам в приготовлении их творческих работ.

               Формы занятий

           1.  Лекции.

           2.  Семинары.

           3.  Практикумы.

           4.  «Круглый стол».

           5.  Встречи с интересными людьми.

           6. Экскурсии.

           Ожидаемые результаты.

           К концу обучения  должныовладеть такими социальными умениями, как:

  •  правилами вежливого общения со сверстниками и взрослыми.
  • Знаниями этикета публичных выступлений и общения
  • Умением работать с информацией, сравнивать её.
  • Умением различать основные газетные жанры: статья, интервью, фоторепортаж
  • Знанием о структуре создания газет и журналов
  • Создавать школьную газету
  • Опыт взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми
  • Умение выявить интересные события и явления в повседневной жизни.
  •  Расширение кругозора учащихся.
  •  Повышение уровня культурно-профессиональных знаний в области журналистики. (Умение грамотно проводить интервью, писать рецензии на выставки, спектакли, фильмы, готовить фоторепортажи, редактировать написанное, верстать печатное издание в текстовом редакторе).
  •  Развитие монологической и диалогической речи.


Тематический план занятий кружка

Название темы

Кол-во

часов

Основные понятия

Предполагаемый результат

1

Вводное занятие. История российской газеты

1

План работы кружка. Первая российская газета «Ведомости» при Петре I. Влияние газеты на общественное мнение

Знать  историю возникновении первой газеты,; понимать влияние печатных изданий в жизни современного человека

2

Профессия – журналист.

1

Формирование представлений о профессии журналиста. Встреча с журналистом печатного издательства «Сельская Новь».

Сформировать представления о профессии журналист; расширение знаний о профессии журналиста.

3

Факт - как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. Зарисовка.

1

Факт – основной материал для работы журналиста

Уметь увидеть место зарисовки на печатной полосе. Сформировать представление, что такое факт.

4

Жанр журналистики — заметка. (Практическая работа).

1

Разновидности материалов жанра- заметка информационного характера, заметка — благодарность, заметка — просьба, обращение.

Умение выявить интересные события и явления в повседневной жизни.

Научиться писать заметку на основе последних данных о случившемся.

5

Практическая работа «Заметка о сегодняшнем дне»

1

Заметка информационного характера

6

Жанр журналистики — репортаж

1

Репортаж — представление о событии через восприятие журналиста

Научатся  грамотно проводить интервью, верстать печатное издание в текстовом редакторе).

Уметь уговорить человека согласиться на интервью.

7

Практическая работа «Репортаж с урока»

1

Написание репортажа с любимого урока

8

Жанр журналистики — статья

1

Статьи аналитические, проблемные, обличительные

Формировать грамотную письменную речь, культуру речи.  Рассуждать на данную тему.

9

Практическая работа «Написание статьи»

1

Написание статьи о проблемах нашего класса

10

Жанр журналистики — интервью

1

Вид интервью - диалог

Формировать навыки коммуникабельности

Тренинг «Как взять интервью»;         разработать план вопросов и провести интервью с учителем;

учиться правильно  построить беседу.

11

Практическая работа «Интервью с учителем»

1

Работа над интервью

12

Жанры журналистики - фельетон

1

Острая злободневная критика

Уметь  неназойливо говорить о недостатках.

13

Практическая работа «Распознавание различных жанров журналистика»

1

Жанры журналистики — заметка, статья, репортаж, интервью

Умением различать основные газетные жанры: статья, интервью, фоторепортаж

14

Оформление газеты. Разные виды шрифтов

1

Знакомство с разными видами шрифтов

Учиться оформлять газету, уметь  использовать разные виды шрифта

15-16

Работа на ПК. Программа   MS WORD. Учимся печатать заметки.

2

Особенности программы MS WORD. Выбор шрифтов, оформление заголовка

Овладеть навыками работы   в  текстовом редакторе.

17

Практическая работа  «Текст, заголовок»

1

Упражнение в написании современным шрифтом

Научаться писать статьи   современным шрифтом. Выбирать шрифта для определенного по содержанию текста и оформления.

18

Иллюстрированное оформление газеты. Жанр журналистики - фоторепортаж

1

Роль фотографии в газете. Что такое «пейзаж», «композиция», «портрет»

Учиться определять фон, освещение, применять простую обработку.

19

Практическая работа «Фотографирование объектов»

1

Пейзаж, композиция, портрет

Научиться фотографированию объектов при помощи цифрового фотоаппарата.

20-21

Практическая работа «Фоторепортаж»

2

Работа над фоторепортажем

22-23

Работа на ПК. Программа    

MS POWER POINT.

2

Особенности работы в программе  MS POWER POINT.

Изучить особенности компьютерной программы MS POWER POINT.

24

Практическая работа «Презентация»

1

Работа над составлением презентации

Создавать презентации. Определять количество слайдов, фон; выбирать заголоок.

25-26

Работа на ПК. Программа    

 MS PUBLISHER

2

Особенности работы в программе MS PUBLISHER

Научиться оформлять праздничную открытку в программе  MS PUBLISHER.

27

Практическая работа «Праздничная открытка»

1

Работа над оформлением праздничной открытки  в программе MS PUBLISHER

Уметь работать над оформлением праздничной открытки;

28-29

Практическая работа «Выпуск праздничной  газеты ко Дню Победы»

2

Работа над выпуском газеты

Формировать навыков по оформлению газеты. Уметь использовать средства художественной выразительности.

30-31

Практическая работа  «Афиша для школьного спектакля»

2

Работа над выпуском газеты

32-34

Практическая работа «Выпуск газеты к выпускному балу»

3

Работа над выпуском газеты

Выпустить газету, посвященной выпуску из начальной школы

Содержание образовательной программы

1. Вводное занятие. Ознакомление с планом работы кружка, с целями, задачами. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII в. Влияние газеты на общественную мысль в России.

2. Журналистика как профессия. Формирование представлений о профессии журналиста. Встреча с журналистом. Беседа об особенностях и трудностях труда журналиста.

3.  Факт - как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. Требования к журналисту:

  • компетентность;
  • объективность;
  • соблюдение профессиональных этических норм;
  • глубокое знание в области литературы, философии и др.
  • владение литературным языком.

 Формирование жанров журналистики:

4-5. Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.

6-7. Репортаж  - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.

Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.

8-9. Статья – роль статьи в газетах и журналах.

Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.

Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.

10-11. Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог.

12. Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.

13. Жанры журналистики — заметка, статья, репортаж, статья.

14. Знакомство с оформительским делом. Изучение шрифта. Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати.

15-16. Работа на ПК. Особенности компьютерной программы  MS WORD.

17. Практическая работа. Упражнения в написании современным шрифтом. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформления.

18. Иллюстрированное оформление газеты. Просмотр газет, анализ подобранных иллюстраций. Показать, как с помощью иллюстраций «оживает» газета.  Рассмотреть и обсудить на примере различных периодических изданий как оформляется газета. Роль фотографии в газете. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж».

19. Практическая работа.  Фотографирование объектов,  просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших.

20-21. Практическая работа. Фоторепортаж

22-23. Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MS POWER POINT.

24. Практическая работа. Подготовка презентации. Работа творческими группами. Выбор темы. Подбор иллюстраций. Печатание текста. Выбор дизайна заголовков. Цветовое оформление проекта.  Просмотр проектов, их обсуждение.

25-26.  Особенности компьютерной программы  MS PUBLISHER.

27. Оформление праздничной открытки в программе  MS PUBLISHER.

28-29. Практическая работа. Написание заметок, поздравлений.  Выпуск «Праздничной газеты».

30-31. Практическая работа. Выпуск афиши для школьного спектакля.

32-34. Практическая работа. Выпуск газеты, посвященной выпуску из начальной школы


Используемая литература для педагога

  1. Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
  2. В.В. Бергаут, И.С. Чардин. Интернет: первые шаги. М., 2000
  3. Основы современных компьютерных технологий: Уч.пособ./ Под ред. Проф. Хомоненко А.Д. СПб., 2002
  4. Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
  5. Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.
  6. Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
  7. Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.
  8. В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.
  9. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.         

Используемая литература для детей

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1983

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001

3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988

4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988

5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992

Информационные ресурсы

http://ru.wikipedia.org/

http://www/solnet.ee

http://www.km.ru

http://vschool.km/ru

http://www.skazochki.narod.ru/index

http://www.obruch.msk.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Юный журналист. Выпуск №1

В этом году взяла студию "Юный журналист". Будем учиться писать заметки о нашей классной жизни, брать интервью, искать полезный и интересный материал. Разработали перечень газетных рубрик. И вот первы...

Юный журналист. Выпуск №2

Второй Выпуск газеты "Наш Мир" студии "Юный журналист" получился уже лучше. Приобретаем опыт....

Юный журналист. Выпуск 3

Вот и третий выпуск готов. Чему-то уже научились, что-то уже умеем....

Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования

В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки  по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...

Методическая разработка «Занятие по теме «Редакция» в младшей группе объединения «Юный журналист»

Методическая разработка занятия в системе дополнительного образования (отделение дополнительного образования при гимназии) на основе игровой технологии....

программа работы клуба юных журналистов "Пульс"

3.4. Работа с постоянно обновляемой базой по словам и словосочетаниям Учащиеся должны: иметь представление-  о технологии поиска информации:- текстовым материалом служат:- подписи к картинка...