Программа кружка "Кубань родная-край казачий"
рабочая программа по теме
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности по ФГОС соответствует требованиям и состоит из пояснительной записки, краткого содержания, тематического планирования, планируемых результатов и списка использованной литературы. Срок реализации программы-4 года. Возраст 6,5-11 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_kuban_rodnaya_-_kray_kazachiy.docx | 42.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Красноармейский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
ст. Полтавской
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №__
от ______20__ года
Председатель педсовета
_____________ Л.Ф.Братикова
Подпись, печать ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Кубань родная – край казачий»
Направление - общекультурное.
Срок реализации - 4 года
Возрастной диапазон начала освоения программы - 6,5 л. -11 л.
Направленность - духовно-нравственное направление.
Форма организации образовательного процесса - групповая, индивидуальная.
Составитель - учитель нач. классов МОУ СОШ № 1
Обращение к старому, возрождение старого,
сохранение его - это не отказ от нового,
это новое понимание старого, своих корней,
это ощущение себя в истории.
Академик Д. С. Лихачев.
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Введение.
Потребности современного общества возлагают на школу задачи не
только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
У каждого из нас есть прошлое и настоящее, каждый из нас стремится к будущему. Каждый из нас должен свято беречь прошлое, быть патриотом своей родины - большой и маленькой.
История родного края, казачьего края, как и история нашего государства, необходима каждому из нас.
В конце ХVIII века на Кубань переселились наши предки, бывшие запорожские казаки. Росли и развивались кубанские станицы со своим бытом, культурой, поверьями и обрядами.
Сейчас всем очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Очевидно и то, что глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда ребенок начинает осваивать их с самого малого возраста. Воспитание традиционных культурных ценностей должно идти с рождения. Так я вышла на проблему «Развитие творческого начала в человеке, в его первичной социализации, в овладении опытом общения с окружающими его людьми, природой, искусством, развития человека в человеке на материале традиционной культуры кубанского казачества»
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей.
В нашей школе, как и в других школах края, ведется работа по сохранению, распространению и развитию национальной культуры. Поэтому в целях сохранения и возрождения казачества, как исторически сложившейся культурно - этнической общности, в 2011-2012 учебном году на базе 1-х классов был организован кружок гражданско - патриотического воспитания «Кубань родная – край казачий»
Была выдвинута гипотеза, что созданные кружка казачьей направленности на базе МОУСОШ № 1 ст.Полтавской помогут ученикам, получить все необходимые знания по истории и культуре родного края, а проведение различных внеклассных мероприятий будут способствовать изучению истории казачества, быта, традиций, обрядов, промыслов и ремесел казаков.
Объектом программы стали содержательные, технологические, иллюстративные и технические средства по теме «Казачество России».
Цель и задачи программы.
Цель:
- воспитание учащихся на духовных и нравственных основах казачества; Возрождение духовных, исторических и патриотических традиций Кубанского казачества.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
- воспитание гражданина через уважение к своей малой родине, понимание ее особенностей, восприятие Кубани как части целого – России;
- способствование социализации младшего школьника в ходе принятия им гуманистических норм существования в среде обитания.
Возраст детей, участвующих в организации программы. Сроки реализации Программы.
Программа «Кубань родная – край казачий» рассчитана на 4 года. Программа ориентирована на учащихся начальной школы, коллектив педагогов муниципального образовательного учреждения и родителей учащихся.
Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и их родители.
Форма реализации Программы.
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Принцип, положенный в основу массовых мероприятий.
Патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.
Программа опирается на принцип социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Этапы реализации Программы.
I этап: проектный.
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
1.Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2.Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
4.Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический.
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Кубань родная – край казачий».
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
3. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
4. Проводить мониторинг реализации программы.
5. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1.Обобщить результаты работы.
2.Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3.Спланировать работу на следующий период.
Механизм реализации Программы.
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МОУ СОШ №1 сотрудничает с казачеством, библиотеками. Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.
При планировании работы учитываются традиционные, институциональные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения институциональных, муниципальных, региональных, федеральных конкурсах.
Оценка эффективности реализации Программы.
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине, родному краю;
- символика Российской Федерации, Кубанского казачества;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан.
Количественные параметры:
- включенность каждого учащегося в воспитательные ситуации;
- качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, совместным делам);
- участие в конкурсах по гражданско-патриотической, казачьей тематике;
- проведение мероприятий.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость.
В результате реализации Программы ожидается:
1. В классе, как в образовательной системе:
- создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе выпускника:
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
- в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, края, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся, как основа личности гражданина России, родного края.
2.
Учебно - тематическое планирование.
1 год обучения
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | количество часов | ||
Теоретические учебные занятия | Практические учебные занятия | Экскурсии | |||
1. | Комплектование. Вводная часть. | 1 | 1 | ||
2. | Земля Кубанская | 5 | 4 | 1 | |
3. | Растительный мир | 5 | 2 | 2 | 1 |
4. | Животный мир | 5 | 3 | 1 | 1 |
5. | Родной город | 9 | 4 | 2 | 3 |
6. | Люди нашей станицы | 9 | 3 | 3 | 3 |
Итого | 34 | 17 | 9 | 8 |
2 год обучения
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | количество часов | ||
Теоретические учебные занятия | Практические учебные занятия | Выездные (индивид. учебные занятия) | |||
1. | Организационное занятие | 1 | 1 | ||
2. | Путешествие по родному краю | 3 | 2 | 1 | |
3. | Флора и фауна Кубани | 4 | 3 | 1 | |
4. | Имена и фамилии кубанцев | 2 | 1 | 1 | |
5. | История Кубани | 4 | 3 | 1 | |
6. | История Полтавской | 2 | 1 | 1 | |
7. | Достопримечатель ности ст. Полтавской | 8 | 4 | 2 | 2 |
8. | Кубани славные сыны | 2 | 2 | ||
9. | Твои земляки- герои | 3 | 1 | 1 | 1 |
10 | Поэты и писатели Кубани | 2 | 2 | ||
11 | Поэты и писатели Полтавской | 2 | 1 | 1 | |
12 | Работа по исследовательским проектом | 3 | 3 | ||
Всего часов | 36 | 21 | 11 | 4 |
3 год обучения
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | количество часов | ||
Теоретические учебные занятия | Практические учебные занятия | Выездные (индивид. учебные занятия) | |||
1. | Организационное занятие | 1 | 1 | ||
2. | Быт казака. | 6 | 3 | 2 | 1 |
3. | Кубанская семья | 6 | 3 | 3 | |
4. | Казачий фольклор | 10 | 5 | 3 | 2 |
5. | Творчество выдающихся земляков. | 4 | 2 | 1 | 1 |
6. | Казачьи обряды и праздники | 6 | 2 | 3 | 1 |
7. | Работа по исследовательским проектом | 3 | 3 | ||
Всего часов | 36 | 16 | 15 | 5 |
4 год обучения
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | количество часов | ||
Теоретические учебные занятия | Практические учебные занятия | Выездные (индивид. учебные занятия) | |||
1. | Организационное занятие | 1 | 1 | ||
2. | Быт казака. | 8 | 4 | 3 | 1 |
3. | Кубанская семья. | 5 | 4 | 1 | |
4. | Казачий фольклор. | 10 | 5 | 3 | 2 |
5. | Творчество выдающихся земляков. | 3 | 2 | 1 | |
6. | Казачьи обряды и праздники. | 6 | 2 | 3 | 1 |
7. | Работа по исследовательским проектам | 3 | 3 | ||
Всего часов | 36 | 21 | 11 | 4 |
3. Содержание программы.
1 год обучения.
- Комплектование. Вводная беседа. (1 ч.)
Подготовка помещения. Инструктаж по технике безопасности.
Задачи и содержание работы краеведческого кружка. Организация занятий. Значение работы.
- Земля кубанская. ( 5 ч.)
Положение на карте. Границы. Реки, озера и моря края. Города и станицы.
Практическое занятие: зарисовка.
- Растительный мир. (5 ч.)
Цветы и травы. Деревья. Лекарственные растения.
Практическое занятие: зарисовка, игра «Отгадай растение».
Экскурсия в рощу.
- Животный мир. (5ч.)
Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые.
Практическое занятие: Викторина о животных.
Экскурсия в ЭБЦ.
- Родной город. (9 ч.)
От станицы к городу. Родная школа. Знаменитые выпускники школы. Библиотеки. Музеи. Предприятия.
Практические занятия: Твой город прошлого (зарисовка), игра-праздник, посвященная родному городу.
Экскурсии в библиотеку, городской музей, экскурсия на МЭЗ.
- Люди нашего города. (9 ч.)
Профессии родителей. Знаменитые жители Полтавской. Герои – земляки.
Практические занятия: Конкурс сочинений «Моя семья», «Кем я стану», утренник «Все профессии важны».
Экскурсии в городской музей, на консервный завод, на хлебозавод.
2 год обучения.
- Организационное занятие. (1 ч.)
Задачи и содержание работы кружка. Организация занятий.
- Путешествие по родному краю. (3 ч.)
Кубань на карте России. Моря. Реки. Озера. Полезные ископаемые.
Практическое занятие: зарисовка.
- Флора и фауна Кубани. (4 ч.)
Степи. Лесостепи. Горы.
Практическое занятие: изготовление макета одной из природных зон.
- Имена и фамилии кубанцев. ( 2 ч.)
Возникновение и значение имен и фамилий кубанцев.
Практическое занятие: конкурс сочинений «Что значит мое имя».
- История Кубани. (4 ч.)
Земля кубанская. Лента времени. Поселения кубанцев-казаков. Одежда в разные времена.
Практическое занятие: Изготовление модели одежды казака и казачки.
- История Полтавской. (2 ч.)
Станица Полтавская- станица Красноармейская. Улицы Полтавской.
Экскурсия по улице Красной.
- Достопримечательности ст.Полтавской. (8 ч.)
Символы Полтавской. Памятники. Культурные центры. Транспорт.
Практические занятия: Игра «Знай сигналы светофора», конкурс рисунков «Твой памятник герою».
- Кубани славные сыны (2 ч.)
В.О.В. на Кубани. Герои Войны. Партизанское движение. Дети-герои.
- Твои земляки- герои (3 ч.)
Полтавская в годы В.О.В. Их именами названы улицы. Их именами названы школы.
Практическое занятие: Изучение семейных архивов: фотографий, трудовых книжек, военных билетов, наградных документов и др.
Посещение памятников героям.
- Поэты и писатели Кубани (2 ч.)
В. Бардадым. В. Неподоба, К. Обойщиков.
- Поэты и писатели Полтавской (2 ч.)
А. Киричек. Л. Мирошникова, А. Мезенцев.
Практическое занятие: Составление стихов о Полтавской.
- Работа по исследовательским проектам (3 ч.)
Виды проектов. Выбор темы проекта, определение целей и задач проекта. Работа над содержанием проекта. Защита проекта.
3 год обучения.
- Организационное занятие. (1 ч.)
Задачи и содержание работы кружка. Организация занятий.
- Быт казака. (6ч.)
Жилище казаков. Знакомство с хатой казака. Жизнь и труд казаков. Знакомство с орудиями труда казаков. Казачий костюм (создание костюма для куклы). Народные промыслы и ремесла. Гончарное ремесло казака. Конь у казака.
- Кубанская семья. (6ч.)
Возникновение имен и фамилий на Кубани. Быт кубанской семьи. Посуда в кубанской семье. Казак и родители. Отношение к старшим. Рождение казака. Праздник матери – казачки. Этикет у казаков.
- Казачий фольклор. (10 ч.)
Кубанская речь. Кубанские диалекты. Казачьи пословицы и поговорки, считалки. Загадки. Колыбельные песни казаков. Кубанские сказки. Игры кубанских казаков. Игрушки наших дедушек и бабушек. Легенды и были черноморья
- Творчество выдающихся земляков. ( 4 ч.)
Знакомство с творчеством Захарченко и Кубанского Казачьего хора. Знакомство с творчеством казачьего хора ст. Полтавской. Знакомство с творчеством Н.А. Ивеншева.
- Казачьи обряды и праздники. ( 6ч. )
Обряды и праздники на Кубани. Пасхальные яйца, обрядовый хлеб. Рождественские колядки, щедровки. Масленица на Кубани. Традиции и обычаи Кубани. Народные приметы.
- Работа по исследовательским проектам (3 ч.)
Виды проектов. Выбор темы проекта, определение целей и задач проекта. Работа над содержанием проекта. Защита проекта.
- год обучения.
- Организационное занятие. (1 ч.)
Задачи и содержание работы кружка. Организация занятий.
- Быт казака. (8ч.)
Жилище казаков. Обряды при строительстве. Внутреннее убранство хаты. Из истории мужской и женской одежды станичников. Кубанская кухня. Кузнечное дело на Кубани. Этикет у казаков. Оружие казака.
- Кубанская семья. (5ч.)
Жизнь и труд казаков. Казак – воин, защитник земли русской. Возникновение имен и фамилий на Кубани. Казак и родители. Отношение к старшим. Честь казака. Рождение казака. Мать – казачка. Родильный обряд. Обряд имянаречения.
- Казачий фольклор. (10 ч.)
Кубанская речь. Кубанские диалекты. Казачьи пословицы, поговорки, считалки. Загадки. Колыбельные песни казаков. Кубанские сказки. Игры кубанских казаков. Легенды и были черноморья. Создание войскового хора.
- Творчество выдающихся земляков. ( 3 ч.)
Знакомство с творчеством Захарченко и «Кубанского Казачьего хора». Знакомство с творчеством Пономаренко.
- Казачьи обряды и праздники. ( 6ч. )
Обряды и праздники на Кубани. Обряд «Проводы на службу». Пасха на Кубани. Великий пост. Рождество на Кубани. Масленица на Кубани. Традиции и обычаи на Кубани. Народные приметы.
- Работа по исследовательским проектам (3 ч.)
Виды проектов. Выбор темы проекта, определение целей и задач проекта. Работа над содержанием проекта. Защита проекта.
4.
Предполагаемые результаты реализации программы.
При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно -прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.
5.
Формы и виды контроля
При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно -прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.
6.
Методические рекомендации.
При составлении календарно – тематического планирования на занятиях возможно чередование теоретических бесед по темам из разных разделов программы. Процесс обучения идет по спирали: возвращаясь к старым темам, учащиеся глубже знакомятся с материалом, углубляют знания, детально изучают все вопросы краеведения.
Необходимо также подготовить ребят к преодолению любых трудностей, воспитывать чувство взаимопомощи.
Целесообразно наладить учёт достижений учащихся. Для этого можно завести «Дневник кружковца», куда нужно записывать участие во всех мероприятиях: соревнованиях, походах, защите проектов и т.д. Необходимо оформить «Уголок краеведа», где будут освещаться основные моменты работы кружка.
При проведении некоторых занятий можно привлекать учителей географии, истории, физкультуры, а также школьного врача.
Некоторые занятия на втором году обучения полезно проводить в форме докладов, мультимедийных презентаций, выполненных учащимися самостоятельно.
Главное, чтобы на занятиях воспитывалось доброе отношение ко всему живому, развивался интерес к прошлому и настоящему своего города, края, страны. Необходимо сформировать у учащихся навыки исследовательской работы.
При прохождении многих тем можно использовать игровую и соревновательную формы, позволяющие детям проявить свои знания и умения, но также необходимо учить работать детей в команде, работать дружно и быстро.
Вопросам техники безопасности уделяется значительная часть времени и рассматриваются эти вопросы во всех разделах программы. Беседы, тесты по технике безопасности должны проводиться перед каждым выходом, во время практических занятий.
7.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)* | |
| |
2. Печатные пособия | |
| |
3. Технические средства обучения | |
| |
4. Экранно-звуковые пособия | |
5. Игры и игрушки | |
6. Оборудование класса | |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа культура родного края
Актуальность программы заключена в том, что она рассчитана на детей, находящихся в условиях отсутствия языковой среды. В силу сложившихся исторических условий жизни приангарских бурят здесь нико...
Дополнительная образовательная программа "Мой родной край"
Данная программа направлена на развитие у обучающихся мотивации к познанию родного края и расширение культурного опыта. Програм...
Рабочая программа кружка "Родной край"
Рабочая программа кружка "Родной край" для 3 класса (проектная деятельность)...
Конкурсно – игровая программа «Знатоки родного края» в начальных классах
Конкурсно – игровая программа «Знатоки родного края» в начальных классах посвящена 90- летнему юбилею Икрянинского района.Данная разработка в развлекательно- игровой форме позволяет у...
Общеобразовательная программа «Истоки родного края».
Общеобразовательная программа «Истоки родного края». направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры, что способствует формированию любв...
Программа кружка "Родной край"
Знание истории своего родного края, его природы, знаменитых людей, прославивших наш край, нашу родную землю - важнейшая составляющая в воспитании подрастающего поколения. Я разработала программу кружк...
Рабочая программа. История родного края. 3 класс
Программа составлена на основе рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области по преподаванию регионального компонента «Брянский край». Авторы: В.Н....