Программа кружка "Кубань родная-край казачий"
рабочая программа по теме

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности по ФГОС соответствует требованиям и состоит из пояснительной записки, краткого содержания, тематического планирования, планируемых результатов и списка использованной литературы. Срок реализации программы-4 года.  Возраст 6,5-11 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_kuban_rodnaya_-_kray_kazachiy.docx42.93 КБ

Предварительный просмотр:

Красноармейский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

ст. Полтавской

    УТВЕРЖДЕНО

                                                                           решение педсовета протокол №__

от ______20__   года

                                                                           Председатель педсовета

                                                                         _____________    Л.Ф.Братикова

                                                                    Подпись, печать  ОУ            Ф.И.О.

                                                                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

«Кубань родная – край казачий»

                         

Направление - общекультурное.

             

                                         

Срок реализации - 4 года

Возрастной диапазон начала освоения программы - 6,5 л. -11 л.

Направленность - духовно-нравственное  направление.

Форма организации образовательного процесса - групповая, индивидуальная.

Составитель - учитель нач. классов МОУ СОШ № 1

      Шейкина О.В.

            Обращение к старому, возрождение старого,
           сохранение его - это не отказ от нового,
          это новое понимание старого, своих корней,
          это ощущение себя в истории.
            Академик Д. С. Лихачев.
                       1.

                                             ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Введение.

     Потребности современного общества возлагают на школу задачи не

только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного  адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. 

     Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.  Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к  новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.  

     У каждого из нас есть прошлое и настоящее, каждый из нас стремится к будущему. Каждый из нас должен свято беречь прошлое, быть патриотом своей родины - большой и маленькой.

     История родного края, казачьего края, как и история нашего государства, необходима каждому из нас.

     В конце ХVIII века  на Кубань переселились наши предки, бывшие запорожские казаки. Росли и развивались кубанские станицы со своим бытом, культурой, поверьями и обрядами.

      Сейчас всем очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Очевидно и то, что глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда ребенок начинает осваивать их с самого малого возраста. Воспитание традиционных культурных ценностей должно идти с рождения. Так я вышла на проблему  «Развитие творческого начала в человеке, в его первичной социализации, в овладении опытом общения с окружающими его людьми, природой, искусством, развития человека в человеке на материале традиционной культуры кубанского казачества»

          Актуальность проблемы патриотического воспитания детей.

     В нашей школе, как и в других школах края, ведется работа по сохранению, распространению и развитию национальной культуры. Поэтому в целях сохранения и возрождения казачества, как исторически сложившейся культурно - этнической общности,  в 2011-2012 учебном году на базе 1-х классов был организован кружок гражданско - патриотического воспитания «Кубань родная – край казачий»

     Была выдвинута  гипотеза, что созданные кружка казачьей направленности на базе МОУСОШ № 1  ст.Полтавской помогут ученикам, получить все необходимые знания по истории и культуре родного края, а проведение различных  внеклассных мероприятий будут способствовать изучению истории казачества, быта, традиций, обрядов, промыслов и ремесел казаков.

      Объектом программы стали содержательные, технологические, иллюстративные и технические средства по теме «Казачество России».

                                            Цель и задачи программы.

Цель:

- воспитание учащихся на духовных и нравственных основах казачества; Возрождение духовных, исторических и патриотических традиций Кубанского казачества.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

- воспитание гражданина через уважение к своей малой родине, понимание ее особенностей, восприятие Кубани как части целого – России;

- способствование социализации младшего школьника в ходе принятия им гуманистических норм существования в среде обитания.

Возраст детей, участвующих в организации программы. Сроки реализации Программы.

Программа «Кубань родная – край казачий» рассчитана на 4 года. Программа ориентирована на учащихся начальной школы, коллектив педагогов  муниципального образовательного учреждения и родителей  учащихся.  

Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и их родители.

Форма реализации Программы.

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

           Принцип, положенный в основу массовых мероприятий.

Патриотическое воспитание понимается  как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.

Программа опирается на принцип социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Этапы реализации Программы.

I этап: проектный.

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи: 

1.Изучить нормативную базу, подзаконные акты.

2.Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.

3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

4.Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический.

Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Кубань родная – край казачий».

Задачи:

1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

2. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.

3. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

4. Проводить мониторинг реализации программы.

5. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический.

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи: 

1.Обобщить результаты работы.

2.Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

3.Спланировать работу на следующий период.

Механизм реализации Программы.

Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МОУ СОШ №1  сотрудничает с казачеством, библиотеками. Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.

При планировании работы учитываются традиционные, институциональные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения  институциональных, муниципальных, региональных, федеральных конкурсах.

Оценка эффективности реализации Программы.

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

1. Сформированность гражданских навыков:

  • умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
  • умение принимать и защищать свои решения;
  • готовность к участию в общественных делах;
  • готовность к образованию.

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

  • патриотизм и любовь к Родине, родному краю;
  • символика Российской Федерации, Кубанского казачества;
  • национальное самосознание;
  • уважение чести и достоинства других граждан.

Количественные параметры: 

  • включенность каждого учащегося в воспитательные ситуации;
  • качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к  учреждению, к педагогу, совместным делам);
  • участие в конкурсах по гражданско-патриотической, казачьей тематике;
  • проведение мероприятий.

Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость.

В результате реализации Программы ожидается:

1. В  классе, как в образовательной системе:

  • создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
  • обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
  • вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе  выпускника:

  • в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
  • в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, края, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции;
  • в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся, как основа личности гражданина России, родного края.

2.

 Учебно - тематическое планирование.

1 год обучения

Наименование

разделов, блоков, тем

Всего часов

количество

часов

Теоретические учебные занятия

Практические

учебные занятия

Экскурсии

1.

Комплектование.

Вводная часть.

1

1

2.

Земля Кубанская

5

4

1

3.

Растительный мир

5

2

2

1

4.

Животный мир

5

3

1

1

5.

Родной город

9

4

2

3

6.

Люди нашей станицы

9

3

3

3

Итого

34

17

9

8

2 год обучения

Наименование

разделов, блоков, тем

Всего часов

количество

часов

Теоретические учебные занятия

Практические

учебные занятия

Выездные

(индивид. учебные занятия)

1.

Организационное занятие

1

1

2.

Путешествие по родному краю

3

2

1

3.

Флора и фауна Кубани

4

3

1

4.

Имена и фамилии кубанцев

2

1

1

5.

История Кубани

4

3

1

6.

История Полтавской

2

1

1

7.

Достопримечатель ности ст. Полтавской

8

4

2

2

8.

Кубани славные сыны

2

2

9.

Твои земляки- герои

3

1

1

1

10

Поэты и писатели Кубани

2

2

11

Поэты и писатели Полтавской

2

1

1

12

Работа по исследовательским проектом

3

3

Всего часов

36

21

11

4

                 

3 год обучения

Наименование

разделов, блоков, тем

Всего часов

количество

часов

Теоретические учебные занятия

Практические

учебные занятия

Выездные

(индивид. учебные занятия)

1.

Организационное занятие

1

1

2.

Быт  казака.

6

3

2

1

3.

Кубанская семья

6

3

3

4.

Казачий фольклор

10

5

3

2

5.

Творчество выдающихся земляков.

4

2

1

1

6.

Казачьи обряды и праздники

6

2

3

1

7.

Работа по исследовательским проектом

3

3

Всего часов

36

16

15

5

4 год обучения

Наименование

разделов, блоков, тем

Всего часов

количество

часов

Теоретические учебные занятия

Практические

учебные занятия

Выездные

(индивид. учебные занятия)

1.

Организационное занятие

1

1

2.

Быт  казака.

8

4

3

1

3.

Кубанская семья.

5

4

1

4.

Казачий фольклор.

10

5

3

2

5.

Творчество выдающихся земляков.

3

2

1

6.

Казачьи обряды и праздники.

6

2

3

1

7.

Работа по исследовательским проектам

3

3

Всего часов

36

21

11

4

3. Содержание программы.

1 год обучения.

  1. Комплектование. Вводная беседа. (1 ч.)

Подготовка помещения. Инструктаж по технике безопасности.

Задачи и содержание работы краеведческого кружка. Организация занятий. Значение работы.

  1. Земля кубанская. ( 5 ч.)

Положение на карте. Границы. Реки, озера и моря края. Города и станицы.

Практическое занятие: зарисовка.

  1. Растительный мир. (5 ч.)

Цветы и травы. Деревья. Лекарственные растения.

Практическое занятие: зарисовка, игра «Отгадай растение».

Экскурсия в рощу.

  1. Животный мир. (5ч.)

Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые.

Практическое занятие: Викторина о животных.

Экскурсия в ЭБЦ.

  1. Родной город. (9 ч.)

От станицы к городу. Родная школа. Знаменитые выпускники школы. Библиотеки. Музеи. Предприятия.

 Практические занятия: Твой город прошлого (зарисовка), игра-праздник, посвященная родному городу.

Экскурсии в библиотеку, городской музей, экскурсия на МЭЗ.

  1. Люди нашего города. (9 ч.)

Профессии родителей. Знаменитые жители Полтавской. Герои – земляки.

Практические занятия: Конкурс сочинений «Моя семья», «Кем я стану», утренник «Все профессии важны».

Экскурсии в городской музей, на консервный завод, на хлебозавод.

2 год обучения.

  1. Организационное занятие. (1 ч.)

Задачи и содержание работы кружка. Организация занятий.

  1. Путешествие по родному краю. (3 ч.)

Кубань на карте России. Моря. Реки. Озера. Полезные ископаемые.

Практическое занятие: зарисовка.

  1. Флора и фауна Кубани. (4 ч.)

Степи. Лесостепи. Горы.

Практическое занятие: изготовление макета одной из природных зон.

  1. Имена и фамилии кубанцев. ( 2 ч.)

Возникновение и значение имен и фамилий кубанцев.

Практическое занятие: конкурс сочинений «Что значит мое имя».

  1. История Кубани. (4 ч.)

Земля кубанская. Лента времени. Поселения кубанцев-казаков. Одежда в разные времена.

Практическое занятие: Изготовление модели одежды казака и казачки.

  1. История Полтавской. (2 ч.)

Станица Полтавская- станица Красноармейская. Улицы Полтавской.

Экскурсия по улице Красной.

  1. Достопримечательности ст.Полтавской. (8 ч.)

Символы Полтавской. Памятники. Культурные центры. Транспорт.

Практические занятия: Игра «Знай сигналы светофора», конкурс рисунков «Твой памятник герою».

  1. Кубани славные сыны (2 ч.)

В.О.В. на Кубани. Герои Войны. Партизанское движение. Дети-герои.

  1. Твои земляки- герои (3 ч.)

Полтавская в годы В.О.В. Их именами названы улицы. Их именами названы школы.

Практическое занятие: Изучение семейных архивов: фотографий, трудовых книжек, военных билетов, наградных документов и др.

Посещение памятников героям.

  1.  Поэты и писатели Кубани (2 ч.)

В. Бардадым. В. Неподоба, К. Обойщиков.

  1. Поэты и писатели Полтавской (2 ч.)

А. Киричек. Л. Мирошникова, А. Мезенцев.

Практическое занятие: Составление стихов о Полтавской.

  1.  Работа по исследовательским проектам (3 ч.)

Виды проектов. Выбор темы проекта, определение целей и задач проекта. Работа над содержанием проекта. Защита проекта.

3 год обучения.

  1. Организационное занятие. (1 ч.)

Задачи и содержание работы кружка. Организация занятий.

  1. Быт  казака. (6ч.)

       Жилище казаков. Знакомство с хатой казака. Жизнь и труд казаков. Знакомство с орудиями труда казаков. Казачий костюм (создание костюма для куклы). Народные промыслы и ремесла. Гончарное ремесло казака. Конь у казака.

  1. Кубанская семья. (6ч.)

       Возникновение имен и фамилий на Кубани. Быт кубанской семьи. Посуда в кубанской семье. Казак и родители. Отношение к старшим. Рождение казака. Праздник матери – казачки. Этикет у казаков.

  1. Казачий фольклор. (10 ч.)

        Кубанская речь. Кубанские диалекты. Казачьи пословицы и поговорки, считалки. Загадки. Колыбельные песни казаков. Кубанские сказки. Игры кубанских казаков. Игрушки наших дедушек и бабушек. Легенды и были черноморья

  1. Творчество выдающихся земляков. ( 4 ч.)

       Знакомство с творчеством Захарченко и Кубанского Казачьего хора. Знакомство с творчеством казачьего хора ст. Полтавской. Знакомство с творчеством Н.А. Ивеншева.

  1. Казачьи обряды и праздники. ( 6ч. )

       Обряды и праздники на Кубани. Пасхальные яйца, обрядовый хлеб. Рождественские колядки, щедровки. Масленица на Кубани. Традиции и обычаи Кубани. Народные приметы.

  1. Работа по исследовательским проектам (3 ч.)

              Виды проектов. Выбор темы проекта, определение целей и задач проекта. Работа над содержанием            проекта. Защита проекта.

  1. год обучения.
  1. Организационное занятие. (1 ч.)

Задачи и содержание работы кружка. Организация занятий.

  1. Быт  казака. (8ч.)

Жилище казаков. Обряды при строительстве. Внутреннее убранство хаты. Из истории мужской и женской одежды станичников. Кубанская кухня. Кузнечное дело на Кубани. Этикет у казаков. Оружие казака.

  1. Кубанская семья. (5ч.)

Жизнь и труд казаков. Казак – воин, защитник земли русской. Возникновение имен и фамилий на Кубани. Казак и родители. Отношение к старшим. Честь казака. Рождение казака. Мать – казачка. Родильный обряд. Обряд имянаречения.

  1. Казачий фольклор. (10 ч.)

      Кубанская речь. Кубанские диалекты. Казачьи пословицы, поговорки, считалки. Загадки.                         Колыбельные песни казаков. Кубанские сказки. Игры кубанских казаков. Легенды и были черноморья. Создание войскового хора.

  1. Творчество выдающихся земляков. ( 3 ч.)

Знакомство с творчеством Захарченко и «Кубанского Казачьего хора». Знакомство с творчеством Пономаренко.

  1. Казачьи обряды и праздники. ( 6ч. )

Обряды и праздники на Кубани. Обряд «Проводы на службу».  Пасха на Кубани. Великий пост. Рождество на Кубани. Масленица на Кубани. Традиции и обычаи на Кубани.  Народные приметы.

  1. Работа по исследовательским проектам (3 ч.)

              Виды проектов. Выбор темы проекта, определение целей и задач проекта. Работа над содержанием            проекта. Защита проекта.

4.

Предполагаемые результаты реализации программы.

При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно -прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.

5.

Формы и виды контроля

При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно -прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.

6.

Методические рекомендации.

        При составлении календарно – тематического планирования на занятиях возможно чередование теоретических  бесед по темам из разных разделов программы.  Процесс обучения идет по спирали: возвращаясь к старым темам, учащиеся глубже знакомятся с материалом, углубляют знания, детально  изучают все вопросы краеведения.

   Необходимо  также подготовить ребят к преодолению любых трудностей, воспитывать чувство взаимопомощи.

     Целесообразно  наладить учёт достижений учащихся. Для этого можно завести «Дневник кружковца», куда нужно  записывать участие во всех мероприятиях: соревнованиях, походах, защите проектов и т.д.   Необходимо оформить «Уголок краеведа», где будут освещаться основные моменты работы кружка.

    При проведении некоторых занятий можно привлекать учителей географии, истории, физкультуры, а также школьного врача.

     Некоторые занятия на втором году обучения полезно проводить в форме докладов,  мультимедийных презентаций, выполненных учащимися самостоятельно.

    Главное, чтобы на занятиях воспитывалось доброе отношение ко всему живому, развивался интерес к прошлому и настоящему своего города, края, страны. Необходимо сформировать у учащихся навыки исследовательской работы.

   При прохождении многих тем можно использовать  игровую и соревновательную формы, позволяющие детям проявить свои знания и умения, но также необходимо учить работать детей в команде, работать дружно и быстро.

         Вопросам техники безопасности уделяется значительная часть времени и рассматриваются  эти вопросы во всех разделах программы. Беседы, тесты по технике безопасности должны проводиться перед каждым выходом, во время практических занятий.

7.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*

  1. Бондарь В.В. «Войсковой град Екатеринодар» К., 2000.
  2. Громов В.П., отец Сергий, Ю.Н. Загудаев и др. «Учебное пособие по военно-патриотическому воспитанию и основам военной службы», К.,  2005.
  3. Маслова А.В.  «Кубанская старина», К.,2009.
  4. Еременко Е.Н., Покладова Е.В., Соболь А.Г. «Основы православной культуры» (издательство «Мир Кубани».
  5. Мирук М.В.,Еременко Е.Н., Чуп О.В. Программа дополнительного образования детей «История и культура кубанского казачества» (1-4 классы), (издательство «Традиция», 2009.
  6. Методические материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по кубановедению, 3 класс, автор – составитель Еременко Е.Н.- Краснодар: Вика-Принт, 2006.
  7. Методические материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по кубановедению, 4 класс, автор – составитель Еременко Е.Н.- Краснодар: Вика-Принт, 2006.
  8. Платонов И. «Кубань Православная - Первозванная.»  Тамань-Краснодар, 2000.
  9. Ткаченко П.И. Кубанские пословицы и поговорки. Краснодар, изд. «Традиция».
  10. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
  11. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М., 2006.
  12. Ратушняк В.Н. «Родная Кубань. Страницы истории: Книга для чтения»       К., 2003-2004.

                                                        2. Печатные пособия

  1. Печатные пособия
  2. Демонстрационный материал ( лото, предметные картинки)

3. Технические средства обучения

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
  2. Экспозиционный экран
  3. Ноутбук
  4. Мультимедийный проектор

4. Экранно-звуковые пособия

5. Игры и игрушки

6. Оборудование класса

  1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
  2. Стол учительский с тумбой.
  1. Шкафы для хранения учебников, дидактического материала, пособий и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа культура родного края

Актуальность программы заключена в том, что она рассчитана на детей, находящихся в условиях отсутствия языковой среды. В силу сложившихся исторических условий жизни приангарских бурят здесь нико...

Дополнительная образовательная программа "Мой родной край"

Данная программа направлена на   развитие у обучающихся мотивации к познанию родного края и расширение  культурного опыта.     Програм...

Рабочая программа кружка "Родной край"

Рабочая программа кружка "Родной край" для 3 класса (проектная деятельность)...

Конкурсно – игровая программа «Знатоки родного края» в начальных классах

Конкурсно – игровая программа  «Знатоки родного края»  в начальных классах посвящена 90- летнему юбилею Икрянинского района.Данная разработка в развлекательно- игровой форме позволяет у...

Общеобразовательная программа «Истоки родного края».

  Общеобразовательная программа «Истоки родного края». направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры, что способствует формированию любв...

Программа кружка "Родной край"

Знание истории своего родного края, его природы, знаменитых людей, прославивших наш край, нашу родную землю - важнейшая составляющая в воспитании подрастающего поколения. Я разработала программу кружк...

Рабочая программа. История родного края. 3 класс

Программа составлена на основе рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области по преподаванию регионального компонента «Брянский край». Авторы: В.Н....