«Патриотическое воспитание младших школьников»
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Вязовская Ольга Валерьевна

Данная работа была  представлена на районной научно-практической конференции «Патриотическое воспитание в учреждениях образования Коношского района: традиции и современный опыт»  27 марта 2015 года.  Здесь рассматривается вопрос патриотического воспитания младших школьников через систему уроков, внеклассных мероприятий, участие в различных конкурсах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика уровня толерантности младших школьников  через систему независимых оценок.

Педагогическим работникам школы, родителям предлагается определить уровень толерантности конкретного ребенка по нижеследующей шкале, указав необходимое числовое значение (см. табл. 1).

Таблица 1

Шкала оценки уровня толерантности у детей младшего школьного возраста через систему независимых экспертов.

Оценка

Уровень сформированности качества

Характеристика внешних проявлений толерантности

«1»

Уровень интолерантности

Ребенок проявляет враждебность, агрессивность по отношению к окружающим, не желает учитывать мнения, советы других людей, подозрительность к окружающим, не сформирована адекватная самооценка, правильная оценка окружающих, держится относительно обособленно, старается избегать активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, отказывается идти на уступки, нетерпелив, в речи использует негативную лексику.

«2»

Низкий уровень толерантности

Ребенок не всегда может правильно оценить свои действия и поступки, действия и поступки окружающих, признает возможность существования иного, другого, однако обычно уверен в его ошибочности, придерживается собственных представлений, проявляет нетерпение, невыдержанность, чаще всего не способен общаться со сверстниками на равных, драчлив, может использовать в речи негативную лексику.

«3»

Достаточный уровень толерантности

Ребенок стремится к объективной оценке окружающих и обоснованности своих суждений о них, признает наличие иного и его право на существование, проявляет готовность к сотрудничеству, равноправному общению, доброжелателен, достаточно терпелив стремится не использовать грубой негативной лексики.

«4»

Высокий уровень толерантности

Ребенок открыт для многообразия мнений, обладает самоконтролем, выдержкой, умеет правильно оценить свои действия и действия окружающих, умеет слушать собеседника, правильно и точно выражать свои мысли, умеет сотрудничать, обладает высокой культурой поведения, умеет признавать свои ошибки, способен к сопереживанию, честен, в речи не использует негативной лексики.

Обработка результатов. Находится индивидуальный средний балл каждого школьника по формуле:

G = (A1 + A2 + … + An) / n

где G – индивидуальный средний балл каждого школьника по толерантности (уровень толерантности младшего школьника на основе обработки данных, полученных  от независимых экспертов); A1, A2,an  - оценки экспертов: педагогов, родителей; n – число экспертов.

        Индивидуальный средний балл школьника по толерантности соотносится с приведенной выше шкалой. в результате определяется уровень толерантности личности младшего школьника.

Анализ диагностики уровня толерантности младших школьников

  через систему независимых оценок.

12 марта 2015 года была проведена диагностика уровня толерантности младших школьников   через систему независимых оценок, в которой необходимо было определить уровень толерантности конкретного ребенка по шкале, указав необходимое числовое значение (см. табл. 1).

Таблица 1

Шкала оценки уровня толерантности у детей младшего школьного возраста через систему независимых экспертов.

Оценка

Уровень сформированности качества

Характеристика внешних проявлений толерантности

Учащиеся

«1»

Уровень интолерантности

Ребенок проявляет враждебность, агрессивность по отношению к окружающим, не желает учитывать мнения, советы других людей, подозрительность к окружающим, не сформирована адекватная самооценка, правильная оценка окружающих, держится относительно обособленно, старается избегать активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, отказывается идти на уступки, нетерпелив, в речи использует негативную лексику.

«2»

Низкий уровень толерантности

Ребенок не всегда может правильно оценить свои действия и поступки, действия и поступки окружающих, признает возможность существования иного, другого, однако обычно уверен в его ошибочности, придерживается собственных представлений, проявляет нетерпение, невыдержанность, чаще всего не способен общаться со сверстниками на равных, драчлив, может использовать в речи негативную лексику.

«3»

Достаточный уровень толерантности

Ребенок стремится к объективной оценке окружающих и обоснованности своих суждений о них, признает наличие иного и его право на существование, проявляет готовность к сотрудничеству, равноправному общению, доброжелателен, достаточно терпелив стремится не использовать грубой негативной лексики.

Батманов Владислав, Голубев Никита, Горностаев Владислав, Гущина Анастасия, Дерягина Кристина, Кочкарев Никита, Кропивник Дарья, Кузнцова Александра, Малышкина Божена, Никулин Владислав, Попов Дмитрий, Пригодин Дмитрий, Юрьева Марина.

«4»

Высокий уровень толерантности

Ребенок открыт для многообразия мнений, обладает самоконтролем, выдержкой, умеет правильно оценить свои действия и действия окружающих, умеет слушать собеседника, правильно и точно выражать свои мысли, умеет сотрудничать, обладает высокой культурой поведения, умеет признавать свои ошибки, способен к сопереживанию, честен, в речи не использует негативной лексики.

Галанина Анастасия

Обработка результатов. Находится индивидуальный средний балл каждого школьника по формуле:

G = (A1 + A2 + … + An) / n

где G – индивидуальный средний балл каждого школьника по толерантности (уровень толерантности младшего школьника на основе обработки данных, полученных  от независимых экспертов); A1, A2,an  - оценки экспертов: педагогов, родителей; n – число экспертов.

        Индивидуальный средний балл школьника по толерантности соотносится с приведенной выше шкалой. в результате определяется уровень толерантности личности младшего школьника.

Средний балл по классу – 3.

 Результаты диагностики: проведена диагностика уровня толерантности младших школьников   через систему независимых оценок, по результатам которой у 13 учащихся достаточный уровень толерантности. Такие дети стремятся к объективной оценке окружающих и обоснованности своих суждений о них, признают наличие иного и его право на существование, проявляют готовность к сотрудничеству, равноправному общению, доброжелательны, достаточно терпеливы, стремятся не использовать грубой негативной лексики. Один учащийся имеет высокий уровень толерантности: ребенок открыт для многообразия мнений, обладает самоконтролем, выдержкой, умеет правильно оценить свои действия и действия окружающих, умеет слушать собеседника, правильно и точно выражать свои мысли, умеет сотрудничать, обладает высокой культурой поведения, умеет признавать свои ошибки, способен к сопереживанию, честен, в речи не использует негативной лексики.


ФИО ученика ___________________________________________________

Оценка

Характеристика внешних проявлений толерантности

«1»

Ребенок проявляет враждебность, агрессивность по отношению к окружающим, не желает учитывать мнения, советы других людей, подозрительность к окружающим, не сформирована адекватная самооценка, правильная оценка окружающих, держится относительно обособленно, старается избегать активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, отказывается идти на уступки, нетерпелив, в речи использует негативную лексику.

«2»

Ребенок не всегда может правильно оценить свои действия и поступки, действия и поступки окружающих, признает возможность существования иного, другого, однако обычно уверен в его ошибочности, придерживается собственных представлений, проявляет нетерпение, невыдержанность, чаще всего не способен общаться со сверстниками на равных, драчлив, может использовать в речи негативную лексику.

«3»

Ребенок стремится к объективной оценке окружающих и обоснованности своих суждений о них, признает наличие иного и его право на существование, проявляет готовность к сотрудничеству, равноправному общению, доброжелателен, достаточно терпелив стремится не использовать грубой негативной лексики.

«4»

Ребенок открыт для многообразия мнений, обладает самоконтролем, выдержкой, умеет правильно оценить свои действия и действия окружающих, умеет слушать собеседника, правильно и точно выражать свои мысли, умеет сотрудничать, обладает высокой культурой поведения, умеет признавать свои ошибки, способен к сопереживанию, честен, в речи не использует негативной лексики.

ФИО ученика ___________________________________________________

Оценка

Характеристика внешних проявлений толерантности

«1»

Ребенок проявляет враждебность, агрессивность по отношению к окружающим, не желает учитывать мнения, советы других людей, подозрительность к окружающим, не сформирована адекватная самооценка, правильная оценка окружающих, держится относительно обособленно, старается избегать активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, отказывается идти на уступки, нетерпелив, в речи использует негативную лексику.

«2»

Ребенок не всегда может правильно оценить свои действия и поступки, действия и поступки окружающих, признает возможность существования иного, другого, однако обычно уверен в его ошибочности, придерживается собственных представлений, проявляет нетерпение, невыдержанность, чаще всего не способен общаться со сверстниками на равных, драчлив, может использовать в речи негативную лексику.

«3»

Ребенок стремится к объективной оценке окружающих и обоснованности своих суждений о них, признает наличие иного и его право на существование, проявляет готовность к сотрудничеству, равноправному общению, доброжелателен, достаточно терпелив стремится не использовать грубой негативной лексики.

«4»

Ребенок открыт для многообразия мнений, обладает самоконтролем, выдержкой, умеет правильно оценить свои действия и действия окружающих, умеет слушать собеседника, правильно и точно выражать свои мысли, умеет сотрудничать, обладает высокой культурой поведения, умеет признавать свои ошибки, способен к сопереживанию, честен, в речи не использует негативной лексики.



Предварительный просмотр:

О.В. Вязовская,

учитель начальных классов

МБОЕ «Ерцевская СОШ», п. Ерцево

«Патриотическое воспитание младших школьников».

Патриотическое  воспитание -  часть  общей  культуры  государства.  Задача  педагогов – как  можно  раньше пробудить  в  ребенке  любовь  к  родной  земле, воспитывать любовь и уважение  к  близким,  к родному  дому, родной  школе. Необходимо  с детства  формировать  такие  качества,  которые помогут  ребенку стать  настоящим человеком  и  гражданином  общества.

Что же такое патриотизм? По толковому словарю русского языка С.И. Ожегова,  «патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу». Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Основой моей воспитательной работы является программа духовно-нравственного развития  и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, одним из направлений которой является воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.

Цель  патриотического воспитания –  воспитание  уважительного отношения  к  героическому    прошлому  Родины,  развитие  социальной  активности, патриотизма и гражданской  позиции.  Срок  реализации  программы – четыре  года. На каждый учебный год поставлены определенные задачи: в 1 классе делается упор на отношения в семье между старшими и младшими, вводятся понятия «Родина», «столица»; во 2 классе учащиеся знакомятся с правами и обязанностями гражданина России, учатся негативному отношению к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей. В 3 - 4 классах – изучаются  основные события истории Российского государства, рассматривается политическое устройство государства, дети учатся  отвечать за свои поступки,  прививается интерес к участию в делах класса, школы, семьи, поселка, воспитывается уважение к защитникам Родины.

Ценностями патриотического воспитания  выступают такие понятия, как: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Основной формой патриотического воспитания являются классные часы. За 3,5 года освещены темы: «Моя малая Родина», «Отечественная война 1812 года», «День народного единства (400летие освобождения Москвы ополчением Минина и Пожарского)», «Олимпиада – 2014 год», «День Победы», «Коношскому району – 80 лет», посвящённые истории нашей Родины.  

Темы «Моя семья – мое богатство», «Здоровые дети в здоровой семье», «Папа, мама, я – спортивная семья» учат детей любить и беречь свою семью.

На классных часах я стараюсь сформировать у детей также положительное отношение к законам и их выполнению, способствовать формированию их правовой культуры (темы: «Основной закон РФ», «Наше право», «Права в жизни»). Классный час «Мы все разные, но все ученики с равными правами» раскрыл детям такое понятие, как толерантность.

Вопросы патриотизма рассматривались также на уроках. В учебниках хорошо подобраны задания, которые помогают воспитывать ребёнка, не навязывая своего мнения, а подводить его к нужному выводу.  

На уроках окружающего мира учащиеся заочно отправляются в путешествия по знаменитым городам  нашей страны: «Путешествие по Золотому кольцу», «Путешествие по Москве».  

На уроках литературного чтения знакомятся с историей родины через различные произведения известных русских писателей о нашей стране, о красоте нашей природы.

Рубрика «Путешествие в прошлое» учебника  математики, через  решение задач, знакомит детей с жизнью наших предков, их развитием, с великими учеными, открытиями, великими путешественниками.  

Уроки русского языка учат любить русский язык и русское слово.   На уроках «Основы религиозных культур и светской этики» учащиеся учатся толерантному отношению к  представителям разных мировоззрений и культурных традиций, населяющим нашу многонациональную страну, быть милосердными, добрыми, знакомятся с народными праздниками.   Ребята участвовали в создании социальной рекламы по  теме «Спешите делать добро!» (плакаты были размещены в классном кабинете).    На уроках  ИЗО и технологии ребята знакомятся с национальным декоративно-прикладным искусством, народными обрядами и традициями.

Региональный УМК «Морянка» также способствует воспитанию  уважительного отношения  к  нашей малой родине - Архангельской области.

Воспитанию  уважительного отношения  к  героическому    прошлому  Родины,  развитию  социальной  активности, патриотизма и гражданской  позиции помогают внеурочные мероприятия:    

         - общешкольное мероприятие «Масленица»,

- смотр строя и песни,

- мероприятия декады правовых знаний,

- экскурсии в школьный музей,

- участие в мероприятиях Центра досуга, Детской школы искусств поселка: «День пожилых людей» (концерт), «День матери» (концерт, конкурс рисунков),

- мероприятия, посвящённые Дню Защитника Отечества («Рыцарский турнир»), игровая программа к 8 марта «А ну-ка девочки».

- участие в школьных конкурсах «Мы все разные – мы все равные» (рисунки), «Мы этой памяти верны» (чтецов ко Дню Победы), в районных конкурсах «Моя родина Архангельская область» в номинации «Рисунок», районном заочном конкурсе детского творчества «Край мой Коношский» в номинации «Рисунок» ( победитель), в региональном конкурсе детских рисунков «Экология глазами детей» (победитель районного конкурса), участие в областном конкурсе рисунков «Возвращение к истокам» (благодарность) .

Воспитывают патриотические качества занятия кружков «Праздники, традиции и ремесла народов России», «Экономика: первые шаги».  Кружок «Праздники, традиции и ремесла народов России» знакомит учащихся с праздниками, традициями и ремёслами русского народа, со старинным русским бытом и новым русским бытом (со времён Петра I); воспитывает интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; формирует толерантность, чувство патриотизма и гражданственности. При изучении кружка «Экономика: первые шаги» ученики получают знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов. Тема «Богатство и бедность» поднимает вопросы этики: отношение к богатству и милосердию. Учащиеся понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом и нуждается в помощи).

12 марта 2015 года была проведена диагностика уровня толерантности младших школьников   через систему независимых оценок, по результатам которой у 13 учащихся достаточный уровень толерантности. Такие дети стремятся к объективной оценке окружающих и обоснованности своих суждений о них, признают наличие иного и его право на существование, проявляют готовность к сотрудничеству, равноправному общению, доброжелательны, достаточно терпеливы, стремятся не использовать грубой негативной лексики. Один учащийся имеет высокий уровень толерантности: ребенок открыт для многообразия мнений, обладает самоконтролем, выдержкой, умеет правильно оценить свои действия и действия окружающих, умеет слушать собеседника, правильно и точно выражать свои мысли, умеет сотрудничать, обладает высокой культурой поведения, умеет признавать свои ошибки, способен к сопереживанию, честен, в речи не использует негативной лексики.

Обучающиеся достигли таких воспитательных результатов:

·ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

·элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

·опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

·опыт социальной и межкультурной коммуникации;

·начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

 Список использованной литературы

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Постановление Правительства Российской Федерации 11 июля 2005 г. № 422.

2. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.

3. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2008. – № 4. – С. 23.

4. Батурина Г. И. Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники): Пособие для воспитателей и учителей / Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». – М.: Школьная пресса, 2003.

5. Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная      школа (плюс и минус). – 2010. – № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по патриотическому воспитанию младших школьников "Я и моя семья"

Цель программы:   Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности...

Урок изобразительного искусства в начальных классах как составная часть патриотического воспитания младших школьников

Урок изобразительного искусства  в начальных классах как составная часть патриотического воспитания младших школьников...

Урок изобразительного искусства в начальных классах как составная часть патриотического воспитания младших школьников.

Урок изобразительного искусства  в начальных классах как составная часть патриотического воспитания младших школьников. Доклад сопровождается презентацией...

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Материал выступления на районной педагогической конференции по патриотическому воспитанию младших школьников...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ статья

В статье дается определение патриотизму и система работы  по патриотическому воспитанию...