Создание детско-взрослой общности как условие реализации педагогического проекта
статья на тему

Перед учителем неизбежно встает масса труднейших вопросов: как воспитать в каждом ребенке чувство доброты, отзывчивость и непримиримость ко злу? Как создать условия для творческого развития, самореализации, личностного роста каждого ученика? Воспитание подрастающего поколения осуществляется совместными усилиями учителя и родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon pedproekt.zip12.29 КБ

Предварительный просмотр:

Создание детско-взрослой общности

как условие реализации

педагогического проекта.

Иванникова  Ю. Ю.

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 849 

        Процесс обучения и воспитания детей – сложное и ответственное дело. Перед учителем неизбежно встает масса труднейших вопросов: как воспитать в каждом ребенке чувство доброты, отзывчивость и непримиримость ко злу? Как создать условия для творческого развития, самореализации, личностного роста каждого ученика? Воспитание подрастающего поколения осуществляется совместными усилиями учителя и родителей.  

        Родители моего класса мало времени уделяют школьной деятельности детей, слабо контролируют домашнее задание, дети мало читают, часто не готовы к урокам, некоторые - плохо воспитаны, пассивны. Отношение детей в классе агрессивно по отношению друг к другу.

         Замысел моего проекта состоит в том, чтобы создать детско-взрослую общность, включающую детей класса, их родителей и учителя, на примере детского проекта "Моя семья".

         Исходя из этого, планируя проектную деятельность своих учащихся, я ставлю перед собой следующую цель:

             создание благоприятных условий для взаимопонимания учителя и родителей в развитие личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентации, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала.

        

        Для реализации этой цели мною были намечены следующие задачи:

●        активизировать навыки эмоционального общения ребенка с членами семьи

●        привить навыки сотрудничества с другими людьми

●        активизировать взаимодействия между учащимися

●        развивать творческие и коммуникативные способности ребенка: умения монологической и диалогической речи, умение владеть аудиторией, интервьюирование и др.

●        воспитать у учащихся самостоятельность, коллективизм, ответственность за себя и за других членов коллектива

●        развивать познавательный интерес, умение использовать дополнительную литературу.

●        развивать системное, критическое мышление, умения применять полученные знания, при решение задач различной направленности

Содержание работы по реализации проекта:

        Первый этап.

        В первую очередь, мне надо было заручиться поддержкой родителей моих учеников, без которых не возможно полноценно реализовать педагогический проект. Я хотела выяснить, на чью помощь я могу рассчитывать при реализации задуманного педпроекта. Для этого на родительском собрание было проведено анкетирование родителей. Я выяснила,  что только 17 % были готовы заниматься проектной деятельностью со своими детьми.

Второй этап.

        Введение детей в проблему, осмысление проблемной ситуации. Были поставлены цели:

●        осознать роль семьи в жизни человека

●        изучить историю своей семьи (родословную), род занятий членов семьи, родственные связи и отношения

●        понять свою роль в семье

●        подобрать фотографии, отражающие родословную и важные моменты в жизни семьи, а также впечатления о семейных путешествиях, труде и отдыхе, создать небольшой семейный альбом

Примерный план действий.

        На этом этапе одна из основных задач это развитие творческой и познавательной инициативы.

        Третий этап.

         При работе над первой целью детского проекта на этом этапе, учитывая разносторонность интересов детей, были созданы творческие группы. Каждый участник группы примет на себя две-три роли из перечисленных ниже:

●        теоретик (каждый участник группы по своему устройству)

●        поисковик

●        аналитик

●        оформитель презентации

        Результатом этого этапа вовлечение каждого члена группы в работу. Все вопросы решались сообща. Контроль над выполнением работы внутри группы осуществляли сами учащиеся, я отслеживала общую работу, помогала в затруднительных ситуациях, высказывала рекомендации. С другой стороны, если работа в группе явно "не клеилась", я сохраняла за собой право раздать учащимся индивидуальные задания, тем самым, стимулируя их для дальнейшей работы над проектом.  

        На этом этапе произошло создание детской общности в классе.

Четвертый этап.

        На четвертом этапе происходила работа над индивидуальными проектами. Учащимися   были разработаны вопросы для родителей для составления генеалогического древа. Состоялся первый опыт интервьюирования. Подбор материала в виде семейных фотографий, из которых складывался альбом. Индивидуальные проекты получились очень разнообразные, т.к. кто-то более глубоко представил в проекте родословную, кто-то -семейные увлечения, кто-то - отдых и путешествия.

        В результате этой работы произошло создание детско-взрослой общности. При чем возросло число родителей, принимающих участие в проектной деятельности.

Пятый этап.

        Состоялся завершающий этап проекта. На презентации проектов присутствовали дети и их родители. Дети рассказывали о своих близких, представляли генеалогическое древо и семейные реликвии, знакомили со своими обычаями, и даже поделились рецептом и угостили семейным блюдом.

         Дети, видя своих родителей и родителей товарищей в классе, чувствуют их искреннюю заинтересованность в своих успехах, а родители также лучше узнают класс, а не только своего ребенка.

        Работа над педпроектом продолжается, но уже сейчас можно сказать, что произошли изменения в результатах образования и развития детей.

        Первые шаги по созданию детско-взрослой общности в нашем классе мы уже сделали. Теперь возлагаем огромные надежды на ее укрепление и тесное сотрудничество.

Полученные результаты.

        Антропологический компонент.

●        Повысился уровень субъектности детей по отношению к познавательной и творческой деятельности.

●         Произошло развитие детско-взрослой и детской общности.  

         Организационно-деятельностный компонент.

●        Изменилось образовательное пространства: организация работы в группе.

●        Разработана новая форма образовательной деятельности в классе- презентация детско-взрослых и групповых проектов и их результатов для класса.

        Научно-методический компонент.

●        Разработана и представлена система педагогической деятельности, направленная на создания детско-взрослой и детской общностей на примере детского проекта "Моя семья".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уклад прогимназии как условие развивающейся детско-взрослой образовательной общности

Начало XXI века характеризуется инновационным развитием Российского сообщества, создающим новый образ жизни – новый уклад, определяющийся изменениями в идеологии, экономике, общественной жизни России,...

Преодоление школьной дезадаптации посредством формирования детско-взрослой общности

Разработка и практическая реализация модели обучающегося в период адаптации и развития детско-взрослой общности образовательного учреждения...

«Создание методических рекомендаций к сборнику социальных проектов 4А класса, сопровождая обучающихся на внеурочной деятельности «Проектная деятельность» и защита проекта в условиях самоизоляции»

Содержание проекта таково, что способствует формированию активной гражданской позиции у обучающихся и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже у тех ребят, которые в силу ряда при...

Детско-взрослый проект "Моя семья!

Детско-взрослый проект«Моя семья»...

Детско-взрослое сообщество как инструмент, влияющий на развитие личности.

Детско-взрослое сообщество состоит из 3 столпов:  ребенок (субъект) участник отношений,  от которого исходит активность  ----------  родитель ------------ педагог.В современной шко...

Доклад «Эффективные практики детско-взрослого партнерства в школе».

Создание единой образовательной системы в оказании качественной психологической помощи участникам образовательного процесса является важным направлением в системе медико-социально и психолого-педагоги...