Создание детско-взрослой общности как условие реализации педагогического проекта
статья на тему
Перед учителем неизбежно встает масса труднейших вопросов: как воспитать в каждом ребенке чувство доброты, отзывчивость и непримиримость ко злу? Как создать условия для творческого развития, самореализации, личностного роста каждого ученика? Воспитание подрастающего поколения осуществляется совместными усилиями учителя и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedproekt.zip | 12.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание детско-взрослой общности
как условие реализации
педагогического проекта.
Иванникова Ю. Ю.
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 849
Процесс обучения и воспитания детей – сложное и ответственное дело. Перед учителем неизбежно встает масса труднейших вопросов: как воспитать в каждом ребенке чувство доброты, отзывчивость и непримиримость ко злу? Как создать условия для творческого развития, самореализации, личностного роста каждого ученика? Воспитание подрастающего поколения осуществляется совместными усилиями учителя и родителей.
Родители моего класса мало времени уделяют школьной деятельности детей, слабо контролируют домашнее задание, дети мало читают, часто не готовы к урокам, некоторые - плохо воспитаны, пассивны. Отношение детей в классе агрессивно по отношению друг к другу.
Замысел моего проекта состоит в том, чтобы создать детско-взрослую общность, включающую детей класса, их родителей и учителя, на примере детского проекта "Моя семья".
Исходя из этого, планируя проектную деятельность своих учащихся, я ставлю перед собой следующую цель:
создание благоприятных условий для взаимопонимания учителя и родителей в развитие личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентации, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала.
Для реализации этой цели мною были намечены следующие задачи:
● активизировать навыки эмоционального общения ребенка с членами семьи
● привить навыки сотрудничества с другими людьми
● активизировать взаимодействия между учащимися
● развивать творческие и коммуникативные способности ребенка: умения монологической и диалогической речи, умение владеть аудиторией, интервьюирование и др.
● воспитать у учащихся самостоятельность, коллективизм, ответственность за себя и за других членов коллектива
● развивать познавательный интерес, умение использовать дополнительную литературу.
● развивать системное, критическое мышление, умения применять полученные знания, при решение задач различной направленности
Содержание работы по реализации проекта:
Первый этап.
В первую очередь, мне надо было заручиться поддержкой родителей моих учеников, без которых не возможно полноценно реализовать педагогический проект. Я хотела выяснить, на чью помощь я могу рассчитывать при реализации задуманного педпроекта. Для этого на родительском собрание было проведено анкетирование родителей. Я выяснила, что только 17 % были готовы заниматься проектной деятельностью со своими детьми.
Второй этап.
Введение детей в проблему, осмысление проблемной ситуации. Были поставлены цели:
● осознать роль семьи в жизни человека
● изучить историю своей семьи (родословную), род занятий членов семьи, родственные связи и отношения
● понять свою роль в семье
● подобрать фотографии, отражающие родословную и важные моменты в жизни семьи, а также впечатления о семейных путешествиях, труде и отдыхе, создать небольшой семейный альбом
Примерный план действий.
На этом этапе одна из основных задач это развитие творческой и познавательной инициативы.
Третий этап.
При работе над первой целью детского проекта на этом этапе, учитывая разносторонность интересов детей, были созданы творческие группы. Каждый участник группы примет на себя две-три роли из перечисленных ниже:
● теоретик (каждый участник группы по своему устройству)
● поисковик
● аналитик
● оформитель презентации
Результатом этого этапа вовлечение каждого члена группы в работу. Все вопросы решались сообща. Контроль над выполнением работы внутри группы осуществляли сами учащиеся, я отслеживала общую работу, помогала в затруднительных ситуациях, высказывала рекомендации. С другой стороны, если работа в группе явно "не клеилась", я сохраняла за собой право раздать учащимся индивидуальные задания, тем самым, стимулируя их для дальнейшей работы над проектом.
На этом этапе произошло создание детской общности в классе.
Четвертый этап.
На четвертом этапе происходила работа над индивидуальными проектами. Учащимися были разработаны вопросы для родителей для составления генеалогического древа. Состоялся первый опыт интервьюирования. Подбор материала в виде семейных фотографий, из которых складывался альбом. Индивидуальные проекты получились очень разнообразные, т.к. кто-то более глубоко представил в проекте родословную, кто-то -семейные увлечения, кто-то - отдых и путешествия.
В результате этой работы произошло создание детско-взрослой общности. При чем возросло число родителей, принимающих участие в проектной деятельности.
Пятый этап.
Состоялся завершающий этап проекта. На презентации проектов присутствовали дети и их родители. Дети рассказывали о своих близких, представляли генеалогическое древо и семейные реликвии, знакомили со своими обычаями, и даже поделились рецептом и угостили семейным блюдом.
Дети, видя своих родителей и родителей товарищей в классе, чувствуют их искреннюю заинтересованность в своих успехах, а родители также лучше узнают класс, а не только своего ребенка.
Работа над педпроектом продолжается, но уже сейчас можно сказать, что произошли изменения в результатах образования и развития детей.
Первые шаги по созданию детско-взрослой общности в нашем классе мы уже сделали. Теперь возлагаем огромные надежды на ее укрепление и тесное сотрудничество.
Полученные результаты.
Антропологический компонент.
● Повысился уровень субъектности детей по отношению к познавательной и творческой деятельности.
● Произошло развитие детско-взрослой и детской общности.
Организационно-деятельностный компонент.
● Изменилось образовательное пространства: организация работы в группе.
● Разработана новая форма образовательной деятельности в классе- презентация детско-взрослых и групповых проектов и их результатов для класса.
Научно-методический компонент.
● Разработана и представлена система педагогической деятельности, направленная на создания детско-взрослой и детской общностей на примере детского проекта "Моя семья".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уклад прогимназии как условие развивающейся детско-взрослой образовательной общности
Начало XXI века характеризуется инновационным развитием Российского сообщества, создающим новый образ жизни – новый уклад, определяющийся изменениями в идеологии, экономике, общественной жизни России,...
Преодоление школьной дезадаптации посредством формирования детско-взрослой общности
Разработка и практическая реализация модели обучающегося в период адаптации и развития детско-взрослой общности образовательного учреждения...
«Создание методических рекомендаций к сборнику социальных проектов 4А класса, сопровождая обучающихся на внеурочной деятельности «Проектная деятельность» и защита проекта в условиях самоизоляции»
Содержание проекта таково, что способствует формированию активной гражданской позиции у обучающихся и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже у тех ребят, которые в силу ряда при...
Создание детско-взрослой общности в классе как условие успешного взаимодействия педагогов, учащихся и родителей.
Презентация...
Детско-взрослый проект "Моя семья!
Детско-взрослый проект«Моя семья»...
Детско-взрослое сообщество как инструмент, влияющий на развитие личности.
Детско-взрослое сообщество состоит из 3 столпов: ребенок (субъект) участник отношений, от которого исходит активность ---------- родитель ------------ педагог.В современной шко...
Доклад «Эффективные практики детско-взрослого партнерства в школе».
Создание единой образовательной системы в оказании качественной психологической помощи участникам образовательного процесса является важным направлением в системе медико-социально и психолого-педагоги...