Патриотическое воспитание.
план-конспект на тему

Сергеева Татьяна Никаноровна

Занятия по тематике «Патриот»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание.

Занятия по тематике «Патриот»

 «Богатыри земли русской» — включает занятия, приуроченные ко Дню защитника Отечества. На них школьники знакомятся с героическим прошлым нашей Родины, биографиями русских богатырей и полководцев (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, А.В. Суворов, М.И. Кутузов и др.), у них формируются представления о таких понятиях, как «героизм», «мужество», «верность» и «преданность Отечеству».

 «Человек и космос» — посвящен еще одной знаменательной дате России — Дню космонавтики. Цикл занятий раскрывает историю освоения космоса человеком.

Ко Дню Победы — «Этих дней не смолкнет слава», учащиеся не только знакомятся с героическими подвигами соотечественников, но и своими силами проводят праздничный концерт для ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Занятия проходят в нетрадиционных формах: игра-путешествие «Что такое символы», заочная экскурсия «Россия — моя большая Родина», волшебная лаборатория «На космическом корабле», познавательная игра «По улицам нашего города».

Каждый тематический блок завершается закрепляющими игровыми программами, конкурсами, спортивными соревнованиями, концертами, выставками, викторинами.

На занятиях используются: метод разъяснения (патриотический и гражданский долг на примере героических подвигов соотечественников); наглядные методы; практические методы (составление карт «Путешествие по городу», «По космическим просторам» с экскурсией в школьный музей, изготовление творческих альбомов «Достопримечательности родного города».

Итог занятия -  «Я — гражданин» — выпуск творческого журнала, который включает рисунки воспитанников по теме «Моя Родина — Россия», стихотворения детей о малой родине, написанные ими сказки, русские народные пословицы о родной стороне и храбрости воинов, практические задания (головоломки, кроссворды, загадки, шарады по темам программы).

У уч-ся формируются не только родино-ведческие понятия и представления, но и такие качества, как коллективизм, гуманизм, умение сплотиться, уважение к старшему поколению.

Познавательная игра «Моя Родина — Россия».

Задачи: формировать у учащихся стремление больше знать о своей Родине; познакомить с понятиями «Родина», «государственные символы», «президент», «символы президентской власти»; способствовать формированию чувства гордости за свою Родину; учить бережному отношению к историческому наследию и традициям народов России.

Оборудование: видеоаппаратура; аудиоаппаратура; запись песни «С чего начинается Родина?» (сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера); презентация фильма «Просторы России»; листки с пословицами о Родине; зашифрованная пословица; портрет Президента РФ; Конституция РФ; изображения штандарта, флага России, гербов разных городов; карандаши, фломастеры; бумага; текст гимна России с недописанными словами.

Ход мероприятия.

Звучит песня «С чего начинается Родина?».

—        Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине, ее просторах, государственных символах и законах. Мы неслучайно разделились с вами на команды. Ведь наше сегодняшнее занятие будет проходить в форме игры-соревнования. Дается одна минута, чтобы каждая команда придумала себе название, связанное с тематикой нашего занятия.

Школьники придумывают названия команд.

—        Итак, мы начинаем. Сейчас я прочитаю вам три высказывания, а вы должны ответить, какое из них является верным.

Родина — это место, где человек родился, вырос, где живут его родные и близкие люди.

    Родина — это место, где человеку хорошо жить.

    Родина — это место, где человек живет.

Да, действительно, Родина — это место, где человек родился, вырос, где живут его родные и близкие.

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной нашей,

Мы Родиной милой зовем.

А какая страна для вас является Родиной? (Россия.)

Верно, наша Родина — Россия. Кто из вас знает, откуда взялись слова «Русь» и «русский»?

Есть предположение, что слово «русский» появилось от названия древнего славянского племени «рось».

Некоторые исследователи полагают, что слово «Русь» происходит от слова «русло» — углубление, по которому течет река. Ведь на Руси множество больших и малых рек. И города, и деревни, и села наши предки строили на берегах водоемов.

А сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей огромной стране.

Презентация фильма «Просторы России».

—        Мы гордимся нашей великой Россией, ее разнообразной природой, богатыми недрами, в особенности трудолюбивыми и талантливыми людьми, ее населяющими. Что, по-вашему, нас всех объединяет? (Все мы — россияне.)

Конкурс «Объясни пословицу»

—        О любви к Родине сложили немало мудрых пословиц. Давайте попробуем их объяснить. Сейчас каждая команда получит листок с пословицей о Родине, нужно объяснить ее смысл. Оценивается правильность толкования. Время на выполнение задания — 2 минуты.

  • С родной земли умри — не сходи.
  • Родина краше солнца, дороже золота.
  • На чужой стороне Родина милей вдвойне.
  • Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
  • Родная земля и во сне снится.
  • Кто Родиной торгует, того кара не минует.
  • Родная сторона — мать, чужая — мачеха.

— У каждой страны есть человек, который ею управляет. Как называется должность такого человека? (Президент.) Верно. А как зовут нашего президента? (Учитель показывает портрет Президента России.) У нашего президента есть свои символы президентской власти. А что это за символы, мы сейчас с вами и узнаем.

В 1996 году были установлены символы президентской власти Российской Федерации: штандарт (флаг) Президента РФ, Знак Президента и специальный экземпляр текста Конституции. Символы президентской власти предполагается передавать вновь избранному президенту во время вступления в должность после принесения им клятвы на верность своему государству.

Штандарт представляет собой квадратное полотнище бело-сине-красного цвета с золотым изображением в центре государственного герба. (Учитель показывает изображение штандарта,) Полотнище окаймлено золотой бахромой. Штандарт находится в Москве, в служебном кабинете резиденции президента. Дубликат штандарта поднимается над резиденцией и на транспортных средствах президента.

В 1995 году символом президентской власти стал специально изготовленный единственный экземпляр официального текста Конституции РФ, на которой президент приносит присягу. (Учитель показывает Конституцию РФ.) Конституция — это основной закон страны, в ней написаны наши основные права и обязанности, например, учиться в школе, получать образование, становиться достойным гражданином своей страны. Там также записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам.

Какие вы знаете государственные символы? (Герб, гимн, флаг.)

А сейчас я предлагаю вам поговорить об одном из символов государственной власти. О каком, догадайтесь, отгадав загадку:

Гордо рею я на мачте корабля,

 И в бою солдаты берегут меня.

Я России часть и знак —

Бело-сине-красный... (флаг).

Давайте посмотрим на российский флаг. (Учитель показывает флаг России.)

Какого цвета наш флаг?

Кто знает, когда поднимают флаг? (Флаг поднимают, когда наши спортсмены одерживают победу в международных соревнованиях, в праздники.)

Кто знает, что означают цвета на нашем российском флаге?

Белый цвет — символ чистоты.

Синий цвет — символ благородства.

Красный цвет — символ мужества и храбрости.

О каком государственном символе мы не сказали? (О гербе.)

Давайте попробуем выбрать из изображений гербов российский герб. (Учитель раздает изображения гербов разных городов.) Под каким номером он находится?

Давайте его опишем. Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орел — символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны с запада и востока. Три короны над ним — символ кровного братства и единой истории трех восточнославянских народов — русских, украинцев, белорусов.

Скипетр и держава — символы государственной власти.

Конкурс - «Герб дружбы»

— Сейчас вам предстоит нарисовать герб своей команды. Он может быть различной формы: круглой, овальной, трапециевидной. Оценивается оригинальность, красочность. Конкурс оценивается по пятибалльной системе. Время на выполнение задания — 5 минут.

А теперь поговорим еще об одном государственном символе — гимне. Что это такое, гимн? Гимн — это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя. Когда исполняют гимн, мужчины снимают головные уборы.

— Молодцы, вы достойно справились со всеми заданиями. Давайте еще раз вспомним, что же мы сегодня делали, что нового узнали?

Сегодня мы с вами говорили о нашей Родине, ее государственных символах, символах президентской власти.

Самое прекрасное на свете — Родина. У каждого человека есть Родина, каждый любит ее, любит место, где он родился и живет, любит родные леса и поля. Человек любит людей, с которыми он живет, любит свой народ.

Берегите Россию — нет России друге

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце,

Это хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе...

Берегите Россию —

Без нее нам не жить.

Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть!

Учитель подводит итоги игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по патриотическому воспитанию младших школьников "Я и моя семья"

Цель программы:   Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности...

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Материал выступления на районной педагогической конференции по патриотическому воспитанию младших школьников...

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ статья

В статье дается определение патриотизму и система работы  по патриотическому воспитанию...