воспитательная программа "Школа толерантности"
материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В наше время всё чаще и больше стали уделять внимание межнациональным отношениям, теме толерантности. Данная программа воспитания и социализации учащихся направлена на укрепление толерантных взаимоотношений между школьниками, живущими и обучающимися в многонациональном микросоциуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
воспитательная программа "Школа толерантности" | 859.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №43»
Программа воспитания и социализации учащихся, школа толерантности.
Классный руководитель : Малых Н.С
Паспорт программы
Название программы | Программа воспитания и социализации учащихся ,школа толерантности. |
Сроки реализации программы | 1-4 класс |
Наименование учреждения | Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение «Средняя Общеобразовательная Школа №43» г.Улан-Удэ |
Автор программы | Малых Н.С, учитель начальных классов. |
Участники программы | Учащиеся-родители-учительское сообщество-общественность микрорайона |
Система контроля за исполнением Программы | Контроль за реализацией Программы осуществляется: - администрацией МАОУ СОШ № 43 г.Улан-Удэ, - классным руководителем - методическим объединением классных руководителей МАОУ СОШ № 43 - родителями класса |
1.Содержание программы.
Актуальность программы
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 годаопределена приоритетность воспитания:
«Формирование у школьников гражданской ответственности и правого самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе...»
Наша школа находится в отдаленном месте от города- это посёлок Стеклозавод. Наш посёлок многонациональный ,то есть в нём проживают : русские, буряты, татары, азербайджане и.т.д.
Когда стал строиться непосредственно сам Стеклозавод, очень много народа принимали в этом участие. Приезжали из других городов, сёл, посёлков люди строили этот завод. После запуска стекольного завода многих молодых специалистов по направлению отправляли работать на новый стекольный завод. Так люди и оставались здесь жить. Таким образом одним из ключевых фактором того ,что посёлок многонационален сыграл одну из важных ролей и завод.
Нормативно-правовой и документальной основой нижеизложенной Программы воспитания и социализации обучающихся ,школа толерантности являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт, концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, гражданско-патриотического воспитания, спортивно-оздоровительное воспитание, интеллектуальное ,трудовое и художественно-эстетическое воспитание. Программа разработана с учетом национального воспитательного идеала, культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей нашего региона, запросов семей и других субъектов образования.
В наше время всё чаще и больше стали уделять внимание межнациональным отношениям, теме толерантности. Многие из писателей, журналистов стали писать книги, статьи на эту тему, снимать кинофильмы. Вот некоторые из этих людей:
- Бардиер Г. Социальная психология толерантности.
- Гречко П.К. Различия. От терпимости к культуре толерантности.
- Ильинская С.Г. Толерантность.
- Макарова Т.В., Ларионова Г.Ф. Толерантность и правовая культура дошкольников.
- Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников.
- Строганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков. Воспитание толерантности.
2. Принципы на которых основывается программа.
Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни – это процесс формирования жизни обучающихся.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Пример – это модель выстраивания отношений ребенка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечивает возможность построения собственной системы ценностных отношений.
Принцип диалогического общения. Диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями, учителем и с другими взрослыми играет большую роль в формировании ценностных отношений. Диалог исходит из признания и уважения права школьника свободно выбирать и присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Выработка собственной системы ценностей невозможны без диалогического общения ребенка со взрослым.
Принцип идентификации (персонификации) Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы - яркие, эмоционально-привлекательные образы людей. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребенка.
Сроки реализации программы расчитаны на 2014-2018 учебный года.
3.Цели и задачи :
Цель:
- создание воспитательной среды, способствующей формированию толерантной личности, способной к саморазвитию.
-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагоги превратили во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитывали такие социально значимые качества личности, как: долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.
Задачи:
- выяснить исходное состояние и актуальные проблемы воспитательной среды, формирующей толерантную личность.
- разработать технологию формирования представлений о толерантной личности.
- обосновать формы активной воспитательной работы, направленные на формирование толерантного поведения.
- апробировать предлагаемые активные формы в работе воспитательной системы. ( Системы больших психологических игр, создающих условия для “погружения” и создания соответствующего личностного опыта и минитренингов конструктивного общения).
4. Этапы реализации программы:
1 класс
(2010-2011год.)
«Мы- толерантны»
Цели и задачи программы:
Цель данной программы – развитие представлений ребёнка о возможных способах толерантного взаимодействия. В ходе реализации программы ставится основная цель: развить потенциальные возможности ребёнка, сформировать установки на сотрудничество, построение позитивных отношений.
Достижение поставленных целей невозможно без создания у детей позитивной установки на сотрудничество, обеспечения эмоционального комфорта, психологической защищённости ребёнка, актуализации мотивации познавательной, поисковой, творческой активности, представления возможности апробировать приобретённые знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения.
№№ | Тема и программа. | Количество |
1. | Знакомство. Узнаём друг друга. | 1 |
2. | Учимся сотрудничать. Узнаём друг друга. | 1 |
3. | Мои представления о себе. | 1 |
4. | Что я могу? | 1 |
5. | Мир эмоций и чувств. | 1 |
6. | Уважая себя, учимся уважать других. | 1 |
7. | Я - они. Я глазами других. | 1 |
8. | Я среди людей. | 1 |
9. | Учимся договариваться. | 1 |
10. | Дружба, товарищество. | 1 |
11. | Мальчики и девочки. | 1 |
12. | Давайте жить дружно. | 1 |
13. | Мои привычки. | 1 |
14. | Мои четвероногие друзья. | 1 |
15. | Мир природы. | 1 |
16. | Экология вокруг нас. | 1 |
17. | Мой дом, семья. | 1 |
18. | Моя любимая игрушка. | 1 |
19. | Предметы вокруг. | 1 |
20. | Любимый лицей. | 1 |
21. | Я живу в Улан-Удэ. | 1 |
22. | Культура разных народов. | 1 |
23. | Моя родная республика. | 1 |
24. | Моё Отечество. | 1 |
25. | Я и моя история. | 1 |
26. | Иваны, родства не помнящие. | 1 |
27. | Золотые правила этики. | 1 |
28. | Светский этикет. | 1 |
29. | Самопрезентация в обществе. | 1 |
30. | Подари другому радость. | 1 |
31. | Уважай историю своего края. | 1 |
31. | Своё окружение. | 1 |
32. | Мои лучшие друзья. | 1 |
2 класс
(2011-2012 год.)
«Я и мои друзья»
Задачи:
- воспитывать уважение к себе, сверстникам и старшим;
- воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения людей;
- формировать стремление оказывать помощь и быть готовым ее принять;
- способствовать воспитанию у детей доброты и отзывчивости, развитию гуманистического, патриотического отношения к народу, к стране.
Цель: формирование толерантных отношений между детьми, развитие желания становиться лучше, самосовершенствоваться. Задачи: - воспитывать уважение к себе, сверстникам и старшим; - воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения людей; - формировать стремление оказывать помощь и быть готовым ее принять; - способствовать воспитанию у детей доброты и отзывчивости, развитию гуманистического, патриотического отношения к народу, к стране.
№п\п | Тема | Кол-во часов |
1. | Кто я? Какие мы? | 1 |
2. | О человеческом счастье. | 1 |
3. | Человек-кузнец своего счастья. | 1 |
4. | Что такое «хорошо» и что такое «плохо» ? | 1 |
5. | А нужны ли правила? | 1 |
6. | Что мы знаемо правах человека? | 1 |
7. | Я и мы. | 1 |
8. | Мой дом- моя крепость. | 1 |
9. | Я часть моей страны. | 1 |
10. | Моя школа. | 1 |
11. | Жизнь даётся один раз. | 1 |
12. | Уважение. | 1 |
13. | «А я думаю по-другому…» | 1 |
14. | Право на имя и гражданство. | 1 |
15. | Дом в котором я живу. | 1 |
16. | Беда может случиться с каждым. | 1 |
17. | Что такое дискриминация? | 1 |
18. | Защита от дискриминации. | 1 |
19. | Один для всех и все для одного. | 1 |
20. | О равнодушии и добре. | 1 |
21. | Совесть. | 1 |
22. | Друг познаётся в беде. | 1 |
23. | Не имей сто рублей, а имей сто друзей. | 1 |
24. | Что значит быть дисциплинированным? | 1 |
25. | Я придерживаюсь правил. | 1 |
26. | Учимся сочувствовать. | 1 |
27. | Нужна ли любовь и внимание? | 1 |
28. | Мои друзья не моей национальности. | 1 |
29. | Душа народа к добру зовёт | 1 |
30. | Жизнь в неволе (рабство). | 1 |
31. | Закон и беззаконие. | 1 |
32. | Живи с уважением. | 1 |
33. | Я и мой класс. | 1 |
34. | Мой город многонационален. | 1 |
3 класс
(2012-2013год.)
«Мы разные, но мы вместе»
Цель: формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия, расширить представления детей о правах человека.
Задачи:
- создавать условия для формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания, поддержки;
- развивать умения действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
- формировать качества, от которых зависит культура поведения; - помочь детям осознать значение труда и отдыха для человека.
№п\п | Тема | Кол-во часов |
1. | А нужны ли правила? | 1 |
2. | ООН и Всеобщая декларация о правах человека. | 1 |
3. | Документы ООН по правам ребёнка. | 1 |
4. | Закон –один для всех. | 1 |
5. | Честь и репутация. | 1 |
6. | Свобода выбора : где жить и с кем жить. | 1 |
7. | Собственность. | 1 |
8. | Свободный труд. | 1 |
9. | Имею право достойно жить. | 1 |
10. | Хочу быть образованным и культурным. | 1 |
11. | Учимся дружить. | 1 |
12. | Мальчики и девочки. | 1 |
13. | Я и моя малая Родина. | 1 |
14. | Презентации самообразования. | 1 |
15. | Презентации самообразования. | 1 |
16. | Наши общие праздники. | 1 |
17. | Я и группа. | 1 |
18. | Толерантность к себе. | 1 |
20. | Закон –один для всех | 1 |
21. | Свободный труд. | 1 |
22. | Дом в котором я живу. | 1 |
23. | Один для всех и все для одного. | 1 |
24. | Подари другому радость. | 1 |
25. | О равнодушии и добре. | 1 |
26. | Золотые правила этики. | 1 |
27. | Этнокалендарь. | 1 |
28. | Встреча с ветеранами ВОВ. | 1 |
29. | Путешествия по городам не выходя из класса. | 1 |
30. | Моя Родина . | 1 |
31. | Наши зарубежные друзья. | 1 |
32. | На родине у других народов. | 1 |
33. | Культура народов. | 1 |
34. | Мы-сила. | 1 |
4 класс
(2013-2014 год.)
«Толерантность»
Цель: Воспитание у подростков терпимого отношения к себе и к окружающим, независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности.
Задачи:
- Ознакомить с понятиями «толерантность», «толерантная личность»;
- Обсудить проявление толерантности и нетерпимости в обществе;
- Развить чувства собственного достоинства и умения уважать достоинства других;
- Учить осознавать многообразие проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии;
- Развить способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного диалога о самом себе.
№п\п | Тема | Кол-во часов |
1. | Что такое толерантность. | 1 |
2. | Эмблема толерантности. | 1 |
3. | Черты толерантной личности. | 1 |
4. | Чем отличается толирантная личность от интолерантной. | 1 |
5. | Я и группа: толерантность к себе. | 1 |
6. | Чувство собственного достоинства. | 1 |
7. | Я и группа: толерантность к себе и другим. | 1 |
8. | Толерантное общение. | 1 |
9. | Толерантность к другим: разные миры. | 1 |
10. | Толерантность к другим: неведомые миры. | 1 |
11. | Толерантность к другим: учимся сочувствию. | 1 |
12. | Толерантность –это сострадание. | 1 |
13. | Толерантность- уважение прав других. | 1 |
14. | Толерантность- уважение человеческого достоинства. | 1 |
15. | Толерантность- это гармония в многообразии. | 1 |
16. | Остров толерантности для всех жителей планеты Земля. | 1 |
17. | Терпение по отношению к окружающим. | 1 |
18. | Успешные ,независимые, счастливые. | 1 |
19. | Все люди различаются по внешнему виду. | 1 |
20. | Мы все такие разные. | 1 |
21. | Современный культурный человек. | 1 |
22. | Толерантный класс. | 1 |
23. | Уважай мнение других. | 1 |
24. | На пути к успеху вместе с толерантностью. | 1 |
25. | Будь великодушным по отношению к другим. | 1 |
26. | Не злорадствуй. | 1 |
27. | «Не воздавать злом на зло». | 1 |
28. | Человек-кузнец своего счастья. | 1 |
29. | Дом в котором я живу. | 1 |
30. | Культура народов. | 1 |
31. | Документы ООН по правам ребёнка. | 1 |
32. | О равнодушии и добре. | 1 |
33. | Формирование толерантного отношения. | 1 |
34. | Будь терпимее! | 1 |
Пути реализации направлений воспитательной деятельности и формы работы
Направления | Поставленные задачи | Формы работы | Сформированные компетентности |
Духовно-нравственное | - Формирование гуманистических отношений к окружающему миру. - Приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей. - Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира. - Формирование культуры и организации повседневного быта, навыков и привычек нравственного поведения. - Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | - Тематические классные часы по нравственной тематике; - Организация экскурсионных поездок с целью знакомства с историческим и культурным наследием края; - Тренинги; - Организация социально-значимых дел («Декада добрых дел», концерты для жителей социума на тему: «День пожилого человека», «День матери», «9 мая», «Масленица» и др.). | - Представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений между этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; - Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; - Уважительное отношение к традиционным религиям; - Неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; - Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; - Знание традиций гимназии, бережное отношение к ним. |
Гражданско- патриотическое | - Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной. -Формирование личности как активного гражданина – патриота, обладающего политической и правовой культурой, критическим мышлением, способного самостоятельно сделать выбор на основе долга, совести и справедливости. - Овладение технологией социального проектирования и участия в реальной жизни гражданского общества. - Воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений. - Развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края. | - Тематические классные часы, беседы, ролевые игры, обсуждение литературных произведений, - Участие в акциях («Обелиск», «Вместе поможем ветеранам», «Листая памяти страницы»). - Экскурсия по историческим и памятным местам города и края, посещение музеев. - КТД, празднование памятных дат. - Встречи с ветеранами, тружениками тыла, действующими военными. - Создание тематических проектов и компьютерных презентаций. | - Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению. - Элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга. - Первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры. - Опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции. - Опыт социальной и межкультурной коммуникации. - Начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища. |
Спортивно-оздоровительное | - Формирование стремления к здоровому образу жизни. - Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей. - Формирование негативного отношения к вредным привычкам и устойчивых навыков здорового образа жизни. | - Тематические классные часы, профилактические беседы. - Спортивные соревнования. - Встречи со специалистами. - Проведение инструктивных и тренировочных занятий по отработке навыков безопасного поведения. - Организация летнего отдыха детей. - Дни здоровья. | - Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей. - Представление о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека. - Представление о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества. - Знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. |
Интеллектуальное | -Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов. - Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. - Формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире. - Развитие самооценки, рефлексии. - Формирование целостной и научно обоснованной картины мира. - Развитие познавательных способностей. | - Внеурочная деятельность по предметам. - Интеллектуальные игры, олимпиады, исследовательские проекты. - Предметные недели. -Тренинги, анкетирование, беседы. - Использование ИКТ и Интернет-ресурсов. | - Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие. - Ценностное и творческое отношение к учебному труду. - Представления о различных профессиях. - Навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми. - Опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности. - Потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности. - Мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. |
Трудовое | - Формирование стремления к созидательному труду. - Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. | - Тематические классные часы, профилактические беседы. - Трудовые десанты. - Дежурство по классу и школе. | - Ценностное отношение к природе. - Первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства. - Личный опыт участия в экологических инициативах, проектах. |
Художественно-эстетическое | - Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. - Стремление формировать свою среду, свои действия по эстетическим, культурным критериям. - Воспитание чувственной сферы, чуткости, видения прекрасного. | - Посещение культурных центров города, области, - Традиционные общешкольные мероприятия (праздник знаний, поход – посвящение, осенние праздники, День матери, новогодние праздники, День дружбы и любви, День защитника отечества праздник весны, последний звонок). - Дни открытых дверей. - Просмотр и обсуждение спектаклей, кинофильмов, концертов. - | - Способность видеть красоту в окружающем мире. - Представление об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры. - Опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России. - Опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе. - Опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества; мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи. |
Реализация программы и достигнутые результаты
(анализ воспитательной работы в классе за 3 года: 2011-2014)
1. Аналитико-диагностическая деятельность, определение стратегии и тактики деятельности.
Социометрия 2-4 классы
В классном коллективе определяющим является взаимодействие между его членами, одним из методов изучения отношений внутри малой группы является метод социометрии. За 3 года формирования межличностных отношений в коллективе произошли значительные сдвиги: количество «предпочитаемых» выросло на 2 человека, «неоднозначных» уменьшилось на 3 человека, «аутсайдеров» – остались на одном уровне, число «нелюбимых» уменьшилось на 1-го человека , «лидеров» увеличилось на 2 человека, но произошло движение учащихся из группы в группу. Результаты этого исследования я использую не только как диагностические, но и для коррекционной работы: изменения положения ученика в классном коллективе, разрешения конфликтов и т.п.
Уровень нравственной воспитанности 2-4 классы
По этому тесту оценивалась нравственная воспитанность, состоящая из следующих показателей: нравственная самооценка, этика поведения, отношение к жизненным ценностям, нравственная мотивация. Согласно этому графику видна положительная динамика: высокий уровень нравственной воспитанности увеличился по сравнению со 2 классом на 4 %, средний – на 4 %. Соответственно стало меньше учащихся с низким уровнем воспитанности (на 2 %) и с уровнем воспитанности ниже среднего (на 3%).
Занятость детей в системе дополнительного образования
Система дополнительного образования играет одну из ведущих ролей в формировании социально активной личности, поэтому я постоянно вела учащихся к мысли о необходимости быть занятыми во внеурочное время (секция по футболу под руководством тренера Ю.А.Назарова, занятия в детской школе искусств по классу фортепиано и ИЗО, журналистика, вокально-эстрадные студии «Октава» и «Ирис», театральная студия «Азарт», занятия в кружке по информатике «Юный дизайнер»)
Проявление социальной активности
Являясь поселковой школой, мы принимаем самое активное участие, или, скорее всего, являемся главным лицом мероприятий, проводимых в п. Стеклозавод совместно с СКЦ «Кристалл», детской школой искусств № 13, детскими садами, работающими в микрорайоне.
1. Празднование Нового года (театрализованное представление, конкурсы, хоровод)
2. Масленица (театрализованное представление, конкурсы, организация продажи блинов, сладкие столы)
3. День Победы (митинг, концерт)
4. Организация спектаклей Театра кукол «Ульгэр» для учащихся школы в зале СКЦ «Кристалл».
5. 1 июня – «День защиты детей». (Организация развлекательной программы, сладкий стол, конкурсы, игры)
Социальное партнерство
- Участие в благотворительной акции «Помощь детям - сиротам».
- Участие в ряде мероприятий на основе сотрудничества с ЦГБ им. И. Калашникова (День памяти жертв политических репрессий, День матери, занятость детей в каникулярное время).
- Проведение совместных спортивных мероприятий с подростковым клубом «Бригантина» и «Парус».
- На основе сотрудничества организованы посещение спектаклей и проведение праздничных мероприятий с кукольным театром «Ульгэр», Русский Драматический театр, БГДТ им. Х. Намсараева.
- Принимаем участие в мероприятиях по профилактике табакокурения, наркомании и алкоголизма.
Духовно-нравственные качества личности и гражданская позиция
- Участие в акции «Ветеран живет рядом».
Экскурсии в село Тарбагатай («В гости к семейским»)
- Организация на базе класса детского объединения «Юные помощники полиции».
- Участие в конкурсе «Мама, пап, я – спортивная семья».
Интеллектуальное развитие
- Участие в конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Зимние интеллектуальные игры», «Кленовичок».
- Вовлечение в научно-исследовательскую деятельность.
- Участие в предметных неделях.
- Участие в конкурсе «Лучший читатель» совместно с библиотекой школы.
Таким образом, воспитательная система имеет системно-деятельностный характер, соответствует принципам, заложенным в ее основу, способствует социальной адаптации личности, развитию творческого потенциала учащихся в процессе сотрудничества, воспитанию самостоятельности.
Организация работы с родителями учащихся
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Поэтому я постоянно привлекаю родителей к совместной со мной и с учениками деятельности.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
- участие в органах классного и школьного самоуправления, Попечительского Совета МАОУ СОШ № 43;
- родительские собрания;
- открытые дни в школе;
- совместные творческие дела;
- помощь в укреплении материально-технической базы;
- социологические опросы.
Участие родителей в управлении школой
- совет школы (Общешкольный родительский комитет);
- попечительский Совет;
- классные родительские комитеты;
- управляющий Совет.
Исходя из выше изложенного, я прихожу к выводу, что данная система помогает целенаправленно и продуктивно организовывать воспитательную работу, решать наиболее важные педагогические проблемы, способствует достижению более существенных результатов в формировании духовно-нравственных компетенций учащихся, развитии их творческих способностей, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов, успешной социализации и активности личности. В основе системы воспитательной работы лежит личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы. За три года работы наблюдается положительная динамика по всем направлениям воспитательной системы. Использование в совместной работе с учащимися и родителями различных форм, приемов и способов организации воспитательной системы позволило сформировать ценностные установки учащихся, соответствующие требованиям, предъявляемым обществом и государством к современному школьнику.
Готовность перехода в среднее звено 4 класс Б.
№3 № | Фамилия Имя | Саморегуляция | Внимание | Понятийное мышление | Отношение к школе | Мотивы | самооценка | Уровень готовности |
1 | Аксенова Александра | средний | средний | средний | положительное | социальные | адекватная | средний |
2 | Арефьева Жанна | средний | низкий | средний | положительное | социальные | высокая | средний |
3 | Басанов Владислав | высокий | низкий | низкий | положительное | Познавательные | адекватная | средний |
4 | Бутакова Ирина | высокий | высокий | высокий | положительное | Познавательные | адекватная | ВЫСОКИЙ |
5 | Вторушин Егор | средний | низкий | средний | положительное | Ориентация на одобрение | высокая | средний |
6 | Гаевский Илья | высокий | низкий | средний | положительное | Познавательные | адекватная | средний |
7 | Буравлев Данил | средний | средний | низкий | положительное | Познавательные | адекватная | средний |
8 | Емельянов Валентин | высокий | низкий | средний | положительное | Познавательные | высокая | средний |
9 | Ефимова Анна | средний | низкий | низкий | положительное | социальные | высокая | средний |
10 | Иванова Татьяна | средний | низкий | низкий | положительное | Познавательные | адекватная | средний |
11 | Ильин Илья | средний | средний | низкий | положительное | Познавательные | высокая | средний |
12 | Карпова Дарья | средний | средний | низкий | положительное | Познавательные | высокая | средний |
13 | Карнаков Иван | средний | высокий | средний | положительное | Познавательные | адекватная | Выше среднего |
14 | Казыков Артемий | низкий | средний | средний | положительное | Познавательные | адекватная | средний |
15 | Кубасова Дарья | высокий | высокий | средний | положительное | Познавательные | высокая | Выше среднего |
16 | Кустова Олеся | высокий | средний | средний | положительное | Познавательные | высокая | средний |
17 | Коршунова Анастасия | средний | низкий | средний | положительное | социальные | высокая | средний |
18 | Литвинцев Егор | средний | средний | низкий | положительное | Познавательные | высокая | средний |
19 | Неводчикова Юлия | средний | средний | средний | положительное | Ориентация на одобрение | адекватная | средний |
20 | Смирнов Данил | средний | низкий | низкий | положительное | Ориентация на одобрение | адекватная | средний |
21 | Сумкин Никита | средний | средний | средний | положительное | социальные | высокая | средний |
22 | Терещенко Александр | высокий | низкий | низкий | положительное | социальные | адекватная | средний |
23 | Токарев Никита | средний | средний | низкий | положительное | социальные | адекватная | средний |
24 | Цындежапов Эрдэм | низкий | низкий | низкий | положительное | социальные | адекватная | Ниже среднего |
Вывод:
Уровень готовности высокий- 1 ученик, выше среднего-2 человека. Средний уровень готовности-20 человек, ниже среднего- 1 ученик. Отношение к школе у учащихся положительное. Познавательная мотивация учения-13 учеников, социальные мотивы-8 человек, Ориентация на одобрение- 3 человека. Самооценка: высокая- 11 человек, адекватная-13 человек. Саморегуляция: высокая-7 человек, средняя- 15 человек, низкая – 2 человека.
Педагог-психолог Полуэктова Н.С.
Уровень удовлетворенности учащихся
Классы | 3Б | 4Б |
Учебный год | 2012-2013 | 2013—2014 |
Количество | 25 | 26 |
Низкий уровень | 2 | - |
Средний уровень | 20 | 22 |
Высокий уровень | 3 | 4 |
Уровень класса | Ср. | Ср. |
Уровень воспитанности
классы | 3Б | 4Б |
Учебный год | 2012-2013 | 2013-2014 |
Кол-во | 25 | 26 |
Низкий уровень | - | - |
Средний уровень | 10 | 5 |
Хороший уровень | 13 | 19 |
Высокий уровень | 2 | 2 |
Уровень класса | хороший | хороший |
1 класс
2014-2015 уч.год
«Изучения удовлетворенности родителей работой педагога» 1 Б
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Высокая степень | Средняя степень | Низкая степень | ||
1. | Неклясов Д | + | ||
2 | Бахтигареева | + | ||
3 | Бугдаева Е | + | ||
4 | Бурдуковский | + | ||
5 | Власов К | + | ||
6 | Дерягина П | + | ||
7 | Калашникова | + | ||
8 | Карасев Д | + | ||
9 | Климов Ян | + | ||
10 | Курбатов В | + | ||
11 | Леденева А | + | ||
12 | Литвинцев Д | + | ||
13 | Мункуева В | + | ||
14 | Назаров А | + | ||
15 | Никоров Т | + | ||
16 | Порфирьев Е | + | ||
17 | Прохорская | + | ||
18 | Ринчинов Н | + | ||
19 | Симашова Я | + | ||
20 | Синицына О | + | ||
21 | Стрелкова В | + | ||
22 | Суяркулов Т | + | ||
23 | Хлызова К | + | ||
24 | Шайдуров В | + | ||
25 | Харина О | + | ||
26 | Андреев | + | ||
14 | 12 | |||
Средний Уровень удовлетворенности по классу -3 балла- средний |
Вывод: уровень удовлетворенности родителей работой педагога по классу средний. Вызвали затруднения у некоторой части родителей вопросы о перегруженности ребенка учебными занятиями и учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения.
1 Б класс Диагностики изучения готовности первоклассников к обучению в школе 21.09.14 | |||||||||||
Граф диктант | Образец и правило | Первая буква | социальная зрелость | Возможные эмоциональные проблемы в видах деятельности | рекомендации | ||||||
балл | уровень | балл | уровень | балл | уровень | балл | уровень | ||||
1 | Неклясов Д | 10б | С.у | 4б | С.у | Об | Н.у | 10б | С.у | математика | + |
2 | Бахтигареева | 4б | Н.у | 5б | С.у | 5б | В.у | 12б | С.у | математика | + |
3 | Бугдаева Е | 11б | С.у | 5б | С.у | 5б | В.у | 11б | С.у | письмо | |
4 | Бурдуковский | 12б | С.у | 5б | С.у | 5б | В.у | 10б | С.у | Межличностные отношения | |
5 | Власов К | 7б | С.у | 5б | С.у | 5б | В.у | 14б | В.у | чтение | |
6 | Дерягина П | 13б | С.у | 4б | С.у | 2б | Н.у | 12б | С.у | письмо | + |
7 | Калашникова | 9б | С.у | 5б | С.у | 5б | В.у | 11б | С.у | письмо | |
8 | Карасев Д | 12б | С.у | 5б | С.у | 5б | В.у | 6б | Н.у | Межличностные отношения | |
9 | Климов Ян | 12б | С.у | 6б | В.у | 5б | В.у | 9б | С.у | письмо | |
10 | Курбатов В | 10б | С.у | 4б | С.у | 5б | В.у | 10б | С.у | школа | |
11 | Леденева А | 16б | В.у | 5б | С.у | 5б | В.у | 15б | В.у | ----------------- | |
12 | Литвинцев Д | 7б | С.у | 5б | С.у | 4б | С.у | 13б | С.у | ----------------- | |
13 | Мункуева В | 12б | С.у | 6б | В.у | 5б | В.у | 9б | С.у | письмо | |
14 | Назаров А | 12б | С.у | 5б | С.у | 2б | Н.у | 10б | С.у | Межличностные отношения | + |
15 | Никоров Т | 3б | Н.у | 4б | С.у | 2б | Н.у | 10б | С.у | --------------- | |
16 | Порфирьев Е | 5б | Н.у | 4б | С.у | 1б | Н.у | 10б | С.у | письмо | + |
17 | Прохорская | 8б | С.у | 5б | С.у | 5б | В.у | 10б | С.у | ----------- | |
18 | Ринчинов Н | 6б | С.у | 5б | С.у | 5б | В.у | 10б | С.у | чтение | |
19 | Симашова Я | 7б | С.у | 5б | С.у | 5б | В.у | 10б | С.у | ---------- | |
20 | Синицына О | 4б | Н.у | 5б | С.у | 1б | Н.у | 10б | С.у | письмо | + |
21 | Стрелкова В | 12б | С.у | 5б | С.у | 2б | Н.у | 10б | С.у | письмо | + |
22 | Суяркулов Т | 9б | С.у | 5б | С.у | 3б | С.у | 10б | С.у | письмо | |
23 | Хлызова К | 8б | С.у | 5б | С.у | 5б | В.у | 12б | С.у | Межличностные отношения | |
24 | Шайдуров В | 6б | С.у | 5б | С.у | 5б | В.у | 12б | С.у | математика |
Граф диктант: справилось 83%, образец и правило: справилось 100%,Первая буква: справилось 70%, Соц. зрелость: справилось 95%.
Рекомендации: Неклясов, Дерягина, Назаров, Стрелкова: Возможны трудности в овладении грамотой. Следует очень тщательно проработать с ребенком пропедевтический этап обучения. Такому ребенку будут полезны дополнительные занятия по фонематическому анализу слов, развитию фонематического слуха.
Никоров, Порфирьев, Синицына: могут испытывать затруднения при выполнении фронтальных инструкций, относящихся ко всему классу. Возможны трудности в овладении грамотой. Следует очень тщательно проработать с ребенком пропедевтический этап обучения. Такому ребенку будут полезны дополнительные занятия по фонематическому анализу слов, развитию фонематического слуха
Бахтигареева: может испытывать затруднения при выполнении фронтальных инструкций, относящихся ко всему классу.
Карасев: У него может наблюдаться игровое отношение к учебным заданиям. Попытки жесткими мерами включить такого ребенка в систему школьной жизни могут привести к серьезным трудностям адаптации, вплоть до развития невроза и появления стойкой боязни школы. С такими детьми полезно проводить дополнительные общеразвивающие занятия в игровой форме.
МЕТОДИКА НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ
(Ковальчук М.А)
Фамилия И.О | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||||
балл | уровень | балл | уровень | балл | уровень | балл | уровень | |
Андреев И | 3 | Сред. | ||||||
Бахтигареева Л | 6 | Сред. | ||||||
Бугдаева Л | 6 | Сред. | ||||||
Бурдуковский Д | 6 | Сред. | ||||||
Власов К | 4 | Сред. | ||||||
Дерягина П | 5 | Сред. | ||||||
Калашникова А | 5 | Сред. | ||||||
Карасёв Д | 6 | сред | ||||||
Курбатов В | 6 | Сред. | ||||||
Климов Я | 7 | Сред. | ||||||
Леденёва А | 5 | Сред. | ||||||
Литвинцев Д | 7 | Сред. | ||||||
Мункуева В | 8 | Высокий. | ||||||
Назаров С | 4 | Сред. | ||||||
Неклясов Д | 5 | Сред. | ||||||
Никоров т | 2 | Низкий. | ||||||
Порфирьев Е | 4 | Сред. | ||||||
Прохорская Р | 5 | Сред | ||||||
Ринчинова Н | 6 | Сред. | ||||||
Симашова Я | 6 | Сред. | ||||||
Синицына О | 6 | Сред. | ||||||
Суяркулов Т | 5 | Сред. | ||||||
Стрелкова В | 2 | Низкий. | ||||||
Шайдуров В | 5 | Сред. | ||||||
Харина О | 5 | Сред. | ||||||
Хлызова К | 6 | Сред. |
Анкета 1 «Б»класса
«Изучение мнения родителей о качестве оказания школой образовательных услуг»
I.Расскажите немного о Вашем ребенке
1. мал-14 дев-12
2. Сколько лет Ваш ребенок учится в нашей школе?
Первый год- 26 детей.
3. В каком классе сейчас учится Ваш ребенок?
1 – в начальной школе (1-4 класс) -26
II. Обеспеченность и благоустройство образовательного учреждения
1. Какова, на Ваш взгляд, обеспеченность школы учебным оборудованием и наглядными пособиями для проведения уроков (например, карты, схемы, доски, компьютерные классы, интерактивное, аудио- и видео оборудование)
5 - 3 4 -8 3 - 9 2 -0 затрудняюсь ответить -5
2. Какова, на Ваш взгляд, обеспеченность школы учебниками:
5 - 10 4 - 10 3 - 6 2 - 0 затрудняюсь ответить -0
3. Каковы санитарно-гигиенические условия в школе (освещение, тепло, чистота):
5 - 7 4 - 7 3 - 6 2 - 0 затрудняюсь ответить - 6
4. Оцените обеспеченность учебных кабинетов мебелью:
5 - 15 4 - 5 3 - 0 2 - 0 затрудняюсь ответить -6
5. Оцените благоустройство школьной территории
5 -2 4 -5 3 -6 2 - 4 затрудняюсь ответить - 9
6. Оцените насколько Вас устраивает в школе:
- медицинское обслуживание
5 - 3 4 – 15 3- 2 2- 0 затрудняюсь ответить- 6
- организация школьного питания
5 - 13 4 - 13
- соблюдение безопасности пребывания ребенка в школе
5-0 4-16 3 -4 затрудняюсь ответить - 6
- организация охраны образовательного учреждения
5-0 4- 0 3-0 2 - 14 затрудняюсь ответить - 12
- организация отдыха, оздоровления обучающихся в каникулярный период (пришкольные лагеря)
5-0 4 - 0 3 – 0 2-0 затрудняюсь ответить -26
7. Что из перечисленного выше на Ваш взгляд требует обновления, улучшения
_Охрана, благоустройство_спортивная площадка____________________________________________________________________________
III. Оценка качества образования, в том числе содержания, процесса и результата
1. Качество образования для Вас это -
1) получение фундаментальных знаний - 16
2) получение знаний, являющихся основой личностного развития - 10
3) получение знаний, востребованных на современном рынке труда - 5
4) хорошие организационные условия образовательного процесса - 4
5) внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий - 8
6) высокий уровень профессионализма кадрового состава школы - 12
2. Как Вы считаете, соответствует ли содержание и уровень преподаваемых учебных предметов в Вашей школе требованиям времени?
1) полностью соответствует - 10
2) в основном соответствует - 16
3) частично соответствует - 0
4) в целом соответствует - 0
5) затрудняюсь ответить - 0
3. Удовлетворяет ли Вас качество преподавания учебных предметов в школе
1) Да - 25 2) Нет - 1
4. Качество результата образования для Вас?
1) успеваемость, получение положительных отметок - 12
2) уровень знаний, позволяющий поступить в ВУЗ (высшее учебное заведение) без репетиторов - 7
3) высокий уровень сформированности способностей к саморазвитию и самообразованию - 7
4) высокий уровень общекультурной подготовки ученика - 6
5) сохранение здоровья обучающегося - 13
6) активная жизненная позиция ученика - 8
7) наличие портфолио (наград, поощрений, грамот, дипломов) у обучающегося - 3
5. Испытывает ли Ваш ребенок трудности в процессе обучения, какие
1) высокая учебная нагрузка - 12
2) завышенные требования учителя 1
3) плохое состояния здоровья - 1
4) трудности в общении с учителями - 2
5) трудности в общении с одноклассниками - 2
6) не испытывает трудностей - 8
7) затрудняюсь ответить - 3
6. Устраивает ли Вас предложенный перечень курсов внеурочной деятельности
1) Да - 14 2) Нет - 12
7. Каков характер взаимоотношений Вашего сына (дочери) с учителями:
1) хорошие отношения со всеми учителями - 26
2) хорошие отношения только с некоторыми учителями - 0
3) взаимоотношения ограничиваются только учебными вопросами - 0
4) отношения носят теплый, неформальный характер - 0
5) безразличные отношения -0
6) чаще всего отношения носят конфликтный характер - 0
7) затрудняюсь ответить - 0
8. Какие взаимоотношения, на Ваш взгляд, преобладают между учениками в Вашем классе:
1) отношения на основе уважения, взаимопонимания - 8
2) доброжелательные, дружеские - 12
3) безразличные, каждый сам по себе - 0
4) натянутые, конфликтные - 0
5) затрудняюсь ответить - 6
9. Расскажите о дальнейших образовательных планах своего ребенка:
1) высшее профессиональное образование - 24
2) среднее профессиональное образование - 2
3) начальное профессиональное образование - 0
4) профессиональная подготовка на курсах и т.п. - 0
5) пока не знаю - 0
10. Скажите, по Вашему мнению, повышает ли профильное обучение качество образования:
1) да, безусловно - 10
2) скорее да, чем нет - 4
3) вряд ли повышает - 0
4) думаю, что нет -0
5) затрудняюсь ответить - 12
11. Какова на Ваш взгляд учебная нагрузка:
1) невыполнимая - 0
2) очень высокая - 3
3) высокая, но выполнимая - 12
4) нормальная, допустимая - 11
5) низкая - 0
12. Как бы Вы оценили качество общего образования, которое дает Вашему ребенку школа сегодня:
1) отличное - 6
2) хорошее - 14
3) удовлетворительное - 4
4) неудовлетворительное - 0
5) затрудняюсь ответить - 2
13. Как бы Вы оценили качество дополнительного образования (кружки, секции), которое дает Вашему ребенку школа сегодня:
1) отличное - 0
2) хорошее -1 2
3) удовлетворительное - 3
4) неудовлетворительное - 3
5) затрудняюсь ответить - 8.
14. а) Оцените по трехбалльной шкале* возможность получения информации, предоставляемой школой:
2 – хороший уровень,
1 – удовлетворительный уровень,
0 – неудовлетворительный уровень.
| 2-14 | 1-11 | 0-1 |
| 2-15 | 1-11 | 0-0 |
| 2-0 | 1-23 | 0-3 |
| 2-5 | 1-21 | 0-0 |
| 2-10 | 1-16 | 0-0 |
| 2-16 | 1-10 | 0-0 |
| 2-15 | 1-11 | 0-0 |
б) Выберите наиболее используемые Вами способы получения информации (не более трех):
1) личные встречи с учителями - 17
2) родительские собрания в классе и общешкольные родительские собрания -26
3) информационные стенды и информационные доски в школе - 5
4) информационные сообщения, записи (например, в дневнике и др.) - 26
5) ежегодный публичный доклад о деятельности школы - 0
6) общение с другими родителями - 0
7) из общения со своим ребенком - 20
8) из общения с друзьями, приятелями Вашего ребенка, которые учатся в школе - 0
9) сайт - 5
10) АСУ РСО (электронный дневник) - 0
11) другой (указать) ____0__________________________________________________
15. Пользуетесь ли Вы сайтом школы?
1) Да - 5 2) Нет - 21
16. Оцените насколько Вы бываете удовлетворены решениями, принятыми администрацией школы, учителями, классными руководителями, при обращении к ним с вопросами по обучению Вашего ребенка?
5-6 4-12 3-0 2-0 1-0 Не обращались-13
17. Оцените насколько Вы бываете, удовлетворены компетентностью работников школы при решении Ваших вопросов?
5-21 4-5 3-0 2-0 1-0
18. Удовлетворяет ли Вас составленный школой график работы с посетителями
1)Да -1 8 2)Нет - 0 3) С графиком не знаком - 8
19. Знакомы ли Вы с работой управляющего совета школы (обведите кружком выбранный Вами ответ)
1) Да -15 2) Нет - 11
20. По каким предметам Ваш ребенок занимается с репетитором
_______________________________________________________________________
21. Какие кружки, секции посещает Ваш ребенок
фольклор,вокал,художественная гимнастика____
22. Удовлетворяет ли Вас деятельность кружков, секций
1) Да - 21 2) Нет - 5
23. Какие кружки Вы хотел бы посещать Ваш ребенок?
____________шашки, шахматы___________футбол________________________________________________
IV. Расскажите о себе
1. Ваш пол:
1) мужской - 5 2) женский - 21
2. Ваш возраст:
1) 25-35 -22 | 2) 36-45 - 4 |
|
3. Ваше образование:
2) среднее специальное – 9
4) высшее - 1 7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательное мероприятие для учеников 4 классов, посвященное Неделе Толерантности
Игра «Мы разные — в этом наше богатство! Мы вместе — в этом наша сила!»Цель занятия: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; учить работать в группе;Задачи:Формировать представление о тол...
Формирование и развитие толерантности и общегражданского единства в процессе воспитательной работы
Формирование и развитие толерантности и общегражданского единства в процессе воспитательной работы у учащихся.Проблема толерантности - одна из наиболее актуальных и сложных в современной науке.Н...
Целевой воспитательный проект по толерантному воспитанию « Астрахань многонациональная» ( для учащихся 1 – 11 классов)»
Взаимное уважение и добрососедские отношения между различными народностями издавна заложены в традициях Астраханского края. Основы такого содружества воспитаны в нас нашими родителями. А что лично мы ...
Организация учебно-воспитательной работы по развитию толерантности младших школьников.
Одним из приоритетных направлений учебно-воспитательной работы с младшими школьниками является воспитание учащихся в духе терпимости, формирование толерантности как важного качества современной личнос...
Воспитательный проект "Воспитание толерантности у младших школьников в условиях межнационального общения"
В материалах размещен проект реализация которого способствует развитию толерантности у детей младшего школьного возраста...
Воспитательный проект: толерантность путь к миру
Цель проекта- сформировать толерантное отношение к людям других наций. (личностный образовательный результат)...