Опыт воспитательной работы
методическая разработка на тему

Казенкова Елена Викторовна

Новое время рождает новые песни. Если еще 10 лет назад во дворах было шумно  от детских забав, то сегодня это явление стало большой редкостью. Дети все чаще сидят перед телевизорами и компьютерами. Меньше стали общаться и взрослые, ведь так удобно вместо этого воспользоваться сотовым телефоном или другими средствами связи. Да, наш мир сильно изменился и продолжает меняться с космической скоростью. Меняется и школа…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty._e.v._kazenkova.docx110.85 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край

муниципальное образование Крымский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 56 станицы Варениковской

муниципального образования Крымский район

ОПЫТ  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ

классного руководителя, учителя начальных классов

Елены Викторовны Казенковой

E:\самопрезентация\2 фото\photolab3696DSC_0016.jpg

2015 г.

Описание опыта работы

классного руководителя 3 «Б» класса, учителя начальных классов МБОУ СОШ № 56 станицы Варениковской

муниципального образования Крымский район

Елены Викторовны Казенковой

«Человека нельзя «сделать», «произвести», «вылепить» как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется как личность»

Г.С. Батищев

Новое время рождает новые песни. Если еще 10 лет назад во дворах было шумно  от детских забав, то сегодня это явление стало большой редкостью. Дети все чаще сидят перед телевизорами и компьютерами. Меньше стали общаться и взрослые, ведь так удобно вместо этого воспользоваться сотовым телефоном или другими средствами связи.

Да, наш мир сильно изменился и продолжает меняться с космической скоростью. Меняется и школа…

Всегда волнуюсь, когда иду на первую встречу с группой дошколят, моих будущих первоклассников, и их родителей. Как всякое новое дело, эта встреча не может не вызывать душевного подъема, острого желания удачи. Представляю себе последующую многолетнюю историю совместной деятельности. Обдумываю, как оденусь, что скажу им, чтобы заинтересовать, задеть «струнки» каждой души,  каким будет в целом содержание работы первого дня.

Основанием для такой озабоченности является впечатление первого восприятия. Оно очень глубокое, надолго оставляет след в психике, может навсегда определить характер будущих взаимоотношений, а значит, и повлиять на результативность работы.

И вот первый день позади. Первый «кирпичик» в строящемся здании нового коллектива детей и родителей заложен! Что же дальше? Можно расслабиться? Нет, ни на минуту! Ведь воспитывает каждый мой взгляд, жест, мимика…

В настоящее время я являюсь классным руководителем 3 «Б» класса. Приоритетным направлением воспитательной системы с младшими школьниками, на сегодняшний день, можно считать, их ориентацию на общечеловеческие ценности, развитие и проявление ребенком личностных качеств, формирование его индивидуальности, субъективности, способности к нравственной творческой  самореализации.

Каждый ребенок — это личность, обладающая своим темпераментом,       характером, способностями, мировоззрением, определённым жизненным       опытом. В каждом ребенке существуют потребность в актуализации своих  интеллектуальных, коммуникативных и физических способностей. Важно пробудить и поддержать его стремление к проявлению и развитию природных и приобретенных возможностей. Всячески содействовать каждому члену коллектива класса стать самим собой, обрести свой образ.

Исходя из этого, главным системообразующим фактором воспитательной системы класса становится как индивидуальная, так и совместная деятельность по сплочению классного коллектива, через коллективно творческие дела (КТД). Ведущая направленность работы – это творчество, которая выступает основой для реализации моей воспитательной программы «Мы – класс».

Ключевая идея воспитательной системы класса заключается в создании условий для развития классного коллектива через правовую культуру, изучение личностных качеств учащихся, родителей, особенностей их характера, овладение основами коммуникативной культуры, индивидуального и коллективного жизнетворчества (приложение 1).

В качестве основы своей воспитательной программы я взяла поэтапное развитие детского и родительского коллектива. Ведь коллектив, как развивающийся орган, сплачивается постепенно.

Этапы развития коллектива

  1. Нулевой этап развития коллектива. У детей (и родителей) нет опыта совместной работы, они разобщены и не всегда стремятся к общению. Педагог совместно с ними ставит цели в коллективно-распределенной деятельности, следит за ее выполнением, много времени уделяет формированию мотивации, личностных и регулятивных универсальных учебных действий. На нулевом этапе выделяется группа, которой особенно интересно работать, из них создается актив класса.
  2. Низкий уровень развития коллектива. Есть цель, есть деятельность, но она носит эпизодический характер, в основном досуговый. Актив еще не всегда может повлиять на товарищей и поэтому требуется вмешательство педагога. Однако классный руководитель создает условия для повышения авторитетности актива (педагог через актив действует на остальных и помогает им в коллективно-распределенной деятельности). Задача – повышать авторитет актива, формировать у ребят личностные и регулятивные универсальные учебные действия.
  3. Средний уровень развития коллектива. Актив уже авторитетен, есть интерес и опыт совместной деятельности. Ребята и родители сами начинают проявлять инициативу. Но вместе с тем их отношения еще неровны, могут быть срывы, недостаточно еще сформировано чувство ответственности друг за друга. Появляются традиции, которые регулируют межличностные отношения. Классный руководитель продолжает создавать условия для формирования у воспитанников универсальных учебных действий. Стиль отношений – демократичный.
  4. Высокий уровень развития коллектива. Устойчивый интерес ребят и родителей к общению, совместной деятельности. Появился опыт организаторской работы, равноправные отношения между членами коллектива. Срывы в работе чрезвычайно редки. Пополняются традиции класса. Классный руководитель продолжает создавать условия для формирования у воспитанников универсальных учебных действий. Стиль отношений – демократичный.
  5. Идеальный уровень развития коллектива. Каждая личность активно вносит свой вклад в общие дела. Коллектив работает без срывов. Доброжелательный и уважительный стиль взаимоотношений. Высокая степень ответственности каждого. Классный руководитель продолжает создавать условия для формирования у воспитанников универсальных учебных действий. Стиль отношений – демократичный. Позиция педагога скрытая, коллектив сам координирует свои действия.

Практика работы показывает, что чаще всего нулевой и низкий уровни развития коллектива благополучно перерастают к концу первого класса в средний. А вот на среднем уровне можно задержаться и год и два. Высокого же уровня достичь бывает очень нелегко.

Принцип построения программы –

поэтапное решение задач на каждом возрастном уровне

I возрастная ступень 1- 4 класс «Я, ты, он, она, вместе классная, дружная семья»

Цель: развитие классного коллектива через правовую культуру, изучение     личностных качеств учащихся, особенностей характера, уровня социальных компетентностей и самопознание интересов и возможностей.

На пути к достижению целевых ориентиров и перспектив в классе служит коллективно-распределенная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер. Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел:  «День знаний», «Новогодний праздник», «Праздник мам и бабушек», «День Победы», «Дни здоровья», «Дни именинников», участие в акциях, проектах и др.

Реализация программы воспитания осуществляется одновременно по всем направлениям с учетом возрастных особенностей и оказывает воспитательное воздействие, как на весь коллектив учащихся, так и на отдельно взятую личность ребенка.

Критерии эффективности функционирования воспитательной системы:

  • воспитанность учащихся;
  • защищённость и комфортность ребёнка в классе;
  • удовлетворённость учащихся и их родителей результатами деятельности;
  • сформированность классного коллектива;
  • репутация класса;
  • проявление лидерских качеств каждого обучающегося.

Ведущие педагогические технологии

  • самопознания и самореализации;
  • технология проектирования социального становления личности;
  • творческого самовыражения;
  • достижения успеха;
  • развития творческих способностей;
  • социального проектирования;
  • техники самовыздоровления;
  • рефлексивные технологии.

Для обучения выбраны следующие методы и приемы: семинары, тренинги, соревнования. Сюжетно-ролевая игра - викторина «Спаси природу», коллективные творческие  дела «Путешествие в мир сказок», «Славные имена России», «Жевательная резинка. История. Польза и вред жевательной резинки». Мастерские общения («Это Я!», «Мой класс…»), «Клубы по интересам», «Дни именинников», мастер-классы. Выбранные методы и приемы позволяют          каждому осознать свою роль в классном коллективе, раскрыть в себе лидерские качества, попробовать себя в роли организатора коллективного дела.

Вид и цель деятельности

Активная форма организации деятельности

Методы организации деятельности

1.Познавательная

Цель: обогащение представлений об окружающем мире, формирование потребностей в образовании, развитие интеллекта

Экскурсии, познавательные КТД, конкурсы, турниры, олимпиады.

Выступление на классном часе, выпуск газет.

2.Трудовая

Цель: формирование уважение к труду и создаваемым материальным ценностям

Общественно полезный труд по самообслуживание,  проверка ведения дневников учебным советом (заполнение, аккуратность, подпись родителей), проверка состояния учебников

Конкурс поделок, операция «Береги книгу», классные часы, рейды по благоустройству школьного двора, субботники

3.Круг общения

Цель: формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик»,                   «ученик-ученик», «взрослый-ребёнок»

Тематические классные часы, анкетирование, игры, практикумы, классные праздники, экскурсии

«Снегурочка 2013», «Мои интересы, мои потребности», «Умеем ли мы общаться»

4. Ценностно-ориентировочная

Цель: формирование социально обусловленных отношений  личности     к окружающей действительности, взглядов на окружающий мир, других людей, отношение к своему «Я», развитие рефлексии

Внеклассные мероприятия, походы, экскурсии, тренинги

Организация классных часов «Мы живем и учимся на Кубани», анкетирование «Мой характер», операция «Милосердие»

5. Художественная

Цель: развитие художественно-эстетического вкуса, создание условий для творческой самореализации

Участие в общешкольном конкурсе газет, художественных выставках, музыкальных и других конкурсах

Конкурсная программа «Театральное семиборье», персональные художественные выставки, конкурс на лучную новогоднюю сказку

6. Спортивно-оздоровительная

Цель: пропаганда здорового образа жизни, защиты, сохранения и укрепления здоровья учеников

Спортивные праздники,      эстафеты, тематические классные часы, спортивные секции

Кл.час «Здоровое питание», «Мама, папа и я- здоровая семья», викторины «Спортсмены нашего района»

Структура и функции органов ученического самоуправления

Особую роль в реализации воспитательной системы играет самоуправление учащихся. Ученическое самоуправление – управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое учащимися, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувства ответственности, взаимопомощи и организаторских способностей школьников. Развитие навыков самоуправления осуществляется через систему постоянных поручений. Каждый ученик отвечает за работу одной из служб, координирует      и направляет работу которых, совет класса. Практическая деятельность в составе одной из семи служб способствует становлению самостоятельной и творческой личности (приложение 2).

Структура самоуправления

Функции органов самоуправления

Роль системообразующего фактора в жизнедеятельности классного сообщества и построения воспитательной системы класса играет самоуправление. Основа его организации -  разработанная система поручений, благодаря которой каждый ученик в соответствии со своими индивидуальными особенностями может избрать и выполнить какую-либо деятельность.

Постоянно групповые поручения, выполняемые третьеклассниками, помогают ребятам сдружиться, учат продуктивному взаимодействию и общению.   Состав Совета класса, возглавляемого старостой, наглядно демонстрирует один из ведущих принципов организации самоуправления – сотрудничество детей      и взрослых. Учащиеся, педагог и родители создают условия для развития самоуправленческих начал в классном коллективе.

Практическая деятельность в составе одного из семи секторов способствует становлению самостоятельной и творческой личности.

Актив класса

Староста– координирует деятельность всех учащихся класса (заместитель классного руководителя).

  • Учебный сектор: фиксирует пропуски уроков учащихся по болезни и без причины, вместе с учителем следит за успеваемостью класса, оформлением дневников, проводит рейды по проверке сохранности учебников.
  • Пресс – сектор: – организует, освещение всех мероприятий, их художественно-эстетическое оформление, ведет документацию самоуправления.
  • Спортивный сектор: отвечает за участие в общешкольных спортивных мероприятий, ведет учет спортивных достижений.
  • Культмассовый сектор: учащиеся выполняют постоянные (сценарий, продюсер) и временные поручения, развивают не только организаторские способности, но и творческие: составляют развлекательные программы, конкурсы. Отвечают за подготовку и проведение традиционных праздников в классе.
  • Трудовой сектор: ведет контроль за сохранностью мебели и её ремонтом  в кабинете, генеральными уборками, подводит итоги по результатам дежурства.
  • Ответственный дежурный по классу: руководит процессом дежурства   в столовой, гардеробе.
  • Сектор временных поручений: расширение сферы деятельности коллектива привело к созданию этого сектора, где каждый ученик получает возможность для свободного выбора поручения, не требующего длительной подготовки (покупка сувениров, продуктов к мероприятию…).

Заповеди класса

1. Нужно не забывать об интересах коллектива, быть добрее друг другу,            

    не бояться неудач в новом деле.

2. Можно веселиться и играть, если дело сделано хорошо, и учиться у других,

    если они сделали лучше.

3. Нельзя проходить мимо, когда рядом обижают других, лгать (приложение 3) .

4. Нужно учиться добросовестно.

5. Быть чутким, терпеливым, доброжелательным и трудолюбивым.

6. Быть честным с собой и с другими.

7. Нельзя учиться без старания, не бороться со своими недостатками, обижаться

    и  критиковать других.

Основные направления в работе с родителями

  • изучение семей учащихся (приложение 4);
  • педагогическое просвещение родителей (приложение 5);
  • обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных

дел в классе;

  • индивидуальная работа с родителями;

Родители – мои самые главные помощники.  Совместно с учениками              и родителями мы планируем воспитательную работу в классе, проводим коллективные творческие дела: праздники, концерты, вместе ездим на экскурсии, ходим в походы, на выставки. В этом учебном году родители выступили                с инициативой организации в классе клубов по интересам.

Важным направлением воспитательной работы, влияющим на ее результативность, является диагностика (приложение 6).

Диагностика нравственной воспитанности. М.И. Шилова

Диагностическая таблица уровней нравственной воспитанности (УНВ) отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:

– отношение к обществу, патриотизм;

– отношение к умственному труду;

– отношение к физическому труду;

– отношение к людям (проявление нравственных качеств личности);

– саморегуляция личности (самодисциплина).

По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл). Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в «Сводный лист диагностики изучения УНВ младших школьников». Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика (приложение 3).

Эффективность такой воспитательной работы можно отследить по итогам диагностики (приложение 6), положительным отзывам педагогов и родителей.

Надеюсь, что мой опыт воспитательной работы будет полезен начинающим педагогам, активным родителям и воспитателям образовательных учреждений.

Как сказал И.Г. Песталоцци – «Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним».

Быблиографический список:

  1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе: избранные психологические труды – М., 1997
  2. Выготский Л.С. Возрасно-психологический подход в консультировании детей и подростков. – М., 2007
  3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения – М., 1996
  4. Захарова А.В.. Психология формирования самооценки – Минск, 1993
  5. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге – М. 1989
  6. Леонтьева А.А.– психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра – М., 2006
  7. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь – М., 1999
  8. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса – М. 1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт воспитательной работы

Опыт воспитательной работы...

Опыт воспитательной работы

Отчёт о проделанной воспитательной работе в начальной школе 4 класс...

Профессиональный опыт воспитательной работы

Опыт воспитательной работы с презентацией...

Опыт воспитательной работы учителя начальных классов.

Одной из важнейших задач учителя начальных классов  является формирование нравственного воспитания личности ребенка....

Горлинка. Опыт воспитательной работы с детьми при подготовке к 23 февраля

Форма ежегодной подготовки к Зарнице в моем классе...

Горлинка. Опыт воспитательной работы при подготовке к 23 февраля

Программа воспитательных мероприятий по направлению "Партиотизм"...