Семья — колыбель духовного рождения человека
статья (2 класс) по теме

Мно­гообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая ре­акция на малейшие детали поведения ребенка — все это создает благоприятную среду для эмоционального и нрав­ственного формирования личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Семья — колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка — все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, — это дефицит ласки. Родители не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей, особенно мальчиков, заставляет отца и мать быть чрезмерно суровыми с детьми.

Оправдывая свои действия, родители ссылаются на различные примеры из истории человечества. Да, мы знаем, какую жесткую школу воспитания проходили мальчики на мужской половине дома в Древней Спарте. Но ведь из них готовили сильных, мужественных, бесстрастных и беспощадных воинов. Или индейские племена, где четырехлетних мальчиков на 12 лет отправляли в другой лагерь, в котором воспитатель учил их всем премудростям жизни, воспитывал отважных воинов, охотников, следопытов; .Индейцы считали, что у воина должно быть суровое сердце, холодный рассудок, твердая рука, и потом мальчики должны были расти далеко от матери, не зная ее нежности и ласки. Такое воспитание обусловливалось особенностью жизни индейских племен, их постоянной борьбой с природой и врагами за выживание.

 В последнее время получило распространение такое понятие, как синдром опасного обращения с детьми.

Семьи, где регистрируется синдром опасного обращения с детьми, обычно относят к категории неблагополучных. Пьющие люди, матери-одиночки, лица с низким образовательным и воспитательным цензом. К категории неблагополучных относятся семьи и вполне материально обеспеченные, если родители не уделяют ребенку внимания, предпочитая откупиться от него подарками, обилием игрушек, чрезмерно разнообразной пищей, одеждой. Им некогда. Не будучи подготовленными в области воспитания, папы и мамы используют простой и «эффективный» путь — физическое насилие.

Последнее чаще применяется матерями, нежели отцами. Мать обычно вымещает на детях накопившееся утомление и раздражение.

        Атмосфера семьи определяется ее прочностью, ее нравственными идеалами, дальними и близкими целями, эмоциональным складом. И, чем больше положительных эмоций получает в семье ребенок, тем лучше.

Ведь семья, при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость. Недаром  А. С. Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети - будьте счастливы».

Дети по самой природе чрезвычайно жадны до впечатлений. Им все мало, им хочется быть участниками каких-то событий, радостных волнений. Дома должно быть интересно, семья должна давать добрую пищу воображению и чувствам. Дети, как губка, впитывают все, что происходит вокруг них. Они не умеют хитрить и приспосабливаться. И часто их представления об увиденном могут быть ошибочными.

«... Оля, я тебя так люблю! Когда я вырасту, ты будешь моей невестой.

А как же Маша из детского сада? Ты раньше говорил, что она будет твоей невестой.

— А Маша пусть будет моей женой.

— Так не бывает: невеста и женаэто одной то же лицо.

— Нет! Невеста – это которую любят, а жена — это кто готовит еду! возражает мальчик».

Мальчик живет около дворца бракосочетаний: он каждый день наблюдает, как относятся к невесте, как много предназначено ей улыбок, как много цветов, как красиво ее платье...

Невеста... Красивая  и нарядная, которую несут на руках, которую все целуют и поздравляют.

А дома мама... Усталая,  измученная, в старом халате, мечется между кухней и ванной. Мама, которая обязана приготовить, покормить, убрать, постирать. Мама, которую не то, чтобы на руках носить, поблагодарить забывают.

Маленький человек сделал вывод. Но у него еще мало знаний и небольшой жизненный опыт, чтобы верно оценить и понять увиденное, и, если не будет правильного воспитания, это суждение может перейти в убеждение и в будущем стать причиной многих проблем.

Часто, читая произведения художественной литературы или знакомясь с жизнью выдающихся людей, мы восхищаемся дружбой, добротой, взаимопониманием, царившими в тех или иных семьях. Как весело, азартно умели играть и взрослые, и дети, собравшись все вместе вечером. В какие праздники превращались их семейные обеды и ужины. Куда ушло это из наших семей? Семейная трапеза — какая  это прекрасная традиция, как сближает она людей, какое счастье общения заключено в ней.

В наш стремительный век, когда все заняты, все спешат и бегут можно встретить достаточно много семей, где эта простая и необходимая семейная традиция не соблюдается, где дети хватают куски и едят на ходу, где взрослые спешат быстро поесть в одиночку и убежать по своим делам. Среди

взрослых живет одинокий ребенок, Да, он одет, накормлен,

опекаем, но ему не хватает внимания и общения. С помощью родителей у ребенка постепенно закладываются представления о том, какой должна быть семья, ее быт, взаимоотношения между членами семьи. Зачастую семья, в которой ребенок вырос, становится моделью его будущей семьи. ,;

«...В детском саду девчушка, играя в донки-матери, объясняет «папе» его роль: 

Ты будешь ходить на работу, а потом будешь приходить с работы и пить водку.

  - Но я не хочу пить водку! – протестует тот.  

— Надо. Все папы так делают уверенно заявляет маленькая хозяйка».

К сожалению, во многих семьях можно наблюдать таких отцов, да и праздники в этих семьях без спиртного — не праздники. И такое ;представление о семейных торжествах, возможно, будет царить в будущем и в семьях детей.

А ведь бывают и другие семейные праздники — радостные и светлые, добрые и веселые — праздники, которых ждут и о которых помнят.

Это была самая обычная семья: отец, мать и три дочери. Большого материального достатка в семье не было, но каждый год для детей устраивали праздник. В середине самой большой комнаты ставили нарядную елку, писали сценарий, готовили подарки. И вот наступал долгожданный Новый год. На праздник приходили друзья девочек. Дети пели под баян песни, рассказывали стихи, вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой водили хороводы. В конце праздника Дед Мороз привозил на санках отобранный у Бабы Яги большой мешок, доставал из него подарки и вручал их детям.

Гасли огни елки, расходились по домам гости, и все с нетерпением ждали нового праздника.

        О взаимоотношениях в семье, о поощрениях и наказаниях, о доброте и нежности, о семейных праздниках и традициях вели мы разговор.

        Сейчас проведем тест-игру «Какой вы родитель». Выберите из перечисленных те фразы, которые вы наиболее часто употребляете в общении с детьми:

  1. Сколько раз тебе повторять!
  2. Посоветуй мне, пожалуйста.
  3. Не знаю, что бы я без тебя делала!
  4. И в кого ты такой уродился?
  5. Какие у тебя замечательные друзья!
  6. Ну, на кого ты похожа!
  7. Я в твое время!
  8. Ты моя опора и помощница(к).
  9. Ну, что за друзья у тебя!
  10.  О чем ты только думаешь!
  11.  Какая ты у меня умница!
  12.  А как ты считаешь, сынок (доченька)?
  13.  У всех дети как дети, а ты?
  14.  Какой ты у меня сообразительный (ая)!

 

1 – 2                 8 – 1

2 – 1                 9 – 2

3 – 1               10 – 2

4 – 1               11 – 1

5 – 1               12 – 1

6 – 2               13 – 2

7 – 2               14 – 1

        Каждый родитель подсчитывает сумму баллов.

7 – 8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению личности;

9 – 10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств;

11 – 12 баллов – вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви.                               Развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.

13 – 14 баллов – вы сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами  и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушивайтесь к его словам.

Заканчивая, хочу вам пожелать: не скупитесь на ласку, внимание и сочувствие; стройте с детьми теплые, доверительные отношения. и как говорил А. С. Макаренко «Хотите, чтобы были хорошие дети – будьте счастливы».  

                Из глубины веков пришла к нам утвердившаяся в народной мудрости истина: хорошие дети – честь отца и матери, их достоинство; плохие дети – горе, несчастье, страдания.

        В извечном стремлении к отцовству и материнству выражается духовный, нравственный порыв человека, постигнутый им как счастье.

        Жила в одном селе старая-престарая женщина. Вырастила она пять сыновей и семь дочерей. От каждого сына и от каждой дочери по несколько внуков. У каждого внука по двое, а то и по трое детей. Лишь у одной внучки Веры, вышедшей замуж нескольку лет тому назад, не было детей.

        В теплый весенний день исполнилось Праматери – так называл весь ее род – 107 лет. Пришли поздравить ее с днем рождения дети, внуки и правнуки. Стали вокруг нее в яблоневом саду, поклонились, пожелали, пожелали доброго здоровья, сильного духа, ясной мысли, зоркого взгляда

и справедливого слова. Посмотрела Праматерь на свою родню и видит: все пришли, а Веры нет. Заболела старое сердце. Только хотела спросить: «А Веры почему нет?» - как вдруг прибежала соседка, поклонилась и говорит: «У Веры сын родился!»

        Вздохнула с облегчением Праматерь. Радость засветилась на ее лице. Посмотрела она в глаза каждому своему родственнику и тихо сказала: «Я умираю».

        И умерла самым счастливым человеком на земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль русской народной культуры в формировании духовной гармонии человека.

Статья затрагивает  вопросы воспитания подрастающего поколения,   описывает процесс «погружения» в атмосферу бытия наших предков посредством особой организации уроков, кажды...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Мастер – класса на тему: «Духовные качества человека – противоядие для коррупции»

Мастер – класса на тему:«Духовные качества человека – противоядие для коррупции»...

Конспект урока окружающего мира на тему: "Семья- самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье. Родословная"

Конспект урока окруающего мира для 2 класса на тему "Семья- самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье. Родословная" поможет в работе учителям начальных классов, работающим по...

Классный час "Культура человека - основа духовной жизни человека"

Классный час нравственной направленности. Формально речь ведется об этикете, правилах поведения, но главное направление  разговора – формирование внутренней культуры детей, воспитание уваже...

Ориентация младших учащихся на нравственные ценности. Нравственное воспитание – основа духовного развития человека.

Ориентация младших учащихся на нравственные ценности. Нравственное воспитание – основа духовного развития человека....