Семья — колыбель духовного рождения человека
статья (2 класс) по теме
Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка — все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семья — колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка — все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, — это дефицит ласки. Родители не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей, особенно мальчиков, заставляет отца и мать быть чрезмерно суровыми с детьми.
Оправдывая свои действия, родители ссылаются на различные примеры из истории человечества. Да, мы знаем, какую жесткую школу воспитания проходили мальчики на мужской половине дома в Древней Спарте. Но ведь из них готовили сильных, мужественных, бесстрастных и беспощадных воинов. Или индейские племена, где четырехлетних мальчиков на 12 лет отправляли в другой лагерь, в котором воспитатель учил их всем премудростям жизни, воспитывал отважных воинов, охотников, следопытов; .Индейцы считали, что у воина должно быть суровое сердце, холодный рассудок, твердая рука, и потом мальчики должны были расти далеко от матери, не зная ее нежности и ласки. Такое воспитание обусловливалось особенностью жизни индейских племен, их постоянной борьбой с природой и врагами за выживание.
В последнее время получило распространение такое понятие, как синдром опасного обращения с детьми.
Семьи, где регистрируется синдром опасного обращения с детьми, обычно относят к категории неблагополучных. Пьющие люди, матери-одиночки, лица с низким образовательным и воспитательным цензом. К категории неблагополучных относятся семьи и вполне материально обеспеченные, если родители не уделяют ребенку внимания, предпочитая откупиться от него подарками, обилием игрушек, чрезмерно разнообразной пищей, одеждой. Им некогда. Не будучи подготовленными в области воспитания, папы и мамы используют простой и «эффективный» путь — физическое насилие.
Последнее чаще применяется матерями, нежели отцами. Мать обычно вымещает на детях накопившееся утомление и раздражение.
Атмосфера семьи определяется ее прочностью, ее нравственными идеалами, дальними и близкими целями, эмоциональным складом. И, чем больше положительных эмоций получает в семье ребенок, тем лучше.
Ведь семья, при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость. Недаром А. С. Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети - будьте счастливы».
Дети по самой природе чрезвычайно жадны до впечатлений. Им все мало, им хочется быть участниками каких-то событий, радостных волнений. Дома должно быть интересно, семья должна давать добрую пищу воображению и чувствам. Дети, как губка, впитывают все, что происходит вокруг них. Они не умеют хитрить и приспосабливаться. И часто их представления об увиденном могут быть ошибочными.
«... Оля, я тебя так люблю! Когда я вырасту, ты будешь моей невестой.
— А как же Маша из детского сада? Ты раньше говорил, что она будет твоей невестой.
— А Маша пусть будет моей женой.
— Так не бывает: невеста и жена—это одной то же лицо.
— Нет! Невеста – это которую любят, а жена — это кто готовит еду! — возражает мальчик».
Мальчик живет около дворца бракосочетаний: он каждый день наблюдает, как относятся к невесте, как много предназначено ей улыбок, как много цветов, как красиво ее платье...
Невеста... Красивая и нарядная, которую несут на руках, которую все целуют и поздравляют.
А дома мама... Усталая, измученная, в старом халате, мечется между кухней и ванной. Мама, которая обязана приготовить, покормить, убрать, постирать. Мама, которую не то, чтобы на руках носить, поблагодарить забывают.
Маленький человек сделал вывод. Но у него еще мало знаний и небольшой жизненный опыт, чтобы верно оценить и понять увиденное, и, если не будет правильного воспитания, это суждение может перейти в убеждение и в будущем стать причиной многих проблем.
Часто, читая произведения художественной литературы или знакомясь с жизнью выдающихся людей, мы восхищаемся дружбой, добротой, взаимопониманием, царившими в тех или иных семьях. Как весело, азартно умели играть и взрослые, и дети, собравшись все вместе вечером. В какие праздники превращались их семейные обеды и ужины. Куда ушло это из наших семей? Семейная трапеза — какая это прекрасная традиция, как сближает она людей, какое счастье общения заключено в ней.
В наш стремительный век, когда все заняты, все спешат и бегут можно встретить достаточно много семей, где эта простая и необходимая семейная традиция не соблюдается, где дети хватают куски и едят на ходу, где взрослые спешат быстро поесть в одиночку и убежать по своим делам. Среди
взрослых живет одинокий ребенок, Да, он одет, накормлен,
опекаем, но ему не хватает внимания и общения. С помощью родителей у ребенка постепенно закладываются представления о том, какой должна быть семья, ее быт, взаимоотношения между членами семьи. Зачастую семья, в которой ребенок вырос, становится моделью его будущей семьи. ,;
«...В детском саду девчушка, играя в донки-матери, объясняет «папе» его роль:
— Ты будешь ходить на работу, а потом будешь приходить с работы и пить водку.
- Но я не хочу пить водку! – протестует тот.
— Надо. Все папы так делают — уверенно заявляет маленькая хозяйка».
К сожалению, во многих семьях можно наблюдать таких отцов, да и праздники в этих семьях без спиртного — не праздники. И такое ;представление о семейных торжествах, возможно, будет царить в будущем и в семьях детей.
А ведь бывают и другие семейные праздники — радостные и светлые, добрые и веселые — праздники, которых ждут и о которых помнят.
Это была самая обычная семья: отец, мать и три дочери. Большого материального достатка в семье не было, но каждый год для детей устраивали праздник. В середине самой большой комнаты ставили нарядную елку, писали сценарий, готовили подарки. И вот наступал долгожданный Новый год. На праздник приходили друзья девочек. Дети пели под баян песни, рассказывали стихи, вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой водили хороводы. В конце праздника Дед Мороз привозил на санках отобранный у Бабы Яги большой мешок, доставал из него подарки и вручал их детям.
Гасли огни елки, расходились по домам гости, и все с нетерпением ждали нового праздника.
О взаимоотношениях в семье, о поощрениях и наказаниях, о доброте и нежности, о семейных праздниках и традициях вели мы разговор.
Сейчас проведем тест-игру «Какой вы родитель». Выберите из перечисленных те фразы, которые вы наиболее часто употребляете в общении с детьми:
- Сколько раз тебе повторять!
- Посоветуй мне, пожалуйста.
- Не знаю, что бы я без тебя делала!
- И в кого ты такой уродился?
- Какие у тебя замечательные друзья!
- Ну, на кого ты похожа!
- Я в твое время!
- Ты моя опора и помощница(к).
- Ну, что за друзья у тебя!
- О чем ты только думаешь!
- Какая ты у меня умница!
- А как ты считаешь, сынок (доченька)?
- У всех дети как дети, а ты?
- Какой ты у меня сообразительный (ая)!
1 – 2 8 – 1
2 – 1 9 – 2
3 – 1 10 – 2
4 – 1 11 – 1
5 – 1 12 – 1
6 – 2 13 – 2
7 – 2 14 – 1
Каждый родитель подсчитывает сумму баллов.
7 – 8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению личности;
9 – 10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств;
11 – 12 баллов – вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.
13 – 14 баллов – вы сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушивайтесь к его словам.
Заканчивая, хочу вам пожелать: не скупитесь на ласку, внимание и сочувствие; стройте с детьми теплые, доверительные отношения. и как говорил А. С. Макаренко «Хотите, чтобы были хорошие дети – будьте счастливы».
Из глубины веков пришла к нам утвердившаяся в народной мудрости истина: хорошие дети – честь отца и матери, их достоинство; плохие дети – горе, несчастье, страдания.
В извечном стремлении к отцовству и материнству выражается духовный, нравственный порыв человека, постигнутый им как счастье.
Жила в одном селе старая-престарая женщина. Вырастила она пять сыновей и семь дочерей. От каждого сына и от каждой дочери по несколько внуков. У каждого внука по двое, а то и по трое детей. Лишь у одной внучки Веры, вышедшей замуж нескольку лет тому назад, не было детей.
В теплый весенний день исполнилось Праматери – так называл весь ее род – 107 лет. Пришли поздравить ее с днем рождения дети, внуки и правнуки. Стали вокруг нее в яблоневом саду, поклонились, пожелали, пожелали доброго здоровья, сильного духа, ясной мысли, зоркого взгляда
и справедливого слова. Посмотрела Праматерь на свою родню и видит: все пришли, а Веры нет. Заболела старое сердце. Только хотела спросить: «А Веры почему нет?» - как вдруг прибежала соседка, поклонилась и говорит: «У Веры сын родился!»
Вздохнула с облегчением Праматерь. Радость засветилась на ее лице. Посмотрела она в глаза каждому своему родственнику и тихо сказала: «Я умираю».
И умерла самым счастливым человеком на земле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект родительского собрания на тему: "Семья - основа духовно-нравственного развития ребёнка"
плна-конспект...
Роль русской народной культуры в формировании духовной гармонии человека.
Статья затрагивает вопросы воспитания подрастающего поколения, описывает процесс «погружения» в атмосферу бытия наших предков посредством особой организации уроков, кажды...
Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"
На собраниях рассматриваются вопросы: ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...
Мастер – класса на тему: «Духовные качества человека – противоядие для коррупции»
Мастер – класса на тему:«Духовные качества человека – противоядие для коррупции»...
Конспект урока окружающего мира на тему: "Семья- самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье. Родословная"
Конспект урока окруающего мира для 2 класса на тему "Семья- самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье. Родословная" поможет в работе учителям начальных классов, работающим по...
Классный час "Культура человека - основа духовной жизни человека"
Классный час нравственной направленности. Формально речь ведется об этикете, правилах поведения, но главное направление разговора – формирование внутренней культуры детей, воспитание уваже...
Ориентация младших учащихся на нравственные ценности. Нравственное воспитание – основа духовного развития человека.
Ориентация младших учащихся на нравственные ценности. Нравственное воспитание – основа духовного развития человека....