Проект создания виртуального альманаха «К истокам земли Олонхо ».
материал на тему

Руськина Надежда Ивановна

Проект создания  виртуального альманаха

«К истокам земли Олонхо ».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект создания  виртуального альманаха

«К истокам земли Олонхо ».

Постановка проблемы.

Любовь к Родине  нам прививают  с самого раннего детства родители,  учителя, книги. До недавнего времени моей малой Родиной был Урал. В этом году я окончила Магнитогорский государственный университет по специальности учитель начальных классов. И вот судьба забросила меня на Крайний Север, в город у Полярного круга. Свою педагогическую деятельность я начала в городе Удачный. У меня появилась еще одна малая Родина- Республика Саха (Якутия).

1 сентября 2010 года я познакомилась со своими первоклашками. В моем классе есть дети разных национальностей: якуты, русские, украинцы, кабардинцы, адыгейцы, армяне, киргизы. Учитывая многонациональный состав класса, я задумалась над тем, как воспитывать у детей чувство дружбы, взаимовыручку, толерантность,  уважение к историко-культурному наследию своего народа,  всех народов России и к той малой Родине, которая нас объединила. Я всерьёз заинтересовалась своим «новым» краем, когда поняла, что он уникален и неповторим. Прочитав множество книг, статей, посвящённых Якутии, была очень удивлена,  что этот край богат не только алмазами, но и талантливыми людьми: писателями, поэтами, художниками, спортсменами. Якутия богата национальными традициями, промыслами, имеет богатое духовное наследие.

С другой стороны, меня насторожил недостаточный интерес учащихся русскоязычной школы и их родителей к местной культуре, которая стала  бы составляющей частью духовной жизни многонационального коллектива. Дети, которые живут и учатся в Республике Саха (Якутия), должны знать как можно больше о ней. Передо мной встала непростая задача: способствовать не только сплочению классного коллектива, но заинтересовать и вовлечь родителей в эту работу, в том числе, помочь им осознать значимость самобытной культуры и традиций народов Севера.  Как это сделать? Современное развитие информационных технологий позволяет  включить в сетевое взаимодействие педагогов школы, города, старшеклассников, музей, население города и района.

У меня  возникла идея создания виртуального альманаха «К истокам земли Олонхо», который станет универсальным источником информации о самобытной культуре Якутии,  о людях и их достижениях.

 Виртуальный альманах «К истокам земли Олонхо» – это собрание Web-страниц, расположенных на Web-сервере, содержащих информацию об этнографии Якутии,  основных занятиях и промыслах народов Севера, о духовном наследии,  национальной кухне, современной культуре и искусстве, о героическом прошлом и настоящем якутского народа и др.

Работа виртуального альманаха позволяет:  

  1. Повысить общеобразовательный и культурный уровень подрастающего      поколения и семьи;
  2. Способствовать формированию ценностных ориентаций воспитанников;
  3. Объединить усилия образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, развития ребенка; предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом
  4. Стимулировать интерес  к позитивному практическому использованию информационных технологий;
  5. Сохранить историко-культурное наследие общества  и продолжить традиции самобытной культуры народов Севера;

Актуальность данного проекта и необходимость его реализации:

1. Нравственный аспект:

  • сохранение духовных и культурных традиций народов Севера;
  • преемственность подрастающего поколения и семьи;
  • осуществление помощи в пропаганде лучших духовных и культурных традиций среди жителей города и населения района.

2. Воспитательный и познавательный аспект:

  • стремление к позитивному преображению своей «малой Родины», посильный вклад в изменение жизни собственной школы и родного города, бережное отношение к тому, что нас окружает;
  • всестороннее развитие подрастающего поколения и семьи;
  • побуждение родителей к стремлению делиться опытом сохранения национальных традиций, воспитания моральных ценностей, построения связующего звена между поколениями, формирования бережного отношения к окружающему миру и к родному краю;
  • создание, наряду с решением общих задач образовательного процесса, педагогических условий для освоения учащимися гражданской позиции на основе возрождения народной культуры, духовности, нравственности и патриотизма;
  • обращение к истории своей «малой родины», к духовным и материальным богатствам, накопленным предками, позволяет подрастающему поколению и взрослым членам семьи определить свое место и смысл в жизни, сформировать общественное мировоззрение, правильно распорядиться историко-краеведческим и культурным наследием.

Цели проекта:

  • через формы и методы современной учебной деятельности, использования иновационно-коммуникативных технологий, процесс познания самобытной культуры и исторического наследия Республики С(Я) воспитание у учащихся  нравственных качеств, активной гражданской позиции
  • преодоление изолированности ребенка от окружающей его культурно- исторической среды;
  • формирование духовной, творческой личности посредством краеведческого, исследовательского и просветительского образования.

    Основные задачи, решаемые внедрением проекта:

  1. Развитие способности учащихся к взаимопониманию, дружбе, взаимовыручке, толерантности, умению выделять более интересные сведения об окружающем мире, потребность беречь и ценить их
  2. Привитие школьникам через конкретную практическую исследовательскую деятельность интереса к самобытной культуре Республики Саха (Якутия),
  3. Формирование уважения к историко-культурному наследию  народов Саха (Якутии). 
  4. Воспитание гражданина, любящего свой край, свою школу, якутский народ с его самобытными культурными традициями. Осуществление деятельности по воспитанию, развитию, обучению и социализации учащихся.

Кадровое обеспечение:

  1. Учитель якутского языка – куратор, консультант проекта;
  2. Завуч по ИКТ:

                  -курирует работу WEB-страниц;

                  -контролирует пополнение WEB-страниц альманаха;

             3. Лаборант контролирует состояние электронных страниц;

             4. Учитель, руководитель класса:

                 - участвует в работе по оформлению виртуального альманаха;

                 - организует деятельность по оформлению собранного материала, его      

                   систематизации;

                 - организует работу форума.

              5. Группы  по интересам из состава педагогов и родителей:

                 - занимаются подготовкой материала для альманаха, его  оформлением;

                 - проводят тематические лекции и организуют экскурсии.

              6. Работники музея:

                 - консультируют по выбранным темам;

                 - проводят экскурсии.

              7.Совет старшеклассников:

                 -помогает учащимся начальных классов, организует вожатскую деятельность.

              8. Библиотекарь:

                -подбирает необходимую информацию, используя библиотечный фонд и

                  Интернет-ресурсы;

                -проводит библиотечные уроки.

Целевая группа:

Включает в свой состав широкий спектр социальных групп:

  • дети и подростки (ориентация на индивидуальность и коллективное  
    творчество);
  • педагоги школы и всего города в целом (ориентация на

            конкретную личность, конкретные события и факты истории города и  
           района);

  • группы одновозрастные и разновозрастные (с привлечением

            общественности в лице родителей учащихся, представителей

            общественных организаций и т.д.);

  • население района.

Методы реализации проекта.

Чтобы увлечь коллектив перспективой создания Альманаха, необходимо провести разъяснительную работу среди учащихся и родителей:

  • групповые беседы;
  • выступление учителя  с лекцией о самобытной культуре народов Севера на классном часе и родительском  собрании;
  • привлечение краеведческого материала для проведения внеклассных мероприятий и клубов выходного дня;
  • экскурсии в краеведческий музей города;
  • библиотечный урок;
  • создание классного уголка, посвященного якутской национальной культуре
  • проведение конкурсов, вечеров, соревнований, праздников, недели якутской национальной культуры;
  • по результатам проведенных мероприятий, собранного материала создание Web-страницы.

Для дальнейшей реализации проекта необходимо:

  • из состава учащихся школы  избрать актив альманаха и определить функции деятельности каждого его члена;
  • обозначить тематику Web-страниц виртуального альманаха;
  • сформировать поисково-творческие группы для изучения литературно-
    исторических и других источников,
  • обобщить и систематизировать собранный материал;
  • выполнить работу по созданию и оформлению WEB-страниц;
  • систематически пополнять Web-страницы виртуального альманаха;

Поэтапный рабочий план

Мероприятия

Цели

Сроки

Ответственные

I этап - подготовительный

1

Формирование групп по интересам, распределение функций деятельности

Выявить интересы и активизировать творческий подход в изучении истории и традиций народов РС (Я)

1 полугодие

Учитель, педагог- куратор, родители

2

Создание семейного клуба

Способствовать сплочению родительского коллектива, развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы

1 полугодие

учитель

3

Обозначение тематических вечеров

Определить направления работы, выявить значимые для участников темы семейных вечеров

Октябрь- ноябрь

Педагог- куратор, библиотекарь, учитель, родители

4

Создание форума

Сетевое взаимодействие всех участников проекта для обмена и обогащения информации данной тематики. Решение проблемных ситуаций с помощью ИКТ

С началом работы клуба

Завуч по ИКТ, лаборант, учитель, родители

5

Сбор материала, его классификация

Создание Web-страниц виртуального альманаха «К истокам земли Олонхо»

По мере поступления материала

Учитель, завуч, лаборант

II этап-реализация проекта через изучение  блоков:

Мероприятия

Цели

Сроки

Ответственные

1

География Якутии

познакомить учащихся с географическим положением республики, ее природно-климатическими особенностями

С 1-4 классы

Преподаватель географии, учитель класса

2

Символика Якутии

1)познакомить учащихся с геральдикой и гербами якутских городов и улусов

1 класс

Учитель класса, учитель якутского языка,

3

Растения и животные Якутии

1)познакомить учащихся с многообразием животного и растительного мира Якутии.

2) познакомить учащихся с животными и растениями, занесенными в Красную книгу Якутии; памятниками животным, населяющим или населявшим территорию Якутии

С 1-4 классы

Учитель класса, учитель якутского языка, библиотекарь, родители, старшеклассники

4

Основные занятия северных народов:

  • оленеводство
  • скотоводство
  • охота и рыбалка

познакомить учащихся с основными занятиями северных народов

С 1-4 классы

Учитель класса, учитель якутского языка, библиотекарь, родители, старшеклассники

5

Промыслы народов Севера

  • резьба по кости
  • якутские орнаменты
  • посуда
  • украшения
  • костюмы

1)познакомить учащихся с якутской художественной резьбой по кости.  2)познакомить учащихся с якутским национальным костюмом, украшениями, посудой, показать, как в этом   отразились  верования народа и его образ жизни

С 1-4 классы

Учитель класса, учитель якутского языка, библиотекарь, родители, старшеклассники, работники музея

6

Якутский фольклор:

  • легенды и мифы народов севера
  • Тацкха- астрология Якутии
  • Олонхо- героический эпос якутов
  • сказки
  • загадки

пословицы

1)познакомить учащихся с жанрами якутского фольклора

2) познакомить с героическим эпосом якутов «Олонхо»

 развитие творческих способностей учащихся

С 1-4 классы

Учитель класса, учитель якутского языка, библиотекарь, родители, старшеклассники

7

Духовное наследие Якутии:

  • обряды
  • обычаи
  • праздники

познакомить учащихся с обрядами, обычаями, праздниками

С 2-4 классы

Учитель класса, учитель якутского языка, библиотекарь, родители, старшеклассники.

8

Национальная кухня

познакомить учащихся с особенностями и разнообразием национальной кухни

С 3-4 классы

Учитель класса, учитель якутского языка, родители, старшеклассники.

9

Современная культура и искусство Якутии

Знакомство с культурой якутского народа

С 3-4 классы

Учитель класса, учитель якутского языка, библиотекарь, родители, старшеклассники, работники музея, преподаватель русского языка и литературы

10

Герои-якутяне

познакомить учащихся с героическим прошлым якутского народа

Со 2- 3 классы

Учитель класса, учитель якутского языка, преподаватель истории, библиотекарь, родители, старшеклассники, работники музея

III этап -обобщающий

Мероприятия

Цели

Сроки

Ответственные

1

Обобщение и систематизация собранного материала

Обобщить и систематизировать собранный материал,

4 класс

Завуч по ИКТ, лаборант, учитель-куратор, учитель класса

2

Выполнение работы по созданию и оформлению WEB-страниц

 Работа по созданию и оформлению WEB-страниц;

С 1-4 классы

Завуч по ИКТ, лаборант, учитель-куратор, учитель класса

3

Составление виртуальных разделов  альманаха «К истокам земли Олонхо»

Систематизировать накопленный материал по изученным разделам

4 класс

Завуч по ИКТ, лаборант, учитель-куратор, учитель класса

Ожидаемые результаты и социальный эффект

Работа виртуального альманаха  позволит:

  1. Повысить эффективность процесса воспитания подлинного интернационализма, основанного на знаниях, понимания и уважения к труду и таланту народа, независимо от их численности, гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении путём включения учащихся в социально значимые виды деятельности на основе эффективного использования информационных технологий.
  2. Применить материалы виртуального альманаха педагогами разных предметов: истории, литературы и русского языка, географии, изобразительного искусства и т.д.
  3. Использовать материалы виртуального альманаха «К истокам земли Олонхо» в воспитательной работе школы.
  4. Развить умения учащихся самостоятельно добывать материал и использовать в практической деятельности; развить наблюдательность, зрительную память, творчество, воображение, ассоциативное мышление. 
  5. Сформировать широкий кругозор и профессиональные интересы в области исторического, литературного и географического краеведения.

Перспективы дальнейшего развития проекта

  1. Сотрудничество с другими образовательными учреждениями, занимающимися поисковой и проектной деятельностью, обмен опытом работы;
  2. участие в различных конкурсах, в историко-краеведческих мероприятиях школы и всего района;
  3. создание образовательного мультимедийного проекта с целью обобщения и распространения опыта.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект создания виртуального альманаха «К истокам земли Олонхо»

Слайд 2

Актуальность 1. Нравственный аспект : сохранение духовных и культурных традиций народов Севера; преемственность подрастающего поколения и семьи; осуществление помощи в пропаганде лучших духовных и культурных традиций среди жителей города и населения района 2. Воспитательный и познавательный аспект : стремление к позитивному преображению своей «малой Родины», посильный вклад в изменение жизни собственной школы и родного города; побуждение родителей к стремлению делиться опытом сохранения национальных традиций, воспитания моральных ценностей; Создание условий для освоения учащимися гражданской позиции на основе возрождения народной культуры, духовности, нравственности и патриотизма;

Слайд 3

Задачи проекта Развитие способности учащихся к взаимопониманию, дружбе, взаимовыручке, толерантности, умению выделять более интересные сведения об окружающем мире, потребность беречь и ценить их Привитие школьникам через конкретную практическую исследовательскую деятельность интереса к самобытной культуре Республики Саха (Якутия), Формирование уважения к историко-культурному наследию народов Саха (Якутии). Воспитание гражданина, любящего свой край, свою школу, якутский народ с его самобытными культурными традициями. Осуществление деятельности по воспитанию, развитию, обучению и социализации учащихся.

Слайд 4

Цели проекта: через формы и методы современной учебной деятельности, использования иновационно-коммуникативных технологий, процесс познания самобытной культуры и исторического наследия Республики С(Я) воспитание у учащихся нравственных качеств, активной гражданской позиции преодоление изолированности ребенка от окружающей его культурно- исторической среды; формирование духовной, творческой личности посредством краеведческого, исследовательского и просветительского образования.

Слайд 5

Методы реализации проекта: Чтобы увлечь коллектив перспективой создания Альманаха, необходимо провести разъяснительную работу среди учащихся и родителей: групповые беседы; выступление учителя с лекцией о самобытной культуре народов Севера на классном часе и родительском собрании; привлечение краеведческого материала для проведения внеклассных мероприятий и клубов выходного дня; экскурсии в краеведческий музей города; библиотечный урок; создание классного уголка, посвященного якутской национальной культуре проведение конкурсов, вечеров, соревнований, праздников, недели якутской национальной культуры; по результатам проведенных мероприятий, собранного материала создание Web -страницы.

Слайд 6

Для дальнейшей реализации проекта необходимо: из состава учащихся школы избрать актив альманаха и определить функции деятельности каждого его члена; обозначить тематику Web -страниц виртуального альманаха; сформировать поисково-творческие группы для изучения литературно- исторических и других источников, обобщить и систематизировать собранный материал; выполнить работу по созданию и оформлению WEB -страниц; систематически пополнять Web -страницы виртуального альманаха;

Слайд 7

Поэтапный рабочий план I этап - подготовительный Формирование групп по интересам, распределение функций деятельности Создание семейного клуба Обозначение тематических вечеров Создание форума Сбор материала, его классификация

Слайд 8

II этап-реализация проекта через изучение блоков География Якутии Символика Якутии Растения и животные Якутии Основные занятия северных народов Промыслы народов Севера Якутский фольклор Духовное наследие Якутии Национальная кухня Современная культура и искусство Якутии Герои-якутяне

Слайд 9

III этап -обобщающий Обобщение и систематизация собранного материала Выполнение работы по созданию и оформлению WEB -страниц Составление виртуальных разделов альманаха «К истокам земли Олонхо»

Слайд 10

Ожидаемые результаты и социальный эффект Повысить эффективность процесса воспитания подлинного интернационализма, основанного на знаниях, понимания и уважения к труду и таланту народа, гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении путём включения учащихся в социально значимые виды деятельности на основе эффективного использования информационных технологий. Применить материалы виртуального альманаха педагогами разных предметов: истории, литературы и русского языка, географии, изобразительного искусства и т.д. Использовать материалы виртуального альманаха «К истокам земли Олонхо» в воспитательной работе школы. Развить умения учащихся самостоятельно добывать материал и использовать в практической деятельности; Сформировать широкий кругозор и профессиональные интересы в области исторического, литературного и географического краеведения.

Слайд 11

Перспективы дальнейшего развития проекта Сотрудничество с другими образовательными учреждениями, занимающимися поисковой и проектной деятельностью, обмен опытом работы; участие в различных конкурсах, в историко-краеведческих мероприятиях школы и всего района; создание образовательного мультимедийного проекта с целью обобщения и распространения опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проект "Маленький хозяин земли Олонхо" ( формирование патриотического воспитания младших школьников на традициях народа Саха (Якутия)" (

Автор: Слепцова Саргылана Васильевна    В условиях переосмысления общечеловеческих и национальных ценностей общество вновь обращается к культурному наследию каждого народа, что ве...

Проект «Как космонавты спускаются на Землю» (конкурс « Я – исследователь», номинация «Наука и физика»)

Проект ««Как космонавты спускаются на землю?»Конкурс  «Я - исследователь» Номинация «Техника и физика»Выбор темы  Больше всего мне хотелось узнать, как космонавты спускаются на Зе...

Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)

Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)Цели урока: Воспитание нравственных отношений  учащихся  к семье, родителям, своему роду ч...

курса "На Земле Олонхо"

Программа курса "На Земле Олонхо" направлена на  гражданско-патриотическое воспитание обучающихся начальных классов....

Урок-проект по ИЗО "Города русской земли.Золотое кольцо России"

  Создание коллективной композиции"Древнерусский город".Нестандартный урок-путешествие с элементами интеграции из ИЗО в «Наш край». ...

Проект "Вода - источник жизни на Земле"

Проект "Вода - источник жизни на Земле" предназначен для учащихся 2 класса....

Проект "Народный костюм: от истоков до наших дней"

Проектная работа "Народный костюм :от истоков до наших дней" был представлен на научно-практической конференции "Старт в науку -2023"Цель и задачи проекта познакомиться с русской н...