Проект создания виртуального альманаха «К истокам земли Олонхо ».
материал на тему
Проект создания виртуального альманаха
«К истокам земли Олонхо ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sozdaniya_virtualnogo_almanaha_1.doc | 110 КБ |
prezentatsiya_k_proektu_virtualnyy_almanah.ppt | 1.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект создания виртуального альманаха
«К истокам земли Олонхо ».
Постановка проблемы.
Любовь к Родине нам прививают с самого раннего детства родители, учителя, книги. До недавнего времени моей малой Родиной был Урал. В этом году я окончила Магнитогорский государственный университет по специальности учитель начальных классов. И вот судьба забросила меня на Крайний Север, в город у Полярного круга. Свою педагогическую деятельность я начала в городе Удачный. У меня появилась еще одна малая Родина- Республика Саха (Якутия).
1 сентября 2010 года я познакомилась со своими первоклашками. В моем классе есть дети разных национальностей: якуты, русские, украинцы, кабардинцы, адыгейцы, армяне, киргизы. Учитывая многонациональный состав класса, я задумалась над тем, как воспитывать у детей чувство дружбы, взаимовыручку, толерантность, уважение к историко-культурному наследию своего народа, всех народов России и к той малой Родине, которая нас объединила. Я всерьёз заинтересовалась своим «новым» краем, когда поняла, что он уникален и неповторим. Прочитав множество книг, статей, посвящённых Якутии, была очень удивлена, что этот край богат не только алмазами, но и талантливыми людьми: писателями, поэтами, художниками, спортсменами. Якутия богата национальными традициями, промыслами, имеет богатое духовное наследие.
С другой стороны, меня насторожил недостаточный интерес учащихся русскоязычной школы и их родителей к местной культуре, которая стала бы составляющей частью духовной жизни многонационального коллектива. Дети, которые живут и учатся в Республике Саха (Якутия), должны знать как можно больше о ней. Передо мной встала непростая задача: способствовать не только сплочению классного коллектива, но заинтересовать и вовлечь родителей в эту работу, в том числе, помочь им осознать значимость самобытной культуры и традиций народов Севера. Как это сделать? Современное развитие информационных технологий позволяет включить в сетевое взаимодействие педагогов школы, города, старшеклассников, музей, население города и района.
У меня возникла идея создания виртуального альманаха «К истокам земли Олонхо», который станет универсальным источником информации о самобытной культуре Якутии, о людях и их достижениях.
Виртуальный альманах «К истокам земли Олонхо» – это собрание Web-страниц, расположенных на Web-сервере, содержащих информацию об этнографии Якутии, основных занятиях и промыслах народов Севера, о духовном наследии, национальной кухне, современной культуре и искусстве, о героическом прошлом и настоящем якутского народа и др.
Работа виртуального альманаха позволяет:
- Повысить общеобразовательный и культурный уровень подрастающего поколения и семьи;
- Способствовать формированию ценностных ориентаций воспитанников;
- Объединить усилия образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, развития ребенка; предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом
- Стимулировать интерес к позитивному практическому использованию информационных технологий;
- Сохранить историко-культурное наследие общества и продолжить традиции самобытной культуры народов Севера;
Актуальность данного проекта и необходимость его реализации:
1. Нравственный аспект:
- сохранение духовных и культурных традиций народов Севера;
- преемственность подрастающего поколения и семьи;
- осуществление помощи в пропаганде лучших духовных и культурных традиций среди жителей города и населения района.
2. Воспитательный и познавательный аспект:
- стремление к позитивному преображению своей «малой Родины», посильный вклад в изменение жизни собственной школы и родного города, бережное отношение к тому, что нас окружает;
- всестороннее развитие подрастающего поколения и семьи;
- побуждение родителей к стремлению делиться опытом сохранения национальных традиций, воспитания моральных ценностей, построения связующего звена между поколениями, формирования бережного отношения к окружающему миру и к родному краю;
- создание, наряду с решением общих задач образовательного процесса, педагогических условий для освоения учащимися гражданской позиции на основе возрождения народной культуры, духовности, нравственности и патриотизма;
- обращение к истории своей «малой родины», к духовным и материальным богатствам, накопленным предками, позволяет подрастающему поколению и взрослым членам семьи определить свое место и смысл в жизни, сформировать общественное мировоззрение, правильно распорядиться историко-краеведческим и культурным наследием.
Цели проекта:
- через формы и методы современной учебной деятельности, использования иновационно-коммуникативных технологий, процесс познания самобытной культуры и исторического наследия Республики С(Я) воспитание у учащихся нравственных качеств, активной гражданской позиции
- преодоление изолированности ребенка от окружающей его культурно- исторической среды;
- формирование духовной, творческой личности посредством краеведческого, исследовательского и просветительского образования.
Основные задачи, решаемые внедрением проекта:
- Развитие способности учащихся к взаимопониманию, дружбе, взаимовыручке, толерантности, умению выделять более интересные сведения об окружающем мире, потребность беречь и ценить их
- Привитие школьникам через конкретную практическую исследовательскую деятельность интереса к самобытной культуре Республики Саха (Якутия),
- Формирование уважения к историко-культурному наследию народов Саха (Якутии).
- Воспитание гражданина, любящего свой край, свою школу, якутский народ с его самобытными культурными традициями. Осуществление деятельности по воспитанию, развитию, обучению и социализации учащихся.
Кадровое обеспечение:
- Учитель якутского языка – куратор, консультант проекта;
- Завуч по ИКТ:
-курирует работу WEB-страниц;
-контролирует пополнение WEB-страниц альманаха;
3. Лаборант контролирует состояние электронных страниц;
4. Учитель, руководитель класса:
- участвует в работе по оформлению виртуального альманаха;
- организует деятельность по оформлению собранного материала, его
систематизации;
- организует работу форума.
5. Группы по интересам из состава педагогов и родителей:
- занимаются подготовкой материала для альманаха, его оформлением;
- проводят тематические лекции и организуют экскурсии.
6. Работники музея:
- консультируют по выбранным темам;
- проводят экскурсии.
7.Совет старшеклассников:
-помогает учащимся начальных классов, организует вожатскую деятельность.
8. Библиотекарь:
-подбирает необходимую информацию, используя библиотечный фонд и
Интернет-ресурсы;
-проводит библиотечные уроки.
Целевая группа:
Включает в свой состав широкий спектр социальных групп:
- дети и подростки (ориентация на индивидуальность и коллективное
творчество); - педагоги школы и всего города в целом (ориентация на
конкретную личность, конкретные события и факты истории города и
района);
- группы одновозрастные и разновозрастные (с привлечением
общественности в лице родителей учащихся, представителей
общественных организаций и т.д.);
- население района.
Методы реализации проекта.
Чтобы увлечь коллектив перспективой создания Альманаха, необходимо провести разъяснительную работу среди учащихся и родителей:
- групповые беседы;
- выступление учителя с лекцией о самобытной культуре народов Севера на классном часе и родительском собрании;
- привлечение краеведческого материала для проведения внеклассных мероприятий и клубов выходного дня;
- экскурсии в краеведческий музей города;
- библиотечный урок;
- создание классного уголка, посвященного якутской национальной культуре
- проведение конкурсов, вечеров, соревнований, праздников, недели якутской национальной культуры;
- по результатам проведенных мероприятий, собранного материала создание Web-страницы.
Для дальнейшей реализации проекта необходимо:
- из состава учащихся школы избрать актив альманаха и определить функции деятельности каждого его члена;
- обозначить тематику Web-страниц виртуального альманаха;
- сформировать поисково-творческие группы для изучения литературно-
исторических и других источников, - обобщить и систематизировать собранный материал;
- выполнить работу по созданию и оформлению WEB-страниц;
- систематически пополнять Web-страницы виртуального альманаха;
Поэтапный рабочий план
№ | Мероприятия | Цели | Сроки | Ответственные |
I этап - подготовительный | ||||
1 | Формирование групп по интересам, распределение функций деятельности | Выявить интересы и активизировать творческий подход в изучении истории и традиций народов РС (Я) | 1 полугодие | Учитель, педагог- куратор, родители |
2 | Создание семейного клуба | Способствовать сплочению родительского коллектива, развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы | 1 полугодие | учитель |
3 | Обозначение тематических вечеров | Определить направления работы, выявить значимые для участников темы семейных вечеров | Октябрь- ноябрь | Педагог- куратор, библиотекарь, учитель, родители |
4 | Создание форума | Сетевое взаимодействие всех участников проекта для обмена и обогащения информации данной тематики. Решение проблемных ситуаций с помощью ИКТ | С началом работы клуба | Завуч по ИКТ, лаборант, учитель, родители |
5 | Сбор материала, его классификация | Создание Web-страниц виртуального альманаха «К истокам земли Олонхо» | По мере поступления материала | Учитель, завуч, лаборант |
II этап-реализация проекта через изучение блоков: | ||||
№ | Мероприятия | Цели | Сроки | Ответственные |
1 | География Якутии | познакомить учащихся с географическим положением республики, ее природно-климатическими особенностями | С 1-4 классы | Преподаватель географии, учитель класса |
2 | Символика Якутии | 1)познакомить учащихся с геральдикой и гербами якутских городов и улусов | 1 класс | Учитель класса, учитель якутского языка, |
3 | Растения и животные Якутии | 1)познакомить учащихся с многообразием животного и растительного мира Якутии. 2) познакомить учащихся с животными и растениями, занесенными в Красную книгу Якутии; памятниками животным, населяющим или населявшим территорию Якутии | С 1-4 классы | Учитель класса, учитель якутского языка, библиотекарь, родители, старшеклассники |
4 | Основные занятия северных народов:
| познакомить учащихся с основными занятиями северных народов | С 1-4 классы | Учитель класса, учитель якутского языка, библиотекарь, родители, старшеклассники |
5 | Промыслы народов Севера
| 1)познакомить учащихся с якутской художественной резьбой по кости. 2)познакомить учащихся с якутским национальным костюмом, украшениями, посудой, показать, как в этом отразились верования народа и его образ жизни | С 1-4 классы | Учитель класса, учитель якутского языка, библиотекарь, родители, старшеклассники, работники музея |
6 | Якутский фольклор:
пословицы | 1)познакомить учащихся с жанрами якутского фольклора 2) познакомить с героическим эпосом якутов «Олонхо» развитие творческих способностей учащихся | С 1-4 классы | Учитель класса, учитель якутского языка, библиотекарь, родители, старшеклассники |
7 | Духовное наследие Якутии:
| познакомить учащихся с обрядами, обычаями, праздниками | С 2-4 классы | Учитель класса, учитель якутского языка, библиотекарь, родители, старшеклассники. |
8 | Национальная кухня | познакомить учащихся с особенностями и разнообразием национальной кухни | С 3-4 классы | Учитель класса, учитель якутского языка, родители, старшеклассники. |
9 | Современная культура и искусство Якутии | Знакомство с культурой якутского народа | С 3-4 классы | Учитель класса, учитель якутского языка, библиотекарь, родители, старшеклассники, работники музея, преподаватель русского языка и литературы |
10 | Герои-якутяне | познакомить учащихся с героическим прошлым якутского народа | Со 2- 3 классы | Учитель класса, учитель якутского языка, преподаватель истории, библиотекарь, родители, старшеклассники, работники музея |
III этап -обобщающий | ||||
№ | Мероприятия | Цели | Сроки | Ответственные |
1 | Обобщение и систематизация собранного материала | Обобщить и систематизировать собранный материал, | 4 класс | Завуч по ИКТ, лаборант, учитель-куратор, учитель класса |
2 | Выполнение работы по созданию и оформлению WEB-страниц | Работа по созданию и оформлению WEB-страниц; | С 1-4 классы | Завуч по ИКТ, лаборант, учитель-куратор, учитель класса |
3 | Составление виртуальных разделов альманаха «К истокам земли Олонхо» | Систематизировать накопленный материал по изученным разделам | 4 класс | Завуч по ИКТ, лаборант, учитель-куратор, учитель класса |
Ожидаемые результаты и социальный эффект
Работа виртуального альманаха позволит:
- Повысить эффективность процесса воспитания подлинного интернационализма, основанного на знаниях, понимания и уважения к труду и таланту народа, независимо от их численности, гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении путём включения учащихся в социально значимые виды деятельности на основе эффективного использования информационных технологий.
- Применить материалы виртуального альманаха педагогами разных предметов: истории, литературы и русского языка, географии, изобразительного искусства и т.д.
- Использовать материалы виртуального альманаха «К истокам земли Олонхо» в воспитательной работе школы.
- Развить умения учащихся самостоятельно добывать материал и использовать в практической деятельности; развить наблюдательность, зрительную память, творчество, воображение, ассоциативное мышление.
- Сформировать широкий кругозор и профессиональные интересы в области исторического, литературного и географического краеведения.
Перспективы дальнейшего развития проекта
- Сотрудничество с другими образовательными учреждениями, занимающимися поисковой и проектной деятельностью, обмен опытом работы;
- участие в различных конкурсах, в историко-краеведческих мероприятиях школы и всего района;
- создание образовательного мультимедийного проекта с целью обобщения и распространения опыта.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность 1. Нравственный аспект : сохранение духовных и культурных традиций народов Севера; преемственность подрастающего поколения и семьи; осуществление помощи в пропаганде лучших духовных и культурных традиций среди жителей города и населения района 2. Воспитательный и познавательный аспект : стремление к позитивному преображению своей «малой Родины», посильный вклад в изменение жизни собственной школы и родного города; побуждение родителей к стремлению делиться опытом сохранения национальных традиций, воспитания моральных ценностей; Создание условий для освоения учащимися гражданской позиции на основе возрождения народной культуры, духовности, нравственности и патриотизма;
Задачи проекта Развитие способности учащихся к взаимопониманию, дружбе, взаимовыручке, толерантности, умению выделять более интересные сведения об окружающем мире, потребность беречь и ценить их Привитие школьникам через конкретную практическую исследовательскую деятельность интереса к самобытной культуре Республики Саха (Якутия), Формирование уважения к историко-культурному наследию народов Саха (Якутии). Воспитание гражданина, любящего свой край, свою школу, якутский народ с его самобытными культурными традициями. Осуществление деятельности по воспитанию, развитию, обучению и социализации учащихся.
Цели проекта: через формы и методы современной учебной деятельности, использования иновационно-коммуникативных технологий, процесс познания самобытной культуры и исторического наследия Республики С(Я) воспитание у учащихся нравственных качеств, активной гражданской позиции преодоление изолированности ребенка от окружающей его культурно- исторической среды; формирование духовной, творческой личности посредством краеведческого, исследовательского и просветительского образования.
Методы реализации проекта: Чтобы увлечь коллектив перспективой создания Альманаха, необходимо провести разъяснительную работу среди учащихся и родителей: групповые беседы; выступление учителя с лекцией о самобытной культуре народов Севера на классном часе и родительском собрании; привлечение краеведческого материала для проведения внеклассных мероприятий и клубов выходного дня; экскурсии в краеведческий музей города; библиотечный урок; создание классного уголка, посвященного якутской национальной культуре проведение конкурсов, вечеров, соревнований, праздников, недели якутской национальной культуры; по результатам проведенных мероприятий, собранного материала создание Web -страницы.
Для дальнейшей реализации проекта необходимо: из состава учащихся школы избрать актив альманаха и определить функции деятельности каждого его члена; обозначить тематику Web -страниц виртуального альманаха; сформировать поисково-творческие группы для изучения литературно- исторических и других источников, обобщить и систематизировать собранный материал; выполнить работу по созданию и оформлению WEB -страниц; систематически пополнять Web -страницы виртуального альманаха;
Поэтапный рабочий план I этап - подготовительный Формирование групп по интересам, распределение функций деятельности Создание семейного клуба Обозначение тематических вечеров Создание форума Сбор материала, его классификация
II этап-реализация проекта через изучение блоков География Якутии Символика Якутии Растения и животные Якутии Основные занятия северных народов Промыслы народов Севера Якутский фольклор Духовное наследие Якутии Национальная кухня Современная культура и искусство Якутии Герои-якутяне
III этап -обобщающий Обобщение и систематизация собранного материала Выполнение работы по созданию и оформлению WEB -страниц Составление виртуальных разделов альманаха «К истокам земли Олонхо»
Ожидаемые результаты и социальный эффект Повысить эффективность процесса воспитания подлинного интернационализма, основанного на знаниях, понимания и уважения к труду и таланту народа, гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении путём включения учащихся в социально значимые виды деятельности на основе эффективного использования информационных технологий. Применить материалы виртуального альманаха педагогами разных предметов: истории, литературы и русского языка, географии, изобразительного искусства и т.д. Использовать материалы виртуального альманаха «К истокам земли Олонхо» в воспитательной работе школы. Развить умения учащихся самостоятельно добывать материал и использовать в практической деятельности; Сформировать широкий кругозор и профессиональные интересы в области исторического, литературного и географического краеведения.
Перспективы дальнейшего развития проекта Сотрудничество с другими образовательными учреждениями, занимающимися поисковой и проектной деятельностью, обмен опытом работы; участие в различных конкурсах, в историко-краеведческих мероприятиях школы и всего района; создание образовательного мультимедийного проекта с целью обобщения и распространения опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Проект "Маленький хозяин земли Олонхо" ( формирование патриотического воспитания младших школьников на традициях народа Саха (Якутия)" (
Автор: Слепцова Саргылана Васильевна В условиях переосмысления общечеловеческих и национальных ценностей общество вновь обращается к культурному наследию каждого народа, что ве...
Проект «Как космонавты спускаются на Землю» (конкурс « Я – исследователь», номинация «Наука и физика»)
Проект ««Как космонавты спускаются на землю?»Конкурс «Я - исследователь» Номинация «Техника и физика»Выбор темы Больше всего мне хотелось узнать, как космонавты спускаются на Зе...
Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)
Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)Цели урока: Воспитание нравственных отношений учащихся к семье, родителям, своему роду ч...
курса "На Земле Олонхо"
Программа курса "На Земле Олонхо" направлена на гражданско-патриотическое воспитание обучающихся начальных классов....
Урок-проект по ИЗО "Города русской земли.Золотое кольцо России"
Создание коллективной композиции"Древнерусский город".Нестандартный урок-путешествие с элементами интеграции из ИЗО в «Наш край». ...
Проект "Вода - источник жизни на Земле"
Проект "Вода - источник жизни на Земле" предназначен для учащихся 2 класса....
Проект "Народный костюм: от истоков до наших дней"
Проектная работа "Народный костюм :от истоков до наших дней" был представлен на научно-практической конференции "Старт в науку -2023"Цель и задачи проекта познакомиться с русской н...