курса "На Земле Олонхо"
рабочая программа (3 класс) по теме

Есикова Инна Александровна

Программа курса "На Земле Олонхо" направлена на  гражданско-патриотическое воспитание обучающихся начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olonho_programma.doc185.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Патриотическое воспитание в школе представляет собой составную часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. Сегодня  перед обществом поставлены первоочередные задачи – формирование у детей преданности Родине и гордости за нее в любых экономических и политических ситуациях. Патриотическая деятельность выделена в проекте  Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации как приоритетная в организации внеучебной  деятельности школьников.

Концепция обновления и развития национальных школ республики Саха (Якутия) определила путь собственного развития образования, установила приоритеты национально-регионального компонента учебного плана, открыла широкий путь идеям подлинной демократизации и гуманизации обучения и воспитания подрастающего поколения.

Необходимо принять меры для сохранения и приумножения добрых, самобытных традиций народа, его духовного, культурного, морального потенциала. Этнокультурный и региональный компоненты образования отражаются в (скрытом содержании образования) – укладе жизни инновационных образовательных учреждений республики. Создание этнокультурной среды, обеспечивающей языковое и культурное разнообразие образовательного пространства – одно из перспективных направлений развития национально-регионального компонента содержания общего образования.

 Одним, из приоритетных направлений МБОУ "Гимназия г.Алдан", является гражданско-патриотическое образование. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. 

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

 “Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

 Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Проблема патриотического воспитания в современных условиях обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

Психологами доказано, что в дошкольном и младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к родине. Любовь к родине не возникает сама по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Малая Родина (родной край) даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Первые и самые прочные представления берут начало здесь и всю жизнь затем соотносятся с изначальными образами и понятиями. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой родился и рос. У северных народов испокон веков теснейшая связь с природой, особое почитание, преклонение перед ней. Земля и природа в их традиционном мировоззрении считаются одушевленными, а Человек является неотъемлемой частью природы. И потому неудивительно, что вся жизнь и деятельность народов Якутии:  их обычаи и традиции, уклад жизни, род занятий, менталитет, восприятие окружающего мира, талант и одаренность, интеллектуальный потенциал, все мечты и чаяния – определяются Природой.

Якутия… Край изумительной, первозданной красоты… Край, который кто хоть раз посетил, не в силах забыть… Край, привлекающий всех своей величественной красотой, несметными природными богатствами, а самое главное, своими людьми, искренне, всем сердцем любящими родную землю, приклоняющимися пред своими предками, свято хранящих обычаи и традиции…

Якутия – это дремучие таежные леса, бескрайние тундровые просторы, седые горные вершины живописные скалы и водопады многоводные реки, синие озера, чистейший воздух, чрезвычайно богатая флора и фауна… Ее удивительный ландшафт поражает не только своим многообразием, но и суровой красотой, невероятным сочетанием природных контрастов и загадочных аномалий – от геологических до космофизических. Где еще увидишь такие красоты и такое разнообразие растительного и животного мира!

Наша республика – уникальный природный регион, не имеющий аналогов в мире. Ни один регион, где живет человек, не имеет столь холодного сурового и контрастного климата, когда зимой обычно морозы за -60°С, а летом зной под сорок градусов. Также нигде в мире нет такой мощной многолетней мерзлоты, и где ее проявления столь ярки и впечатляющи (С.А.Аржакова, доктор географических наук, профессор ЯГУ им. М.К. Аммосова).

Цель курса "На земле Олонхо" в начальных классах русскоязычных школ является:

  1. Воспитание человека, осознающего свое место и место человечества в окружающем мире;
  2. Приобщение младших школьников к духовной культуре народов, населяющих территорию Республики Саха (Якутия), к их традициям, обычаям;
  3. Укрепление открытых, доброжелательных, дружеских отношений между людьми разных национальностей.

Задачи:

  1. Создать условия для знакомства учащихся с историей народов Республика Саха (Якутия), их бытом, духовной и материальной культурой;
  2. Формировать ценностное отношение младших школьников к национальной культуре;
  3. Учить применять на практике полученные знания и сформированные умения и навыки;
  4. Способствовать формированию навыков экологической культуре учащихся;
  5. Воспитывать патриотические, нравственные, эстетические чувства у младших школьников;
  6. Прививать интерес к истории культуре предков, потребность изучать культуру коренных народов.

Особенность данной дополнительной образовательной программы курса "На Земле Олонхо" в том, что она направлена на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся третьего года обучения, входит в систему программ дополнительного образования МБОУ "Гимназия г.Алдан" начальной ступени образования. Обеспечивает приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России. Направляет образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к своей малой Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Программа курса "На Земле Олонхо" рассчитана на учащихся 3-х классов.

Реализуется в течение одного учебного года (сентябрь - май), занятия проводятся 1 раз в неделю по расписанию.

Прогнозируемые результаты

1. Личностные:

- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую Родину, формирование ценностей многонационального российского общества. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;

- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

- Знать основные этапы формирования народов РС (Я), их главные занятия в древности; способы охоты на мелких  животных и медведя, устройство для охоты, приемы охоты, традиции, обычаи, обряды, праздники северных народов.

2.Метапредметные:

- Знать творчество детских писателей и поэтов РС(Я); названия 2-3 сказок, сказов, легенд, мифов народов РС(Я), основных героев Олонхо и их подвиги, назвать два-три обряда, традиции, праздники народов РС(Я);

- Находить средства художественной выразительности в тексте произведений;

- Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета, высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

3.Предметные: 

-Уметь применять полученные знания на практике и в жизни;

- Использовать знания по культуре народов РС(Я) на других предметах;

-  Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

Портрет Патриота современной России:

-Обладает патриотическим сознанием, привязан корнями к своей малой Родине.

-Сохраняет историко-культурное наследие, продолжает традиции предков.

-Обладает гражданской ответственностью.

-Проявляет духовную твердость.

-Отзывается на социальные проблемы окружающих.

-Любит свою малую и большую Родину как наследство, оставленное ему предками.

-Ведет активный образ жизни.

-Проявляет творческое отношение ко всем сторонам общественной жизни.

-Заботится об окружающей природе.

-Осознанно трудится во славу России.

-Обладает волей к достижению общественно значимых целей.

-Позитивно относится к социальной и профессиональной деятельности.

-Критически воспринимает негативные явления в обществе, стремится предупредить или рационально бороться с ними.

-Отстаивает национальные интересы России.

Формы и методы организации учебного процесса:

Групповые формы, игровые методы, практические занятия, экскурсии, метод апперцепции (опора на свой жизненный опыт), метод имитации исследования и др.

Программа рассчитана на 35 занятий – 1 час в неделю.

По источникам знаний:

- словесные;

- наглядные;

- практические.

По степени взаимодействие учителя и учащихся:

- беседа

- самостоятельная работа

В зависимости от конкретных дидактических задач:

- подготовка к восприятию

- объяснение

- закрепление материала

По  характеру познавательной деятельности:

- Объяснительно-иллюстративный

- репродуктивный

- проблемный

- частично-поисковый

-исследовательский

По принципу расчленения или соединения знаний:

- аналитический

-синтетический

-сравнительный

-обобщающий

-классификационный

По характеру движения мысли от незнания к знанию:

-индуктивный

-дедуктивный

Содержательный материал

Программа курса  "На Земле Олонхо"

 Целями данного курса являются:

  1. развитие ценностных ориентаций ребёнка;
  2. воспитание человека, осознающего своё место и место человечества в окружающем мире;
  3. формирование целостного представления о мире, развитие интереса к его познанию.

Виды деятельности

  1. Работа со справочной и энциклопедической литературой,
  1. работа с картой,
  2. слушание, запоминание
  3.  наблюдения,
  4. формулирование вопросов и ответов,
  5.  выдвижение гипотез и предположений,
  6.  ИЗО-деятельность,
  7. проектная групповая и индивидуальная деятельность

Образовательный продукт

  1. написание и защита рефератов,
  2. выставки рисунков, поделок.
  3. защита проектов

Критерии успешности

  1. выступление с сообщением
  2.  умение защитить свою точку зрения
  3. составление кроссвордов и заданий для викторин.

Динамика интереса

  1. анкетирование,
  2.  активность в выполнении творческих работ.

Форма итоговой отчётности

  1. участие в научно-практической конференции "Шаг в будущее",
  2.  проведение предметной недели.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: тестирование, выставки, участие в научно-практической конференции "Шаг в будущее", проведение предметной недели, выпуск стенгазеты.

Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры: 

  1. Сформированность гражданских навыков:
  1. умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
  2. знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
  3. умение принимать и защищать свои решения;
  4. готовность к участию в общественных делах;
  5. готовность к образованию.
  1. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
  1. патриотизм и любовь к Родине;
  2. права и свобода человека и гражданина;
  3. символика Российской Федерации;
  4. национальное самосознание;
  5. уважение чести и достоинства других граждан;
  6. гражданственность.

Количественные параметры: 

  1. включенность каждого учащегося в воспитательные ситуации;
  2. качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
  3. отсутствие детей с девиантным поведением;
  4. участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
  5. проведение мероприятий.

Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации программы ожидается:

  1. в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
  2. в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  3. в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  4. в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы курса должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Учебно – тематический план курса

 "И с гордостью

 скажу родному краю:

Люблю и знаю,

 Знаю и люблю!

И тем полней люблю,

Чем больше знаю".

рассчитано на 1 час в неделю.

Учебных недель в году – 35

Итого учебный план курса обучения – 35 часов в году.

Тема

Вид деятельности

Результативность

I Раздел. Моя малая родина

1

Уникальность северной земли Якутии. Государственное устройство. Конституция республики Саха (Якутия).

Беседа

Формирование представлений о понятиях Родина, государство, государственные символы, культурные традиции. Знать: герб, гимн, флаг РС(Я).

2

Моя малая родина

Интегрированное занятие

3

Город, где мы живём

Беседа

4

 "Мой край родной"

Проект

II Раздел. Якутия в прошлом

5

Древняя Якутия: мир мамонтов и древних людей.

Беседа

Знать: основные этапы формирования народов РС (Я), их главные занятия в древности.

6

Открытие и освоение Якутской земли.

Сообщения

7

Якутия в составе Российского государства

Устный журнал

III Раздел. География Якутии

8

 Земля, закованная в лед и снег.

Литературная гостиная

Знать: природные зоны Якутии, иметь представления о растительном и животном мире, называть полезные ископаемые и места их добычи.

Уметь: показывать на карте расположение природных зон, места добычи полезные ископаемых

9

Северный ледовитый океан. Острова.

Защита рефератов

10

"Ледяной сфинкс" Якутии.

Беседа

11

Тундра. Стерх – птица счастья.

Викторина

12

Лесотундра.

Игра "Счастливый случай"

13

Тайга.

Викторина

14

Дикая природа лесов.

Защита рефератов

15

Горная Якутия. Чубук – хозяин гор.

Беседа

16

Реки и озера Якутии.

Защита рефератов

17

Кладовая сокровищ. Полезные ископаемые.

Защита рефератов

IV Раздел. Уникальная  природа Земли Олонхо

18

Растительный и  животный мир Якутии

Сообщения. Викторина

Знать: растения и  животные, занесенные в Красную Книгу.

Иметь представления об уникальных объектах Якутии.

19

Игра "Лесные  заморочки"

Игра

20

Загадки, тайны, чудеса земли Олонхо.

Беседа

21

Природные уникумы.

Сообщения

22

Ленские столбы – царство каменных скал.

Сообщения

Тулуканы – северные пустыни.

Беседа



V Раздел. Устное народное творчество

23

Героический эпос.

        

Круглый стол "По страницам якутского эпоса"

Знать: творчество детских писателей и поэтов РС(Я); названия 2-3 сказок, сказов, легенд, мифов народов РС(Я),

основных героев Олонхо и их подвиги; Уметь: находить средства художественной выразительности в тексте произведений.

24

Устное народное творчество. Сказки.

Литературная гостиная

25

Клубок загадок

Круглый стол

26

Ысыах – торжество жизни и Природы.

Беседа

27

Сэргэ – Якутские коновязные столбы.

Рисунки

VI Раздел. Земля Олонхо и ее люди

28

Люди и холод.

Защита рефератов, рисунки

Знать: способы охоты на мелких животных и медведя, устройство для охоты, приемы охоты, традиции, обычаи, обряды, праздники северных народов, знать значение национальных орнаментов; творчество ярких якутских мастеров.

Уметь: назвать два-три обряда, традиции, праздники народов РС(Я).

29

Якутская лошадь.

Рисунки, поделки из пластилина

30

Якутская лайка – самая древняя домашняя собака.

Сообщения

31

Якутские мастера.

Поделки из пластилина

32

Оленья страна.

Выпуск стенгазеты

33

Правила таежного этикета.

Беседа с элементами ролевой игры.

34

Волшебные узоры. Рисование по национальным мотивам.

Поделки из бумаги, аппликация.

35

 "У камелька"

Интегрированное занятие

Содержание изучаемого курса:

I Раздел. Моя малая родина. Государственное устройство Республики Саха (Якутия): Что такое Родина? Символы нашего государства. Президент, правительство. Понимание важности Родины для человека, уточняются знания о символах государства. Алдан – мой родной город.

Выставка творческих работ: мини-сочинения, рисунки, поделки из пластилина.

II Раздел. Якутия в прошлом. Древняя Якутия: мир динозавров, мамонтов и древних людей. Открытие и освоение Якутской земли. Присоединение Якутии к России. Якутские ссылки. 

III Раздел. География Якутии. Земля, закованная в лед и снег. Почему в Якутии холодно? Отчего  светится воздух? Северный Ледовитый океан и арктические льды. Что называют "Ледяным сфинксом Якутии"? Природные зоны Якутии: тундра, лесотундра, тайга, леса, степные ландшафты и горы Якутии. Реки и озера. Природные богатства Якутии. Полезные ископаемые.

IV Раздел. Уникальная  природа Земли Олонхо. Растительный и  животный мир.  Охрана природы.  Лекарственные растения. Природные уникумы. Ленские столбы – царство каменных скал. Мамонтовая гора. Тулуканы - северные пустыни. Священные места Якутии.

V Раздел. Устное народное творчество. Героический эпос. Сказки, пословицы и поговорки коренных народов Якутии. Исторические    предания.   Исторические   рассказы. Легенды. Олонхо и олонхосуты. 

VI Раздел. Земля Олонхо и ее люди. Коренные народы. Основной вид занятий, быт. Юкагиры, эвены, эвенки, чукчи, якуты - их прошлое и   настоящее. Население современной Якутии. 

В содержание курса интегрированы знания и умения из различных областей истории, географии, этнографии, ИЗО, трудового обучения. Интегрирование способствует всестороннему развитию личности.

Формы и виды организации учебной деятельности на уроках.

Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения:

  1. словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;
  2. наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;
  3. практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
  4. репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
  5. индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.

Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности.

Материальное обеспечение программы курса:

  1. компьютер
  2. проектор
  3. принтер
  4. хомус
  5. национальные узоры, поделки.

Методическое обеспечение программы курса:

Педагогическое и методическое обеспечение программы предполагает:

  1. комплекс учебных и специальных программ, методик по организации и проведению патриотического воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы;
  2. использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта;
  3. активное использование метода коллективно-творческого дела, метода социально-значимой деятельности, метода поддержки и успехе, сотворчества и сотрудничества, партнерства, развивающего обучения, метода творческой и учебно-исследовательской, поисковой деятельности, различные методики изучения личности, гражданской мотивации, изучение среды и ее влияние на воспитание (анкетирование, ранжирование, опросы).

Список литературы:

  1. Винокуров В.Н., Винокурова А.В. "Материалы Красной книги Якутии в      школьной практике".  Якутск. 1994г
  2. Данилов Д.Д., Тырин С.В. "Моё Отечество".   "Баласс". 1998г.
  3. Данилов И. "Сказ о Якутии" Якутск. Якутское книжное издательство. 1982г.
  4. Пестерев В. "Страницы истории Якутии в документах, легендах, мифах".      Якутск. Национальное книжное издательство "Бичик" 2000г.
  5.  Сивцев А.И., Мостахов С.Е., Дмитриева З.М. "География ЯАССР". Якутское книжное издательство. 1990г.
  6. Соломонов Н.Г. "Животный мир Якутии"  Якутское книжное издательство. 1975г.

Интернет-ресурсы

Детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/

Достопримечательности Якутии http://www.goyakutia.com

Законодательство Республики Саха (Якутии)  http://www.nlib.sakha.ru

Земля Олонхо http://olonkholand.ru

Полезные ископаемые http://pie.lghost.ru/zond/

Сайт Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) http://www.sakha.gov.ru

Сайт «Учительской газеты» http://www.ug.ru/

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Проект "Мой край родной".

Лист планирования содержания учебного проекта

и этапов его проведения

  1. Продумывание учителем темы проекта "Мой край родной" -  в рамках предмета "Окружающий мир" и курса "На Земле Олонхо".
  2. Выбор возрастной категории учащихся Ученики начальной школы (3 класс).
  3. Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы

- В чём особенность нашего Алданского района?

4. Формулирование дидактических целей проекта

-Формирование целостного представления о мире, развитие интереса к его познанию.

-Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации.

- Воспитание любви к родному краю.

- Формирование критического мышления, навыков работы в команде.

5. Формулирование методических задач

- Знакомство с историей освоения и рождения родного города.

- Познакомиться с полезными ископаемыми, добываемыми в Алданском районе, с их  свойствами и использованием.

- Узнать о значении названий населенных пунктов и рек.

-Узнать об особенностях природы родного края, о растениях и животных, занесенных в Красную книгу.

- Учить излагать кратко свои мысли устно и письменно.

- Учить оформлять работы в виде рефератов, альбомов, презентаций.

6. Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся)

  1. Как появился наш город?
  2. Улицы нашего города.
  3. Какие полезные ископаемые добываются в нашем районе?
  4. Что скрывается за названиями населенных пунктов и рек?
  5. В чём особенности природы нашего края?
  1. Выдвижение гипотез решения проблем
  1. Как появился наш город?

- Наш город построили люди потому, что здесь много деревьев и очень красиво.

- Здесь нашли золото и поэтому построили город.

  1. Улицы нашего города.

- Одни названы в честь каких-то людей, есть и якутские названия.

  1. Какие полезные ископаемые добываются в нашем районе?

- В нашем районе добывают золото.

- В нашем районе добывают много полезных ископаемых.

  1. Что скрывается за названиями населенных пунктов и рек?

- Названия, наверное, якутские, их надо переводить.

  1. В чём особенности природы нашего края?

- Особенность в том, что она очень красивая. Здесь много разных растений и животных.

8. Определение творческого названия проекта

"Люблю тебя, мой край родной!"

  1. Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов
  1. Как появился наш город?- мини – группа 4 человека.

- В каком году был основан наш город?

- Почему его построили?

- Как всё это происходило?

- Кто считается "первооткрывателем" города?

Представление результатов – выпуск газеты.

  1. Улицы нашего города – мини-группа 4 человека.

- В честь кого названы улицы нашего города?

- Что обозначают якутские названия улиц?

  1. Какие полезные ископаемые добываются в нашем районе? – мини-группа 4 человека.

- Что такое полезные ископаемые?

- Какие они бывают?

- Какие полезные ископаемые открыли в нашем районе и все ли они добываются?

- Где используются "наши" полезные ископаемые?

Представление результатов – презентация и реферат.

  1. Что скрывается за названиями населенных пунктов и рек? – мини-группа 3 человека.

     - Что обозначают названия городов, посёлков, рек?

   Представление результатов – презентация.

  1. В чём особенности природы нашего края? – мини – группа 6 человек.

   - Каков растительный мир нашей тайги?

   - Каков животный мир нашей тайги?

   - Какие виды занесены в Красную книгу?

   - Как охраняется природа?

Представление результатов – альбом с фотографиями, вопросы для викторины,

кроссворды.

  1. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе

Ученики продумывают пути проведения своих исследований: о проведении анкетирования, опытов, сборе статистических данных, образцов, об обработке собранных сведений, о том, как будут оформлены результаты исследования.

  1. Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав.

Цель: задать направление поиска информации.

Источники информации по теме исследования:

  1. Беседы с родителями и знакомыми.
  2. Посещение краеведческого музея и геологического музея.
  3. В городской библиотеке найти книги:
  1. Н.Г.Соломонов "Животный мир Якутии"

     Якутское книжное издательство. 1975г.

  1. В.Н. Винокуров, А.В. Винокурова "Материалы Красной книги Якутии в

     школьной практике".

     Якутск. 1994г.

  1. В. Н. Иванов, А. В. Егоров "Алданский улус. История, культура, фольклор"

Якутск 2004 год.

  1. Фотоальбом "Храним традиции, живём настоящим, творим будущее".

Иркутск 2004год.

  1. Интернет: веб-сайт  www.aldangold.ru
  2. Видеофрагменты.
  1. Самостоятельная работа групп

В каждой группе выбирается руководитель, который следит за ходом выполнения обязанностей каждым учеником.

Роль учителя - консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.

  1. Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе

Форма презентации названа выше.

Цель: мотивировать учащихся систематизировать полученные данные.

Роль учителя — консультирование, помощь.

  1. Защита полученных результатов и выводов.

Каждой группе на представление полученных результатов представляется до 4 минут. Далее - ответы на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники проекта: учителя и ученики.

  1. Оценивание результатов проекта школьниками и учителем

Рефлексия.

Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом.

Оценивается результат, самостоятельность и умение работать в группе, взаимопомощь, умение донести полученные знания до слушателя.

Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых исследований по темам проекта.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Презентация была проведена в форме устного журнала в рамках недели краеведения. Сценарий проведённой недели прилагается.

В ходе работы над проектом были написаны сочинения на тему "Мой родной город" и "Город будущего".

В ходе работы над проектом была составлена страничка "Говорящие числа", материалы которой использовались на уроках математики по теме "Нумерация чисел".

Ребятами были написаны рефераты на тему:

  1. "Их имена носят улицы нашего города"
  2. "Полезные ископаемые Алданского района"
  3. "Лекарственные растения Алданского района"
  4. "Реки Якутии и их обитатели"

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Текст с ошибками.

Задание: Прочитайте текст об Алданском районе и найдите ошибки в нем.

Алданский район расположен на севере Республики Саха (Якутия). Включает в себя две природные зоны – Тундра и Тайга.

Климат Алдана резко континентальный, с короткой холодной зимой и длинным достаточно теплым летом.

По территории Алданского района протекают реки: Алдан, Амга, Лена, Тимптон, Учур, Енисей и их притоки.

 Тайга занимает большую часть Алданской земли. Основу ее составляет лиственный лес. Из лиственных деревьев чаще всего встречаются береза, осина, лиственница, дуб,тополь и клен. Хвойный лес представлен соснами, елями, кипарисами, кедрами и пихтами.

В Алданской тайге произрастает много ягод: брусника, голубика, черника, клубника, смородина… Около 20 видов грибов насчитывается в лесах района.

Разнообразны не только флора, но и фауна Алданского района. Она представлена диким северным оленем, лосем, изюбром, кабаргой, кабаном, джейранами, бурым и белым медведями, волком, россомахой, горностаем, белкой, соболем, норкой и другими животными.

 Алдан богат полезными ископаемыми. В его недрах найдены месторождения золота, флогопита, железной руды, нефти, урана, горного хрусталя и так далее.

Сегодня в районе проживает более 50 тысяч человек. В Алданском районе 22 населенных пункта – это поселки, села и один город – Алдан, который является центром района.

Алданский район является старейшим сельскохозяйственным центром Республики Саха (Якутия).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Викторина: Знаете ли вы Якутию?

  Якутия – самая большая по территории республика в России. (3103,2 кв. км.) Расстояние между крайними точками на севере и юге материковой части республики около 2.000 км, а с запада на восток 2.500 км, что составляет 1/5 часть всей России. По размерам Якутия превосходит Францию,  Австрию, Германию, Италию, Швецию, Англию, Финляндию и Грецию, вместе взятых!                       

27 апреля Якутия отмечает день Республики (В 1992 году стала суверенной Республикой Саха (Якутия) в составе Российской Федерации).

1.      Какие цвета на флаге Республики Саха?

2.      Сколько городов в Якутии?

3.      Как называется деревянный ритуальный сосуд для кумыса?

4.      Почему в долине Туймаада дома построены на сваях?

5.      Памятник природы Якутии длиною 180 км – это…

6.      В какой океан впадают реки Якутии?

7.      Назовите главную реку Якутии

8.      Назовите национальный музыкальный якутский инструмент

9.      Якутский национальный праздник, который отмечают в дни летнего солнцестояния

10.     На каком берегу реки расположен г. Якутск?

11.     Назовите полюс холода Якутии

12.     Назовите "алмазный" город Якутии

Ответы:

  1. Синий, белый, красный, зеленый полосы разновеликие.
  2. Пять крупных городов: Якутск, Нюрба, Покровск, Мирный и Нерюнгри. Есть еще 8 городов, которые являются столицами районов (улусов): Среднеколымск, Томмот, Удачный, Вилюск, Алдан, Верхоянск, Олекминск, Ленск. Итого - 13. Верхоянск является самым маленьким  городом в России: всего 1.435 жителей?
  3. Чорон
  4. Из-за вечной мерзлоты.
  5. Ленские столбы
  6. Северный Ледовитый
  7. Лена
  8. Хомус
  9. Ысыах
  10. На левом берегу р. Лена
  11. Оймякон
  12. Мирный.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ЯКУТСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Без ветра дерево не качается

Для еды малая семья хороша, для работы - большая

Что он в руки взял - то трость, что он на голову надел - то шляпа

Человек пестр внутри, корова пестра снаружи

Меньше слов - сладко, много слов - горько

Работающему - жир, спящему - вода

Орленок - это орел, вороненок - это ворон

Пролитое не пополняется, оторванное не прирастает

Из ничего не выгонишь ни смолы, ни дегтя

Человек достойно оценивается только после смерти

Нужда всему научит

Без причины даже трава не колышется

Волки и олени в одном стаде не бывают

Что убежало - не догонишь, что окончилось - не почерпнешь, что порвалось - не срастишь

Ленивый всегда советует или рассуждает 

Лентяй всегда смекалист на отговорки

Богач не жалеет бедняка, бедняк не жалеет богача

Был бы конь, будет и седло; был бы нож, найдутся и ножны

ЯКУТСКИЕ И ЭВЕНКИЙСКИЕ НАРОДНЫЕ ЗАГАДКИ

Красная лисица
Из своей норки не выходит.
(Язык). 

Летать умеет, но не птица.
Одета в тёплый мех. А рост
Величиною с рукавицу.
Имеет бурундучий хвост.
Две пары лапок,
Но не зайка.
Так кто же это?
Угадай-ка. (Белка-летяга)

 

Два соболя
Лежат хвостами друг к другу.
(Брови)


Лежит большая шкура -
Вся в дырочках.
(Небо, звёзды). Эвенкийская.


Кто в году четыре раза переодевается?
(Земля - весной, летом, осенью, зимой). Якутская.

Наша полянка
Заячьей шкурой покрылась.
(Снег). Эвенкийская.

По деревьям ловко скачет
Шубка серо-голубая,
Про запас орехи прячет,
Сушит на зиму грибы,
Шелушит проворно шишки
И, хвостом своим играя,
От охотника вприпрыжку
Убегает.
Кто такая? (Белка)


Без устали по тундре рыщет
В пушистой меховой одёжке,
Птенцов и яйца уток ищет
И ловит мышек лучше кошки.

С красавцем этим плохи шутки,
Не зря прослыл он в тундре вором.
Поберегите гнёзда, утки,
Спасайтесь, лемминги, по норам. (Белый песец)


Идёт бабушка
И плачет.
(Туча). Эвенкийская.

Лежит большая шкура -
Вся в дырочках.
(Небо, звёзды). Эвенкийская.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5


Интегрированное занятие

         «У камелька»

Цель: Воспитание, нравственных ценностей через фольклорные произведения народов    Крайнего Севера. Воспитание уважения к коренным  народам Якутии, их обычаям и традициям.

Ход занятия.

1. Мы дышим

 Вольным воздухом одним

  Якуты, чукчи, русские, эвены

  И никакой земли во всей вселенной, Иной, чем наша,

  Вовсе не хотим.

- Сибирь была открыта для европейцев почти на 100 лет позднее, чем Америка. Hо      слухи и загадочные легенды о Сибири и ее народах всегда бродили по белу свету и смущали торговых людей, ибо Сибирь была кладовой неиссякаемого потока драгоценной пушнины.

Древние греки называли все северные народы гиперборейскими. По их представлениям, только сказочные народы могли жить в стране бога Борея, в краю мрака и холода.

- Почему же Якутию называют страной мрака и холода?

- На наших занятиях мы уже многое узнали о Якутии, ее прошлом, о коренных народах, о их трудной жизни в прошлом.

Сурова природа Якутии, и к ней надо уметь приспособиться. Но коренные народы смогли не только просто выживать в таких условиях, они развили свою культуру, свои ценности. Тысячелетия они живут в гармонии с природой. И чтобы понять, как это происходит, надо заглянуть в душу народа.

- А как это сделать?

- Человек  проецирует свою душу, свою сущность и суть на все, что его окружает. Душа, раскрывается в поступках, делах. А душа народа раскрывается, в его фольклоре, в его традициях.

- Ну а теперь, представим, что из нашей жизни исчезли телевизоры, видеомагнитофоны, да и электричества еще нет, мы, с вами одна семья. Зима, солнышко рано прячется за горизонт, все дела сделаны, наступил долгий зимний вечер. Чем заняться?

- А давайте, сходим в гости к своим соседям.

2. Обряд гостеприимства.

Хозяева выражают уважение гостям.

- Чтобы, стало тепло и уютно в нашей юрте надо разжечь поскорее огонь. ( Обряд)

- У народов Якутии к огню особые отношения. Почему?

- послушайте, как обращаются к огню в одной из легенд.

«Господин мой, Дух Огня, отец и отец отца!...

стань для меня солнцем и луной. Ведь это ты спасаешь род человеческий в долгие зимы от лютого холода, покровительствуешь племени якутов. Ведь люди и живы со стародревних времен и до наших дней лишь потому, что согреты теплом твоего дыхания»

                                                        (Д.Далан. «Легенды белого Севера»)

3. -Тепло стало у нас в юрте, можно и сказку послушать.

А) - (Дети инсценируют сказку «Девять сестер» якут. нар. сказка).

- О чем вы думали, когда слушали сказку?

- Понравились вам поступки старших сестер?

  1. Чему учит сказка? (Трудолюбие, уважение старших)

Б)- А сейчас поиграем в игру «Собери пословицу»

(Ребята делятся на группы, собирают пословицы и объясняют их смысл).

- Якуты называют пословицы меткой стрелой. Куда же летят эти стрелы?

(Совесть - это не серая лошадка, не возьмешь на время ни у кого.

        

Удобренную почву семя любит, доброго человека народ любит.

Хорошего друга быстро не найдешь.

Птица - своей окраской, человек - своим умом.

Не зарься на чужое - своего лишишься.

Всего дороже для оленя - олененок, для ружья - порох, для человека здоровье.)

В) скороговорки на якутском языке

Г) - Чего же еще не хватает нам в юрте?

(музыки, песен) игра на хомусе.

Д) - А теперь отгадайте загадки:

- Говорят, есть некто, у кого утиное сердце, да заячья душа. (трус)

- Ест за восьмерых, да работает еле-еле. (лентяй)

- Кто на свете всех дороже? (мать)

- Говорят, золотая чаша сама по себе плавает. (солнце)

  1. Горит, горит, но не сгорает. (солнце)

4. Обряд «Встреча весеннего солнца»

5. Итог.

  1. Раскрылась ли вам душа якутского народа?

На доске таблички:

Уважение гостю                                         Совесть

Уважение старших                                        Дружба

 Трудолюбие                                                Ум

 Доброта                                                 Честность.

Это те ценности. Которые лежат в основе культуры якутского народа.

Эти же качества ценятся и у русского народа, и у других народов нашей страны.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проект "Маленький хозяин земли Олонхо" ( формирование патриотического воспитания младших школьников на традициях народа Саха (Якутия)" (

Автор: Слепцова Саргылана Васильевна    В условиях переосмысления общечеловеческих и национальных ценностей общество вновь обращается к культурному наследию каждого народа, что ве...

Внеурочное занятие по курсу "Земля-наш дом" на тему:"Любознательный зверёк-белка"

В содержании данного занятия используются различные технологии: здровьесберегающие,информационные.Прослеживается межпредметная связь.Развивается у детей память,мышление,внимание,мелкая моторика рук....

Презентация внеурочного занятия по курсу "Земля-наш дом" на тему: "Бобр-строитель"

Рассматриваютя разные виды бобров.В конце просмотра предлагается электронная физминутка для глаз....

Проект создания виртуального альманаха «К истокам земли Олонхо ».

Проект создания  виртуального альманаха«К истокам земли Олонхо »....