Ценностное отношение
учебно-методический материал на тему

Ярцева Людмила Николаевна

Ценностное отношение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsennostnoe_otnoshenie.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                   Ярцева Л.Н., воспитатель

ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Современные жизненные условия выдвигают повышенные требования к здоровью детей и учащейся молодежи. Поэтому в системе образования проблематика здоровья становится все более актуальной. В настоящее время в педагогической практике наметилась тенденция к переходу от массового унифицированного образования к образованию ориентированному на личностные особенности и способности каждого индивида, а также на уровень его здоровья. Приоритетной задачей системы образования является воспитание человека в духе ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, как наивысшей социальной ценности, формирование высокого уровня здоровья детей и ученической молодежи во всех его аспектах - духовном, психическом, физическом. Новая парадигма педагогики смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков учащихся и учащейся молодежи на целостное развитие личности. В этих условиях возрастает социальная и педагогическая значимость формирования ценностного отношения к здоровью детей и учащейся молодежи в процессе образовательной деятельности, определяющего в дальнейшем полноту реализации их жизненных целей и смыслов. Актуальность проблемы значительно обостряется тем, что многочисленные статистические данные исследований последних лет констатируют резкое ухудшение здоровья молодого поколения страны. По данным Министерства образования и уровень здоровья школьников снизился: почти 90% детей, учащейся и студенческой молодежи имеют отклонения в здоровье и более 50% - неудовлетворительную физическую подготовку. Отмечает, что "стрессовые состояния ст$ны в учебной деятельности являются причиной нервных срывов учащихся. Установлен ряд других причин нервных заболеваний; несправедливая оценка, перегрузки учебными заданиями, задачами , третирование учителями . Указанные обстоятельства позволяют констатировать тот факт, что формирование ценностного отношения к здоровью человека является важнейшей проблемой современности. А в этом особое место принадлежит системе образования, вынужденной брать на себя значительную часть усилий общества по подготовке молодежи к взрослой жизни и, в конечном итоге, созданию условий для постепенного физического, морального, нравственного, культурного оздоровления общества.

Анализ исследований и публикаций по данной проблеме приводит нас к выводу, что исследуемая проблема имеет ряд нерешенных вопросов. В науке слабо исследована проблема формирования ценностного отношения к своему здоровью у учащихся .В культурологии понятие ценность характеризуется как личностный смысл для отдельного человека и социально-историческое значение для общества определённых предметов и явлений действительности. Проблема ценностей очень тесно связана с учебно-воспитательным процессом, который в свою очередь является важнейшим средством познания ценностей. Ценности формируются в результате осознания субъектом своих потребностей в соотнесении с возможностями их удовлетворения, т.е. в результате ценностного отношения. Ценностные отношения не возникают до тех пор, пока субъект не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения возникшей потребности. Чем проблематичнее возможность удовлетворения той или иной потребности, тем большей ценностью обладает тот или иной предмет для субъекта. Ценностное отношение выступает необходимым компонентом ценностной ориентации, деятельности и отношений, которые выражаются в ценностной установке. Здоровье является естественной, абсолютной ценностью. Ученые предлагают 3 уровня для описания ценности здоровья: 1) биологический; 2) социальный; 3) личностный, психологический. Поэтому здоровье выступает основой жизни человека. Это не самоцель, а необходимое условие полноты реализации человеком своих жизненных целей и смыслов. Здоровье человека зависит от следующих факторов: окружающей среды на 20 - 25%, состояния системы здравоохранения - на 8 - 10%, генетического фактора - на 15 - 20%, образа жизни на 50 - 55%. Приведенное процентное соотношение показывает значимость формирование ценностного отношения к здоровью, а также пропаганды здорового образа жизни среди детей и учащейся молодежи. Оно должно являться основой для педагогической работы.Сам процесс формирования ценностного отношения к здоровью происходит через самопознание, самосохранение, саморазвитие личности, через гармонизацию отношений человека с самим собой, с окружающими людьми, с природой, через постоянный духовно-нравственный поиск, обращенный и к себе, и к миру. Для того чтобы управлять своим здоровьем человеку, прежде всего, необходимо изменить свое ценностное к нему отношение, взять на себя ответственность за свое здоровье, получить необходимую сумму знаний.

Чтобы стать основой повседневной деятельности и поведения, знания о здоровье должны осознаваться. Это осознание происходит в процессе их "прочувствования" и эмоционального "переживания", закрепляется в ходе выполнения специальных здоровьесберегающих упражнений и здоровьеформирующей практической деятельности, что обеспечивает личную значимость этих знаний, их осмысление и формирует субъектное ценностное отношение личности к здоровью. Эмоционально-чувственное отношение создает тот фон, на базе которого формируются потребности и мотивы, предопределяющие психологическую готовность к здоровьеформирующему типу деятельности, развивается способность личности к анализу собственного поведения в социоприродной среде к объективной самооценке, происходит экстериоризация знания и его практическая реализация, следовательно, идет созиданий* здоровьетворящего мышления. В этой связи значительно возрастает роль педагога, как центральной фигуры в воспитании нового человека, носителя и проводника социальных ценностей, поскольку именно педагогическими средствами возможно формирование у детей ценностного отношения к здоровью, мотивации на здоровый образ жизни.

Хотелось бы отметить, что проблема сохранения и укрепления здоровья, формирования особого отношения к здоровью как к самостоятельной ценности на современном этапе развития общества весьма значима. Ценность здоровья в жизни человека выступает как ключевая категория, поскольку здоровье является необходимым условием не только развития и роста, но и выживания общества. Главная роль в этом принадлежит образовательным учреждениям, где формируется как индивидуальное здоровье личности, так и здоровье всего общества.

Я считаю, чтобы сформировать ценностное отношение к здоровью, нужно не только говорить о значении его для человека, но и вносить в жизнь элементы здравого творчества, саморегуляции, культуросообразного отношения к здоровью, оснащая ребят привычками и навыками, способствующими формированию культуры здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема проекта: «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников через внеурочную деятельность»

Проект:  «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников через внеурочную деятельность» во 2 классе....

Воспитание ценностного отношения к прекрасному через Основы Православной Культуры.

Выступление на II районных образовательных Кирилло-Мефодиевских чтениях....

Воспитание ценностного отношения к прекрасному через Основы Православной Культуры.

Презентация к выступению "Воспитание ценностного отношения к прекрасному через Основы Православной Культуры"...

Формирование ценностного отношения к здоровью младших школьников

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье школьника отнесено к приоритетным направлениям государственной политики, поставлена задача – сохранить в процессе обучения здоро...

Роль учителя в формировании у школьников ценностного отношения

Перед начальной общеобразовательной  школой сегодня стоят серьезные и важные проблемы: - организация образовательного процесса с учетом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению...

Семейные традиции при формировании ценностного отношения к семье у младших школьников

Россия всегда славилась своим прочным домашним укладом, заботой о детях, уважением и почитанием к женщине и старшему поколению. В семье воспитываются трудолюбие, терпение, понятие рода и любви к своей...