Роль учителя в формировании у школьников ценностного отношения
статья по теме

Фадеева Галина Ивановна

Перед начальной общеобразовательной  школой сегодня стоят серьезные и важные проблемы:

- организация образовательного процесса с учетом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся младших классов;

- включение в образовательный процесс системы здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fadeeva_g._i_selo_koshki.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Фадеева Г. Г., учитель начальных классов

ГБОУ СОШ села Кошки муниципального

                                                        района Кошкинский Самарской области

Роль учителя в формировании у школьников ценностного отношения

 к здоровью.

        Перед начальной общеобразовательной  школой сегодня стоят серьезные и важные проблемы:

- организация образовательного процесса с учетом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся младших классов;

- включение в образовательный процесс системы здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья обучающихся.

Именно в школьном возрасте закладываются основы знаний, недостаток которых бывает трудно (либо даже невозможно) восполнить впоследствии.

Для того, чтобы ученик был здоров, необходимо привить ему ценностное отношение к своему здоровью. Здоровье подразумевается не только отсутствие болезни, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия. Нарушение здоровья приводит к трудностям в обучении. Уже сейчас в начальной школе наблюдается пропуски уроков по болезни, низкая мотивация в учении, слабая успеваемость, так как у учащихся слабая работоспособность. Очень важно постоянно, шаг за шагом, прививать детям мысль, что они сами творцы своего здоровья. Поэтому я определила для себя основные направления работы по  формированию у детей ценностного отношения к здоровью. Это:

  1. физическое и психическое здоровье;
  2. культура безопасной жизнедеятельности;
  3. правильное, рациональное питание;
  4. профилактика вредных привычек.

Набирая детей в 1 класс, я начинаю работу с посещения семей учащихся, с целью выявления условий проживания и условий для учебной деятельности учащихся. На родительских собраниях, при индивидуальных беседах:

-  напоминаю родителям, чтобы дети больше бывали на свежем воздухе;

 - контролировали нахождение ребенка у телевизора или компьютера;

- провожу тематические беседы о необходимости школьной формы (спортивная одежда и обувь допускается только на урок физкультуры, а в остальное время - форма и соответствующая обувь - во избежание развития плоскостопия), о вредных привычках, о соблюдении личной гигиены, о питании детей в школе, о прививках, о работоспособности младших школьников, о профилактике близорукости и т.д. ;

- организую психологическое просвещение родителей, помощь в создании экологической и психологической среды в семье;

- включаю  родителей в воспитательный процесс в школе (совместные праздники, конкурсы, спортивные мероприятия и т.д.);

В классе провожу:

- утреннюю зарядку перед уроками, физминутки под музыку, гимнастику для глаз, используя тренажер для глаз, любой ученик может дополнительно встать во время урока без разрешения, если устал;

 - классные часы, на которых ребята узнают об организме человека, об органах чувств, о правильном питании, о здоровом образе жизни;

- мероприятия, направленные на профилактику вредных привычек, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

- инструктаж по ТБ во время гололеда, морозов, перед каникулами и других ситуациях;

- экскурсии в парк  и при этом дети узнают безопасный маршрут в библиотеку, ДЮСШ, музей, ДДТ.

- добиваюсь от родителей, чтобы все ребята получали горячее питание в школе;

- контролирую занятие детей в спортивных секциях;

При проведении уроков:

- продумываю комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся.  При помощи кружков разного цвета, дети показывают своё настроение в начале урока и в конце;

- психологический настрой на урок. (Давайте создадим хороший эмоциональный настрой: улыбнитесь, пожмите друг другу руку, пожелайте удачи и т.д.);

- объяснение нового материала с опорой на субъективный опыт учащегося (технология учебного диалога). В результате дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности;

-  упорядочение системы домашних заданий, их дозировка, выбор, творческий характер. Объем домашних заданий и степень их сложности соизмеряются с возможностями каждого ученика. Предлагаю детям разноуровневые задания;

- включение в содержание уроков «анатомических диктантов», упражнений, текстовых задач, заданий, связанных с изучением своего собственного здоровья.

 И ещё я хотела бы немножко остановиться на настроении, потому что от настроения тоже зависит наше здоровье.

   Если человек жизнерадостен, приветлив, с ним приятно поговорить, поделиться своими планами. Он легко развеет грустные мысли, вселит надежду, и человек почувствует себя легко и уверенно, с таким захочется общаться, дружить.

   С человеком постоянно злым, недовольным трудно общаться, он чаще бывает одинок, и от этого у него может развиться депрессия.

   У школьников также бывает разное настроение: то плохое, то хорошее – это зависит от душевного состояния. Они находятся в школе с 8 до 13 часов (иногда и больше) и очень важно, какое настроение у них будет весь день. Ведь от этого зависит их здоровье, учёба, отношения с одноклассниками и учениками.  И от меня зависит создание условий для того, чтобы  ученикам в школе было комфортно.  

Примерные упражнения, которые я провожу на разных этапах урока.

В начале урока.

а) «Растирание ушных раковин и пальцев рук» - активизирует все системы организма.

б) «Перекрестные движения» - активизируют оба полушария головного мозга, готовят к усвоению знаний.

Под музыку выполняются перекрестные координированные движения (одновременно с правой рукой движется левая нога, и наоборот). Выставить руку и ногу вперед, в сторону, назад.

в) «Качание головой» - улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение.

Дышать глубоко, уронить голову вперед, плечи расправить. Головой медленно качать из стороны в сторону до тех пор, пока не уйдет напряжение. Подбородок «вычерчивает» на груди слегка изогнутую линию.

г) «Ленивые восьмерки» - активизируют структуры, обеспечивающие запоминание, повышают устойчивость внимания.

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 по три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

Во время урока:

а) «Лобно-затылочная коррекция» - улучшает мозговое кровообращение. Упражнение выполняется в течение 1 мин, сидя с закрытыми глазами. Правая рука кладется на лоб, левая – на затылок.

б) «Медвежьи покачивания» - расслабляет позвоночник, мозг, мышцы шеи и глаз.

Качаться из стороны в сторону, подражая медведю, затем подключить руки. Можно придумать сюжет.

е) «Тряпичная кукла и солдат» - расслабляет позвоночник, мозг, мышцы шеи.

ё) «Дыхательная гимнастика» - гармонизирует деятельность дыхательной, нервной, сердечно-сосудистой систем.

В конце урока.

1. Релаксация «Медуза» - снятие психофизического напряжения.

Сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде. Упражнение лучше выполнять под музыку.

Библиографический список:

  1. С.А. Цабыбин . Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Волгоград, «Учитель», 2009.
  2. Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья.  Москва, «Вако», 2004.
  3. В. И. Ковалько. Здоровьесберегающие технологии.  1 – 4 класс. Москва. «Вако», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание у младших школьников ценностного отношения к природе , окружающей среде.

 Проблемой экологического воспитания люди стали заниматься еще в XVII веке. Но в наше время данная проблема стала более актуальной в связи с надвигающимся экологическим кризисом. И все чел...

Формирование у младших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе обучения

В данной статье изложены материалы по формированию у младших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе обучения...

Роль учителя в формировании у школьников ценностного отношения к здоровью

Роль учителя в формировании у школьников ценностного отношения к здоровью ...

Программа «Формирование мотивации и ценностного отношения детей к своему здоровью в МОУ Урлукская СОШ»

В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВА...

Проект по валеологии, формированию у детей ценностного отношения к здоровому образу жизни

Проблема  укрепления  здоровья детей в группе  стоит очень остро. Проанализировав заболеваемость, мы обратили внимание на увеличение  соматических заболеваний.Причина, это  не...

Формирование у учащихся ценностного отношения к здоровью на уроках физкультуры

Формирование у учащихся ценностного отношения к здоровью на уроках физкультуры...