Литературная гостиная «Вечер, посвященный Анне Ахматовой»
учебно-методическое пособие на тему
Разработка литературная гостиная «Вечер, посвященный Анне Ахматовой»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vecherposvyashchennyy_anne_akhmatovoy.docx | 43.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Ярцева Л.Н., воспитатель
Литературная гостиная «Вечер, посвященный Анне Ахматовой»
Главное в работе воспитателя, такая организация процесса воспитания, при которой воспитанники приобретают знания через деятельность. Обычно распространенной формой воспитательной работы по активизации мотивации к получению качественных знаний и учебно-познавательной деятельности являются мероприятия, которые носят соревновательный характер (КВН, турниры смекалистых, аукционы знаний...). Но, анализируя свой опыт работы, я поняла, что воспитанникам, в возрасте от 12 до 16 лет этого бывает недостаточно. Проводя с ними, такие мероприятия, надо дополнять их более серьезным, но и интересным материалом, вносить элементы историзма. Так у меня появилась идея создания тематических гостиных (математических, литературных, музыкальных, географических и т.д.). По своей сути - это театрализованное представление, в гостиных регулярно собираются великие ученые, математики, физики, исследователи, путешественники, поэты... И поскольку все это носит условный характер, в гостиную можно приглашать ученых, поэтов и т.д., которые не являются современниками друг друга. Так же, отличительной чертой является и то, что мероприятие включает в себя и историко-биографические исследования, и научный материал в доступной для детей форме, и занимательные моменты. Предметные гостиные помогают повысит интерес к знаниям, расширить кругозор воспитанников. К примеру, литературная гостиная, где предметом разговора может стать творчество любого писателя, поэта, не очень хорошо известного детям. Вечер, посвященный А. Ахматовой, проходил в форме диалога Поэта и ее современников.
Цель данного мероприятия:
- Пробуждать у воспитанников интерес к культурному наследию России.
- Задачи:
- Познакомить ребят с нелегкой судьбой и творчеством поэтессы, а так же, отзывами о ней современников.
- Развивать у них потребность и стремления к творческой деятельности ;
- Содействовать проявлению воспитанниками своей индивидуальности.
Целесообразно проводить такие мероприятия два раза в год.
Дети с большим желанием и интересом участвуют в организации и проведении мероприятий. Узнают много нового, получают огромное удовольствие.
- пробуждать у воспитанников интерес к культурному наследию России, к личности и творчеству А. А. Ахматовой;
- расширять представление воспитанников о роли творчества в жизни человека и человечества;
- развивать у них потребность и стремление к творческой деятельности;
- содействовать проявлению воспитанниками своей индивидуальности.
I. Воспитанники подбирают материал:
- о поэтах « серебряного века»;
- о творчестве А. А. Ахматовой;
- стихотворения А.А. Ахматовой , об А.А.Ахматовой , которые могли бы стать «диалогом в стихах».
П. Воспитанники готовят стенд, посвященный творчеству и жизненному пути А.А.Ахматовой, поэтам «серебряного века.
III. Воспитатель, собрав весь материал, составляет вместе с воспитанниками сценарный план
литературной гостиной, предлагает стихотворения для исполнения чтецам.
Оформление, оборудование и инвентарь:
- журнальные столики со свечами;
- стенд со сборниками стихотворений А.А. Ахматовой; поэтов «серебряного века»;
- стенд, посвященный творчеству и жизненному пути А.А.Ахматовой, поэтам «серебряного века.
- плакат «.. .Златоустой Анне - всея Руси!»
Показать бы тебе, насмешнице И любимице всех друзей Царскосельской весёлой грешнице, Что случится с жизнью твоей...
- магнитофон, музыкальные диски и аудиокассеты.
Ход вечера
Звучит «Лунная соната* (Л. Бетховен). На фоне музыки ведущий начинает рассказ.
Ребята!
Выражение «серебряный век» русского искусства применительно к концу
- — началу XX столетия возникло как обозначение крупнейшего этапа в его развитии после пушкинского «золотого века». Постепенно смысловой исток этого сопоставления забывается, и в памяти остается благородная красота определения: «серебряный» значит «высокий, звучный и чистый» — так написал о серебряном голосе Владимир Иванович Даль в своем Словаре живого великорусского языка...
Однако за понятием этой эпохи стоит не только красота, ведь речь идет об одном из сложнейших этапов в истории России, когда ее творческая интеллигенция жила ощущениями грядущих катаклизмов. И действительно,
- век оглушил ее войнами и революциями, а октябрьский переворот 1917 года покончил с обобщающим понятием «серебряного века» и вынудил каждого поэта, писателя, художника и музыканта искать свой собственный путь либо во взаимоотношениях с новой властью в России, либо в разрыве с ней — на дальних берегах зарубежья.
Никому не дано сказать о поэте больше, чем делает это он сам в своих произведениях. Поэт — самостоятельный мир, счастье и трагедии, гармонии и разлады которого будут доходить к потомкам спустя века. И только судьба, только одна она — больше поэта, потому что может быть и посмертной... Собравшись сегодня в нашей гостиной, мы с вами поговорим о судьбе большого русского поэта, женщины - матери, противопоставившей достоинство жестоким ударам судьбы.
Мы встретимся с Анной Андреевной Ахматовой. За свою длинную жизнь она оставила огромное литературное наследие, которым гордится и восхищается весь мир.
За одним из столиков сидят окололитературные сплетники (все в элегантных костюмах, с портфелями и папками в руках). Их беседа идет в быстром темпе под музыку Прокофьева (начало VII симфонии) или Стравинского ("Петрушка").
- Вы слышали? Ахматова и Зощенко исключены из Союза писателей!
- Правильно, они давно исписались.
- Эти декадентские стишки Ахматовой никому не нужны.
- Да, вы правы, коллега, соцреализмом там и не пахнет.
- А в войну из блокадного Ленинграда сбежала. И ни одного стихотворения о наших воинах не написала.
- Вся страна на грани великих событий. Восстановление хозяйства. В колхозах работы невпроворот, а она про любовь...
- Правильно, правильно. Ахматова, что-то фамилия знакомая...
- Какая-то странная фамилия.
- Почему же странная? Впрочем, это псевдоним Анны Горенко. Ахматова - фамилия прабабки Анны Андреевны, татарки.
Голос из темноты.
Я родилась 11 июня 1889 года под Одессой. Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на Север - в Царское Село. Там прожила до 16 лет. Каждое лето проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самые сильные впечатления этих лет — древний Херсонес, около которого мы жили. Читать училась по азбуке Льва Толстого. Первое стихотворение написала, когда мне было 11 лет.
Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина ("На рождение порфирородного отрока") и Некрасова ("Мороз, Красный Нос"). Эти вещи знала наизусть моя мама.
Училась я в Царской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно.
В 1905 году мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов. Отзвуки революции Пятого года глухо доходили до отрезанной от мира Евпатории. Последний класс проходила в Киеве, в Фундуклеевской гимназии, которую я окончила в 1907 году. Я поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве. Пока приходилось изучать историю права и особенно латынь, я была довольна; когда же пошли чисто юридические предметы, я к курсам охладела.
Разговор за одним из столиков:
- Позвольте, говорят, Ахматова не приняла революцию.
- Конечно, декадентские настроения сказались...
Голос из темноты (на фоне музыки Шуберта "Ave Maria"). Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключенный, как больной. Темна твоя дорога, странник, Полынью пахнет хлеб чужой. А здесь, в глухом чаду пожара, Остаток юности губя, Мы ни единого удара Не отклонили от себя. И знаем, что в оценке поздней Оправдан будет каждый час... . Но в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас.
Толпа окололитературных сплетников вновь оживает.
- К вашему сведению, у нас возникла поэтическая Академия символизма. Ее возглавил Иванов; Блок, Мандельштам, Гумилев, Ахматова вначале были с ним, а затем создали свой "Цех поэтов'", свое поэтическое течение - акмеизм.
- Анна Ахматова вчера выступала в Академии. Успех полный.
- Да что она вообще собой представляет?!! Видел как-то: вся в черном, туфли столетней давности, но держится, я вам скажу...
- Простите, а что она читала?
- "Русалку". Ну, помните, "У пруда русалку кликаю..."
Голос из темноты. Я пришла сюда, бездельница, Все равно мне, где скучать! На пригорке дремлет мельница. Годы можно здесь молчать. Над засохшей повиликою Мягко плавает пчела; У пруда русалку кликаю, А русалка умерла. Затянулся ржавой тиною. Пруд широкий, обмелел, Над трепещущей осиною Легкий месяц заблестел.
Замечаю все, как новое. Влажно пахнут тополя. Я молчу. Молчу, готовая Снова стать тобой, земля.
Разговор возобновляется.
- Я давно наблюдаю за ней: очень стройная, очень юная, патрицианский профиль...
- Да что вы все: Ахматова, Ахматова. Кто она вообще?
Под музыку Бетховена (соната "Патетическая") звучит голос из темноты.
Я - голос ваш, жар вашего дыханья,
Я — отраженье вашего лица.
Напрасных крыл напрасны трепетанья -
Ведь все равно я с вами до конца.
Вот отчего вы любите так жадно
Меня в грехе и в немощи моей,
Вот отчего вы дали неоглядно
Мне отчего вы даже не спросили
Меня ни слова никогда о нем
И чадными хвалами задымили
Мой навсегда опустошенный дом.
И говорят - нельзя теснее слиться.
Нельзя непоправимее любить...
Как хочет тень от тела отселиться,
Как хочет плоть с душою разлучиться,
Так я хочу теперь - забытой быть.
Появляется человек в военной форме.
- Забытой? Никогда... Разрешите представиться. Евгений Добин, в прошлом военный журналист, сейчас литературовед.
В начале 1943 года по пути к фронту я и один писатель-моряк застряли на три дня в Ташкенте. Спеша на вокзал, мы проходили тенистой малолюдной улочкой. Из-за угла появились две женщины. Мы столкнулись. В одной я узнал (по портретам) А. Ахматову. Вытянуться в струнку, отдать честь по всем правилам было делом одной секунды. В тот момент я действовал безотчетно.
Два года спустя в библиотеке Ленинградского Дома писателя Ахматова зорко вгляделась в меня и припомнила эту встречу:
"Я шла с Фаиной Раневской,, мы поравнялись с двумя флотскими офицерами, один из них громко сказал:
"Это Ахматова".
Раневская, кажется, была чуточку уязвлена:
"В первый раз узнают не меня, а тебя".
Голос из зала.
- Большая радость: узнали! Уехала из блокадного Ленинграда, и ни одного патриотического стихотворения.
- Неправда.
Друг за другом из-за столиков встают чтецы - звучат стихотворения из цикла "Ветер войны" (под "Лунную" сонату Бетховена): "Клятва", "Мужество", "Птицы смерти в зените стоят...".
Клятва
И та, что сегодня прощается с милым, -
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам.
Что нас покориться никто не заставит!
Мужество
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь.
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем Навеки!
ВЕТЕР ВОИНЫ
Птицы смерти в зените стоят.
Кто идет выручать Ленинград?
Не шумите вокруг - он дышит,
Он живой еще, он все слышит:
Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,
Как из недр его вопли: "Хлеба!"
До седьмого доходят неба
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон - смерть.
И стоит везде на часах
И уйти не пускает страх.
Голос из темноты.
Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады, я вылетела на самолете в Москву. До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам. В Ташкенте я впервые узнала, что такое в палящий жар древесная тень и звук воды. А еще я узнала, что такое человеческая доброта: в Ташкенте я много и тяжело болела.
В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, уже полную радостных надежд и ожидания близкой победы. В июне вернулась в Ленинград. Страшный призрак, притворяющийся моим городом, так поразил меня, что я описала эту мою с ним встречу в прозе.
Звучит песня А. Розенбаума "На дороге жизни".
Разговор за одним из столиков.
- Простите. Все спорят-спорят о чем-то, а я так и не пойму, какой же была Ахматова?
- А что вас интересует: внешность или стихи?
- Все. Впрочем, Ахматова, говорят, была очень эффектной женщиной.
Одна из учениц встает из-за столика, читая стихи М. Цветаевой, медленно подходит к портрету Анны Ахматовой, кладет к нему красную розу.
О муза плача, прекраснейшая из муз!
О ты, шальное исчадие ночи белой!
Ты черную насылаешь метель на Русь.
И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.
И мы шарахаемся, и глухое: ох! –
Стотысячное тебе присягает, Анна Ахматова!
Это имя огромный вздох,
И в глубь он падает, которая безымянна.
Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами - то же!
И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.
В певучем граде моем купола горят,
И спаса светлого славит слепец бродячий...
- И я дарю тебе свой колокольный град, Ахматова! —
- и сердце свое в придачу.
Разговор за тем же столиком продолжается. - Итак, вы хотите знать, какой была Ахматова?
Чтецы (не вставая из-за столиков, как бы беседуя между собою, делясь воспоминаниями
М. Цветаева
"Характерный рот с резко выраженной верхней губой. Тонкая и гибкая, как ивовый прутик, с очень белой кожей. В царскосельской купальне она прекрасно плавала и ныряла. Она казалась русалкой, случайно заплывшей в темные и недвижные воды царскосельских прудов".
К. Чуковский
«Анну Андреевну Ахматову я знал с 1912 года. То были годы ее первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов. Прошло два-три года, и в ее глазах, и в осанке, и в обращении с людьми наметилась одна главнейшая черта ее личности: величавость. Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно величавость: «царственная», монументально важная поступь, нерушимое чувство уважения к себе, к своей высокой писательской миссии...»
Прожектор высвечивает человека, сидящего за одним из столиков и печатающего на машинке.
Я, писатель Виленкин, был, не скажу другом, но хорошим знакомым Анны Андреевны. Общение с ней всегда было нелегким. Трудность эта даже переходила в какую-то тяжесть. В ее беседах полностью отсутствовала болтовня и чувствовалась какая-то невольная ответственность за свои слова. В свои миры впускала с большой осторожностью, только на мгновение. А знаете, какой у нее был постоянный тост? Выпьем за то, что мы опять сидим вместе, что мы опять встретились.
Голос из темноты. Я пью за разоренный дом, За злую жизнь мою, За одиночество вдвоем, И за тебя я пью, - За ложь меня предавших губ, За мертвый холод глаз, За то, что мир жесток и груб, За то, что бог не спас.
Писатель продолжает свои воспоминания.
А знакомство с Ахматовой у меня состоялось на одном званом обеде. Анна Андреевна вошла в столовую, и мы встали ей навстречу. Первое, что запомнилось, это ощущение легкости маленькой, узкой руки, протянутой явно не для пожатия, но при этом удивительно просто, совсем не по-дамски: сначала мне померещилось, что она в чем-то нарядном, но то, что я было принял за оригинальный выходной костюм, оказалось черным шелковым халатом с какими-то вышитыми дракончиками и очень стареньким. В этом своем странноватом халате Анна Андреевна, по-видимому, чувствовала себя среди нас, парадно выходных, как в самом элегантном туалете. Всегда, когда Ахматова приходила в гости, она спрашивала: "А музыка-будет?". Ей было все равно, что ставили. Но все же больше всего любила Стравинского, Прокофьева, Моцарта, Бетховена. Часто под музыку сочиняла стихи.
Голос из темноты. В ней что-то чудотворное горит, И на глазах ее края гранятся. Она одна со мною говорит, Когда другие подойти боятся. Когда последний друг отвел глаза, Она была со мной в моей могиле. И пела, словно первая гроза. Иль будто все цветы заговорили.
Разговор за столиком.
- Ахматова была всегда горделиво прекрасна.
- Да, говорят, что даже мертвая она вызывала чувство преклонения.
Когда у Николы Морского Лежала в цветах нищета, Смиренное чуждое слово Светилось темно и сурово На воске державного рта.
Звучит песня Вероники Долиной "Формула".
Разговор за одним из столиков.
- Наверное, главной чертой Ахматовой была любовь к жизни, к людям, к близким.
- Да, она умела не только сама глубоко любить, но и выразить это чувство в стихах.
Звучат стихотворения: "Сжаларуки под темной вуалью...!", "Яи плакала, и каялась...".
Можно использовать музыкальную иллюстрацию Свиридова к повести Пушкина "Метель".
"Сжала руки под темной вуалью..."
Сжала руки под темной вуалью...
«Отчего ты сегодня бледна?» —
Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна. Как забуду?
Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула:
«Шутка Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне. «Не стой на ветру».
Я и плакала и каялась.
Хоть бы с неба грянул гром!
Сердце темное измаялось
В нежилом дому твоем.
Боль я знаю нестерпимую.
Стыд обратного пути...
Страшно, страшно к нелюбимому,
Страшно к тихому войти.
А склонюсь к нему нарядная.
Ожерельями звеня, -
Только спросит:
«Ненаглядная! Где молилась за меня?»
-Ахматова написала самую короткую в мире балладу "Сероглазый король". Сама она эту балладу не любила.
-Почему?
-Неизвестно. Первым эти стихи положил на музыку А. Вертинский. Он выступал на фоне черного бархатного занавеса, на котором были изображены две скрещенные руки.
Звучит запись "Сероглазого короля " в исполнении А. Вертинского.
Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.
Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:
"Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.
Жаль королеву. Такой молодой!..
За ночь одну она стала седой".
Трубку свою на камине нашел
И на работу ночную ушел.
Дочку мою я сейчас разбужу,
В серые глазки ее погляжу.
А за окном шелестят тополя:
"Нет на земле твоего короля..."
Разговор за столиком продолжается.
- Судьба была безжалостна к этой женщине. Сначала она потеряла мужа, поэта Гумилева.
- Кажется, что все стихотворения А. Ахматова пишет о себе и о Гумилеве.
- Это был удивительный человек. Он мечтал исследовать Африку и объединить все африканские племена, создать для них общий язык. Три путешествия в Африку Гумилев предпринял на собственные средства.
- Поэт был обвинен в причастности к контрреволюционному заговору и расстрелян. Остались его стихи. Многие из них посвящены Ахматовой.
Застонал я от сна дурного
И проснулся, смертно скорбя,
Снилось мне: ты любишь другого,
И что он обидел тебя.
Я бежал от моей постели.
Как убийца от плахи своей,
И смотрел, как тускло блестели
Фонари глазами зверей.
Ах, наверно, таким бездомным
Не блуждал ни один человек
В эту ночь по улицам темным,
Как по руслам высохших рек.
Вот стою перед дверью твоею.
Не дано мне иного пути,
Хоть и знаю, что не посмею
Никогда в эту дверь войти.
Он обидел тебя, я знаю,
Хоть и было это лишь сном,
Но я все-таки умираю
Под твоим закрытым окном.
Разговор за столиком.
- У Анны Андреевны остался сын Лев. Он стал ученым, а не поэтом, но репрессий не избежал.
- Да, его могла постичь участь отца, но он, пройдя ад сталинских лагерей, все-таки выжил.
Голос из темноты.
Легкие летят недели, Что случилось, не пойму, Как тебе, сынок, в тюрьму Ночи белые глядели, Как они опять глядят Ястребиным жарким оком, О твоем кресте высоком И о смерти говорят.
Продолжается разговор за столиком.
- Как-то Ахматова стояла в длинной очереди к тюремному окошку, чтобы передать сыну теплые веши и продукты. Какая-то женшина с синими губами спросила ее: "Говорят, Вы стихи пишете? А вот об этом Вы могли бы написать?"
- Да, я знаю. Ахматова ответила, что могла бы.
Голосом из темноты. Семнадцать месяцев кричу. Зову тебя домой, Кидалась в ноги палачу, Ты сын и ужас мой. Все перепуталось навек, И мне не разобрать Теперь, кто зверь, кто человек, И долго ль казни ждать.
Из-за столика, который стоит рядом с портретом А. Ахматовой, поднимается девушка.
"Реквием". Долгие годы Анна Ахматова хранила эту поэму в памяти. Чтобы в стихах, полных страдания, прозвучал измученный, но требовательный материнский голос, необходимо было все мужество поэтессы. Трагическая исповедь, лирическое заклинание, горестный вопль обретают эпический характер. "Посвящение", написанное в марте 1940 года, рассказывает о судьбе матери, у которой отняли сына: "Звезды смерти стояли над нами, и безвинная корчилась Русь под кровавыми сапогами и под шинами черных марусь".
Горе матери беспредельно. И гнев матери беспределен. Но трагедия развертывается в Истории, и оттого остается Надежда, ибо преступления влекут за собою неминуемое Возмездие.
Голос из темноты. Ни сына страшные глаза -Окаменелое страдание, Ни день, когда пришла гроза, Ни час тюремного свиданья, Ни милую прохладу рук, Ни лип взволнованные тениу Ни отдаленный легкий звук -Слова последних утешений.
Английский корреспондент.
- Q, госпожа Ахматова. Думаете ли вы, что после революции люди стали счастливее?
Голос из темноты.
-Я не очень компетентна в том, что касается счастья, об этом надо еще кого- нибудь спросить. Но одно знаю. У нас люди научились теперь гораздо больше помогать друг другу, чем прежде. Я счастлива, чти жила в эти годы и видела события, которым не было равных.
Ведущий;
Анна Ахматова была на стороне не отживающей, а создающей идеологии. В 1946 году стихи А.Ахматовой были практически запрещены. Но пришло и признание: в 1964 года Ахматова едет в Италию, где ей присуждена премия.
Когда Ахматова прибыла к месту церемонии, она ужаснулась: ей потяжелевшей и больной, предстояло одолеть многоступенчатую крутую лестницу древнего Храма.
Ахматова;
Торжественность и величавость момента были таковы, что если бы я хоть чуть заколебалась, меня бы немедленно усадили в кресло и понесли наверх. Такого позора я допустить не могла. И я двинулась храбро вперед.
Так я поднялась на вершину славы, задыхаясь и кряхтя.
Ведущий:
Современники Ахматовой помнят звуки ее лиры, голос ее музы, тяжесть и подвиг ее жизни
Из-за столиков шумно поднимаются окололитературные сплетники.
- Да что вы кричите Ахматова, Ахматова.
- Ерунда, ничего особенного.
- Стих неплохой, но мысли, мысли маловато.
- Это все для слезливых.
- Да кем она вообще была-то, Ахматова?
Голос из зала.
- Она была поэтом.
Под музыку "Ave Maria"звучат стихи.
Голос из темноты. А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне. Согласье на это даю торжество. Но только с условьем — не ставить его Ни около моря, где я родилась: Последняя с морем разорвана связь. Ни в царском саду у заветного пня, Где тень безутешная ищет меня, А здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов. Затем, что и в смерти блаженной боюсь Забыть громыхание черных марусь. Забыть, как постылая хлопала дверь. И выла старуха, как раненый зверь, И пусть с неподвижных и бронзовых век, Как слезы, струится подтаявший снег, И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анна Ахматова "Мужество"
Урок литературного чтения с презентацией...
Урок чтения в 4 классе. Поэзия. Стихи Анны Ахматовой.
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе....
Литературная гостиная. " Вечер памяти Валерия Майнашева"
Данные материалы позволяют познакомить учащихся с Валерием Майнашевым...
Конспект урока по литературному чтению. Анна Ахматова "Памяти друга"
Конспект урока по литературному чтению.Тема: Анна Ахматова "Памяти друга"...
Сценарий литературно-музыкального вечера "Литературная гостиная", посвященного годовщине со дня рождения И.С.Тургенева
Расширить и углубить представления обучающихся о жизни и творчестве И.С. Тургенева, познакомиться с историей его любви к П.Виардо....
Конспект урока по литературному чтению "Поход в музейный дом: Натан Альтман «Портрет Анны Ахматовой»" (4 класс, УМК "ПНШ")
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с картиной Натана Альтмана “Портрет Анны Ахметовой”; формирование умения описывать картину.Планируемые результатыПредметные:...
Технологическая карта урока литературного чтения "Анна Ахматова «Памяти другу" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)
Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) познакомить с биографическими сведениями об авторе и содержанием произведения;2) освоить навыки выразительного чтения.Предметные:знать би...