Сценарий литературно-музыкального вечера "Литературная гостиная", посвященного годовщине со дня рождения И.С.Тургенева
классный час

Медведева Ольга Владимировна

Расширить и углубить представления обучающихся о жизни и творчестве И.С. Тургенева, познакомиться с историей его любви к П.Виардо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turg_2.docx33.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий литературно-музыкального вечера "Литературная гостиная", посвященного годовщине со дня рождения И.С.Тургенева

Форма мероприятия: литературно-музыкальная композиция.

Цели мероприятия: расширить и углубить представления обучающихся о жизни и творчестве И.С. Тургенева, познакомиться с историей его любви к П.Виардо.

Задачи:

коррекционно-обучающие:

  • формирование и развитие познавательных интересов обучающихся;
  • отрабатывать навыки выразительного чтения, чтения наизусть, постановки по ролям драматического отрывка;

коррекционно-развивающие:

  • развивать и корригировать память, внимание, мышление на основе заучивания фрагментов, анализа биографического материала;
  • развитие и коррекция творческих способностей обучающихся;
  • развитие навыков сотрудничества, коллективизма в процессе совместной творческой деятельности;
  • формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности обучающихся (слушание, чтение, говорение, различные виды пересказа);

коррекционно-воспитательные:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений словесного и музыкального искусства;
  • формирование всесторонне развитой личности обучающихся;
  • воспитывать познавательный интерес обучающихся к русской классической литературе.

Оборудование: мультимедийный проектор, колонки, компьютер, экран, магнитофон, мультимедийная презентация, диск с аудиозаписями музыкальных фрагментов, выставка книг Тургенева, портреты Тургенева и П.Виардо.

Музыкальное сопровождение.

  1. П.И. Чайковский. Первый концерт для фортепиано с оркестром. I ч. (фрагмент).
  2. Романс “Утро туманное, утро седое...”. Муз. Э. Абаза, сл. И.С. Тургенева.
  3. П.И. Чайковский. Фрагмент “Письмо Татьяны” из оперы “Евгений Онегин” (фрагмент).
  4. Е. Крылатов “Полет над Москвой”.
  5. С. Рахманинов “Элегия”.
  6. Л.В. Бетховен “Лунная соната”.
  7. И. Иванович. Вальс “Дунайские волны”.

Ход мероприятия

В зал входят обучающиеся 5-9 классов, учителя, родители. На сцене портреты И.С.Тургенева, Полины Виардо. Стол с белой скатертью, на нем свечи. На сцену поднимаются ученик, ученица.

Звучит П.И. Чайковский. Первый концерт для фортепиано с оркестром. I ч.(фрагмент).

Ученик: Добрый вечер!

Ученица: Сегодняшняя наша встреча посвящена разгадке тайны личности Ивана Сергеевича Тургенева, русского писателя-классика, великолепного мастера слова, в совершенстве владеющего богатствами русского языка.

Ученица: 9 ноября исполнилось 200 лет со дня его рождения.

Ученик: Сегодня мы перенесемся с вами в далекое прошлое, в мир И.С.Тургенева. (зажигает свечи).

Звучит романс “Утро туманное, утро седое”. Муз. Э. Абаза, сл. И.С. Тургенева.

Видеофильм о Тургеневе.

Ученица: Во многих произведениях великий писатель воспевал именно первую любовь, юную, чистую. Подлинно вдохновенный гимн этому чувству Тургенев пропел в повести “Ася”.

Ученик: Вашему вниманию мы предлагаем небольшой фрагмент повести “Ася”.

Звучит П.И. Чайковский. Фрагмент “Письмо Татьяны” из оперы “Евгений Онегин”.

Театрализованный фрагмент повести “Ася”.

АСЯ:И Вам не скучно было у нас?

Г.  А Вам без меня было скучно?

АСЯ: Да. Хорошо в горах? Они высоки? Выше облаков? Расскажите мне, что вы видели. Вы рассказывали брату, но я ничего не слыхала.

Г.  Вольно ж вами было уходить.

АСЯ: Я уходила, потому что … Я теперь вот не уйду… Вы сегодня были сердиты?

Г. Я?

АСЯ: Вы.

Г. Отчего же , помилуйте…

АСЯ: Не знаю, но вы были сердиты и ушли сердитыми. Мне было очень досадно, что вы так ушли, и я рада, что вы вернулись.

Г. И я рад, что вернулся.

АСЯ: О, я умею отгадывать! Бывало я по одному папашиному кашлю из другой комнаты узнавала, доволен ли он мной или нет.

Г. Вы любили вашего  батюшку?

АСЯ: Что же вы ничего не рассказываете?

Г. Отчего вы сегодня рассмеялись, как только увидели меня?

АСЯ: Сама не знаю. Иногда мне хочется плакать, а я смеюсь. Вы не должны судить меня… по тому что  я делаю. Ах, кстати, что это за сказка о Лорелее? Ведь этот ее скала виднеется? Говорят, тона прежде всех топила , а как полюбила –сама бросилась в воду. Мне нравится эта сказка. Фрау Луиза мне всякие сказки сказывает. У фрау Луизы есть черный кот с желтыми глазами. Ах, как мне хорошо! ( Слышится молитвенное пение) Вот бы пойти с ними.

Г. Вы так набожны?

АСЯ: Пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг.

А то дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?

ГОСПОДИН Н. Вы честолюбивы, вы хотите прожить недаром, след за собой оставить...

АСЯ: А разве это невозможно?

ГОСПОДИН Н. (задумчиво) Попытайтесь.

АСЯ: (потупилась и засмеялась) Ну, рассказывайте же, рассказывайте или прочтите что-нибудь, как, помните, вы нам читали из “Евгения Онегина”(вполголоса)

Где нынче крест и тень ветвей
Над бедной матерью моей!

ГОСПОДИН Н. У Пушкина не так.

АСЯ: А я хотела бы быть Татьяной. Рассказывайте!

ГОСПОДИН Н. (тихо)Посмотрите, как хорошо!

АСЯ: (так же тихо) Да, хорошо! Если бы мы с вами были птицы, как бы мы взвились, как бы полетели... Так бы и утонули в этой синеве... но мы не птицы.

ГОСПОДИН Н. А крылья могут у нас вырасти.

АСЯ: Как так?

ГОСПОДИН Н. Поживете – узнаете. Есть чувства, которые поднимают нас от земли. Не беспокойтесь, у вас будут крылья.

АСЯ: А у вас были?

ГОСПОДИН Н. Как вам сказать...Кажется, до сих пор я еще не летал.

Пауза. Ася задумалась.

АСЯ: Умеете ли вы вальсировать?

ГОСПОДИН Н. Умею.

АСЯ: Так пойдемте, пойдемте... Я попрошу брата сыграть нам вальс...Мы вообразим, что мы летаем, что у нас выросли крылья.

Танец вальс

Звучит Е.Крылатов “Полет над Москвой”.

Ученица: Иван Сергеевич Тургенев был истинным ценителем и знатоком русской природы, которую он воспел в своем творчестве. Его книги – это подлинный гимн русской природе.

Обучающийся читает отрывок из рассказа “Бежин луг”.

И.С. Тургенев. “Бежин луг”.

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем.

Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится а лиловый ее туман. В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба...

Ученик: А еще Тургенев был замечательным поэтом, хотя мы лучше знаем его как прозаика. Послушайте стихи, написанные этим прекрасным мастером пера.

Звучит С. Рахманинов “Элегия”.

Обучающийся рассказывает стихотворение Тургенева.

Я ШЕЛ СРЕДИ ВЫСОКИХ ГОР

Я шел среди высоких гор,
Вдоль светлых рек и по долинам..
И все, что ни встречал мой взор,
Мне говорило об едином:
Я был любим! любим я был!
Я все другое позабыл!

Сияло небо надо мной,
Шумели листья, птицы пели...
И тучки резвой чередой
Куда-то весело летели...
Дышало счастьем все кругом,
Но сердце не нуждалось в нем.

Меня несла, несла волна,
Широкая, как волны моря!
В душе стояла тишина
Превыше радости и горя...
Едва себя я сознавал:
Мне целый мир принадлежал!

Зачем не умер я тогда?
Зачем потом мы оба жили?
Пришли года... прошли года -
И ничего не подарили,
Что б было слаще и ясней
Тех глупых и блаженных дней.

Звучит музыка

Ученица: Сам Тургенев в своей жизни пережил испытание любовью: осенью 1843 года произошло событие, наложившее неизгладимый отпечаток на всю жизнь И.С.Тургенева. Он познакомился с 22-летней выдающейся певицей, человеком культуры, умной и привлекательной женщиной, Мишель Полиной Виардо. Она в это время находилась на гастролях в Петербурге. Поэты писали ей стихи, композиторы создавали для нее свои оперы. Знаменитые писатели и музыканты добивались чести знакомства с нею.

Ученик: Женой Тургенева любимая девушка стать не могла: у нее были дети, муж Луи Виардо, человек отнюдь не богатый, ничем особенным не примечателен, впрочем, за рубежом почитался знатоком живописи и культуры.

Ученица: Нельзя без волнения читать строки из переписки Тургенева и П.Виардо:

(Выходят и садятся за столы ученик и ученица в костюмах. Они “пишут” письма и читают их.)

Тургенев: “Моя дорогая и добрая госпожа Виардо! Как Вы поживаете?

Часто ли думаете обо мне? Нет дня, чтобы Ваш милый образ не возникал предо мной сотни раз, нет ночи, чтобы я не видел Вас во сне...

Сегодня день моего рождения... В будущий вторник исполняется семь лет с тех пор, как я в первый раз был у Вас. И мне радостно сказать Вам, спустя семь лет, что я ничего не видел на свете лучше Вас, что встретить Вас на своем пути было величайшим счастьем всей моей жизни, что моя преданность и привязанность к Вам не имеют границ и умрут вместе со мной. Да благословит вас Бог тысячу раз!

Прошу его об этом на коленях и молитвенно сложив руки. Вы все, что есть самого лучшего, благородного и милого мне на земле...

Мне приятно ощущать в себе (спустя семь лет) все то же искреннее, глубокое, неизменное чувство к Вам; влияние его на меня благотворно и живительно, как яркий луч света; какой я счастливец, если заслужил, чтоб отблеск Вашей жизни смешивался с моей! Пока живу, буду стараться стать достойным такого счастья!..”

П. Виардо: “Здравствуйте, мой дорогой Тургенев. Как вы задерживаетесь с письмом! Мы каждый день ждем прихода почтальона... Может быть, сегодня?

Небо восхитительно. Легкий ветер оживляет вершины деревьев во дворе. Здесь все как всегда, только Вас недостает в этой уютной и милой жизни. Ваше отсутствие и боль, которую оно вызывает в наших сердцах, уверяю вас ежеминутно, заменяет Ваше дорогое присутствие. Память о Вас сопутствует всему, что мы делали с утра до вечера. Вам известны все наши привычки уже семь лет, они ничуть не изменились, так что в какое время суток вы о нас ни думали, Вы знаете, где нас искать, и чем мы заняты. Но, бедный друг, как знать, что делаете Вы, как следовать за Вами взглядом, если Вы не держите меня в курсе Вашей жизни? Ну опишите мне один из Ваших дней. Дорогой добрый друг, я протягиваю Вам свои руки и очень нежно люблю Вас. Прощайте. Пишите мне каждую неделю. Все Вас любят и посылают вам тысячу приветов”.

Ученица: Эта любовь будет длиться 40 лет, до самой смерти Тургенева. Они “вместе спустились по склону Холма”. У Тургенева до конца жизни не было ни родной семьи, ни родного очага, всю жизнь он ютился “на краешке чужого гнезда”, а счастье его было мимолетно, как дым. Несмотря на это, отношения между Тургеневым и Виардо сохранили чистоту и прелесть истинной дружбы, за которой таилось высокое чувство любви.

Ученик Испытание любовью становится для героя романа «Отцы и дети» Евгения Базарова рубежным. И как подходят сюда слова самого Тургенева о том, что «любовь – вовсе даже не чувство; она – болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка. В любви одно лицо – раб, а другое – властелин»

Сцена из романа «Отцы и дети»

Одинцова: Вы называете дружескую беседу болтовней... Или, может быть, вы меня, как женщину, не считаете достойною вашего доверия? Ведь вы нас всех презираете.

Базаров: Вас я не презираю, Анна Сергеевна, и вы это знаете.

Одинцова: Нет, я ничего не знаю... но положим: я понимаю ваше нежелание говорить о будущей вашей деятельности; но то, что в вас теперь происходит...

Базаров: Происходит! Точно я государство какое или общество! Во всяком случае, это вовсе не любопытно; и притом разве человек всегда может громко сказать все, что в нем происходит…

Одинцова: А я не вижу, почему нельзя высказать все, что имеешь на душе.

Базаров:   Вы можете?

Одинцова: Могу. (отвечала Анна Сергеевна после небольшого колебания)

Базаров:   Вы счастливее меня. (отвечал, наклонив голову, А.С. вопросительно посмотрела на него. )

Одинцова:  А мне все-таки что-то говорит, что мы сошлись недаром, что мы будем хорошими друзьями. Я уверена, что ваша эта, как бы сказать, ваша напряженность, сдержанность исчезнет наконец?

 Базаров:  А вы заметили во мне сдержанность... как вы еще выразились... напряженность?

Одинцова:  Да.

   Базаров встал и подошел к окну.

Базаров:  И вы желали бы знать причину этой сдержанности, вы желали бы знать, что во мне происходит?

Одинцова:   Да (повторила с каким-то испугом).

Базаров:  И вы не рассердитесь?

Одинцова:   Нет.

Базаров:  (стоя к ней спиною).  Нет? Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно... Вот чего вы добились.

   Одинцова протянула вперед обе руки, а Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая, страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей... Одинцовой стало и страшно и жалко его.

Одинцова: (нежно) Евгений Васильич.

   Он быстро обернулся и, схватив ее обе руки, внезапно привлек ее к себе на грудь.

   Она не тотчас освободилась из его объятий; но мгновенье спустя она уже стояла далеко в углу и глядела оттуда на Базарова. Он рванулся к ней...

Одинцова:  Вы меня не поняли...

                     Базаров закусил губы и вышел.

Ведущая: Популярность Тургенева-писателя выросла многократно. В России его воспринимают как живого классика. Последние годы жизни писателя были озарены радостным сознанием того, что Россия высоко ценит его литературные заслуги.

Ученик: В последние годы жизни Тургенев тяжело болен.

Но он продолжает писать во Франции, в Буживале, и диктовать Полине Виардо свои произведения.

Ученица: 1883 год...Тургенев прикован к постели страшной болезнью. Он пишет стихотворение в прозе.

Звучит Бетховен “Лунная соната”. На фоне музыки читается стихотворение в прозе.

“Когда меня не будет, когда все, что было мной, рассыплется прахом, - о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая, наверно, переживешь меня, - не ходи на мою могилу... Тебе там делать нечего.

Не забывай меня... но и не вспоминай меня среди ежедневных забот, удовольствий и нужд... Я не хочу мешать твоей жизни, не хочу затруднять ее спокойного течения. Но в часы уединения, когда найдет на тебя та застенчивая и беспричинная грусть, столь знакомая добрым сердцам, возьми одну из наших любимых книг и отыщи в ней те страницы, те строки, те слова, от которых, бывало, - помнишь? – у нас обоих разом выступали сладкие и безмолвные слезы...

...

И образ мой предстанет тебе – и из-под закрытых век твоих глаз польются слезы, подобные тем слезам, которые мы, умиленные красотою, проливали некогда с тобою вдвоем, о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и нежно”.

Учитель: Для нас, соотечественников Тургенева, великий писатель навсегда останется певцом любви и русской природы.

Закрыта книга…Белые страницы,

 Сомкнувшись накрепко, не шелестят ,

 Но мысли, как встревоженные птицы,

 Куда-то вдаль без устали летят.

 

Свое волнение в душе не скрою,

Вновь образы из памяти зову,

И светлый мир тургеневских героев

Встает передо мною наяву.

Героев радости и огорченья,

 Боль отреченья и любви слова.

    Здесь в каждой строчке есть свое значенье.

      Рождает мысли каждая глава.

       Жизнь тороплива, не стоит на месте,

       Мир переменчив каждый день и час,

       Но вечные вопросы долга, чести,

       Любви, добра всегда тревожат нас!

   

        И я страницу открываю снова,

        Вновь вчитываюсь в строчки, не спеша.

        И в светлый мир тургеневского слова

        Погружена опять душа моя …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкального праздника, посвященного Дню Победы. Этот праздник со слезами на глазах"

Этот материал поможет учителям начальных классов провести утренник, торжественное мероприятие, линейку, посвященные Дню Победы....

Сценарий литературно - музыкальной композиции, посвященной 70-летию битвы под Москвой

Сценарий литературно - музыкальной композиции, посвященной 70-летию битвы под Москвой...

Сценарий литературно-музыкального праздника, посвященного Дню Победы.

Ученики 3 " Б" класса на празднике, посвященном дню Победы....

Внеклассное мероприятие Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 72 годовщине освобождения станицы Егорлыкской от немецко-фашистских захватчиков

Воспитание патриотического духа у учащихсяМузыкальные файлы сценария можно скачать по адресу: https://yadi.sk/d/z4N0bCtKkGSiz...

Сценарий литературно-музыкальной композиции , посвященной 72-ой годовщине в Великой Отечественной войне «Поклонимся великим тем годам….»

Данная  литературно-музыкальной композиции , посвященной 72-ой годовщине в Великой Отечественной войне «Поклонимся великим тем годам….» поможет провести мероприятие, посвя...

Сценарий литературно- музыкальной композиции «Голос Памяти» посвященный пионерам–героям ВОВ (2 класс)

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники, да друзья......Юные...