Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Тема "История подмосковного храма и история жизни и прихода земли Горетовской Московской области"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Симахина Жанна Владимировна

Познакомить с историческим прошлым нашего края

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока по ОРКСЭ

«История подмосковного храма и история жизни прихода земли Горетовской Московской области».

Учитель начальных классов: Симахина Жанна Владимировна

2017г.

Тема: «История подмосковного храма и история жизни прихода земли Горетовской Московской области».

Цель:  изучить историческое прошлое Горетовского  храма  и показать значимость церкви в жизни людей.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием «православный храм».
  2. Формировать представление  ценности православного храма  как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
  3. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь обучающихся.
  4. Воспитывать  ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Планируемые результаты

1.Предметные:

-  представление места и роли храма в православной культуре, в жизни человека и общества

- развитие умения  высказывать  своё отношение;

-формирование умения вести диалог с автором.

2. Метапредметные:

           а) познавательные УУД:

- развитие умения находить ответы на вопросы, используя  текст;

- развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы;

-развитие умения систематизировать знания.

           б) коммуникативные УУД:

 -формирование  умения  работать в группах: умение слушать и слышать, договариваться, распределять роли, представлять работу своей группы;

- слушать и понимать речь других;

-формировать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

          в) регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

-учить  самостоятельно оценивать  свои мысли и высказывания;

- учить ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимать и понимать алгоритм выполнения заданий.

3. Личностные:

- формировать  представления об этикетных нормах поведения в процессе работы с другими обучающимися;

-формировать умение понимать и разделять положительные качества личности: дружелюбие, доброту.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов, учебник УМК «Планета знаний» Е.В. Саплина «Основы духовно – нравственной культуры народов России», рабочие листы с  заданиями для обучающихся.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Ориентировочно-мотивационный этап

Сейчас вы попробуете отгадать загадку. Отгадка к ней и будет темой нашего  урока.

Этот дом – не просто дом.
Он красивый и с крестом.
Золотые купола. Звонкие колокола.
Бим-бом-бом. Дин-дин-дин-дин.
Кто-то с мамой, кто один
Помолиться в этот дом
Ходит в трепете святом
По утрам и вечерам…
Это -….

О чем же мы узнаем на уроке? Правильно. Ребята, сегодня нас ждет необычный урок. Мы побываем в православном храме.

Храм Божий на горе мелькнул
И детски чистым чувством веры
Внезапно на душу пахнул…
Нет отрицанья, нет сомненья,
И шепчет голос неземной:
Войди с открытой головой!
Войди! Христос наложит руки
И снимет волею своей
С души оковы, с сердца муки
И язвы с совести больной…

Н.А.Некрасов
А кто из вас бывал в храме? Что вы там чувствовали? Как вы думаете, зачем приходят люди в храм? 

Дорога к храму нелегка. У каждого она своя. Длинная, но длина её измеряется не вёрстами и даже не днями, а работой. Душевной работой; потому что дорога к храму – это не только физический путь, но и духовное возрастание, преодоление зла в себе Русь сейчас невозможно представить без храмов. Купол церкви, увенчанный крестом православным, для всего мира является символом России. С момента крещения Руси храм играл огромную роль в жизни наших предков. Вся жизнь русских людей: от крещения в студеной купели до гробовой доски неразрывно была связана с храмом.

Мотивация учащихся к изучению  темы урока.

Просмотр слайдов презентации.

Православный храм!

О храме

Чтобы молиться. Обращаться к Богу

II  Операционно-исполнительный этап.

Сегодня мы поговорим о истории Горетовского храма.

Село Горетово – одно из старейших поселений края. Его история насчитывает более семи веков. К началу 14 века земли деревни Горетово и его окрестностей входили в состав Рязанского княжества. После установления на Руси татарского ига через Горетовские земли, по правому берегу Оки, пролегал путь ханских туменов (войско из 10 тысяч всадников) от Рязани до Коломны. Эта дорога называлась Ордынской и заканчивалась в Москве на Ордынке.

В Рождественский пост 1385 года Сергий пошел в Рязань. «… После успешной дипломатической миссии в Рязани (после чего Коломна возвращена Москве) преподобный Сергий Радонежский возвращался в Москву. Передвигался он всегда пешком, опираясь на посох. Одну из ночей в пути он провел в слободке Горетова. Проснувшись до рассвета, он долго молился о душах убиенных в усобице христиан и о даровании мира и согласия на русской земле. Встретив рассвет и умилившись красотой этих мест, преподобный Сергий посоветовал горетовцам устроить храм на горнем месте, а сам продолжил путь…»

Сведений о строительстве храма не сохранились из-за пожаров. В 1595 упоминается о монастыре слободы Горетово.

При императрице Екатерине II была проведена административная реформа, согласно которой село Горетово вошло в состав Зарайского уезда Рязанского наместничества.
В 1859 году начато и в 1861 году окончено строительство каменной Захарие-Елисаветинской церкви с двумя приделами. Святой пророк Захария, священник из потомства Ифамара, сына Ааронова, имел жену Елисавету, которая также была из рода Ааронова и доводилась сестрой Анне, матери Пресвятой Богородицы. Святое Евангелие свидетельствует о Захарии и Елисавете, что они были украшены всеми добродетелями, непорочно проходя свое жизненное поприще. До 1898 года в ней хранили богослужебные книги с надписью Горетовского монастыря. Церковной земли при ней было 33 десятины. В состав прихода до революции входили: село Горетово, деревни Выкопанка, Подлипки, Ивичево, Чупраково городище и Двуглинково, в коих числилось душ 1270 мужского и 1366 женского пола.

В 1929 году после проведения административно-территориальнйо реформы село Горетово вошло во вновь образованный Луховицкий района Московской области.
В 1937 году церковь закрыли, служителей храма арестовали.

За годы лихолетья от церкови осталась одна стена.

В настоящее время возрожденная церковь в селе Горетово носит имя святой мученицы Параскевы.

В 1997 году была зарегистрирована община храма св. муч. Параскевы Пятницы, начались работы по восстановлению и строительству.

Святая Параскева родилась в годы царствования императора Диоклетиана в городе Иконий в семье богатого сенатора. Ее родители были христианами: они жили в страхе Божьем, строго соблюдая заповеди Господни. Супруги особо почитали пятницу и проводили этот день в посте и молитве, щедро подавая милостыню. За это Бог послал им в день пятницы дочь, которую они нарекли Параскевой.

Настоятель — протоиерей Сергий 

Усвоение новых знаний. Просмотр слайдов презентации

Физминутка

Вот мы руки развели,
словно удивились.
И у храма до земли 
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямлялись, 
Ниже, ниже, не ленись.
Поклонись и улыбнись!

Работа в группах:

1 группа читает о том, какие материалы использовались для строительства храмов:

2 группа – об отличии внешнего вида храмов от других зданий.

Затем один из членов каждой группы рассказывает о том, что он узнал, остальные добавляют.

Карточка для первой группы: Первые храмы строились из дерева, имели высоко поднятые от пола и узкие окна. В конце X в. начали строить из плинфы- широкого и плоского кирпича. Например, серый валун. Его без всякой обработки использовали для кладки стен.

Карточка для 2 группы: Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Иисусу Христу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Дьявола.

Выступление обучающихся.

Работа с учебником

Откройте учебник на стр. 45. Прочитайте о христианских храмах и монастырях. Ответьте на вопросы:

- что такое храм, алтарь, иконостас, Царские врата?

Находят определение понятий и готовят выступление.

Храм - это особое здание, посвященное Богу — «Дом Божий», в котором совершаются богослужения.

Алтарь – самое священное место в христианском храме.

Иконостас – перегородка с рядами икон, отделяющая алтарь от основной части православного храма.

Царские врата – двери для прохода в алтарь.

Самостоятельная работа

Обучающиеся работают на рабочих листах

Выполняют задание на рабочих листах

III. Рефлексивно-оценочный этап.

Какие чувства возникают у вас прослушивании стихотворения?

Ты приведи меня, дорога, к храму,

Где день за днём и где из века век,

Молились неустанно христиане

За тех, кто с ними, и кого уж нет.

Рефлексия

Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

Как называется храм, находящийся в нашем селе?

А почему мы говорили о истории Горетовского храма?

    Любите , дети, старину

    С ее былинными веками,

     С ее старинными церквами,

     К величию ведшие страну…

     Любите. Дети, старину!..

                                       (С.С.Бехтеев)

Обучающиеся по цепочке заканчивают предложения. 

Я сегодня на уроке узнал…..

Мне понравилось…..

Я запомнил….

История наших храмов – это история родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны.

Личностная значимость новых знаний.

Храм иконы Божией Матери "Спорительница Хлебов"

Храм в поселке Красная Пойма молодой, а горетовский храм имеет свою историю. Прихожане села Двуглинково и Горетово относятся к Краснопоймовскому поселению.

IY   Домашнее задание

Общее:

- рассказать родителям о том, что запомнил на уроке

- узнать, историю и особенности  храма  нашего села

Индивидуальное:

-  нарисовать или изготовить макет храма вашей мечты

-  подобрать  и выучить стихотворение о храме.

- самостоятельно или с помощью родителей приготовить презентацию об одном из известных храмов нашей страны или области.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок для обучающихся 4 класса Московской области Автор: Симахина Жанна Владимировна, Луховицкий район, МБОУ «Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»

Слайд 2

Цель: изучить историческое прошлое Горетовского храма и показать значимость церкви в жизни людей. Задачи: Познакомить с понятием «православный храм». Формировать представление ценности православного храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь обучающихся. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Слайд 3

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов, учебник УМК «Планета знаний» Е.В. Саплина «Основы духовно – нравственной культуры народов России», рабочие листы с заданиями для обучающихся. Рассказ учителя, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа, работа с учебником, участие в диалоге

Слайд 4

I Ориентировочно-мотивационный этап II Операционно-исполнительный этап. Физминутка Работа в группах Работа с учебником Самостоятельная работа III. Рефлексивно-оценочный этап. IY Домашнее задание

Слайд 5

• Интернет ресурсы «Луховицкое благочиние» • http://luhovici-hram.ru • goretovo.cerkov.ru/ • учебник УМК «Планета знаний» Е.В. Саплина «Основы духовно – нравственной культуры народов России» • Энциклопедия Луховицкого муниципального района • И. Добролюбов. «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» 1884 г. том 1 стр. 262.

Слайд 6

Откройте учебник на стр. 45. Прочитайте о христианских храмах и монастырях. Ответьте на вопросы: - что такое храм, алтарь, иконостас, Царские врата?

Слайд 7

В каком году упоминается о монастыре слободы Горетово? В каком году начато строительство каменной Захарие-Елисаветинской церкви? В каком году церковь закрыли? В каком году была зарегистрирована община храма св. муч. Параскевы? Что такое храм, алтарь, иконостас, Царские врата?

Слайд 8

В каком году упоминается о монастыре слободы Горетово? В каком году начато строительство каменной Захарие-Елисаветинской церкви? В каком году церковь закрыли? В каком году была зарегистрирована община храма св. муч. Параскевы?

Слайд 9

1595 год 1859 год 1937 год 1997 год

Слайд 10

Обучающиеся с интересом работали на уроке, добывали знания самостоятельно из учебника, работая в группах пересказывали предложенный текст, помогали друг другу, вступали в дискуссию с учителем. Затруднения возникли при запоминании исторических дат. Поставленные задачи были осуществлены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ "История религий в России"

Материал поможет учителям 4 класса при подготовке к факультативу по ОРКСЭ....

Конспект урока по ОРКСЭ на тему: "Христианские храмы".

Данный материал можно использовать на уроке ОРКСЭ в 4 классе. Учащиеся знакомятся с христианскими храмами, внешним видом и устройством православного храма, с различием православного храма и католическ...

Конспект урока по ОРКСЭ "Храм

Урок знакомит учащихся с внутренним устройством православного храма и традициями поведения в нем....

Конспект урока по ОРКСЭ ОПК "Православный Храм"

Разработка конспекта урока "Православный Храм"...

Конспект урока для 3 класса по окружающему миру "Здоровый образ жизни"

Конспект урока по окружающему миру"Здоровый образ жизни". 3 класс...

Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Храм"

Цель урока: создание условий для формирования представлений о православных храмах....