"Война. Блокада. Ленинград."
план-конспект занятия (2 класс)

Литовченко Марина Владимировна

Блокада Ленинграда – одна из самых трагических и в то же время героических страниц российской военной истории. События блокады показали, насколько велик дух народа, оказавшегося способным, несмотря на голод, холод и болезни, успешно противостоять немецким захватчикам. Жители Ленинграда, многие из которых погибли во время этих событий, проявили героизм, мужество и невероятное упорство в борьбе с врагом и невыносимыми жизненными условиями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnoe_meropriyatie_voyna_blokada_leningrad.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ средняя общеобразовательная школа №511

Пушкинского района города Санкт-Петербурга

Воспитательное мероприятие

«Война. Блокада. Ленинград.»

Для младших школьников.

                                                                       

                                   Автор-составитель:

                                                 учитель начальных классов,

                                          классный руководитель  

                          2 «В»  класса

                                                               Литовченко Марина Владимировна

Санкт-Петербург

2015

                         

                                                         

                                                                 

Пояснительная записка.

  1. Актуальность выбранной темы.

   Одной из задач в формировании личности младшего школьника является воспитание патриотизма. Это одна из важных задач современной школы. Проблема патриотического воспитания наиболее актуальна в наше время. Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам всегда были свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания стала более заметной. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому всё острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания.

   Блокада Ленинграда – одна из самых трагических и в то же время героических страниц российской военной истории. События блокады показали, насколько велик дух народа, оказавшегося способным, несмотря на голод, холод и болезни, успешно противостоять немецким захватчикам. Жители Ленинграда, многие из которых погибли во время этих событий, проявили героизм, мужество и невероятное упорство в борьбе с врагом и невыносимыми жизненными условиями.

  1. Идея

   Основной  мыслью автора является расширение представлений детей  о блокаде Ленинграда.

  1. Цель и задачи

Цель:

  Расширить знания учащихся о блокаде Ленинграда,  как героической и трагической странице в истории Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • Закрепить и расширить знания учащихся о героической обороне Ленинграда.
  • Способствовать воспитанию активной гражданской позиции патриотизма, уважения и любви к истории своей Родины.
  • Коррекция и развитие связной речи, пополнение и обогащения словарного запаса в процессе беседы о блокадном Ленинграде.
  1. Подготовка мероприятия

К мероприятию была подготовлена презентация «Война. Блокада. Ленинград.», проведено чтение книг о блокаде Ленинграда, напечатаны рисунки с изображением гвоздики для каждого ученика, родители приглашены заранее, подготовлены атрибуты (плакаты и рисунки детей с изображением блокадного Ленинграда), музыкальное сопровождение: «Песня о Ладоге», «Д.Шостакович, прелюдия №5», голос Ю.Левитана «Объявление о начале войны».

  1. Необходимое материально-техническое оснащение

- музыкальный центр;

- мультимедийный проектор;

- экран.

  1. Особенности художественного, музыкального оформления, реквизиты, костюмы и т.п.

- плакаты с изображением блокадного Ленинграда;

- выставка детских рисунков «Война глазами детей»;

- рисунки с изображением гвоздики;

- цветные карандаши.

Сценарий  мероприятия.

  1. Организационный этап.

- Здравствуйте, ребята, дорогие родители!

     

  1. Актуализация знаний.  Мотивация к деятельности. Сообщение темы  и цели мероприятия.

  Учитель:

   Ежегодно 27 января  вся страна отмечает годовщину снятия полной блокады Ленинграда.

Сегодня мы будем говорить о Ленинграде (в наши дни это Санкт-Петербрг).  В судьбе Ленинграда отразились самые характерные черты той войны, победу в которой мы празднуем вновь и вновь.

   Ленинградцы были настоящими бойцами, хоть и не все они встречались с гитлеровцами лицом к лицу. Их противниками были смерть и её союзники: голод, холод, тьма, блокада, которая длилась 900 дней – это были бесконечные, долгие, страшные дни в которые погибло огромное количество людей.

 Впрочем, это было так давно,

Что как, будто не было – и выдумано…

Может быть, увидено в кино,

Может быть, в романе вычитано…

    Но всё это все не выдумано. Ведь сегодня среди нас  живут  люди,  которым в годы войны было 8-12 лет  и они наравне со взрослыми работали на полях и фермах, воевали  в партизанских лесах и на линии фронта,  приближая долгожданную Победу над фашистской Германией. «Дети войны» так сегодня их называют.  

Ученик:

В блокадных днях 
Мы так и не узнали: 
Меж юностью и детством 
Где черта? 
Нам в сорок третьем 
Выдали медали, 
И только в сорок пятом — 
Паспорта.

И в этом нет беды... 
Но взрослым людям, 
Уже прожившим многие года, 
Вдруг страшно оттого, 
Что мы не будем 
Ни старше, ни взрослее, 
Чем тогда...

Учитель:

Что может быть страшнее, чем война?!

Лишь слезы да страдания несет она.

И счастье разбивает у людей,

Любимых разлучает и друзей.

3. Основная часть.

      Итак, начнем с предыстории…

Наступил воскресный день 22 июня 1941 года. С утра шли трамвайные вагоны, переполненные празднично одетыми  пассажирами. Ехали с семьями, ребятишками. Всем хотелось провести выходной день за городом на Волге. И вдруг среди ясного неба грянул гром: по радио передали весть о внезапном и неожиданном  вторжении фашистской Германии…

А теперь представьте себе беззаботную жизнь таких ребят как Вы. Каникулы. Лето. Тепло. И вдруг – война….

(Левитан)

(звук «Гром бомбы»)

Учитель:

   Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Он решил стереть с лица земли город Ленинград. Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы.

Ученик:

Июнь! Клонился к вечеру закат.
И белой ночью разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят.
НЕ знающих, не ведающих горя
Июнь! Тогда еще не знали
Со школьных вечеров к Неве шагая.
Что завтра будет первый день войны,
А кончится лишь в 45-м в мае.
И песня над рекой лилась Невой,
Мы шли навстречу утру и смеялись,
НЕ знали мы еще тогда с тобой.
Что с детством мы и с юностью прощались.

 

Учитель:

   Германские войска предприняли мощное наступление, и 30 августа 1941 г. город оказался в тисках. 8 сентября (день начала блокады) немцы перерезали железную дорогу Москва-Ленинград, взяли Шлиссельбург и окружили Ленинград с суши. Начались постоянные бомбежки и артобстрелы.

   Самой тяжелой оказалась первая блокадная зима. Немцам удалось разбомбить продовольственные склады, в результате чего Ленинград оказался без запасов.

Единственным путем снабжения города в зимний период оставалось Ладожское озеро. Этот маршрут, по которому днем и ночью в любую погоду ходили тихоходные баржи летом или мчались грузовики в зимнюю пору, был неизбежно уязвим для воздушных налетов немцев. Тем не менее, именно он получил название «дороги жизни». Ледовая трасса по Ладожскому озеру начала действовать с 21 ноября 1941 года. Шли днём и ночью по льду озера машины и доставляли в город до 6-7 тысяч тонн продовольствия, вооружения, боеприпасов.

Звучит ПЕСНЯ О ЛАДОГЕ

Слова П. Богданова

Учитель:

   Со страшной неумолимостью надвигался голод. С 20 ноября ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего 250 г, для служащих, иждивенцев и детей - вдвое меньше. По свидетельству блокадников, эта пайка хлеба представляла собой маленький, липкий, сырой кусочек, состоящий из отрубей и небольшой части муки.

   Жители стали употреблять в пищу все, что могло заглушить чувство голода. В довершение всего вышла из строя система городского водоснабжения, и воду пришлось брать из Невы и каналов.

   Зима 1941 г. выдалась необычайно суровой. Отсутствие отопления явилось чудовищным испытанием для жителей.

   Однако, несмотря на тяжелейшее положение, жители города участвовали в его обороне. Люди работали на предприятиях, выпускали боеприпасы, ремонтировали военную технику.

   Особенно тяжелым было положение детей, оставшихся без родителей. Обессиленные, они лежали в холодных квартирах, едва передвигались. Многие из них по 10-15 дней не видели горячей пищи или просто кипятка.

   От голода во время блокады погибли 642 тыс. человек. Однако есть оценки, что на самом деле потери выше - до 850 тыс. человек.

   872 дня и ночи продолжалась самая кровопролитная и героическая осада в истории человечества.

Ученик:

   Кусочек хлеба был так мал, что человек не ощущал его веса на руке, а это было всё, что можно было съесть. Сейчас «голодные пайки» блокады

выставлены как экспонаты в Музее истории Ленинграда.

Ученик:

В городе были и другие тяжёлые испытания: не работал водопровод, канализация, не было электричества, топлива, стоял транспорт.

Ученик:

Истощённые голодом, обессиленные ленинградцы жили в холодных квартирах с выбитыми стёклами, а зимой было -41, за водой ходили к Неве.

Ученик:

Всю блокаду в городе работало радио. Пока стучал метроном, все знали: город жив! Сердце его бьётся!

Ученик:

Дорогой жизни шёл к нам хлеб,

Дорогой дружбы многих к многим.

Ещё не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

Ученик:

По дороге жизни из Ленинграда вывозили детей, стариков, больных, раненых жителей – всего на Большую землю было переправлено более полумиллиона человек.

Ученик:

Мы не слышали взрывов, грохота,

Мы не видели эту блокаду,

Но мы знаем, как трудно было

Осаждённому Ленинграду.

Звучит прелюдия №5 Д.Шостаковича

Учитель: Понятия дети и война несовместимы! Однако юным ленинградцам-детям блокадного города - пришлось вместе с взрослыми перенести всю трагедию осажденного города. Рабочие ушлм на фронт, но заводы должны работать. И дети научились работать. Ещё как работать! Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище. Город жил, сражался и ковал оружие для грядущей победы; вместе с взрослыми встали на защиту любимого города дети и подростки Ленинграда. Они встали к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах.

Учитель:

Советское командование пыталось вывезти взрослых и детей подальше от мест боев или оккупированных территорий. Однако не всем удалось покинуть родные края.

Учитель:

Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам.

Ученик:  

Дневник Тани Савичевой

Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13? Женя, старшая сестра Тани, работала на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал  на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла от голода  на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и оставила ее сиротой. В те же дни Таня сделала в записной книжке 9 коротких трагических записей – даты смерти близких людей Тани. Таню успели эвакуировать, но она прожила недолго и умерла от истощения.

Учитель:

Но что, же сталось с блокадным дневником девочки? Справедливости ради надо отметить, что дневник Тани - не единственный документ подобного рода. В разных музеях Санкт-Петербурга хранятся блокадные летописи ленинградских ребятишек: школьные тетрадки, записные книжки, блокноты. Только именно этому дневнику суждено было стать всемирно известным. Дневник Тани Савичевой вместе с многочисленными документами, в том числе и "Книгами учёта захоронений на Пискарёвском кладбище" - списками, которые составлялись в годы блокады и хранились в архиве Музея обороны Ленинграда, оказались в Музее истории города.

Подлинный документ, блокадный дневник, до сегодняшнего дня хранится в Государственном Музее истории Санкт-Петербурга.

 

Ученик:

Дети Ленинграда,

Девчонки и мальчишки.

Им играть бы в куклы

И читать бы книжки.

Всё перечеркнула

Фашистская громада,

Рано повзрослели

Дети Ленинграда.

Ученик:

Началась бомбёжка,

И они узнали,

Как заклеить стёкла,

Чтоб не вылетали.

И какой в убежище

Ведёт теперь маршрут

Сколько завтра хлеба

По карточкам дадут.

Ученик:

И уже от холода

Не спасают валенки…

Дети Ленинграда,

Мученики маленькие.

Дети Ленинграда,

Девчонки и мальчишки

Им играть бы в куклы

И читать бы книжки…

Ученик:

Но город не сдался, он жил и победа пришла. 27 января 1944 года, в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом, прозвучал торжественный салют: 24 залпа из 324 орудий. Это был восторг и общее ликование. 27 января 1944 года – дата окончания блокады города.

Ученик:

27 января 1944 года

За залпом залп гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика —
Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не подня́лось…

Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе салют.
Сегодня ленинградцы плачут… 

Ученик:

С тех пор прошло много лет, но ленинградцы очень хорошо помнят каждый из 900 дней блокады, так как каждый день был битвой за собственную жизнь с голодом, холодом и битвой за Ленинград - свой город.

- Давайте же вспомним ключевые моменты нашего занятия!

Викторина «Блокада Ленинграда»

Когда началась блокада Ленинграда?

Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

Как называлось движение автотранспорта по ледовой дороге через озеро?

Как понимать слова «Дорога жизни»

Какая суточная норма выдачи хлеба на одного человека?

4. Рефлексия.

Изготовление символа победы, мира, крови, пролитой за Родину.

- Ребята, у вас на столах белые листочки, переверните их (на листах нарисованы гвоздики с ленточкой блокадного Ленинграда - оливковый цвет ленточки символизирует Победу, а зелёный — цвет жизни). Давайте раскрасим наши цветы и пусть они будут символом жизни, победы, мира, памяти всех погибших в годы ВОВ. (Дети раскрашивают цветы, и оформляют выставку на доске)

Ученик:

Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!

Полгорода лежит в земле сырой
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим (В. Суслов)

Учитель:

Так давайте же почтим память  героев блокады. Объявляется минута молчания.

(звук Метронома)

5. Итог мероприятия.

Что вы узнали нового на мероприятии?

Как вы относитесь к этому событию?

Список использованной литературы

  1. «Дорога жизни» Н. Ходза.
  2. Интернет ресурсы (поиск музыкального сопровождения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Блокада Ленинграда» в Великой Отечественной войне»

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:- познакомить ребят с понятием блокада;- познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтическог...

«Война. Блокада. Ленинград.»

Блокада Ленинграда – одна из самых трагических и в то же время героических страниц российской военной истории. События блокады показали, насколько велик дух народа, оказавшегося способным, несмотря на...

Методическая разработка "Война,Блокада, Ленинград."

Приблизить подрастающее поколение к трагическому времени нашей истории 40-м годам xx века, эмоционально прочувствовать боль и трагедию жителей блокадного Ленинграда. Воспитывать чувство патриотизма, с...

Классный час "Блокада Ленинграда в Великой Отечественной войне" 1 класс

В ходе занятия учащиеся 1 класса узнают, что такое блокада, война. Воспитывается чувство патриотизма, любви к родине. Учащиеся осознают трудность победы для ленинградцев....

Внеурочное занятие "Блокада Ленинграда в Великой Отечественной Войне".

Внеурочное занятие "Блокада Ленинграда в Великой Отечественной Войне"....

Методическая разработка к проведению классного часа посвящённому снятию блокады Ленинграда «Войною прерванное детство». Литературно-музыкальная композиция «Дневник Тани Савичевой»

Методическая разработка к проведению  классного часа посвящённому снятию блокады Ленинграда «Войною прерванное детство». Литературно-музыкальная композиция    «Дн...

Классный час "Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда" 4 класс

Классный час "Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда" 4 класс...