Внеурочное занятие "Блокада Ленинграда в Великой Отечественной Войне".
план-конспект

Внеурочное занятие "Блокада Ленинграда в Великой Отечественной Войне".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vneurochka_leningrad.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила: Васильева А.В.

Направление: духовно-нравственное

Вид деятельности: познавательный

Тема занятия: Блокада Ленинграда в Великой Отечественной Войне

Цель занятия: создать условия для формирования патриотизма, чувства гордости за свою страну, познакомить обучающихся с жизнью людей во время блокады, развивать способность чувствовать и сопереживать.

Уровень воспитательного результата: 1

Форма организации деятельности: фронтальная

Форма проведения занятия: патриотический кружок

Форма организации пространства: классическая

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вступительная часть

(звучит музыка «Священная война»)

- О чем эта песня?

- Что такое война?

- Какие чувства вы испытали при прослушивании мелодии?

- Послушайте стихотворение А. Молчанова

Я не был на фронте, но знаю+

Как пули над ухом свистят,

Когда диверсанты стреляют

В следящих за ними ребят,

Как пули рвут детское тело

И кровь алым гейзером бьёт...

Забыть бы всё это хотелось,

Да ноющий шрам не даёт.

Я не был на фронте, но знаю

Сгоревшей взрывчатки угар.

Мы с Юркой бежали к трамваю,

Вдруг свист и слепящий удар...

Оглохший, в дымящейся куртке,

Разбивший лицо о панель,

Я всё же был жив, а от Юрки

Остался лишь только портфель.

Я не был на фронте, но знаю

Тяжелый грунт братских могил.

Он, павших друзей накрывая,

И наши сердца придавил.

Как стонет земля ледяная,

Когда аммонала заряд

могилы готовит, я знаю,

Мы знаем с тобой, Ленинград.

- О чем это стихотворение?

- Название какого города вы услышали в этом стихотворении? Вы знаете этот город?

- Город Ленинград – это современный Санкт-Петербург, но в годы войны он носил название Ленинград и в нем происходили ужасные для всех времен события.

- Скажите, кто знает что такое блокада?

- Слово «блокада»

Блокада - с точки зрения международного права особая форма ведения военных действий, которая заключается в изоляции блокируемого населенного пункта.

- На нашем занятии мы узнаем о печальных событиях блокадного Ленинграда.

Слушают песню

Отвечают на вопросы

Слушают стихотворение

Отвечают на вопросы, слушают учителя

Основная часть

Предлагает просмотреть фрагмент документального фильма о «Блокаде Ленинграда», продолжительность фильма 10минут.

https://www.youtube.com/watch?v=f4DX3Kurif4

Запускает слайды на проекторе и читает вслух информацию (слайды с информацией и фотографиями по теме)

1-2 слайд:

 22 июня 1941 года на нашу Родину напал злой и сильный враг – фашистская Германия. На защиту своей страны встал весь народ. Первой удар приняла Брестская крепость

3 слайд: 

Страна цвела. Но враг из-за угла,

Свершил налет, пошел на нас войною.

В тот грозный час,

Стальною став стеною,

Вся молодежь оружие взяла,

Чтоб отстоять Отечество родное.

4 слайд: 

Фашистские войска остервенело рвались к Ленинграду. Первый воздушный налет на город был совершен 18 июля 1941 года.

8 сентября фашисты захватили Шлиссельбург, а 11 сентября подошли к Пулковским высотам. Гитлеровцы были уверены, что скоро будут в Ленинграде. Генералы и высшие офицеры уже получили пригласительные билеты на банкет в гостиницу «Астория» по случаю взятия города.

5 слайд:

На Ленинград обхватом с трех сторон

Шел Гитлер силой сорока дивизий.

Бомбил. Он артиллерию приблизил,

Но не поколебал ни на микрон,

Не приостановил ни на мгновенье,

Он сердце ленинградское биенье.

6-9 слайд:

13 сентября 1941 года командование ленинградским фронтом принял генерал армии Г.К. Жуков. Начались бои у стен Ленинграда.

Город превратился в крепость. Фашисты стремились подойти к городу не только с суши, но и с моря, и уничтожить корабли Балтийского флота. Но моряки надежно закрыли ворота со стороны Кронштадта.
19 сентября 1941 года – один из страшных дней блокады. Город был подвержен 6 бомбежкам. В налетах участвовало 276 фашистских самолетов. Были сброшены на Ленинград почти 3 тысячи 400 фугасных и зажигательных бомб. Но город не сдавался.
6 октября 1942 года Г.К. Жуков доложил в Ставку Верховного Главнокомандующего, что фашистские войска понесли большие потери и перешли к обороне. Они охватили 200-километровым кольцом осады непокорный город. Началась блокада, которая длилась три долгих года. 

Не сумев взять Ленинград штурмом, фашистские войска перешли к осаде.

Вскоре настала зима – блокадная зима 1941–1942 гг. Зима страшная.

10-12 слайд: Город жил, трудился, боролся. В первый год тяжелой блокадной зимы работало 39 школ. Занятия проходили в неотапливаемых классах или в бомбоубежищах при свете коптилок. Замерзали чернила. Не хватало бумаги, учебников. Но дети занимались упорно и прилежно. Кроме того, школьники дежурили в госпиталях, заготавливали дрова, обходили кварталы и оказывали помощь тем, кто в ней нуждался. Они знали, что своим трудом помогают городу выстоять.

13-14 слайд: Запасы продовольствия в Ленинграде кончались. А в городе больше двух миллионов людей. Чем их кормить?

Почти 900 дней и ночей Ленинград находился во вражеской блокаде. Фашисты окружили город по суше, но Ладожское озеро оставалось советским. По воде и льду Ладожского озера проложили ленинградцы дорогу, соединившую город с Большой землей, не занятой врагом. Эта дорога была названа Дорогой жизни. 

Есть дорога через лед,
День и ночь к нам шла подмога – 
Хлеб и соль, тепло и свет.
На тебе лежит, дорога,
Нашей крови красный свет.


Больше двух лет, днем и ночью, шли Дорогой жизни корабли и машины, спасая Ленинград от голодной смерти.

Забыли водители об отдыхе и сне. Под бомбами, под снарядами днем и ночью ведут свои простреленные машины.

Слайд 15-16:
Но все равно в Ленинграде не хватает хлеба, нет мяса, нет сахара, нет овощей. 
Небывалый мороз на улице. И в домах такой же мороз. Нет угля, поэтому не действует паровое отопление, нет дров, нечем топить печи. Сделали ленинградцы железные печурки-времянки, а чем их топить? Пришлось рубить на дрова столы, стулья, паркет, шкафы – все, что можно сжечь.
Холодно и темно в комнате. Не горит больше электричество. 
Вот и блокадный кусочек хлеба. Сто двадцать пять граммов на весь день.
Нет и воды в ленинградских квартирах. Замерз – не работает водопровод. Рано утром тянутся к Неве, к люкам голодные, замершие ленинградцы.
Погибших от голода, убитых при обстреле и бомбежек хоронили в общую могилу. Некому было делать гробы, не было машин, чтобы отвозить их на кладбище. Трупы заворачивали в простыню и на саночках везли на кладбище

Слайд 17: 

Перед вами дневник ленинградки Тани Савичевой. Когда началась война, она закончила 3-й класс и должна была перейти в четвертый… Ей было 11 лет, когда она во время блокады Ленинграда вела свой дневник.

Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно и скупо. Таня просто фиксировала реальные факты своей жизни – трагические «визиты смерти» в родной дом…

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года»
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа. 1942 г.»
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.»
«Дядя Вася умер 3 апреля в 2 часа ночи. 1942 год»
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 г.»
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня» 
Таня умерла в 1944 году. Ее не удалось спасти…

Слайд 18-19:

 Ленинградцы выстояли и победили. 27 января 1944 года – день великого ликования ленинградцев, которого упорно ждали город-фронт и все его защитники 900 долгих дней и ночей. Радио объявило: «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады!» Все выбежали на улицы, кричали «Ура!», поздравляли друг друга.

Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало.
Казалось, что все небо грохотало…
Гремел неумолкаемо салют –
Из боевых прославленных орудий.
Смеялись, обнимались люди.

Смотрят фрагмент фильма

Фокусируют свое внимание на слайды и слушают учителя

Заключительная часть

Слайд 20-21: Прошло больше 70 лет. Выросло не одно новое поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти.

Священное место для каждого ленинградца – Пискаревское мемориальное кладбище. Здесь похоронены сотни тысяч защитников и жителей города, погибших в годы блокады. 

Скорбная тишина стоит над длинными холмами братских могил. Горит Вечный огонь.

В центре кладбища возвышается торжественная фигура Матери-Родины. В руках у нее гирлянда из дубовых листьев. Это символ мужества и вечной славы. За монументом расположена гранитная стена. Она протянулась на 150 метров. На ней навечно высечены слова Ольги Берггольц:

Никто не забыт и ничто не забыто…
Подвиг свой ежедневный
Вы совершали достойно и просто…
Так пусть же пред жизнью бессмертной вашей
На этом печально-торжественном поле
Вечно склоняет знамена народ благодарный,
Родина-мать и город-герой Ленинград

Я рассказала вам о блокаде Ленинграда, вы увидели фотографии и видеофрагменты тех лет… 

- Какие ассоциации возникают у вас теперь со словом «блокада»? 
- В этом году мы примем участие в акции «Бессмертный полк». О ком из своих родных и близких людей, отстоявших свободу нашей Родины во время Великой Отечественной войны, вы расскажете?

- Сегодня мы прикоснулись к трагическим и героическим страницам истории нашего Отечества, никогда не забывайте, какой ценой нам досталась победа.

Слушают учителя

Отвечают на вопросы, формулируют свое мнение и отношение к войне


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дети войны". Конспект занятия по внеурочной деятельности посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне.

Внеклассное мероприятие по теме "Дети войны"  «Дети войны»Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классовЦель:Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг...

«Блокада Ленинграда» в Великой Отечественной войне»

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:- познакомить ребят с понятием блокада;- познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтическог...

Классный час "Блокада Ленинграда в Великой Отечественной войне" 1 класс

В ходе занятия учащиеся 1 класса узнают, что такое блокада, война. Воспитывается чувство патриотизма, любви к родине. Учащиеся осознают трудность победы для ленинградцев....

Программа внеурочной деятельности "Значимые битвы Великой Отечественной войны"

Актуальность данной программы обусловлена двумя основными положениями. С одной стороны, в современном мире (как в нашей стране, так и за рубежом) с каждым днем возрастает потребность изучения и понима...

Классный час "Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда" 4 класс

Классный час "Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда" 4 класс...