Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дорогами отцов" - клуб 3-4 классы
рабочая программа (4 класс) на тему

Ласеева Любовь Александровна

Программа предусматривает работу клуба по духовно-нравственному и патриотическому направлению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_vneurochke.docx36.77 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Администрации Дмитровского муниципального района Московской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

РЫБНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Утверждаю

_______________________

А.Е.Маслобойщикова,

директор МОУ Рыбненской средней общеобразовательной школы

Приказ №______

от «___» ____________201_ г

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Дорогами отцов» - клуб

для 4 класса

                                                                                               Составитель: Ласеева Л.А.,

учитель начальных классов,

высшей категории

        

пос. Рыбное – 2014/15 учебный го

                 

"Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка - это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь - то, чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе".

С. Харрисон

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности «Дорогами отцов», реализуемая по духовно – нравственному направлению, составлена на основе программы воспитания «С любовью к городу» (авторы Т.М. Кукченко, С.А. Герасимова, В.С. Горбунов, О.Г. Красношлыкова, О.Е. Прудникова, О.А. Аверчук).

Данная программа способствует  развитию у детей проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует ценностям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно – нравственное его совершенствование.

Цель программы «Дорогами отцов»

Формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему, будущему своей семьи, школы, города на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия.

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

  • создание и поддержка детских коллективов для реализации интересов, потребностей в самосовершенствовании, саморазвитии, самоопределении;
  • содействие сплочению коллективов образовательных учреждений и связям с семьями, укрепление их дальнейшего взаимодействия;
  • ориентация детей на получение знаний об истории своей семьи, школы, города для формирования патриотических чувств и гражданского сознания;
  • формирование дружеских отношений, объединяющих детей и взрослых средствами интерактивных методов работы.

Содержание программы рассчитано на обучающихся 10-11 лет.

В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности.

  • приобрести обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.).
  • получить обучающимся  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает) ( 3 классы).
  • получить обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. (4 класс).

Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано как на добровольные одновозрастные группы детей, так и отдельно взятый класс.

Продолжительность занятий 2 часа, по 45 минут. Всего – 68 часов в год

Связь содержания программы с учебными предметами.

Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, риторикой,  ИЗО, музыкой, технологией).

Содержание программы

Программа состоит из 9 тематических блоков:

Сентябрь - "Моя школа - моя судьба".

Октябрь - "Страницы истории родного города".

Ноябрь - "Семь + я".

Декабрь - "Город будущего".

Январь - "Культурное наследие".

Февраль - "Старшее поколение".

Март - "Мы - будущее нашего города".

Апрель - "В гармонии с природой".

Май - "С любовью к городу".

«Моя школа - моя судьба»

Права и обязанности школьника. Взаимоотношения в классе. Классное собрание. Изучение истории школы. Знакомство с биографиями знаменитых выпускников школы. Бережное отношение к книгам и школьным принадлежностям.

Практические занятия: экскурсии, конкурсы, игра – путешествие, разработка правил классного сообщества, выпуск газет, подготовка лекторских групп.

«Страницы истории родного города»

Добрые дела. Изучение плана района. Что я знаю о своем районе, городе? Улица, на которой я живу. История улиц района. Правила поведения в общественных местах. История заводов.

Практические занятия: экскурсии, конкурсы, встречи со старожилами, фотоконкурсы, викторины, составление безопасного маршрута от школы до дома, заочные путешествия, презентации классных коллективов.

«Семь + я»

Семейные традиции. Мои родители. Моя родословная. Мое имя. Что оно означает? Мои обязанности в семье. Семейные праздники. Семейная библиотека. Профессии моих родителей.

Практические занятия: разучивание песен и стихов, конкурсы, спортивные состязания «Мама, папа, я – спортивная семья», «За нами не угнаться», чтение рассказов, посещение библиотеки семейного чтения, презентация семейных альбомов, разучивание игр, праздники семейного отдыха, выпуск газет, изготовление поделок.

«Город будущего»

Мечты о школе, о городе будущего. Что такое хорошо и что такое плохо? Знакомство с понятиями «проект», «архитектура». Новостройки города. Знакомство с различными профессиями.

Практические занятия: экскурсии, выставки, создание и реализация социальных проектов, конкурсы, участие в конференциях, игра – путешествие, беседы, встречи с интересными людьми, викторины.

«Культурное наследие»

Образ района, города, России в художественной литературе, изобразительном искусстве, Культурные учреждения города. Их история. Совместный отдых с родителями.

Практические занятия: экскурсии, прогулки, посещение театров, музеев, Дома художников, встречи с поэтами, художниками, литературные и музыкальные гостиные, выставки, викторины.

«Старшее поколение»

История страны. История вооруженных сил. Виды и роль войск. Боевые знамена. Личные качества воина – защитника. Ордена и медали. Символика.  

Практические занятия: чтение рассказов о народных героях, чтение Книги памяти, поисковая работа, экскурсии в музей боевой славы, встречи с ветеранами войн и офицерами вооруженных сил, концерты, митинги, шефство над памятниками.

«Мы - будущее нашего города»

Что такое сам? Кем я хочу быть? Правила организации и проведения классного собрания. Дежурство в классе, школе. Мое хобби. Мои увлечения. Портфолио.

Практические занятия: чтение книги «Тимур и его команда», посещение учреждений дополнительного образования, разучивание игр для развлечений, пользы дела, выставки детских достижений, фестивали «Мир моих увлечений», «Юные дарования», персональные выставки детей.

«В гармонии с природой»

Природа родного города. Красная книга России. Походы и путешествия. Правила поведения на природе. Охрана природы. Первая помощь.

Практические занятия: работа с источниками в библиотеке, походы выходного дня, конкурсы, выпуск листовок, обращений, чтение стихов, прослушивание музыкальных произведений, агитбригады, участие в акциях, подкормка птиц.

«С любовью к городу»

Памятники города. Безопасность в городе. Правила поведения на улице. День Победы. Местные умельцы и самородки.

Практические занятия: конкурсы, посещение музея «Дмитровский Кремль», разведение комнатных растений, мастер – классы, создание сборника стихов о городе, мини – проекты, поделки, участие в акциях.

Учебная деятельность

Внеурочная деятельность

Литературное чтение (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.).

Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д.

Окружающий мир («связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек –человек» и «человек – природа» и т.д.).

Духовно-нравственная культура народов России («добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.).

Риторика (нравственные нормы и правила общения в разных речевых ситуациях, культура диалога, речевой этикет). Формирование жизненной позиции личности – взаимосвязь слова и дела.

– экскурсии, например, «Добро и зло на полотнах художников» и др.;  

–беседа «Дом, где живет уважение»;

– ознакомление (по желанию детей и с согласия родителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций: экскурсии в места богослужения, добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников, встречи с религиозными деятелями;

– осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их;

– ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора;

– туристические походы и другие формы совместно деятельности, требующие выработки и следования правилам нравственного поведения, решения моральных дилемм.

Окружающий мир, 3–4 кл. – «современная Россия – люди и государство», «наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «права и обязанности граждан, демократия», «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка».

Литературное чтение – сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории.

Духовно-нравственная культура народов России – равенство и добрые отношения народов России.

Риторика – культура диалога, взаимодействие представителей разных конфессий.  

– беседы и классные часы: «Биографии народных героев», «Боевые знамена рассказывают», «Орден твоего дома»;

– просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации;

– экскурсии и путешествия Дмитровчане -   Герои Великой Отечественной войны

– чтение книги А. Гайдара «Тимур и его команда»

– встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться;.

Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п.

Окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы.

Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов

Получение трудового опыта в процессе учебной работы .

Настойчивость в исполнении учебных заданий, доведение их до конца.

Оценивание результатов своего труда в рамках использования технологии оценивания.

Творческое применение предметных знаний на практике, в том числе при реализации различных учебных проектов.

Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества.

Презентация своих учебных и творческих достижений.

- изготовление подарков,;

- клуб интересных встреч;

- работа кружков, творческих мастерских;

- составление сборника стихов «Времена года»;

организация Города Веселых мастеров;

- мини проекты

Окружающий мир – взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы.

Литературное чтение – опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях.

– сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги и т.п

– экскурсии в краеведческие и биологические музеи, парки;

 -экскурсии по улице, району, городу;

- заочные путешествия;

- беседы о природе Дмитрова

Изобразительное искусство и Музыка – приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой деятельности.

Литературное чтение – приобщение к литературе как к  искусству слова, опыт создания письменных творческих работ.

Технология – приобщение к художественному труду; осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов; опыт творческой деятельности.

Риторика – красота слова звучащего (коммуникативные  и этические качества речи: «так говорить некрасиво, плохо, неприлично, нельзя»), гармония слова и дела, красота слова и  внутренний мир человека.

- посещение театров, филармонии, Дома художника;

- конкурсы рисунков;

- фотовыставки

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

Описание требований к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе.

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: воспитание гражданства, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям.

Национальные ценности: патриотизм, гражданственность

I уровень:

  • Знать права и обязанности школьника;
  • Понимать необходимость соблюдения правил;
  • Уметь контролировать свои поступки и организую игру по правилам;
  • Делать первые страницы своего портфолио «Давайте знакомиться»

II уровень:

  • Знать историю школы, района;
  • Понимать необходимость изучения своих истоков;
  • Уметь рассказать о традициях классного коллектива, детских объединений;
  • Делать творческую страничку своего портфолио «Вот я какой».

III уровень:

  • Знать историю государственного флага и герба Росси, основные государственные праздники;
  • Понимать, что являюсь жителем Дмитрова, Москвы, России;
  • Уметь рассказать некоторые праздники России;
  • Делать страничку своего портфолио
  • Воспитание нравственного, чувственного и этического сознания.

Национальные ценности: личность, наука, солидарность

I уровень:

  • Знать правила вежливого поведения в школе и общественных местах;
  • Понимать различие хороших и плохих поступков;
  • Уметь признавать собственные плохие поступки;
  • Осуществлять что – то полезное для себя и своих родных

II уровень:

  • Знать как вести себя в обществе с другими детьми;
  • Понимать значимость правильного поведения в обществе;
  • Уметь сказать «нет»;
  • Защищать честь и достоинство своих друзей и близких.

III уровень:

  • Знать правила поведения в знакомом и незнакомом обществе;
  • Понимать соответствие своего поведения требованиям коллектива, общества;
  • Уметь разумно управлять собственной речью в различных ситуациях;
  • Проводить беседы в подшефном классе
  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Национальные ценности: труд и творчество, наука

I уровень:

  • Знать, что лениться – это плохо;
  • Понимать необходимость трудиться;
  • Уметь мыть полы, протирать пыль, поливать цветы;
  • Соблюдать порядок у себя в комнате, на рабочем месте, дежурю в классе.

II уровень:

  • Знать о роли труда в жизни человека;
  • Понимать, что каждую работу нужно доводить до конца;
  • Уметь работать в коллективе;
  • Участвовать в трудовых акциях.

III уровень:

  • Знать различные профессии;
  • Понимать, что выполняя работу нужно стремиться к творчеству, нестандартному ее выполнению;
  • Уметь работать над проектами;
  • Выражать свою личность в различных видах творчества, стараюсь быть полезным людям.
  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Национальные ценности: природа, личность, искусство и литература:

I уровень:

  • Знать какие деревья, кустарники и цветы растут возле школы;
  • Понимать для чего они;
  • Ухаживать за цветами;
  • Рисовать плакаты о сохранности природы.

II уровень:

  • Знать растения, которые надо охранять;
  • Понимать необходимость сохранности красоты природы;
  • Уметь вырастить рассаду для школьной клумбы и дома;
  • Ухаживать за домашним цветником (или клумбой у дома), школы.

III уровень:

  • Знать лекарственные растения;
  • Понимать, что загрязнение природы вредно для здоровья;
  • уметь с помощью слова убедить заботиться о природе;
  • Добровольно участвовать в экологических акциях
  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Национальные ценности: семья, личность, наука

I уровень:

  • Знать правила личной гигиены, основы правил дорожного движения, безопасный путь до школы;
  • Понимать важность занятия физкультурой для здоровья;
  • Уметь делать утреннюю зарядку, могу сам дойти до школы;
  • Соблюдать режим дня и правила личной гигиены и ПДД.

II уровень:

  • Знать основы правильного питания,
  • Перечислить факторы, которые вредят моему здоровью и здоровью моих близких;
  • Могу сказать «нет»;
  • Вести подвижный образ жизни.

III уровень:

  • Знать значение слов «физическое состояние», «настроение человека»;
  • Понимать зачем нужно человеку правильно питаться;
  • Уметь приготовить завтрак для себя и своих родных;
  • Участвовать в  агитбригаде «Эх, раз!».
  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Национальные ценности: искусство и литература, человечество

I уровень:

  • Знать правила поведения в общественных местах (библиотеки, театре, музее, кино);
  • Понимать значение слов «опрятный вид», «некрасивый поступок», «»книга – лучший друг».
  • Уметь проявлять чувства (восторг, радость и.т.д.)Д: соблюдаю режим дня, правила
  • Посещать музеи, библиотеки, театры

II уровень:

  • Знать сказки, стихи, песни;
  • Понимать значение слов «дарить красоту»;
  • Уметь самостоятельно читать книги, участвовать в концерте;
  • Самостоятельно украсить класс, дом; участник праздника

III уровень:

  • Знать памятники культуры в районе, городе;
  • Понимать, что надо их беречь;
  • Уметь рассказать о некоторых из них;
  • Проводить заочное путешествие для подшефного класса

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате реализации программы.

Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленное управление развитием личности. Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности,  отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.

Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника

Любящий свой народ, свой край и свою Родину; Уважающий и принимающий ценности семьи и общества; Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; Доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Формы подведения итогов  реализации данной программы являются:

Участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского); Участие в социальных акциях; Создание и реализация социальных проектов.

 Система контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы взяты  из методики П.П. Капустина «Критерии оценки и показатели воспитанности ученика или качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха» ориентирована на такую оценку эффективности деятельности, которая выступает как оценка достижения запланированных результатов и сравнение их в динамике.

Тематическое планирование 3 класс

Название разделов

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего

«Моя школа – моя судьба»

1

3

4

«Страницы истории родного города»

1

2

3

«Семь + я»

1

3

4

«Город будущего»

1

3

4

«Культурное наследие»

1

3

4

«Старшее поколение»

2

2

4

«Мы – будущее нашего города»

1

3

4

«В гармонии с природой»

1

2

3

«С любовью к городу»

2

2

4

Итого

10

24

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивного клуба «Мир спорта» Ступень обучения 2 класс Количество часов 102

Рабочая программа по  внеурочной  деятельности  спортивного клуба  «Мир спорта»  Ступень обучения  2 класс     Количество часов  102    Автор сос...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в клубе «Занимательная математика»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 1-4 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования на ...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности. Научный клуб «Клуб юных математиков»

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет обучающимс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности кружка «Клуб юных историков»

Программа разработана на основе программы М.В. Хлоповой, Н.А. Лимовой, Т.М. Шиловской «Клуб юных историков» в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образов...