РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности кружка «Клуб юных историков»
рабочая программа (4 класс) на тему
Программа разработана на основе программы М.В. Хлоповой, Н.А. Лимовой, Т.М. Шиловской «Клуб юных историков» в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования. Программа представляет систему занятий для детей в возрасте от 6 до 11лет. Целью данного курса является создание условий для воспитания основ патриотизма, гражданственности и любви к Родине на основе знакомства учащихся с прошлым родной страны, путем приобщения к отечественным традициям, истории и культуре. Разработала учитель начальных классов Цифрова Ирина Викторовна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение -
средняя общеобразовательная школа № 9
г. Аткарска Саратовской области
«Согласовано» Заместитель директора по УВР __________ /Биркле Н.В. «___» _________ 2017г. | «Утверждено» Директор МОУ СОШ № 9 ______________Ф.С. Жилкина Приказ №______ от «___» _________ 2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
кружка «Клуб юных историков»
Направление «Интеллектуальное »
для 4«В» класса
Составитель: Цифрова И.В.
учитель начальных классов
2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Клуб юных историков» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МОУ-СОШ №9 города Аткарска Саратовской области и авторской программы М.В.Хлоповой, Н.А.Лимовой, Т.М.Шиловской «Клуб юных историков».
Актуальность курса связана с тем, что в младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознание себя в окружающем мире. Данный возраст является наиболее благоприятным для эмоционально-психического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного и исторического пространства очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании основ патриотизма, гражданственности и любви к Родине.
Новизна курса заключается в наполнении историческим содержанием разделов и тем, адаптированных к младшему школьному возрасту, направленных на развитие личности в условиях внеурочной деятельности младших школьников. Введение программы можно считать педагогически целесообразным в связи с тем, что в процессе реализации программы происходит не только усвоение определенного содержания истории, но и утверждение ребенком себя как социального субъекта.
Цель данного курса: создание условий для воспитания основ патриотизма, гражданственности и любви к Родине на основе знакомства учащихся с далеким и недавним прошлым родной страны, путем приобщения к отечественным традициям, истории и культуре в условиях внеурочной деятельности образовательного учреждения.
Основные задачи курса:
- формирование представлений детей о прошлом и настоящем Родины, ее законах, государственной символике, праздниках, семье, нормах морали, культуре общения, многообразии современного мира, о людях, живущих на родной земле;
- знакомство с культурными и историческими событиями, традициями и бытом русского народа;
- обучение работе со словарями, печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями;
- формирование коммуникативных умений детей, обучение умению записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать;
- воспитание патриотизма и гражданственности, любви и привязанности к семье, родному дому, родной улице, городу;
- формирование позитивного отношения к окружающему миру, к истории страны;
- воспитание любви к Родине и бережного отношения к ней;
- развитие познавательного интереса, направленного на изучение истории своего народа и его традиций;
- формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;
- совершенствование правового сознания у детей младшего школьного возраста в доступной для них форме;
- создание условий для социально-исторического развития личности младшего школьника.
Программа курса «Клуб юных историков » представляет систему занятий для детей в возрасте от 6 до 11лет.
Сроки реализации программы. Программа курса рассчитана на 4 года обучения
(1 час в неделю).
1 год обучения – 33часа;
2 год обучения – 35 часов;
3 год обучения – 35 часов;
4 год обучения – 34 часа.
Описание учебно-методического комплекта:
1. Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа. Кн.1/Сост. О. М. Корчемлюк. – М..: Баллас, 2013г. ( Образовательная система «Школа 2100»)
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о предмете истории, об исторических источниках, об истории России, ее творцах, деятелях, о выдающихся путешественниках, ученых, полководца; о принятых нормах взаимоотношений в семье, о ценностях семейной жизни, о принятых в обществе нормах отношения к памятникам истории и культуры, к людям других поколений; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки
информации.
Второй уровень результатов — формирование позитивного отношения школьника
базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, семье, истории страны, знаниям, миру, людям, к своему собственному внутреннему миру.
Третий уровень результатов — приобретение школьниками опыта самостоятельного
социального действия: у школьника появится возможность приобретения опыта исследовательской деятельности; опыта публичного выступления по проблемным вопросам; опыта охраны памятников истории и культуры; опыта общения с представителями других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыта сбора и сохранения исторических источников; опыта заботы о младших.
Способы определения результативности: беседа и наблюдение, тест.
Планируемые результаты.
- формирование коммуникативных умений детей, обучение умению записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать;
-воспитание патриотизма и гражданственности, любви и привязанности к семье, родному языку, родной улице, городу;
-формирование позитивного отношения к окружающему миру, к истории страны;
-воспитание любви к Родине и бережного отношения к ней;
-развитие познавательного интереса, направленного на изучение истории своего народа и его традиций;
-формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;
-совершенствование правового сознания у детей младшего школьного возраста в доступной для них форме;
-создание условий для социально-исторического развития личности младшего школьника.
Содержание курса
4класс (34ч)
Содержание курса | Количество часов | Виды деятельности | Формы организации деятельности |
Русские географические открытия | 6ч | Игровая, познавательная | Игры. Беседы (индивидуальная, парная, групповая, коллективная) |
Исторические деятели | 3ч | Игровая, познавательная | Игры. Беседы (индивидуальная, парная, групповая, коллективная) |
Русская воинская доблесть | 10 | Игровая, познавательная | Игры. Беседы (индивидуальная, парная, групповая, коллективная) |
Великая Отечественная война 1941-1945 гг | 8ч | Игровая, познавательная | Игры. Беседы (индивидуальная, парная, групповая, коллективная) |
Начало космической эры. | 4ч | Игровая, познавательная | Игры. Беседы (индивидуальная, парная, групповая, коллективная) |
Ими гордится Россия. Защита исследовательских проектов. | 3ч | Игровая, познавательная Проблемно-ценностное общение | Игры. Беседы Защита проектов. (индивидуальная, парная, групповая, коллективная) |
Тематическое планирование
№ | Тема занятий | Описание примерного содержания занятий | Дата | |
План | Факт | |||
1 | Основание Санкт-Петербурга. | «Окно в Европу» - строительство Санкт - Петербурга. 40 тысяч человек со всей России ежегодно сгоняли на строительство. Поэма А.С.Пушкина «Медный всадник». Отрывок «Люблю тебя, Петра творенье». | 09.09 | |
2 | Великая Северная экспедиция Беринга. | Великие Северные экспедиции. Великая Северная экспедиция Беринга (1733-1743гг.). Витус Беринг, уроженец Дании, на службе в России. | 16.09 | |
3 | Открытие Антарктиды. | Первопроходцы Сибири и Северного Ледовитого океана: Федот Алексеев, Семен Дежнев, Ерофей Хабаров. Исследование Чукотского моря капитаном-командиром русского флота Берингом на корабле «Святой Петр». | 23.09 | |
4 | Кругосветное плавание Крузенштерна на бриге «Надежда». | Работа по карте: объяснить, где находится Берингов пролив. | 30.09 | |
5 | Валерий Чкалов. | Первый беспосадочный перелет через Северный полюс в Америку: Валерий Чкалов, Г.Байдуков, А.Беляков. Москва – Северный полюс – Ванкувер (США) в 1936-1937 гг. В.Чкалов – летчик – испытатель, Герой Советского Союза, испытал свыше 70 типов самолетов. | 07.10 | |
6 | На льдине по Северному Ледовитому океану. | Дрейф научно-исследовательской арктической станции «Северный полюс – 1» И.Д.Папанина, П.П.Ширшова, Е.К.Федорова, Э.Т.Кренкеля. Полярные исследователи. Дрейфующая льдина. 274 дня на льдине. Спасение полярников. | 14.10 | |
7 | Необычный царь Петр | Петр I. Россия при Петре I. Преобразование государственного устройства, создание морского флота, реорганизация армии. Историческая справка биография Петра I. Император Российской империи. Рождение русского флота. С.Алексеев «Капитан бомбардирской роты». | 21.10 | |
8 | Наш первый «университет». | М.В.Ломоносов – основоположник русской науки. Открытие Московского университета. Михаил Васильевич Ломоносов – выдающийся русский ученый. Разнообразие наук, которыми занимался М.В.Ломоносов: химия, физика, геология, минералогия, география, история. Производство цветных стекол для составления мозаики. Станки для производства сконструировал и изобрел сам. Ломоносов писал стихи, научные трактаты, переводил труды иностранных ученых на русский язык. О.Гурьян «Мальчик из Холмогор». Г.Черненко «Творцы наук российских». | 28.10 | |
9 | Декабристы. | Декабристы – борцы с самодержавием. 14 декабря 1825 года восстание на Сенатской площади. К.Рылеев, П.Пестель, П.Каховский, М.Бестужев-Рюмин, С.Муравьев-Апостол. Казнь. Ссылка на каторгу. А.Гессен «Во глубине сибирских руд». Подвиг жен декабристов. А.Пушкин «Послание в Сибирь». Н.Некрасов «Железная дорога». | 11.11 | |
10 | Подвиг Ивана Сусанина. | Подвиг Ивана Сусанина. 1613 год. Избрание царем Михаила Федоровича Романова. Задумка польских захватчиков. Проводник – лесник Иван Сусанин. «Не продам Русь!» Н.Дмитриев «Честь родины». Н.Головин «Моя первая русская история в рассказах для детей». | 18.11 | |
11 | Полтавская битва. | Война со Швецией за выход в Балтийское море. 1709 год – осада Полтавы. Петр I во главе русской армии. Поэма А.С.Пушкина «Полтава». | 25.11 | |
12 | Непобедимый Суворов. | Развитие русского военного искусства. А.В.Суворов. Общая характеристика личности выдающегося полководца. Русский полководец, не проигравший ни одного сражения. Генералиссимус. Русско-турецкая война. (битва при Козлудже. Измаил – неприступная крепость. Переход через Альпы). Создатель теории ведения войны и боя, воспитания и обучения войск. Книга «Наука побеждать». Крылатые выражения книги. | 02.12 | |
13 | Рассказы о Суворове и русских солдатах. | Работа по картине В.Сурикова «Переход Суворова через Альпы». Комментированное чтение, живая беседа по рассказам С.П.Алексеева «Бить, а не считать», «Туртукай», «Настоящий солдат», «По-суворовски», «Пудра –не порох», «Чертов мост» ид др. С.Алексеев «О Суворове и русских солдатах». | 09.12 | |
14 | Полководец Кутузов. | Нашествие Наполеона в Россию. М.В.Кутузов. Биография Михаила Илларионовича Кутузова. Военные победы. С.Думин «Звезда путеводная». М.Брагин «В ту грозовую пору». С.Алексеев «Птица-слава». | 16.12 | |
15 | Есть под Москвой большое поле. | Бородинская битва. Отечественная война года: гусары, казаки, драгуны, пехотинцы, гренадеры, артиллеристы. М.Ю.Лермонтов «Бородино». Изгнание французов из России. | 23.12 | |
16 | Герои Отечественной войны 1812 года. | Герои войны: Николай Николаевич Раевский, Алексей Петрович Ермолов, Петр Иванович Багратионов, братья Тучковы – Николай Алексеевич и Александр Алексеевич. Денис Васильевич Давыдов, Николай Данилович Кудашев, Александр Иванович Чернышев, Василий Васильевич Орлов-Денисов – командиры партизанских отрядов. | 30.12 | |
17 | Денис Давыдов – отец партизанской войны. | Денис Васильевич Давыдов. В.А.Жуковский о Денисе Давыдове. | 20.01 | |
18 | Надежда Дурова – первая в России женщина-офицер. | Надежда Андреевна Дурова в роли корнета Александра Александрова. Подвиг в Бородинском сражении и чин поручика. Ординарец Кутузова. Контузия в ногу. В 1816 году увольнение в отставку в чине штат-ротмистра. Пушкин раскрывает тайну отставного штат-ротмистра Александрова через 20 лет. И.Стрелков «Во славу Отечества». Храм Христа Спасителя в память о погибших русских солдатах. | 27.01 | |
19 | Русский крейсер «Варяг». | Русско-японская война 1904-1905 гг. легендарный крейсер «Варяг» - погибаем, но не сдаемся. Из истории русско-японской войны 1904-1905 гг. Гибель русского крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». М.Гориков и др. «История России. Флагман несдавшихся». Песня «Варяг». | 03.02 | |
20 | Великая Отечественная война 1941-1945 гг. | Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Борьба советского народа против фашистской Германии. Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года. В.Лебедев-Кумач, А.Александров «Священная война». Блокада Ленинграда. | 10.02 | |
21 | Защитники Брестской крепости. | Защита Брестской крепости. Брестская крепость приняла первый удар немецких пушек и самолетов. Оборона Брестской крепости. «Все умрем, но из крепости не уйдем». Почти месяц борьбы в тылу врага. Имена героев-защитников | 17.02 | |
22 | Битва за Москву. | Битва за Москву. «Все для фронта, все для победы». Подвиг солдат дивизии генерала И.В. Панфилова. Защитники стояли насмерть. Народное ополчение. Маршал Г.К.Жуков. Могила Неизвестного солдата в Москве у Кремлевской стены. Поэты о войне. | 24.02 | |
23 | Сталинградская битва. | Сталинградская битва. Сражение на Волге. Мамаев курган. Пленение армии Паулюса и 22 вражеских дивизий. | 03.03 | |
24 | Курская битва. | Танковое сражение под Курском. Битва техники на Курской дуге – 1200 танков с обеих сторон. | 10.03 | |
25 | Партизанская война в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. | Партизанские отряды и подпольные организации на оккупированной территории. Борьба с захватчиками на оккупированной территории. Подпольная организация «Молодая гвардия» в городе Краснодоне на Донбассе. Герои-партизаны. | 17.03 | |
26 | Знамя Победы над Берлином. | Освобождение Европы. Взятие Берлина. Освобождение Европы. Взятие Берлина. Водружение знамени Победы над Рейхстагом. День Победы. | 24.03 | |
27 | Дети – герои Великой Отечественной войны. | Участие детей в войне. Дети – герои Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза Зина Портнова – подпольщица. Валя Котик, Володя Дубинин, Лариса Михеенко, Леня Голиков, Марат Казей. Рекомендации для чтения: В.Катаев «Сын полка». | 07.04 | |
28 29 | Прорыв в стратосферу. | Открытие К.Э.Циолковским возможности космических полетов. Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935). Стратостат – летательный аппарат, воздушный шар. Стратосфера – высшие слои атмосферы. Полет стратостата. Командир Павел Федосеенко. Главный конструктор стратостата Андрей Васенко. Научный сотрудник экспедиции Илья Усыскин. Высота полета 22 тысячи метров. Полет стратостата под командованием Павла Федесеенко. | 14.04 21.04 | |
30 31 | На разведку космоса. | 4 октября 1957 года – полет первого искусственного спутника Земли. 12-14 сентября 1959 года станция «Луна -2» доставила на поверхность Луны памятный вымпел с гербом Советского Союза. 12 апреля 1961 года – первый полет человека в космос. Юрий Гагарин. 108 минут в космосе. Ю.А.Гагарин – первый космонавт мира. Кроссворд «Знаете ли вы космос». | 28.04 05.05 | |
32 33 34 | Защита исследовательских проектов «Ими гордится Россия». | Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей, путешественников, Полководцев России: адмирал Ф.Ф.Ушаков, Изобретатель И.П.Кулибин, изобретатель П.Н.Яблочков и др. Защита исследовательских и проектных работ. Примерные темы проектов: - «Адмирал Федор Федорович Ушаков» - Изобретатель Иван Петрович Кулибин» - «Изобретатель Петр Николаевич Яблочков» и другие. | 12.05 19.05 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Юный эколог"
Рабочая программа рассчитана на детей второго класса. Срок реализации - 1 год. Направление работы - культурологическое (экологическое)....

Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивного клуба «Мир спорта» Ступень обучения 2 класс Количество часов 102
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивного клуба «Мир спорта» Ступень обучения 2 класс Количество часов 102 Автор сос...
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Юный художник".
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по внеурочной деятельности в клубе «Занимательная математика»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 1-4 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования на ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Юный мастер".
Занятия в кружке "Юный мастер" знакомят детей с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно-прикладного искусства (вышивка, шитье, плетение, т.д.). Уже в начальной школе ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности. Научный клуб «Клуб юных математиков»
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет обучающимс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «КЛЮЧ – клуб любителей чтения» в 4 классе
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Литературная гостиная "КЛюЧ" – клуб любителей чтения» Программа курса внеурочной деятельности «Литературна...