Этическая беседа – размышление «Добросердечность»
план-конспект занятия на тему
Этическая беседа – размышление «Добросердечность».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobroserdechnost.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Этическая беседа – размышление «Добросердечность».
Цель: способствовать воспитанию этого ценного качества.
Оборудование: пословицы (на доске), раздаточный материал.
План: 1.Беседа о появлении слова «добросердечность».
2.Анализ пословиц.
3.Можно ли научиться добросердечности? Рассуждение.
4.Выполнение заданий.
5.Подведение итогов.
6.Задание на дом.
Ход мероприятия:
1.Беседа о появлении слова «добросердечность».
«Тот, кто мягко ступает, далеко продвинется на своём пути.»
(китайская пословица)
-Как образовано слово «добросердечность»? Что оно означает?
-Добросердечность - душевная чуткость, отзывчивость души, расположение к людям, ласка, участие, доброжелательность – в их основе лежит желание добра другому.
Немало встречается злого Чтоб справиться другу с тоскою,
В любой человечьей судьбе, Невзгоды осилить в пути,
А скажут лишь доброе слово – Нет доброго слова дороже,
И легче на сердце тебе. Заветного слова того,
Но доброе слово такое Но редко, друзья мои, всё же
Не каждый умеет найти, Мы вслух произносим его.
(М.Шехтер)
-Мы часто говорим друг другу: «желаю вам всего доброго», «желаю вам добра и счастья» - это не просто выражение вежливости, в этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. По-настоящему хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям.
Мы говорим друг другу: «здравствуйте», «доброго вам здоровья» - в этих словах заключается глубокий моральный смысл, в них самая сущность прикосновения души к душе, этими словами вы выражаете своё отношение к величайшей ценности – человеку. Мы говорим друг другу: «спасибо», «благодарю» - в этих словах, ставших формулой человечности, выражается наше отношение к сделанному для нас добру, наше пожелание, чтобы доброму для людей человеку всегда сопутствовало добро.
Дело не столько в том, чтобы уметь произносить эти слова в нужный момент, сколько в сердечной чуткости, в умении отвечать на добро движениями своей души, то есть быть добросердечным человеком.
Ах, как нам добрые слова нужны,
Не раз мы с вами убеждались с вами,
А может, не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
(М.Лисянский)
-Как вы понимаете пословицу: «Брань на вороту не виснет.»?
-Можно посчитать её своеобразным руководством к действию?
-Как обращаются друг к другу дети в современной школе?
-Какие из этих слов необходимы, а какие лишь засоряют речь?
-Вспомните пословицы и поговорки о доброжелательной, тактичной речи.
«Доброта – тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать.»
(В.Розов)
2.Анализ пословиц.
- В добрый час молвить, в дурной промолчать.
- О чём не спрашивают, того не допытывайся.
- От вежливых слов язык не отсохнет.
- Спорить спорь, а браниться - грех.
- Кстати промолчать – что доброе слово сказать.
- Недоброе слово, что огонь жжёт.
- Цветное платье на плечи, а добрая мысль к сердцу.
- Мягкое слово кости не ломит.
- На языке медок, а на сердце ледок.
-Чему учат эти пословицы?
-Пословицы учат:
- Хвалить за хорошее и не всегда подчёркивать недостатки людей.
- Шутить по – доброму.
- Не быть любопытным.
- Внимательно слушать и не навязывать своего мнения.
- Уважать мнение другого человека.
- Не спешить обвинять в чём-то, пока не разберёшься в причинах.
- Нести ответственность за свои слова.
- Быть чистосердечным в отношении с собеседником.
-Познакомьтесь с утверждением, приведите аргументы «за» и «против»:
«Жить сердцем имеет огромные преимущества».
«Надо иметь большую силу духа, чтобы «жить сердцем», желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих людей –не только показатель этической культуры но и результат огромной внутренней работы духа. Поистине добрый человек сегодня становится лучше, чем вчера; добрые побуждения ему самому приносят счастье. Хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям. Способен желать добра другому только тот, кто сам чувствует, что он сегодня стал лучше, чем вчера. Добрые желания, доброжелательность – главное противоядие от зазнайства, себялюбия. От того, как мы видим другого человека, как мы к нему относимся, зависит мир и покой в нашей душе.»
(В.А.Сухомлинский)
-Послушайте басню Эзопа и ответьте на вопросы.
Солнце и ветер.
Поспорили солнце и ветер о том, кто сильнее.
-Я докажу, что я сильнее, - воскликнул ветер. – Видишь человека в плаще. Бьюсь об заклад, что мне скорее удастся заставить его снять плащ, чем тебе.
Солнце зашло за тучу, а ветер начал так дуть, пока не превратился в ураган.
Но чем сильнее дул ветер, тем плотнее старик запахивал на себе плащ. Наконец, ветер стих, а затем и совсем прекратился.
Тогда солнце выглянуло из-за тучи и добродушно улыбнулось старику. Вскоре он стал вытирать пот со лба и снял плащ. Тут солнце и сказало ветру, что доброта и дружелюбие всегда пересилят ярость и принуждение.
-Древнегреческий баснописец Эзоп был рабом при дворе царя Креза. Свои бессмертные басни он сочинил в XVI веке до нашей эры, тем не менее те истины, относительно человеческой натуры, которым он учил, остаются и в наши дни столь же справедливыми. Доброжелательный и дружеский подход и понимание людей скорее принесут пользу, чем грубость, насилие, негодование.
Вопросы:
- О чём говорится в басне? Каков её смысл?
- Какого принципа взаимодействия с окружающими придерживаетесь вы? Каких результатов достигаете?
- Считаете ли вы себя добросердечным человеком? В чём проявляется ваше добросердечие?
- Как к вам относятся люди? Чем отвечают на вашу доброту? Чем отвечаете вы на добросердечие?
3.-Можно ли научиться добросердечности? Как это сделать?
-Лев Николаевич Толстой в письме семилетнему мальчику Захару Шевцову писал:
«…Советую тебе, мой мальчик, всю жизнь с нынешнего дня и до самой смерти учиться изо всех сил тому, чтобы быть как можно добрее со всеми: с няней, с папой, с мамой, братьями, дворником – со всеми, с кем только сходишься. Это не совсем легко, этому надо учиться так же, как учиться читать, писать, играть на фортепиано или скрипке. Только тем всем наукам выучишься – и конец, а этой науке конца нет. И главное, ни от каких наук нет такой радости, сколько от этой; что дальше учишься, то самому веселее и веселее, и все вокруг тебя всё больше и больше тебя любят. Пожалуйста, сделай так. Всякую минуту пойми, что тебе надо быть добрым.»
-Будьте добрыми. Умейте добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека, добрым сердцем откликнуться на неё и добрым делом помочь.
4.Выполнение заданий.
-Составьте цветовой диктант. Для этого вспомните добрые слова (жизнь, любовь, мама, улыбка и т.д.) и раскрасьте их тем цветом, с которым они у вас ассоциируются. Затем проделайте то же самое с сердитыми словами. Сравните, одинаковы ли оттенки цветов. Какие из них приятнее вам? Почему?
-Прочтите стихотворение Константина Бальмонта. Нарисуйте спасённую мальчиком бабочку. Напишите сказку о её жизни.
Бабочка.
Помню я: бабочка билась в окно,
Крылышки тонко стучали.
Тонко стекло и прозрачно оно,
Но отделяет от дали.
В мае то было. Мне было пять лет.
В нашей усадьбе старинной
Узнице воздух вернул я и свет –
Выпустил в сад наш пустынный.
Если умру я и спросят меня:
«В чём твоё доброе дело?»
Молвлю я: «Мысль моя майского дня
Бабочке зла не хотела».
Вопросы:
- Что, на ваш взгляд, вносит в понимание доброты стихотворение Бальмонта?
- Почему дети чаще всего никому не хотят зла? Что происходит с человеком, когда он взрослеет? О чём он забывает?
- Могут ли взрослые люди учиться доброте у детей? Чему можно научиться у детей?
- Приходилось ли вам сталкиваться когда-либо с беззащитным, уязвимым существом? Удалось ли вам сделать что-нибудь, чтобы облегчить его страдания? Опишите чувства, испытанные в этой ситуации.
5.Подведение итогов.
-Послушайте стихотворение Владимира Солоухина и напишите сказку о добром солнышке, представив, что доброе солнышко – это вы.
Солнце.
Солнце разлито поровну,
Вернее, по справедливости,
Вернее, по стольку разлито,
Кто сколько способен взять:
В травинку и прутик – поменьше,
В большое дерево – больше,
В огромное дерево – много…
Спит, затаившись до времени,
Смотришь, а не видать.
Солнце разлито поровну,
Вернее, по справедливости,
Вернее, по стольку разлито,
Кто сколько способен взять:
В одного человека – поменьше,
В другого - гораздо больше,
А в некоторых – очень много.
Я видел, как от травинки
Загоралась соседняя ветка,
А от этой ветки – другая,
А потом занималось зарево
И было светлее дня!
В тебе есть капелька солнца
(Допустим, что ты травинка).
Отдай её, вспыхни весело,
Дерево пламенем тронь!
6.Задание на дом.
-Сказку прочитайте своим друзьям, братьям, сёстрам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этическая беседа "Почему птиц называют друзьями человека".
Этическая беседа как средство воспитания младших школьников....
Этическая беседа
Этическая беседа: «Во что мы играем?» для учащихся 4-х классов. Разработчики: Бестужева М.В., Мариева Н.П., Боброва Л.В., учителя начальных классов. Цели: 1.Способствовать формированию...
Этическая беседа по экологии «Елочка, живи!»
Данное мероприятие позволяет учить детей видеть связь настоящего с будущим, прогнозировать перспективы развития отношений человека и природы, воспитывать экологическую культуру поведения ч...
Этическая беседа 3 класс
Этическая беседа 3 класс.ТЕМА: «Хорошие и плохие черты характера»....
Беседа-размышление «Стыд и совесть»
Воспитание нравственных качеств воспитанников, уважение к личности человека, умение критически относиться к себе, давать честную оценку своим поступкам; уточнить значение таких нравс...
Комментарии
Здравствуйте, Азиана
Здравствуйте, Азиана Сергеевна! Очень содержательный и интересный материал. Спасибо.
Азиана Сергеевна! Беседа
Азиана Сергеевна! Беседа содержательная, поучительная.