Беседа-размышление «Стыд и совесть»
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Воспитание нравственных качеств воспитанников, уважение к личности человека, умение критически относиться к себе, давать честную оценку своим поступкам; уточнить значение таких нравственных категорий как совесть, стыд и раскаяние
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_styd_i_sovest.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа-размышление «Стыд и совесть».
Цель. Воспитание нравственных качеств воспитанников, уважение к личности человека, умение критически относиться к себе, давать честную оценку своим поступкам.
Задачи:
-уточнить значение таких нравственных категорий , как: совесть, стыд, раскаяние;
-побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску нравственных идеалов;
-воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение слушать мнения товарищей и высказываться самому;
-развивать память, логическое мышление, связную речь, волю, эмоции.
Подготовительная работа
- Работа с детьми
Поручить двум воспитанникам выяснить по словарю значение слов: стыд и совесть; двум другим – подобрать словосочетания, пословицы с этими словами; трём человекам – выучить стихи.
- Оформление класса
Перед занятием написать на доске:
СТЫД – осознание вины за свой проступок.
СОВЕСТЬ – наш внутренний судья.
План классного часа.
1.Вопрос – тест.
2.Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце».
3.Интерактивная беседа.
4.Словарная работа «Стыд и совесть».
5.Игра «Чего нужно стыдиться»?
6.Ситуации выбора. «Голос совести». Две ситуации.
7.Упражнения для совести.
а) Минута раскаяния.
б) Минута прощения.
8.Подведение итогов (рефлексия).
Ход занятия.
1 Вопрос – тест.
Воспитатель. Ребята, у меня к вам один вопрос. Представьте себе, что вы совершили очень плохой поступок. За это учитель может вызвать родителей, а может просто при всём классе сказать: «Ни стыда, ни совести у тебя нет!» Как вы думаете, что страшнее?
Предполагаемые ответы:
– Страшнее родители, а учителю я потом докажу, что совесть у меня есть.
– Лучше минута позора перед классом, чем родители.
– Если учитель вызывает родителей, то значит, думает, что я не совсем пропащий человек.
– А мне все равно.
Воспитатель. Это был вопрос-тест. Он показал, что у некоторых из вас совесть ещё спит глубоким сном. Но когда-нибудь она всё-таки проснётся, как у героя этого маленького рассказа.
2.Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце».
Однажды молодой человек шёл по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли ещё что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошёл себе дальше. Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – всё у него было. Только этот эпизод из далёкой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
– Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня, - сказал человек.
– Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своём сердце 50 лет, - ответил слепой.
3.Интерактивная беседа.
Воспитатель.
- Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?
- Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?
- Как вы думаете, когда у него появились муки совести?
- Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своём сердце 50 лет)
- Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?
- Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т.д.).
4.Словарная работа. «Стыд и совесть»
Воспитатель. Что же такое «совесть», «стыд». Каково значение этих слов?
1 ученик. Русский поэт Александр Яшин написал как-то такие строки:
В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество,
Верность,
Братство.
И есть ещё:
Совесть,
Честь.
2 ученик. Вот как объясняется значение слова «совесть» в словарях Ожегова и Даля: совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.
С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызёт совесть», «мучает совесть», «совесть спать не даёт», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью». Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными.
3 ученик. А вот как объясняется значение слова «стыд»: это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины.
Или такое объяснение: стыд – это чувство, возникающее у человека при совершении им поступков, противоречащих требованиям морали, унижающих достоинство личности. Стыд – это очень сильное чувство. Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть со стыда», «не знаю, куда деться от стыда» .
«В ком стыд, в том и совесть», - говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий. Есть много пословиц и высказываний известных людей об этих понятиях. Вот некоторые из них:
1.Как не мудри, а совести не перемудришь.
2.Совесть без зубов загрызёт.
3.От человека утаишь, от совести не утаишь.
4.Жизнь дана на добрые дела.
5.Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.
6.Неправдой свет пройдёшь, да назад не воротишься.
7.Правда как оса-лезет в глаза.
5.Игра «Чего нужно стыдиться?»
Воспитатель. А теперь поговорим о противоположных понятиях. Бесстыдство, наглость, нахальство. Это опасные пороки души. Бесстыжему человеку сначала безразлично, что о нём думают люди, а потом ему становится безразличной соб-ственная судьба. Чего же нужно в жизни стыдиться и почему? Поиграем в игру. Я буду читать слова. А вы хором отвечаете «стыдно» или «не стыдно» (вариант: поднимаете руки, если считаете, что этого нужно стыдиться).
- физические недостатки;
- некрасивые поступки;
- поношенная, но аккуратная одежда;
- старомодная одежда;
- неряшливый вид;
- непрестижная работа родителей;
- твоё «простое» происхождение;
- невежество, необразованность, безграмотность.
- вульгарная внешность;
- грубое, бездушное отношение к людям
Я очень рада, что вы в этой игре правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья – совесть – так же хорошо помогал вам различать добро и зло.
Ситуации выбора. «Голос совести».
6.Воспитатель. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.
Давайте рассмотрим три ситуации. Как поступить по совести?
Ситуация первая.
Вы покупаете в магазине продукты, и продавец по ошибке даёт вам лишнюю сдачу. Как вы поступите?
Ситуация вторая.
Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но соседке учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трёх грубых ошибок, которые увидел в её тетради. Ваши действия?
Ситуация третья.
На весенние каникулы вы вместе с классным руководителем планируете поездку в лес. Идёт бурная подготовка к весёлому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признаётся. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется. А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно в этой ситуации поступить по совести? (Дети высказываются по поводу ситуаций).
Воспитатель. Послушаем стихотворение «Совесть». К чему призывает нас поэт?
Я на глаза надела чёрные очки,
Чтобы не видеть лицемерия и лжи,
Чтобы вокруг всё было серо как во сне
И от всего проснуться было мне.
Так почему же все такими стали?
Мы стыд и совесть потеряли.
О близких думать перестали
И от всего , твердим, устали.
Стоит старушка у метро.
Кто спросит нужно ль ей чего?
Поможет. Хлеба купит ей
И даст хотя бы сто рублей?
Она ведь тоже чья-то мать
И не заслуживает стать
Бездомной, нищей и больной,
А умирая, быть одной.
Не относитесь равнодушно,
Сказав себе, мне всё равно.
Задуматься о совести нам нужно,
Кто знает, завтра что нам суждено?
7.Упражнения совести. «Минута раскаяния».
Воспитатель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки. А чтобы совесть не молчала, нужно её тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять её постоянно работать, выполнять упражнения. Упражнения совести – это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьёй человека. А иначе – блуждание в потёмках. Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним сои плохие поступки, совершённые на этой неделе, в которых мы глубоко раскаиваемся. Назовём это упражнение «минута раскаяния» (включается музыка, в течение одной минуты дети обдумывают свои выступления). Поднимите руку, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке.
Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечёт», - гласит русская пословица.
Упражнение совести. «Минута прощения».
Воспитатель. Второе полезное упражнение совести – просить прощения. Закончилась масленичная неделя. Как называется последний день Масленицы? Верно – «Прощёное воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения. Люди при встрече говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит». Есть ли среди вас смельчаки, которые хотят попросить прощения у тех, кого они обидели? Советую вам провести такое упражнение дома.
ФИЛЬМ О СОВЕСТИ..
Подведение итогов (рефлексия).
Воспитатель. Наш диалог – размышления подошёл к концу. Мне хочется верить, что наш сегодняшний разговор помог многим из вас понять и запомнить о таких важных и ценных человеческих качествах как стыд и совесть. Вот как о совести сказал башкирский поэт Мажит Гафури:
Сказать нетрудно слово «совесть»:
Желает каждый совестливым слыть.
Семь букв всего в коротком слове,
Но кто по совести способен жить?
-Как вы считаете, разбудил ли этот разговор вашу совесть? Заставил ли задуматься о своих поступках?
-Вы хорошо говорили о совести, а теперь делом, поступками доказывайте. Чаще прислушивайтесь к своему внутреннему голосу, вашему второму «Я»-голосу совести.
– Перед вами лежат листики. Кому понравилось занятие, возьмите зеленый листочек, кому не понравилось – желтый и прикрепите на наше дерево Добра. (Под музыку дети выполняют задание).
Смотрите, какое красивое дерево получилось. Спасибо за хорошую работу. Удачи вам и красивых добрых поступков.
Используемая литература
Журнал «Воспитание школьников» № 4, №5 2014 г.
Материалы из Интернета
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Стыд и совесть"
Игра...
Беседа "Стыд и совесть.
Цель: коррекция недостатков характера - стыда, совести....
Этическая беседа – размышление «Добросердечность»
Этическая беседа – размышление «Добросердечность»....
классный час на тему: " Стыд и совесть"
Цели: уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние; формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоа...
Классный час "Стыд и совесть"
Целью нашего внеклассного мероприятия является: задача разобраться с такими нравственными понятиями как «Стыд» и &laqu...