Картотека наблюдений
картотека (1 класс) по теме

Быструхина Анастасия Сергеевна

Разработка наблюдений на прогулке 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudeniya_ekskursii_docx.docx31.35 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдение за пешеходом

Цель: закрепить  знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения. 

Задачи:

  1. Формировать знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения. 
  2. Учить сигналы светофора

Ход наблюдения

Должен помнить пешеход: Есть сигналы светофора — Подчиняйся им без спора! Зеленый свет открыл дорогу: Переходить ребята могут! Красный свет нам говорит: — Стой! Опасно! Путь закрыт! На улице будьте внимательны, дети, Твердо запомните правила эти!

Воспитатель приводит детей на пешеходную часть дороги, проводит беседу.

? Где положено ходить пешеходам? (По тротуарам.)

Придерживаться надо правой стороны, чтобы не спотыкаться, не сталкиваться, не обходить встречных, сворачивая в сторону. По улице надо идти спокойным шагом. Переходить дорогу только при зеленом сигнале светофора и по пешеходному переходу.

Воспитатель подводит детей к переходу.

? Как вы узнали, что именно здесь пешеходный переход через дорогу?

Правильно, здесь стоит знак «Пешеходный переход» и на дороге начерчены широкие белые полосы. 


Подвижные игры  «Светофор», «ворона –воробей»

Наблюдение за снегопадом

Цель: учить уточнять представления о свойствах снега.

Задачи:

  1. Дать  представления о свойствах снега;
  2.  закрепить знания о сезонном явлении — снегопаде.
  3.  Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения

Светло-пушистая 

Снежинка белая, 

Какая чистая, 

Какая смелая! 

Дорогой бурною 

Легко проносится,

Не ввысь лазурную — 

На землю просится...

К. Бальмонт

В холодное время года вместо дождя идет снег. Снежинки образуются так же, как дождевые капли. На большой высоте начинает замерзать и превращаться в крохотные кристаллики. Эти кристаллики соединяются в крошечные шестиугольные звездочки — снежинки, которые медленно опускаются на землю в виде снега.

Воспитатель задает детям вопросы.
1. Где образуются снежинки?

2. На что они похожи? 


Исследовательская деятельность

Из какого снега можно лепить? Попробовать слепить ком снега.

Трудовая деятельность

Сбор снега в кучу для постройки горки. 
Цель: продолжать работать сообща.  Подвижная игра «Ворона — воробей». 
Наблюдение за снегом и льдом
Цель: формировать знания о разнообразных состояниях воды.

Задачи:

  1. закреплять знания о разнообразных состояниях воды
  2.  формировать реалистическое понимание неживой природы.
  3. 3. Воспитывать гуманное чувство к природе.


Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.
1. Из чего состоит лед?

2. Какие свойства льда (снега) вам знакомы?

3. Как образуются снежинки?


Мы — снежинки! 

Это мы — Парашютики зимы.

Это мы над вами кружим, 

Это мы с ветрами дружим.

Лед — замерзшая твердая вода, стоит отогреть льдинку в ладошке, и она тут же стечет с пальцев тонкой струйкой. Признаки льда: блеск, гладкость, твердость, хрупкость. Погладьте поверхность для определения гладкости. Ударьте для обнаружения прочности и хрупкости.

Из морей и океанов испаряется вода. Водяной пар поднимается высоко над землей, где всегда очень холодно. Там на высоте пар замерзает в крохотные ледяные кристаллики. Кристаллики соединяются в звездочки-снежинки.


  • Какой снег в теплую погоду? 
    (Липкий, тяжелый, влажный, сырой.)

  • Какой снег в морозную погоду? 
    (Сухой, пушистый, легкий, рассыпается.)

Исследовательская деятельность

Сравнить время замерзания чистой и подкрашенной воды в большой и маленькой формочках. 

Сравнить скорость таяния снега, уложенного в стакан плотно или рыхло. 

П / и: ворона-воробей

Наблюдение за сезонными изменениями

Цель: формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает);

Задачи:
1. Дать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает);

  1. учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в стихотворениях.
  2. Воспитывать бережное отношение к природе.


Ход наблюдения

Прелесть утренней зимы. Дни стоят невыразимы, Снегу — хоть давай взаймы Всем другим бесснежным зимам...

Н. Асеев

Пришел декабрь — первый зимний месяц. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, потому и называют в народе декабрь «хмурень» — хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам в декабре трещит мороз — строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах.

Воспитатель задает детям вопросы.

За каким месяцем идет декабрь?

 Что изменилось на участке в детском саду по сравнению в, ноябрем?
Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью?

Какие защитные свойства у снега?

Найдите на нашем участке приметы зимы. 

Трудовая деятельность

Засыпка корней деревьев снегом.

Подвижные игры: Игра в снежки, ворона-воробей



Наблюдение за трудом дворника

Цель: Формировать представление о роли труда дворника

Задачи:
1. продолжать наблюдения за работой дворника;

  1. способствовать обогащению словаря;
  2. воспитывать любовь и уважение к работе дворника;
  3. прививать любовь к природе, заботливое отношение к окружающей среде.


Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.


  • Что делает дворник зимой на территории детского сада?

  • Какие орудия труда он использует для работы?

 Как может дворник помочь деревьям перенести холод и мороз?

Нужна ли работа дворника людям и природе? 

Трудовая деятельность

Строительство горки из снега для кукол. 

Подвижные игры

«Два мороза», «Горелки», попади снежком в цель.


Наблюдение за ветром

Цель: Формировать  и углубить знания о неживой природе.
Задачи:  

  1. расширять и углублять знания о неживой природе;
  2. формировать интерес к природным явлениям. 


Ход наблюдения

Ветер дул всю ночь, 

Шумели ели, 

Морщинилась вода. 

Сосны старые скрипели, 

Ивы гнулись у пруда, 

Выло, дуло, завывало. 

И когда пришел рассвет,

Ветра будто не бывало, 

Будто не было и нет.

Воспитатель задает детям вопросы.
Какая сегодня погода? 
(Холодная, ветреная, пасмурная.)

Как называется снег с ветром? (Сильный ветер со снегом называется метелью, слабый ветер со снегом — поземкой.)

С какой стороны дует сегодня ветер? Как определили? (Сегодня южный ветер, определили с помощью компаса.)

Как образуется ветер? (Солнце нагревает воздух неравномерно, где-то теплее, где-то холоднее. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Такое передвижение воздуха и образует ветер.) 

Подвижные игры «Кто самый меткий?».  «Попади снежком в цель»

Наблюдение за общественным транспортом

Цель: Закрепить знания об общественном транспорте, знать правила дорожного движения.

Задачи:

  1. закреплять знания об общественном транспорте, знать правила дорожного движения;
  2. воспитывать интерес к технике и труду взрослых.

    Ход наблюдения

    Автобусы, троллейбусы, машины и трамваи 

    Бегут, бегут по улицам, друг друга обгоняя. 

    Регулировщик — светофор, как дирижер в оркестре, 

    Укажет он кому идти, кому стоять на месте. 

    Наезда можно избежать и столкновенья тоже —

    На перекрестках всех дорог наш светофор поможет.

    Со светофором я дружу, внимательным бываю, 

    На красный свет я не хожу, зеленый ожидаю. 
    В. Мирясова

    Воспитатель проводит с детьми беседу.
    Какой общественный транспорт вы знаете?

Как называется место, где останавливаются автобусы? ( Остановка.)

Кроме автобусов, какие еще машины останавливаются на остановке? (Маршрутки, такси.)

В какую дверь автобуса нужно входить? (В переднюю.)

Из какой двери надо выходить? (Из задней.)

С какой стороны надо обходить автобус?(Сзади.)

Почему? (Хорошо видно движущийся по дороге транспорт.)

Вы едете в автобусе сидя, свободных мест нет, вошел пожилой человек и стал рядом с вами. Как вы поступите и почему?

Как нужно переходить дорогу? (Не спеша, со взрослым, сначала посмотреть налево, а затем направо.)

На какой свет светофора? (На зеленый.)


Подвижные игры «Цветные автомобили», «Салки».

Наблюдение за небом

Цель : развивать наблюдательность, умение различать изменения в характере туч, облаков. Уточнить знания об осадках.

Задачи:

  1. Учить различать изменения в характере туч, облаков.
  2. Развивать знания об осадках
  3. Воспитывать гуманные чувства к природе.

Ход:

Художественное слово : (загадка)

Шатер огромный над землей

Так часто цвет меняет свой.

Бывает синий, голубой,

Бывает серый и седой.

Бывает черный, звездный,

Бывает очень грозный.

Он посылает дождь и снег,

К нему стремится человек

Он радугой порой играет.

И нет ему конца и края.

Беседа по содержанию стихотворения

Исследовательская деятельность : «Разноцветное небо». Доказать, что небо меняет цвет, если на него смотреть в разноцветные стекла.

Экскурсия в парк зимой

Цель: формировать экологическую культуру у детей младшего школьного  возраста

Задачи

Образовательная:

  • Закрепить знания детей о зиме.
  • Закрепить знания детей о характерных особенностях данного времени года.
  • Обратить внимание детей на свойство снега в морозную погоду.

Развивающая: развивать речь, память, мышление, воображение, внимание, слуховую, зрительную, двигательную память, мелкую моторику.

Воспитательная:

  • Воспитывать у детей любовь к родному краю.
  • Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
  • Воспитывать у детей доброе, бережное отношение к природе.
  • Вызвать живой интерес к изменениям, происходящим в природе.

Методические приемы: беседа, загадка, художественное слово, рассматривание и сравнение березы с елкой, стихи, хоровод, пословицы о зиме, игра в Снежки.

Словарная работа: активизация и обогащение словаря: сильный мороз, снег скрипит, снег падает хлопьями, ветряная и безветренная погода.

Предварительная работа: рассматривание картины «Зимний лес», беседы о зиме.

Материал: снег в лесу, картина «Зимний лес», елка, береза, загадка.

Ход занятия

(при входе в парк остановимся, чтобы показать детям его изменившийся вид)

Восп: Ребята, какое время года?

Дети: Зима.

Восп: Правильно. Зима. А зимой на улице холодно или тепло?

Дети: Холодно.

Восп: Люди как начинают одеваться?

Дети: Тепло.

Восп: Да, правильно. Ребята, видите выпал снег, стало красиво, нарядно. Скажите, где лежит снег?

Дети: На земле, дорожках, скамейках, на ветвях деревьях.

Восп: Правильно, ребята. Дети, посмотрите, снег белый, пушистый. Как он падает на землю хлопьями, быстро покрывая окружающие предметы и ваши шубки.

Сегодня сильный мороз. Солнце светит ярко, а греет мало, ветра нет. Дети, во время ветра снег кружится, а в безветренную теплую погоду медленно опускается на землю.

(Воспитатель читает пословицы)

Восп: «Невелик мороз, да краснеет нос»

           «Береги нос в большой мороз»

Восп:: Дети, давайте постоим тихо, послушаем как падает снег.

(Предложив детям стоять тихо, воспитатель прохаживается по снегу и обращается к детям)

Восп: Ребята, когда мы ходим, снег что делает?

Дети: Скрипит.

Восп: А снег когда скрипит?

Дети: Когда мороз.

Восп: Правильно, ребята. Снег скрипит, потому что в мороз снег сухой.

(Подкрепляя свои слова, воспитатель предлагает детям играть в снежки. Дети и воспитатель берут снег, сжимают его, но снег рассыпается, снежка не получается. Воспитатель объясняет, почему снег рассыпается)

Восп: Ребята, сегодня сильный мороз, снег сухой. Из него нельзя ничего слепить.

Если завтра будет солнечный день, хорошая погода, поиграем в снежки. В солнечный день снег блестит на солнце. В теплую погоду снег липкий. В   морозную рассыпается. Дети, а что случилось с лужами?

Дети: Лужи замерзли.

Восп: Правильно, лужи замерзли, покрылись тонким льдом. Дети, давайте попробуем раздавить лед на небольших лужицах ногами.

(Дети ломают лед)

Восп: Посмотрите, он тонкий и ломается под ногами, послушайте как он хрустит.

(Воспитатель предлагает одному ребенку рассказать стих о зиме. После чего, рассмотрев снег, воспитатель подходит с детьми к деревьям)

Восп: Посмотрите, дети, какие теперь деревья?

(ответы детей: белые, в снегу)

Восп: А какие были раньше?

(ответы детей)

Восп: А где же наша береза?

(Дети находят и показывают)

Восп: А покажите, где еще береза растет?

Восп: Ребята, у березы ствол белый, веточки тонкие. Посмотрите, веточки у березы остались совсем без листьев. Давайте поиграем, березку нашу теплой песенкой согреем.

(Воспитатель поют хоровод вокруг березки)

           Во поле береза стояла,

           Во поле кудрявая стояла.

           Люли-люли, стояла.

          

           Некому березку заломати,

           Некому кудрявку заломати,

           Люли-люли, заломати.

 

           Как пойду я в лес погуляю,

           Белую березку заломаю,

           Люли-люли, заломаю.

Восп: Молодцы, дети. Нашей березке стало тепло. А сейчас я загадаю загадку, а вы отгадываете. Загадка: «Зимой и летом одним цветом». (елка)

Дети: Елка.

Восп: Правильно, это елка. А здесь есть елка?

(ответ детей и подходят к елке)

Восп: Дети, скажите, а на елке листочки растут?

Дети: Нет.

Восп: Правильно. А что растет на елке?

Дети: Зеленные иголки и шишки.

Восп: Правильно, ребята. Давайте подойдем поближе и рассмотрим ветки с зеленными иголками. Посмотрите, иголки зимой в серебре, на шишках ледышки стучат. Дети, а какого цвета елка?

Дети: Зеленого.

Восп: А на какую фигуру похожа елка?

Дети: На треугольник.

Восп: Правильно, ребята. А кто хочет рассказать стихотворение про елку?

(дети рассказывают стихотворения)

Восп: Молодцы, ребята. Вы сегодня все были активны, отвечали на вопросы, рассказали стихотворение, пели хоровод. А теперь нам пора. Давайте пойдем на наш участок и там поиграем в разные игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100" по теме"Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова."

Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова. Цели: Образовательные: - познакомить с однокоренными словами; -научить определять корень слова; -повторить ранее изученные ор...

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Дневник наблюдения за птицами

Мы с 4 классом участвовали в акции "Кормушка" фотографировали, рисовали , наблюдали. По городу за акцию заняли 2 место...

Урок по математике "Урок-наблюдение. «Математика в мире природы». Закрепление. Деление на двузначное число. Решение задач"

Дети закрепляют умение делить на двузначное число, решать задачи, повторяют нумерацию многозначных чисел, выполняя занимательные задания. Урок позволяет решать экологические задачи, используя краеведч...

ЛЕТО . НАБЛЮДАЕМ ЗА ПРИРОДОЙ. Картотека наблюдений за природой

№ 1                       Наблюдение за солнцем ...