« Образ Защитника Отечества».
методическая разработка на тему
Разработку можно использовать для классного часа или на внеклассных мероприятиях, посвященных Дню Защитника Отечества и Дню Победы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_zashchitnika_otechestva.doc | 45 КБ |
rossiya.rar | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
« Образ Защитника Отечества».
Цели занятия:
1. Социокультурное наполнение категории «Образ Защитника Отечества».
2. Патриотическое воспитание защитника Отечества.
3. Развитие способности осуществлять выбор из противоположных качеств.
Подготовительный этап.
- Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся в увлекательное путешествие по истоковой дороге к нашим предкам.
- Как называется наша страна? (Россия)
1.
Ученик читает стихотворение.
Умывает красно солнышко
Руки теплые в росе.
И Россия, как Аленушка
Предстает во всей красе На доске 1 слайд.
Ни вблизи, ни вдали «Россия»
Я не знаю земли
Лучше той, что меня растила.
Синих рек рукава,
В небе синь-синева,
И светла от берез Россия.
У нее коса пшеничная,
Родниковые глаза,
И поляны земляничные
Щедро дарят ей леса.
А случись дорога длинная-
Загрущу в чужом краю,
Вспомню небо журавлиное,
Песню русскую спою.
-Раньше наша страна называлась Древняя Русь. Была она широка, красива и богата.
И жили в этой стране наши предки- славяне. Это были крепкие и здоровые люди, с русыми волосами и синими, как цветочки льна глазами. Они растили хлеб на полях, рубили красивые и уютные деревянные дома, жили в мире, любили трудиться, а в праздники пели душевные русские песни.
(Звучит русская народная песня).
- Но не давала покоя земля наша с ее богатствами соседним племенам и княжествам. И стали набегать на нашу страну вражеские племена, чтобы отнять землю нашу, угнать в рабство людей наших.
Не воинственный был народ славянский, но когда жгут твой дом, топчут поле, тобою вспаханное, угоняют деток малых, да женщин в рабство, невозможно сидеть, сложа руки.
И вышли люди сильные духом и телом, бросили соху, надели доспехи, взяли мечи булатные и встали на защиту Родины.
- Как вы думаете, что чувствовали эти люди? (Обиду, боль за землю русскую)
Стояли защитники
За деток малых,
За матерей старых,
За жен любимых.
- И называли защитников Руси Богатырями.
Слайд «Богатыри»
2.Ученик читает стих:
Мы на страже земли славной нашей
Городов, деревень, сел и пашен.
Нам по силе пришлась служба наша,
Нам по вкусу еда - щи да каша.
Мы в бою себя не победим.
Нашу Русь в обиду не дадим!
- Многие богатыри земли русской за свои подвиги воспеты в былинах.
- Что такое былина? (То, что было.)
- Каких богатырей вы знаете? ( Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)
- Сейчас мы перенесемся с вами на много лет назад и вспомним подвиги наших героев, а поможет нам сказитель Баян – так в старину называли людей, которые ходили из города в город, из села в село и , играя на гуслях рассказывали героические былины.
ГУСЛЯР: Ай, под славным городом под Киевом
Стояла застава богатырская.
На заставе атаманом был Илья Муромец,
Податаманье был Добрыня Никитич,
Есаул – Алеша поповский сын.
Илья Муромец, про тебя сказ!
Слайд «Илья Муромец»
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ: Из того то ли города из Мурома,
Из того ли села Карачарова
Выезжал я, добрый молодец,
Во стольный Киев-град.
По дороге поймал Соловья-разбойника
И привез его в Киев-град
На народный суд.
ГУСЛЯР: Добрыня Никитич, твой черед!
ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ: Нарекла меня Добрыней родна матушка.
Вот поехал я как-то к славной речке-
Вдруг не дождь дождит, не гром гремит.
Ай Змеище да Горынище.
Ай о трех-то головах, о двенадцати хоботах летит.
ГУСЛЯР: Алеша Попович, выходи!
АЛЕША ПОПОВИЧ: Прозываюсь я Алеша Попович- млад,
Рассказали мне про Тугарина Змеевича,
И что сам он трех саженей росту,
Конь под ним, как лютый зверь,
Изо рта пламень пышет,
Из ушей- дым столбом- все боятся лютого!
-Подвиги этих богатырей вам знакомы? Но были и другие славные богатыри на земле русской.
Слайд «Святогор»
Святогор – богатырь, живущий на святой горе. Он был огромен, выше лесов.
Слайд «Вольга и Микула Селянинович»
- А еще Вольга и Микула Селянинович, и другие. Их подвиги тоже воспеты в былинах.
- А как вы думаете, что означает слово БОГАТЫРЬ?
- На какое слово оно похоже? ( Богатый)
- Так чем богаты эти люди?
3.Ресурсный круг.
- Ребята, подумайте и запишите, какими качествами должен обладать защитник Родины, богатырь?
Каждая группа пишет качества.
- Теперь повернитесь к товарищам и сравните качества, которые вы написали. Выберите общие качества и представьте их классу.
Сила отвага доброта хитрость
Любовь к Родине ум мудрость честь
Храбрость душевность огромное сердце
- А почему эти качества вы выбрали?
Дети отвечают, на доске появляются качества.
- Росла и крепла земля Русская, но и враги становились сильнее и опасней.
В 13 веке войска шведского короля напали на земли русские, чтобы завоевать наши города. Призвал народ на свою защиту богатыря- князя Александра Невского, который уже сражался с крестоносцами.
Собрал он войско и вышел на бой со шведскими рыцарями. Произошло это 5 апреля 1242 года на Чудском озере. Слайд
«Александр Невский»
- Кто из вас знает исход этой битвы? (Рыцари провалились под лед.)
- И сказал А. Невский слова, которые впоследствии стали крылатыми:
« Кто с мечом к нам придет, тот от меча своего и погибнет!»
-Ребята, как понимаете эти слова?
- Любил и уважал народ А. Невского и даже дало ему прозвище
«Солнце Отечества»
- Как вы думаете, почему народ так его прозвал? ( Достойный, светлый человек, ангел-хранитель русского народа)
- Александр Невский за подвиги свои был причислен к лику святых.
Слайд «Иконы»
4. Стихотворение (читает ученик).
Крестным знамением пред битвой
Троекратно осеняясь –
Меч в руке, уста с молитвой,
Побеждал великий князь!
Сотни лет прошло
С той были,
Многие ушли, как дым…
А вот князя не забыли –
Он великим стал святым!
- Но после А. Невского не прекратились набеги врагов. Русь была пленена татаро – монголами. Платила Русь дань Ордынскому царю.
Князь Дмитрий Донской отказался платить непомерную дань и ордынский царь послал свои войска на Русь. Русские войска под предводительством Дмитрия Донского вышли навстречу противнику.
Битва была страшная. И в ней отличились богатыри – монахи Ослябю и Пересвет, которых послал на подмогу Д. Донскому преподобный Сергий Радонежский.
Слайд
5. Работа в микрокругах.
- Ребята, все вы знаете, что народ воспевал богатырей в песнях, также о смелости и храбрости богатырей слагали пословицы.
-У каждой команды конверт с пословицей, вам нужно пословицу сложить, прочитать и объяснить ее значение.
Крепок телом – богат и делом.
Отвага – силе подруга.
Сила не в силе, а в правде.
Кулаком победишь одного, а умом – тысячи.
Родина – мать, умей за нее постоять.
(Каждая группа объясняет смысл своей пословицы, родители помогают).
На доске пословицы.
6. Заключение.
Еще много было воин в истории Руси, но всегда находились смелые и отважные люди, которые не жалели жизни своей за родную сторонушку.
Слайд.
- Это и простые люди, и правители, и полководцы (Петр 1, А.В.Суворов, Д.Давыдов, М.И.Кутузов)
- Как вы думаете, только богатыри могут защищать Родину?
- Вспомните, какой праздник отмечает вся страна в начале мая? (9 Мая – День Победы).
- Победы в Великой Отечественной Войне. Отечественной ее назвали потому, что все отечество, все люди боролись с врагом. И дети, и женщины, и старики встали на защиту нашей Родины.
- Скажем и погибшим, и выжившим в этой страшной войне
СПАСИБО!
Русский Защитник Отечества – человек веры, правды, чести!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Образ защитника Отечества на страницах детских книг» Урок-диспут
Современная жизнь в 21 веке ставит совершенно новые задачи в области воспитания и обучения подрастающего поколения. Сегодня нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные и грамотные люди, к...
Урок-беседа. Образ защитника Отечества глазами художника Павла Дмитриевича Корина.
Урок-беседа к Дню Победы.Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Русского художника Павла Дмитриевича Корина; расширять общекультурный кругозор учащихся на основе ценностных орие...
Классный час "Образ защитника Отечества в картинах русских художников".
Конспект классного часа.Фирсова Ольга Андреевнаучитель начальных классовГБОУ СОШ №1738 им.авиаконструктора М.Л.Миля. Тема: «Образ защитника Отечества в картинах русских художников».Цели: Образова...
Занятие по программе «Истоки» . Тема: «Образ защитника Отечества. 1 класс
Занятие по программе «Истоки» . Тема: «Образ защитника Отечества. 1 класс...
Образ защитника Отечества на страницах книг детских писателей
Книга может передавать молодому поколению нравственный опыт человечества, а может отрицательно влиять на духовный мир ребенка. Исходя из этого, перед учительством стоит важная задача – подобрать произ...
Образовательная программа учебного курса (модуля), направленная на реализацию казачьего компонента с учетом региональных особенностей «Образ защитника Отечества на страницах детских книг»
Возрождение казачества, неразрывно связанное с возрождением России и православной веры, - непростой исторический процесс.Сделано немало, и многое ещепредстоит совершить длядальнейшего развития самобыт...
Тематический классный час "Образ защитника Отечества"
Сценарий классного часа к 23 февраля....