Урок-беседа. Образ защитника Отечества глазами художника Павла Дмитриевича Корина.
методическая разработка на тему

Лемайкина Елена Геннадьевна

 

Урок-беседа к Дню Победы.

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Русского художника Павла Дмитриевича Корина;  расширять общекультурный кругозор учащихся на основе ценностных ориентиров и личностного опыта; вырабатывать эстетический вкус и идеал; воспитывать практически адаптированную личность в рамках эстетической культуры, умеющую проектировать, рассуждать, обосновывать; воспитывать  чувство патриотизма.

Оборудование: мультимедийное сопровождение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p.d._korin.pptx2.42 МБ
Файл urok-beseda_p.d.korin_.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образ защитника Отечества глазами художника Павла Дмитриевича Корина .

Слайд 2

Что объединяет две эпохи в истории русского народа и как это нашло отражение в творчестве П.Д.Корина ?

Слайд 3

Павел Дмитриевич Корин родился в 1892 году в с. Палех Владимирской области

Слайд 4

Михаил Васильевич Нестеров

Слайд 5

Зима 1242г - битва на Чудском озере - Ледовое побоище.

Слайд 7

зима 1942

Слайд 8

Что объединяет две эпохи в истории русского народа и как это нашло отражение в творчестве П.Д.Корина ? зима 1242г. – битва на Чудском озере зима 1942г. - написание картины



Предварительный просмотр:

Урок-беседа.  Образ защитника Отечества глазами художника Павла Дмитриевича Корина.

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Русского художника Павла Дмитриевича Корина;  расширять общекультурный кругозор учащихся на основе ценностных ориентиров и личностного опыта; вырабатывать эстетический вкус и идеал; воспитывать практически адаптированную личность в рамках эстетической культуры, умеющую проектировать, рассуждать, обосновывать; воспитывать  чувство патриотизма.

Оборудование: мультимедийное сопровождение

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Знакомство с новой темой (слайд 1)

-Сегодня на уроке мы будем знакомиться с жизнью и творчеством замечательного русского художника Павла Дмитриевича Корина, познакомимся с его знаменитой картиной Александр Невский, узнаем о его жизни и творчестве.  И постараемся ответить на вопрос: «Что объединяет две эпохи в истории русского народа и как это нашло отражение в творчестве П.Д.Корина? (слайд 2)

3.Рассказ о художнике.

Художник Павел Дмитриевич Корин родился в 1892 году в с. Палех Владимирской области, которая раньше называлась губернией (слайд 3)

Красота русской природы, с её бесконечными далями, синими густыми лесами, высоким небом, навсегда осталась в памяти Корина.

Он говорил, что природа Палеха сделала его художником.

-Чем в наши дни известно с. Палех? (ответы учащихся)

А в старину в этом селе работали очень талантливые умелые художники-иконописцы, или богомазы, как их тогда принято было называть.

Отец Дмитрия Корина и его старшие братья были прекрасными мастерами-богомазами.

С детства Паша Корин стал помогать старшим братьям в их работе: растирал краски, собирал камни. Цветы и травы, из которых делали краски.

Существовала в Палехе и своя художественная школа. Вот эту самую школу окончил мальчик Паша Корин. Позднее он приехал в Москву, где познакомился с выдающимся русским художником Михаилом Васильевичем Нестеровым. По совету Нестерова Корин поступил в Московское училище живописи,вояния и зодчества.

Учился Павел Дмитриевич Корин у очень хороших художников-Консантина Коровина, Сергея Малютина.

Но настоящим учителем, помощником и другом на всю жизнь стал для Корина Михаил Васильевич Нестеров (слайд 4).

Нестеров учил молодого художника любоваться природой, человеком, но восхищаясь, не копировать слепо, а одушевлять увиденное воображением. И мечтать о большом мастерстве.

Павел Корин стал большим художником.

Если вам когда-то доведётся побывать в Москве, обязательно посетите Третьяковскую галерею. Там вы увидите множество работ П.Д.Корина, в том числе и портрет друга и учителя Михаила Василевича Нестерова.

Но главное, что вы увидите, это огромную коринскую картину «Александр Невский».

-Что вы знаете об Александре Невском? (ответы учащихся)

-Ребята приготовили историческую справку о герое картины.

Историческая справка.

Александр Невский жил в 12 веке. Князь Александр со своей дружиной одержал победу над шведами, которые приплыли по Неве, собирались напасть на Русь. В честь этой победы, князя стали называть Александром Невским.

Когда немецкие рыцари-крестоносцы напали на нашу землю, русские воины вступили с ними в сражение на Чудском озере.

Небольшие отряды русских заманили рыцарей на лёд Чудского озера. И тогда Александр Невский с главными силами ударил по врагу с тыла, Это сражение произошло в 1242 году и назвали его – Ледовое побоище (слайд 5).

Вывод. Александр Невский сыграл большую роль в истории нашей Родины, в 1242г. Он не допустил, чтобы нашу землю разорили немецкие крестоносцы. Запомните эту дату (на слайде -  зима 1242г - битва на Чудском озере).

-Каким вы   представляете себе полководца Александра Невского? (ответы учащихся)

-А вот каким изобразил его художник Корин, таким он себе его представил

( слайд 6).

4.Просмотр картины.

-На что вы обратили внимание при первом взгляде на картину?  Что увидели? (Александр Невский в центре картины, река, собор, войско, боевое знамя).

-Вернёмся к центральной фигуре картины, образу Александра Невского.

Глядя на черты его лица, что вы можете сказать об этом человеке, каким изобразил его художник? Опишите его лицо (озабоченное, взгляд сосредоточенный, пронзительный).

-Во что он одет? (Так одевались воины той эпохи)

-О чём говорит его поза? (ответы учащихся). Кажется, вся его фигура, будто выкована из железа.

Собор - прекрасное, древнее строение. Художник недаром изобразил его на картине - он показал, что русские люди, сражаясь против захватчиков, защищали не только землю, но и своё искусство, свою культуру.

Дружина, войско. Обратите внимание, как стоят воины? (ответы учащихся). Сплочённые, как одно целое.

Что является дополнительным фоном для фигуры Невского? (Боевое знамя с изображением лика, или Спаса- спасителя, защитника людей)

-Река Волхов. Вспомним, Д.Корин с любовью относился к русской природе.

-Представьте, что вы стоите в дружине князя Александра, что бы вы могли почувствовать? (ответы учащихся).

-Александр Невский и его воины были настоящими патриотами своей Родины, они готовы были отдать жизнь за своё Отечество.

-Как вы понимаете слово Отечество? Кого называют патриотом? (работа с толковым словарём)

-Русскому народу не один раз приходилось защищать свою землю.

Картина была написана П.Д.Кориным зимой  1942 г. (слайд 7), что это было за время для русского народа? (ответы учащихся).

-Когда художник приступил к созданию картины, шла суровая военная зима 1942года.

-Почему война называлась Отечественной?  (На защиту встали и взрослые, и дети. Они проявляли настоящий героизм).

Корин жил в небольшом одноэтажном доме на старинной московской улице.

Ещё недавно фашисты рвались к Москве. Вражеские самолёты бомбили город. Фугасная бомба разрушила дом, соседний с мастерской художника.

В Москве было холодно и голодно. Но художник работал вдохновенно и напряжённо. Он ходил в Исторический музей и в Оружейную палату Московского Кремля, чтобы изучать там старинное оружие, утварь и одежду. Всё это было необходимо для написания картины.

Издавна  люди верили и верят, что красота может защитить и спасти мир. Поэтому в дни тяжёлых испытаний люди не только защищали Родину с оружием в руках и сеяли хлеб, но и писали стихи, создавали картины.

И художник Корин был убеждён, что искусство может укрепить веру людей в грядущую победу.

-А теперь вернёмся к вопросу, который обозначили в начале урока.

(слайд 8)

«Что объединяет две эпохи в истории русского народа и как это нашло отражение в творчестве П.Д.Корина?»

зима 1242г. - битва на Чудском озере

зима 1942г. - написание картины

Ответы учащихся.

5. Рефлексия.

- Как вы думаете, почему именно образ Александра Невского выбрал художник для картины, написанной во время Великой Отечественной войны?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительные авторские программы художественно - эстетической направленности: «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА», «СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА», «ВОЛШЕБНЫЕ СЕКРЕТЫ ХУДОЖНИКА», «В МИРЕ ХУДОЖНИКА - СКАЗОЧНИКА».

Хочу вашему вниманию представить мною разработанные 4 программы.Авторская программа«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»Авторская программа«СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА»Авторская п...

Классный час "Образ защитника Отечества в картинах русских художников".

Конспект классного часа.Фирсова Ольга Андреевнаучитель начальных классовГБОУ СОШ №1738 им.авиаконструктора М.Л.Миля. Тема: «Образ защитника Отечества в картинах русских художников».Цели: Образова...

Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню защитника Отечества "Привет защитникам народа"

Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню защитника Отечества "Привет защитникам народа" разработан для учащихся начальных классов. В мероприятии использованы стихи, песни и танцы, а также предусмотрен...

Внеклассное мероприятие ко Дню защитника Отечества "Папа- защитник Родины и семьи"

Разработка литературно - музыкальной композиции на татарском языке...

Презентация к 23 февраля "Защитники Отечества в картинах известных художников\'\'

Презентация к 23 февраля "Защитники Отечества в картинах известных художников\'\'...

Сценарий спортивного праздника «Эстафета Защитников», посвященного Дню Защитника Отечества

Предлагаем сценарий спортивного рпаздника " Эстафета Защитников". Сценарий содержит эстафеты для учащихся, а также танцевальные выступления детей. Перед проведением рекомендуем заранее разда...

Исследовательская работа по теме «Живая память» История жизни нашего деда и прадеда Косогова Павла Дмитриевича – воина–интернационалиста

Исследование посвящено 30 годовщине вывода войск из республики Афганистан. Исследовательская работа состоит в изучении биографии Косогова Павла дмитриевича, в описании военных действий в Афганист...