Духовно-нравственное развитие и воспита¬ние обучающихся на ступени начального общего образования.
статья на тему

Зверева Светлана Николаевна

доклад на тему: "Духовно-нравственное развитие и воспита¬ние обучающихся на ступени начального общего образования"

 На современном этапе развития общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий общественного прогресса. В связи с этим перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. В настоящее время общепризнанным является факт, что возрождение и совершенствование духовно-нравственного воспитания, как неотъемлемой части целостного образовательного процесса, является одним из ведущих направлений системы образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvereva_-_doklad.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Зверева Светлана Николаевна

Заместитель директора по УВР

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №5»,

 Губкин, Белгородская область, Россия

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования.

На современном этапе развития общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий общественного прогресса. В связи с этим перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. В настоящее время общепризнанным является факт, что возрождение и совершенствование духовно-нравственного воспитания, как неотъемлемой части целостного образовательного процесса, является одним из ведущих направлений системы образования.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание  обучающихся является первостепенной задачей  современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Ребенок должен быть счастлив. Это утверждение разделяют все. Но нельзя забывать, что счастье даже для самого маленького человека выражается не только в его материальном благополучии. Для полноценного развития личности необходимо с юных лет заложить её нравственные основы, дать толчок её духовному развитию. Что касается воспитания нашего подрастающего поколения, то его ухудшение признается всеми. И особенно тревожит духовно-нравственное воспитание детей и подростков. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» определяет воспитание как «первостепенный приоритет в образовании». Воспитание, говорится в этом документе, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания «формирование у школьников гражданской ответственности, духовности и культуры…» этой же целью губернатором области Е.С. Савченко принята «Концепция создания системы духовно-нравственного воспитания молодежи на основе православных традиций». Психологи утверждают, что нравственные основы личности ребенка закладываются в самом раннем детстве. А уже потом проявляется и развивается то, что заложено. Именно младший школьный возраст – время интенсивного приобретения ребенком социальных знаний, которые включают в себя усвоение общественных норм и правил, а также способов действий в различных ситуациях. Именно в начальной школе дети учатся принимать в расчет нюансы дружбы и авторитета, учитывать множество предписаний и правил. Исходя из этого, важное психолого-педагогическое знание приобретает развитие у детей данного возраста основных духовно-нравственных качеств в учебно-воспитательном процессе. На это и направлена работа, которая проводится учителями нашего лицея с обучающимися младших классов.

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций.

В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Педагогическое сообщество, образовательное учреждение способны взять инициативу в определении и реализации национальных педагогических приоритетов. При этом национальный воспитательный идеал должен стать принципиальной основой социального партнёрства как способа взаимодействия субъекта образовательного процесса с другими субъектами духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Современный ребёнок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем чётких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания. Образовательное учреждение призвано активно противодействовать этим негативным тенденциям.

Школе как социальному субъекту — носителю педагогической культуры, несомненно, принадлежит ведущая роль в осуществлении духовно-нравственного развития и воспитания ребёнка. Уклад школьной жизни как уклад жизни обучающегося организуется педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов развития и воспитания (семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций).

Аксиологический подход изначально определяет систему воспитания и социализации школьников, весь уклад школьной жизни, в основе которого – национальный воспитательный идеал как высшая педагогическая ценность, смысл всего современного образования и система базовых национальных ценностей.

Системно-деятельностный подход. Этот подход является определяющим для основной образовательной программы начального общего образования, и его содержание раскрыто в Стандарте. Один из основателей системно-деятельностного подхода – А.Н. Леонтьев – определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения, как процесс трансформации через деятельность существующих в культуре ценностей, идеалов в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения детей.

Развивающий подход. Он дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося и определяет общую конструкцию Программы воспитания и социализации учащихся начальной школы.

Три вышеперечисленных подхода определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придать ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу способен педагог.

      И закончить хотелось бы словами Л.Н. Толстого: «Воспитание представляется сложным и трудным делом до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймем, что воспитывать других мы можем только через себя…, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: «Как надо самому жить?» Я не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включало бы воспитание себя!»

Список литературы:

  1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Примерная основная общеобразовательная программ образовательного учреждения. Начальная школа/Е.С.Савинов.-3 изд. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 . Ч.1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011.
  4. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения / под редакцией проф. Чураковой Р.Г. – М.: Академкнига / Учебник, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС"

Презентация по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС" для ознакомления с основной образовательной программой начальн...

Статья "Особенности реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

Приоритетным в процессе развития и социализации младших школьников является воспитание  нравственных качеств личности. Поэтому на базе МБОУ-лицей №10 города Белгорода разработана и внедряется в ж...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа  духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования ,направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие с...

Статья "Подходы к реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

Статья раскрывает основные подходы и способы разработки программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в условиях  введения  ФГОС ...

Диагностическое исследование уровня духовно -нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся планируется с опорой на психо-педагогические исследования развития нравственных качеств личности младшего школьника. В данной статье предлагаются...

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни. Включает в себя пять направлений: край родной, общение и нравственность, учение, эк...