Сценарий мастер-класс по ТРИЗУ
методическая разработка (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Использование приемов ТРИЗ в познавательной деятельности
учащихся начальной школы»
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с аспектами и приемами ТРИЗ –педагогики, способствующими формированию творческого мышления у учащихся.
Практическая значимость: ознакомление с приёмами ТРИЗ –педагогики, которые можно использовать на всех уроках и внеурочных занятиях в начальной школе, самообразование и самосовершенствование, рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Задачи мастер-класса:
1. Передача своего опыта путем прямого комментированного показа использования приемов ТРИЗ-педагогики.
2. Отработка методических подходов учителя в рассматриваемой технологии совместно с участниками мастер-класса.
План проведения мастер-класса:
1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера
2. Рефлексия
Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной.
Чтобы выполнить социальный заказ современного общества, введены Федеральные государственные стандарты второго поколения, где на первое место выходит не передача суммы знаний, а развитие личности на основе освоения способов деятельности». А это отвечает основному назначению ТРИЗ- педагогики, суть которой является развитие сильного мышления и творческого воображения, применение приёмов ТРИЗ- педагогики способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.
ТРИЗ- педагогика — педагогическая система, целью которой является воспитание творческой личности - человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и имеющий достойную жизненную цель.
Цель приемов ТРИЗ-педагогики - развитие мышления, активный поиск, стремления к новизне.
Их девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала.
Приёмы ТРИЗ позволяют традиционный способ обучения перевести в активно-деятельностный. Основное назначение ТРИЗ – развитие сильного мышления и творческого воображения – вполне можно реализовать уже в младшем школьном возрасте.
Внеурочное занятие 10.04.14
Утренний сбор по теме «Мои друзья»
Цель: выделять признак в объекте
Задачи:
- учить определять объект по признаку;
- искать в объекте требуемое значение признака;
- пытаться так преобразовать объект, чтобы он обладал требуемым значением.
План занятия:
- Приветствие. (Дети предлагают свои варианты, выбираем один или два – как поздороваемся? Неваляшки, за руку,с поклоном, по- китайски, по–французки, …..)
Новое приветствие предлагает учитель:
-Ты, я – мы – друзья!- сопровождаем хлопками.
-С каким настроением вы пришли?
-Как помочь тем, у кого плохое настроение?
-Поделитесь хорошим настроением.
(Дети могут пожать руку, обнять друг друга, похлопать по плечу. Чаще нужен телесный контакт – знак дружеского расположения. )
- Игра «Я беру тебя с собой»
(В этой игре выбираются заранее дети с секретным заданием, они подбирают слова, картинки, предметы и выделяют в них общий признак; раздают слова детям и отбирают себе друзей по признаку, остальные отгадывают признак и те слова или предметы, которые остались - пытаются преобразовать, чтобы стать другом.)
- проводит Соня (карточки с цифрами) - Признак – двузначные числа
Вопрос: По какому признаку я выбираю друзей?
Ответы: (обязательно с доказательством) – нужны две цифры для записи, круглое число, …
Вопрос: Как помочь другим стать друзьями?
Преобразование: увеличить на…, добавить десяток, добавить до десяти,…..
- проводит Лера (карточки со словами) - Признак – имена собственные
Вопрос: По какому признаку я выбираю друзей?
Как преобразовать слова, чтобы вы стали моими друзьями?
- Рефлексия.
Спасибо за работу, давайте подведём итоги.
Что повторили?
Когда было интересно?
Кто узнал что- то новое?
Скажите ведущим пожелания. Кто желает приготовить игру на завтра?
С каким настроением уходите? Спасибо за работу.
Технологическая карта тренинга
Название тренинга | Мои друзья | |
планируемые результаты | установки | искать в объекте требуемое значение признака. Пытаться так преобразовать объект, чтобы он обладал требуемым значением |
умения | определять объект по наличию у него заданного значения признака, проверять, что объект обладает заданным значением признака | |
метапредметные | накапливается информация о способах изменения значений признаков | |
предметные | актуализируются и накапливаются знания о признаках объектов в различных предметных областях | |
материал для тренинга | картинки, слова, рисунки | |
Сюжет и правила | Учитель называет значение признака, те дети, в объектах, которых есть это значение признака, подбегают к учителю. Каждый стремиться доказать, что он принадлежит к множеству «друзей», т.е. обладает заданным значением признака. | |
Рефлексия | Как можно стать «другом», если ты им не являешься (изменить значение признака)? О каких признаках объекта (называется объект) мы вспоминали, играя в эту игру? | |
Линия усложнения | От проверки, обладает ли объект признаком – к преобразованию объекта (чтобы добиться проявления нужного значения признака) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий мастер-класса "Живи, ёлочка!"
Интегрированный мастер – класс по экологии, технологии и окружающему миру дает представление о том, что нужно беречь природу....
Сценарий мастер-класса по теме: "Формула решения школьных конфликтов"
Нарастающая сложность современных нравственных проблем приводит к необходимости проведения уроков человечности, которые помогли бы ребёнку особенно глубоко постигнут...
Мастер-класс «Использование приемов ТРИЗ в познавательной деятельности учащихся начальной школы»
...
Мастер-класс "Использование приемов ТРИЗ и ТРКМ как условие создание методической системы эффективного педагога"
Методическая система эффективного педагога основана на сотрудничестве, направлена на создание оптимальных условий для самореализации каждого обучающегося....
Мастер-класс "Использование приемов ТРИЗ и ТРКМ как условие создание методической системы эффективного педагога"
Презентация к мастер-классу....
Мастер-класс "Использование приёмов ТРИЗ в начальной школе".
Одним из средств формирования универсальных учебных действий у младших школьников может стать использование приёмов ТРИЗ....
Мастер - класс "Применение технологии ТРИЗ в современной деятельности педагога"
Тема моего мастер-класса: «Применение технологии ТРИЗ в современной деятельности педагога».ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Разработанный Генрихом Сауловичем Альтшуллеро...