Устный журнал «Юные пожарные»
методическая разработка (4 класс) на тему

Егина Ольга Владимировна

Цель:     формирование знаний по правилам пожарной безопасности.

Задачи:

  • Познакомить детей с профессией пожарного, учить ценить мужество и героизм людей данной профессии.
  • Убедить в недопустимости шуток с вызовом пожарной команды;
  • показать какую опасность влекут нарушения правил пожарной безопасности.
  • Воспитание нравственных качеств: мужество, находчивость, стремление прийти на помощь другим людям.

 

Ведущий.

С огнём бороться мы должны –

Мы смелые и храбрые.

Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы?  Пожарные

Пожарная служба – понятие круглосуточное. У пожарных много работы, особенно в больших городах. Часто им в очень тяжёлых условиях приходится спасать людей. Спасённые жизни – высшая доблесть пожарного. Каждый год российские пожарные спасают от гибели свыше 50 тысяч человек. Сегодня мы поговорим о том, что надо делать, чтобы не возникла угроза пожара, как вести себя на пожаре. Запомните эти очень важные для жизни правила.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustnyy_zhurnal.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Устный журнал «Юные пожарные»

Цель:     формирование знаний по правилам пожарной безопасности.

Задачи: 

  • Познакомить детей с профессией пожарного, учить ценить мужество и героизм людей данной профессии.
  • Убедить в недопустимости шуток с вызовом пожарной команды;
  • показать какую опасность влекут нарушения правил пожарной безопасности.
  • Воспитание нравственных качеств: мужество, находчивость, стремление прийти на помощь другим людям.

Оборудование: 

  • мультимедийная  презентация;  
  • выставка книг о пожарах: Б. Житков “Пожар в море”, “Дым”, “Пожар”, Л.Н. Толстой “Пожар”, “Пожарные собаки”, С.Я. Маршак “Рассказ о неизвестном герое”;
  • выставка детских рисунков «Осторожно, огонь!»

Ход занятия

Ведущий.

С огнём бороться мы должны –

Мы смелые и храбрые.

Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы?  Пожарные

Пожарная служба – понятие круглосуточное. У пожарных много работы, особенно в больших городах. Часто им в очень тяжёлых условиях приходится спасать людей. Спасённые жизни – высшая доблесть пожарного. Каждый год российские пожарные спасают от гибели свыше 50 тысяч человек. Сегодня мы поговорим о том, что надо делать, чтобы не возникла угроза пожара, как вести себя на пожаре. Запомните эти очень важные для жизни правила.

Страница 1. “Пожарное дело”

Ведущий. Отгадайте загадку:

Мне б дровишек и бумагу.
Не люблю я только влагу.
А рукой меня не тронь,
Потому что я… (
Огонь.)

В старину люди считали огонь “гневом Божьим”. В случае пожара служили молебен, просили защиты у святого Никиты Новгородского. Однако уже тогда понимали: с огнём нужно бороться. В 1472 году в Москве вспыхнул большой пожар, даже Великий московский князь Иван III со своей дружиной тушил огонь.

В конце ХV века в Москве впервые была учреждена “опаса” – так называлась пожарно-сторожевая служба, которая следила за порядком в городе.

Ученик 1.

На площади базарной,
На каланче пожарной
Круглые сутки
Дозорный у будки
Смотрит вокруг:
На север, на юг.
На запад, на восток, -
Не виден ли дымок.
(
С.Я. Маршак)

Ученик 2. В Судебнике 1498 года сказано о купцах: «Зажигальщику живота не дать, казнить его смертною казнью».

Ученик 3. С 1689 года Пётр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей.

Ученик 4. Первая пожарная команда в Киеве была организована в 1841 году, в неё входило 25 человек.

Ученик 5. 17 апреля 1918 года был подписан Декрет «О государственных мерах борьбы с огнём». Этот день и стал днём образования пожарной охраны.

В начале ХХ века появились первые пожарные автомобили, начали применять химические огнетушители. Пожарная техника совершенствовалась, а профессия пожарного стала одной из самых важных и почитаемых.

От четких действий пожарных зависит жизнь людей.

Вы знаете, что пожарные должны уметь быстро собраться и выехать в заданный район, поскольку дорога каждая секунда.

Сейчас посмотрим, кто из вас может стать юным пожарником.

ИГРА «Юный пожарный».

Учащиеся по сигналу должны снять обувь и положить в коробку. По сигналу ведущего обувь высыпается из коробки. Побеждает тот, кто быстрее найдёт свою пару обуви и наденет её.

Страница 2. “Если нарушил правила…”

Ведущий.   Огонь – давний друг человека, с его помощью совершается много полезных дел. Он, верно, служит людям в повседневном быту и на производстве.

Но случается, что огонь из верного друга превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного труда.

1 ученик.
Не играй, дружок, со спичкой!
Помни ты, она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла.

2 ученик.
Младшим братьям и сестричкам
Старшие говорят:
«Крепко помните, что спички –
Не игрушка для ребят!»

3 ученик.
Смастерил Сергей пугач,
Пострелял немного.
А теперь Сережу врач
Лечит от ожога.
От такого пугача
Путь обычный до врача!

4 ученик.
Возле дома и сарая
Разжигать костер не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.

5  ученик.
Ленту гладила Анюта
И увидела подруг,
Отвлеклась на три минутки
И забыла про утюг.
Тут уж дело не до шутки!
Вот что значит – три минутки!
Ленты нет, кругом угар,
Чуть не сделался пожар.

6 ученик.
Этот дядя не жалеет, что в лесу
Окурок тлеет..
На такого дядю глядя,
Мы, ребята, скажем речь:
«Как же вам не стыдно, дядя?
Лес нам надо уберечь!»

7 ученик.
Кто от молнии спасет?
Это молниеотвод!
Он в грозу нас не подводит
В землю молнию уводит.

8  ученик.
Итак, запомни:

Знает каждый гражданин

Этот номер – 01.

Если к вам пришла беда,

Позвони скорей туда.

Если нет телефона,

Позови людей с балкона!

Ведущий. Если огонь вышел из-под контроля человека это – пожар. Пожар может застать нас где угодно: дома, на улице, в лесу. Что делать в этом случае?

Страница 3. “Как надо вести себя при пожаре”

Ведущий. Самое главное во время пожара – не паниковать, а вспомнить то, чему обучали ранее.

Ученик 5.

Коль возник пожар в квартире,
Набирайте “01”!
Помните, что в целом мире
Вам поможет он один!

Ученик 6.

Четко адрес назовите,
Дом, подъезд, этаж и лифт,
Также кратко доложите,
Есть ли дети, что горит.

Ученик 7.

Ну, а если загорятся
Вдруг электропровода,
Обесточьте сеть! И знайте,
Не поможет тут вода!

Ученик 8.

Если слышен запах газа,
Все зависит лишь от вас.
Чтоб не вспыхнуло всё сразу,
Перекройте срочно газ!

Ученик 9.

Окна, двери затворите,
Птиц, животных заберите.
Поспешите выйти вон.
В подъезд, не на балкон!

Ю. Форостенко

Ведущий. Если на лестничной клетке вдруг запахло гарью, то не поленись выяснить, из какой квартиры доносится тревожный запах. Возможно, хозяевам данной квартиры нужна твоя помощь. Как вы сможете помочь?

(Вызвать пожарных по телефону “01” и “Скорую помощь” по “03”.)

Страница 4. “Лесной пожар”

Ведущий. Большая часть лесных пожаров – 84 % возникает по вине человека. Лесной пожар распространяется очень быстро 5–25 км/ч, уничтожая всё живое.

Ученик 10.

От горящей спички летом
Загораются леса.
Если ты забыл про это.
Не спасут и чудеса!

Ученик 11.

Не бросай в лесу окурки
В сухотравье у дорог.
Огонёк сыграет в жмурки,
Но чуть дунет ветерок –
Тут в открытую, не прячась,
Перепрыгнет наудачу
На верхушки сосен, елей.
Лес погубит, птицу, зверя.

Ученик 12.

Чтоб пожары укротить,
Рубят лес и рвы копают.
Коль пожар не упредить,
Всё живое он сжирает.
Чтоб несчастья избежать.
Лучше спички в лес не брать,
Оставляй-ка спички дома,
Не дразни огонь – дракона!

Ученик 13.

Но бывает, что пожары
Возникают без огня.
Кто-то бросил стеклотару,
Где обедал, возле пня.
А бутылка – линза та же –
Сфокусирует лучи,
И затлеет, вспыхнет даже
Всё сухое, как в печи!
Вот поэтому бутылки.
Банки, склянки не бросай,
Уноси в своей корзинке,
Вон из леса забирай!

Ученик 14.

Коль увидишь на полянке
Непотушенный костёр,
А вокруг бутылки, склянки
(Загореться может бор!)
Заливай костёр водою,
Засыпай его песком,
Склянки, что грозят бедою,
Спрячь от солнца под кустом.
Уберёшь, что бросил кто-то,
С чистой совестью уйдёшь.
Так полезною работой
От пожара лес спасёшь!
Ю. Форостенко

Ведущий. Если вас застанет лесной пожар, помните, что нужно немедленно выбежать из леса. Двигаться следует в том направлении, откуда дует ветер. Как только ты окажешься в безопасности, обязательно сообщи о возгорании взрослым.

Эстафета “Преодоление задымлённой зоны”

Учащиеся  делятся на  команды. От каждой команды вызывается по 1 участнику. Они должны пройти на корточках “гусиным шагом” “задымлённое” помещение от линии около окна до двери, дышать через марлевую повязку.

Страница 5. “Салют может быть опасным”

Ведущий. Пиротехника сейчас очень популярна. В праздничные дни под окнами устраивают настоящие салюты. Это красиво, но не всегда безопасно. Если не соблюдать правила, можно получить ожог пальцев, лица, глаз. Из-за петард возникают пожары.

Игра «“Да” или “нет”»

– При запуске петарды или фейерверка, необходимо строго выполнять все рекомендации, указанные на изделии. (Да.)

Запускать петарды можно без взрослых. (Нет.)

Детям нельзя запускать петарды и фейерверки!

Нельзя бросать петарды в банки и бутылки. (Да.) Почему?

При разрыве от них разлетятся опасные осколки.

Петарды можно носить в карманах. (Нет.) Почему?

Нельзя носить петарды в карманах: они могут среагировать на тепло и взорваться.

Если изделие по какой-либо причине не сработало, не пытайтесь запустить его заново. (Да.) Почему?

Игра “Салют”

Ведущий (вызывает 3 учеников). Совсем не обязательно делать салют с помощью пиротехники. Сейчас я раздам вам воздушные шарики. По команде все надувают, пока шарики не начнут лопаться, и у нас получиться настоящий праздничный салют.

Страница 6. “Пожарным можешь ты не быть”

Ведущий. От конных повозок с ручными пожарными насосами до мощных современных средств тушения пожаров – таков путь развития пожарной охраны. Сегодня эта специальная служба – одна из самых мобильных.

Люди всегда должны помнить, что неосторожное обращение с огнём может привести к беде: в быту, на производстве, в лесу, в поле.

Нельзя вызывать пожарных, если нет пожара. В это время может действительно случиться пожар, и кому-то действительно нужна помощь пожарных.

Ведущий. А сейчас, ребята, я приглашаю вас к сотрудничеству. Давайте все вместе составим памятку и назовём её так же как наше занятие.

Ученики (хором). Чтобы огонь не причинил вреда.  

(В конце занятия каждому ребёнку раздаётся памятка.)

Памятка 

  1. Нельзя играть со спичками.
  2. Не оставляй включёнными электроприборы без присмотра.
  3. Не сушить бельё над плитой.
  4. Не оставлять не затушенных костров.
  5. Не поджигать сухую траву, тополиный пух, мусор.
  6. Нельзя без взрослых пользоваться пиротехническими изделиями.

Список использованной литературы

  1. Бурдихина Н.В., Матусян И.М. 50 игр с залом. Ярославль: Академия развития, 2000.
  2. Феклушин В. Детская энциклопедия. Москва, ЗАО “Аргументы и факты” №8, 2007.
  3. Форостенко Ю.Г. Защити себя сам!!! Санкт-Петербург “Лань”, 1999.
  4. Шевченко Г.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные планы 3 класс. Волгоград “Учитель”, 2003.
  5. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия. 3 класс. – М.: ВАКО, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа по ОБЖ. Игра-эстафета для юных пожарных

Цели и задачи мероприятия:Формирование  у учащихся навыков выживания в опасных для жизни ситуациях.Практическая  проверка готовности учащихся действовать в экстремальных ситуациях.Спло...

Спортивно-игровая программа "Юный пожарный"

Цель: закрепить знания по противопожарной безопасности, способствовать формированию навыков безопасности жизни. Сценарий данного мероприятия составлен для учащихся 3 - 4 классов. В заключении праздник...

Устный журнал "Большое сердце юных героев"

В ходе данного мероприятия учащиеся знакомятся с событиями, которые связаны с датой 8 февраля....

устный журнал «Юные герои »

Данное мероприятие  расчитано на обучающихся 4-6 классов.Оно включает в себя гражданско - патриотическое воспитание обучающихся на основе изучения подвигов пионеров, изучения истории страны.Ценно...

Конспект занятия по пожарной безопасности «Мы юные пожарные»

Формирование у учащихся осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности в игровой форме....

юные пожарные проект: «Профессия пожарный».

Актуальность: противопожарная безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растет ребенок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность &nda...