Концепция воспитательной работы
статья на тему
Развитие ребенка происходит постоянно, оно не знает перерывов, каникул или выходных дней: оно осуществляется во время труда, игр, в быту, в общении с людьми. Дети развиваются в каждый момент жизни так же активно, как активно они мыслят, действуют, переживают события. Чтобы умело и целенаправленно руководить становлением ребенка, необходимо постоянное чуткое внимание к миру его мыслей, чувств, поступков, доподлинное знание всего, чем живет, о чем мечтает, знание его психологических особенностей, его окружения.
В начальной школе дети еще маленькие, но внимания к себе требуют большого. Привитое, усвоенное в первые школьные годы, сказывается на протяжении всей жизни. Заложенное с детства - прочно и устойчиво. Вот почему воспитание играет такую большую роль уже с первых школьных дней. Сегодняшние дети через несколько лет будут полновластными хозяевами жизни. Учитель должен понимать, что в его сегодняшней работе зреет Завтра, набирает силу Будущее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptsiya_vospitatelnoy_raboty.doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа воспитательной работы класса.
Табаньковой М.В.
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №27
2011-2015 уч. год
«Становление личности ребенка в начальной школе»
Актуальность.
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Чем более развито общество, тем более значительную роль играет в нем воспитание - старейшее из человеческих дел. В древности его считали труднейшим из занятий, искусством из искусств. Ведь ни в какой другой человеческой деятельности итоги не отличаются так разительно от затраченных усилий.
Развитие ребенка происходит постоянно, оно не знает перерывов, каникул или выходных дней: оно осуществляется во время труда, игр, в быту, в общении с людьми. Дети развиваются в каждый момент жизни так же активно, как активно они мыслят, действуют, переживают события. Чтобы умело и целенаправленно руководить становлением ребенка, необходимо постоянное чуткое внимание к миру его мыслей, чувств, поступков, доподлинное знание всего, чем живет, о чем мечтает, знание его психологических особенностей, его окружения.
В начальной школе дети еще маленькие, но внимания к себе требуют большого. Привитое, усвоенное в первые школьные годы, сказывается на протяжении всей жизни. Заложенное с детства - прочно и устойчиво. Вот почему воспитание играет такую большую роль уже с первых школьных дней. Сегодняшние дети через несколько лет будут полновластными хозяевами жизни. Учитель должен понимать, что в его сегодняшней работе зреет Завтра, набирает силу Будущее.
Это предъявляет высокие требования к учителю. Еще А.С. Макаренко писал: « Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет рядом». Значит, воспитание надо начинать с себя. Необходимо постоянное внимание и к собственному поведению, словам, поступкам: ведь дети смотрят на жизнь, прежде всего глазами своих родителей и учителей.
Гипотеза.
Если учитель будет знать, чем наполнена жизнь ребенка, чем заняты его мысли, чувства, что движет его поступками, к чему он стремится, то в педагоге дети увидят человека и друга, способного эмоционально отзываться на переживания других людей, ценить их внутренний мир.
Как найти контакт с детьми? Как проникнуть в их маленький мир? Уверена, что путь от сердца к сердцу можно проложить на основе искренности, взаимопонимания, взаимодоверия. Любая педагогическая концепция может быть воплощена в жизнь при одном главном условии: необходимо любить детей и принимать их такими, какие они есть! Идут дни, месяцы, годы, но дети всегда остаются детьми, и задача учителя - быть им другом и помочь раскрыться личности ребёнка.
И как заповедь воспитателя звучат для меня слова Ш.А. Амонашвили: «Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки Педагогики, буду видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя».
Воспитание - процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, занять достойное место в жизни, осознавая себя личностью, индивидуальностью.
Этот процесс должен иметь такое содержание, благодаря которому человек адаптируется в современном ему мире, реализует свои возможности и в будущем внесет вклад в развитие этого мира.
Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже если общество развивается стабильно, и в таком обществе возникают проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблемы сегодняшнего дня в нашей стране - безработица, преступность, разводы, алкоголизм и наркомания, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей - делает процесс воспитания еще более сложным.
Сегодня взят курс на демократизацию и гуманизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания.
За годы работы классным руководителем ко мне пришло понимание, что набором воспитательных мероприятий многого не добьешься, нужна воспитательная система класса, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития активной и свободной личности ребенка, умеющей самостоятельно действовать; система, которая учитывала бы интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческий потенциал.
Цели и задачи воспитательной системы.
Основными идеями, которые легли в основу моей воспитательной системы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного развивающего пространства.
Воспитательная система построена на следующих принципах:
Ребёнок - субъект собственной жизни.
Педагогу-воспитателю следует направлять ребенка, а не принуждать, так как любое потенциальное принуждение ведёт (в большинстве случаев) к моральной деградации растущей личности. Ребёнок сам, в меру своих сил, должен определить, что ему интересно, что для него важно, а что не вызывает интереса, что является второстепенным.
Каждый ребёнок талантлив.
Исходя из этого чрезвычайно важного для меня принципа, я считаю необходимым помочь каждому ребёнку найти себя, проявить, развить свои способности.
«Ситуация успеха» - не самоцель, а лишь дополнительный стимул к самосовершенствованию.
Успех порождает дальнейший успех, а неудача (очень часто) не является для ребенка стимулом для развития. Необходимо предоставить каждому ребёнку максимальную возможность испытать радость успеха, яркое ощущение своей нужности, востребованности и полезности.
Принцип толерантности.
Толерантность есть терпимое, вдумчивое отношение к людям, признающее право каждого человека на ошибку, осуществляемое в рамках законов, принятых человеческим сообществом, государством, а также образовательным процессом.
Создание воспитывающей среды - очень сложная проблема. Этот принцип предполагает создание атмосферы взаимной ответственности участников педагогического процесса, создание ситуации сопереживания, взаимопомощи, способности сообща преодолевать трудности. Условия реализации этого принципа: развитие детского самоуправления, а также инициативы и самостоятельности детей и взрослых, формирование позитивного отношения к творчеству, создание в коллективе отношений "ответственной зависимости".
Принцип индивидуализации воспитания.
Данный принцип предполагает определение индивидуальной траектории перспектив социального (познавательно-творческого и др.) развития каждого ученика, интерес всех детей к самым различным видам деятельности, то есть раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеурочной работе, предоставление каждому учащемуся возможности для самореализации.
Используя накопленный опыт, опыт коллег, новаторов, новые инновационные технологии, я определила цель своей воспитательной системы - формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека, гражданина своей Родины.
Задачами воспитательной деятельности являются:
- Формирование гражданско-патриотической позиции и основных принципов социальных норм общежития у младших школьников;
- Обеспечение личностного и физического развития детей через внеурочную деятельность;
- Совершенствование форм работы с семьёй;
- Воспитание эстетической, нравственной культуры учащихся и ценностного отношения к дому, где ты живёшь.
Методы:
- Обучения:
- объяснительно- иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый;
- исследовательский.
- Воспитания:
- методы воспитания словом;
- методы воспитания делом;
- методы воспитания ситуацией;
- методы воспитания игрой;
- методы воспитания общением;
- методы воспитания отношениями.
Средства:
- Обучения:
- создание проблемных ситуаций;
- интеграция на уроках содержания разных предметных областей.
- Воспитания:
- различные виды деятельности: игровая, учебная, трудовая, творческая, совместная деятельность семьи и класса;
- совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемые для педагогической работы;
- развивающая среда.
Считаю, что моя система воспитательной работы должна стать гарантом интеллектуального, нравственного и физического развития воспитанников, потому что она направлена на формирование личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, способность к саморазвитию и самореализации.
Направления воспитательной деятельности.
Как обеспечить успешную социализацию младших школьников? Как прийти к тому, чтобы дети учились не рядом, а вместе? Как достичь того, чтобы учитель был не только учителем, но и наставником, другом?
Уровни социального пространства, которые осваивает человек, когда является учеником начальных классов школы, можно определить следующим образом:
- "Мир моего Я" (чувства и мысли человека по отношению к самому себе - самооценка, самоуважение, самосознание, способы самовыражения).
- "Я и другие" (взаимоотношения с людьми: сверстниками, родителями, учителями; способы и культура общения, ценностные ориентации в коммуникативной сфере).
- "Я и школа" (традиции в школе и в классе, правила, нормы, социальная роль ученика, мера и способы участия в жизни класса).
- "Я и мир" (изучение истории своей семьи, приобщение к истории и традициям школы, города, края).
В систему своей работы я включила следующие приоритетные направления:
"Здоровье" (формирование культуры сохранения и совершенствования здоровья детей).
"Интеллект" (определение "зоны ближайшего развития" обучающихся, создание условий для развития их интеллектуально-творческого потенциала, обучение детей способам работы с информационными ресурсами).
"Общение" (формирование классного коллектива, формирование культуры социального поведения, обучение способам преодоления коммуникативных проблем, проблем передачи социального опыта).
"Нравственность" (формирование у учащихся нравственной культуры и миропонимания).
"Досуг и Семья" (создание условий для проявления учащимися своих индивидуальных способностей в равной степени посредством включения в активные и нестандартные формы деятельности, для развития умения адекватной оценки своих и чужих ошибок и достижений, для организации социализирующего досуга).
В целом реализация воспитательной системы способствует максимальному сближению интересов родителей, детей и педагога в развитии личности. И тогда выполняется одно из самых главных моих правил: "Что бы ни случилось сегодня между учителем и учеником, между учащимися класса, ребенок должен уйти домой из школы с хорошим настроением! Без обиды и досады!"
Принципы выстраивания отношений.
Классный руководитель
Ученик Родитель
В центре организации учебно-воспитательного процесса стоит личность ученика, его интересы, успехи. Основная моя задача как учителя и как классного руководителя - создать в классе такие условия, при которых дети могут учиться в силу своих способностей. С самого начала работы с классом я работаю над созданием психологически комфортной атмосферы. Одним из главных принципов моей работы является уважительное отношение к детям, терпимость к их мнению и недостаткам. Мы за сотрудничество.
Как утверждает известный педагог С. Соловейчик: « Сотрудничество – одно слово, но оно содержит в себе, если вдуматься, все высокие нравственные качества. Только в сотрудничестве и можно воспитать человека для человека. Вот поле, на котором дальние и ближние цели сходятся, совпадают – поле сотрудничества с людьми».
Сотрудничество родителей, школы и детей, организация совместной работы, классно – семейное проектирование становится реальностью. В слове « сотрудник» хороший корень: труд. «Труд и должен быть основной формой воспитания. Сотрудничать – значит разделять труд».
Работа с родителями.
Именно общение детей с взрослыми, самыми близкими людьми – своими родителями – помогает преодолеть тот барьер, который так часто становится разобщающим для людей разных поколений, которые зачастую не находят общего языка. Появиться общий язык может лишь из общих интересов, поэтому работе с родителями отвожу значимое место в воспитательной системе. В каждом отдельном случае стараюсь использовать наиболее эффективную форму, будь то общее собрание родителей или индивидуальная встреча, семейный праздник или соревнование детей и взрослых, помощь в организации праздника или изготовление костюмов и многое другое. Использование различных форм работы помогает мне лучше узнать семьи и их проблемы; родителям – особенности воспитания своих детей, способ найти правильный подход к своему ребенку; детям – получить личностное ориентирование, обрести становление личности. Главное, чтобы родители участвовали, интересовались жизнью в классе, нашими победами и проблемами, жили жизнью своих детей, не оставались равнодушными, не ставили барьеров между семьей и школой.
Работа с родителями является сегодня ведущим направлением в системе моей воспитательной деятельности. Здесь выделяется три следующие задачи:
- Привлекать родителей к сотрудничеству по организации воспитательной работы в классе;
- Помогать родителям в решении наиболее актуальных проблем воспитания;
- Способствовать повышению роли и значения семьи в гуманистически-ориентированном воспитании детей.
Как правило, итогом воспитательной работы классного руководителя и родителей становится дружный, сплочённый коллектив, способный самостоятельно решать важные жизненные вопросы, коллектив, в котором дорожат общим делом, где царит дружеская поддержка и помощь.
Одной из самых важных задач работы с детьми является воспитание культуры поведения, сознательной дисциплины, требовательности к себе и друг к другу, честности, правдивости, доброты, осознанного выполнения правил для учащихся, требований коллектива, что невозможно без деятельного участия родителей. Для этого необходимо единство требований классного руководителя и родителей.
Так, одна из первых консультаций для родителей - ознакомление с режимом для школьников, с правилами для учащихся. Уже с первого класса устанавливается дежурство учащихся в классе и в столовой. Для соблюдения дисциплины и порядка за каждым учащимся закрепляется постоянное место. Дежурные обслуживают определенные столы, распределяют между собой обязанности, следят за соблюдением санитарно-гигиенических требований. От родителей требуется привить навыки культуры поведения за столом во время еды. С первого дня работы родителям сообщается, что необходим постоянный контакт с учителем, согласованная работа. Проведение индивидуальных и групповых консультаций выявляет, какую помощь оказывают родители детям, в чём они затрудняются.
Для выявления положительного опыта воспитательной деятельности в семье, проводятся классные часы на тему: «Моя семья», « Откуда мы родом», на которых каждый желающий рассказывает об увлечениях, хобби своей семьи, о родословной своей семьи. Следует заметить, что самыми активными формами сотрудничества с родителями являются классные мероприятия: спортивные соревнования «Мама, папа и я - спортивная семья», «Веселые старты», конкурсы «А ну-ка, девочки!», «Отгадай ребусы», выставки рисунков, поделок. Активная жизненная позиция родителей рождает у ребенка чувство гордости за своих родителей, желание рассказать о своей семье, побуждает детей к творчеству. Они охотно пишут о своих домашних животных, семейных праздниках, о впечатлениях и чувствах.
Привлечение родителей к общественной работе в школе расширяет их опыт в воспитательной деятельности, меняет их отношение к школе. Вовлеченность в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей - это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также большого желания его познать. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка.
Показателем результативности педагогической работы классного руководителя с родителями являются хорошее отношение детей и их родителей к школе, желание ребёнка учиться, быть активным участником школьных дел.
Детское самоуправление.
Принципы жизнедеятельности классного коллектива:
Познай себя – это интересно!
Сотвори себя – это необходимо!
Утверди себя – это возможно!
Прояви себя – это реально!
На становление жизненных позиций школьника особое влияние оказывает детское самоуправление. Под этим выражением понимается совместная деятельность учащихся, их равноправные отношения и управление своим поведением и собственной деятельностью. Главной задачей самоуправления считается привлечение каждого учащегося к жизнедеятельности класса и школы. Распределение функций в структуре самоуправления происходит следующим образом:
классное собрание
- планирует работу в классе;
- подводит итоги работы;
- распределяет поручения между творческими группами.
творческие группы:
- дисциплины и порядка: организуют дежурство по школе, по столовой, в классе;
- организаторы интересных творческих дел;
- школьный меридиан (учебная - познавательная деятельность школьников: участие в олимпиадах, предметных неделях, интеллектуальных конкурсах, марафонах);
- ЗОЖ организует мероприятия валеологической направленности: беседы, конкурсы рисунков, викторины, в т.ч. ежедневную утреннюю зарядку перед началом уроков, подвижные игры на переменах, спортивные мероприятия;
Учащиеся класса работают в творческих группах, каждый выполняет в течение недели (или чуть больше) индивидуальное задание. На следующей неделе задание меняется. Таким образом, у учащихся появляется возможность проявить себя в различных ролях, научиться быть лидером, видеть перспективу своего собственного дела, уметь отвечать за свои поступки, оставаясь при этом нравственным человеком. Умение предвидеть пути и способы её реализации, планировать и прогнозировать будущее (из чего, чем, каким способом, как будем делать, что сначала, что потом) при наличии интереса у ребёнка позволяет формировать способность думать, образно мыслить. Таким образом, ученическое самоуправление позволяет более ярко прожить жизнь каждому ребёнку, развивает творческие способности личности, позволяет самоутвердиться в коллективе сверстников. А сегодняшний успех в учёбе, в школе – это завтрашние победы в жизни!
Воспитательная система класса - максимально открытая система. Родители, педагоги школы, работники учреждений дополнительного образования - наши сотоварищи и на уроках, и во внеклассной деятельности. В развитии младших школьников целесообразно использовать потенциал города: музеи, библиотеки, школа искусств, кружки в школе, ДК, ДЦ «Спектр» спортивные секции. Участие в различных мероприятиях не только оставляет яркий эмоциональный след в душах и памяти детей, но и побуждает к дальнейшей творческой деятельности, к желанию познать себя и свои возможности.
Воспитательная система – единое целое и все направления работы в её рамках связаны воедино. Также это динамичная система, изменяющаяся со временем, поэтому, конечно же, я учитываю возрастные изменения детей, изменения, происходящие в жизни школы, общества, класса. Во всей системе работы я стараюсь реализовать идею сотрудничества и формирования благоприятного морально-психологического климата в коллективе. Это способствует достижению в нашем классе положительных результатов в учебно-воспитательном процессе.
Критериями эффективности воспитательной системы класса являются следующие:
- уровень воспитанности учащихся;
- уровень успеваемости и качества знаний;
- отношение ребёнка к своему « Я»;
- уровень сформированности классного коллектива;
- нравственная направленность личности;
- степень удовлетворенности учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе и школе, заинтересованность и активность в общешкольных мероприятиях и делах.
В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения результативности учебно-воспитательного процесса, такие как:
- Выявление уровня воспитанности.
- Тест «Любят ли вас окружающие».
- Занятие-практикум «Как помочь товарищу, если он попал в беду?»
- Анкетирование «Межличностные отношения школьников».
- Опрос «Какой у нас коллектив».
- Сочинение – рассуждение «Каким я стал за этот год и почему».
- Оформление летописи – фотоальбома « Это – мы» (итоги года).
Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности классного коллектива, использовать ее при планировании организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса
Вся деятельность по построению и развитию воспитательной системы класса направлена на то, чтобы учащийся в течение 4 лет смог развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогами, учениками, родителями образу выпускника начальной школы.
Образ выпускника складывается из шести потенциалов личности:
- нравственный (ценностно-ориентировочный) потенциал: восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как “семья”, “природа”, “школа”, “учитель”, “Родина”, “дружба со сверстниками”, “уважение к старшим”, потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей и свои, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения, знать символы и гимн нашего государства;
- познавательный потенциал: наблюдательность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;
- коммуникативный потенциал: (овладение простейшими коммуникативными навыками): умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе, сформированность первичных навыков саморегуляции;
- художественный потенциал: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной среде и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства;
- физический потенциал: соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, ловким и закаленным;
- трудовой потенциал: соблюдение правил безопасности при любой работе, воспитание уважения к чужому труду, осознание полезности обществу, знакомство с распространенными профессиями.
Задача педагога - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой. Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуёмное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом. Это подтверждают и слова известных людей. Гете: «Учатся у тех, кого любят. Чтобы изменять других, их надо любить». Известный педагог С.Б. Елканов писал: « Огонь разжигается огнем, личность формируется личностью».
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основная задача современной школы – помочь ребёнку реализовать свои возможности. Для этого между педагогом и ребёнком необходимо установить такие взаимоотношения, которые способствовали бы его развитию, создавали условия для его самодвижения. Такую важную задачу необходимо каждодневно, планомерно решать.
Приоритетные направления воспитательной работы.
Направление «Здоровье»
Девиз: здоровье свыше нам дано, учись, малыш, беречь его.
Одно из направлений воспитательной деятельности: создание ценности здоровья как основы всех дальнейших успехов в формировании личности ребенка.
Общеизвестно, что здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России. Однако ученые констатируют, что проблема сохранения здоровья детей не теряет своей актуальности. И более того имеет тенденцию к нарастанию. Важно, начиная с раннего детства, воспитывать у детей активное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой. Опыт работы со школьниками показал, что у детей, не приученных заботиться о своем здоровье, неизбежны психологические срывы, им сложнее адаптироваться в окружающем их мире. А ведь, в современных условиях, жизнь заставит их столкнуться с возросшей конкуренцией, когда больших успехов в жизни и карьере добиваются более здоровые и образованные сверстники.
Для развития целостного понимания ценности здоровья у детей, я определила следующие задачи:
1. Содействовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья детей.
2. Воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни (физическое совершенство, психическое здоровье, социальная безопасность, правила гигиены и др.)
3. Сформировать здоровьесберегающие навыки и привычки на основе валеологических знаний.
Основные моменты деятельности классного руководителя.
1.Сотрудничество с медицинским работником школы и детской поликлиникой, с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.
2. Сотрудничество с родителями в рамках обозначенной проблемы.
3. Сотрудничество с нешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую работу с учащимися и их родителями.
3. Организация школьной жизни детей (режим учебных занятий, интенсивность учебной нагрузки, эмоциональный климат в классе).
Работу с детьми по этому направлению, нужно строить по перспективному плану, который дает возможность вести работу системно и комплексно. Мероприятия валеологической направленности органично вплетаются в режимные моменты и деятельность детей. В основу составления перспективного плана включены следующие мероприятия:
1 класс
1. « Что такое режим дня?» (Беседа с примерами из литературных произведений)
2. « Чистота – залог здоровья!» (Практическая игра)
3. « Самые ловкие и умелые». ( Спортивные соревнования)
4. « Свет зелёный всем мигает - в путь- дорогу приглашает». ( Игра- викторина)
2 класс
1. « Полезные и вредные привычки». (Беседа с обсуждение)
2. « Быстрый бутерброд до добра не доведёт». ( Беседа о культуре питания)
3. « Что будет, если никогда не умываться?». ( Беседа с обсуждением)
4. « Сильные, ловкие, смелые». (Соревнования)
5. « Где нас подстерегает опасность». (Разбор ситуаций)
3 класс
1. « Зачем нужны витамины и прививки». (Беседа с обсуждением)
2. « Наше настроение и здоровье». (Беседа, разбор ситуаций)
3. « Все на лыжи!» ( Спортивные соревнования)
4. « Моё здоровье». (Конкурс рисунков и плакатов)
5. « Не шути с огнём». (Правила пользования электроприборами, поведение с огнём)
4 класс
1. « Правильное питание – залог здоровья!» (Беседа)
2. « Путешествие в зелёную аптеку». (Игра – путешествие)
3. « Спортивная карусель». (Соревнования)
4. « Правила учи – себя береги». (Викторина о правилах безопасности)
5. « Значение режима дня в жизни школьника» (Диспут)
Работа по этой системе дает положительные результаты, т.к. имеющиеся у ребенка знания, благодаря их неоднократному практическому и действенному воспроизведению в игре, опытной деятельности, приобретают более прочный и более осознанный характер.
Направление « Интеллектуальная (познавательная) деятельность»
Задачи деятельности классного руководителя в этом направлении:
1. Формирование интеллектуального потенциала детей на основе учебной и творческой
деятельности;
2. Приобретение знаний как условия нормальной жизнедеятельности в современном мире.
Примерные темы классных часов и внеклассных мероприятий:
1 класс
1. « Мы стали школьниками!» (Беседа о правилах поведения в школе)
2. « Школа моей мечты» (Праздник посвящения в первоклассники)
3. « Азбука – к мудрости ступенька». (Игра)
4. « Учебная книга – наш друг и помощник!» ( Библиотечный урок, практические занятия)
2 класс
1. « Мои любимые книжки» (Литературные посиделки)
2. «Счастливый случай». (Интеллектуальные соревнования)
3. Экскурсии в музеи; поездки в г. С-Петербург (театры, выставки)
4. « Покорители космоса». (Выставка рисунков)
3 класс
1. « Времена года в творчестве разных писателей». (Литературные посиделки)
2. Участие в олимпиадах и интеллектуальных марафонах по предметам.
3. Открытые уроки для родителей.
4. « Путешествие по морю знаний» (Игра – викторина)
5. « Семейный эрудит» (Конкурс кроссвордов; самый интересный вопрос по теме)
4 класс
1. « Турнир умных и находчивых» (Игра – викторина)
2. Участие в олимпиадах и интеллектуальных марафонах по предметам.
3. Открытые уроки для родителей.
4. « Отечества достойные сыны» (Встречи с известными людьми города, ветеранами войны)
5. Экскурсии в музеи; поездки в г. С-Петербург (театры, выставки)
Направление «Общение»
Снижение культуры поведения и общения, культуры речи в стране, тенденции к распространению жаргона, употребление нецензурных выражений, рост эмоционального общения - все это свидетельствует о том, что повышение культуры поведения и общения детей является важнейшей педагогической задачей.
Способность общаться, или коммуникативные способности, психологи определяют как индивидуально-психологические особенности личности. Способность к общению включает в себя:
-желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»)
-знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении
с окружающими («Я знаю»)
- умение организовать общение («Я умею»)
Целью деятельности классного руководителя является: обучение детей умению общаться, взаимодействовать друг с другом, воспитывать
терпимость по отношению к людям, помочь адаптироваться детям не только
к жизни в школе, но и за ее пределами.
Задачи деятельности классного руководителя в направлении «Общение»:
1. Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений, с принципами уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.
2. Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик»,
«ученик-ученик», «взрослый-ребенок».
3. Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.
4. Учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.
5. Формировать культуру толерантных отношений.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Общение»:
-Изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе.
-На материале диагностики определение проблем в общении учащихся и
организация коррекционной работы.
-Обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения.
-Организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения.
-Изучение положения отдельных учащихся и всего класса в целом детском
коллективе.
-Обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения.
Примерные темы классных часов с детьми.
1 класс
1. « Про то, как добро и зло боролись» (Сказка)
2. « Дружба начинается с улыбки» (Законы дружбы)
3. « Что такое хорошо и что такое плохо?» (Беседа с примерами из литературных произведений)
4. « Как надо разговаривать со взрослыми» (Беседа – игра)
5. « Весёлые правила хорошего тона». (Сюжетно- ролевая игра)
2 класс
1. « Как надо вести себя в школе» (Беседа – игра)
2. « Уважая себя, уважайте других» (Беседа с обсуждением)
3. « Словарь волшебных слов» (Игра)
4. « Произведения детских писателей о поступках детей» (В.Осеева, А.Толстой)
3 класс
1. « Какому человеку можно доверять?» (Беседа)
2. « Учимся выигрывать и проигрывать». (Беседа – соревнование)
3. « Учимся правильно жить и дружить» (Сюжетно- ролевые игры)
4. « Правила хорошего тона». (Игры)
4 класс
1. « ЧП в дружеских отношениях или, что мешает дружбе». (Диспут)
2. « Портрет моего класса». (Игра)
3. « Доброе слово, что день ясный». (Разбор ситуаций)
4. « Друг в беде не бросит, лишнего не спросит!» ( Сочинение)
Нравственность
Девиз: «В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья». Свадковский Н.Ф.
Работа с детьми направлена на решение следующих задач:
1. Получение и расширение знаний учащихся о России, о родном крае; об истории своей семьи;
2. Воспитание гражданского самосознания;
3. Воспитание нравственно - этических и моральных качеств личности (чувства товарищества и сотрудничества, стремление говорить правду, поступать по справедливости, с уважение относиться к старшим).
Примерные темы классных часов и внеклассных мероприятий:
1 класс
1. « Дом, в котором я живу». (Беседа – обсуждение)
2. « Мои любимые игры и игрушки». (Беседа с играми)
3. « Слава солдатская – сила богатырская».
4. « Про братьев наших меньших». (Викторина)
5. « Птичья столовая» (Практическая работа)
6. « Мои родные». (Выставка рисунков)
2 класс
1. « Откуда мы родом». (Беседа о родословной своей семьи)
2. « Наша страна Россия». (Конкурс чтецов)
3. « С любовью к природе». (Викторина)
4. « О людях нашей страны». (Беседа)
5. « Русский солдат умом и силой богат». (Беседа с примерами из литературных произведений)
3 класс
1. « Моя помощь родным». (Беседа – диспут)
2. « Моё Отечество». (Посещение краеведческого музея ВСШ №1)
3. « Звучи, памяти набат!» (Участие в вахте памяти)
4. « Гармония в природе». (Экологический плакат)
5. « А в нашей семье…» (Сочинения с иллюстрациями)
4 класс
1. Походы и поездки по историческим местам и местам Боевой Славы.
2. « Что я думаю о войне?» « Рассказ моего дедушки о войне». (Сочинения)
3. Литературная композиция « Слава тебе, победитель- солдат!»
4. « Зимняя кладовая» (Экологическая акция)
5. « Герои Отечества». (Создание буклета)
6. « Великая Отечественная война. Подвиг народа». (Создание творческого проекта)
Реализация намеченных мероприятий по программе повысит уровень развития нравственных представлений учащихся, окажет положительное влияние на личностное развитие школьников (повышается их позитивная активность, развивается их эмоциональная сфера, повышается стремление к сотрудничеству, взаимодействию, взаимопомощи), на их продвижение в первичной социализации.
При этом сохраняется индивидуальность ребенка, физическое и психическое здоровье, формируется умение взаимодействия с окружающими.
Литература
1. Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети!», М.: «Просвещение» 1988 г.
2. Дереклеева Н.И. «Родительские собрания в 1-11 классах», М.Вербум-М, 2001 год.
3. Дереклеева Н.И. «Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы». М.: «ВАКО» 2004 год.
4. Кузнецова Л.В. «Гармоничное развитие личности младшего школьника». М.: «Просвещение» 1988 год.
7. Максимова В.И. «Теоретические основы и методика воспитания младших школьников», М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция воспитательной работы "Город РАДОСТИ".
Данная концепция была представлена на городском конкурсе классных руководителей г.Кирова в 2007 году. Победитель конкурса "Самая классная классная"“Воспитывает все: люди, вещи, явления, но преждевсего...
Концепция воспитательной работы моего класса
Воспитательная система моего класса. Победитель конкурса "Классный самый классный"...
Концепция воспитательной работы
Концепция воспитательлной работы. Цели и задачи воспитания. Идеи воспитательной системы....
статью "Концепция воспитательной работы".
Статья по воспитательной работе....
Концепция воспитательной работы.
О будущем,которое начинается сегодня....
Концепция воспитательной работы учителя начальных классов
В данном материале рассказывается о построении воспитательной системы класса через работу с семьей и школой....