Программа воспитания "Свет"
методическая разработка на тему
Программа воспитательной работы в начальной школе. С планированием воспитательной работы на 4 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dmitrieva_e.l._programma_vospitaniya_svet.doc | 242.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Лодейнопольская начальная общеобразовательная школа»
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
«СВЕТ»
Разработала:
учитель начальных классов
Дмитриева Елена Леонидовна
г. Лодейное Поле
2014 г.
Содержание.
Введение. Актуальность …...………………………………………………………………… 3
Основная часть.
- Концептуальные основы программы воспитания………………….………………...5
- Цель, задачи и принципы программы воспитания…………...……….………...........5
- Программа реализации………………………………. …………................................12
- Диагностика результативности и анализ эффективности реализации программы.……….……………………………………………………………………18
Заключение…………………………………………………………………………………….23
Приложение……………………………………………………………………………………24
Список использованных источников…….………….…………………………………….....48
Введение. Актуальность.
«Даруй свет, и тьма исчезнет сама собой…»
Э. Роттердамский
В идеале человек, живущий в современном обществе, должен уметь самостоятельно строить свою жизнь, неся ответственность за нее и транслируя гуманистические ценности.
Нормативно-правовые и научно-методические документы (Послание Президента Федеральному собранию 2013 г., ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральная программа развития образования до 2020 года, Концепция модернизации Российского образования, Концепция воспитания в Ленинградской области) отмечают приоритетность воспитания в работе общеобразовательных учреждений: «Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе…»
Сегодняшние ученики живут в пространстве, создаваемом старшими членами семьи, которые по-разному пережили противоречивость ценностных тенденций в общественном сознании в 90-е годы.
Отношения детей с внешним миром часто опосредуются телевизионными передачами, мультфильмами и фильмами, компьютерными играми, имеющими низкое качество с точки зрения нравственности и высокую популярность среди школьников.
Младшие школьники в результате преобразований в обществе приобрели новые черты, не свойственные предыдущим поколениям детей данного возраста: информированность, критичность, требовательность к уровню жизни, стремление к сотрудничеству, ориентированность на авторитеты сверстников и другие.
Привитое, усвоенное в первые школьные годы сказывается на протяжении всей жизни, заложенное с детства прочно и устойчиво. Вот почему воспитание играет такую большую роль уже с первых школьных дней. В младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширение круга его общения. Человек не может жить вне связи с другими людьми, но вступать в отношения с ними он может по-разному: сотрудничать и соперничать, любить и ненавидеть, заботиться и быть безразличным. Форма этих отношений закладывается в детстве.
Становление человека не может происходить вне окружающей социокультурной среды, вне исторического и социального контекста регионального и территориального развития. Поэтому для успешного становления человека, его личности необходимы глубокая взаимосвязь с малой родиной, на которой он живёт.
Лодейнопольский район богат историческими и культурными традициями. Город Лодейное Поле является родиной балтийского флота. В годы Великой Отечественной войны (1941 – 1944 г) здесь проходил передний план Свирской обороны.
Лодейнопольская начальная общеобразовательная школа, в которой я работаю, образована в 1991 году и за период существования в ней сложились свои традиции. Она приобрела своё лицо, отличающее её от других учебных заведений. Учащиеся школы занимают призовые места в районных и областных олимпиадах по математическому, естественно – научному, гуманитарному направлениям.
Школа работает в тесном контакте с учреждениями дополнительного образования: Детским центром эстетического развития (ДЦЭР), детской библиотекой, Домом народного творчества (ДНТ), детской художественной школой, спортивными секциями и клубами «Форвард», «Славатор», Лодейнопольским историко - краеведческим музеем, общественным музеем истории блокады Ленинграда, молодёжной организацией «Перспектива».
Набирая учеников в первый класс, проанализировав индивидуальные паспорта готовности к школе, проведя анкетирование среди родителей, тестирование учащихся, я выявила следующее. Дети, активно посещавшие детские дошкольные учреждения, знали, что такое коллектив, требования, правила коллектива, а дети, которые по ряду объективных причин мало посещали детские дошкольные учреждения, испытывали, в большинстве случаев, дискомфорт, неуверенность в себе, страх быть непринятым.
Родители проявляли обеспокоенность коммуникативными навыками детей. В анкетах часто встречались фразы «нетерпелив», «вспыльчив», «плохо ориентируется в незнакомой среде».
Кроме того, анализируя взаимоотношения учащихся между собой, отношение их к школе, учёбе, я обнаружила следующие особенности:
- нетерпимость детей друг к другу,
- неумение трудиться на общее благо,
- эгоизм, дефицит общения,
- негативные отношения в семье, выливающиеся в агрессию,
- нервозность ребёнка.
Продумывая свою воспитательную программу, я руководствовалась основные идеями и положениями модернизации российского образования, социальной, культурной, экономической спецификой региона, новыми направлениями и способами решения современных воспитательных задач, основанных на идее воспитания гражданина и патриота своей Родины, нашедших своё отражение в документах Правительства и Министерства образования Российской Федерации, новой концепции воспитания в Ленинградской области (авторы: профессора С.А. Лисицын и С.В. Тарасов).
Изучила авторские концепции Е.В.Бондаревской, В.А.Караковского, В.В.Серикова, Н.Е. Щурковой, которые выдвигают комплекс ориентиров, отвечающих потребностям сегодняшнего дня и определяют тенденции в области воспитания школьников, помогающие создать воспитательную систему в детском коллективе. Воспитание в культурологической концепции Е.В.Бондаревской определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, социализации, жизненном самоопределении. Человек культуры - это свободная личность, способная к самоопределению, гуманная, духовная, творческая и адаптивная. Концепция Н.Е.Щурковой направлена на формирование образа жизни, достойного Человека. Цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь по законам Истины, Добра и Красоты. Концепция гуманно-демократической воспитательной системы В.А.Караковского основана на незыблемых ценностях: Земля - общий дом человечества, малая родина; семья - естественная среда развития личности; культура - великое богатство человека; человек - абсолютная ценность.
Концептуальные основы программы воспитания.
Видение воспитательной системы класса.
Воспитательная система класса охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы.
Считаю, что необходимо стараться, используя различные методы и технологии, развивать любые, самые малые ростки успеха. Для этого требуется, прежде всего, готовность педагога создавать среду, в которой почти каждый ученик сможет почувствовать и испытать вкус успеха, вкус победы.
Вся воспитательная система должна пробудить у ребёнка интерес к самому себе. Он должен научиться ставить себе вопросы и отвечать на них. Кто я? Какой я? Чего я хочу? Что я могу? Нужно научить ребёнка найти ответы, не испытывая при этом вины и страха, боязни и неуверенности.
Стремлюсь помочь ученику в формировании адекватной самооценки, самоуважения, уверенности в своих силах, собственной успешности. Ребёнку необходимо почувствовать свою значимость. Это приводит к эмоциональному равновесию и желанию самореализации.
Умение ученика управлять собой осознанно, а не бездумно подчиняться приказу – одно из важнейших звеньев реализации целей воспитания. Управление самим собой - это ещё и умение самостоятельно, без посторонней помощи решать свои проблемы.
Кроме того, ребята должны учиться высказывать своё мнение, учиться отстаивать его, а также признавать свою неправоту, уважать чужое мнение. У учащихся необходимо воспитывать терпимое отношение к разным людям, вещам и взглядам.
В каждом ребенке я, прежде всего, пытаюсь увидеть личность, и уже исходя из этого, устанавливаю контакты с учениками, моя задача, чтобы ребенок раскрыл свой внутренний мир. Такой стиль общения дает возможность для изучения личности, а, следовательно, и для выявления ее наклонностей и потенциальных возможностей.
Мои ученики свободно высказывают свои мысли, они чувствуют мою поддержку, не ощущают страха и одиночества, чувствуют доверие к себе и уважение к своей личности.
Успехи класса не возникают на пустом месте, они становятся итогом постоянных усилий и целенаправленной работы всех: педагогов, учащихся, родителей. Благодаря чему достигается педагогически целесообразная согласованность целей, задач, стимулов, средств воздействия на учащихся и методов организации деятельности школьников. Изучение педагогической литературы, проверка теоретических положений в практической деятельности позволили создать воспитательную систему класса.
Цель, задачи, принципы программы воспитания.
Цель и задачи воспитания и социализации младших школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.
В Концепции модернизации российского образования такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулирую основную педагогическую цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи воспитания.
- Создавать условия для формирования в каждом ребёнке нравственных ценностей, гражданственности, веры в прекрасное, ответственности, этической культуры;
- формировать активную жизненную позицию, умение анализировать свои поступки, прогнозировать последствия своих действий;
- создавать условия для развития физических, умственных, творческих способностей человека;
- научить ориентироваться в обществе, сформировать культуру общения;
- создавать условия для воспитания потребности в созидательной деятельности, положительном отношении к труду, как к средству самовыражения.
В основе реализации концепции положены следующие принципы:
- Принцип личностно-ориентированного общения – заключается в выборе партнёрства, соучастия и взаимодействия, как приоритетных форм общения педагога с детьми.
- Принцип тематического планирование материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: Родина, семья, природа, культура, здоровый образ жизни.
- Принцип наглядности - предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности.
- Принцип последовательности - предполагает планирование изучаемого образовательного материала последовательно, чтобы дети усваивали знания постепенно в определённой системе.
- Принцип занимательности - направлен на формирование у детей желания выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата, для этого изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным.
Этапы построения.
- Организационный (с сентября 2011 г. по январь 2012 г.)
Цель: выявление перспективных направлений воспитательной системы и её моделирования.
- Основной этап (с января 2012 г. по январь 2014 г.)
Цель: переход воспитательной системы класса в новое качественное состояние.
- Обобщающий (с января 2014 г. по май 2015 г.)
Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития класса.
Механизм реализации.
Воспитательная деятельность обеспечивает личностный рост детей при следующих условиях:
- если она представляет собой воспитательную систему гуманистической ориентации, ее содержание определяется структурой педагогического сообщества и технологиями внедрения отобранных идей в практику;
- если воспитательная деятельность строится в логике постепенного и постоянного усложнения процесса развития ребенка: выстраивания воспитывающих ситуаций от простого к сложному, вплоть до использования и специального создания экстремальных ситуаций как ситуаций проверки детьми своих сил и возможностей;
- если в воспитательной деятельности учитываются как позитивные, так и негативные характеристики пространства Детства и существуют способы использования позитива и блокирования, нейтрализации и компенсации негатива;
- если создано гуманистическое воспитательное пространство, живя в котором ребенок получает возможность освоения позитивных стандартов общения, проходит путь активного самопознания, самопроявления и саморазвития, приобретает опыт позитивного и успешного бытия;
- если отличительными особенностями деятельности педагогов является бескорыстие, конкретное и диалектическое видение ребенка, отказ, как от его идеализации, так и от неоправданного оптимизма, что школа сможет сделать из ребенка все, что захочет; постоянное и глубокое изучение ребенка; понимание и терпимость воспитателя во взаимодействии с детьми;
- опора на положительное в ребенке, постепенное ослабление отрицательных черт его характера путем осторожного внесения корректив и развитие положительных качеств;
- если воспитательная деятельность становится доминантой профессиональной педагогической деятельности.
Воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России представлено в программе «СВЕТ».
Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования и представляет четыре содержательные линии:
С чего начинается Родина…
В здоровом теле здоровый дух.
Если хочешь изменить мир, начни с себя.
Твори разумное, доброе, вечное.
Задачи | Содержание | Формы работы |
С чего начинается Родина… | ||
Создание условий для воспитания социально - активной личности гражданина и патриота. | - элементарные представления об устройстве Российского государства, о его важнейших законах; - представления о символах государства; - о возможностях участия граждан в общественном управлении; - элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России; - интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе; - уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; - начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; - элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов; - интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края, города; - стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города; - любовь к своей школе, своему городу, народу, России; - уважение к защитникам Родины. | - беседы, чтение книг; - экскурсии, путешествия по историческим и памятным местам; - сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания; - творческие конкурсы, праздники; - посильное участие в социальных проектах, - игры военно-патриотического содержания, встречи с ветеранами и военнослужащими; - фестивали, презентации. |
В здоровом теле здоровый дух. | ||
Создание условий для формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. | - ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников; - элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива); - понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; - знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня; - интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях; - первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека, о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. | - беседы о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта; - прогулки для укрепления своего здоровья; - подготовка и проведение подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований; - консультации для составления здоровьесберегающего режима дня и контроля его выполнения, поддержания чистоты и порядка в помещениях, соблюдения санитарно-гигиенических норм труда и отдыха; - беседы с педагогами, медицинскими работниками образовательного учреждения, родителями (законными представителями); - совместные мероприятия с общественными организациями; - праздники здоровья. |
Если хочешь изменить мир, начни с себя. | ||
Создание условий для воспитания нравственных чувств, ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологического сознания. | - первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях; - различение хороших и плохих поступков и умение их анализировать; - представления о правилах поведения дома, на улице, в общественных местах, на природе; - уважительное отношение к родителям, старшим, младшим; - установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; - знание правил вежливого поведения, культуры речи; - представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; - развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; - ценностное отношение к природе и всем формам жизни; - элементарный опыт природоохранной деятельности; - бережное отношение к растениям и животным. | - проведение внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, - классные часы, просмотр учебных фильмов, наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей; - обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности; - посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе; - беседы, проекты; - проведение открытых семейных праздников, выполнение презентаций совместно с родителями и творческих проектов, проведение мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями). - экскурсии, прогулки по родному краю; - очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц, создание и реализация коллективных природоохранных проектов. |
Твори разумное, доброе, вечное. | ||
Создание условий для воспитания трудолюбия, творческого отношения к труду, ценностного отношения к прекрасному. | - формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества; - интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам, музыке; - уважение к труду и творчеству старших и сверстников; - элементарные представления об основных профессиях; - ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности; - элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; - первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов; - бережное отношение к результатам своего т руда и труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам. | - беседы о профессиях своих родителей; - сюжетно-ролевые экономические игры; - праздники труда; - презентации учебных и творческих достижений; - проектные работы; - экскурсии в музей; - посещение театров и выставок. |
В результате реализации программы необходимо создать условия для достижения:
• воспитательных результатов - тех духовно - нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
• эффекта - развития обучающегося как личности формирование его компетентности, идентичности и т.д.
При этом учитывается, что достижение эффекта - развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т. д. - становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, семьи, ближайшего окружения, общественности, СМИ, а также собственным усилиям обучающегося.
В соответствии с возрастными особенностями детей воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются по трём уровням.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
• на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Модель выпускника начальной школы.
Нравственный потенциал Выпускник понимает сущность нравственных качеств и черт характера окружающих людей, проявляет в отношениях с ними доброту, честность, порядочность, вежливость; активность в общешкольных и классных делах | Познавательный потенциал Выпускник с желанием учится, самостоятельно добывает новые знания, включается в трудовую деятельность | Коммуникативный потенциал Выпускник владеет умениями и навыками культуры общения, может корректировать в общении свою и чужую агрессию, поддерживать эмоционально устойчивое поведение в жизненных кризисных ситуациях | Физический потенциал Выпускник стремится к физическому совершенствованию через здоровый образ жизни, двигательную активность |
Взаимодействие семьи и школы.
В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль: это первая ступенька социализации и самосознания ребенка. Поэтому для классного воспитателя изучение семей учащихся является важной составляющей в структуре его общих обязанностей и профессиональных интересов.
Как педагог со стажем, стараюсь использовать различные формы работы с учениками и родителями. Среди традиционных форм я использую: родительские собрания, собрания учеников и родителей, индивидуальные консультации для родителей, посещение на дому. Родители являются инициаторами, организаторами таких форм работы. Интересующие вопросы определяются через анкеты, которые проводятся 1 раз в полугодие (см. приложение).
В работе с родителями используются различные формы:
• круглый стол, где каждый родитель может высказать свое мнение, задать интересующий вопрос;
• родительские чтения;
• родительские вечера;
• родительские лектории;
• тематические консультации.
Такая работа помогает мне лучше узнать семьи и их проблемы, родителям - особенности воспитания своих детей, найти правильный подход к своему ребенку, детям - получить правильное ориентирование, становление личности.
Во взаимодействии с учениками основным является слово и мой личный пример. Зная возрастные особенности детей младшего школьного возраста, я использую игровые, трудовые, психологические, образно-художественные формы, учу каждого ребенка реально оценивать свои поступки и поступки других.
Программа реализации.
1 класс.
Сроки | С чего начинается Родина | В здоровом теле - здоровый дух. | Если хочешь изменить мир, начни с себя… | Твори разумное, доброе, вечное. |
Сентябрь | Урок гражданина. Экскурсия - «Мой город». Конкурс рисунков - «Моя семья». | «Зарничка». Беседа - «Твое здоровье - что это?». Родительское собрание - «Адаптация ребенка в школе в условиях ФГОС». | Знакомство первоклассников с правилами для учащихся. Беседа - «Я - ученик». Диагностика учащихся через проведение игр. Игра по станциям - «В гостях у Смешариков». | Посвящение в первоклассники - «Здравствуй школа». Мастерская - «Снова осень стоит у порога». |
Октябрь | Беседа - «Моя Родина-Россия!». Посещение историко-краеведческого музея. Беседа - «Уважай старость». | День Здоровья. Кл. час - «Твой режим дня». Родительское собрание - «Здоровье-это здорово». | Праздник - «Мы первоклассные ребята». Кл. час - «Что такое хорошо и что такое плохо» | Операция - «Зеленый дом». Благоустройство класса. |
Ноябрь | Кл. час - «Ваши права, дети». Игра - «Помни имя свое». Кл. час - «Моя семья». | Уроки доктора Айболита. Веселые старты. Выставка рисунков - «Полезные привычки - наши друзья». | Игра-практикум: «Подари другому радость». Интеллектуальная игра - «Умники и умницы». | Общешкольное собрание - «Учеба и творчество шагают рядом». Выставка творческих работ. |
Декабрь | Кл. час - «Азбука прав и обязанностей». | Зимнее развлечение - «Снеговики - друзья». Беседа - «Как вести себя дома одному». | Родительское собрание - «Как помочь ребенку стать внимательным». Встреча с инспектором ГИБДД, выставка рисунков - «Красный. Желтый. Зеленый». | Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку. Мастерская Деда Мороза. Беседа с сотрудниками Нижне- Свирского заповедника - «Покормите птиц зимой». |
Январь | Кл. час - «Любовь к Родине- это ценность». | Поход выходного дня (совместно с родителями). «Подвижные игры на снегу». | Кл. час - «Мы на дорогах города» | |
Февраль | Беседа – «Кто такие защитники Родины». | «Снежная олимпиада» (эстафета на улице). Беседа - «Сменная обувь - зачем она?». | Кл час – «Правила организованности: внимательность, точность, аккуратность». | «Математический калейдоскоп» Конкурс - « А ну-ка, мальчики!» |
Март | Кл. час - «Удивительные мамы». Конкурс чтецов - «Пусть всегда будет мама». | Кл. час - «Гигиена и ее значение». | Беседа - «Весна! Весна! И всё ей радо». | Родительское собрание - «Чтение - лучшее учение». Праздник - «Посвящение в читатели». |
Апрель | Кл. час - «Покорители космоса». | День Здоровья. День защиты детей. Круговая эстафета. | Викторина по сказкам. Общешкольное собрание - «Взаимодействие ОУ и семьи - ключевое условие успешного введения ФГОС». | Игра – путешествие: «Колесо знаний». |
Май | Фестиваль песни, посвященный Дню Победы - «Я помню, я горжусь» (песня «Солнечный круг»). Кл. час - «Праздник со слезами на глазах». | Поход. Игры на свежем воздухе. | Родительское собрание - «Итоги года». | Операция - «Уют в классе». |
Итогом работы первого года является:
- приобретение учащимися социальных знаний об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе;
-первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
-положительное отношение учащихся к своему здоровью;
-создание положительного интереса к изучению истории своей семьи, своего края.
2 класс.
Сроки | С чего начинается Родина | В здоровом теле-здоровый дух | Если хочешь изменить мир, начни с себя… | Твори разумное, доброе, вечное |
Сентябрь | Урок гражданина - «Я - человек и гражданин». Кл. час - « Человек среди людей». Экскурсия - «Достопримечательности города Лодейное Поле». | Спортивная игра - «Зарничка». Веселые старты. «Поезд Здоровья» (совместно с «Перспективой»). | Беседа - «Интересно ли учиться в школе?». Кл. час - «Почему ко мне так относятся?». Родительское собрание - «Каким ему быть и как его воспитывать». | Мастерская - «Краски осени!». Конкурс поделок из молочных упаковок - «День школьного молока». |
Октябрь | Кл. час - «Городу Лодейное Поле- 310 лет». Конкурс рисунков - «Мой город- мой дом». Посещение историко - краеведческого музея (тема экскурсии - «История города»). | День Здоровья. Конкурс - «Спортивный класс». | Ролевая игра - «Кто мой друг» . Дискуссия - «Зачем мы ходим в школу». | Операция «Зеленый класс». Благоустройство класса. |
Ноябрь | Беседа - « Великие символы славной Отчизны». Кл. час - «История Российского флага». | Беседа - «Здоровье и питание». Выставка рисунков - «Мое здоровье в моих руках». | Кл. час - «Гражданин 21 века». Игра «Бросайка». Конкурс чтецов, посвященный 125-летию С.Я. Маршака. | Общешкольное собрание - «Как помочь ребенку хорошо учиться». Выставка творческих работ. |
Декабрь | Кл. часы: «Конституция-основной закон нашей жизни »; «Мои права и обязанности». Час поэзии - «Мне посчастливилось родиться в России». | Все на лыжи и санки. Конкурс скульптур из снега. | Родительское собрание - «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии». Встреча с инспектором ГИБДД. «Академия пешеходов». | Мастерская Деда Мороза. Изготовление кормушек для птиц, организация птичьих столовых. |
Январь | Работа над проектом «Моя семья». Праздник семьи (защита проектов). | Открытие лыжного сезона. Кл. час - «Путешествие в страну здоровья». | Кл. час - «Законы улиц и дорог». | КТД операция «Уют». Путешествие по морю профессий. |
Февраль | Кл час - «Красные даты нашего календаря». | «Папа, мама, я- спортивная семья». Кл. час - «Откуда берутся грязнули?». | Кл. час - «О лени и лентяях». | «Математический калейдоскоп». «Кенгуру». Конкурс - « А ну-ка, мальчики!». |
Март | Кл. час - «От всей души о маме». Конкурс чтецов - «Пусть всегда будет мама». | «О вкусной и здоровой пище» - издание книжки- самоделки. | Литературная гостиная (к 100-летию С. В. Михалкова). Конкурс чтецов. | Конкурс рисунков - «Профессия моей мамы». |
Апрель | Кл. час - «Человек и космос». День защиты детей. | Игра - «Лесенка здоровья». Круговая эстафета. | Родительское собрание - «Оценка метапредметных и личностных результатов образования». | Совместная работа по уборке территории. |
Май | Фестиваль песни, посвященный Дню Победы - «Я помню, я горжусь». «Вахта памяти». | Поход. Игры на свежем воздухе. | Родительское собрание - «Итоги года» | Книжкина больница. |
Итогом работы второго года является:
- развитие детского коллектива;
-проявление уважительного отношения к друг другу, к старшим;
-расширение кругозора учащихся;
-активный интерес к истории своей Родины, семьи;
-снижение уровня заболеваемости;
- активное участие родителей в жизни класса и школы
3 класс.
Сроки | С чего начинается Родина | В здоровом теле-здоровый дух | Если хочешь изменить мир, начни с себя… | Твори разумное, доброе, вечное |
Сентябрь | Урок гражданина. Символы моей страны. | Соревнования по футболу. Осенний кросс. Кл.час - «Счастлив тот , кто здоров». | Выборы актива класса. Практические игры. «Учимся правильно жить и дружить». | Благоустройство класса. КТД -благоустройство пришкольной территории. |
Октябрь | Интеллектуальная игра - «Эрудит» к 310-летию Санкт-Петербурга. Посещение историко- краеведческого музея. | День здоровья. Конкурс - «Спортивный класс». Кл. час - «Путешествие витаминки». | Дискуссия - «Взаимное уважение». Родительское собрание - «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как доброта ». | Операция - «Зеленый класс». |
Ноябрь | Беседа - «Конституция страны - основной закон». | Беседа - «Полезные привычки -наши друзья». Выставка творческих работ - «Моя семья выбирает здоровье». | Кл. час - «Дружим с добрыми словами». Диспут - «Посеешь привычку- пожнешь характер». | Декада по русскому языку. «Мы в ответе за тех кого приручили» - устный журнал. |
Декабрь | Кл. час - «Мои права и обязанности». | Все на лыжи и санки. Конкурс скульптур из снега. | Родительское собрание - «Искусство наказывать и прощать». Кл. час - «Что такое мой характер». | Мастерская Деда Мороза. КТД - «Мой класс самый праздничный». |
Январь | Кл. час - «70-летию снятия блокады посвящается…». | Открытие лыжного сезона. | Кл. час - «Мы и компьютер». Диспут - «Что такое жадность?». | «Что, где, когда?»- игра-викторина. |
Февраль | Кл час - «Род, родные, Родина». | Игра – «А ну – ка, мальчики!». | Кл. час - «О лени и лентяях». | «Математический калейдоскоп». «Кенгуру». Конкурс - « А ну-ка, мальчики!». |
Март | Кл. час - «Герб моей семьи». | Беседа - «Всем на свете людям ясно, что шалить с огнем напрасно!». | «Мама, бабушка и я -вместе дружная семья». Кл. час - «Что значит похвала». | Конкурс рисунков - «Профессия моей мамы». |
Апрель | Кл. час - «12 апреля- день космонавтики». День защиты детей. | Поход выходного дня. Круговая эстафета. | Беседа об обидах и причинах обид. Письмо другу. | Совместная работа по уборке территории. |
Май | Фестиваль песни, посвященный Дню Победы «Я помню, я горжусь» . Встречи с ветеранами. «Вахта памяти». | Поход. Игры на свежем воздухе. | Родительское собрание - «Итоги года». | Книжкина больница. |
Итогом работы третьего года является:
-положительный микроклимат в классе;
-проявление уважительного отношения к друг другу, к старшим;
-расширение кругозора учащихся;
-активный интерес к истории своей Родины, семьи;
-снижение уровня заболеваемости;
-занятость учащихся в учреждениях дополнительного образования.
4 класс.
Сроки | С чего начинается Родина | В здоровом теле-здоровый дух | Если хочешь изменить мир, начни с себя… | Твори разумное, доброе, вечное |
Сентябрь | Я- гражданин России. Проект – «Знаменитые люди земли Лодейнопольской». | Зарничка. | Диагностика (социометрия, методика «Наши отношения»). Праздник дружбы. | Участие в КТД. Утренник для первоклассников «Чтобы радость дарить нужно добрым и вежливым быть». |
Октябрь | Кл. час - «Что я чувствую, когда рядом нет родных». Экскурсия - «Изучаю свой край». | День Здоровья. Беседа о профилактике вирусных заболеваний. Кл. час - «Здоровье–привилегия мудрых». | «Соблюдаем этикет» - викторина с инсценировками. Час общения - «Мир моих увлечений». Родительское собрание - «Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка». | «Мы друзья природы» - КТД. |
Ноябрь | Проект - «История моего города». Изготовление паспорта города. | Беседа - «Скажем НЕТ вредным привычкам». Конкурс плакатов. | Творческая игра - «Секреты общения». Диагностика. Кл. час - «Друг в моей жизни». | Декада по русскому языку. Олимпиада. |
Декабрь | Кл. час - «Символика нашей страны и нашего края». | «Мы за здоровый образ жизни» - конкурс презентаций, газет, рисунков. | Пресс-конференция «Однажды в моем классе». Кл. час - «Как не стать жертвой преступления». | Мастерская Деда Мороза. КТД. «Праздник Новый год» |
Январь | Встреча с ветеранами – блокадниками. Посещение музея блокады Ленинграда. | Кл. час - «Где нас могут подстерегать опасности». Соревнования на улице для малышей. | Кл. час - «Как разрешить конфликт?». Диспут. Родительское собрание - «Мы и наши дети». | «В мире много интересного» - игра-викторина. |
Февраль | Конкурс рисунков - «Бабушки и дедушки нашей семьи». Посещение зала боевой славы им. Талалихина «Герои России» | Спортивный праздник «Богатыри», посвященный дню защитника Отечества. | Кл. час «Наш класс в жизни школы». | «Математический калейдоскоп». КТД. Подготовка к празднику сказки. |
Март | Экскурсия в краеведческий музей (тема «Так жили наши предки»). | Кл. часы - «Курильщик- сам себе могильщик», «Рецепты наших предков». | Праздник инсценированной сказки. Кл. час - «Что значит быть счастливым?». | Выпуск стенгазеты. |
Апрель | Информационный классный час - «Интересные факты о моей стране из газет и журналов». | Поход выходного дня. Круговая эстафета. | Беседа - «Учимся выигрывать и проигрывать». Родительское собрание - «Итоги. Планы». | КТД «Летопись моего класса». |
Май | Фестиваль песни - «Этих дней не смолкнет слава». | Поход. Легкоатлетическая эстафета, посвященная Дню Победы. | Диагностика. | КТД «Школьный выпускной». |
Итогом работы четвертого года является:
-получение учащимися опыта самостоятельного общественного действия;
-активное участие в жизни класса, школы, города;
-проявление самостоятельной творческой активности;
-интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
-формирование негативного отношения к вредным привычкам;
-повышение интеллектуального уровня учащихся.
Диагностика результативности и анализ эффективности реализации программы.
Чтобы воспитательный процесс не был формальным, считаю необходимым отслеживание его эффективности, личностного роста каждого ребёнка.
В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции: информационную, прогнозирующую, оценочную, развивающую.
Информационная функция диагностики заключается в том, чтобы:
- выявить относительный уровень развития ребёнка;
- выявить уровень состояния педагогического взаимодействия;
- определить основные параметры будущей характеристики ученика.
Прогнозирующая функция диагностики заключается в том, чтобы:
- способствовать выявлению потенциальных возможностей развития учащихся;
- определять прогноз организации взаимодействия с учеником.
Оценочная функция диагностики заключается в том, чтобы:
- иметь представление о результативности педагогического взаимодействия;
- определить эффективность использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающих средств.
Развивающая функция диагностики заключается в том, чтобы:
- использовать диагностические методики для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития;
- создать условия для самореализации, самоощущения и саморазвития личности на основе диагностики.
Диагностическую деятельность провожу с учетом следующих условий:
- исследования направляю на выявление особенностей развития каждого ребенка;
- результаты диагностики сравниваю только с предыдущими результатами того же ученика, чтобы выявить степень его продвижения в развитии;
- изучение личности учащегося и ученического коллектива осуществляю на протяжении всех лет обучения в начальной школе;
- определяю перспективы развития ученика и коллектива;
- диагностика провожу в естественных условиях учебно - воспитательного процесса.
Основные результаты развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: экспертные суждения; анонимные анкеты, позволяющие анализировать ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; само оценочные суждения детей.
Оценку и коррекцию развития и воспитания осуществляю в ходе постоянного наблюдения в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
Мною был составлен примерный «Диагностический инструментарий».
Аспекты изучения | Диагностические средства |
Динамика развития личности школьника (личностный рост). | Анкета для оценки уровня школьной мотивации. Диагностика «Десять - Я». Тест «Оцени себя». |
Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в школе. | Диагностика «Мой класс». (Анкеты для родителей и детей). |
Уровень развития классного коллектива и характер взаимоотношений в нем. | Диагностика «Фотография». Анкета «Мой класс». Диагностика «Аукцион».(4класс) |
Уровень воспитанности. | Анкета из диагностической программы уровня воспитанности Н. П. Капустина, М. И. Шиловой. |
Анализ эффективности реализации программы.
С целью выявления школьной мотивации обучающихся в сентябре каждого года, начиная с 1 класса, я провожу тест «Мотивация учения и адаптация школьников» Лускановой Н.Г. (приложение №4)За три года обучения прослеживается положительная динамика. Высокий уровень мотивации в 1-м классе имеет 24% обучающихся, во втором 32%, в третьем –44% .
Результаты мониторинга (приложение №1).
Уровни | 1 класс | 2 класс | 3 класс | |||
количество | % | количество | % | количество | % | |
высокий | 6 | 24 | 8 | 32 | 11 | 44 |
средний | 7 | 28 | 10 | 40 | 9 | 36 |
внешняя мотивация | 5 | 20 | 4 | 16 | 3 | 12 |
низкая мотивация | 5 | 20 | 2 | 8 | 2 | 8 |
дезадаптация | 2 | 8 | 1 | 4 | - | 0 |
Высокий уровень развития в 3-А классе имеют 44% обучающихся. У этих детей положительное отношение к школе. Есть познавательная мотивация, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Эти ребята легко усваивают учебный материал, прилежны, внимательно слушают мои указания. Выполняют поручения без внешнего контроля, проявляют интерес к самостоятельной работе. Занимают высокое статусное положение в классе: 1 уровень – неформальные лидеры.
Средний уровень – хорошая школьная мотивация наблюдается у 36% обучающихся. Эти ребята положительно относятся к школе, понимают учебный материал, усваивают основное в программе. Самостоятельно решают типовые задачи. Внимательны при выполнении заданий, поручений, указаний, но требуют контроля. Сосредоточены по интересам, поручения выполняют, дружат со многими детьми в классе.
Внешняя мотивация –12% - имеют положительное отношение к школе. Но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Они достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако ходят в школы, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивации у таких детей сформированы в меньшей степени. Учебный процесс их мало привлекает.
Низкая школьная мотивация -8%. Эти дети относятся к школе безразлично или отрицательно. Посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину. И, как следствие, фрагментарно усваивают материал. Таким образом, эти дети находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Им требуется контроль и помощь, как учителя, так и родителей. Они испытывают трудности в обучении, проблемы в общении с одноклассниками.
Учитывая, что собственные познавательные мотивации формируются в младшем школьном возрасте, разрешению этой проблемы я уделяю самое большое внимание. С ребятами с низким уровнем познавательной активности и учебной мотивацией веду работу по нахождению личностных смыслов обучения, переосмысления уже имеющихся в наличии ситуаций. Для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчивого положительного отношения к школе я рекомендую родителям учитывать и воздействовать на те составляющие, от которых в большей степени зависит учебная мотивация.
Рекомендуемые составляющие:
-Интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности.
-Уверенность в себе.
-Направленность на достижениие успеха и вера в возможность положительного результата своей деятельности.
-Интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нём.
-Потребность и возможность в самовыражении.
-Понятие и одобрение значимыми людьми.
-Осознание значимости происходящего для себя и других.
-Потребность в социальном признании.
-Наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха.
-Ценность образования в рейтинге жизненных ценностей (особенно в семье).
Диагностика «Мой класс» (приложение №4)позволила выяснить степень сплоченности, степень конфликтности в коллективе и степень удовлетворенности школьной жизнью.
Результаты обследования: анкета «Мой класс» (приложение №2).
№ | критерии оценки | 1класс | 2класс | 3класс |
1. | Ребятам нравиться учиться в этом классе. | 25% | 83% | 95% |
2. | Дети часто дерутся друг с другом. | 36% | 21% | 10% |
3. | В классе каждый ученик для меня - друг. | 17% | 48% | 52% |
4. | Некоторые ученики в классе – несчастливы. | 16% | 15% | 10% |
5. | Некоторые в классе являются середнячками. | 80% | 63% | 95% |
6. | С некоторыми детьми в классе я не дружу. | 83% | 69% | 57% |
7. | Ребята нашего класса с удовольствием ходят в школу. | 53% | 73% | 86% |
8. | Многие ребята в этом классе любят драться. | 35% | 41% | 29% |
9. | Все ученики в нашем классе друзья. | 7% | 15% | 48% |
10. | Некоторые ученики не любят свой класс. | 56% | 29% | 14% |
11. | Отдельные ученики всегда стремятся настоять на своём. | 60% | 64% | 72% |
12. | Все ученики нашего класса хорошо относятся друг к другу. | 31% | 48% | 67% |
13. | Наш класс весёлый. | 65% | 80% | 71% |
14. | Дети в нашем классе много ссорятся. | 45% | 32% | 29% |
15. | Дети в нашем классе любят друг друга, как друзья. | 15% | 43% | 57% |
Анализируя, данные полученные по методике «Мой класс», можно сделать заключение: в начале школьного обучения, классный коллектив ещё не был сформирован. Что объясняется не полным принятием некоторыми детьми школьной ситуации. Сравнивая показатели за 1, 2, 3 класс, можно сказать, что учащиеся моего класса к третьему году значительно лучше адаптировались к новой социальной ситуации. И во многом классный коллектив уже сформирован.
Для оценки результативности воспитанности я провела следующие диагностики:
1. Диагностика уровня воспитанности по «Диагностической программе изучения уровней воспитанности учащихся» Н.П. Капустина, М.И. Шиловой (приложение №4).
По результатам диагностики (приложение №3): уровень воспитанности в моем классе по годам составил:
1-й класс 2011-2012 г – 0.61 (низкий уровень);
2-й класс 2012-2013 г – 0.69(ниже среднего уровня);
3-й класс 2013-2014 г – 0,77 (средний уровень);
Уровень воспитанности класса с 1-го класса повысился. Из этого можно сделать вывод, что уровень воспитанности зависит от того, соответствуют ли нравственные установки школьников требованиям и морали общества, их отношение к учению, труду и другим видам деятельности.
2. Диагностика исследования личности учащихся «Десять Я».
В результате диагностирования я выявила, что дети в 1-м классе назвали такие нравственные качества, присущие им, как: дружный, хороший, добрый, хороший, веселый, красивый, смелый. Так же некоторые дети называли такие качества как злой, стеснительный, нехороший, неуклюжий.
В 3-м классе дети повторили качества, которые называли в 1-м классе, причем количество их назвавших увеличилось, «ушли» такие качества как неуклюжий, нехороший. Добавились качества: умный, вежливый, общительный, трудолюбивый, из отрицательных качеств добавилось – ленивый.
Данное исследование показало, что дети узнали о существовании новых для них нравственных качеств; они не боятся называть в себе не только хорошие черты характера, но и отрицательные. Некоторые ребята приписывали себе те качества, которых у них нет; были и такие, кто назвал только хорошие качества
3. Диагностика «Фотография» (была проведена в первом классе).
Данная диагностика помогла выявить лидеров в классе и определить место ученика в школьном коллективе.
В результате диагностики выяснилось следующее:
Благоприятно чувствовали себя в коллективе: 8% учащихся - эти ребята поместили себя в «центр фотографии». Они являлись на тот момент лидерами класса. 24% стремились к первенству в классе, поэтому поставили себя на 1-е место на «фотографии».
8%-спокойные, застенчивые по характеру, скорей всего испытывали дискомфорт в классном коллективе. Они на «фотографии» поместили себя с краю.
Разработка системы диагностики и работа по ней позволила не только хорошо узнать детей и проследить их развитие и становление как личностей, но и владеть психологической ситуацией в классе, определять перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различными группами учащихся и отдельными учениками.
Заключение.
Реализация программы показала, что ученики стали более воспитанными, умеющими сдерживать свои эмоции, они отличаются целеустремленностью, умением высказывать, отстаивать свою жизненную позицию, указывать на недостатки другого в корректной форме. Ученики успешны, легки в общении, деятельны, не боятся проблем – смело берутся за решение.
Мероприятия, заложенные в программе, позволили создать условия для развития физических, умственных, творческих способностей ребёнка
Работа по реализации программы способствовала формированию коллектива детей, развитию у них чувства товарищества, взаимопомощи; сближению детей и родителей класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...