Проект программы элективного курса "Весёлый художник"
проект (1 класс) на тему

Волкова Венера Валериановна

Предлагаю моим читателям проект программы элективного интегрированноко курса по изобразительному искусству "Весёлый художник" для детей 6-8 лет. Программу можно использовать и в системе дополнительного образования, и в образовательном учреждении как кружок. Вся работа запланирована на освоение нетрадиционных техник рисования, что поможет руководителю заинтересовать детей изобразительным искусством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesyolyy_khudozhnik_1.doc135.5 КБ
Office presentation icon proekt_moya_semya_viktoriya.ppt2.87 МБ
Файл semeynaya_karusel.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Хорновар-Шигалинская средняя общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан

Проект программы элективного курса

по изобразительному искусству

в 1 - 2 классах общеобразовательных учреждений

                                                                                               

Волкова Венера Валериановна

учитель начальных классов

С.Хорновар-Шигали

2014 год

Содержание

1. Пояснительная записка……………………………………………    3

2. Задачи курса «Веселый художник» ………………………………   5

     3. Тематический план курса «Веселый художник»  ……………….    6

     4. Содержание курса «Веселый художник» …………………………. 7

     5. Литература...………………………………………………………...15

     

Весёлый художник

1. Пояснительная записка

    Одной из основных проблем, стоящей сегодня перед системой народного образования и общества в целом, является проблема  активизации творческого мышления младших школьников. Школа – это мир детства, надежд и радости, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Главная цель учителя младших классов – помочь детям сделать первые шаги по ступенькам творчества.

     Ведущим ориентиром при разработке курса стали положения ряда государственных документов последних лет, таких, например, как Национальная доктрина образования, Концепция художественного образования в РФ, Программы общеобразовательных учреждений для начальных классов, которые задают актуальный для современного образования набор целевых установок, конкретных задач, направлений образовательной политики в России. Среди наиболее значимых и учтенных в разработке курса стали установки не только на решение традиционных для системы эстетического воспитания задач, но и на формирование и развитие эстетических потребностей, вкусов, идеалов учащихся, эстетически развитой и творческой личности.  Просматривается этнокультурная направленность художественного образования, поставлены задачи по приобщению учащихся к ценностям отечественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства, формирование культуры межнационального общения через изучение художественных традиций родного народа и народов страны.

   Обучение изобразительной деятельности – не самоцель, в этом процессе предполагается развивать у учащихся младшего школьного возраста умение видеть в произведениях искусства то, что побуждает художника и народного мастера к  творчеству – любовь к родной земле, человеку, истории, истории Отечества, стремление эстетически наполнить повседневную жизнь, праздники, трудовые будни, способствовать формированию особых качеств мышления, творческого воображения на основе понимания специфических законов и творческих принципов как народного, так и профессионального искусства.

    Данный курс отличается своей открытостью к художественному многообразию. В современном компьютерном мире заинтересовать детей простой изобразительной деятельностью очень трудно. Поэтому в занятия включены нетрадиционные приемы работы с художественными средствами, с помощью которых дети учатся экспериментировать. Рисование по сырой бумаге, тампонирование, кляксография, монотипия, рисование восковыми мелками, тушью и палочкой, пальчиковое рисование, ниткография дают толчок творческому началу в изобразительной деятельности, где дети фантазируют, воображают, сочиняют. Развивается интерес к изобразительной деятельности, самостоятельный поиск творческих решений.

   Важной особенностью курса является ее интегративность, позволяющая устанавливать связи между разными видами искусства как областями творчества, имеющими единые природные истоки; между художественным трудом и изобразительным искусством как сферами, которые подчинены единым законам поиска гармонии и красоты в природе, человеке, в общении между людьми, в формировании окружающей среды. Учебный материал систематизирован с учетом Программы начальных классов (1-4), природных циклов и народных праздников, что помогает младшему школьнику целостно воспринимать мир, настроиться на эстетическое видение природных явлений, быта и произведений искусства. Наиболее удачно реализуется интеграция занятий изобразительной деятельности и чтения, так как литературный текст способствует более яркому и образному восприятию действительности, а художественное творчество дает возможность ребенку выразить свое отношение к литературному произведению в доступной для него форме. Взаимосвязь художественно-эстетических, нравственных аспектов при рассмотрении народного и профессионального искусства, сопровождающегося поэтическими строками, примерами из народной мудрости, помогает увязывать детские впечатления в единую и цельную картину. В данный курс включены разные виды изобразительной деятельности.  Маленькому художнику предоставляется возможность осваивать различные художественные материалы, фантазировать, представлять, воображать; придумывать своих героев, оригинально их расписывать, учиться у народных мастеров составлять узоры, творить на плоскости и в объеме, по своему решить свои замыслы.

     Данный курс  поможет детям почувствовать, ощутить красоту окружающего мира и понять, в чем сущность искусства, постигать азы изобразительной грамоты, усвоить простые, но исключительно важные для последующего развития их художественных способностей понятия и закономерности, без знания которых невозможны воссоздание формы и пространства, плодотворные поиски композиционного и цветового решения рисунка. Курс познакомит детей с замечательными произведениями художников, мастеров народного декоративно – прикладного искусства, научит детей работать карандашом и кистью, палочкой и тушью, мелками, рисуя различные предметы, придумывать узоры, композиции, иллюстрации к прочитанным произведениям, составлять аппликации, лепить и конструировать.

    Учитываются основы преемственности между детским садом и школой:

- развитие любознательности, что является главной в познавательной активности;

- развитие способностей ребенка самостоятельно решать творческие задачи;

- формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ребенка (использование рисования, конструирования, сюжетно-ролевых игр, детского экспериментирования);

- развитие коммуникативности (умения общаться).

   Предусматривается постепенное пошаговое освоение художественных приемов работы с карандашом, мелками, тушью и палочкой, кистью и красками (акварельными и гуашевыми), освоение простейших приемов декоративно-прикладного искусства, простейшими приемами конструирования.

   Актуальность и новизна курса заключается в том, что в нее включены разделы и темы, направленные на более глубокое изучение художественных и выразительных средств изобразительного искусства, на широкое применение в изобразительной деятельности нетрадиционных технологий, на глубокое изучение народной культуры, традиций.

   Цель курса состоит в развитии у детей младшего школьного возраста творческих способностей, в расширении художественного и политехнического кругозора, в формировании нравственного отношения к окружающему миру и эстетического вкуса…

   Отличительная особенность данного курса: тематический принцип планирования учебного материала, система межпредметных связей с литературой, музыкой, технологией, природоведением, математикой; связь с историей культуры родного народа, преемственность в обучении изобразительному искусству, соответствие тематики примерных учебных занятий интересам и возрастным особенностям детей, учет национально- регионального компонента.

     

   Данную разработку интегрированного курса по изобразительному искусству и художественному труду можно использовать как программу кружковых занятий  в системе дополнительного образования для учащихся начальных классов, в ДОУ при работе с одаренными детьми, а также, как внеклассные занятия по предмету.

     

   Сроки реализации курса: 1 год.

   

   Возраст детей, участвующих в реализации данного дополнительного образовательного курса: 6 – 9 лет.

   

   Форма проведения занятий: комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность).

     

   Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа или 2 раза по 1 часу, в зависимости от выбранного плана работы учителя.

2.Задачи курса «Весёлый художник»

Учимся рисовать карандашом. Уроки Карандашика.

Задачи:

      1. Познакомить детей с одноцветной книжной графикой, с ее средствами           выразительности (линия, штрих, тон).

      2. Учить приемам карандашного штрихового рисунка при изображении растений, зверей, птиц. Помочь овладеть рисованием штрихов разного характера: прямых, наклонных; учить располагать их в разном направлении.

      3. Формировать у детей понимание необходимости обследования предметов и явлений перед их изображением.

      4. Формировать представление, что выразительность рисунка зависит от удачного выбора штрихов того или иного характера и их расположения.

      5. Продолжать развивать умения  детей создавать  сюжетные рисунки, учить сочетать в них разную технику (штрихи и тушевка) и использовать разный изобразительный материал: карандаши, мелки, фломастеры, тушь и др.

В мире живописи. Уроки Кисточки.

Задачи:

      1. Познакомить детей с жанрами живописи: пейзажем и натюрмортом, с их содержанием, средствами выразительности.

      2. Продолжать развивать аналитико-синтетические способности детей через использование приема сравнения при обследовании предметов и рассматривании картин.

      3. Предоставлять возможность выбора разного содержания для изображения в рисунках и аппликации однородных предметов.

      4. Учить использовать при закрашивании нужные оттенки цвета.

      5. Учить использованию нескольких цветов акварельных и гуашевых красок при изображении пейзажа, путем размыва и вливания красок другого цвета.

      6. Развивать умение работать с кистью.

      7. Познакомить с произведениями художников-живописцев.

Учимся мастерить и украшать

Задачи:

1.Познакомить детей с народным декоративно- прикладным искусством.

2.Сформировать представление о народных игрушках, как части культуры народов, связанной с окружающим миром, природой, традициями в изготовлении игрушек.

3.Продолжить знакомство с одним из видов народно-прикладного искусства глиняными игрушками, с характерными особенностями их формы, росписи, цветосочетания.

4.Формировать представление о том, как дымковские, каргопольские, филимоновские мастера творчески преображают реальные образы в декоративные, сказочные.

5.Помочь освоить при росписи силуэтных игрушек композиции узоров: чередование вертикальных рядов, клетчатый узор, сетчатое (шахматное) расположение крупных элементов в узоре, симметричную композицию, вписанную в круг, с выделением центра и каймы.

6.Развивать умение понимать выразительность пропорций и конструкцию формы. Учить использовать при лепке игрушек разные способы: конструктивный, ленточный, скульптурный.

7.Развитие воображения, творческой фантазии, эстетического вкуса при создании собственных игрушек и росписи.

8.Дать представление о чувашском и татарском орнаментах. Учить украшать изделия (кукольную одежду) по  народным (чувашским, татарским) мотивам. 9.Воспитывать стремление к познанию художественной культуры своего                                    

 народа и народов своей республики и страны.

                                 

               

Конструируем сами

Задачи:

1.Продолжать знакомить детей с архитектурой, учить различать здания разного назначения – жилые и общественные. Дать некоторые представления о работе архитекторов.

2.Учить детей в рисунках и аппликации изображать здания разной архитектуры – жилые и общественные. Самостоятельно составлять проект придуманного здания и сконструировать его.

3.Учить детей из геометрических фигур строить композицию сюжетного рисунка.

4.Продолжать формировать навыки совместной работы (выбор для изображения одного из предложенных вариантов, распределение работы среди партнеров).

5.Продолжать развивать умения оценивать результаты своей работы и одноклассников.

6.Продолжать знакомить детей с народными праздниками и традициями.

7.Воспитание любви и уважения к народному творчеству.

       

3.Тематический план  курса  «Весёлый художник»

Тема

Количество часов

Учимся рисовать карандашом.

Уроки Карандашика.

18 (всего)

1

Чем мы будем заниматься?

Вводное занятие

2

2

Что умеет карандаш?

2

3

Учимся рисовать бабочек, стрекоз и птичек

2

4

Мир нашего аквариума

2

5

Учимся определять форму предмета.

Сюжет из геометрических фигур.

2

6

Учимся наблюдать и изображать осенние листья.

2

7

Утро в нашем дворе. Силуэт.

2

8

Деревья уснули.

2

9

Чудеса превращения. Карандаш – волшебник. Обобщение темы «Учимся рисовать карандашом. Уроки Карандашика»

2

В мире живописи.

Уроки Кисточки.

14 (всего)

10

Волшебные цветы. Акварель.

2

11

Деревья под моим окном.

2

12

Украшения для мамы. Гуашь.

2

13

Праздничный натюрморт.

2

14

Веточка рябины. Теплый цвет в живописи.

2

15

Ёлочки в лесу.

2

16

Новогодний фейерверк. Обобщение темы «В мире живописи. Уроки Кисточки»

2

Учимся мастерить и украшать.

22 (всего)

17

Народное творчество в декоративно-прикладном искусстве.

Веселые колядки.

2

18

Хлеб да соль!

Мы встречаем гостей.

2

19

Валентинки ко дню Святого Валентина.

2

20

Народная игрушка.

Мы в гостях у дымковских умельцев.

2

21

У филимоновских мастеров.

2

22

Мы в Каргополе.

Сувенир для папы.

2

23

Мотивы чувашского народного орнамента.

2

24

Чувашские куклы.

Подарок для мамы.

2

25

Яркость и изящность татарского орнамента.

2

26

Татарские куклы.

2

27

На ярмарке игрушек.

Обобщающее занятие по теме «Учимся мастерить и украшать».

2

Конструируем сами.

15 (всего)

28

Мой родной край.

2

29

Мое село в прошлом.

2

30

Светлая Пасха.

2

31

Деревенские забавы.

2

32

Цветущий май

2

33

Хороводные игры.

2

34

Большая ярмарка.

2

35

Выставка Буратино.

Итоговое обобщение.

1

Итого: 69 часов

4. Содержание  курса «Весёлый художник»

Учимся рисовать карандашом. Уроки карандашика.

1.Чем мы будем заниматься на уроках изобразительного искусства?

Из  истории изобразительного искусства. Жанры изобразительного искусства.

Художественные средства.  Правильно организуй свое рабочее место.

Учись работать на мольберте. Учись держать карандаш. Нарисуй, что хочешь.

Материалы: альбом для рисования, акварельные краски, гуашевые краски, фломастеры, цветные карандаши, баночки с водой, кисти, подставки для кистей, подкладная клеенка, мольберты для каждого ученика.

Зрительный ряд: репродукции картин художников по жанрам, детские рисунки

2. Что умеет карандаш?

Линия. Образцы линий: тонкие и толстые, светлые и темные, короткие и длинные, прямые и волнистые.

Упражнения:

-Нарисуй дождик, дорожку, ручеек.

-Нарисуй фигуры одним росчерком.

-Проведи недостающие линии на рисунке.

Материалы: рисовальная бумага, простой и цветные карандаши, карточки-раскраски с недостающими линиями.

Зрительный ряд: В.Ватагин. «Наброски», В.Серов. «Волк и журавль».

Музыкальный ряд: «Песенка о веселом человечке».

3. Учимся рисовать бабочек, стрекоз и птичек.

Линия. Штрих. Рисование бабочки, стрекозы, птички одним росчерком; штриховка крыльев насекомых, оперения птички.

Материалы: рисовальная бумага, цветные карандаши.

Зрительный ряд:  изображения птиц, насекомых родного края. М.Кукунов. «Сова», В.Ватагин. «Фазаны».

     Интегративный материал: Природоведение. Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери?

4.Мир нашего аквариума.

Линия. Штрих. Приемы работы с восковыми мелками. Задание:

 -Нарисуй рыбок восковыми мелками, раскрась весь лист голубым цветом.

Материалы: рисовальная бумага, восковые мелки, акварельные краски, кисти, баночка с водой.

Зрительный ряд: таблица «Как рисовать рыб», А.Матисс. «Красные рыбы», набор открыток «Аквариумные рыбки».

Интегративный материал: Природоведение. Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери? Река и море.  Куда текут реки?

     Литературный ряд: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

5.Учимся определять форму предмета.

Сюжет из геометрических фигур. Каждая форма предмета по своим очертаниям и силуэту похожа на геометрические фигуры.

Задание:

-Определи форму предмета.

-Дорисуй фигуру (Круг: солнышко, мяч, будильник…

Квадрат: часы, кубик, рюкзак…

Треугольник: карнавальная шапочка, ёлочка, крыша…)

Материалы: рисовальная бумага, фломастеры, шаблоны геометрических фигур.

Зрительный ряд: предметные картинки: овощи, фрукты; игрушки.

Интегративный материал: Математика. Многоугольники.

6. Учимся наблюдать и изображать осенние листья.

Рисование с натуры.

Задание:

- Определи форму и нарисуй листья березы, осины, липы, клена, дуба.

Нанеси штриховку с листьев и раскрась цветными карандашами.

Беседа о красоте осенней природы.

Материалы: рисовальная бумага, простые и цветные карандаши.

Зрительный ряд: букет из осенних листьев, И.И.Левитан. «Золотая осень».

Интегративный материал: Природоведение. Что это за дерево?

Музыкальный ряд: «Песенка маленького ежика».

Литературный ряд: стихи об осени.

 

7. Утро в нашем дворе.

Силуэт. Теневой театр. Аппликация на тему «Утро в нашем дворе» или изображение силуэтов домашних животных черной тушью на тонированной бумаге.

Материалы: плотная цветная бумага или картон синего, серого цветов, тушь черная, палочка, шаблоны-силуэты домашних животных.

Зрительный ряд: настольный теневой театр, И.Билибин. Иллюстрации к сказкам.

Литературный ряд: русские народные сказки «Репка», «Теремок».

8. Чудеса превращения.

Средства выразительности графики. Линия, штрих, тон. Свет, тень, блик.

Задание:

- Упражняйся в нанесении тона. Круг преврати в мяч, яблоко, апельсин.

 Раскрась овощи в корзинке, передай им объем.

Материалы: рисовальная бумага, простые и цветные карандаши, карточки с раскраской «Корзина с овощами».

Зрительный ряд: таблица «Рисуем шар», игрушка - мяч, овощи и фрукты, И.Машков. «Фрукты на блюде».

Музыкальный ряд: песня «Урожайная».

9.Деревья уснули.

 Перо, палочка и тушь. Этюд «Деревья уснули». Наброски деревьев палочкой и тушью на белом фоне.

Материалы: рисовальная бумага, палочка, тушь черная

Зрительный ряд: карточки с изображениями деревьев. А.Пластов. «Первый снег», Б.Щербаков. «Зимнее утро».

Интегративный материал: Природоведение. Как живут растения?

Литературный ряд: С.Есенин. «Белая береза».

В мире живописи.

10.Волшебные цветы.

Материалы и инструменты художника. Акварель. Названия красок. Свойства акварели.

Упражнения:

- Ровное покрытие листа одним цветом.

- Растяжение цвета от темного к светлому, от светлого к темному.

- Вливание цвета в цвет.

- Кляксография.

- Рисование по сырой бумаге. «Волшебные цветы».

Материалы: рисовальная бумага, кисти, акварельные краски, баночка с водой, подкладные клеенки.                                          

Зрительный ряд: Б.Кустодиев. «Волга.Радуга», А.Герасимов. «Полевые цветы».

Музыкальный ряд: О чем рассказывает музыка? Попевка «Дождик».

11.  Деревья  под моим окном.                            

     Учимся работать с кистью: концом кисти, всем ворсом.

Упражнения:

- Вальс.

- Водопад.

- Кирпичик.

- Конфетти.

- Серпантин.

«Деревья под моим окном» - рисование березы тампонированием, ели – штрихом.

Беседа об изменениях в жизни растений с приходом зимы.              

Материалы: рисовальная бумага, акварельные краски, кисти, баночка с водой, подкладная клеенка.

Зрительный ряд: И.Грабарь. «Февральская лазурь». 

Литературный ряд: С.Есенин. «Береза».   

12. Украшения для мамы.

Гуашь. Названия красок. Кроющее свойство гуашевых красок.

«Украшения для мамы» - рисование гуашевыми красками бус, сережек, браслетов, ободков для мамы к празднику.

Материалы: рисовальная бумага, гуашевые краски, кисти, баночка с водой, палитра, подкладная клеенка.

Зрительный ряд: альбомы:  «Русская народная одежда», «Чуваши».

Музыкальный ряд: песня «Мамочка милая» 

13. Праздничный натюрморт.

Гуашь. Три основных цвета.

Правила работы  на палитре. Смешение основных цветов, получение новых - производных. Натюрморт «Фрукты в вазе».

Материалы: рисовальная бумага, гуашевые краски, кисти, палитра, баночка с водой, подкладная клеенка, шаблоны вазочек для  фруктов.

Зрительный ряд: И Машков. «Фрукты на блюде», «Ананасы и бананы»; муляжи фруктов: яблоко, груша, апельсин, мандарин, банан, слива, персик,… 

Интегративный материал: Природоведение. Почему нужно есть много овощей и фруктов?  Сад и огород. 

14.Веточка рябины.

Теплый цвет в живописи. Правила работы гуашевыми красками, смешение красок на палитре. Упражнение «Цветные Ниточки», ниткография.

Натюрморт «Веточка рябины».

Пальчиковое рисование (частичное).

Беседа об уходе за зимующими птицами зимой. 

Материалы: рисовальная бумага, гуашевые краски, палитра, баночка с водой. 

Зрительный ряд: К.Коровин. «Розы», И.Машков. «Московская снедь. Хлеба». Серия сюжетных картинок  «Гостинцы для наших друзей – птиц». Изображения птиц родного края. Веточка рябины в вазе.

Интегративный материал: Природоведение. Птицы зимующие, перелетные.

15. Елочки в лесу.

Холодный цвет в живописи. Пейзаж. «Елочки в лесу».

Упражнение:

- Изобрази снегопад набрызгом.

Материалы: рисовальная бумага, гуашевые краски, кисти, баночка с водой, пластмассовая  пластинка для набрызга, шаблоны елочек, подкладная клеенка.

Музыкальный ряд: «Маленькая елочка», «Музыка зимы».

Литературный ряд: А.Пластов. «Первый снег», А.Рябушкин. «Зимнее утро».

16. Новогодний фейерверк. Обобщение темы «В мире живописи. Уроки Кисточки»

Упражнения:

- Цветные ниточки.

- Конфетти.

- Гирлянда.

«Новогодний фейерверк». Рисование по сырой бумаге (1 вариант), аппликация (2 вариант). Беседа о подготовке к новогодним праздникам.

Организация выставки детских работ по теме «В мире живописи, Уроки Кисточки». Сюжетно-ролевая игра «Экскурсовод».

Материалы: рисовальная бумага, акварельные и гуашевые краски, кисти, баночка с водой, палитра, подкладные листы, фольга, конфетти, серпантин, мишура, клей; игрушки: Дед Мороз, Снегурочка, новогодняя ёлочка.

Зрительный ряд: новогодние открытки.

Музыкальный ряд: песня «Новогодняя», «Бой курантов».

Учимся  мастерить и украшать.

17. Народное творчество в декоративно-прикладном искусстве.

Что такое декоративно- прикладное искусство?

Изделия декоративно- прикладного искусства.

Выступления творческих групп: «Мамина вышивка», «Дедушкины плетенки», «Из бабушкиного сундучка», «Папа - мастер на все руки».

Веселая коляда. Лепка пташек и козуль из соленого теста.

Сюжетно- ролевая игра «Колядки».

Материалы: соленое тесто, гуашевые краски, кисти, баночка с водой, тряпочка, подкладная клеенка;

Костюмы: маски, кокошники, большие платки.

Зрительный ряд: изделия ДПИ: вышитые полотенца, кружевные салфетки, расписные дощечки, ложки, вырезные шкатулки.

Выставка из изделий ДПИ, принесенных детьми.

Музыкальный ряд: песенки «Неваляшки», «Всем, Надюша, расскажи», «Колядки».

18. Хлеб да соль! Мы встречаем гостей.

Соленое тесто. Материалы и приспособления для изготовления украшений из соленого теста.

Лепка калачика, украшение плетенкой.

Беседа по теме «Как хлеб к нам на стол пришел», о бережном отношении к хлебу.

Материалы: соленое тесто, скалочка, стека, дощечка.

Зрительный ряд: вышитое полотенце «Хлеб да соль», В.Стожаров. «Чай с калачами», И.Машков. «Московская снедь. Хлеба».

19.  Валентинки ко дню Святого Валентина.

Лепка из соленого теста и роспись.

Конкурсная игра «Валентин и Валентина».

Материалы: соленое тесто, гуашевые краски, кисти, баночка с водой, тряпочка, подкладная клеенка.

Зрительный ряд: образцы открыток - валентинок, сувениры.

Литературный ряд: детские журналы «Непоседа», «Мурзилка» (февральские выпуски).

      20. Народная игрушка. Мы в гостях у дымковских умельцев.

Из истории игрушек. Дымковская игрушка. Дымковская роспись. Особенности дымковских игрушек: легкость, плавность, округлость силуэтов, белый фон, яркая роспись.

Лепка и роспись игрушек по мотивам дымковских мастеров.

Материалы: пластилин, стека, баночка с теплой водой, тряпочка, дощечка подкладная, гуашевые краски, кисти, подставки для кистей

Образцы дымковских игрушек, карточки с дымковской росписью, альбом «Народная игрушка».

Музыкальный ряд: Народные мелодии. Народные инструменты.

      21. У филимоновских мастеров.

Филимоновские игрушки-свистульки. Особенности игрушек: вытянутые, стройные, изящные пропорции, на желтом фоне красные, оранжевые линии, черточки, крестики. Лепка и роспись игрушек по мотивам филимоновских мастеров.

Материалы: пластилин, стека, баночка с теплой водой, дощечка,  тряпочка, гуашевые краски, кисти, подставки для кистей.

Зрительный ряд: образцы филимоновских игрушек, альбом «Народная игрушка».

Музыкальный ряд: народные мелодии. Народные инструменты. Песня

«Как пошли наши подружки».

22.  Мы в Каргополе. Сувенир для папы.

Каргопольские игрушки -  приземистые и неуклюжие фигурки с яркой геометрической росписью. Главный персонаж – Конь-Полкан. Лепка и роспись игрушек по мотивам каргопольских умельцев.

Беседа о Дне Защитника Отечества. Рассказы детей по теме «Мой папа – защитник Родины».

Материалы: подготовленная глина, стека, баночка с теплой водой, дощечка, тряпочка, гуашевые краски, кисти, подставки для кистей.

Образцы каргопольских игрушек, альбом «Народная игрушка».

Музыкальный ряд: русская народная песня «Солдатушки – бравы ребятушки».

       23. Мотивы чувашского народного орнамента.

Чувашский народный орнамент. Особенности чувашского орнамента: геометрический  вышитый узор. Главные цвета: белый, красный, желтый, черный.

Эскиз вышивки для платья куклы Нарспи.

Материалы: рисовальная или тонированная бумага, гуашевые краски, кисти, баночка с водой, палитра, подкладная клеенка.

Зрительный ряд: игрушка – кукла Нарспи, альбомы: «Чуваши», «Чувашский народный орнамент».

Интегративный материал: Чувашский язык. К.В.Иванов. Отрывки из поэмы «Нарспи».

Музыкальный ряд: детские песенки на чувашском языке. 

24. Чувашские куклы. Подарок для мамы.

Лепка и роспись игрушек по мотивам чувашской народной игрушки.

Материалы: соленое тесто, гуашевые краски, кисти, баночка с водой, тряпочка, подкладная клеенка.

Зрительный ряд: чувашские народные игрушки, альбом «Чувашский театр кукол», праздничные открытки к 8 Марта.

    Литературный ряд: П.Хусангай. Стихотворение «Натали».

Музыкальный ряд: песня «Мамочка милая».

25. Яркость и изящность татарского орнамента.

Татарский народный орнамент. Особенности: аппликационный, растительный узор. Украшение эскизов татарской одежды аппликацией.

Материалы: заготовки эскизов татарской одежды из рисовальной бумаги, цветная бумага, шаблоны растительных форм, карандаш, ножницы, клей, кисть для клея, тряпочка, подкладная клеенка.

Зрительный ряд: игрушки – татарские куклы, альбом «Татарский народный орнамент», татарские народные костюмы.

Музыкальный ряд: татарские народные мелодии.

26. Татарские куклы.

Лепка и роспись кукол по мотивам татарских умельцев.

Материалы: подготовленная глина, подкладная клеенка, баночка с водой, стеки, фартук, тряпочки; водоэмульсионная краска, гуашевые краски, кисти.

Зрительный ряд: образцы татарских народных игрушек, альбом «Татарский народный орнамент».

Музыкальный ряд: татарские народные мелодии.

27. На ярмарке игрушек. Обобщающее занятие по теме «Учимся мастерить и украшать».

Организация выставки детских работ по теме «Учимся мастерить и украшать».

Учимся представлять свои работы, оценивать и  рекламировать их.

Сюжетно- ролевая игра «Мы на ярмарке».

Материалы: все детские работы по теме:  «Учимся мастерить и украшать».

Музыкальный ряд: русские народные песни «Утка, селезень», «По малину в сад пойдем»,  «Камаринская».

Конструируем сами

28. Мой родной край.

Коллаж «Мой родной край» - аппликация пейзажа природы родного края из разноцветных лоскутков ткани.

Коллективная работа.

Индивидуальная работа: изображение пейзажа родного края гуашевыми красками

Материалы: подготовленный стенд (1м шириной, 1,5м длиной), лоскутки ткани, ножницы, мел для разметки.

Для индивидуальной работы: рисовальная бумага, гуашевые краски, кисти, подставка для кистей, баночка с водой, тряпочка, подкладная клеенка.

Зрительный ряд: К.Юон. «Мартовское солнце», Б. Щербаков. «Приход весны», И.Левитан. «Цветущие яблони».

Интегративный  ряд: Природоведение. Смена времен года. Технология. «Виды тканей».

29. Мое село в прошлом.

Групповая работа: 1 гр.: изображает силуэты домов и вырезает; 2 гр.: изготавливает «бревнышки» из цилиндрических форм и соединяет с силуэтами домиков; 3 гр.: изготавливает объемные деревья по шаблону, 4 гр.: соединяет все детали на коллаже, изготовленном на прошлом занятии.

Материалы: готовый коллаж, рисовальная бумага, цветная бумага, картон, шаблоны для изготовления объемных деревьев, карандаш, ножницы, клей, кисть для клея, тряпочка, подкладная клеенка.

Зрительный ряд: Иллюстрации к бытовым народным сказкам.

Интегративный материал: «Летопись родного села».

30. Светлая Пасха.

Раскрашивание и роспись пасхальных яиц, изготовление подставки для яйца из картона.

Праздник «Светлая Пасха».

Материалы: Сваренные вкрутую яйца, акварельные краски, кисти, гелевые ручки, картон, шаблон для изготовления подставки для яйца, карандаш, ножницы.

Зрительный ряд: образцы росписи пасхальных яиц, наклейки.

Литературный ряд: «Как справляли Пасху на Руси».

31. Деревенские забавы.

Конструирование из бумаги моделей качелей, каруселей, горок, старинных детских аттракционов.

Беседа о детских играх наших бабушек и дедушек. Сравнение старинных и современных игр.  Разучивание отдельных старинных игр.

Материалы: картон, карандаш, ножницы, клей, кисть для клея, тряпочка, подкладная клеенка.

Зрительный ряд: образцы моделей кукольных аттракционов, таблица по изготовлению моделей качелей, каруселей

Музыкальный ряд: музыкальная игра «Плетень», песенка «Карусель».

32. Цветущий май.

Аппликация из гофрированной бумаги «Веточка сирени», «Черемуха в цвету».

Беседа о красоте весенней природы.

Материалы: картон или тонированная плотная бумага, гофрированная бумага, цветная бумага, карандаш, ножницы, клей, кисть для клея, тряпочка, подкладная клеенка.

Зрительный ряд: К.Петров-Водкин. «Натюрморт с черёмухой», И.Левитан. «Цветущие яблони», букет сирени в вазе.

Литературный ряд: С.Есенин. «Черемуха».

33. Хороводные игры.

Конструирование из бумаги силуэтов хоровода, роспись фигурок.

Беседа о старинных хороводных играх. Выступления поисковых групп по теме «Старинные хороводные игры нашего края».

Материалы: чертежная бумага полосками, шаблоны силуэтов человечков в хороводе, карандаш, ножницы, фломастеры, гелевые ручки.

Зрительный ряд: иллюстрации к русской народной сказке «Снегурочка».

Литературный ряд: русская народная сказка «Снегурочка».

Музыкальный ряд: русская народная песня «Во поле берёза стояла».

34. Большая  ярмарка. Обобщающее занятие по теме «Конструируем сами». Изготовление ярмарочных декораций из бумаги и картона. Роспись по мотивам русского народного орнамента.

Соединение работ 3 и 4 четверти  в одно целое (Впереди коллажа «Мое село в прошлом» устанавливаем луг, а на ней поделки).

Беседа о традициях, гуляньях, праздниках, справляемых родным народом.

Материалы: белый картон, ножницы, клей, кисти, гуашевые краски, баночка с водой, тряпочка; детские работы, выполненные по теме «Мастерим и украшаем», «Конструируем сами».

Зрительный ряд: Б.Кустодиев «Ярмарка», таблицы «Русский народный орнамент».

Музыкальный ряд: русская народная песня «Калинка».

   

     35. Выставка Буратино.  Итоговое обобщение.

     Организация «Выставки Буратино». Дидактическая игра «Оживи свой рисунок».

Материалы: стенд «Выставка Буратино». Клей. Детские рисунки

     Музыкальный ряд: песни «Оранжевое солнце», «Веселый человечек». 

                                                   

               

 ЛИТЕРАТУРА

  • Брыкина, Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, родителей [Текст] / Е.К.Брыкина.-М., 2002
  • Кэмпбелл, Д.Т. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях [Текст] / Д.Т.Кэмпбелл. – СПб. Социально-психологический центр, 1996.
  • Неменский, Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. Для учителя [Текст] / Б.М. Неменский.- М.,1987
  • Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа [Текст] / Под научной ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 2008
  • Петрова, И.М. Объёмная аппликация: Учебно-методическое пособие [Текст] / И.М.Петрова.- М., 2000
  • Фрейд, З. Художник и фантазирование [Текст] / З.Фрейд.– М., 1995.
  • Цукарь, А.Я. Уроки развития воображения [Текст] / Н., 1997.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Моя семья Нурина Виктория, 1 класс, МБОУ «Хорновар-Шигалинская СОШ» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан

Слайд 2

Это я. Нурина Виктория.

Слайд 3

Я люблю рисовать, И очень люблю лыжи.

Слайд 4

У меня есть любимая игрушка – мишка Умка. Умку мне подарила мамина сестра тётя Лида.

Слайд 5

У меня большая дружная семья: мама, брат, сестрёнка и я. Я их всех очень люблю.

Слайд 6

. Это наша мама. Её зовут Ирина. Она у нас очень красивая и добрая. Мама всё делает для нас. Мы её очень любим и стараемся помогать во всём.

Слайд 7

Я очень люблю кататься на лыжах . У нас в школе было соревнование по лыжным гонкам, и я заняла 3 место. Мне вручили Грамоту.

Слайд 8

У нас большое хозяйство. Мы держим бычков Мишку и Борьку, корову Машку. Машка даёт много молока. Я помогаю маме ухаживать за ними. Я их кормлю сеном, а мама поит их тёплой водой.

Слайд 9

Обожаю свою собаку Лайку. Она любит с нами играть, ждёт нашего возвращения из школы. Лайка добрая и весёлая, но в дом незнакомых не пускает.

Слайд 10

Ещё я люблю ухаживать за курами. Они каждый день несут для нас гостинцы. Это моя любимая курочка Ряба. По утрам нас будит Петя петушок.

Слайд 11

Дома у нас хозяйничает кошка Мурка. Она у нас очень важная.

Слайд 12

Желаю моей семье здоровья, счастья и много-много радости!



Предварительный просмотр:

Семейная карусель

Воспитание семейных ценностей

      В условиях кардинальных изменений в социальной жизни страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Семья и школа – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько взаимодействие в нашем старом, традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.

   Система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности, в основном, по своему школьному опыту, который часто отстаёт от современных требований. Для решения этого несоответствия необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Моя практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, классный руководитель  должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно-важной программы взаимодействия семьи и школы.

   Имея многолетний опыт работы руководителем «Клуба молодой семьи» с родителями первоклассников, где главной целью стояло – повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей,  приняла решение – расширить круг совместной  воспитательной деятельности в проекте «Семейная карусель», где главной целью будет являться согласование, координация и интеграция усилий классного руководителя и семьи в создании условий для  развития личности ребёнка.

Задачи проекта:

1.Формирование  уважения к членам семьи.

2.Воспитание чувства любви и гордости за свою семью.

3.Формирование у школьников понятия сущности основных социальных ролей, умения понимать и правильно разрешать возникающие семейные трудности:

-настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, мастерством в деле, благородством;

-настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, отзывчивостью, терпимостью, умением прощать, любовью к детям;

-настоящий сын бережёт покой родителей, членов семьи, всегда готов помочь старшим в их работе по дому, не создаёт конфликтов, умеет держать данное слово;

-настоящая дочь заботится о своей семье, покое старших, умеет и любит трудиться.

4. Сплочение классного коллектива, коллектива классного руководителя, учащихся и родителей

5.Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся.

6. Изучение воспитательных возможностей семей.

7.Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала  семьи.

8.Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры.

9.Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.

    Проект рассчитан на 4 года, с 1 по 4 класс и делится на 4 этапа:

1 этап (1класс) – «Это мы».

2 этап (2 класс) – «История моей семьи».

3 этап (3класс) – «Бабушкин сундучок».

4 этап (4 класс) – «Дом моей мечты».

    Учитывая, что первая встреча будущих первоклассников  со школой должна быть впечатляющей, и что работу по формированию положительного отношения к школе нужно начать  с того, что может непосредственно радовать, доставлять удивление, первое мероприятие представляло собой праздник «Здравствуйте, это мы!»  

Реализация проекта

Этапы

Сроки

Содержание работы

Ожидаемые результаты

«Это мы»

1 класс

2014-2015

уч. г.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

 Январь

Февраль

 

Март

Апрель

Май

- праздник «Посвящение в первоклассники»;

- проект «Моя семья»

- праздник для наших любимых бабушек и дедушек

- праздник для наших мам «Цветы для мамы»

- праздник «Новогоднее приключение»

- зимние забавы «Здравствуйте, снег, мороз, каток и санки!»

- интеллектуальный марафон  «Наши успехи и достижения»,

- конкурс «Если вместе, если дружно»

- фотовыстака «Мои маленькие питомцы»

- конкурсно-игровая программа «Моя семья»

 Для обучающихся:

- мотивация к учебной деятельности;

- учебно-познавательный интерес к новому и способам решения новой задачи;

-способность к самооценке,      

-     использование       раз-личных источников информации,

-достаточно полное  и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами  и условиями коммуникации, общение в микрогруппах;                                  - возможность лучше узнать ребёнка как творческую личность.

  Для родителей:                  - установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся;       -активная педагогическая позиция родителей,             -повышение  воспитательного потенциала семьи.

 

  Для классного руководителя:

- самореализация в профессиональной деятельности через более тесное сотрудничество с детьми и родителями;

 - повышение уровня профессионализма в организации проектной  деятельности школьников

2 этап

«История моей семьи»

2015-2016

уч. г.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

 Январь

Февраль

 Март

Апрель

Май

- фотовыставка «Загляни в семейный альбом»

- проект «Что в имени тебе моём?»

- конкурс сочинений «История моей фамилии»

- газета «Старшие члены семьи»

- исследовательская деятельность «Моя родословная»

- конкурс рисунков «Это моя семья»

- игры наших бабушек и дедушек, мам и пап,

- презентация «Труд в семьях наших прабабушек и прадедушек»

- фольклорный праздник «Здравствуй, лето красное!»

Для обучающихся:

- развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, к своей родословной;

-формирование  положительного отношения и уважения к семьям одноклассников;

-воспитание любви и гордости за свою семью, уважения ко всем членам семьи;

- совершенствование нравственных качеств детей, умения ориентироваться в общечеловеческих ценностях;

-владеть нормами нравственных межличностных отношений;

- формирование ответственности;

- владеть правилами речевого общения.

Для родителей:

- включение родителей в учебно-воспитательные ситуации через интегрированные широкие творческие задачи;

- актуализация самоопределения родителей в целях  и смыслах их деятельности

Для классного руководителя:

- учет личностных интересов, склонностей и возможностей родителей;

- обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие школы и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию

3 этап «Бабушкин сундучок»

2015-2016

уч. г.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

 

Январь

Февраль

 Март

Апрель

Май

- проект «Традиции нашей семьи»

- выставка старинной одежды «Заглянем в бабушкин сундучок»

 

- викторина «Что носили наши бабушки и дедушки?»

- исследовательская деятельность «Что рассказала бабушкина вышивка?»

- творческая работа: вышивка салфетки народными узорами

( «Подарок для папы и для дедушки»)

- фольклорный праздник «Посиделки»

- праздник «Чай для мам и бабушек»

- конкурс  сочинений «Самая дорогая вещь нашей семьи»

- поездка в краеведческий музей района.

Для обучающихся:

- формирование чувства гордости за свою семью;

- осознание ответственности за свои поступки перед семьёй, близкими людьми;

-формирование коммуникативных навыков: умение задавать вопросы для получения необходимых сведений;

- развивать способность принимать, понимать цели и следовать им, объективно оценивать свои достижения, понимания связи успеха с усилиями, трудолюбием, старанием,

- развитие умения собирать и обрабатывать информацию, умения работать с историческими документами;

- исследование важных этапов жизни старших членов семьи;

- знать о роли декоративно-прикладного искусства в жизни старшего поколения и в современной жизни;

-заинтересованность в народной вышивке.

Для родителей:

- ценностное отношение к документам как историческим источникам;

- предоставление возможности детям получать информацию  из необходимых источников;

-помощь детям при создании презентаций;

- заинтересованность  в достижении ребёнком успехов, оказание поддержки в нужных ситуациях;

-помощь детям в чтении и создании народных орнаментов.

Для классного руководителя:

- помощь и предоставление возможности получать информацию из необходимых источников;

- самореализация в профессиональной деятельности при организации совместных праздников для детей и их родителей, при создании творческих проектов.

4 этап «Дом моей мечты»

2016-2017

уч. г.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

 Январь

Февраль

 

Март

Апрель

Май

- проект «Труд и отдых в моей семье»

- поход в лес «Здравствуй, осень золотая!»

- конкурс  сочинений «Моя семья за здоровый образ жизни»

- реклама «Наше хозяйство»

- конкурс творческого проекта «Герб для моей семьи»

- конкурсно-игровая программа «Мой папа хороший»

- стенная газета «Мамы разные нужны…»  и конкурс «Мама и дочка»

- фольклорный праздник «Светлая пасха»

- творческий проект «Дом моей мечты»

(Рефлексия)

Для обучающихся:

-формирование познавательных мотивов, интересов к новому, к способу решения проблемы, самостоятельному поиску;

-развитие умений в целеполагании, планировании, прогнозировании, в создании алгоритма деятельности при решении проблемы;

- целеустремленность и настойчивость  в достижении цели;

- положительная мотивация на дальнейшую исследовательскую работу;

 - воспитание стремления к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья своей семьи;

- осознание своих достижений,

- стремление к творческому решению проблемы.

Для родителей:

- взаимопонимание, взаимодополнение , сотворчество в воспитательной деятельности детей,  творческий подход к решению её целей и задач;

-повышение уровня  психолого-педагогической культуры;

-стремление к здоровому образу жизни;

- хранить и обогащать духовные ценности семьи.

Для классного руководителя:

- вызвать интерес к научным путям  решения проблем семейного воспитания;

- побудить родителей к анализу  и коррекции своих взаимоотношений с детьми  с педагогических позиций, этнопедагогики;

- развивать воспитательный потенциал семьи.

Ожидаемые результаты

Ожидаемыми результатами реализации данного проекта  являются:

- сформированность  у учащихся начальной школы  понятия «семья»;

- активный интерес воспитанников к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной с классным руководителем и родителями творческой, исследовательской и практической работе;

- приобретение учащимися начальной школы  социального опыта  взаимодействия в семье и классе;

- повышение мотивации  учащихся к изучению  традиций семьи;

- активное участие родителей в школьной жизни ребёнка;

- положительное влияние воспитательной информации, воспитание гуманного отношения  к своей семье, семьям одноклассников;

-  формирование здорового образа жизни;

- развитие способностей адекватного представления  результатов своей работы в форме проектов, докладов, рисунков, фотографий;

- обучение приёмам работы с разными источниками информации;

- развитие речи и обогащение словаря, коммуникативных навыков;

- раскрытие и дальнейшее развитие творческого потенциала семьи и ребёнка.

Вывод:

    Проект позволит сделать школу и семью союзниками в воспитании детей, обеспечит полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие школы и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию; нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребёнка, развивать воспитательный потенциал семьи.

  В проекте каждый участник, объединив усилия, грамотно распределит роли, проявит активность и найдёт для себя дело по «душе». Вся деятельность по проекту – это тренировка умения планировать, анализировать, презентовать свою работу. «Семейная карусель» - это захватывающая совместная деятельность ребёнка, семьи и школы.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по изучению карело-финского эпоса «КАЛЕВАЛА»

      Предметом изучения моей программы является карело-финский эпос «Калевала». Курс представляется актуальным, так как знакомит учащихся с историей и культурой своей...

Программа элективного курса «Я в мире экономики»

Программа элективного курса «Я в мире экономики»по экономике для учащихся 2 класса....

программа элективного курса "Введение в профессию".

Программа элективного курса "Введение в профессию" для учащихся 9 класса, 1 полугодие, 18 часов. Данная программа поможет учащимся при выборе профессии, оценив свои физические и умственные способности...

программа элективного курса по математике "Текстовые задачи на движение"

Программа расчитана на повышение интереса к предмету через выполнение и решение задач на движение в 4 классе. курс построен таким образом, что волнение каждого предыдущего задания позволяет исользоват...

Программа элективного курса "Создаем проекты" 2-3 класс

программа курса и КТП для 2,3 классов...

Разработка и реализация педагогом программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ

Разработка и реализация педагогом программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ...

Рабочая программа элективного курса «Создаю проект»

Рабочие  программы по внеурочной деятельности разрабатываю на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развит...