Программа элективного курса по изучению карело-финского эпоса «КАЛЕВАЛА»
элективный курс по чтению (3 класс) по теме

Степаненко Валентина Ивановна

 

      Предметом изучения моей программы является карело-финский эпос «Калевала». Курс представляется актуальным, так как знакомит учащихся с историей и культурой своей малой родины. Без изучения своего прошлого нельзя решить проблему воспитания гражданина и патриота своей Родины

    Данный курс рассчитан на 22 часа (1 час в неделю в течение 1 или 2 полугодия) и адресован учащимся 4 класса общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Programma_elektivnogo_kursa_po_izucheniyu_karelo.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса по изучению карело-финского эпоса            «КАЛЕВАЛА»

Автор Степаненко Валентина Ивановна,

 учитель начальных классов высшей категории

МОУ «Лахденпохская СОШ №2»

 Пояснительная записка.

      Предметом изучения моей программы является карело-финский эпос «Калевала». Курс представляется актуальным, так как знакомит учащихся с историей и культурой своей малой родины. Без изучения своего прошлого нельзя решить проблему воспитания гражданина и патриота своей Родины.

    Данный курс рассчитан на 22 часа (1 час в неделю в течение 1 или 2 полугодия) и адресован учащимся 4 класса общеобразовательной школы.

   Форма обучения безотметочная.

    Цель курса:

1. Вызвать  интерес младших школьников к истории и культуре своей малой родины и её народу.

2. Способствовать формированию нравственной позиции учащихся.

    Задачи:

 1. Познакомить с карело-финским эпосом «Калевала», с его создателем  Э. Лённротом,  рунопевцами Карелии, героями эпоса.

2. Воспитывать любовь и уважение к культуре народов, населяющих республику Карелия.

3. Обогащать нравственный  опыт младших школьников,

4. Развивать познавательные способности, эмоциональную отзывчивость при чтении карело-финского эпоса.

    Кроме того, данный курс помогает

- воспитывать интерес к чтению и книге;

- учит учащихся размышлять над прочитанным, извлекая из него уроки, в том числе и нравственные;

- обеспечивает развитие устной и письменной речи учащихся.

    Возможно использование самых разнообразных видов работы: беседа по прочитанному, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, чтение по ролям, работа со справочным материалом, составление характеристики героев, сочинение, изложение, сообщения учащихся, составление вопросов по содержанию прочитанного, кроссворды, рисунки, работа с иллюстрацией, просмотр Презентаций.

    Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; формирование нравственной личности гражданина и патриота России.

Тематическое планирование и краткое содержание уроков.

(22 часа)

Темы

Кол-во часов

Краткое содержание урока

1.Знакомство с карело-финским эпосом – «Калевала».

Урок в библиотеке.

1

Знакомство  учащихся с карело-финским эпосом «Калевала», с создателем эпоса Э. Лённротом.

2. Карело-финский эпос «Калевала» (работа над содержанием)

15

1. Знакомство с книгой «Калевала», с писательницей А. Любарской, которая пересказала «Калевала для детей.  Презентация «Издания «Калевалы». Работа над 1-2 главами. Главный герой – Вяйнемейнен. Словарная работа.

2. Руны. Карельские рунопевцы А. Перттунен, М. Михеева. Работа над 3-4 главами. Работа над смыслом выражения «Чужой хлеб горек». Выразительное чтение песни Айно. Рисунки к 4 главе.

3. Знакомство с  художником «Калевалы» - Н. Кочергиным.  Презентация «Художники-иллюстраторы «Калевалы». Работа над 5-6 главами. Словарная работа. Рассказ о том, как чувствовал Вяйнемейнен в чужой стране.

4. Работа над 7-8 главами. Новый герой  - Илмаринен. Старуха Лоухи – хозяйка мрачной страны Похъёлы. Сампо -  волшебная мельница, символ вечного изобилия. Работа над смыслом выражения «Нет радости тому, кто покинул родину».  Составление по 3 вопроса к содержанию 8 главы.

5. Работа над 9-10 главами. Новый герой – Лемминкайнен. Выразительное чтение песни Лемминкайнена. Беседа по содержанию 9 главы. Вопрос: «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»

6. Работа над 11-12 главами. Знакомство со словом финской мифологии – Манала. Рассмотреть иллюстрации героев эпоса (Презентация «Художники-иллюстраторы «Калевалы») в исполнении художника Г. Стронка. Работа в тетради. Игра  «Напишите правильно имена героев эпоса» (Илмаринен, Вяйнемейнен, Лемминкайнен). Рассказ о том, как пчёлка помогла матери Лемминкайнена.

7. Работа над 13-14 главами. Обмен мнениями и впечатлениями по содержанию прочитанного. Словарная работа. Рисунок лодки Вяйнемейнена по описанию. Чтение по ролям разговора Вяйнемейнена и Анникки.

8.  Выставка рисунков. Работа над 15-16 главами. Ответить  на вопрос: « Как вы думаете, кого выберет красавица Похъёлы себе мужа?» Прочитать, какие испытания пришлось выполнить Илмаринену, чтобы получить в невесты красавицу.

9. Работа над 17-20 главами. Прочитать отрывок, который рассказывает об атмосфере, которая царит в доме Илмаринена во время свадьбы. Сравнить с  обстановкой во время свадьбы в Похъёле. Соотнести иллюстрации с текстом 20 главы. Выписать незнакомые слова

10. Работа над 21-22 главами.  Рассмотреть иллюстрации. Чтение по ролям разговор Лемминкайнена с матерью. Составить в тетради 3-4 вопроса по содержанию 21 главы. Вопрос: «О чём заставил вас задуматься наш урок?»

11.Работа над 23-25 главами. Знакомство с героем-богатырём финской и карельской мифологии  - Куллерво. При чтении отметить тот отрывок, который больше всего взволновал. Выписать в тетрадь незнакомые слова. Кроссворд.

12. Работа над 26-28 главами. Работа над смыслом выражений: «Не хочу я умирать от злых вражьих рук» и «Не должен герой склоняться перед золотом, не должен льститься на серебро». Составить по 3 вопроса к содержанию 27 главы. Отметить самые интересные. Вопрос: «Смогут ли наши герои похитить Сампо?» Выразительное чтение песни Вяйнемейнена.

13. Работа над 29-30 главами. Беседа по содержанию. Презентация «Карельские музыкальные инструменты» (кантеле). Работа в тетради «Дополни предложения».

14. Работа над 31-33 главами. Вопросы по содержанию. Вопрос: «Как понять слова Вяйнемейнена     

«Не поможет плач в несчастье

И печаль – в годину бедствий»

Словарная работа (година, бедствие, печаль). Цифровой конкурс.

15. Работа над 34 главой. Работа над выражением « Не герой тот, кто с полпути возвращается». Чтение по ролям диалога Илмаринена и хозяйки Похъёлы. Перечитать 4 последние абзацы. Высказать свои впечатления о прочитанном.

Заключительный урок.

1

Заключительная беседа. Работа над образами главных героев. Игра « Кто это?» (по отрывкам из произведения узнать героя эпоса).  Кроссворд

 

Фильм-сказка «Калевала» (Презентация)

1

Беседа: Понравился ли эпос?

За что понравился?

Какие впечатления остались после прочтения?

Что нового узнали?

Посоветуете ли вы друзьям прочитать его?

Изложение «Калевала»

1

Презентация изложения «Калевала»

Сочинение «За что мне понравился эпос «Калевала?»

1

Беседа. Словарная работа.

Рисуем «Калевалу»

2

Презентация «Дети рисуют «Калевалу».

Рисование героев и событий, описанных в книге.

Выставка работ.

Всего

22

 

Учащиеся после изучения «Калевалы должны уметь:

- видеть заключённую в эпосе народную мудрость;

- орфоэпически правильно произносить слова;

- уметь узнавать героев эпоса по описанию;

- различать добро и зло;

- уметь передавать впечатления от прочитанного с помощью стихов и рисунков.

Учащиеся после изучения «Калевала» должны знать:

- содержание произведения;

- создателя эпоса финского фольклориста Э Лённрота;

- писательницу А. Любарскую, которая пересказала «Калевала» для детей;

- художника – иллюстратора детского издания Н Кочергина;

- карельских рунопевцев А. Перттунена, М. Михееву.

Литература для учителя.

1.Калевала. Карело-финский народный эпос. Вступительная статья Э. Карху. Художник П. А. Стронк. Петрозаводск. 1985.

2. Калевала. Карельские руны, собранные    Э.    Лённротом. Перевод с финского языка А. П.   Бельского под редакцией В. Казина. Вступительная статья О. В. Куусинена. Художник  В. И. Курдов.  М. 1956.

3. Калевала. Избранные   руны. Художник  Т. Юфа. Петрозаводск. 1967.        

4. Калевала. Карело-финский эпос. Пересказала для детей А. Любарская. Художник Н. Кочергин. Петрозаводск. 1985.

5. Дети рисуют «Калевалу». Петрозаводск. 1966.

6. Карху Э. Г. В краю «Калевалы». М. 1974.

7. Упорова 3.М. «Калевала» в школе. Петрозаводск. 1968.

Литература для учащихся начальной школы.

1. Блюдник А. Г., Котова Р. И., Огиенко Г. П. Младшим школь никам о Карелии.  Петрозаводск. 1978.

2. Дети рисуют «Калевалу». Петрозаводск. 1979.

3. Калевала. Карело-финский эпос. Пересказала для детей А. Лю барская. Петрозаводск. 1985.

4. Сампо. Из «Калевалы». Композиция для детей. К юному поэту. Петрозаводск. 1985.

2 урок.

Тема.      Карело-финский эпос «Калевала».

Цель: - продолжить работу над эпосом «Калевала»; познакомить с рунопевцами Карелии;

- учить работать с текстом;

- учить видеть заключённую в эпосе народную мудрость;

- обогащать словарный запас;

- формировать умения передавать впечатления от прочитанного с помощью рисунка.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего  задания.

-  Кто помогал Вяйнемейнену? (Сампса Пеллервайнен)

Рассказать об истории с дубом.

- Какие почвы в Карелии? (подзолистые). Почему?

Прочитать песню Вяйнемейнена при посадке семян (несколько человек).

3. Изучение нового материала.

  1. Познакомить учащихся с рунопевцами Карелии (приложение).
  2. Чтение 3 главы «Йоукахайнен вызывает Вяйнемейнена на состязание» (учителем и подготовленными учениками).
  3. Беседа по содержанию:

- Кто были друзья у Вяйнемейнена?

- Где пел Вяйнемейнен?

- Кто повторял его песни?

- До кого дошли песни Вяйнемейнена?

- Каким был Вяйнемейнен? (мудрым)

- Каким был Йоукахайнен? (глупым, хвастливым)

- Что предложил Йоукахайнен? (показать друг другу свою мудрость).

Зачитать отрывки (стр.16-19)

- На какое предложение Йоукахайнена согласился Вяйнемейнен оставить его  живым?

- Как вы понимаете выражение «Чужой хлеб горек»?

  1. Словарная работа.

Руны - (фин., ед. ч. runo), эпические песни карелов и финнов.

Рунопевцы – исполнители рун.

  1. Записать в тетради.

Руны – эпические песни карел.

Карельские рунопевцы – Архип Перттунен и Мария Михеева.

Похъёла – страна тьмы и холода.

Йоукахайнен – сын Похьёлы.

4. Итог урока.

- Что нового узнали?

- Что взволновало вас?

Домашнее задание.

Прочитать 4 главу «Невеста Вяйнемейнена быстрой рыбкой уплывает в море» (стр. 20-25).

Подготовить выразительное чтение песни Айно (по желанию – наизусть).

Нарисовать рисунки к этой главе.

Степаненко Валентина Ивановна,

 учитель начальных классов высшей категории

МОУ «Лахденпохская СОШ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Я в мире экономики»

Программа элективного курса «Я в мире экономики»по экономике для учащихся 2 класса....

программа элективного курса "Введение в профессию".

Программа элективного курса "Введение в профессию" для учащихся 9 класса, 1 полугодие, 18 часов. Данная программа поможет учащимся при выборе профессии, оценив свои физические и умственные способности...

программа элективного курса по математике "Текстовые задачи на движение"

Программа расчитана на повышение интереса к предмету через выполнение и решение задач на движение в 4 классе. курс построен таким образом, что волнение каждого предыдущего задания позволяет исользоват...

Авторизированная программа элективного курса «Правила этикета» для учащихся 3 класса

Настоящая программа предназначена для обеспечения факультативного курса "Правила этикета" для 3 класса. Программа позволяет учащимся познакомиться с правилами поведения, общения с окружающими людьми, ...

Программа элективного курса по русскому языку "Обучение сочинению" в 3 классе.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения, направленный на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы, призван обеспечить вып...

Разработка и реализация педагогом программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ

Разработка и реализация педагогом программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ...

Наличие программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, иных учебно-методических материалов, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной организации.

Наличие программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, иных учебно-методических материалов, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной о...