«К материнскому и отцовскому долгу человека надо готовить чуть ли не с колыбели…»
статья на тему
Основной задачей обучения в настоящее время современная педагогика считает воспитание духовно-нравственной, развитой в интеллектуальном и личностном плане, творчески и нестандартно мыслящей, психологически и физически здоровой личности, владеющей необходимой суммой базовых знаний, умений и навыков, способной к саморазвитию и самоактуализации.
Поэтому особое внимание в школе уделяется индивидуализации обучения и воспитания учащихся с учетом их психофизиологических и личностных особенностей. Однако при этом пол ребенка совершенно не учитывается. Нет ни подходов в обучении, ни специальных программ или методик для мальчиков и для девочек. Школа нивелирует различия, обучая и воспитывая всех одинаково, хотя в жизни им придется выполнять разные социальные роли, функции, занимать в жизненных ситуациях разные позиции.
Поэтому в школах необходимо осуществлять не просто воспитание детей, а поло-ролевое воспитание, в процессе которого необходимо формировать мужественность, т. е. типично мужские качества в характере мальчика (ответственность, стойкость, активность, независимость) и типично женские в девочке (мягкость, заботливость, хозяйственность).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
гендерная культура личности | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
«К материнскому и отцовскому долгу человека надо
готовить чуть ли не с колыбели…»
В.А. Сухомлинский
Основной задачей обучения в настоящее время современная педагогика считает воспитание духовно-нравственной, развитой в интеллектуальном и личностном плане, творчески и нестандартно мыслящей, психологически и физически здоровой личности, владеющей необходимой суммой базовых знаний, умений и навыков, способной к саморазвитию и самоактуализации.
Поэтому особое внимание в школе уделяется индивидуализации обучения и воспитания учащихся с учетом их психофизиологических и личностных особенностей. Однако при этом пол ребенка совершенно не учитывается. Нет ни подходов в обучении, ни специальных программ или методик для мальчиков и для девочек. Школа нивелирует различия, обучая и воспитывая всех одинаково, хотя в жизни им придется выполнять разные социальные роли, функции, занимать в жизненных ситуациях разные позиции.
В результате «бесполое» воспитание приводит к серьезной проблеме: феминизации мужчин и мускулинизации женщин. Мужчины оказываются не способны играть в дальнейшем правильную роль в браке: всю ответственность за существование семьи, воспитание детей они перекладывают на плечи женщины. Это порождает многие семейные конфликты.
У представительниц женского пола, с другой стороны, не формируется такое интегральное качество как женственность, составляющими которого являются такие качества как доброта, терпеливость, нежность, умение «тушить» конфликты, поддерживать тепло семейного очага, создавать положительный эмоциональный настрой мужу и детям и рационально и умело организовывать домашнее хозяйство.
Поэтому в школах необходимо осуществлять не просто воспитание детей, а поло-ролевое воспитание, в процессе которого необходимо формировать мужественность, т. е. типично мужские качества в характере мальчика (ответственность, стойкость, активность, независимость) и типично женские в девочке (мягкость, заботливость, хозяйственность).
Выходом из сложившейся ситуации является целенаправленное воспитание гендерной культуры личности.
Формирование гендерной культуры —актуальная проблема современности. В предшествующем периоде отечественной педагогикой был упущен один из важных аспектов воспитания личности ребёнка —гендерный аспект, предполагающий, что различия в поведении и восприятии мужчин и женщин определяются не столько их физиологическими особенностями, сколько воспитанием и распространёнными в каждой культуре представлениями о сущности мужского и женского начал .
Гендерная культура - это совокупность социокультурных характеристик определяющих взаимоотношения мужчин и женщин, основанных на эгалитарных ценностях.
По мнению Л.И. Столярчук, основная задача ситемы образования - привить молодому поколению базовые гендерные ценности( жизнь, здоровье, образование женщины и мужчины, социокультурная, профессиональная семейная компетентности) как главные человеческие ценности, которыми они будут руководствоваться в последующей жизнедеятельности. И согласно Н.П. Андроповой, необходимость подготовки подрастающих поколений к тем половым ролям, которые они в последствии будут выполнять в обществе в соответствии с современными реалиями, требованиями формирования культуры взаимоотношений полов, актуализирует пристальное внимание к проблеме полоролевой социализации детей, начиная с младшего школьного возраста. Именно в начальной школе закладываются первые установки и ценностные ориентации, формируются содержание и структура мотивационно потребностной сферы, половое самосознание, ценностное отношение к семье и взаимоотношениям полов, влияющее на всю последующую жизнь мужчины и женщины. В то же время ученые отмечают, что недостатки развития и воспитания в этот период трудно восполнить в последующие годы.
С целью полоролевой социализации детей еще с 2007 года в Лицее "Эврика" осуществляется параллельно-раздельное обучение и воспитание мальчиков и девочек по специально разработанной образовательной программе. Учебно-воспитательный процесс в параллельно-раздельных классах организован с учетом психофизиологических особенностей развития мальчиков и девочек, при этом успешно используются технологии здоровьесбережения.
Принципы работы учителя с мальчиками и девочками
Принципы работы с мальчиками: | Принципы работы с девочками: |
|
|
Роль учителя. Необходимо отметить, что большая роль в гендерном образовании и воспитании отводится учителю, перед которым ставится непростая задача преодоления формализма в обучении и воспитании, поворота к интересам и потребностям конкретного ребенка, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие. Педагогические вузы до сих пор готовят кадры учителей, ориентированных на преподавание предмета вообще, без учета фактора пола и современных гендерных исследований в педагогике и образовании. Этим обусловлены трудности учителей в реализации гендерного подхода в преподавании учебных предметов в школе. а между тем, ФГОС в числе базовых национальных ценностей называет ценности семейной жизни, которые предполагают воспитание культуры взаимоотношений между противоположными полами в семье и в школе, воспитание готовности подрастающих поколений, к продолжению рода. С этой целью в школе созданы все возможные условия для повышения информированности учителя по вопросам гендерного обучения и сохранения здоровья учащихся в образовательном процессе. Организовано взаимодействие педагогов Лицея с педагогами других регионов, осуществляющих раздельно-параллельное обучение и воспитание.
Роль родителей. Немаловажным фактором формирования гендерной культуры личности является участие родителей в воспитательном и образовательном процессах. Родители участвуют в педсоветах по вопросам раздельного обучения, для них проводятся семинары по соответствующей тематике и тренинги детско-родительских отношений с акцентом на гендерные подходы в воспитании, помогающие формированию гендерных ролей в семье.
Внеурочная деятельность. Для формирования гендерной культуры взаимоотношений между мальчиками и девочками внеурочная деятельность осуществляется по следующим направлениям:
- Спортивно- оздоровительное
- Художественно- эстетическое
- Научно- познавательное
- Военно- патриотическое
- Социальное
и реализуется через кадетский и гимназический компоненты воспитательной системы.
Кадетский компонент - воспитание мальчика - благородного и благопристойного мужчины, патриота. 7-11 лет - это возраст, когда происходит не только физиологическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, становление характера, самоорганизации и уверенности в себе. Кадетство осуществляется по направлению МЧС "Юный спасатель"
Гимназический компонент - воспитание девочки. Программа для гимназических классов "Дочери России" разработана с целью воспитания достойной женщины, будущей матери, хозяйки.
В каждом классе составляется план целенаправленных воспитательных мероприятий с ориентацией на реализацию потребностей и интересов мальчиков и девочек, их развития в процессе активного включения в разнообразную и интересную деятельность. Классные руководители и воспитатели проводят классные часы, беседы, выставки рисунков, игры-тренинги, праздники, воспитывая в них чувство любви к семье, помогают осмыслить роли отца и матери в семье, приобщают детей к русской национальной культуре.
Совместная деятельность. Специально организуются совместные мероприятия для мальчиков и девочек, способствующие формированию культуры общения.
В процессе совместной деятельности детьми приобретается опыт конструирования взаимоотношений между мальчиками и девочками, а так же взаимоотношений со сверстниками одного пола, определяются и закрепляются ценности, характеризующие мальчика или девочку как представителя определенного пола.
Опыт нашего лицея показывает, что в раздельных классах у детей появляется интерес к изучению особенностей противоположного пола и к способам поведения, способствующего воспитанию культуры взаимоотношений между ними, закреплению и обогащению полоролевого поведения, развитию здоровой и целостной индивидуальности мальчика и девочки.
Современное педагогическое воздействие и правильный подход к вопросам гендерного воспитания и обучения в школе обеспечивают формирование у младших школьников основ гендерной культуры, что является необходимым условием эффективной социализации личности в современном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Без друзей меня чуть-чуть..."
Нравственная сущность взаимоотношений детей друг с другом заключена в умении через призму собственного восприятия постичь внутренний мир другого человека. На этом постижении и строятся дальнейшие отно...
Разработка внеурочного занятия "Без друзей меня чуть-чуть"
Известный педагог А.Н.Лутошкин говорил, что коллектив – это живой организм», он, как человек, так же развивается, становится умелым, мудрым.Школьникам предлагаются характеристики различных уровней раз...
"Без друзей меня чуть-чуть..."
Презентация по теме "Дружба" по предмету ОРКСЭ модуль светская этика....
Классный час "Без друзей меня чуть-чуть"
Это мероприятие способствует сближению детей и развитию чувства «Мы» в детском коллективе. Таким образом, формируются коммуникативные навыки учащихся начальной школы, и на и...
Семья — колыбель духовного рождения человека
Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали пов...
К МАТЕРИНСКОМУ И ОТЦОВСКОМУ ДОЛГУ ЧЕЛОВЕКА НАДО ГОТОВИТЬ ЧУТЬ ЛИ НЕ С КОЛЫБЕЛИ — ВОТ В ЧЕМ ПРОБЛЕМА
Беседы с родителями по Сухомлинскому В.А. (беседа 1)...
Этическая беседа «Долг и совесть в жизни человека» в ГПД 2 «в» класса. Составила Богданова Анна Васильевна.
Разработка открытого занятия в группе продленного дня....