«К материнскому и отцовскому долгу человека надо готовить чуть ли не с колыбели…»
статья на тему

Богданова Светлана Александровна

Основной задачей обучения в настоящее время современная педагогика считает воспитание духовно-нравственной, развитой в интеллектуальном и личностном плане, творчески и нестандартно мыслящей, психологически и физически здоровой личности, владеющей необходимой суммой базовых знаний, умений и навыков, способной к саморазвитию и самоактуализации.

Поэтому особое внимание в школе уделяется индивидуализации обучения и воспитания учащихся с учетом их психофизиологических и личностных особенностей. Однако при этом пол ребенка совершенно не учитывается. Нет ни подходов в обучении, ни специальных программ или методик для мальчиков и для девочек. Школа нивелирует различия, обучая и воспитывая всех одинаково, хотя в жизни им придется выполнять разные социальные роли, функции, занимать в жизненных ситуациях разные позиции.

Поэтому в школах необходимо осуществлять не просто воспитание детей, а поло-ролевое воспитание, в процессе которого необходимо формировать мужественность, т. е. типично мужские качества в характере мальчика (ответственность, стойкость, активность, независимость) и типично женские в девочке (мягкость, заботливость, хозяйственность).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon гендерная культура личности56 КБ

Предварительный просмотр:

«К материнскому и отцовскому долгу человека надо

 готовить чуть ли не с колыбели…»

В.А. Сухомлинский

Основной задачей обучения в настоящее время современная педагогика считает воспитание духовно-нравственной, развитой в интеллектуальном и личностном плане, творчески и нестандартно мыслящей, психологически и физически здоровой личности, владеющей необходимой суммой базовых знаний, умений и навыков, способной к саморазвитию и самоактуализации.

Поэтому особое внимание в школе уделяется индивидуализации обучения и воспитания учащихся с учетом их психофизиологических и личностных особенностей. Однако при этом пол ребенка совершенно не учитывается. Нет ни подходов в обучении, ни специальных программ или методик для мальчиков и для девочек. Школа нивелирует различия, обучая и воспитывая всех одинаково, хотя в жизни им придется выполнять разные социальные роли, функции, занимать в жизненных ситуациях разные позиции.

В результате «бесполое» воспитание приводит к серьезной проблеме: феминизации мужчин и мускулинизации женщин. Мужчины оказываются не способны играть в дальнейшем правильную роль в браке: всю ответственность за существование семьи, воспитание детей они перекладывают на плечи женщины. Это порождает многие семейные конфликты.

У представительниц женского пола, с другой стороны, не формируется такое интегральное качество как женственность, составляющими которого являются такие качества как доброта, терпеливость, нежность, умение «тушить» конфликты, поддерживать тепло семейного очага, создавать положительный эмоциональный настрой мужу и детям и рационально и умело организовывать домашнее хозяйство.

Поэтому в школах необходимо осуществлять не просто воспитание детей, а поло-ролевое воспитание, в процессе которого необходимо формировать мужественность, т. е. типично мужские качества в характере мальчика (ответственность, стойкость, активность, независимость) и типично женские в девочке (мягкость, заботливость, хозяйственность).

Выходом из сложившейся ситуации является целенаправленное воспитание гендерной культуры личности.

Формирование гендерной культуры —актуальная проблема современности. В предшествующем периоде отечественной педагогикой был упущен один из важных аспектов воспитания личности ребёнка —гендерный аспект, предполагающий, что различия в поведении и восприятии мужчин и женщин определяются не столько их физиологическими особенностями, сколько воспитанием и распространёнными в каждой культуре представлениями о сущности мужского и женского начал . 

Гендерная культура - это совокупность социокультурных характеристик определяющих взаимоотношения мужчин и женщин, основанных на эгалитарных ценностях.

По мнению Л.И. Столярчук, основная задача ситемы образования - привить молодому поколению базовые гендерные ценности( жизнь, здоровье, образование женщины и мужчины, социокультурная, профессиональная семейная компетентности) как главные человеческие ценности, которыми они будут руководствоваться в последующей жизнедеятельности. И согласно Н.П. Андроповой, необходимость подготовки подрастающих поколений к тем половым ролям, которые они в последствии будут выполнять в обществе в соответствии с современными реалиями, требованиями формирования культуры взаимоотношений полов, актуализирует пристальное внимание к проблеме полоролевой социализации детей, начиная с младшего школьного возраста. Именно в начальной школе закладываются первые установки и ценностные ориентации, формируются содержание и структура мотивационно потребностной сферы, половое самосознание, ценностное отношение к семье и взаимоотношениям полов, влияющее на всю последующую жизнь мужчины и женщины. В то же время ученые отмечают, что недостатки развития и воспитания в этот период трудно восполнить в последующие годы.

С целью полоролевой социализации детей еще с 2007 года в Лицее "Эврика" осуществляется параллельно-раздельное обучение и воспитание мальчиков и девочек по специально разработанной образовательной программе. Учебно-воспитательный процесс в параллельно-раздельных классах организован с учетом психофизиологических особенностей развития мальчиков и девочек, при этом успешно используются технологии здоровьесбережения.

Принципы работы учителя с мальчиками и девочками

Принципы работы с мальчиками:

Принципы работы с девочками:

  • высокий темп подачи материала ;
  • широкий спектр разнообразной , нестандартно поданной информации ;
  • разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач;
  • большое количество нестандартных , логических заданий ;
  • минимизированное количество повторений пройденного материала ;
  • работа на уроке в режиме поисковой активности, акцент на самостоятельность принимаемых решений ;
  • использование групповых форм работы с элементами соревновательности с обязательной сменой лидера ;
  • дозированная эмоциональность подачи материала , выход на эмоции , чувства через логику ;
  • подход к формулированию правил через практические действия, выявление закономерностей, осмысление на уровне теории после практической работы с материалом ;
  • тематика материала , соответствующая мужскому архетипу ( например , расчет строительства дома на уроках математики ;
  • необходимость положительной , конструктивной оценки выполненной работы.

  • неспешный, размеренный темп урока , подачи нового материала ;
  • достаточное количество повторений для лучшего усвоения;
  • дозирование объема и разнообразия новой информации;
  • большое количество типовых заданий , облегчающих манипулирование полученными знаниями;
  • эмоциональная окрашенность нового материала , движение от эмоций к логическому осмыслению ;
  • подход к формулированию правил через речевые навыки : изучение правил и обучение применению их на практике ;
  • использование на уроке групповых форм работы с акцентом на взаимопомощь ;
  • использование большого количества наглядного материала на уроке, обучение с опорой на зрительную память ;
  • эмоционально окрашенная оценка любой выполненной работы с обозначением перспективы.

Роль учителя. Необходимо отметить, что большая роль в гендерном образовании и воспитании отводится учителю, перед которым ставится непростая задача преодоления формализма в обучении и воспитании, поворота к интересам и потребностям конкретного ребенка, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие. Педагогические вузы до сих пор готовят кадры учителей, ориентированных на преподавание предмета вообще, без учета фактора пола и современных гендерных исследований в педагогике и образовании. Этим обусловлены трудности учителей в реализации гендерного подхода в преподавании учебных предметов в школе. а между тем, ФГОС  в числе базовых национальных ценностей называет ценности семейной жизни, которые предполагают воспитание культуры взаимоотношений между противоположными полами в семье и в школе, воспитание готовности подрастающих поколений, к продолжению рода.  С этой целью в школе созданы все возможные условия для повышения информированности учителя по вопросам гендерного обучения и сохранения здоровья учащихся в образовательном процессе. Организовано взаимодействие педагогов Лицея с педагогами других регионов, осуществляющих раздельно-параллельное обучение и воспитание.

Роль родителей. Немаловажным фактором формирования гендерной культуры личности является участие родителей в воспитательном и образовательном процессах. Родители участвуют в педсоветах по вопросам раздельного обучения, для них проводятся семинары по соответствующей тематике и тренинги детско-родительских отношений с акцентом на гендерные подходы в воспитании, помогающие формированию гендерных ролей в семье.

Внеурочная деятельность. Для формирования гендерной культуры взаимоотношений между мальчиками и девочками  внеурочная деятельность осуществляется по следующим направлениям:

  • Спортивно- оздоровительное
  • Художественно- эстетическое
  • Научно- познавательное
  • Военно- патриотическое
  • Социальное

и реализуется через кадетский и гимназический компоненты воспитательной системы.

Кадетский компонент - воспитание мальчика - благородного и благопристойного мужчины, патриота. 7-11 лет  - это возраст, когда происходит не только физиологическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, становление характера, самоорганизации и уверенности в себе. Кадетство осуществляется по направлению МЧС "Юный спасатель"

Гимназический компонент - воспитание девочки. Программа для гимназических классов "Дочери России" разработана с целью воспитания достойной женщины, будущей матери, хозяйки.

В каждом классе составляется план целенаправленных воспитательных мероприятий с ориентацией  на реализацию потребностей и интересов мальчиков и девочек, их развития в процессе активного включения в разнообразную и интересную деятельность. Классные руководители и воспитатели проводят классные часы, беседы, выставки рисунков, игры-тренинги, праздники, воспитывая в них чувство любви к семье, помогают осмыслить роли отца и матери в семье, приобщают детей к русской национальной культуре.

Совместная деятельность. Специально организуются совместные мероприятия для мальчиков и девочек, способствующие формированию культуры общения.

В процессе совместной деятельности детьми приобретается опыт конструирования взаимоотношений между мальчиками и девочками, а так же взаимоотношений со сверстниками одного пола, определяются и закрепляются ценности, характеризующие мальчика или девочку как представителя определенного пола.

Опыт нашего лицея показывает, что в раздельных классах у детей появляется интерес к изучению особенностей противоположного пола и  к способам поведения, способствующего воспитанию культуры взаимоотношений между ними, закреплению и обогащению полоролевого поведения, развитию здоровой и целостной индивидуальности мальчика и девочки.

 Современное педагогическое воздействие и правильный подход к вопросам гендерного воспитания и обучения в школе обеспечивают формирование у младших школьников основ гендерной культуры, что является необходимым условием эффективной социализации личности в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Без друзей меня чуть-чуть..."

Нравственная сущность взаимоотношений детей друг с другом заключена в умении через призму собственного восприятия постичь внутренний мир другого человека. На этом постижении и строятся дальнейшие отно...

Разработка внеурочного занятия "Без друзей меня чуть-чуть"

Известный педагог А.Н.Лутошкин говорил, что коллектив – это живой организм», он, как человек, так же развивается, становится умелым, мудрым.Школьникам предлагаются характеристики различных уровней раз...

"Без друзей меня чуть-чуть..."

Презентация по теме "Дружба" по предмету ОРКСЭ модуль светская этика....

Классный час "Без друзей меня чуть-чуть"

     Это мероприятие способствует сближению детей и развитию чувства «Мы» в детском коллективе. Таким образом, формируются коммуникативные навыки учащихся начальной школы, и на и...

Семья — колыбель духовного рождения человека

Мно­гообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая ре­акция на малейшие детали пов...