Воспитание культурного поведения у учащихся
статья на тему
В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта (знания, умения, способов мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.
В узком социальном смысле воспитание понимается, как направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с цель формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_kulturnogo_povedeniya_u_uchashchikhsya.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание культурного поведения у учащихся
МБОУ СОШ с. Бай-Даг Эрзинского кожууна
учитель Шулуу Н.С
В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта (знания, умения, способов мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.
В узком социальном смысле воспитание понимается, как направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с цель формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.
В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействия коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.
В узком педагогическом смысле воспитание – процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
В последнее время в нашем обществе мы часто слышим разговоры и споры о том, кто должен заниматься воспитанием ребенка – семья или школа? А как вы считаете?
Попробуем в этом разобраться. Начнем с того, что вспомним, а что такое воспитание. Приведем примеры различных определений понятия «воспитание».
На кого же накладывается главная ответственность за воспитание детей?
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» от 01.09.2013 г. написано, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
В этом же законе говорится о том, что «педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности».
Из сухой буквы закона становится понятно, что воспитанием ребенка обязаны заниматься, прежде всего, это семья и, конечно же, образовательное учреждение, которое посещает ребенок. Только в тесном сотрудничестве семьи и школы можно добиться в воспитании ребенка желаемого результата.
Современное общество уже достаточно настрадалось от равнодушия, жестокости, от утраты морали, потери совести, наглости и некультурного поведения людей. Быть культурным и воспитанным, стать гармоничной личностью, научиться достойно вести себя в любой обстановке – это и право, и обязанность каждого человека в нашем обществе.
Сегодня, уважаемые родители, мы поговорим с вами о воспитании культуры поведения у наших детей. Дети являются гордостью своих родителей – самые красивые, милые и лучшие. Но всегда ли мы задумываемся над тем, что красота нашего ребенка не только в красоте его внешности, но и в том, как он ведет себя в семье, со сверстниками, в школе, в общественных местах? Каковы его манеры – жесты, мимика, осанка, речь, движения?
Под понятием «культура поведения» принято считать совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения:
- в быту – культурно-гигиенические навыки и привычки;
- в общении;
- в различных видах деятельности.
Рассмотрим гигиеническое воспитание детей как элемент культуры поведения, как одну из устойчивых форм повседневного поведения.
Воспитание у ребенка навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в охране его здоровья, способствует правильному поведению в быту и в общественных местах. В процессе повседневной работы с ребенком, как дома, так и в школе необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для него естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
В начале маленьких детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, после возвращения с прогулки.
Дети школьного возраста должны более осознанно относиться к выполнению правил личной гигиены: мыть руки, тщательно намыливая, до образования пены, насухо вытирать, пользоваться индивидуальной зубной щеткой, полотенцем и расческой, следить за тем, чтобы все вещи – школьная форма, верхняя одежда и обувь содержались в чистоте.
Гигиеническое воспитание неразрывно связано с воспитанием культурного поведения.
Детей необходимо приучать правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно пережевывая пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфетками. Когда ребенок подрастет, научить его накрывать на стол, расставлять посуду и твердо усвоить, что перед тем как приступить к обязанностям, нужно помыть руки с мылом, причесаться, надеть чистую одежду.
Хорошо, если в младших классах учитель назначает санитаров для систематической проверки у сверстников состояния рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу, состояния портфеля и школьных принадлежностей, тетрадей и учебников.
Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников и школьников младшего возраста большое значение имеет пример родителей и учителей, внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому родители и педагоги должны быть для них образцом.
Теперь перейдем к культуре общения. Известно, что человек существо социальное. Общение с людьми в семье и обществе ему просто необходимо. Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми людьми, одноклассниками, детьми младшего возраста, основанные на уважении и доброжелательности, вежливом обращении.
Какие наиболее важные нравственные качества хотят видеть взрослые в детях? Это вежливость, деликатность, скромность, общительность, уважение к старшим. Задача родителей и педагогов - воспитывать у ребенка культуру общения с раннего возраста. Мы должны научить своих детей здороваться со старшими, почтительно относится к старикам, помогать инвалидам, не вмешиваться в разговоры взрослых людей, быть приветливыми, благодарными и внимательными к окружающим их людям.
Наша задача расширять круг общения наших детей. В сельской местности общение ограниченно, в основном это семья и школа. Ребенок обязательно должен во внеурочное время посещать кружки по интересам, спортивные секции, различные мероприятия классного, школьного, муниципального и других уровней. Родители должны со школьного возраста научить своих детей ходить в магазин за небольшими покупками, на почту, например: купить поздравительную открытку или положить деньги на сотовый телефон. Выполняя эти небольшие родительские поручения, ребенок становится более самостоятельным и учится общаться с людьми. Это ему очень пригодится в дальнейшей жизни, сделает более уверенным и общительным.
Рассмотрим еще один компонент культуры поведения – это культура деятельности или труда, которые являются показателями отношения человека к своему делу, своей профессии, людям, обществу и свидетельствуют о социальной зрелости личности.
Основы культуры деятельности начинаются закладываться у человека с раннего детства, а затем развиваются и совершенствуются в течение жизни. В раннем детстве, это например, помочь маме собрать игрушки, заправить постель. Становясь старше, ребенок учится обращаться с игрушками, книжками, личными вещами.
Формировать у ребенка культуру труда – это значит воспитывать у него умение содержать в порядке свое рабочее место, где он делает уроки, занимается, играет, развивать привычку доводить начатое дело до конца, содержать в порядке ранец, учебники, рабочие тетради, бережно относиться к книгам, игрушкам, вещам.
Очень важно научить своих детей относиться к общественному имуществу так же бережно, как своим личным вещам. Нужно чаще говорить о том, что все в школе - мебель, оборудование, книги, учебные пособия – наше общее и принадлежит нам всем и поэтому мы должны это все сберечь для себя и для других детей, которые придут в нашу школу.
Если мы воспитаем у детей культуру деятельности, то они будут уважительно относиться к родительскому труду, к труду работников технического персонала школы, которые много делают для того, чтобы наша школа была уютной и красивой.
Мы, родители и учителя, должны помнить, что дитя - это хрупкий сосуд и от того чем мы его наполним таким и станет наш ребенок. Мы обязаны быть неравнодушными к нашим детям, ученикам и тогда зерно неравнодушия порастет, и даст нам богатейшие плоды - добрых, порядочных и отзывчивых людей.
Свое выступление мне хочется закончить стихами неизвестного автора, как продолжение мысли поэта Ф.И. Тютчева :
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся,
Посеять в душах благодать,
Увы, не всякий раз даётся.
Но мы обязаны мечтать,
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать,
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игровая деятельность как средство воспитания у детей культурного поведения". (доклад на МО воспитателей)
Доклад о том, как с помощью игры можно формировать у детей навыки культурного поведения....
Воспитание культуры поведения детей 9-10 летнего возраста в социально-культурном событии.
Актуальность исследования связана с увеличением пространства свободы современного человека.Разрушаются традиции,стереотипы,меняются нормы поведения.Культура поведения современного человека становится ...
Доклад "Воспитание навыков культурного поведения"
Задача школы и семьи - воспитание детей всесторонне развитыми,сознательными, активными и культурными членами общества....
Пути формирования экологического самосознания и культурного самосознания и культурного поведения младших школьников в учебно- воспитательном процессе
работа по формированию экологического сознания детей в учебном процессе...
Воспитание навыков культурного поведения у детей
Воспитание навыков культурного поведения у детейВысокая степень культуры относится к числу самых важных качеств личности человека. Каким же должно быть поведение наших детей? Что надо понимать под кул...
«Формирование навыков культурного поведения для учащихся с ОВЗ»
Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится...
Воспитание у детей культурного поведения
Эффективный прием разъяснения детям правил культурного поведения — использование литературных произведений — рассказов, стихотворений, басен. При этом целесообразно обсу...