«Формирование навыков культурного поведения для учащихся с ОВЗ»
статья

Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка.
Интерес к проблеме формирования культуры поведения школьников с ОВЗ обусловлен тем, что резко снижается воспитательное воздействие семьи в сфере воспитания. Перед школой в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, нравственных качеств учащегося. В школе для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение
школа  №46 Калининского района Санкт- Петербург

 «Центр Реабилитации и Милосердия»

«Формирование навыков культурного поведения для учащихся с ОВЗ»

Подготовила: воспитатель

Панасюк Надежда Анатольевна

Санкт-Петербург

Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка.

Интерес к проблеме формирования культуры поведения школьников с ОВЗ обусловлен тем, что резко снижается воспитательное воздействие семьи в сфере воспитания. Перед школой в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, нравственных качеств учащегося.

  • школе для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

Для развития личности ребенка, формирования культуры поведения, требуется соблюдение таких принципов как:

Системность.

Работа по формированию культуры поведения должна проводиться систематически. Педагог распределяет содержание на протяжении всего воспитательного процесса.

Целесообразно проводить во второй половине дня специально организованные занятия. Нельзя заранее обозначить спонтанно возникающие ситуации и сложности, которые могут потребовать от педагога дополнительного объяснения, ответов на вопросы, организации игровой ситуации, привлечения соответствующей художественной литературы.

Опора на положительное.

Воспитатель обязан выявлять положительное в ребёнке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания. В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество. Терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты. Они проектируют хорошее поведение, внушают уверенность в успешном достижении высоких результатов, оказывают доверие воспитанникам, ободряют их при неудачах.

Гуманизация воспитательного процесса.

Принцип требует гуманного отношения к личности воспитанника; уважения его прав и свобод; предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; уважения права человека быть самим собой; доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; ненасильственного формирования требуемых качеств; отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний; признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям.

Личностно - деятельный подход.

Воспитатель должен постоянно изучать, хорошо знать индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; знать реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как мотивы, интересы, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы; постоянно привлекать каждого воспитанника к посильной для него воспитательной деятельности, обеспечивающей развитие личности, развивать самостоятельность, инициативу, не столько руководить, сколько умело организовать и направлять.

Единство воспитательных воздействий.

Воспитатель и учитель, должны действовать сообща, предъявлять воспитанникам согласованные требования, помогать друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Воспитатель в своей работе опирается на индивидуальный подход. Это значит, что педагогическим средством воспитания служат разные виды деятельности детей (познавательная, игровая, самостоятельная). Приобретенный опыт служит основой для осуществления формирования культуры поведения. Обучение детей нормам культуры поведения воспитатель осуществляет в совместной игре или совместном труде. В деятельности, особенно игровой, возникают ситуации, которые позволяют поддерживать положительные проявления детей, формулировать правила культуры поведения. Самостоятельная деятельность способствует формированию способности к волевому усилию, пониманию необходимости и важности знаний правил культуры поведения, помогает устанавливать игровые и личностные взаимоотношения в самостоятельной деятельности, преодолевать конфликты.

Организуя деятельность детей, воспитатель создает условия для формирования их взаимоотношений на основе правил культуры поведения, терпимости, вежливости.

Задачи по формированию культуры поведения у детей младшего школьного возраста:

  • формировать навыки культуры поведения в повседневной жизни;

  • учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять;

  • познакомить с правилами культуры поведения;

  • воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям;

  • научить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей.

Важной особенностью содержания методических рекомендаций является тесная связь с реальной жизнью ребёнка, его социально-эмоциональным опытом. Поэтому, помимо специально организованных занятий, можно использовать самые разные ситуации, возникающие в процессе взаимодействия детей (на других занятиях, в игре, на прогулке, дома).

Кроме этого, при формировании культуры поведения необходимо придерживаться определенных этапов:

  1. этап: Диагностика сформированности уровней культуры поведения.

– Методика № 1. Изучение коммуникативных умений.

Цель: выявить сформированность коммуникативных умений у детей.

– Методика № 2. Изучение навыков культуры общения.

Цель: выявить навыки культуры общения ребенка, выяснить какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками, как часто возникают конфликты и как ребенок их решает.

– Методика № 3. Выявление знаний детей о культуре поведения в различных ситуациях.

Цель: выявить знания детей о культуре поведения в различных ситуациях, уступать друг другу, поступиться со своими желаниями в пользу товарища; выявить понимание детьми слов дружба, товарищество, честность.

II–III этапы: содержание и методы работы по формированию культуры поведения.

  • таблице представлены виды работ, которые я применяла на занятиях в соответствии с видом деятельности и поставленными задачами.

Таблица 1

Задачи

Познавательная

Игровая

Самостоятельная

деятельность

деятельность

деятельность

Выявление

Занятия: «В мире

Д/и «Вежливый

«Коробочка добрых

сформированности навыков

вежливых слов»,

котик», «Хорошо и

дел».

культуры поведения у детей,

«Знакомство»,

плохо», «Принеси

Рассматривание и

уважительного отношения к

«Культурная среда».

мне воды».

обсуждение

окружающим людям.

Чтение произведения

С/р. игра

сюжетных картинок

Развивать и воспитывать

В.Осеевой «Волшебное

«Магазин».

на тему «О

осознанные взаимно-

слово».

Игра – путешествие

хороших людях».

доброжелательные

Беседа «Зачем нужен

с использованием

Инсценировка

отношения со

друг».

проблемной

сказки «Колобок»;

сверстниками.

Упражнения с

ситуации;

Просмотр

Развивать умение

использованием

Игра «Веселые

мультфильма

обращаться к взрослому по

вежливых слов и

переглядки»;

«Белоснежка и

имени и отчеству, соединить

выражений и т.д.

Игра-тренинг «Мои

семь гномов»;

прямое обращение с

ощущения».

Вечер загадок,

выражением радости.

скороговорок,

пословиц о дружбе,

товариществе.

Знакомить с традиционными

Занятия: «Утреннее

Д/и «Дразнить,

«Индивидуальная

приветствиями,

приветствие»,

обижать»;

выставка рисунков

сформировать навыки

«Вежливый разговор

Д/познавательная

каждого ребенка»;

вежливого разговора

потелефону»,

игра «Что такое

Игра «Дочки–

по телефону, развивать

«Долг платежом

хорошо и что такое

матери»;

умение избавляться от

красен».

плохо»;

Создание альбома

дурных привычек и

Чтение пословиц и

С/ролевая игра

«Вот мы какие!»;

способствовать

поговорок о дружбе,

«Стол звонков»;

Настольно-

формированию полезных

товариществе.

Игровые ситуации.

дидактическая игра

привычек, развивать

Чтение стихотворения

«Азбука

добрые, теплые отношения

А.Барто «Медвежонок –

настроений»;

между детьми.

невежа» и т.д.

Отгадывание

загадок.

Формировать навыки

Занятия: «Культурный

С/р. игра «Гостям

Рассматривание

культуры поведения в

человек»;

всегда рады»;

иллюстрации к

повседневной жизни.

Решение кроссвордов;

Игра «Клубочек»;

произведениям

Научить высказывать свое

Чтение стихотворения

Театрализованная

С.Я.Маршака;

мнение о выполнении

Е.Карганова «В

деятельность:

Слушание песни из

правил культуры поведения.

автобусе»;

«Сказка о глупом

мультфильма

Находить определения для

Викторина «Правила

мышонке»;

«День рождения

оценки поведения реальных

культуры поведения» и

Д/и «Наши добрые

Леопольда»;

людей. Научить относиться к

т.д.

слова»;

Рассматривание

окружающим с заботой и

Игровые ситуации;

книги Д.Хармса

терпением.

Игра «Вежливый

«Поведение в

ручеек» и т.д.

общественном

транспорте» и т.д.

Научить видеть связь между

Занятие: «Мы и

Коллективные игры

Игра «Ладушки»;

своими поступками и

взрослые»;

с куклами;

Игра «Едем в

поступками взрослых.

Занятие: «В гостях у

Н/д игра «Любить

гости»; игра

Познакомить с правилами

Маши»;

прекрасное»;

«Выбери меня»;

взаимоотношения людей

«Правила этики»;

Игровые ситуации:

Просматривание

друг с другом.

Чтениехудожественной

– Звонок в

иллюстраций к

Сформировать осознанное

литературы;

справочное бюро;

произведению

понимание значимости

Беседа «О

Д/и «Принеси мне

К.Чуковский

родственных отношений.

товариществе»;

воды»;

«Мойдодыр»;

Научить детей адекватным

Беседа «О дружбе»;

Д/и «Цветок

Изготовление

формам поведения.

Занятие «Братья и

доброты»;

индивидуальных

сестры».

Игра-занятие

альбомов «Что

«Книжный доктор».

любит ребенок»;

Нарисовать портрет

доброго,

вежливого

человека.

Формировать у ребенка

Занятие: «Гостям всегда

Н/и «Домино – Как

Самостоятельное

уверенность в том, что

рады»;

правильно»;

рассматривание

взрослые любят его, как и

Чтение русских

Театр открывается:

детьми книг с

всех остальных детей.

народных сказок;

кукольный

рисунками

Закреплять навыки

Беседа: «Братья и

спектакль по

Е.Чарушина;

бережного отношения к

сестры»;

мотивам сказки

Создание

вещам. Развивать умение

Составление рассказов о

«Заюшкина

проблемной

избавляться от дурных

правилах поведения.

избушка»;

ситуации во время

привычек и способствовать

Чтение детям книги

С/р игра «Напоим

режимных

формированию полезных.

Н.Носова «Приключения

Катю чаем»;

моментов;

Научить сдерживать

Незнайки и его друзей»;

С/р игра «Детский

«Расскажи стихи

негативные побуждения,

Занятие: «Долг

сад»;

руками»

избегать конфликтов,

платежом красен».

П/игра «Вежливый

(М.Маяковского

находить слова для оценки

ручеек»;

«Что такое хорошо,

поведения

Н/печатная игра

что такое плохо»);

«Оцени поступок»;

Вечер загадок,

Игра «Я поступил

скороговорок,

хорошо, когда….».

пословиц о дружбе.

Научить относиться к

Занятие: «Дразнить,

Создание

Открытки

окружающим с заботой и

обижать»;

проблемной

разрезанные

терпением.

«Вместе с друзьями»;

ситуации.

пополам «Лучшее

Формировать навыки

Беседа о культуре

С/р игра «Дочки-

знакомство»;

культуры поведения в

поведения;

матери»;

Просмотр книг с

общественном транспорте.

Занятие: «Я –

Игровая ситуация:

произведениями

Сформировать навыки

пассажир»;

«Звонок на работу

А.Барто,

вежливого разговора

Чтение сказки Носова

маме»;

В.Осеевой;

по телефону.

«Живая шляпа» и

Драматизация

Слушание песни

обсуждение

сказки «Два

В.Шаляпина

прочитанного.

жадных

«Улыбка»;

медвежонка»;

Беседа

Беседа потелефону.

потелефону;

Просмотр

мультфильма

«Котенок Гав».

IV этап: Взаимодействие с родителями по формированию культуры поведения у детей.

Родителей нужно постоянно держать в курсе событий, создавая возможности для ознакомления с работой. Помещать информацию в «Уголке для родителей»; организовывать специальные экспозиции и выставки детских работ.

Положительные результаты в формировании культуры поведения у детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества воспитателей и родителей. При этом целесообразно использовать как традиционные, так и новые формы работы.

Родительские собрания проводятся групповые и общие. На собраниях можно информировать родителей о достижениях и проблемах детей, связанных с усвоением ими норм и правил культуры поведения.

Индивидуальные и групповые консультации. На групповые консультации можно приглашать родителей, имеющих одинаковые проблемы. Целями консультаций являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

Совместная деятельность. Можно организовать разнообразные виды совместной деятельности детей, родителей и педагогов. Опыт организации такой работы с родителями показывает эффективность и результативность в формировании культуры поведения.

Тематика:

  • постановка общих спектаклей;

  • изготовление коллективных панно по определенным темам;

  • процессе работы с родителями педагог достигает единства в решении воспитательных задач, в использовании средств, методов влияния на детей и оказание большой помощи в формировании культуры поведения у учащихся.

Мною в этом учебном году было проведено открытое занятие по теме: « Мы – пешеходы». На

протяжении всего учебного года велась работа по данной теме: проводились беседы, чтение

худ.литературы, обсуждение проблемных ситуаций, посещение библиотеки, выполнение заданий на опорных листах.

Занятие состояло из 2 частей: теоретической и практической.

Теоретическая часть проходила в классе, были предложены следующие задания:

  1. отгадывание загадок;

  1. раскрашивание светофора;

  1. складывание пазла( дорожные знаки).

Практическая часть проходила на улице. Проводилась в виде игры: «Мы пешеходы». Детьми были разыграны различные дорожные ситуации.

  • результате реализации методических рекомендаций можно ожидать, что ребёнок может стать гармонично-развитой личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке, понимать смысл и значение тех или иных правил культуры поведения. Уметь приветливо разговаривать друг с другом, с взрослыми, вежливо общаться со сверстниками, уметь справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников, быть доброжелательными, честными, справедливыми.

Литература:

1.Д.И. Бойков, С.В. Бойкова «Как учить детей общаться» НОУ «Союз» 2004

  1. Е.Е. Корнеичева, Н.И. Грачева «Планирование внеурочной деятельности с детьми в режиме дня» М. Центр педагогического образования, 2012г

3.http://www.razvitierebenka.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации внеурочной работы с младшими школьниками по формированию навыков безопасного поведения.

Программа организации внеурочной работы с младшими школьниками по формированию навыков безопасного поведения....

Методическое сообщение «Формирование навыков культурного общения»

Методическое сообщение на методобъединении воспитателей среднего звена...

Доклад "Воспитание навыков культурного поведения"

Задача школы и семьи - воспитание детей всесторонне развитыми,сознательными, активными и культурными членами общества....

Воспитание навыков культурного поведения у детей

Воспитание навыков культурного поведения у детейВысокая степень культуры относится к числу самых важных качеств личности человека. Каким же должно быть поведение наших детей? Что надо понимать под кул...

Авторская целевая воспитательная программа «Формирование навыков безопасного поведения на дорогах»

Основной идеей программы является реализация положений Государственной политики  в области образования направленных на воспитание культуры личной  безопасности. Формирование знаний и н...

Воспитание культурного поведения у учащихся

В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта (знания, умения, способов мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.В узком социальном...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Меня всегда волновали вопросы воспитания и развития обучающихся, формирование их качеств личности,  необходимых им для полноценной жизни в обществе, а главное сохранности их жизни и здоровья....