Музейный урок "Оборона Москвы"
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Быкова Виктория Сергеевна

        Целью данного урока является воспитание патриотических чувств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА  МОСКВЫ

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ГИМНАЗИЯ №491 «МАРЬИНО»

109651, Москва, Новочеркасский б-р, д.19        

Тел./факс: (499) 356-37-31        E-mail:  ec491.edu@mail.r.ru

ОКПО 48486727, ОГРН 1137746762724,  ИНН/КПП 7723881258/772301001                                                       http://www.sch491.lact.ru

Городской фестиваль

«Времен связующая нить: урок в школьном музее»

Номинация: №2 для учащихся начальных классов

Тема занятия: «Оборона Москвы в годы Вов»

учитель начальных классов

Быкова Виктория Сергеевна

Москва, 2014

Пояснительная записка

         Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

        Ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

         Музейный урок по окружающему миру является наглядным примером  создания развивающей среды обучения учащихся начальной школы, способствующий наиболее успешному воспитанию патриотических чувств и любви к Родине .

        Посетив музей, учащиеся осознают горечь тех трагических военных лет, а экспонаты и литература помогут эмоционально раскрыть разрушающую силу ВОв.

        Интегрированный урок (лего-конструирование, русский язык, математика, литературное чтение, музыка)  по окружающему миру «Оборона Москвы в годы Вов» проводится со всем классом. 

         Место проведения: школьный музей «Оборона Москвы» ГБОУ гимназии №491 «Марьино»; учащиеся начальной школы ГБОУ гимназии №491 «Марьино»

        Тип урока: систематизация и углубление знаний полученных ранее.

         Возраст учащихся: 7 -8 лет.

        Целью данного урока является воспитание патриотических чувств.

         Место проведения: школьный музей «Оборона Москвы» ГБОУ гимназии №491 «Марьино»; учащиеся начальной школы ГБОУ гимназии №491 «Марьино»

          Предварительная  работа  проводилась на уроках литературного чтения, окружающего мира, музыки. Она включила в себя изучение исторической литературы, чтение художественной литературы, разучивание стихов и песен на военную тематику, просмотр художественных и документальных фильмов о войне, рисование на тему Вов, конструирование военной техники.

         Организация и содержание работы по подготовке к уроку способствовали развитию творческого потенциала учащихся, интереса к истории своей Родины, к героям и людям, прославившим землю русскую, а также формированию навыка взаимодействия в группе, что оказывает, немало важное, значение на качество усвоения материала.

        Ожидаемые результаты: 

если на основе базисной программы разработать комплекс  мероприятий, направленный на совершенствование работы по патриотическому воспитанию школьников, то можно получить следующие результаты:

- повысить уровень развития школьников;

- обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию школьников;

- повысить эффективность воспитания у  школьников  познавательного интереса  к своей стране;

- сформировать понимание  и  правильное отношение  к событиям  того времени,  чувство гордости  за подвиги людей  в ВОв;

- постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.

       Материально – техническое обеспечение: магнитофон, экспонаты школьного музея «Обороны Москвы», лего-конструктор, электропианино, конверты с заданиями.


Технологическая карта

Тема

(название , кол-во часов, тип урока)

«Оборона Москвы в годы Вов»

1ч., обобщение и углубление знаний по  разделу «Моя Родина»

Цель изучения темы

(для учителя)

  1. Сформировать у учащихся представление о разрушающей силе войны.
  2. Показать мужество и отвагу советского человека и воспитать гордость и благодарность за совершенные подвиги.
  3. Дать знания об обороне Москвы.

Термины и понятия

Оборона Москвы, подвиг, разрушающая сила, военная техника, кожух, винтовка Мосина, дивизия, пулемет системы Максима,останки.

Информационно- образовательная среда

Ресурсы

Межпредметные связи

Информационный материал:

1. С.Михалков «Нет войны»

Демонстрационный материал: экспонаты музея «Обороны Москвы», аудиозапись гимна Москвы и музыка без слов В.Баснера, М.Матусовского - «На безымянной высоте», выставка поделок военной техники.    

Раздаточный материал:

  1. Конверты с заданиями.
  2. Наборы лего.

Русский язык

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Темы: «Заглавная буква в именах собственных», «Звуки в окружающем мире».

Обучение грамоте

Горецкий В.Г. Тема: «Одна у человека мать; одна и родина».

Математика

Моро М.И. Темы: «Сравнение групп предметов», «Счет в пределах 10», «Нумерация чисел от 1 до 10»,

Технология

Роговцева Н.И. Темы: «Пластилин», «Бумага».

                                                            Планируемые результаты изучения темы (для учащихся)

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится:

  • правильно называть военную технику
  • различать добро и зло;
  • узнавать и перечислять некоторые виды боевой техники;
  • различать изученные объекты;
  • проводить наблюдения.

Познавательные умения

Ученик научится:

  • анализировать объекты военной техники с выделением отличительных признаков;
  • проводить сравнение и классификацию военной техники;

.

Регулятивные умения

Ученик научится:

  • сравнивать военную технику;
  • фиксировать в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке;

Коммуникативные умения

Ученик научится:

  • формулировать вопросы и ответы на вопросы;

готовить небольшое сообщение с помощью взрослого по теме урока.

У ученика будут сформированы:

  • представление о новой социальной роли ученика (ответственно относиться к уроку);
  • ценностные представления о своей малой родине;
  • представление о ценностях(патриотизм, любовь к Родине);
  • представление о необходимости беречь мир на Земле;

                                                                                         

Конспект урока

Этап урока

Форма/приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ресурс

I

Подготовительный

Фронтальная беседа

Здравствуйте дорогие ребята! Наш урок  пройдет в необычной обстановке: не за партами в классе, а  в школьном музее «Обороны Москвы» времен Вов с целью обобщения полученных знаний ранее  и углубления знаний об обороне Москвы.

А кто из вас знает, почему мы этот урок проводим в музее ?

Перед тем, как проследовать в музей, давайте вспомним правила поведения в музее.

Готовятся участвовать в мероприятии.

-5 декабря 1941 г. началась решающая битва за Москву

-Москва- столица нашей Родины

-внимательно слушать

- не шуметь

-не перебивать экскурсовода

-вопросы задавать после рассказа экскурсовода

-экспонаты руками трогать  нельзя

Специальная литература по теме

II

Организационный

Торжественный музыкальный сюрприз

Сегодня, ребята, у нас над головой мирное небо и нет войны. А в те военные  годы люди обороняли и защищали родную землю и столицу своей страны- Москву от фашистской Германии Тема нашего урока «Оборона Москвы» в годы Вов.

1.Под гимн Москвы «Я по свету немало хаживал»- М.Лисянского дети входят в музей .

2. Чтение стихотворения «Нет войны»-С.Михалкова

1. Стихотворение«Нет войны»-С.Михалкова.

2. Музыкальное произведение «Я по свету немало хаживал»- М.Лисянского

III

Основной

а) начало маршрута

Вступительная беседа

Прежде, чем узнать об обороне Москвы, давайте вспомним, о какой войне идет речь?

Против кого воевала наша страна?

В каком году началась война?

В каком закончилась?

Кто из вас знает, сколько лет со дня победы будут отмечать в следующем году 9 мая?

Ребята, а вы знаете, что 5 декабря 1941г.произошло решающее сражение под Москвой и врагов удалось отбросить от границ города на 250 км.  

Не только великая воля, сила, любовь к Родине  русского народа позволили это сделать, но и военная  техника.

Домашним заданием у вас было сконструировать военную технику.(Сконструированные из различного материала поделки размещены в холе музея)

Давайте её рассмотрим  и перечислим  названия.

-как вы думаете, какая техника быстрее достигнет цели самолет, танк, машина?

- у какой техники наиболее прочная броня?

Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми экспонатами музея и найдем ту военную технику, которая помогла нашему народу в годы Вов.

Давайте проследуем к ним.

-2-ая мировая война

-против фашизма

-1941

-1945

-70 лет

-самолеты, танки, машины

Специальная литература

б) Вслед за экскурсоводом/ведущим...

Монолог с элементами беседы

1.Авиационная пушка, которая устанавливалась на боевом самолете и сбивала самолеты противника.

2.Ребята, давайте проследуем к диораме советской боевой точки. В центре экспозиции мы видим пулемет системы Максима с искореженным кожухом ствола.

-Как вы думаете, почему у него искореженный кожух?  

3.Следующая экспозиция-это противотанковые ружья. А вот винтовка Мосина, которую переделали под стрельбу бутылками с зажигательными смесями.

4.Давйте, ребята, оторвем свой взгляд от противотанковых ружей и посмотрим на экспонат, который находится на стене перед нами.

-Что мы видим? Сколько их?

Правильно.

 Когда враг совершил новое наступление на Москву, то бойцы дивизии Панфилова совершили подвиг: в ходе 4-х часового боя им удалось уничтожить 18 вражеских танков. Почти все панфиловцы погибли. Этот экспонат нам будет напоминать всегда о стойкости и героизме 28 панфиловцев при обороне Москвы.

5.Помимо регулярных войск, в защите города принимало участие народное ополчение, в ряды которого вступали обычные москвичи, которые хотели защитить свой родной город.

На следующем экспонате, мы видим, чем их вооружали.

6.Следующий экспонат –это диорама немецкой боевой точки, которая, как мы видим, разбита советскими солдатами. В центре экспозиции мы видим противотанковую пушку. Такая пушка стреляла по нашему танку Т-34.Останки, которого, стоят в центре зала. Этот танк смог выдержать 27 попаданий из немецкого оружия.

 -  Ребята, обратите внимание, что среди военных экспонатов находится песочница.

-Как вы думаете, почему ее здесь разместили?(Песочница символизирует мир.)

-Давайте рассмотрим игрушки, которые находятся в песочнице.

-Почему с одной стороны все сломанные игрушки, искореженные, а с другой - целые, новые, яркие?

Таким образом, мы видим, что война- разрушающая сила, которая не щадила ни детей, ни стариков.

Ребята ,как вы думаете, что надо делать, чтобы не было войны?

(Всем жить в мире и согласии)

1.Готовятся дать ответы на вопросы учителя, полученные перед экскурсией

2. Внимательно наблюдают, слушают и запоминают необходимые данные.

3. Где необходимо дают ответы на вопросы экскурсовода.

-каски,28

Ответы детей могут быть разнообразные. (Обобщение ответов делает учитель.)

1.Экспонаты музея

-авиационная пушка

- диорама советской боевой точки

- противотанковые ружья

-  подвиг бойцов дивизии Панфилова

-оружие ополченцев

- диорама немецкой боевой точки

- танк Т-34(останки)

- песочница

2.Музыкальное сопровождение при рассмотрении экспонатов -  В.Баснер, М.Матусовский-«На безымянной высоте»      

в) Спроси у меня…

Фронтальная беседа

Знакомство с экспонатами музея «Обороны Москвы» закончилось, какие вопросы у вас есть ко мне?

Выясняют вопросы, возникшие по ходу экскурсии

IV.

Закрепление

Практика(Лего-конструирование)

Для того, чтобы закрепить полученные знания я вам предлагаю поработать в командах.(Далее дети проследуют в холл музея, где расположены столы для групповой работы, на которых лежат конверты с заданиями(примеры, загадки) для каждой команды и наборы конструктора Лего.)

Задание1.

МАТЕМАТИКА

1команда

Решив пример, получите первую цифру начала войны: 1+5+4-7+2-4=

2команда

Решив пример, получите вторую цифру начала войны: 10-7+2+5-1+0=

3команда

Решив пример, получите третью цифру начала войны: 0+10-6+4+2-6=

4команда

Решив пример, получите четвёртую цифру начала войны:3-2+0+9-5-4=

-Что означает эта дата?

Задание2.

ЧТЕНИЕ, РУССКИЙ ЯЗЫК

1. Кто вас, дети, больше любит,

Кто вас нежно так голyбит

И заботится о вас,

Hе смыкая ночью глаз?

(Мама)

2. Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый -

Кружевной и синий-синий!

(Небо)

3. Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет?

(Солнце)

4.Заключили две страны

Договор разумный:

Не хотим мы впредь войны

…….. объявим всюду!!!


1.Каждая команда решает пример и выкладывают ответ на плато, капитаны команд встают так, чтобы получился год начала войны

2.Дети отгадывают загадки, и ответы выкладывают на плато (мир, солнце, мама, небо)

Поют песню «Солнечный круг».

v

Итоговый

Фронтальная беседа

На этом наш урок подошел к концу. Как вы считаете, достигли мы с вами поставленной цели. Напомню вам цель:  обобщить полученные знания ранее  и углубить знания об обороне Москвы.

Что вы узнали нового, побывав в музее «Обороны Москвы»?

Что произошло 5 декабря 1941 года?

Как называется музей, в котором вы побывали?

Что вам больше всего понравилось  на сегодняшнем уроке?

Какой урок вы вынесли из посещения музея?

Желаю всем мирного неба над головой.

Спасибо за внимание! Я жду вас на следующий музейный урок для знакомства с другими экспонатами.

-подвиг 28 панфиловцев

-дата решающей битвы за Москву

Музей «Обороны Москвы»

-экспонаты музея

-решать примеры

-петь

-Надо беречь мир


Список литературы:

  1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., Айрис-пресс, 2002 – С.224.
  2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4 – С. 23.
  3. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. – 1998. – № 5. – С. 52.
  4. Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – № 4. – С. 4-6
  5. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 82 тт. и 4 доп. тт. – М.: Терра, 2001.
  6. Великая Отечественная война 1941 — 1945. Энциклопедия. — 1985. — С. 467.
  7. Кассиль Л. «Улица младшего сына»  
  8. Катаев В. «Сын полка» 
  9. Книга «Дети-герои», составители И.К.Гончаренко, Н.Б.Махлин
  10. Михалков С. «Нет войны»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа. Москва музейная. 4 класс.

Рабочая программа факультатива "Москва музейная" для 4-го класса....

Урок литературного чтения 4 класс ПНШ Тема А. Пантелеев «Главный инженер». Поход в музейный дом А. Дейнека «Окраина Москвы».

Урок литературного чтения Программа: УМК «Перспективная начальная школа».      Тема А.  Пантелеев «Главный инженер». Поход в музейный дом...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Москва музейная" 1-4 классы

Курс внеурочной деятельности «Москва музейная» рассчитан на работу с детьми младшего школьного возраста на основе приобщения к традиционным ценностям отечественной культуры. Он посвящен зн...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная"

Курс внеурочной деятельности «Москва музейная» рассчитан на работу с детьми младшего школьного возраста на основе приобщения к традиционным ценностям отечественной культуры. Он посвящен зн...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная"

Курс внеурочной деятельности «Москва музейная» рассчитан на работу с детьми младшего школьного возраста на основе приобщения к традиционным ценностям отечественной культуры. Он посвящен зн...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Москва музейная» 1-4 классы

Курс внеурочной деятельности «Москва музейная» рассчитан на работу с детьми младшего школьного возраста на основе приобщения к традиционным ценностям отечественной культуры. Он посвящен зн...