Рабочая программа. Москва музейная. 4 класс.
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа факультатива "Москва музейная" для 4-го класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma._moskva_muzeynaya._4_klass.doc | 156 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Юго-Восточное окружное Управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
средняя общеобразовательная школа № 1959
«Дети мира»
109469, г. Москва, Перервинский бульвар, дом 16, корп. 1, тел./факс 8(495)346-45-51, e-mail: school-1959@mail.ru
__________________________________________________________________________
«Рассмотрена» На заседании методического объединения Протокол № ____________ От «___» _________ 20__г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР __________ КолотееваИ.А.. От «___» ___________20__г. | «Утверждаю» Директор школы _______________Асирян М.А. От «___» ___________ 20__г |
Рабочая программа
факультатива «Москва музейная»
4 «Б» класс
на 2015/2016 учебный год
Составитель:
Глазунова Елена Петровна
Учитель начальных классов
ФАКУЛЬТАТИВ «МОСКВА МУЗЕЙНАЯ»
Пояснительная записка.
Рабочая программа факультатива «Москва музейная» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования(2010), Примерной программы начального общего образования по москвоведению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов по учебнику Н.М. Поникарова и Н.А.Горелова по программе по Москвоведению для начальной школы .
Цели программы:
– сформировать у школьников представление о Москве
- пробудить интерес к прошлому и настоящему города
- приобщить детей к отечественной культуре и истории, заложить основы знаний о Москве, которые будут расширяться и углубляться в дальнейшем.
- воспитание гражданина России, гражданина Москвы, знающего и любящего свой город, его традиции, памятники истории и культуры.
- обеспечение социокультурного развития школьников на основе интеграции содержания образования гуманитарных дисциплин и москвоведения.
Задачи программы:
- знакомство с историческим прошлым и настоящим Москвы;
- воспитание гордости за свой город, за высокое звание – москвич;
- воспитание патриотических чувств, любви к своему городу;
- повышение общей культуры и эрудиции школьников;
Мы очень хотим, чтобы после реализации данной программы, вслед за В. А. Гиляровским каждый юный житель нашего города смог воскликнуть: «Я москвич! Сколь счастлив тот, кто может произнести это слово»
Планируемые результаты освоения программы
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
У четвероклассника продолжится формирование личностных результатов обучения: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Продолжится формирование предметных результатов обучения: знание своего района и микрорайона Москвы, основные сведения по истории Москвы и отдельных памятных мест города, района; анализ архитектурных особенностей в застройке родного города и района, а также его центра; представления о роли известных личностей в истории Москвы.
Результатом обучения по курсу «Москва музейная» должно стать овладение детьми коммуникативной и информационной компетентностью.
Коммуникативная и информационная компетентности относятся к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому их формированию следует уделять пристальное внимание.
Эти компетентности влияют на учебную успешность. Если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
Информационная компетентность личности является системообразующей, поскольку именно от уровня овладения этой компетентностью зависит уровень овладения личностью всеми другими ключевыми компетентностями. Главная задача учителя – помочь ученику овладеть методами сбора и накопления информации, а также технологией ее осмысления, обработки и практического применения.
Развитие коммуникативной и информационной компетентностей учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Развитию данных компетентностей помогает использование учебного комплекса Москвоведение выстроить систему воспитания гражданина средствами данного предмета. Москвоведение – уникальный по своей универсальности предмет. Он легко интегрируется не только природоведением и другими предметами, но и позволяет затронуть практически любую проблематику.
Все мы хорошо знаем задачи общего образования в XXI веке – это научить:
- учиться;
- создавать;
- жить;
- жить вместе.
Все эти задачи способна решать программа курса «Москва музейная».
При реализации программы больше внимания уделяется практическим работам, создана система работы по формированию и развитию у учащихся общеучебных умений и навыков через освоение содержания образования курса «Москва музейная». Система этой работы заключается в следующем:
изучение районов Москвы (сбор информативного материала, составление схем улиц и расположения памятников, подбор фотоматериалов), в том числе района Марьино, где проживают учащиеся школы;
умение делать вывод, обобщая полученные данные;
развитие мышления в таких его аспектах как умение логически мыслить, анализировать, синтезировать знания, находить нестандартные решения, выявлять закономерности, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; развитие внимания, памяти, воображения, творческой фантазии и др.
Для того, что бы ребята быстрее запоминали объекты, ориентировались в архитектурных стилях, запоминали местоположение памятников и т.д., в образовательный процесс введен историко-архитектурный анализ изучаемых объектов. Историко-архитектурный анализ – это таблица вопросов, на которые должен ответить ученик, изучая тот или иной объект москвоведения, такой анализ позволяет не только отобрать из большого объема информации четкие лаконичные сведения, но и запомнить облик объекта, никогда не путая его с другими.
Для контроля объективной оценки знаний, разработаны тесты по темам программы, созданы фильмы-тесты по программам для 3класса используются на этапе контроля знаний экспресс-тесты и фототесты (фототесты представляют собой набор фотографий изучаемых сооружений и памятников. К ним предлагается таблица вопросов историко-архитектурного анализа. Фототест дает возможность ученикам еще раз увидеть запомнившиеся сооружения и продемонстрировать свои знания о них). Такая система контроля позволяет не только выяснить знания, но и заинтересовать учащихся, так как такой контроль знаний является не стандартным и повышает у ребенка самооценку. Подобный контроль показывает, что учащиеся имеют высокий уровень развития компетентностей: творческие способности, умение отбирать и анализировать материал, делать краткие записи, выводы по темам и так далее.
Итогами реализации данной программы будет являться большое количество детских творческих работ.
Метапредметные связи.
Практической реализацией программы являются о экскурсионные дни, которые проводятся 4 раза в год. Разработана тематика экскурсий с учетом образовательных программ по литературе, истории, мировой художественной культуры для разных возрастных групп учащихся. Как правило, темы экскурсионных поездок подбираются так, что бы они являлись продолжением тем, начатых на таких уроках, как литература, история, мифология и фольклор, изобразительное искусство, мировая художественная культура, москвоведение, музыка, музыкальная литература и другие предметы гуманитарного цикла.
Экскурсия – результат специфического творчества. Для того, чтобы хорошо провести экскурсию, начинающий экскурсовод должен хорошо знать материал (исторический, градостроительный, искусствоведческий и др.), уметь анализировать, увлекательно и интересно подавать материал, иметь навыки общения, знать основы психологии, уметь грамотно выражать свои мысли.
Учебно-методический комплекс по программе «Москва музейная»:
Алексеев А.И., Ким Э.В., Рогачев А.В. Москвоведение: Учебник для 2 класса общеобразовательной школы / Под ред. С.И. Козленко. М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2005.
Горелова Н.А. Москвоведение. Путешествие в прошлое Москвы. Учебник для 3 класса начальной школы М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2005.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» // www.vestnik.edu.ru.
Кузина И.Н., Тесленко О.Е. Москвоведение. О чем рассказали названия московских улиц. Учебник для 4 класса начальной школы М.: АНО ИЦ «Москвоведение» ОАО «Московские учебники», 2005;
Культурное и природное наследие и его освоение в учебно-воспитательной работе. Сборник научно-методических статей. Вып. 1. Экскурсионное краеведение. М.: МИОО., 2006 / Под ред. С. И. Козленко;
Культурное и природное наследие и его освоение в учебно-воспитательной работе. Сборник научно-методических статей. Вып. 2. Организация краеведческой работы / Ред.-сост. А.В. Святославский. М.: МИОО, 2007;
Методика проведения олимпиад и конкурсов школьников по социально-гуманитарным дисциплинам / Под ред. С.И. Козленко, Е.В. Саплиной М.: МИОО, 2006;
Методические материалы по школьному москвоведению / Сост. С.И. Козленко М.: АНО ИЦ «Москвоведение», 1997;
Москвоведение. Здравствуй, Москва. Учебник для 2, 3, 4 кл. общеобраз. учреждений / Н.А. Горелова, И.Н. Кузина, Н.М. Поникарова. М.: АНО ИЦ «Москвоведение», АО «Московские учебники», 1998;
Поникарова Н. М. Москвоведение. Москва – наш город. Учебник для 2 класса начальной школы М.: АНО ИЦ «Москвоведение» ОАО «Московские учебники», 2005;
Программные материалы по школьному москвоведению / Сост. С.И. Козленко. М.: АНО ИЦ «Москвоведение», 1998;
Ривкин Е.Ю. Школьное краеведение: Методика и практика преподавания курса «москвоведение». Методическое пособие для педагогов основного и дополнительного образования / Под ред. А.В. Святославского. М.: АНО «ИЦ Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2007;
Святославский А.В. Городская экскурсия. Основы теории и практики. М.: МИОО, 2006.
Четвероклассники получат возможность научиться:
- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
- воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
- применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю, свой город и его жителей;
- уважать культуру народов многонациональной России и других стран, города Москвы и района Марьино;
- бережно и ответственно относиться к окружающей обстановке города;
- высказывать и пояснять свою точку зрения; применять правила сотрудничества;
Расширенное календарно-тематическое планирование по занятиям «Москва музейная» в 4 классе
на 2015 -2016 учебный год
№/№ занятия | Тема, раздел | Кол-во часов | Элементы содержания | УУД | Приемы, ме- тоды, дидакт. материал | Форма сотрудничества | Примечания |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. | Вводный урок. | 1 | Микрорайоны Марьино и Марьинский парк на карте города, история и сегодняшний день. Радиально – кольцевая планировка Москвы. Кольца и радиусы. | Уметь: находить по карте все кольца Москвы, иметь представление о топонимах московских колец. Знать: центральные радиальные улицы города и находить их на карте |
Атлас, карты Марьино
| Учитель- группа | |
2. | Легенды и предания о рождении Москвы. Тестирование. | 1 | Рассказ о легендах об основании Москвы. Тест по планировке улиц Москвы. Приложение №1 | Знать: основные версии-легенды о рождении Москвы | Аудио, видео материалы | Учитель- группа | |
3. | Первые поселения на территории московского района | 1 | Перемещение древних племен. Славяне – предки москвичей. | Уметь: объяснить московские топонимы: Боровицкий холм и Болотная площадь, улица Балчуг. | Карта Москвы схема | Учитель- группа | |
4. | История 4-х крепостей на Боровицком холме. | 1 | Заполнение сводной таблицы: Краткая летопись основных событий истории московского княжества. | Знать: хронологию развития московской крепости. Уметь: анализировать и отбирать материал | Аудио, видео материалы | Учитель- группа | |
5. | Крепость Ю.Долгорукого, сравнение с первым укреплением. | 1 | Разбор рисунка Васнецова: деревянные храмы, вера и занятия древних москвичей. Город мастеров. | Знать: новшества, которые внес Ю.Долгорукий при строительстве новой крепости. Активизация познавательной активности, | Рисунок для раскрашива- ния, запись словарных слов в словарь | Учитель- группа | |
6. | Нашествие Золотой Орды на Русь. | 1 | Разорение Москвы. Установление ига. | Формирование умения работы с информационным материалом, отбор данных. | Аудио, видео материалы, заполнение исторической таблицы | Учитель- группа | |
7. | Даниил Александрович – первый московский князь. | 1 | Появление первых московских монастырей, их значение в обороне Москвы. Топонимы, связанные с именем князя Даниила. | Формирование умения работы с информационным материалом, отбор данных. Умение работать с топонимическим словарем | Аудио, видео материалы, заполнение исторической таблицы | Учитель- группа | |
8. | Кремль Ивана Калиты «Дубов град». | 1 | Разбор рисунка А.Васнецова, сравнение с крепостью Ю.Долгорукого, появление первых каменных храмов. Топонимы, связанные с именем Ивана Калиты. | Формирование умения работы с информационным материалом, отбор данных . Работать с топонимическим словарем. | Аудио, видео материалы, заполнение исторической таблицы | Учитель- группа | |
9. | Кремль Дмитрия Донского – особенности фортификации | 1 | Первая каменная крепость. Куликовская битва – первый серьезный удар по Золотой Орде. | Формирование умения работы с информационным материалом, отбор данных для заполнения исторической таблицы, работа с картой. Извлекать информацию данную в виде рисунка | Аудио, видео материалы Раздаточный материал: рисунок для раскрашива- ния | Учитель- группа | |
10. | Кремль Ивана III. | 1 | Завершения объединения русских земель вокруг Москвы. Москва – третий Рим. Строительство кирпичного Кремля и новых соборов. | Формирование умения работы с информационным материалом, отбор данных для заполнения исторической таблицы. Извлекать информацию представленную в виде таблицы | Аудио, видео материалы Раздаточный материал: рисунок для раскрашива- ния | Учитель- группа | |
11. | Закрепление пройденного материала | 1 | Проектная работа | «Краткая летопись развития московского княжества и крепости». | Создание буклета по теме | Групповая работа | |
12. | Фортификационные особенности Московского Кремля | 1 | Характеристика стен Кремля | Формирование умения работы с информационным материалом и схемой. | Раздат. мат. по теме: схема кремлевской стены | Учитель- группа | |
13. | Башни Московского Кремля | 1 | Характеристика башен Кремля | Формирование умения работы с информационным материалом и схемой | Раздат. мат. по теме: схема Кремля. | Учитель- группа | |
14. | Устройство средневековых башен | 1 | Характеристика угловых башен Кремля | Формирование умения работы с информационным материалом и схемой | Раздат. мат. по теме: схема угловой башни | Учитель- группа | |
15. | Устройство средневековых башен | 1 | Характеристика проездного четверика | Формирование умения работы с информационным материалом и схемой | Раздат. мат. по теме: схема угловой башни | Учитель- группа | |
16. | Что такое историко – архитектурный анализ | 1 | Историко-архитектурный (экскурсионный) анализ угловых башен: Водовзводная, Москворецкая и Угловая Арсенальная башни. | Уметь:отбирать материал, обобщать полученные знания, давать словесное описание объектов | Видео материалы Раздаточный материал: фото башен, вопросы анализа | Учитель- группа | |
17. | Историко – архитектурный анализ проездных башен. | 1 | Историко – архитектурный анализ проездных башен: Спасская, Троицкая, Боровицкая, Тайницкая, Константино-Еленинская башни. | Отбирать материал, обобщать полученные знания, давать словесное описание объектов | Видео материалы Раздаточный материал: фото башен, вопросы анализа | Учитель- группа | |
18. | Закрепление пройденного материала | 1 | Тест и фототест по теме: БашниКремля | Тест и фототест по теме: «Башни Кремля» | Раздаточный материал: бланк с вопросами для фототеста и фотографии | Учитель- группа | |
19. | Гражданские сооружения Московского Кремля. Видеоэкскурсия | 1 | Оружейная палата, Большой Кремлевский дворец, Сенат, КДС, Арсенал, Теремной дворец. | Отбирать материал, обобщать полученные знания, давать словесное описание объектов | Видео материалы Раздаточный материал: фото гражд. Зданий Кремля | Учитель- группа | |
20. | Соборная площадь | 1 | Успенский и Архангельский соборы. | Отбирать материал, обобщать полученные знания, давать словесное описание объектов | Видео материалы Раздаточный материал: фото Успенского и Арханегельского соборов | Учитель- группа | |
21. | Соборная площадь | 1 | Благовещенский собор и церковь Ризоположения, Верхоспасский собор и Золотая Царицына палата. | Отбирать материал, обобщать полученные знания, давать словесное описание объектов | Видео материалы Раздаточный материал: фото сооружений | Учитель- группа | |
22. | Соборная площадь | 1 | Патриарший дворец и собор 12-ти Апостолов, колокольня Ивана Великого. | Отбирать материал, обобщать полученные знания, давать словесное описание объектов | Видео материалы Раздаточный материал: фото сооружений | Учитель- группа | |
23 | Памятники литейного искусства | 1 | Царь-колокол и Царь-пушка. | Отбирать материал, обобщать полученные знания, давать словесное описание объектов | Видео материалы Раздаточный материал: фото | Учитель- группа | |
24. | Сады Кремля. Видеоэкскурсия | 1 | Сады Московского Кремля. Тайницкий сад | Просмотр видеоматериалов | Видео материалы | Учитель- группа | |
25 | Значение Московского Кремля | 1 | Политический, исторический, религиозный центр страны. | Просмотр видеоматериалов | Видео материалы | Учитель- группа | |
26. | Закрепление пройденного материала | 1 | Тест и фототест по теме: «Сооружения Кремля» Проектная работа | Тест и фототест по теме: «Сооружения Кремля» | Раздаточный материал: бланк с вопросами для фототеста и фотографии | Учитель- группа | |
27. | Утраченные в ХХ веке архитектурно-художественные памятники Кремля | 1 | Чудов и Вознесенский монастыри, Малый Никольский дворец, памятник императору Александру II. | Просмотр фото и видеоматериалов | Видео материалы | Учитель- группа | |
28. | Работа со схемой «Архитектурный ансамбль Московского Кремля». | 1 | Знать: расположение памятников архитектуры Кремля Уметь: самостоятельно заполнить схему | Раздаточный материал: Схема памятников Кремля | Учитель- группа | ||
29. | Военная история Кремля | 1 | Кремль в 1812 году и в годы Великой Отечественной войны | Просмотр фото и видеоматериалов | Устный журнал по теме «Москва военная» | Учитель- группа | |
30. | Обобщающее занятие. Видеоэкскурсия | 1 | Просмотр видеоматериалов, игры, кроссворды. Компьютерная викторина. | Игры, кроссворды, викторины | Раздаточный материал: | Учитель- группа | |
31 | Экскурсия в музей-усадьбу Царицыно | 2 | Экскурсия «Галантный век» | Интерактивные игры | Костюмы 18-го века, атрибуты дам и кавалеров | Учитель-экскурсовод-группа | |
32 | Экскурсия в Музей шоколада и какао | 2 | Экскурсия «Шоколадные чудеса» | Дегустация на производстве | Учитель-экскурсовод-группа | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая программа кружка "Музейное дело"
Данная прогамма предназначена для ведения краеведческой работы в школе...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...