Урок литературного чтения 4 класс ПНШ Тема А. Пантелеев «Главный инженер». Поход в музейный дом А. Дейнека «Окраина Москвы».
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Михеева Ольга Анатольевна

Урок литературного чтения

Программа: УМК «Перспективная начальная школа».

      Тема А.  Пантелеев «Главный инженер». Поход в музейный дом

  А. Дейнека «Окраина Москвы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_1.doc91 КБ
Office presentation icon panteleev.ppt1.62 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Программа: УМК «Перспективная начальная школа».

      Тема А.  Пантелеев «Главный инженер». Поход в музейный дом

  А. Дейнека «Окраина Москвы». 

Цель урока:  создание условий   для создания характеристики героя рассказа, определению идейно-тематического      содержания.

Личностные задачи: способствовать созданию условий для осознания  значимости своей деятельности в учебном процессе;

умения высказывать и  отстаивать свою точку зрения, готовности для саморазвития в процессе сотрудничеств.

Метапредметные задачи:

Регулятивные: создавать условия для наблюдения над выполнением целеполагания, оценки результата своих действий.

Познавательные: содействовать развитию  умения  исследовать  и анализировать  полученную информацию по теме,

 с целью выделения отличительных признаков и критериев для сравнения и классификации изучаемых объектов;

Коммуникативные: создавать условия для развития устной речи учащихся, умения слушать и вступать в диалог,

 интегрироваться в группы и строить продуктивное сотрудничество,

 учиться на принципах толерантности обсуждать вопросы,

 учитывать позиции других людей. 

Задачи предметные:

Способствовать формированию умения по поступкам, словам, эмоциональным  проявлениям делать выводы о характере героя, определять идейно-тематическое содержание произведения. 

давать характеристику героя, подтверждая свои высказывания словами текста

Совершенствовать навыки учащихся в различных видах чтения и пересказа.

Увидеть становление характера  главного героя под влиянием новых впечатлений, переживаний.

Ход урока

I. Орг. момент

1. Психологический настрой на урок

- Каждый внимательный читатель при знакомстве с произведением открывает для себя много нового, знакомится с интересными людьми, с прошлым и настоящим своей Родины.

 - Сегодня на уроке мы продолжим работу по теме “Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество”.

II. Введение в тему. 

- С каким произведением работаем?

- Кто автор?

-  В какой теме учебника находится произведение?

- Как найти его в учебнике?

- О каком историческом событии говорится в рассказе?

– Эпиграфом урока я взяла слова А. Невского: «Кто с мечом к нам  придёт, тот от меча и погибнет»

(Слайд 2)

– Как вы их понимаете? (Кто придёт к нам с войной, тот получит от нас достойный отпор. Немецкие войска без предупреждения напали на нашу страну, но, не смотря на это, в этой войне победил наш народ.)

 - Как связан эпиграф и произведение?

III. Работа над произведением.( слайд3)

1. Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня мы продолжим изучать произведение А. Пантелеева «Главный инженер».

-На какие вопросы вы бы хотели получить ответы?

-Подробнее остановиться на образе главного героя.

– Почему рассказ так назван?

– Почему автор в начале рассказа говорит не только о награждении Леши, но и о награждении немецкого лейтенанта Фридриха Буша?

 - Откуда будем получать информацию?

- Какие действия нам помогут?

   IV. Проверка домашнего задания. ( дифференцированно)

1г. В карточках записаны предложения, отражающие основные события рассказа «Главный инженер»

     Ваша задача: пронумеровать предложения так, в какой последовательности происходили события в рассказе.

 «Только бы не заплакать», - еще раз  подумал Леша.3

Леша попрощался с матерью и пошел к выходу. 5

До  вечера Леша Михайлов ходил сам не свой.1

 У печки стоял высокий красноармеец в полушубке и в кожаном  шоферском шлеме.2

Полковник поднял глаза и тоже как будто удивился, что Леша такой маленький и тщедушный.6

 И тут он не выдержал, и слезы прорвались оттуда, где они до сих пор прятались, и заклокотали у него в горле.7

Леша давно уже проглотил слезы и слушал полковника с таким вниманием, что даже рот открыл.8

 У Леши не попадали в рукава руки, когда он натягивал свое пальтишко.4

 Леша Михайлов жив, здоров и учится в 9 классе.9

  2-4 группы

Беседа по прочитанному с цитированием текста  в подтверждение своего ответа.

– Где происходит действие рассказа? (Действия рассказа происходит в Новой Деревне, которая расположена около города Ленинграда.)

– Рассказ написан в 1942 году. Пантелеев описывает ноябрь первого года войны, суровый и страшный период блокады Ленинграда. Ленинград представлял собой ужасающее зрелище. В городе царили голод и холод, его постоянно бомбили. Но город выстоял.

– Что изменилось в жизни Новой Деревни с приходом войны? (Военные действия сразу изменили облик деревни. «Около их дома – за огородами был пруд. На том берегу пруда в небольшой рощице стояла зенитная батарея. Почти каждую ночь батарея открывала огонь по немецким бомбардировщикам. От этого огня в домах давно уже не осталось ни одного стекла– окна были заколочены досками или фанерой, или заткнуты подушками. «Можно сказать, что деревенские жители оказались в непосредственной близости от фронта.)

– Как изменились интересы мальчишек и их поведение? (Деревенские ребятишки прекрасно понимают, что такое война. Появление настоящей зенитной батареи в их деревне производит сильное впечатление, ребята быстро выясняют про устройство и работу батареи во всех подробностях.)

(Слайды 6, 7)

– Осталось хоть что-то детское в этих мальчишках после того, как в их деревню пришла война?

– Радуются ли ребята обильному снегу, чем ещё, кроме наблюдения за батареей им интересно заниматься? (Война наложила на мальчишек неизгладимый след: им значительно интересней вылепить из снега зенитную батарею, а не снежную бабу.)

– К какой беде, чуть не привела такая, безобидная на первый взгляд, игра детей?

– Понимают ли мальчики всю суровость законов военного времени? Считают ли они, что должны нести такую же ответственность за свои поступки, как взрослые мужчины? (Дети понимают, что их детская неосторожность чуть не стала причиной трагедии, они готовы понести наказание за эту выходку. Леша полностью осознаёт свою вину и понимает взрослые законы войны, он не злится на Вдовина за то, что тот сообщил зенитчикам его адрес; он понимает, что его выходка заслуживает сурового военного суда, трибунала.)

– Какие чувства должен был испытывать Лёша накануне предполагаемого ареста? (Война вынуждает детей становиться взрослыми, в полной мере нести ответственность за последствия своих по-детски не обдуманных поступков: «Он чувствовал себя действительно виноватым.» Самое же сильное чувство пожалуй, – это чувство ожидающего позора: «А мысль о том, что судить его будут в Военном трибунале как какого-нибудь шпиона или предателя, совсем убивала его.» Во время войны не было большего оскорбления, чем обвинение в сочувствии или помощи врагу.)

Самопроверка и анализ ответов 1 группы.

( слайд 4)

V. Работа над новым материалом.

- Почему рассказ так назван?

1. Создание характеристики Алексея Михайлова.

- Кто главный герой произведения?

-  Что вы о нем думаете? Нравится ли он Вам?

 Литература – очень богатый и глубокий вид искусства, способный передать с помощью слов не только внешность человека, но и его внутренний мир.
Мы много узнали об Алексее Михайлове, его друзьях, об их взаимоотношениях, давайте вспомним его  поступки, выясним причины, обобщим все, что знаем, составим рассказ- характеристику.

4. Работа в группах сменного состава.( группировка по цвету)

Ваша задача – выбрать соответствующие слова, характеризующие А.М. доказать их, используя свои наблюдения и текст.

Любознательный

 Наблюдательный

Смелый.

Лидер. Руководитель.

Самолюбивый

Беспечный

Упрямый

Серьезный

Заботливый

Ответственный

Непослушный

Внимательный

Безответственный

Бесстрашный

Осознающий свои ошибки

Трусливый

Мужественный

Имеющий чувство собственного достоинства

Честный

Прямой

 5. Выступление групп.

Физкультминутка.  Игра «разведчик»

6. Работа по содержанию. (слайд 7)

– Какие качества  Лёши помогли ему справиться с заданием полковника? (Помимо качества лидера, руководителя, мальчик обладает честностью, прямотой, способностью нести ответственность и за себя, и за других людей. Он окрылён тем, что его не только не расстреляли, но и поручили действительно важное военное задание.)

 – Почему рассказ так назван?

  - Найдите в тексте, что автор говорит о немецком лейтенанте Фридрихе Буше?

– Почему автор в начале и в конце рассказа говорит не только о награждении Лёши, но и о награждении немецкого лейтенанта Фридриха Буша?

– Какой приём он в данном случае использовал: сравнение или контраст?

(Слайд8.9)

(Рассказ начинается и заканчивается практически одинаково. 

- Что пишет о немецком лётчике автор?  (пишет с насмешкой «Видели мы и фотографию этого отважного лётчика. До чего же, вы знаете, глупое, самодовольное и счастливое лицо у этого прославленного героя…»

 Автор в восторге от того, что такая несложная военная хитрость, придуманная простыми мальчишками, смогла обмануть « прославленного лётчика» и «отличного разведчика», а в месте с ним – и германских военных начальников. Очевидно, автор рассказа противопоставляет фашистских профессионалов-убийц и наших людей, обороняющих родную землю, пользуясь приёмом контраста. 

Про Буша он говорит «Где он теперь, этот Фридрих Буш?; про Лёшу: « А Лёша Михайлов жив, здоров, по-прежнему живёт в Новой Деревне и учится уже в 9 классе». 

Алексей Пантелеев использует приём контраста, чтобы подчеркнуть, что, несмотря на всё самодовольство, фашистской армии не удастся сломить силу духа защитников Родины. Недаром автор с гордостью пишет о Лёше и его товарищах.

Такие произведения, как «Главный инженер», помогали людям пережить ужасы войны, продолжать надеяться на лучшее, на победу.)

7. Работа по картине А. Дейнеки «Окраина Москвы».

(Слайд 11,)

– Даже в условиях тяжелейших испытаний художники не падали духом. Не отгораживались от действительности, не прервали творческой работы, не опустили рук.

Напротив, кисть, перо и карандаш в их руках стало грозным оружием борьбы с врагом.

В период Великой Отечественной войны Дейнека создал напряжённые и драматические произведения «Окраина Москвы».

(Слайды 12)

Какие информационные данные вы можете сообщить о картине?

– Картина «Окраина Москвы» написана в ноябре 1941 года, в тот самый год, в котором происходит действие рассказа.

Рассмотрите репродукцию картины «Окраина Москвы».

– Что такое торчит из снега? (Это противотанковые «ежи». Рельсы вбивали в землю, чтобы вражеские танки не смогли проехать.)

– Судя по этим защитным сооружениям – «ежам», – понятно ли, что враг подошёл совсем близко к Москве?

– По каким ещё приметам видно, что война подступила совсем близко к самой Москве? (Разрушенные бомбами здания, выбитые стёкла, пустынные, безжизненные улицы. Можно сказать, что поскольку Москва готовилась к обороне, с её окраин было эвакуировано всё население, небо окрашено отблесками далёких разрывов.)

Выделите с помощью рамки вертикальный фрагмент с грузовиком.

– Создается ли впечатление, что жизнь, несмотря на войну, идёт полным ходом? (В этом фрагменте грузовик оказывается почти в центре. Он представляется большим и значительным, наполняет улицу звуками, создаёт ощущение движения, жизни.)

Уберите рамку и снова посмотрите на картину.

– Что на переднем плане? Где теперь грузовик? Как же художнику удалось передать атмосферу напряжённой тревоги? (Глядя на картину, создаётся впечатление, что грузовик сейчас уедет и улица совершенно опустеет, станет совсем безжизненной, застывшей в тревожном ожидании. Атмосферу напряжённой тревоги усиливает и серое глухое небо, нависающие над городом тучи, конечно же, торчащие из снега заградительные «ежи».)

– Это по сути дела новый тип пейзажа, вобравший суровый и героический дух того времени. Картина рисует грозный, настороженный облик готового к обороне города.

Заснеженная земля вздыбилась сугробами, ощетинилась стальными «ежами», опустевшие дома с хлопающими ставнями словно замерли в ожидании часа решающей битвы. Злой порывистый ветер бессилен разогнать сумерки неба, уже окрашенного отблесками далёких разрывов. Стремительный бег прыгающего по ухабам грузовика довершает впечатление тревожного ожидания. И, хотя пейзаж лишён людей, их воля и решимость выстоять незримо присутствуют.

8. Работа в парах. (Компетентностное задание).

Задание

На карточке записаны слова, характеризующие человека. Выберите, черты подходящие защитнику Родины. Расположите эти слова в сетке кроссворда и прочитайте выделенное слово.

Трусость, патриотизм, решительность, слабость, бдительность, смелость, находчивость, безответственность, храбрость.

(Слайд 19)

(Выделенное слово «Победа»)

VI. Домашнее задание.

Стр. 130–146, ответить на вопросы

Составить рассказ-характеристику  Алексея  Михайлова

 (Слайд 20)

V. Итог урока. Давайте пополним нашу копилку знаний.

– Что нового узнали на уроке?

– Какое открытие для себя сделали?

 -О чем автор заставил нас задуматься?

VI. Рефлексия.

Напишите одно из нравственных качеств, которое вы воспитываете в себе и цените в людях на карточке.

– Кто хочет объяснить свой выбор?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема : "Алексей Пантелеев «Главный инженер». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Александра Дейнеки «Окраина Москвы»».

Слайд 2

«Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет» А. Невский

Слайд 3

Почему рассказ так назван? – Почему автор в начале рассказа говорит не только о награждении Леши, но и о награждении немецкого лейтенанта Фридриха Буша? Подробнее остановиться на образе главного героя.

Слайд 6

1. До вечера Леша Михайлов ходил сам не свой. 2. У печки стоял высокий красноармеец в полушубке и в кожаном шоферском шлеме. 3. «Только бы не заплакать», - еще раз подумал Леша.

Слайд 7

4. У Леши не попадали в рукава руки, когда он натягивал свое пальтишко. 5. Леша попрощался с матерью и пошел к выходу. 6. Полковник поднял глаза и тоже как будто удивился, что Леша такой маленький и тщедушный .

Слайд 8

И тут он не выдержал, и слезы прорвались оттуда, где они до сих пор прятались, и заклокотали у него в горле. Леша давно уже проглотил слезы и слушал полковника с таким вниманием, что даже рот открыл. 9. Леша Михайлов жив, здоров и учится в 9 классе.

Слайд 9

Леша Михайлов – он….

Слайд 13

Александр Александрович Дейнека (1899–1969)

Слайд 14

«Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года». Автор А.Дейнека

Слайд 15

Трусость, патриотизм, решительность, слабость, бдительность, смелость, находчивость, безответственность, храбрость.

Слайд 16

п а т р и о т и з м с м е л о с т ь б д и т е л ь н о с т ь р е ш и т е л ь н о с т ь н а х о д ч и в о с т ь х р а б р о с т ь

Слайд 17

Домашнее задание Стр. 130-146 ответить на вопросы Составить рассказ-характеристику

Слайд 18

Розовый – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я очень доволен собой! Жёлтый – сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой! Голубой – Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме Алексей Пантелеев "Главный инженер".

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме Алексей Пантелеев "Главный инженер".Тип урока: комбинированный.Цель: обогатить учащихся знаниями, раскрывающими прошлое, историю своего От...

Конспект урока по литературному чтению (4 класс). Тема: Алексей Пантелеев Главный инженер. УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения рассказа А.Пантелеева «Главный инженер»; знакомство учащихся с рассказом Алексея Пантелеева «Г...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …».

Технологическая карта урока по Литературному чтению.  Класс: 3Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …»....