Мои принципы и приемы работы на занятиях по духовно-нравственному направлению во внеурочной деятельности.
статья на тему
Данная статья содержит ответы на вопросы: какие принципы и какие приемы можно использовать при организации работы по духовности на кружках и внеурочке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moi_printsipy_i_priemy_raboty.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОИ ПРИНЦИПЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ
НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: В статье представлен материал из опыта работы по духовно-нравственному направлению во внеурочной деятельности, сделаны педагогические выводы.
Ключевые слова: духовно - нравственное воспитание, духовные ценности, внеурочная работа, младшие школьники, принципы, приемы работы.
«Воспитание из всех святых дел
– самое святое»
Святитель Феофан затворник
Вводная часть:
- А каков должен быть плод нашего воспитания?
Часто приходится в школьной практике сталкиваться с подобной постановкой вопроса. Учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание ребенка.
Основная часть:
Именно школа является основным звеном духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Образовавшийся духовный вакуум заставляет педагогов искать пути совершенствования образовательного процесса. Одной из задач учителя является отбор содержания, апробация форм и приёмов работы с младшими школьниками, выявление уровня их восприятия предложенных тем занятий, эмоционального отношения детей к духовно-нравственным ценностям.
Часто появляется проблема, как из учительского максимума отобрать необходимый ученический минимум, чтобы осуществить важную цель – формирование мотивации младших школьников к осознанному нравственному поведению. Рассмотрим принципы и приведем наиболее удачные приемы работы при проведении внеурочных занятий с учащимися 1-3 классов.
Работая с младшими школьниками, опираемся на принцип природосообразности. Внимательно следим за тем, чтобы содержание занятий было доступным для понимания детей 7-10 лет. После занятий стараемся проанализировать все вопросы и ответы учащихся, так как это самое главное, ради чего проводятся встречи с ребятами. Нет вопросов – нет осознанного восприятия материала.
Занятия проводятся с опорой на социокультурный опыт детей. И хотя он небольшой, дети приводят примеры, основанные на их житейском опыте. Так, например, младшие школьники не всегда могут рассказать евангельский сюжет о Благой вести, но дружно приведут народные приметы, связанные с Благовещением: и что косы нельзя плести в этот день, и даже птица не вьёт гнезда в большой христианский праздник. Евангельские сюжеты о земной жизни Иисуса Христа рассматриваем через христианские праздники (например: «Покров Пресвятой Богородицы»), потому что ребята имеют о них представление.
Определить зону ближайшего развития детей помогает ресурсный круг, с помощью которого происходит выявление их представлений по теме занятия. Детям предлагаются, например, такие вопросы: «Какие добрые слова ты говоришь своим друзьям? Какими словами ты благодаришь взрослых? Что вы чувствуете, когда слышите гимн? Моя родина – это… Дом для меня –это… Какие чувства ты испытываешь при слове Бог? и т.д.
Воспитание на социокультурном опыте через ресурсный круг - это личностно-значимая деятельность детей. Их ответы дают направление работы не только конкретного занятия, но и корректировки последующих.
Используем принцип концентрического построения занятий: материал необходимо постоянно повторять, углублять его, в знакомом находить незнакомое, выявляя новый смысл. Приведем уже ставшие классическими примеры, как нужно работать с отдельными понятиями: мама – это родная мать, а мачеха – неродная; матушка – жена священника; и Родина – мать, сумей за неё постоять; а духовная мать – это Пресвятая Богородица.
На занятиях по духовно-нравственной культуре дети получают не только культурологические знания. Цель учителя - способствовать формированию нравственных ценностей, т.е. представлений о том, каким надо быть, к чему стремиться. Стараемся соблюдать основные этапы.
На этапе предъявления ценности используем притчу, поэзию, демонстрацию произведений изобразительного искусства, прослушивание песен, музыкальных фрагментов, видеофильмы. Остановимся подробнее на таком важном и незаменимом опорном материале, как притча. Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни.
Через притчи раскрываются основные нравственные понятия, составляющие основу того или иного мировоззрения: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие, образ жизни людей, их семейные взаимоотношения.
Притча это небольшой иносказательный и поучительный рассказ.
Притча - это история, которая используется в качестве иллюстрации тех или иных нравственно-духовных законов мира.
Притча – это короткое, сжатое нравоучение в прозаической или стихотворной форме, мораль которой используют в дальнейшей жизни.
Можно применять притчу для определения степени сознания учеников и понимания темы, осмысления и принятия жизненных правил в человеческом обществе. В притчах важен не характер конкретного героя, а определённый набор нравственных качеств человека.
В притчах ученик может сравнивать свои мысли, переживания с тем, о чём рассказывается в истории. Осмысливать конфликтную ситуацию, находить выходы из неё без агрессии к другому человеку. Притчи являются носителями традиций и помогают детям определять и сравнивать своё поведение в жизни.
Например, по теме «Совесть» смотрим и слушаем с детьми притчу «Все в твоих руках» с прекрасной презентацией. Само занятие проводится в нетрадиционной форме с созданием непринужденной атмосферы, располагающей к доверительному и душевному общению - «Разговоры у камина». Отмечаем 100-процентное эмоциональное воздействие!
На втором этапе – осознания ценности – используем беседу, дискуссию, групповую и парную работу. Наблюдается высокая активность детей, их желание высказаться. У них имеется потребность говорить на духовно-нравственные темы, ощущается дефицит внимания к внутреннему миру ребят как дома, так и в школе.
Одним из эффективных практических приемов является совместное составление «волшебного слова», где нужно из данных букв собрать слова, отражающие смысл заданного слова. Яркий пример со словом «СОВЕСТЬ»:
С совет (то, что находится внутри нас и дает советы),
О весть (то, что подает нам весточку, правильно ли мы поступаем),
В сеть (то, что ловит наши плохие поступки),
Е есть (то, что есть у всех),
С свет (свет внутри нас),
Т вес (то, что имеет значение),
Ь вето (то, что накладывает запрет на плохие поступки),
ось (стержень внутри нас).
На этапе принятия ценности возможен приём голосования: «за» или «против». Рекомендуется брать вымышленных героев. Ведь безболезненнее и нагляднее дать характеристику поступкам сказочного или мультипликационного персонажа, чем конкретного человека. Проголосовать за их действия, поступки.
На заключительном этапе – осуществления ценностных действий- хорошо подходят ситуативные сценки. Например, по теме «Совесть» инсценировка рассказа А.П.Гайдара «Совесть». Данный прием позволяет детям как бы «примерить» чужую роль на себя, прочувствовать переживания и мысли героя.
Очень эффективно на этом этапе выполнение таких заданий как интервью, написание эссе, подготовке выступления на итоговом мероприятии, подборе иллюстративного материала. С целью получения информации можно предложить детям обратиться к членам своей семьи. Поэтому очень важно сделать родителей и членов семей соучастниками педагогического процесса. Без взаимодействия с семьей, без эмоциональной и этической поддержки взрослых духовное воспитание будет неполноценным и недостаточно эффективным. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху. Темами итоговых творческо-исследовательских работ учащихся могут быть и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Конечно, такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи, а этого никто и не запрещает. По окончании работы ребята делились своими впечатлениями о более тесном общении с родными, некоторым открылись семейные тайны, а кто-то узнал о героическом прошлом своих предков.
В связи с задачей формирования здорового эмоционального и психологического климата в детском коллективе, на протяжении всех этапов используем игровые приемы. Например игра «Как стать добрым волшебником?». Отвечая каждый раз на этот вопрос в различных формах, дети подводятся к мысли, что способность дарить радость окружающим и делать бескорыстное добро - это и есть основной талант настоящего «доброго волшебника», который способен изменить к лучшему отношения со сверстниками, учителями и семьей, а значит сделать и весь мир вокруг немного добрее и счастливее. На занятиях учителем постоянно обращается внимание на эмоциональную культуру поведения, дети учатся быть вежливыми и заботливыми друг к другу. Другая игра «Спасибо». Участники в конце занятия встают в круг. По цепочке от одного к другому они продолжают одну фразу: «Спасибо тебе за…» Таким образом, подчеркивается важность сотрудничества, умение позитивно относиться к происходящему, толерантное отношение к другим мнениям и позициям. Через игровые задания пополняется словарный запас учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Рефлексия проводится разными способами. Один из них - передать с помощью рисунка, что больше всего запомнилось после завершения темы о земной жизни Иисуса Христа. Много рисунков первоклассники посвятили Рождеству Христову: нарисовали Святое семейство, Вифлеемскую звезду, рождественскую ёлку, трубящих ангелов. Неизгладимое впечатление на них произвели путь на Голгофу и распятие Христа. Они сопереживают, жалеют: «У меня слезы были на глазах,... Мне хотелось плакать…»
Перечисленные приемы помогают эффективно и глубоко погрузиться в тематику занятия, проводить их на высоком эмоциональном настрое.
Заключительная часть:
Какие духовные ценности формируются на занятиях? Прежде всего, личностные, семейные и духовные. Младших школьников волнуют многие вопросы. Наиболее важные, судя по их высказываниям, это взаимоотношения с одноклассниками и отношения в семье. После беседы о Прощенном воскресении первоклассница грустно сообщает: «А у меня мама с папой всегда ругаются». Конечно, ситуации такие надо рассматривать, индивидуально отвечать на вопросы детей, которые возникают у них в связи с темой занятия. Надо постараться внушить им мысль, что в трудные минуты и невзгоды они не одни, что у них есть святые покровители, есть Ангел-хранитель, к которому нужно обращаться с молитвой о помощи и защите.
Таким образом, младшим школьникам необходимы занятия по духовно-нравственной культуре. Содержание занятий воспринимается на высоком эмоциональном уровне. Ощущается атмосфера любви и радости, дети благодарят за проведённое занятие, у них искрятся глаза. Они учатся применять к себе христианские добродетели. Расширяется их кругозор, они получают культурологические знания: почему, например, на гербе Михайловки изображен Архангел Михаил, а праздник называется «Покров Пресвятой Богородицы» и многое др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности.
Сегодня в начальной школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через дополнительное образование. Оно имеет целый ряд направлений. Основными среди них в моём классе ...
Создание условий для духовно-нравственного воспитания школьников во внеурочной деятельности
статья 2012 г....
Методическое сопровождение духовно-нравственного развития ребенка во внеурочной деятельности
Работа по воспитанию ребенка - процесс систематический. Важно, чтобы дети, систематически получая нравственные знания и представления, оказывались в жизненных ситуациях, которые способствовали эмоцион...
Методическое сопровождение духовно-нравственного развития ребенка во внеурочной деятельности
Работа по воспитанию ребенка - процесс систематический. Важно, чтобы дети, систематически получая нравственные знания и представления, оказывались в жизненных ситуациях, которые способствовали эмоцион...
Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности
Духовные качества - вот что главное в человеческой жизни. Живая душа и отзывчивое сердце должны вести человека, тогда и труд его, и достаток обретают смысл" - писал казахский философи ...
Доклад :"Духовно-нравственное воспитание обучающихся во внеурочной деятельности" (из опыта работы)
В докладе отражена проблема общества воспитания патриортического воспитания среди подрастающего поколения. приведены формы работы с детьми младшего возраста. представлены результаты работы....
Работа учреждения в качестве региональной пилотной площадки по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности во 2- 4 классе
Работа учреждения в качестве региональной пилотной площадки по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности во 2 - 4 классе. Описание модели деятельности учреждения МБО...