ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
методическая разработка (2 класс) на тему
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации в сфере образования.
Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия ими базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации [1, с. 45].
В своей педагогической деятельности, для формирования духовно-нравственной культуры личности, я использую два курса внеурочной деятельности — «Музей в твоем классе», Н. А. Чураковой, Н. М. Лавровой и «Мы — твои друзья», А. Г. Макеевой, В. А. Самковой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie_sredstvami_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 26.4 КБ |
Предварительный просмотр:
В.П. Сульдина
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации в сфере образования.
Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия ими базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации [1, с. 45].
В своей педагогической деятельности, для формирования духовно-нравственной культуры личности, я использую два курса внеурочной деятельности — «Музей в твоем классе», Н. А. Чураковой, Н. М. Лавровой и «Мы — твои друзья», А. Г. Макеевой, В. А. Самковой.
Учебное пособие «Музей в твоем классе» содержит 17 репродукций картин русских художников, а также методический аппарат для работы с картинами, рассчитанный на преподавателей начальной, основной и средней школы.
Общая методика анализа живописного произведения, с помощью которой можно реализовать поставленные цели, предполагает переход от начального, целостного впечатления через наблюдение и рассматривание деталей — снова к целостному впечатлению, которое уже обогащено знанием подробностей. Большое значение для достижения заявленных целей имеет использование инструментов при работе с репродукцией живописного произведения. В данном пособии используются разные инструменты: большая прямоугольная рамка для выделения содержательно-значимых фрагментов и удержания внимания; малая круглая рамка для поиска и выделения отдельных деталей; полоска картона, с помощью которой можно закрыть часть картины, укрупнив значение оставшейся части; лупа для рассматривания мелких деталей, особенностей красочного слоя и характера мазка. Порядок исследования репродукций подчиняется логике музейной педагогики: от более простого к более сложному через накопление опыта зрительского восприятия к возможности использовать этот опыт в дальнейшем. Эта логика учитывает прежде всего жанровую принадлежность картин и требует следующую последовательность знакомства с жанрами: от натюрморта и детского портрета — через пейзаж и исторический пейзаж — к исторической картине, бытовой картине и портрету (т.е. от предметного мира и всего того, что понятно ребенку, — к миру социальных отношений и всему тому, что составляет мир взрослых) [2].
Работая с репродукциями, учащиеся знакомятся с особенностями того времени, когда была написана картина. Отмечают различия в укладе жизни людей в разные исторические промежутки.
На первом занятии во 2 классе, мы изучаем картину З. Серебряковой «За завтраком». Вопросы по картине направлены не только на внимательное изучение полотна, но и на размышления по поводу устройства семьи. Я начинаю занятие с небольшого вступления:
— Известно, что в жизни каждой семьи есть свои традиции, обычаи. Сегодня на занятии мы поговорим о традициях семьи. Одна из них описана в картине знаменитой художницы. О какой традиции идет речь? (о традиции собираться за обеденным столом всей семьей).
— Данная традиция существует в ваших семьях?
Эти вопросы направлены на оценку опыта прошлых поколений. Мы с ребятами приходим к выводу, что это добрая традиция, которую необходимо привнести в свои семьи.
Следующая группа вопросов нацеливает на внимательное изучение семьи художницы, как с точки зрения родства, так и с точки зрения взаимоотношений между детьми.
— На кого похож Шура и Тата?
— На кого похож Женя?
Да, конечно, рассмотрев детей, мы с уверенностью можем сказать, что Шура и Тата похожи на свою мать. Особенно ярко об этом говорят тёмные открытые глаза. А также на сходство с матерью указывает форма носа и губ. Женя, даже с опущенными глазами сильно походит на отца. И цветом небесно–голубых глаз и овалом лица.
— Внешне они похожи, но схожи ли их характеры? Выскажи своё мнение соседу?
— Известно, что один из мальчиков тихий, задумчивый, медлительный и мечтательный, а другой молчаливый, но быстрый, решительный и независимый.
— Попробуйте по взгляду определить, какая из характеристик принадлежит каждому из мальчиков. Обоснуйте, почему Вы так решили?
Исследуя картину «За завтраком», учащиеся приходят к выводу, что это дружная семья, в которой заботятся о самых маленьких, уважают и любят друг друга.
Рассматривая картину В. Поленова «Московский дворик», мы снова встречаем ряд вопросов, которые способствуют развитию эмпатии, например:
— Покажите с помощью круглой рамки детей, играющих с котёнком.
Есть вопросы, которые направлены на развитие сочувствия ближнему:
— Найдите плачущую малышку.
— Почему она плачет? Она упала? Про неё забыли?
Когда мы с детьми знакомимся с данной картиной, они с трепетом воспринимают плачущую девочку, умиляются игривому котенку, окунаются в простоту и беззаботность летнего дня.
Так же, часть вопросов по данной картине способствует воспитанию любви к родным местам:
— Как вы думаете, автору важно, что это именно дворик, а не двор? Давайте постараемся разобраться, что же так понравилось художнику.
Знакомясь с картиной В. Маяковского «Две матери», мы с учениками разбираемся не только в художественных образах, но и в моральных принципах и нормах. Жаркую полемику вызывают вопросы:
— Значит женщина в платке ему родная? Верно. Эта женщина ему родная. Но она сама не захотела воспитывать своего сына. Когда он был совсем маленьким, она отдала его в эту семью. А спустя несколько лет она решила забрать мальчика, решив, что он может работать и обеспечивать её жизнь. Ей нужны деньги. В ее руках документ, она протягивает его приемным родителям, чтобы они отдали ей мальчика.
— Как вы думаете, что же произойдет дальше? Отдадут ли мальчика родной матери, которая отдала его другой семье?
Следующие вопросы помогают детям лучше понять чувства главного героя картины — мальчика, который всеми силами пытается остаться в приемной семье.
— Правда ли, что этот мальчик, хотя и маленький, но уже понимает, какая угроза над ним нависла? Подтвердите особенностями его поведения.
Знакомясь с картиной В. Кустодиева "Масленица", мы с ребятами рассуждаем о традициях русского народа, отвечая на вопросы:
— Много ли людей принимают участие в праздновании Масленницы?
— Как развлекаются люди на Масленницу?
После ответа на поставленные вопросы, учащиеся рассказывают о традициях своих семей, осознают важность соблюдения традиций.
Приобщение к традициям страны обогатит внутренний мир ребенка и поможет ему здраво оценивать сложность и поэтичность художественного ремесла и народной живописи. Это в дальнейшем позволит развить личность школьника в воспитании этических и нравственных чувств.
Еще одним важным курсом для формирования нравственных качеств у младших школьников является курс внеурочной деятельности «Мы — твои друзья». Основной целью программы является формирование у школьников ответственного отношения к домашним животным. Оно базируется на осведомленности учащихся о нуждах и потребностях четвероногих друзей, понимании — какую роль играет человек в их жизни, готовности заботиться и бережно относиться к питомцам.
Основной акцент сделан на формировании ценностного, глубоко—эмоционального отношения детей к животным. Важно, чтобы ребенок воспринимал животное не только как объект наблюдения и изучения, но и понимал, что перед ним живое существо, которое может испытывать боль и радость, страх и удовольствие, резвиться и недомогать. Домашний питомец способен быть преданным и надежным другом, вызывать восхищение своей особой красотой, удивлять физическими способностями. Основное содержание программы посвящено различным аспектам содержания кошек и собак, так как эти животные являются наиболее распространенными среди домашних питомцев.
С первых уроков мы говорим о домашних питомцах, не только как о животных, которые скрашивают минуты досуга, но и как о членах семьи, важных участниках нашей жизни. Каждая из тем затрагивает важные темы для воспитания духовно-нравственной культуры личности.
При изучении темы «Давайте познакомимся», я нацеливаю детей на понимание того, что заводить домашнего питомца — это значит брать на себя ответственность по уходу и заботе о ком-то кроме себя, относиться серьезно к своим новым обязанностям, а не воспринимать животное как новую игрушку. Изучая данный раздел, у учащихся воспитывается трудолюбие — важная составляющая духовно-нравственного воспитания.
В конце занятия мы приходим к выводу:
— Каждый человек мечтает или мечтал когда-нибудь иметь собаку или кошку. У одних мечты сбываются, у других нет. На первый взгляд, кажется, что все просто замечательно: например, пришел домой, а тебя там ждет твой друг — собака. А оказывается, что рано надо встать, с ней погулять, еду для неё приготовить, лапы после прогулки мыть, шерсть расчесывать. Захочется ли взять на себя такую ответственность?
При изучении раздела «Как мы устроены и как за нами ухаживать?», мы с учащимися узнаем об особенностях содержания животных разных пород и возрастов; обсуждаем нюансы обустройства места для собаки или кошки в городской квартире; определяем места для выгула своих питомцев; предлагаем ответы на вопрос «Как защитить собак и кошек от жестокого обращения?».
Темы данного раздела нацелены на воспитание сочувствия, сопереживания за животное, попавшее в трудную ситуацию. Проводится профилактическая работа по проблеме появления бездомных животных:
— Почему появляются бродячие кошки и собаки?
Отвечая на этот вопрос, ученики приходят к выводу, что мы сами виноваты в этом, из-за несерьезного отношения к выбору домашнего любимца.
Много тем и в последующих разделах этого курса способствуют воспитанию духовно-нравственной культуры, вот некоторые из них:
«Почему важно понимать «язык» животных?», «Основные правила воспитания и дрессировки собак и кошек», «Игры с питомцем: проводим время вместе», «Осторожно — незнакомая собака! Правила общения с чужими домашними кошками и собаками. Правила безопасности при встрече с бездомными собаками» — изучая эти темы мы воспитываем гуманность, культуру в общении, чувство долга, сопереживание и трудолюбие.
Благодаря этим двум курсам учащиеся смогут давать адекватную оценку своему поведению, поведению других людей, в соответствии с принятыми в обществе моральными нормами и принципами, научатся ценить свою жизнь, жизнь других людей и беречь все то, что их окружает.
Воспитание в детях духовно-нравственного отношения ко всему, происходящему вокруг, — залог благополучия не только личного, но и общего, в том числе благополучия Родины.
Список использованной литературы
- Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. — 2006. — N 11. — с.45-57.
- Официальный сайт Перспективной начальной школы http://www.akademkniga.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности
Представлен опыт работы по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности"...
Педагогический проект "Формирование патриотических представлений у младших школьников средствами внеурочной деятельности".
Данный проект воспитывает качества человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
"Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности" (описание опыта работы в форме ИПМ)
Наше общество нуждается в подготовке широко образованных высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Вооружение нравственными знаниями важно и тем, что...
Педагогический проект: «Формирование информационно – коммуникативных компетенций младших школьников средствами внеурочной деятельности»
Цель: формирование информационн- коммуникативных компетенций младших школьников для развития пользовательских способностей с использованием компьютерных технологий средствами внеурочной деятельности....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Обобщение опыта работы в форме ИПМ по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности"
Сущность моего опыта заключается в том, что процесс обучения и воспитания строится с необходимостью приобщения детей к системе духовно-нравственных ценностей....