«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
статья по теме
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому с самого раннего детства необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего и других народов.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dukhovno-nravstvennoe_vospitanie.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Клементьева Т. А.,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №137 г. Самара
В связи с коренной перестройкой начальной школы, переходом на обучение детей с 6,5 лет огромное значение приобретает совершенствование всех звеньев учебно-воспитательного процесса в начальных классах. Это в полной мере распространяется и на совершенствование духовно-нравственного воспитания младших школьников.
В.А. Сухомлинский писал :
«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать
тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том,
что каждый воспитанник о ком–то заботится, о ком-то печётся
и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце».
Размышляя над словами великого педагога, понимаешь, что ценности прошлых лет пытаются сменить иными духовными ориентирами: якобы добро, истина и красота в современном мире уже не являются основополагающими критериями. Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций у значительной части молодежи, деформированию у них ранее существовавших бесспорных убеждений и взглядов, к размытости понятий «долг», «честь», «совесть», «духовность», «патриотизм».
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому с самого раннего детства необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего и других народов.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач школы.
В вопросах касающихся духовно-нравственного воспитания младших школьников требуется особый подход. И, соответственно, необходимо искать новые пути по внедрению в учебно-воспитательный процесс современных технологий.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Формирование базовых ценностей моих учеников проходило и через реализацию следующих социальных проектов:
3класс 4 класс
- Моя родословная 1. Война 1812 года
- Моя Самара 2. Спасибо деду за Победу.
3. Берегите Землю 3. Мы – граждане России
В ходе реализации этих проектов понимала, что для доступности и прочного закрепления духовно-нравственных качеств нужен переход от « книжного» материала к окружающей их социальной жизни и тем ближайшим и доступным объектам, которые окружают ребёнка, таким образом, вовлекая его в социально-значимую деятельность.
Несколько слов о некоторых проектах, над которыми мои ребята и я работали в 3 и 4 классах с точки зрения нравственного воспитания.
Первый проект назывался «Моя родословная».
При работе над проектом мною было предложено каждому ребенку составить рассказ о своей семье, воспользоваться фотографиями из семейного альбома или просто нарисовать свою семью. И каждый с большим удовольствием и энтузиазмом совместно с родителями, бабушками и дедушками выполнил большой объем работы. Одним из результатов этой работы стало участие ученицы нашего класса Черезовой Евгении в районной научно-практической конференции, где она заняла первое место.
Так же этот проект группа учащихся представляла в Неделе проектной деятельности. Мы победили в номинации «Лучшее исследование, проведенное в рамках проекта»
Следующий проект «Моя Самара».
Здесь мы совместили учебную и внеурочную деятельность. Обсудив данную тему, проведя беседу о малой Родине, дети получили задание. И уже на следующий урок ребята стали приносить готовые работы. Самым увлекательным для детей стала работа по оформлению собранных материалов и защита своих проектов. С интересом, непринужденно ребята рассказывали о своей малой Родине (о городе, в котором они живут, о тех местах, где побывали со своими родителями летом), показывали фотографии, рисунки. Данный проект победил в Карусели проектов для учащихся 2-5 классов в номинации «Лучший коллективный проект»
Ученический проект «Спасибо деду за Победу» попал в 10 лучших разработок во Всероссийском конкурсе «Мы помним».
Эту тема выбрана не случайно. У 23 учеников из 27 прадеды и прабабушки ветераны Великой Отечественной войны. Они прошли по фронтовым дорогам от Москвы до Берлина. О боевом пути прадедушек и прабабушек ученики узнавали по рассказам бабушек и дедушек, которые с особой гордостью и душевной теплотой делились своими воспоминаниями о своих близких и дорогих людях.
С каждым годом все меньше становится среди нас ветеранов Великой войны. Мы живем мирно и счастливо. Но мы и наши потомки не должны забывать то, что всей нашей жизнью обязаны тем, кто сражался за наше светлое будущее. И чем дальше уходят от нас годы войны, тем больше мы должны помнить тех, кто подарил нам мир.
Материалы, над которыми работали дети, могут показаться простыми, с точки зрения взрослого, но в данном случае, важнее то, что за внешне простым делом формируется творческая личность.
Так же такие проекты активизируют познавательную деятельность, формируют гражданскую позицию школьников, преемственность от поколения к поколению и действительно способствуют духовно-нравственному воспитанию учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование универсальных учебных действий через проектную деятельность младших школьников»
Проектная деятельность является одним из способов реализации требований ФГОС НОО (нового стандарта). Отвечая требованиям системно-деятельностного подхода, проектная деятельность способствует формирова...
Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность младших школьников
В данной статье описан опыт работы по формированию ключевых компетениций младших школьников МБОУ СОШ №1 г. Горбатова через проектную деятельность...
Доклад "Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»
Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В связи с введением ФГОС одним из ра...
Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»
laquo;Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – мать!"...
Реализация способов межпредметной интеграции через проектную деятельность младших школьников
Статья предназначается учителям начальной школы. В ней представлен опыт автора по созданию проекта, где межпредметная интеграция выступает как процесс взаимодополнения различных учебных дисциплин: окр...
Духовно-нравственное развитие обучающихся через проектную деятельность на уроках ОРКСЭ (И опыта работы)
Наиболее целесообразной формой для решения задач гражданско – патриотического воспитания в сельской малокомплектной школе является проектная деятельность. В - первых, она позволит ребёнку почувс...