Конспект родительского собрания на тему " О детской дружбе".
методическая разработка (1 класс) на тему

Капралова Маргарита Васильевна

Конспект совместного собрания родителей и детей. у которых возникают проблемы в общении со сверстниками, частые конфликты. Работа ведётся в микрогруппах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx33.05 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

ТЕМА

«О детской дружбе»

 

Составлено:

Учителем начальных классов

М.В. Капраловой

Санкт-Петербург

2014 г.

Цели:

  1. выявить представления детей и родителей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
  2. способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в процессе совместной деятельности и отдыха.

Участники: учащиеся 4-го класса, родители и классный руководитель.

Подготовка.

  1. За две - три недели до собрания классный руководитель приглашает членов родительского комитета и вместе с ними обсуждает замысел собрания и содержимое материалов книг и журналов, предполагаемых для использования при подготовке и проведении совместного собрания родителей и учащихся.
  2. Одному из членов родительского комитета поручается изучить статью «Снова о драках» (журнал «Семья и школа») и познакомить с её содержанием на родительском собрании всех родителей.
  3.  С детьми читаются и  обсуждаются тексты из книг «Азбука нравственного воспитания» и «Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками».

- «Один за всех и все за одного» М. Водопьянова;

- «Пёрышко» В. Осеевой;

- «Высшая мера наказания» Б. Никольского;

- «Терёшка» В. Косова;

- «Мои друзья Колька и Сергей» В. Клевцова;

- «Над кем лучше смеяться» Л. Сергеева;

- «Требуется друг» А. Барто.

IV. За неделю до собрания родителям раздаются бланки анкеты, ответы на вопросы которой анализируются членами родительского комитета вместе с классным руководителем.

Оформление, оборудование, инвентарь:

  1. В классной комнате оборудуются рабочие места для четырёх микрогрупп и ведущих собрания. На столах, за которыми будут работать члены той или иной микрогруппы родителей и учащихся, лежат: текст  для коллективного обсуждения, фломастеры и половинка листа ватмана.
  2. Классная доска условно разделена на три части. На первой части выписано определение понятия «дружба» из «Толкового словаря» В.И. Даля: «Дружба - … бескорыстная стойкая приязнь», а на второй помещены следующие пословицы о дружбе:
  1. Без беды друга не узнаешь.
  2. Друг познаётся в несчастии.
  3. С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.
  4. Недруг поддакивает, а друг спорит.
  5. Дружба дружбе рознь, а иную брось.

     Третья часть доски остаётся свободной, так как на это место микрогруппы в ходе собрания будут прикреплять листы ватмана с ответами на полученные ими задания.

Ход проведения.

                                         П е р в а я    ч а с т ь

  1. Родители и их дети занимают отведённые места для работы микрогрупп. В каждую микрогруппу входит один из членов родительского комитета. Он выполняет роль организатора работы группы.
  2. Собрание открывает председатель родительского комитета. Он сообщает тему собрания, называет причины, побудившие его провести, знакомит с регламентом совместной работы, а затем предоставляет слово классному руководителю.
  3. Классный руководитель: Что такое настоящая дружба? Как проявляется она? Кого человек вправе назвать другом? Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задуматься над этими вопросами должен каждый. Понятие, противоположное дружбе, - эгоизм. Если человек – эгоист, то у него не может быть настоящего друга… Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» проводит такое определение дружбы. Прочитайте, пожалуйста, на доске.

 На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга «за красивые глаза». Умеет человек хорошо и модно одеваться, есть у него игрушки – буду с ним дружить, нет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть по-настоящему счастлив… Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг, и постараемся сформулировать правила дружбы.

  1. Работа в микрогруппах. Каждая группа получает один или два текста для коллективного обсуждения, отвечает на заданные в конце них вопросы и в соответствии с рассмотренными текстами формулирует правило дружбы, которое записывает на листе ватмана.

Для обсуждения в микрогруппах предлагаются следующие тексты:

- первая микрогруппа – «Как на свете жить?» В. Сухомлинского;

- вторая микрогруппа – «Надёжный человек» Е. Пермяка;

- третья микрогруппа – «Дружба» И. Туричина;

- четвёртая микрогруппа – «Одинаковые» Н. Чабаевского.

V. Защита правил. Каждая группа, начиная с первой, кратко излагает содержание полученного текста, читает вопросы к нему, даёт на них ответы, зачитывает и обосновывает правило дружбы, прикрепляет лист ватмана с правилом на доску.

        Правило ещё раз читается хором всеми участниками собрания. Среди пословиц учащиеся находят ту, которая подходит к данному правилу, читают её хором и объясняют её смысл.

        Затем учитель зачитывает подходящее к данному правилу ответы на вопросы анкеты детей.

Слово предоставляется следующей микрогруппе и т.д.

В конце представления правил дружбы дети читают последние две пословицы, объясняют их смысл, приводят примеры из жизни класса.

        Правила дружбы ещё раз читают учащиеся хором. Делается обощение. Принимается решение собрания: ежедневно жить по правилам дружбы. В качестве возможного варианта таких правил могут быть опубликованные в книге «Азбука нравственного воспитания» следующие правила товарищества:

  1. Помогай товарищу, если умеешь делать что-то – научи его. Если товарищ попал в беду, помоги, чем можешь. Умей сопереживать товарищу не только в горе, но и в радости.
  2. Старайся выручить товарища. Поделись с ним интересными книжками, игрушками, школьными принадлежностями – всем, что могло бы помочь другу.
  3. Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить – значит говорить друг другу правду. Не ябедничай! Если друг в чем-то не прав, скажи ему первый об этом.
  4. Не ссорься с товарищами, не спорь по пустякам, старайся играть и работать дружно, не зазнавайся, не завидуй,  а умей радоваться чужим успехам. Если поступил плохо, не стесняйся признаться и исправиться.

                                      В т о р а я    ч а с т ь

  1. Родители читают и обсуждают статью «Снова о драках» из журнала «Семья и школа». Эту работу организует заранее подготовленный член родительского комитета.
  2. Другой член родительского комитета информирует о результатах анкетирования родителей. Наиболее интересные анкеты, в которых родители очень подробно отвечали на вопросы, высказывали полезные для жизни класса предложения, зачитываются. При этом фамилии авторов этих анкет не называются.

                        Список использованной литературы

  1. Азбука нравственного воспитания. / Под ред.  И.А. Каирова и О.С. Богдановой.
  2. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками.
  3. Семья и школа.

Приложене №1.

Анкета для родителей

  1. Есть ли друзья у вашего ребёнка? Если нет, то задумывались ли вы над причиной? Кто виноват в том, что друзей нет?
  2. Знаете ли вы друзей вашего ребёнка?
  3. Как вы встречаете друзей своего ребёнка?

– всегда доброжелательно, приветливо;

– в зависимости от настроения;

- сухо, с недовольным видом.

4. Нравится ли вам друг вашего ребёнка? Если да, то чем? Если нет, то почему?

5. Кого бы вы хотели видеть другом своего реб        ёнка?

- только отличника;

- хорошего ученика, спокойного, уступающего во всём вашему ребёнку;

- вам всё равно, как он учится, какая у него семья, вас больше интересует, дорог ли он вашему ребёнку.

6. Знаете ли вы родителей друга вашего ребёнка?

7. Дружите ли вы семьями?

8. Замечали ли вы, что у вашего ребёнка появляются какие-то обязательства по отношению к другу?

9. Как вы считаете, ваш ребёнок – хороший друг? Почему?

10. Как вы поступите, если между детьми возникнет конфликт?

Приложение №2

Анкета для детей

(можно использовать не все вопросы, а выборочно)

  1. Есть ли у тебя в классе друг?
  2. Что ты больше всего ценишь в своём друге?
  3. Какие радости и огорчения бывают в дружбе?
  4. Что значит дружить хорошо?
  5. Как ты поступишь, если твой друг не захочет, чтобы ты ещё с кем-то дружил?
  6. Когда мы говорим «ябеда», а когда – «хороший товарищ»?
  7. Что ты сделаешь, если вы с другом поссорились?
  8. Если у тебя нет друга, то кого ты выберешь в друзья?

- отличника;

- хорошего и доброго ученика, который будет тебе во всём подчиняться;

- тебе всё равно, как он учится, лишь бы был добрым, честным, справедливым.

9. Приходит ли друг к тебе домой?

10. Как его встречают твои родители?

- приветливо;

- по настроению;

- с недовольным видом.

11. Бываешь ли ты в гостях у друга?

12. Как тебя там встречают?

- приветливо;

- по настроению;

- с недовольным видом.

13. Ты считаешь себя хорошим другом?

14. Что нужно сделать для того, чтобы все дети класса жили дружно?

15. Что можешь сделать для этого ты?

                          Приложение № 3

              Тексты для работы микрогрупп

                                                                                  В. Сухомлинский

                                                КАК НА СВЕТЕ ЖИТЬ?

У маленькой Кати большая радость – поправился её папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенёс. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснётся ночью Катя и слышит: мама тихо плачет.

А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый.

Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью:

- Наш папа выздоровел!

Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять в мяч.

Катя пошла к девочкам, игравшим в «классы».

- Наш папа выздоровел, - сказала она.

Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила.

- Ну и что же?

Катя почувствовала, как к горлу подкатывается тяжёлый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу и заплакала.

Вопрос для коллективного обсуждения: почему заплакала Катя?

                                                                                      Е.Пермяк

НАДЁЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК

        На первой парте и в первом классе сидел сын отважного лётчика-испытателя Андрюша Рудаков. Андрюша был крепким и смелым мальчиком. Он всегда защищал тех, кто послабее, и за это все в классе любили его.

        Рядом с Андрюшей сидела маленькая, худенькая девочка Ася. То, что она была маленькая и слабенькая, ещё можно было простить, но то, что Ася была труслива, - с этим Андрюша никак не мог примириться. Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза. Она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей. Даже муравьи и те её страшили.

        Очень неприятно было Андрюше сидеть на одной парте с  такой трусихой, и он всячески старался избавиться от Аси. А ёё не пересаживали.

        Однажды Андрюша принёс в стеклянной банке большого паука. Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.

        С этого и началось… Два дня Ася сидела одна, и учительница Анна Сергеевна будто бы не замечала этого, а на третий день она попросила Андрюшу остаться после уроков. Андрюша сразу догадался, в чём дело, и, когда все ушли из класса, он, чувствуя себя виноватым, смущённо сказал учительнице:
— Я ведь не зря принёс паука. Я хотел приучить Асю ничего не бояться. А она опять испугалась.

— Что ж, верю тебе, — сказала Анна Сергеевна, — Кто как умеет, тот так и помогает расти своим товарищам, а я тебя позвала, чтобы рассказать одну маленькую историю.

Она усадила Андрюшу на его место за партой, а сама села рядом — на Асино.

— Много лет назад в этом же классе сидели мальчик и девочка. Сидели так же, как сейчас сидим мы. Мальчика звали Вовой, а девочку — Аней. Аня росла болезненным ребёнком, а Вова рос сильным и здоровым мальчуганом. Аня хворала, и Вове приходилось помогать ей учить уроки. Однажды Аня поранила гвоздём ногу. Да так поранила, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок. А шла уже вторая четверть. И как-то Вова пришёл к Ане и сказал: «Аня, я тебя буду возить в школу на саночках». Аня обрадовалась, но запротивилась: «Что ты, что ты, Вова! Это будет очень смешно. Над нами будет хохотать вся школа…» Но настойчивый Вова сказал: «Ну и пусть хохочут!». С этого дня Вова ежедневно привозил и отвозил на саночках Аню. Сначала ребята смеялись над ним, а потом сами стали помогать. К весне Аня поправилась и перешла вместе со всеми ребятами в следующий класс. На этом я могу закончить рассказ, если тебе не захочется узнать, кем стали Вова и Аня.

— А кем? — нетерпеливо спросил Андрюша.

— Вова стал прекрасным лётчиком-испытателем. Это твой отец, Владимир Петрович Рудаков. А девочка Аня теперь твоя учительница Анна Сергеевна.

Андрюша опустил глаза. Он живо представил саночки, девочку Аню, которая теперь стала его учительницей, и мальчика Вову, своего отца, на которого ему так хотелось походить.

Наутро Андрюша стоял у крыльца дома, где жила Ася. Ася, как всегда, появилась со своей бабушкой. Она боялась ходить в школу одна.

— Доброе утро, — сказал Андрюша Асиной бабушке. Потом поздоровался с Асей. — Если хочешь, пойдём в школу вместе.

Девочка испуганно посмотрела на Андрюшу. Это он нарочно говорит так приветливо, от него можно ожидать всего. Но бабушка заглянула в глаза мальчику и сказала:

— С ним тебе, Асенька, будет сподручнее, чем со мной. Он и от собак отобьётся, и мальчишкам в обиду не даст.

— Да, — тихо, но очень твёрдо сказал Андрюша.

И они пошли вместе. Они шли мимо незнакомых собак и шипящих гусей. Они не уступали дорогу бодливому козлу-задире. И Асе не было страшно.

Рядом с Андрюшей она вдруг чувствовала себя сильной и смелой.

        Вопросы:

  1. Действительно ли вначале Андрюша хотел помочь Асе избавиться от трусости?
  2. О чём рассказала Андрюше учительница Анна Сергеевна?
  3. Почему после рассказа Анны Сергеевны Андрюша изменил своё отношение к Асе?
  4. Почему рассказ называется «Надёжный человек»?

                                                                    И.Туричин

                                    ДРУЖБА

Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Серёжа:
        - Мы – друзья! Поиграем вместе в пожарных!

 -Давай! – согласился Вася.

 Серёжа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машину.

 - Пожар! Пожар! – кричит.

Подбежали другие ребята:

- Мы тоже пожарные!

Серёжа заслонил машину от ребят.

 - Я – Васин друг! И я один буду в его машину играть!

Обиделись ребята и ушли.  

На другое утро Боря принёс во двор паровоз с вагончиками.

 Подбежал к нему Серёжа.

- Я – твой друг! Мы – друзья! Поиграем вместе в машинистов.

- Давай, – согласился Боря. Стали они в машинистов играть. Пришёл Вася.

 - И меня примите.

 - Не примем, – сказал Серёжа.

- Почему? – удивился Вася. Ты же мой друг. Ты же сам вчера говорил.

 - То – вчера, – сказал Серёжа. – Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагонами. Сегодня я с ним дружу!

Вопросы:

  1. Почему Серёжа сначала назвал своим другом Васю, а потом Борю?
  2. Можно ли назвать Серёжу настоящим другом?

                                                                      Н.Чабаевский

                  ОДИНАКОВЫЕ

Жили две неразлучные подружки - первоклассницы. Обе они маленькие, розовощёкие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятёрки.

- Мы во всём, во всём одинаковые! – с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

- Я получила по математике пять, а Вера – только тройку.

Мы стали уже не одинаковые…

Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:

- Да, ты хуже стала…

- Я? – удивилась Соня.- Но ведь тройку получила не я!.

- Тройку получила Вера, но она ведь получила её, потому что на днях болела.. А ты…

Вопросы:

  1. За что мама осудила Соню?
  2. Что бы вы сказали Соне?
  3. Какие качества характера проявились в поступке девочки?
  4. Наблюдали ли вы подобные ситуации в жизни?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для подготовки к родительскому собранию на тему о детских капризах

Материал для подготовки к родительскому собранию на тему о детских капризах....

Родительское собрание на тему: «Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка. О детской дружбе»

Зачем нужны друзья? Контактные и замкнутые дети. Как помочь ребёнку найти друзей? Семь секретов социального успеха....

Беседа с родителями о нравственном воспитании детей по теме "О детской дружбе"

Родителям необходимо серьёзно и внимательно относиться к детской дружбе. Какое значение имеен дружба в детском возрасте, хороший ли товарищ ваш ребёнок, как вы относитесь к его товарищам-основные вопр...

Родительское собрание на тему: "Расширение детского кругозора"

laquo;Притча о широком кругозоре»Жил-был Широкий Кругозор. Но мама постоянно говорила ему: - Хватит витать в облаках. А в школе требовали учить все от сюда и до сюда. И только так, как написано...

Родительское собрание «ДРУЗЬЯ МОЕГО РЕБЕНКА (ДЕТСКАЯ ДРУЖБА)»

Родительское собрание «ДРУЗЬЯ МОЕГО РЕБЕНКА (ДЕТСКАЯ ДРУЖБА)»План разработки собрания:1) Педагогическая проблема: Роль родителей в том, с кем будет дружить их ребенок.2) Тем...