Организация самоподготовки в условиях Социально- Реабилитационного Центра для несовершеннолетних.
методическая разработка (1 класс) на тему
Организация самоподготовки
Цель: привить воспитанникам навыки самообразовательной работы.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширение, закрепление и систематизация знаний, углубление содержания учебных предметов;
2. Тренировка в применении полученных знаний на практике.
Развивающие:
1. Создание условий для развития памяти, внимания, мышления и речи ребёнка;
2. Упражнение в умении пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, искать информацию в интернете.
Воспитательные:
1. Воспитание навыков культуры умственного труда, самоконтроля, трудолюбия, самостоятельности и прилежания, дисциплинированности;
2. Формирование положительного отношения к учёбе, потребность и способность своевременно выполнять задания учителей;
3. Воспитание бережного отношения к личным вещам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация самоподготовки | 104 КБ |
Конспект занятия по самоподготовке | 32.05 КБ |
Игры, упражнения для индивидуальной и групповой работы | 102 КБ |
Упражнения - цель: развитие познавательной активности | 331 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация самоподготовки
Цель: привить воспитанникам навыки самообразовательной работы.
Задачи:
Образовательные:
- Расширение, закрепление и систематизация знаний, углубление содержания учебных предметов;
- Тренировка в применении полученных знаний на практике.
Развивающие:
- Создание условий для развития памяти, внимания, мышления и речи ребёнка;
- Упражнение в умении пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, искать информацию в интернете.
Воспитательные:
- Воспитание навыков культуры умственного труда, самоконтроля, трудолюбия, самостоятельности и прилежания, дисциплинированности;
- Формирование положительного отношения к учёбе, потребность и способность своевременно выполнять задания учителей;
- Воспитание бережного отношения к личным вещам.
Этапы самоподготовки | Февраль | ||||
09.02.15. понедельник | 10.02.15. вторник | 11.02.15. среда | 12.02.15. четверг | 13.02.15. пятница | |
Организационный | Приветствие детей. Проверка готовности рабочего места к выполнению домашнего задания; проверка дневников, тетрадей; выясняется объём домашнего задания. | ||||
Занимательные пятиминутки | Игра «Топ – хлоп» | Упражнение: «Назови антонимы» | Упражнение: «Волшебное слово» | Игра: «Что, правда, а что нет?» | Математический диктант |
Самостоятельная работа (выполнение письменных заданий) | Воспитатель индивидуально работает с каждым воспитанником, помогает исправить ошибки, корректирует деятельность, проверяет правильность выполнения задания. | ||||
Для индивидуальной работы ребятам выдаются задания на развитие мыслительных процессов внимания, логического мышления, восприятия.
Цель: развитие воображения, мышления, внимания, зрительной памяти и обучение рисованию.
Цель: развитие тонкой моторики, мышления, тренировка зрительной памяти.
Цель: развитие логического мышления, внимания, памяти. | |||||
Физминутка (использовать офтальмотренажёр) | Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуть, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть. | Мы дружно трудились, немного устали. Быстро все сразу за партами встали. Руки поднимем, потом разведём И очень глубоко всей грудью вздохнём.
| |||
Итог | Подводятся краткие итоги, отмечаются положительные моменты и недостатки в работе. На этом этапе самоподготовки важно предоставить учащимся возможность самостоятельно проанализировать результаты своей деятельности. |
Этапы самоподготовки | Февраль | |||||||
16.02.15. понедельник | 17.02.15 вторник | 18.02.15 среда | 19.02.15 четверг | 20.02.15 пятница | ||||
Организационный | Приветствие детей. Проверка готовности рабочего места к выполнению домашнего задания; проверка дневников, тетрадей; выясняется объём домашнего задания. | |||||||
Занимательные пятиминутки | Игра «Доскажи словечко» | Устный счёт «Математика в стихах» | Мини викторина «Узнай растение» | Упражнение «Лишнее слово» | Игра «Правильный ответ» | |||
Самостоятельная работа (выполнение письменных заданий) | Воспитатель индивидуально работает с каждым воспитанником, помогает исправить ошибки, корректирует деятельность, проверяет правильность выполнения задания. | |||||||
Для индивидуальной работы ребятам выдаются задания на развитие мыслительных процессов внимания, логического мышления, восприятия.
Цель: развитие воображения, мышления, внимания, зрительной памяти и обучение рисованию.
Цель: развитие логического мышления, внимания, памяти, настойчивости.
Цель: развитие мелкой моторики, отработка вычислительных навыков. | ||||||||
Физминутка (использовать офтальмотренажёр) | Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуть, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть | Ветер тихо клён качает Вправо, влево наклоняет Раз наклон, два наклон Зашумел листвою клён | ||||||
Итог | Подводятся краткие итоги, отмечаются положительные моменты и недостатки в работе. На этом этапе самоподготовки важно предоставить учащимся возможность самостоятельно проанализировать результаты своей деятельности. |
Этапы самоподготовки | Февраль | |||||||
23.02.15. понедельник | 24.02.15 вторник | 25.02.15 среда | 26.02.15 четверг | 27.02.15 пятница | ||||
Организационный | Приветствие детей. Проверка готовности рабочего места к выполнению домашнего задания; проверка дневников, тетрадей; выясняется объём домашнего задания. | |||||||
Занимательные пятиминутки | Блиц - опрос «Живая природа» | Загадки «Времена года» | Упражнение «Найди общий звук» | Упражнение «Назови цветок» | Игра «Смешинки» | |||
Самостоятельная работа (выполнение письменных заданий) | Воспитатель индивидуально работает с каждым воспитанником, помогает исправить ошибки, корректирует деятельность, проверяет правильность выполнения задания. | |||||||
Для индивидуальной работы ребятам выдаются задания на развитие мыслительных процессов внимания, логического мышления, восприятия.
Цель: развитие логического мышления.
Цель: развитие логического мышления, внимания, памяти, настойчивости.
Цель: развитие целостности восприятия, мыслительного анализа, синтеза.
Цель: развитие внимания, мелкой моторики рук, усидчивости. | ||||||||
Физминутка (использовать офтальмотренажёр) | Мы капусту рубим-рубим, (Размашистые движения руками, как топором) Мы капусту мнём-мнём, («мнут капусту») Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят») Мы капусту жмём-жмём. (Сгибание и разгибание кистей рук | Наклоняемся с хлопком. И с хлопком потом встаем. Вниз и вверх, вниз и вверх. Ну-ка, хлопни громче всех! (Наклониться и хлопнуть в ладоши внизу, распрямиться - хлопнуть над головой.) Головой вращаем плавно. Смотрим влево, смотрим вправо (Поворот головы вправо и влево.) И пройдемся мы немного. (Ходьба на месте.) И вернемся вновь к уроку. (Дети садятся за парты.) | ||||||
Итог | Подводятся краткие итоги, отмечаются положительные моменты и недостатки в работе. На этом этапе самоподготовки важно предоставить учащимся возможность самостоятельно проанализировать результаты своей деятельности. |
Этапы самоподготовки | Февраль | |||||||
02.02.15. понедельник | 03.02.15 вторник | 04.02.15 среда | 05.02.15 четверг | 06.02.15 пятница | ||||
Организационный | Приветствие детей. Проверка готовности рабочего места к выполнению домашнего задания; проверка дневников, тетрадей; выясняется объём домашнего задания. | |||||||
Занимательные пятиминутки | Загадки о птицах | Упражнение «Назови новое слово» | Игра «Поймай слово» | Упражнение «Доскажи словечко»» | Загадки «Шарады» | |||
Самостоятельная работа (выполнение письменных заданий) | Воспитатель индивидуально работает с каждым воспитанником, помогает исправить ошибки, корректирует деятельность, проверяет правильность выполнения задания. | |||||||
Для индивидуальной работы ребятам выдаются задания на развитие мыслительных процессов внимания, логического мышления, восприятия.
Цель: научить находить смысловую ошибку в предложении.
Цель: развитие логического мышления, внимания, памяти, настойчивости.
Цель: учить решать анаграммы; тренировать зрительную координацию; обогащать словарный запас.
Цель: развитие внимания, мелкой моторики рук, усидчивости.
Цель: развитие логического мышления, внимания, памяти, настойчивости | ||||||||
Физминутка ( | Вот мы руки развели, |
Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать И на место тихо встать.
| ||||||
Итог | Подводятся краткие итоги, отмечаются положительные моменты и недостатки в работе. На этом этапе самоподготовки важно предоставить учащимся возможность самостоятельно проанализировать результаты своей деятельности. |
Замени слова, которые стоят после знака = на нужные, чтобы с помощью сложения получить верное равенство.
б + пища = несчастье
к + насекомое = прическа у девочки
у + ненастье с дождем = опасность
у + загородный дом = успех
о + противник = длинная яма
у + ребенок-девочка = снасть рыболова
о + орудие = край леса
с + шерсть зверей = раздается во время веселья
у + единица = делают больному
м + суп из рыбы = насекомое
у + мяч в воротах = в треугольнике
за + загородный дом = требует решения
ка + награда = прихоть
о + населенный пункт = участок земли
ав + помидор = оружие
ба + оттенок = белый хлеб
об + для зачерпывания пищи = на тетрадке и на книге
ку + для ногтей = кисть руки с прижатыми к ладоням пальцами
ко + играет актер = монарх
по + несчастье = успех в битве
при + сосновый лес = аппарат
при + битва = волны у берега
Ответы: беда, коса, угроза, удача, овраг, удочка, опушка, смех, укол, муха, угол, задача, каприз, огород, автомат, батон, обложка, кулак, король, победа, прибор, прибой.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по самоподготовке
- Кулик Галина Анатольевна
- воспитатель ОСР
Цель: формирование навыков самостоятельного выполнения домашнего задания.
Задачи:
- Развитие у воспитанников активности и интереса к выполняемой работе.
- Воспитание самооценки, самоконтроля и взаимоконтроля.
- Коррекция логического мышления, процесса запоминания, зрительной и слуховой памяти.
Наглядный материал и оборудование:
- памятки;
- раздаточный материал (сюжетные картинки, разрезанные на 6-8 частей);
- карточки-задания;
- иллюстрации к произведению Е.Шварца “Сказка о потерянном времени”;
- музыкальный центр.
Ход занятия
1. Организационный момент (10 минут).
Проверка наличия на столах школьных принадлежностей:
Воспитатель:
- Молодцы, дежурные, как всегда приготовили все необходимое для проведения занятия.
Психологический настрой детей на учебную работу:
Воспитатель:
- Положите руки, так как вам удобно (звучит спокойная музыка). Закройте глаза, направляйте мысленно во все стороны от себя Любовь, Добро, Мир, проникаясь этим состоянием. Так ты творишь вокруг себя поле любви, мира, добра. И эти минуты вернуться сторицей. Откройте глаза.
- Какое у вас настроение?
- На что оно похоже? На солнышко или тёмную тучку?
- Что такое “сторица”? (Сторица – устаревшее слово. Оно очень редко употребляется в речи. В толковом словаре С.И. Ожегова оно означает “щедрое вознаграждение за что-нибудь хорошее”)
- Вы получи настрой на работу и заряд энергии. А теперь будем развивать свой ум.
Разминка ума (5 минут):
Воспитатель:
- На прошлом занятии мы познакомились со сказочной историей по мотивам произведения Е.Шварца “Сказка о потерянном времени”. Попробуем свои силы в увлекательных испытаниях. Поможем сказочным героям превратиться из стариков-школьников в детей.
- Вспомним, что же было?.. (Дети вспоминают)
- Вдруг Маруся увидела старичка, который качался на качелях. Это был Вася Зайцев. И каждый рассказал ему о себе. Только было, ребята собрались бежать дальше, как вспомнил Вася, что ему нужно было выполнить одно очень трудное задание.
- Внимание!
Задание № 1. Перед вами карточка - четырехугольник в клетку (рисунок 1). Возьмите карандаш (простой). Посмотрите внимательно на мой рисунок в течение 15 секунд, по памяти точно передайте то, что видели. Начали (дети выполняют задание)
Рисунок 1
- Далее школьники сели в трамвай и поехали за город. И тут Петя попросил помощи у ребят в выполнении задания.
Задание № 2. В таблице показаны фигуры: среди них нет даже 2-х одинаковых В строках и столбиках детали фигур в определенном порядке! сменяют друг друга. Возьмите карандаш. Дорисуй недостающие детали (дети выполняют задание).
- Вслед за Петей Наденька вспомнила о домашнем задании по русскому языку.
Задание № 3. Перед вами карточка (таблица 2). В ней написаны слова. В каждой строке есть лишнее слово. Зачеркни лишнее.
Удочка | Машина | Поплавок | Река |
Сегодня | Однажды | Завтра | Вчера |
Утро | Вечер | Обед | Ночь |
Выше | Слева | Ниже | Прочь |
Метать | Пылить | Мечтать | Пилить |
Треть | Поить | Тлеть | Парить |
Коричневый | Серый | Красивый | Белый |
Внимательный | Снежный | Заботливый | Нежный |
Таблица 2
- Молодцы! Задание выполнили отлично. Прослушайте, что было дальше.
В лесу ребята нашли домик. Волшебники спали. В полночь Петя повернул стрелки часов. Волшебники не могли сдвинуться с места. Ребята дружно засмеялись. Они снова стали детьми.
Так мы добрались до конца сказочной истории. Советую чаще вспоминать народную мудрость: “Что имеем, не храним, потерявши плачем”.
- Как вы понимаете что выражение? (Надо дорожить своим временем, понапрасну его не тратить, а то потом спохватишься, а назад его уже не вернешь)
Воспроизведение домашнего задания.
- Какой завтра день недели?
- По каким предметам задали домашнее задание?
- Все ли понятно?
- Посмотрите задание по предметам.
- Чтобы не растеряться в выполнении заданий вам помогут памятки. Они сразу же превратятся в памятки “выручалки”. Они лежат у вас на столе и висят на доске. Давайте вспомним хотя бы одну из них. Начинайте работу с наиболее сложного предмета.
2. Самостоятельная работа (50 минут).
- Вы приступаете к самостоятельной работе. Помните, что сейчас вы не можете просить помощи у меня и своих товарищей, потому что каждому из вас задания по плечу, необходимо только приложить все силы на их выполнение. Напоминаю, что самостоятельно вы будете работать определенное время, за которым буду следить. Если кто-то не сможет справиться с заданием, отложите его и выполняйте другое.
Релаксационная пауза (через 20 минут).
“Светофор” (развивает внимательность, умение действовать по инструкции, тренирует контроль эмоций). Из разноцветного картона вырезаем три кружка, прикрепляем к ним палочки, чтобы удобно было держать. Зелёный – можно кричать, шуметь, двигаться, подпрыгивать. Жёлтый – передвигаемся тихо, разговариваем шепотом. Красный – возвращаемся на свое место, замираем и не шевелимся.
3. Контроль (7 минут).
- Как только выполните домашнее задание, необходим самоконтроль. Перед вами карточки, на них указаны предметы, сами себя оцениваете, на какую оценку выполнили домашнее задание и на следующей самоподготовке подведем итог своей самооценки и проследим, кому над, чем поработать.
4. Итог (3 минуты).
Оценивается работа детей по выполнению домашнего задания, т.е. деятельность детей, а не результат. Отмечаю аккуратность работ, внимательность, активность, умелое планирование и расход рабочего времени.
Предварительный просмотр:
Ку ХМАО - ЮГРА « Социально – реабилитационный Центр
для несовершеннолетних « Зина»
Игры и упражнения
для индивидуальной и групповой работы,
в условиях Социально - реабилитационного Центра
Цель: развитие учебно - познавательной деятельности дошкольника.
Выполнила:
Воспитатель ОСР
Кулик Г.А.
Г.Урай 2015г.
Пояснительная записка
Общение – одно из основных условий развития ребёнка, важнейший фактор формирования его личности и ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через общение с другими людьми.
Выполняя функцию общения ребёнка с взрослым, речь является базой для развития мышления; обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребёнка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом.
В настоящее время увеличилось число детей, имеющих проблемы в речевом развитии.
Нарушение речи никогда не рассматривается вне связи с познавательным развитием ребёнка. В речевой деятельности важна вся интеллектуально-познавательная сфера ребенка, которую составляют психические познавательные процессы: восприятие, внимание, память, воображение и мышление. Поэтому в работе с ребёнком, педагог, уделяет внимание не только развитию речи, но и познавательному развитию, оптимизируя тем - самым коррекционный процесс.
Овладение ребенком 4-6 лет мыслительной деятельности: умение принять цель, вопрос, задачу, определить способы решения практической (умственной) задачи, достичь результата и оценить его – является показателем высокого уровня развития мышления.
Основная задача взрослых заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать их любознательность и познавательную активность, пробуждать интерес к разным сферам действительности, удовлетворять потребность в познании. Следует помнить, что познавательная активность дошкольника – очень тонкий механизм, который не терпит принуждения. Удовлетворение познавательных интересов детей, их обучение должны строиться на гуманных началах, с учетом равноправного участия ребенка.
Предложенные далее задания могут быть адаптированы взрослыми с учетом того, что любит дошкольник. Рекомендуемые игры, задания эффективны в работе воспитателя, педагога-психолога и в процессе взаимодействия родителей с детьми.
Процесс формирования познавательной деятельности не должен быть ограничен какими-то рамками. Следует помнить, что внутренний мир ребенка – это не только знания, конкретные представления, но и причудливые образы, невероятные аналогии, неуемная фантазия. Позволяйте ребенку самому осмыслить новую информацию, развивайте у него умение актуализировать по-новому стороны собственного опыта, побуждайте его к собственным проблематизациям.
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ (ИНТЕНСИВНОСТИ) ВНИМАНИЯ
СЛОВА-НЕВЕДИМКИ
Ведущий рисует на доске или на стене, или в воздухе пальцем по одной геометрической фигуре. Дети зарисовывают фигуры по мере изображения на бумаге или пытаются их запомнить. Затем обсуждается, что получилось у каждого. Ведущий может привлечь кого-нибудь из детей к изображению. В этом случае он показывает одну за другой карточки с изображениями, которые он воспроизводит пальцем на доске. Количество повторений заранее оговаривается – от 2-3, на первых занятиях до 1 раза, по мере привыкания. Постепенно увеличивается и темп упражнения.
УПРАЖНЕНИЯ НА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ
КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА
Для этого упражнения можно использовать специальные таблицы, но вполне подходят и старые журналы.
В течение 5 минут дети зачеркивают любую букву в тексте, например «А» или любую геометрическую фигуру. В течение следующих 5 минут (после отдыха) дети меняются журналами и проверяют, нет ли ошибок. Ошибкой считается каждая пропущенная буква. Проверка самими детьми обеспечивает концентрацию внимания еще на пять минут, т.е тоже является тренингом внимания.
Взрослому следует обратить внимание и на индивидуальные особенности, темп каждого ребенка при выполнении корректурной пробы. Один ребенок работает в быстром темпе, просматривает большой кусок текста, однако у него много ошибок. Другой делает все без единой ошибки, но медленно и мало по объему. В зависимости от выявленных особенностей деятельности каждый ребенок получает рекомендации по совершенствованию стиля его работы.
ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ
«ДА И НЕТ» (любимая игра дошкольников)
«Да» и «Нет» не говорить, черное и белое не носить. Взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы. Дошкольник может по-разному отвечать на вопросы, но должен выполнить одно правило: нельзя произносить запретные слова (например, «да», «нет», «черное» и «белое» или др.). Взрослый задает такие вопросы, которые предполагают использование запретного слова, например: «Какого цвета халат у доктора?». Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры. В случае ошибки играющие меняются ролями. Игру следует начинать с одного запретного слова, постепенно вводя остальные.
Эта игра способствует развитию произвольного внимания и произвольного поведения.
«НАЙДИ ДВА ОДИНАКОВЫХ ПРЕДМЕТА»
Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, два из которых одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.
«ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО»
Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.
«НАЙДИ ОТЛИЧИЯ»
Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти эти отличия.
«ВЫКЛАДЫВАНИЕ УЗОРА ИЗ МОЗАИКИ ИЛИ ИЗ ПАЛОЧЕК»
Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т.п.
«НАНИЗЫВАНИЕ БУСИНОК»
Ребенку предлагается образец или схема нанизывания бус (например, -ОХОХОХО- -ОООХХХООО- -ООХХОХОХХОО-), нитка или проволока, бусинки. Ребенок собирает бусы.
«СРИСОВЫВАНИЕ ПО КЛЕТОЧКАМ»
Ребенку дается лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.
«ЛАБИРИНТ»
Пройти по лабиринту, прослеживая путь взором, в случае затруднения пальцем или карандашом.
«НАЗОВИ ПРЕДМЕТ»
Ребенку даются рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать.
«СКОЛЬКО ЧЕГО?»
Ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на букву "К", "Т", "С", все стеклянные или металлические, все круглые, или все белые предметы.
«ДОРИСУЙ»
Ребенку предлагается назвать, что отсутствует в изображении предметов и дорисовать их. Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька и т.п.
«ЗАЧЕРКНИ»
Ребенку предлагается таблица, где в несколько рядов изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все елки или все квадраты.
«КОРРЕКТОР»
Материал: листы с крупным печатным текстом. Попросите ребенка находить и вычеркивать в тексте какую-нибудь букву. Следите, чтобы он двигался по строкам. Фиксируйте качество работы ребенка (время, за которое он просматривает 3-5 строк, количество ошибок), поощряйте его за прогресс.
«РАЗВЕДЧИКИ»
Ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задает вопросы по этой картинке, ребенок отвечает на них.
«ЧТО ЗВУЧАЛО?»
Ребенку демонстрируется звучание разных предметов (звучащих игрушек, музыкальных инструментов). Затем эти предметы звучат за ширмой, а ребенок называет, что звучало.
«ЧЕТЫРЕ СТИХИИ»
Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: "земля" - руки вниз, "вода" - вытянуть руки вперед, "воздух" - поднять руки вверх, "огонь" - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
«ПОСЛУШАЙ И ВОСПРОИЗВЕДИ»
Ребенку предлагается воспроизводить по образцу, задаваемому взрослым, ритмичные удары палочкой по столу.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МОТОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ
«КТО ЛЕТАЕТ?»
Взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает «летает» и изображает, что машет крыльями. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки.
«СЪЕДОБНОЕ - НЕСЪЕДОБНОЕ»
В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.
«УХО-НОС»
Ребенок слушает команду: «Ухо» и дотрагивается до уха. «Нос» - дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибиться.
«ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ»
Ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами. Тот, кто повторил запретное движение, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений.
ПАМЯТЬ - является основой всей жизни личности и представляет собой ряд сложных психических процессов, активно овладевая которыми, человек управляет приобретением и сохранением в сознании полезной информации, ее воспроизведением в нужный момент. Индивидуальные особенности психической функции характеризуют следующие параметры: объем, точность, мобилизационная готовность и уверенность в правильности воспроизведения.
ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТОЧНОСТИ ПАМЯТИ
Точность памяти – способность без искажения, в тех же самых словах воспроизвести информацию.
«ЖИЛ-БЫЛ КОТ…»
Упражнение заключается в составлении ряда определений к существительному. Каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце свое определение. Например:
- «Это был красивый кот…»
- «Это был красивый пушистый кот…»
- «Это был красивый пушистый кот с зелеными глазами…» и другие варианты.
«ПТИЦА-ЗВЕРЬ-РЫБА»
Ведущий в случайном порядке предлагает каждому участнику вопрос. Участник должен в ответ припомнить представителя того или иного вида. Повторять названное ранее нельзя. Пример: птица – снегирь, рыба- лещ, рыба- карась, зверь – медведь и т.д.
Уверенность в правильности воспроизведения связана с уровнем развития наблюдательности ребенка, его осведомленности об окружающем мире и личностными качествами.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
«НЕДОСТАЮЩИЕ КАРТИНКИ»
Детям предлагается подобрать 7-8 пар картинок, связанных по смыслу, и разложить их попарно. Затем взрослый убирает левый ряд картинок, оставляя правый. Ребенок должен назвать недостающие в правом ряду картинки.
«НАЙДИ ПРОПАВШУЮ ИГРУШКУ»
Игра направлена на развитие у ребенка памяти и внимания, умения сосредотачиваться.
Материалом для игры служат 5-6 игрушек одного плана – пластмассовые фигурки. Резиновые игрушки, машинки и т.д. На столе перед ребенком выстраиваются в ряд игрушки. Ребенку предлагают несколько минут посмотреть на них, затем отвернуться. Когда ребенок отвернулся, взрослый прячет одну из игрушек, после чего ему предлагается угадать, какая игрушка спрятана. Если ответ правильный, то играющие меняются ролями.
В том случае, если ребенку трудно запомнить сразу 5-6 игрушек. То можно начинать игру с 3-4, постепенно увеличивая их число. Если ребенок легко справляется с заданием из 10-12 и более игрушек, можно усложнить задачу, заменив незаметно игрушки на картинки с изображением предметов.
«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»
На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют, или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.
Дидактическая игра для развития памяти, внимания и речи. Можно играть как с группой детей, так и с одним ребёнком. Задание состоит в том, что ребёнок должен по памяти выразительно описать какой-либо из находящихся в комнате предметов, так, чтобы партнёры по игре угадали, что это. При этом нельзя смотреть на этот предмет и называть его. После того, как ведущий объяснил правила игры, а дети подготовились к ней и выбрали свой предмет, водящий даёт в руки любому игроку камушек как приглашение к началу рассказа. Получивший камушек рассказывает о загаданном предмете. Когда предмет отгадан, камушек передаётся следующему игроку. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из играющих не придумает свою загадку.
Взрослый следит за тем, чтобы назывались существенные признаки, остальные участники имеют право задавать наводящие вопросы, однако надо дать возможность водящему достаточно полно описать предмет. В конце игры можно раздать сладкие призы.
«ВСПОМНИ ФИГУРУ»
Для этой увлекательной игры понадобится 10-30 палочек (можно спичек или счётных палочек). Играть лучше вдвоём. Ведущий складывает из палочек фигуру (домик, ёлочку, звёздочку), даёт рассмотреть и через 2-4 секунды закрывает фигуру листом бумаги. Другой участник игры должен за это короткое время запомнить фигуру, а затем по памяти выложить её из палочек в точном соответствии с образцом. По окончании игры фигуры сверяются, если есть расхождения, исправляются. Если палочка пропущена или положена неправильно - это считается ошибкой. Задание можно усложнить, предложив выложить сразу несколько фигурок или сократив время запоминания до 1-2 секунд. Не расстраивайтесь, если ребёнок не сумеет с первого раза правильно выложить фигурку - это очень сложное задание.
«ИГРУШКИ-НЕПОСЕДЫ»
На столе расставляются в любом порядке 10 игрушек или предметов. Попросите ребёнка внимательно посмотреть на них в течение 10-20 секунд, а затем отвернуться. Вы в это время переставляете игрушки в другом порядке, можно даже убрать 1-2 игрушки, и после этого предложите ребёнку расставить всё, как было раньше. Если он вспомнил 6 и меньше предметов, нужно ещё поупражнять память и внимание, если вспомнил 7 или больше - прекрасный результат! Если хотите, и Вы поучаствуйте в этой игре, пусть ребёнок проверит Вашу память и внимание.
«ВМЕСТИТЕЛЬНЫЙ ЧЕМОДАН»
В эту игру можно играть и вдвоём, но лучше - компанией из 3-5 человек. Взрослый начинает игру вот такой фразой: «Бабушка укладывает в свой чемодан... расчёску», следующий игрок должен повторить уже сказанное, добавив следующий предмет: «Бабушка укладывает в свой чемодан расчёску и... тапочки» и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока ряд предметов, укладываемых в бабушкин чемодан, не становится таким длинным, что его уже нельзя воспроизвести. У детей это может быть 18-20 предметов. Если кто-то в процессе игры забывает один из предметов, ему вручается фант и даётся задание (нарисовать бабушку, посчитать все расчёски и тапочки в доме и т.д.).
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПАМЯТИ
Очень полезно для развития памяти ребёнка читать ему (и вместе с ним) стихи. Это занятие не может быть лишним ни в каком возрасте и, помимо общеразвивающего эффекта, помогает привить ребёнку литературный вкус и способствует эмоциональному сближению членов семьи. Начинать следует со стихов хорошего ритма и яркого содержания, если же Вы предпочитаете переводы, то пусть это будут классические образцы - произведения С. Маршака, Б. Заходера, К. Чуковского.
Начинайте с четверостиший, постепенно увеличивая объём стихотворного текста, который нужно запомнить и прочитать наизусть. Старайтесь читать текст, не торопясь и выразительно, приучая к этому и ребёнка. Поставьте перед ребёнком цель - запомнить стихотворение с четвёртого (третьего, второго) раза. Поощряйте интерес ребёнка к чтению - покупайте яркие, красочные, содержательные и увлекательные книги. Можно устроить конкурс юных чтецов, пригласив друзей Вашего ребёнка, призами могут быть книги или лакомства.
«ДВЕРНАЯ СКВАЖИНА»
Эта игра предназначена для развития зрительной памяти и пространственного мышления. Для игры необходимо подготовить небольшую яркую и подробную картинку и лист бумаги, примерно в 4 раза превосходящий по площади размер картинки. В середине этого листа вырезается отверстие в форме дверной скважины. Картинку до начала игры не должен видеть ни один игрок. Играть в эту игру лучше всего группой в 4-5 человек. Ведущий прикрывает картинку листом с «дверной скважиной» и кладёт её перед играющими. Рассматривать картинку можно только через вырезанную «дверную скважину», постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают картинку одновременно, но каждый водит верхним листом по картинке в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его. В конце игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно. Этот игрок и сменяет ведущего. Начинается рассматривание другой картинки.
«ШКАФЧИКИ»
Материал: шкафчики, склеенные из 4 и более спичечных коробков, мелкие предметы. Ход игры: Взрослый прячет игрушку в один из коробков на глазах у ребенка. Затем шкафчик убирается на несколько секунд и показывается снова. Ребенка просят найти игрушку.
«ХУДОЖНИК»
Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.
«ЗАПОМНИ И ВОСПРОИЗВЕДИ»
Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает. Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).
Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.
«ВСПОМНИ И ПОКАЖИ»
Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т.д.). «ЦЕПОЧКА ДЕЙСТВИЙ»
Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: "Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола.
«ПРИЕМЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ЗАПОМИНАНИЮ»
- Если ребенок затрудняется запомнить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему, потом вспомнить эти слова.
То же самое можно сделать и при запоминании фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло ему, потом вспомнить прочитанное. Например, называете семь фраз:
Мальчику холодно.
Девочка плачет.
Папа сердится.
Бабушка отдыхает.
Мама читает.
Дети гуляют.
Пора спать.
К каждой фразе ребенок делает рисунок (схему). После этого предложите ему точно воспроизвести все фразы. Если возникают трудности, помогите подсказкой.
На следующий день снова попросите ребенка повторить фразы с помощью его рисунков. Отметьте, помогают ли ему рисунки. Если он вспоминает 6-7 фраз - очень хорошо.
Пересказ. Если ребенок не может пересказать текст, прочитайте ему рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: "О чем этот рассказ?" Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в чем сходство и различие). Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность.
Такая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка.
Попросите ребенка снова сделать пересказ, и вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным.
МЫШЛЕНИЕ - это внутреннее активное стремление овладеть своими собственными представлениями, понятиями, побуждениями чувств и воли.
При развитии мыслительных способностей у детей мы ставим перед собой следующие задачи: научить ребенка творчески мыслить, видеть взаимосвязи, ведущие к новым идеям.
Развитию наглядно-образного мышления способствуют следующие виды заданий: рисование, прохождение лабиринтов, работа с конструкторами, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции и по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его построить или собрать.
Развитие образного мышления – одно из важнейших, но отнюдь не единственное направление умственного развития дошкольника. В значительной мере готовность к школе определяется и уровнем развития словесного мышления. Поэтому важной стороной подготовки становится обучение ребенка пересказу и самостоятельному сочинению разных историй. Благодаря этому у него формируется умение вычленять основное содержание услышанного, следить за последовательностью событий и последовательно излагать собственные мысли. А значит, и сама мысль упорядочивается, приобретает ясную и четкую форму.
«КТО ЧТО ЛЮБИТ?»
Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".
«НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.
Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт -..., птицы -... и т.д. «КЛАССИФИКАЦИЯ»
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.
«НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ» или «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ»
Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.
«НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО»
Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое
слово является "лишним". Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника; Книга, телевизор, радио, магнитофон.«ЧЕРЕДОВАНИЕ»
Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.
«ОТВЕЧАЙ БЫСТРО»
Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета.
УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ УМА И СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.
- назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты.
- назови слова, относящиеся к спорту.
- назови слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт.
«ГОВОРИ НАОБОРОТ»
Предложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой - маленький." Можно использовать следующие пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, тяжелый - легкий, трусливый - храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый - гладкий и т.д.
«БЫВАЕТ-НЕ БЫВАЕТ»
Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить. Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленное; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.
УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ СКОРОСТИ МЫШЛЕНИЯ
Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, а он - его заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать!"
Всего предлагается 10 слогов: ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, 30.
Если ребенок быстро и легко справляется с заданием, предложите ему придумать не одно слово, а столько, сколько он сможет. Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.
«СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ (ПОНЯТИЙ)»
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"
Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам. Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.
«УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ»
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.
«КТО КЕМ БУДЕТ?»
Ведущий показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т.д. Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько ответов на вопрос.
«РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ»
Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по картинкам.
«ОТГАДЫВАНИЕ НЕБЫЛИЦ»
Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.
Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?
Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.
Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.
«НЕЛЕПИЦЫ»
Предложите ребенку рисунки, в которых содержатся какие - нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей. Попросите ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Спросите, как бывает на самом деле.
«ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК»
«СОЧИНИ СКАЗКУ»
Взрослый предлагает ребенку сочинять сказки, каждому свою. Вначале играющие придумывают тему сказки, выбирают основных действующих лиц и характеристики. Спустя некоторое время играющие рассказывают друг другу свои сказки, которые обсуждаются и оцениваются. Высокую оценку получает наиболее последовательная, детализированная и оригинальная история.
Еще один из вариантов игры в сказку заключается в том, что все участники игры получают лист бумаги, на котором сделаны незаконченные изображения, различные ломаные линии и геометрические фигуры. Например:
Каждый участник дорисовывает изображение так, чтобы получилась законченная картинка на заданную тему (например, сказочный замок), а затем придумывает по ней сказочную историю. Затем все вместе рассматривают рисунки, слушают истории и отмечают наиболее полные и оригинальные
«Логические концовки»
Лимоны кислые, а сахар… (сладкий).
Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа… (вышел позже Саши).
Если правая рука справа, то левая… (слева).
«СЛОЖИ УЗОР» (по Б.Я. Никитину) – Картинка № 1.
Фигура состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика разукрашены по-разному: передняя грань – белая, задняя грань – желтая, правая грань – синяя, левая грань – красная, верхняя грань – желто-синяя, нижняя грань – красно-белая.
«СМЫСЛОВЫЕ РЯДЫ»
Ведущий строит ряд и предлагает детям догадаться, каким будет четвертое слово. Например: дом – крыша, книга - … (обложка), карандаш – бумага, мел – … (доска), то есть карандаш пишет по бумаге, а мел пишет по доске.
«ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ КАРТИНКИ» Картинка № 2
Рассказы в картинках разрезаются на отдельные карточки и перемешиваются. Дети должны разложить их в нужной последовательности, чтобы получился осмысленный рассказ.
«ЛАБИРИНТЫ» Картинка № 3
Дети получают по несколько изображений лабиринтов, покрытых калькой (примеры лабиринтов можно найти во многих детских журналах, газетах, сборниках головоломок и т.п.). Карандашом дети проводят линию пути прохождения лабиринта. Им предлагается выразить в речи направление движения.
ВООБРАЖЕНИЕ - это психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте.
Воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Чем богаче опыт ребенка, чем больше он видел, слышал, пережил, узнал, чем больше впечатлений об окружающей действительности он накопил, тем более богатым материалом располагает его воображение, тем больший простор открывается для его фантазии и творчества, которое активнее и полнее всего реализуется в играх, сочинительстве сказок и историй, рисовании.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
«ВОЛШЕБНОЕ ЯЙЦО»
Каждому ребенку выдается шаблон в виде яйца, который он обводит на листе бумаги. Затем ему предлагается дорисовать овал так, чтобы получился новый предмет.
«БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ»
Волк бродит по лесу, волк на дереве сидит. В кастрюльке чашка варится. Кошка по крыше гуляет. Собака по небу плывет. Девочка собачку ласкает. Домик девочку рисует.
Если это бывает – дети хлопают в ладоши, не бывает – топают ногами.
«ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС»
(варианты: «Волшебная река», «Волшебный парк»)
Дорисовать незаконченные фигурки, превратив их в цветы, деревья, бабочки, птицы, животных, и сочинить историю по картинке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агаева Е.Л. и др. Чего на свете не бывает? - М., 1991.
2. Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цехонская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: «Просвещение», 1989. - 127 с.
3. Королева С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: диагностика, система занятий. – Волгоград, 2010.
4. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М., 2001.
5. Понимать, принимать, развивать / Сост. Е.А. Климкович. – Минск, 2004.
6. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. Под ред. Л.А. Венгера. – М.: «Педагогика», 1986.
7. Яковлева С.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб., 2002.
Предварительный просмотр:
Игра по развитию творческих способностей детей «Шкатулка сказок»
Задачи: стремиться в игре реализовать творческие возможности ребенка, обеспечить успех сотрудничеством и соавторством; развивать связную речь.
Ход игры
В сопровождении музыки вносится «шкатулка сказок». После произнесения волшебных слов: «Раз, два, три! Ну-ка, сказка, выходи!» - шкатулка открывается.
Дети рассматривают содержимое шкатулки и пытаются «увидеть» сказку. Воспитатель открывает секрет шкатулки, лежащих в ней кружков, пытается убедить, что эти кружки и есть сказка. Детям предлагается по очереди после музыкального сигнала доставать кружки. Поскольку эти кружки волшебные, они тут же становятся персонажами сказки и крепятся на фланелеграф в таком порядке, как будут разворачиваться сказочные события. Например, достали красный кружок — это костер, желтый — цыпленок. После этого начинаем сказку:
«Во дворе горел костер. Увидел его цыпленок и побежал к костру».
Достали черный кружок — это туча. «Испугалась туча, что цыпленок обожжет перья. Полила она костер дождем, он и погас».
Дети достают коричневый кружок, воспитатель продолжает сказку:
«Прибежала мама-курица, обняла цыпленка, поблагодарила тучу и повела его домой».
Воспитатель обращает внимание на то, что сказка может продолжаться, волшебные кружки ждут своей очереди. Любой желающий ребенок достает синий кружок и пытается фантазировать дальше: «Увидел цыпленок качели и попросил маму-курицу его покатать...»
Таким образом, сказка, как снежный ком, покатилась дальше, обрастая персонажами и событиями. Один и тот же кружок может стать кем угодно. Зеленый кружок — он-то огурец, то росток, то листик, то луковица, то горошина, то яблоко и т.д...
Игра для развития творческих способностей детей «Сочиним сказку»
Цель: Развитие творческих способностей
Задачи: ввести детей в загадочный мир сказок, помочь увидеть жизнь слова, почувствовать его душу, представить образы звуков; развивать понимание образа слова, фонематический слух; побуждать к самостоятельному составлению сказок.
Ход игры:
Входит Фея (ее роль исполняет воспитатель) и просит послушать удивительную историю. Дети отгадывают по загадке-описанию, о ком и о чем эта удивительная история: «Она, как лесенка, но в ней нет ступенек. Зато есть «рука», протянутая снизу вверх, которая крепко держит лесенку, чтобы не развалилась». Эта удивительная лесенка—буква и.
Фея просит детей рассказать сказку о букве и.
Фея. Поехали однажды три друга: мишутка, лисичка и зайчик на экскурсию в город. Друзей звали так: у каждого в кличке была буква и. Кто из вас, ребята, догадался, как звали мишутку, лисичку и зайчика? (Дети отвечают: Михайло, Хитрюга и Тишка).
Фея. Итак, слушайте дальше. Едут-едут Михайло, Хитрюга и Тишка по месту, где много цветов, ягод. Как называется это место? (Лесная поляна.) Едут они по лесным полянам и песни распевают. А вокруг—цветов и ягод видимо-невидимо. Во всех названиях цветов и ягод есть звук и.
- Что это были за цветы? (Колокольчики, ромашки, васильки, лютики, одуванчики.) Как назывались ягоды? (Малина, брусника, ежевика, голубика, костяника, земляника, черника.) Как вы думаете, какую ягоду выбрал для себя Михайло? (Малину.) А Хитрюга и Тишка? (Возможны разные варианты.)
-Сказка продолжается. И вдруг они увидели много-много... Кого? (Пусть дети предлагают свои варианты. Здесь следует остановиться на птицах). Птицы лакомились на дереве вкусными красными ягодами.
- Что это было за дерево? В названии его тоже есть звук и (Рябина). А что это были за птицы? (Синички.)
Вот они подошли к речке и увидели еще одно красивое дерево с раскидистой кроной. Оно стояло очень грустное, его даже называют плакучим?
-Что это за дерево? (Ива.) Но вот выбрались Михайло, Хитрюга и Тишка из леса и попали прямо на станцию. Пока они читали название станции, подошла электричка. Они даже не успели прочитать до конца название станции, только запомнили, что там тоже был звук и. Помогите, дети, назвать трем веселым друзьям станцию, в названии которой был звук и. (Синяя, Аист, Липкая, Зимняя, Игровая, Птичья.)
Приехали друзья в город и сразу же побежали... Как вы думаете, куда? (Здесь следует выслушать все варианты ответов детей и остановиться на слове магазин).
- Отгадайте, что это был за магазин? Там было много вещей с названиями на букву и, которые любят не только дети, но и маленькие звери (Игрушки.) Они купили себе по одной игрушке. Догадайтесь, какие это были игрушки, если в названии каждой был звук и? (Пирамидка, Буратино, машинка, зайчик, шарик, мячик).
-А потом, как вы думаете, куда могли пойти три друга?
Здесь также следует выслушать детей. Пусть они предложат свои варианты. А сказку Фея может закончить такими словами:
«А потом три веселых друга мишутка, лисичка и зайчик поспешили, скорее, домой, в лес, чтобы затеять веселые игры. Вот такие истории случаются в жизни маленьких зверят».
Аналогично сочинять сказки можно и с другими звуками. Возможен вариант, когда используются сюжеты картинок по типу «Сказка рассыпалась». Здесь в ход игры уместно включить моделирование. Чтобы было больше вариантов сюжета сказки, необходимо разделить детей на подгруппы «Сочиняйки». Каждая такая подгруппа «презентует» свой вариант (показывает, используя разные средства выразительности, включая мимику, жесты, пантомимику и т.д.).
Игра-упражнение «Рассуждалки, сочинялки», или «А как бы ты поступил?»
Задачи: активизировать мыслительную деятельность детей, поощрять их творческие замыслы, находки и решения; обогащать речевую матрицу литературными словами и оборотами; развивать стремление адекватно оценивать ситуацию, подводить к рефлексии своих и чужих действий и поступков; учить радоваться успеху.
Ход игры
Двое детей с помощью пантомимы разыгрывают ситуацию: «Через ручеек положена доска. Встретились на доске два козленка. Ни один не хотел уступать другому дорогу. Началась драка. Дрались, толкались, да и упали оба в воду».
Детям предлагается узнать, что или кого изобразили Алеша и Саша. Каждый сообщает свой вариант, который будет собирать в чудесное лукошко. Собрав в лукошко все варианты, воспитатель рассказывает ту историю, которую на самом деле показали мальчики в пантомиме и о которой говорится в рассказе (зачитывает его). Предлагает детям подумать, как можно озаглавить текст и собрать красивые слова в лукошко. Можно устроить конкурс на лучшее название текста («Упрямые козлята», «Недружные козлята», «Несговорчивые козлята», «Два козлика», «Драчливые козлята», «Приключение двух маленьких козлят», «Злые козлята», «Смешные козлята», «Шустрые и озорные козлята» и др.).
Целесообразно предложить детям составить рассказ с концом, где будут царить мир и согласие.
Задание 1. Каждому ребенку дается часть разрезных картинок. Детям необходимо по частям искать картинки друг у друга, чтобы получилась одна картинка. Если малыши правильно составят рассказ из частей картинки, то получится 2 — 3 ситуации по содержанию текста «Смешные козлята». Дети собирают в чудесное лукошко названия к собранным картинкам.
Отмечаем, что такой же случай произошел с двумя козами. Они тоже встретились на узкой горной тропинке. Но рассказ о них называется уже по-другому: «Смешные козлята».
Задание 2. Упражнение «Если..., то...». Если козлята были упрямые, несговорчивые, то козы были, как вы думаете, какие? (Умные, добрые, дружные, сговорчивые, вежливые и т.д.).
Задание 3. Воспитатель просит детей от имени козлят сочинить свой рассказ про догадливых коз и «записать» с помощью рисунков (пиктограмм). Когда ребята «запишут» текст, пусть обменяются своими рисунками и попробуют его «раскодировать».
Задание 4. Дети придумывают свою историю и «записывают» ее в виде сюжетного рисунка. Воспитатель обращает внимание на разнообразие рисунков и предлагает разложить рисунки так, чтобы можно было «прочитать» рассказ про догадливых и добрых коз.
Задание 5. Дети разделяются на группы по принципу нахождения своей части картинки. Если задание выполнено правильно, получится три картинки: на первой — козы идут по лесу, на второй — козы идут навстречу друг другу по узкой тропинке, на третьей — козы встретились на узкой тропинке. Ставится задача: каждой группе сочинить ситуацию, изображенную на картинке. Затем все вместе рассматривают картинки и определяют очередность рассказа своих историй, так, чтобы получилась целостная история.
В заключение игры можно провести упражнение «Хорошо — плохо»:
- Драться — это хорошо или плохо? Что хорошо? Что плохо?
- Быть упрямым — это хорошо или плохо? Что хорошо? Что плохо?
- Быть смешным — это хорошо или плохо? Что хорошо? Что плохо?
- Быть маленьким — это хорошо или плохо? Что хорошо? Что плохо?
- Быть добрым — это хорошо или плохо? Что хорошо? Что плохо?
- Быть вежливым — это хорошо или плохо? Почему хорошо? Почему плохо?
- Узкая тропинка — это хорошо или плохо? Почему хорошо? Почему плохо?
- Упасть в воду — это хорошо или плохо? Почему хорошо? Почему плохо?
Упражнения на развитие мышления
Выполняя упражнения на развитие логического мышления, ребенок одновременно будет развивать и внимание, и склонность к анализу, и способность к выделению обобщающих черт тех или иных явлений.
1. Запиши обобщающее слово:
- окунь, карась-…
- трава, дерево-…
- крот, мышка-…
- пчела, жук-…
- чашка, тарелка-…
- ботинки, туфли-…
2. В каждом ряду найди одинаковые цифры, вычеркни их. Сложи те, которые останутся. Сколько получилось?
- 1 2 3 4 1 5 4 1
- 6 7 4 6 4 3 4 6
- 7 1 3 0 3 9 3 7
- 5 4 2 5 1 5 4 2
3. Что здесь лишнее? Почему?
- таракан, муха, муравей, оса, жук, комар, самолет;
- тарелка, будильник, стакан, молочник, кружка;
- лиса, заяц, медведь, пчела;
- машинка, пирамидка, юла, слива, мишка
4. Найди отличия.
5. Найди одинаковых рыбок, бабочек с одинаковым рисунком, одинаковые домики.
6. Каких предметов нет на правой картинке?
7. Отыщи место в шкафу для каждой вещи.
8. Соедини линией, кто, где живет.
Крот гнездо
Ласточка нора
Паук в доме
Таракан паутина
9. Заштрихуй клетки фигур, как показано на образце.
10. Ответь на вопросы
1. Назови времена года.
2. Сколько месяцев в году?
3. Перечисли месяцы года.
4. С какого месяца начинается год?
5. Назови последний месяц года.
6. Назови второй, пятый, девятый, одиннадцатый месяц.
7. Назови зимние месяцы.
8. Назови летние месяцы.
9. Назови весенние и осенние месяцы.
10. Сколько дней в неделе?
11. Перечисли дни недели.
12. Назови рабочие дни недели.
13. Назови выходные дни недели.
14. Какой день недели первый?
15. Какой день недели последний?
16. Сколько дней в месяце?
17. Сколько недель в месяце?
18. Какой месяц самый короткий?
11. Скажи коротко
- Остаться на зиму … (зимовать)
- Остаться на ночь … (заночевать)
- Мелкий дождь … (дождик)
- Капля дождя … (дождинка)
- Маленькая лошадка … (пони)
12. Кто что делает?
- Кто лечит больных? (врач)
- Кто учит детей? (учитель)
- Кто делает мебель? (столяр, плотник)
- Кто лечит зверей? (ветеринар)
- Кто добывает уголь? (шахтер)
- Кто кует железо? (кузнец)
- Кто пишет книги? (писатель)
- Кто управляет оркестром? (дирижер)
- Кто летает в космос? (космонавт)
- Кто разрабатывает планы домов? (архитектор)
- Кто управляет самолетом? (пилот)
Играем в выдающихся математиков
Необходимо проводить игры и игровые упражнения для усвоения математических понятий:
- сравнение предметов по размеру и форме (длиннее, короче, больше, меньше, выше, ниже);
- последовательность чисел и счет предметов (первый, второй, третий…) – до 10;
- временные и пространственные представления (раньше, позже, выше, ниже, слева, справа, за, перед, сверху, внизу, вверх и т. д.)
1.Игра «Что куда?»
Расстановка предметов по Вашим указаниям вида:
- на верхнюю полку поставь кубик. Под ним - куклу, левее кубика поставь слона, правее - мишку и т. д.
2.Игра «Назови соседей».
Расставь 6 -7 игрушек в любом порядке. Назови соседей куклы, мишки и т.д.
3.Игра «Кто раньше, кто позже».
Эти игры можно проводить, используя сказки, например, «Репка», «Теремок» и др. Дети должны назвать героев, кто пришел раньше, кто позже.
4. Что выше?
Дом или забор?
Слон или крокодил?
Стол или стул?
Горка или песочница?
Грузовик или легковая машина?
5. Реши задачку!
1) Катя выше Люды, Люда выше Сони. Кто выше всех?
2) Нарисуй огурец слева от моркови, но справа от яблока.
3) Пчела летит выше, чем муха. Муха летит выше, чем оса.
Кто летит ниже всех?
4) Дима темнее Коли. Коля темнее Саши. Кто темнее всех?
6. Запомни и нарисуй. ( Читается 2 раза)
1) Нарисуй пять бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя бусинка была красного цвета, последняя – самая маленькая.
2) Нарисуй пять квадратов разного цвета и размера так, чтобы четвертый квадрат был синего цвета, а средний – самый маленький.
3) Нарисуй семь грибов разного цвета и размера так, чтобы второй гриб был желтого цвета, на шляпке четвертого лежал листочек, а средний – самый маленький.
7. Посчитаем
Утром спросите у ребенка, сколько щеточек стоит в стаканчике в ванной комнате? Почему? Какая щетка самая большая?
Сели завтракать. Спросите, чего на столе больше: вилок или ложек? Сколько чашек? Положи в каждую чашку по чайной ложке. Чего меньше, чего больше?
По дороге в детский сад считайте деревья, проходящие машины, идущих навстречу людей.
8. У кого больше…
…лап - у кошки или попугая?
…хвостов - у собаки или лягушки?
…ушей - у мышки или свинки?
…глаз - у змеи или крокодила?
9. Кого больше?
Кого в реке больше - рыбы или окуней?
Кого у вас в группе больше - детей или мальчиков?
Чего на клумбе больше - цветов или тюльпанов?
Кого в зоопарке больше - животных или медведей?
Чего в квартире больше - мебели или стульев?
10. Посмотри вокруг
Что бывает прямоугольной формы?
Что бывает круглое?
Что бывает треугольное?
11. Истинно или ложно?
Все кошки полосаты.
В Москве есть зоопарк.
Я такая сильная, что могу поднять слона.
Заяц съел на обед волка.
На яблоне выросли бананы.
На елке сливы не растут.
12. Выполни задания:
1) Нарисуй 8 квадратов.
2) Под ними нарисуй треугольников на 3 меньше.
3) Нарисуй кругов на 2 больше, чем треугольников.
4) Половину квадратов заключи в овал, а остальные перечеркни.
5) Половину кругов закрась синим цветом, а половину красным.
13. Графические диктанты. Напиши и продолжи…
1) Одна клетка вниз.
2) Одна клетка вправо.
3) Одна клетка вверх.
4) Одна клетка вправо.
5) Одна клетка вниз.
6) Одна клетка вправо.
7) Одна клетка вверх.
ІІ
1) Три клетки вправо.
2) Одна клетка вниз.
3) Одна клетка вправо.
4) Одна клетка вверх.
5) Три клетки вправо.
6) Одна клетка вниз.
7) Одна клетка вправо.
8)Одна клетка вверх.
Развитие грамматических способностей ребенка
Запоминаем буквы
Цель: помочь ребенку легче запоминать буквы алфавита, опираясь на слуховую, зрительную и мышечную память.
- Взрослый обводит букву по контуру, называя ее, а ребенок штрихует букву карандашом или закрашивает красками.
- Взрослый выводит контуры задуманной буквы в воздухе, ребенок пытается угадать и назвать ее.
- Буква вылепливается из пластилина, конструируется из спичек, счетных палочек, семечек.
- Взрослый с ребенком по очереди называют сходство какой-то буквы с предметами из окружающего мира.
Замени твердое звучание на мягкое.
Цель: тренировать фонематический слух, внимание.
Замените на конце слова твердый согласный звук на мягкий: угол, брат, ел, топ, мел, хор, пыл, был, жар, дал, стал, вес.
Цепочка из слов
Цель: тренировать навык звукового анализа слов, стимулировать интерес ребенка к словесному творчеству.
Все играющие по очереди называют слова, при этом каждое последующее должно начинаться с того звука, которым закончилось предыдущее. При этом не следует путать понятия «звук» и «буква».
Учите делить слова на слоги.
Полезный совет: попробуйте это сделать при помощи хлопка в ладоши. Потренируйте ребенка в делении слов на слоги и схематичном изображении слов.
Например, слово ЛИ – СА (два слога)
Упражнения на развитие моторики
При подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук. Существует много игр и упражнений.
- Рисование, раскрашивание картинок.
- Изготовление поделок из бумаги, природного материала, пластилина, глины.
- Конструирование.
- Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
- Всасывание пипеткой воды.
- Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.
- Нанизывание бус и пуговиц.
- Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.
- Переборка круп. Насыпать в небольшое блюдце гороха, гречки и риса и попросить ребенка перебрать.
- «Показ» стихотворения.
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку: во-первых, развивают мелкие мышцы рук, во-вторых, формируют художественный вкус, в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.
Упражнения на развитие мышления
Выполняя упражнения на развитие логического мышления, ребенок одновременно будет развивать и внимание, и склонность к анализу, и способность к выделению обобщающих черт тех или иных явлений.
1. Запиши обобщающее слово:
- окунь, карась-…
- трава, дерево-…
- крот, мышка-…
- пчела, жук-…
- чашка, тарелка-…
- ботинки, туфли-…
2. В каждом ряду найди одинаковые цифры, вычеркни их. Сложи те, которые останутся. Сколько получилось?
- 1 2 3 4 1 5 4 1
- 6 7 4 6 4 3 4 6
- 7 1 3 0 3 9 3 7
- 5 4 2 5 1 5 4 2
3. Что здесь лишнее? Почему?
- таракан, муха, муравей, оса, жук, комар, самолет;
- тарелка, будильник, стакан, молочник, кружка;
- лиса, заяц, медведь, пчела;
- машинка, пирамидка, юла, слива, мишка
4. Найди отличия.
5. Найди одинаковых рыбок, бабочек с одинаковым рисунком, одинаковые домики.
6. Каких предметов нет на правой картинке?
7. Соедини линией, кто, где живет.
Крот гнездо
Ласточка нора
Паук в доме
Таракан паутина
8. Заштрихуй клетки фигур, как показано на образце.
9. Ответь на вопросы
1. Назови времена года.
2. Сколько месяцев в году?
3. Перечисли месяцы года.
4. С какого месяца начинается год?
5. Назови последний месяц года.
6. Назови второй, пятый, девятый, одиннадцатый месяц.
7. Назови зимние месяцы.
8. Назови летние месяцы.
9. Назови весенние и осенние месяцы.
10. Сколько дней в неделе?
11. Перечисли дни недели.
12. Назови рабочие дни недели.
13. Назови выходные дни недели.
14. Какой день недели первый?
15. Какой день недели последний?
16. Сколько дней в месяце?
17. Сколько недель в месяце?
18. Какой месяц самый короткий?
10. Скажи коротко
- Остаться на зиму … (зимовать)
- Остаться на ночь … (заночевать)
- Мелкий дождь … (дождик)
- Капля дождя … (дождинка)
- Маленькая лошадка … (пони)
11. Кто что делает?
- Кто лечит больных? (врач)
- Кто учит детей? (учитель)
- Кто делает мебель? (столяр, плотник)
- Кто лечит зверей? (ветеринар)
- Кто добывает уголь? (шахтер)
- Кто кует железо? (кузнец)
- Кто пишет книги? (писатель)
- Кто управляет оркестром? (дирижер)
- Кто летает в космос? (космонавт)
- Кто разрабатывает планы домов? (архитектор)
- Кто управляет самолетом? (пилот)
Играем в выдающихся математиков
Необходимо проводить игры и игровые упражнения для усвоения математических понятий:
- сравнение предметов по размеру и форме (длиннее, короче, больше, меньше, выше, ниже);
- последовательность чисел и счет предметов (первый, второй, третий…) – до 10;
- временные и пространственные представления (раньше, позже, выше, ниже, слева, справа, за, перед, сверху, внизу, вверх и т. д.)
1.Игра «Что куда?»
Расстановка предметов по Вашим указаниям вида:
- на верхнюю полку поставь кубик. Под ним - куклу, левее кубика поставь слона, правее - мишку и т. д.
2.Игра «Назови соседей».
Расставь 6 -7 игрушек в любом порядке. Назови соседей куклы, мишки и т.д.
3.Игра «Кто раньше, кто позже».
Эти игры можно проводить, используя сказки, например, «Репка», «Теремок» и др. Дети должны назвать героев, кто пришел раньше, кто позже.
4. Что выше?
Дом или забор?
Слон или крокодил?
Стол или стул?
Горка или песочница?
Грузовик или легковая машина?
5. Реши задачку!
1) Катя выше Люды, Люда выше Сони. Кто выше всех?
2) Нарисуй огурец слева от моркови, но справа от яблока.
3) Пчела летит выше, чем муха. Муха летит выше, чем оса.
Кто летит ниже всех?
4) Дима темнее Коли. Коля темнее Саши. Кто темнее всех?
6. Запомни и нарисуй. ( Читается 2 раза)
1) Нарисуй пять бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя бусинка была красного цвета, последняя – самая маленькая.
2) Нарисуй пять квадратов разного цвета и размера так, чтобы четвертый квадрат был синего цвета, а средний – самый маленький.
3) Нарисуй семь грибов разного цвета и размера так, чтобы второй гриб был желтого цвета, на шляпке четвертого лежал листочек, а средний – самый маленький.
7. Посчитаем
Утром спросите у ребенка, сколько щеточек стоит в стаканчике в ванной комнате? Почему? Какая щетка самая большая?
Сели завтракать. Спросите, чего на столе больше: вилок или ложек? Сколько чашек? Положи в каждую чашку по чайной ложке. Чего меньше, чего больше?
По дороге в детский сад считайте деревья, проходящие машины, идущих навстречу людей.
8. У кого больше…
…лап - у кошки или попугая?
…хвостов - у собаки или лягушки?
…ушей - у мышки или свинки?
…глаз - у змеи или крокодила?
9. Кого больше?
Кого в реке больше - рыбы или окуней?
Кого у вас в группе больше - детей или мальчиков?
Чего на клумбе больше - цветов или тюльпанов?
Кого в зоопарке больше - животных или медведей?
Чего в квартире больше - мебели или стульев?
10. Посмотри вокруг
Что бывает прямоугольной формы?
Что бывает круглое?
Что бывает треугольное?
11. Истинно или ложно?
Все кошки полосаты.
В Москве есть зоопарк.
Я такая сильная, что могу поднять слона.
Заяц съел на обед волка.
На яблоне выросли бананы.
На елке сливы не растут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Гармония», направленная на решение социальных проблем по духовно-нравственному воспитанию.
Описание работы нашего учреждения, опыт работы воспитателя по авторской программе....
2012 г. Развивающая программа "Познание" по формированию познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности в условиях социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних "Зина"
Преобразование познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития. Специальные исследования...
Собственно инновационный педагогический опыт работы воспитателя ГКУ СО РМ социального реабилитационного центра для несовершеннолетних
«Проблемы семейного воспитания»...
2013 г. Организация самоподготовки в казённом учреждении ХМАО - Югры "Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних "Зина" в условиях отделения дневного пребывания несовершеннолетних.
В основе самоподготовки лежит самостоятельный учебный труд каждого воспитанника группы и оказание ему индивидуальной помощи в случае необходимости со стороны воспитателя....
Особенности организации обучения аутичного ребенка в условиях МКУ «Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга»
на персональном сайтеhttp://nsportal.ru/bagaeva-elena-sergeevna-0...
Подвижные игры как средство физического воспитания детей в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних
Подвижные игры представляют одно из признанных средств физического воспитания детей и подростков, а также являются обязательным компонентом практически каждого занятия. Главным содержанием подвижных и...
Рабочая программа музыкального руководителя ОСГБУСОССЗН "Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" "Музыкально-сценическая деятельность воспитанников как средство социальной реабилитации"Возрастная категория 3-18 лет
Программа позволяет оказать реабилитационную помощь в развитии, творческом самовыражении через все основные виды музыкально-сценической деятельности. В данной программе происходит синтез различн...