Содержание и основные направления работы с родителями, имеющих детей-инвалидов
методическая разработка на тему
Была курсах где разработала выпускную работу, можете использовать в работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Содержание и основные направления работы с родителями, имеющих детей-инвалидов | 46.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
Кафедра социализации личности и коррекционной педагогики
Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: «Организационно-правовые основы инклюзивного образования в массовой школе»
Тема: «Содержание и основные направления работы с родителями,
имеющих детей-инвалидов»
Выполнила:
Зам. Директора по УВР
Кремнева Елена Николаевна
с. Кочубеевское
Преподаватель:
Микулан Ирина Николаевна
Доцент кафедры социализации личности
и коррекционной педагогики
г.Ставрополь 2015 г.
Содержание.
- Введение
- АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ……………… ….….3
- Цель и задачи, основные направления работы с родителями………………………………………………….....4
2. Содержание коррекционно-профилактической работы.
2.1. Психологическая работа (групповая и индивидуальная) …...4
2.2. Содержание коррекционно-профилактической работы ……..6
2.3. Правовое просвещение родителей………………………….…..7
2.4. Формирование компетентности родителей в вопросах коррекционно-педагогических знаний и их практического применения в занятиях с детьми……………………………………………………………….…………8
2.5. Воспитание в семье и досуговая деятельность…………………10
2.6. Включение родителей в деятельность учреждения………….…11
3. Заключение……………………………………………………...….14
4. Список используемой литературы…………………….……..…….15
- Введение
1.1.АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ.
В настоящее время семья, жизнедеятельность которой определяется закономерностями развития общества, переживает противоречивое и сложное состояние, вызванное духовно-нравственными изломами в обществе, частичной утратой идеалов, переоценкой ценностей.
Семья, имеющая ребёнка с отклонениями в развитии, находится в ещё более сложной ситуации. Многочисленные проблемы медицинского, социального, психологического плана, не всегда правильное отношение окружающих к ребёнку-инвалиду вызывают необходимость оказания активной психолого-педагогической поддержки семье со стороны образовательного учреждения.
Семья должна выступать как равный партнёр со специалистами в решении проблем медико-педагогической, социально-психологической реабилитации и профессионального становления своего ребёнка. Активное включение родителей в процесс реабилитации и становление личности ребёнка – такова главная цель работы с семьёй, определяемая верботональным методом. Поэтому назрела необходимость обобщить и систематизировать накопленный опыт работы учреждения с родителями детей с ограниченными возможностями.
Опрос, проведённый в МОУ ДОД ДДТ, показал необходимость работы, направленной на пропаганду правовых знаний среди родителей, расширение их теоретических знаний об особенностях детей-инвалидов, овладение ими приёмами реабилитационных занятий с детьми, проведение психологического тренинга с родителями.
1.2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ.
ЦЕЛЬ: «Создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в семье через повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей (лиц, их замещающих)»
ЗАДАЧИ:
- Обучение родителей специальным коррекционным, методическим и воспитательным приемам, необходимым для проведения занятий с детьми дома.
- Коррекция понимания родителем проблем его ребенка, а именно: исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка.
- Коррекция неконструктивных форм поведения родителя, их замена на продуктивные формы взаимоотношений в социуме.
- Формирование адекватной социальной самооценки родителя.
- Содержание коррекционно – профилактической работы с родителями
- Психологическая работа (групповая и индивидуальная)
Целенаправленное, специально организованное психолого-педагогическое сопровождение родителей обучающихся-инвалидов способствует процессу их эффективной адаптации.
Актуальность психологического сопровождения семей детей-инвалидов обусловлена тем, что большинство семей наших учащихся не обеспечивают максимально благоприятные условия для их оптимального развития и воспитания. Семейная ситуация в таких семьях оказывает деструктивное воздействие на ребенка, травмируя его формирующуюся личность.
Родители, как правило, не имеют достаточных знаний об особенностях воспитания ребенка с ОВЗ и не всегда демонстрируют стремление к их обретению. Например, многие родители, имеющие детей-инвалидов, не умеют устанавливать с ними естественные родственные отношения. Воспитание детей осуществляется травмированными родителями, которые часто имеют низкий уровень психолого-педагогических знаний.
Работа педагога- психолога с родителями включает несколько направлений:
- создание условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка (ситуация сотрудничества с учетом соблюдения принципа невмешательства в семейную ситуацию);
- просвещение и консультирование по актуальным проблемам детей (заседания «Родительского университета», встречи, участие в праздниках, концертах, массовых мероприятиях);
- консультирование по вопросам детско-родительского общения по запросу родителей;
- психологическая поддержка родителей.
В любом из этих направлений необходимы совместные действия психолога, социального педагога МОУ ДОД ДДТ и родителей.
Необходимость работы с родителями определяется их ролью в формировании социальной ситуации развития. Общение ребенка с близкими взрослыми, являясь необходимым условием развития, задает те внешние социальные структуры, которые преобразуются во внутренние структуры личности.
Решение этих задач предполагает взаимную адаптацию семьи и ребенка с ограниченными возможностями, пришедшего заниматься в МОУ ДОД ДДТ, и социально-педагогической среды, в которой происходит его обучение.
№ | Содержание проводимой работы | Сроки |
1 | Диагностическая работа | В течение года |
2 | Консультативная работа | В течение года |
3 | Просветительская работа (выступления на заседаниях «Родительского университета») (тематика по запросам). | В течение года |
4 | Коррекционно-профилактическая работа (тренинги, семинары) (по запросам) |
|
2.2 Содержание коррекционно-профилактической работы
№ | Содержание проводимой работы | Сроки |
1 | Организационная встреча с родительской группой. | Сентябрь |
2 | Семинар-тренинг «Слушать ребенка. Как?» | Октябрь |
3 | Тренинг эффективного вербального общения в коммуникации Родитель-ребенок | Ноябрь |
4 | Тренинг «Положительные и отрицательные поглаживания!» | Декабрь |
5 | Тренинг «Я тебя люблю!» | Январь |
6 | Тренинг детско-родительских отношений | Февраль |
7 | Семинар-тренинг «Мы и наши дети в общении» | Март |
8 | Круглый стол со специалистами | Апрель |
9 | Подведение итогов коррекционно-профилактической работы | Май |
Работа с родителями ведется блоками.
I.“Учимся общаться” – этот блок посвящен детско-родительским отношениям. В нем даются такие понятия как стиль семейного воспитания, родительская любовь, безусловное принятие ребенка, как правильно разрешать конфликты с ребенком и т.д. В основу практических заданий так же вошли методики выявляющие особенности детско-родительских отношений, а так же некоторые упражнения с элементами тренинга, направленные на формирование и развитие чувства родительской любви.
II. “Развитие когнитивных способностей ребенка!” – этот блок посвящен развитию познавательной деятельности у ребенка-инвалида. Здесь рассматриваются возрастные особенности формирования познавательной деятельности. В качестве практических заданий используются игры и упражнения, которые могут использовать родители в домашних условиях для развития детей.
2.3. Правовое просвещение родителей.
В рамках работы с родителями, имеющими детей-инвалидов, возникла настоятельная необходимость создания цикла семинаров для родителей по правовой защите. Многие родители плохо знают свои права, находятся в неведении, бывают беззащитны. Поэтому целесообразность этих занятий возникла особенно остро так, как помогает родителям, имеющим детей-инвалидов, сориентироваться в нашем непростом мире, научить их грамотно использовать юридические нормы и положения. Целью работы лектория «Родительских университетов» является защита прав и интересов детей, их социальная реабилитация и интеграция в современном обществе.
Родители знакомятся: с Федеральным законом РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», узнают об учреждениях социальной соцзащиты населения Кочубеевского района, о реабилитационном центре для инвалидов с использованием физической культуры и спорта, познакомятся со специальной литературой, получат интересную и полезную информацию от профессионалов – юристов, врачей, социальных работников.
Программа семинаров рассчитана на пять лет. Планируется проводить по два таких занятия в год, а так же давать индивидуальные консультации для родителей по запросу.
1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год |
| 1. Льготы для инвалидов. Права и обязанности родителей, имеющих детей – инвалидов. | 1. О налоговых льготах. | 1. Об уголовном кодексе. Встреча с юристом. | 1. Знакомство с проектом «О коммуникационной поддержке инвалидов». |
2. Знакомство с проектом социализации детей с ОВЗ «Солнечный круг». | 2. Знакомства с учреждениями соц. Защиты населения. | 2. О страховой деятельности | 2. Льготы для тех, кто обучается в ОУ | 2. Льготные основания, определяющие право на пенсию. |
2.4. Формирование компетентности родителей в вопросах коррекционно-педагогических знаний и их практического применения в занятиях с детьми
Реабилитация, социализация, интеграция в среду МОУ ДОД ДДТ детей-инвалидов проходит наиболее плодотворно и эффективно в том случае, если будет осуществляться непрерывность и преемственность реабилитационных мероприятий проводимых педагогами социально-психологической службы МОУ ДОД ДДТ и родителями. Поэтому целью данного направления работы является необходимость повышения у родителей компетентности в вопросах проведения специальных коррекционно – педагогических занятий с детьми.
Для того чтобы родители стали активными сторонниками и участниками образовательного процесса у них необходимо сформировать:
- представления о специфике работы с детьми-инвалидами;
- навыки и умения практического применения методов и приёмов развития познавательных способностей, мотивации, развития речи, фонетическая ритмика, музыкальная стимуляция, развитие гармонии тела (макро- и микромоторики, аудиовизуальный курс и т. Д.);
- понимание задач специальной коррекционной работы и понимание необходимости взаимодействия с педагогами социально-психологической службы МОУ ДОД ДДТ для их решения.
Для оптимитизации сотрудничества МОУ ДОД ДДТ и родителей в области коррекционно-педагогических занятий с детьми используются следующие формы работ:
- родительские университеты (где родители получают теоретические знания);
- мастер-классы для родителей и с участием родителей, индивидуальное консультирование родителей педагогами МОУ ДОД ДДТ, открытые занятия, дни открытых дверей;
- интернет-переписка; вечера вопросов и ответов;
- творческие отчеты, презентации, конкурсы, викторины, праздники (где родители делятся друг с другом и с педагогами своим опытом, проявляют своё творчество, участвуют в совместной деятельности «педагог – родитель – дети»). Повышение компетентности родителей в области коррекционно-педагогических знаний, становление их полноправными участниками образовательной и воспитательной работы МОУ ДОД ДДТ – ожидаемый результат выполнения работы по данному направлению.
2.5. Воспитание в семье и досуговая деятельность.
Часто рождение ребёнка-инвалида ведёт к изоляции ребёнка и его семьи от общества, круг их общения значительно ограничивается.
МОУ ДОД ДДТ стал центром поддержки, где человеку помогут: справиться со своей бедой, расширить рамки общения ребёнка и его семьи с другими людьми, найти выход из создавшегося положения – сделают всё возможное, чтобы ребёнок и его родители чувствовали себя полноценными членами общества.
Важнейшая форма самореализации человека – это досуг и отдых.
Массовые мероприятия – это составляющая часть дополнительной адаптированной общеразвивающей программы.
Праздники в МОУ ДОД ДДТ вносят существенный вклад в обогащение содержания и структуры свободного времени, развивают общую культуру личности, способствуют укреплению семейных связей, улучшению социально – психологического климата, оказывают позитивное влияние на индивидуальность, препятствуют развитию вредных и опасных привычек и наклонностей, как у детей, так и у взрослых.
Потенциал досуговых мероприятий демонстрирует широкие просветительские, познавательные, коммуникативные, воспитательные, творческие, эмоциональные и физические возможности. Предоставляет условия для личностного самовыражения, самореализации, свободы общения, доступности, личностной социализации. Именно дети с нарушением слуха нуждаются в социализации, реабилитации, в формировании адекватных форм взаимодействия и сотрудничества, расширении коммуникативной сферы.
Досуговые мероприятия способствуют установлению и сохранению доброжелательных, тёплых отношений между взрослыми и детьми, созданию атмосферы праздника и взаимопонимания, осознанию семейных норм и ценностей.
С помощью культурно – досуговой деятельности преодолевается пассивность семей, родители и дети из потребителей культурных и материальных ценностей превращаются в активных участников процесса.
Чем интереснее будет досуг, тем ближе будут взаимоотношения родителей, детей и учителей.
Формы и методы досуговой работы возможны самые разнообразные, но ведущим видом становится игровая деятельность. Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов.
В основе сотрудничества, взаимодействия семьи и ДДТ лежат принципы:
- взаимного доверия и уважения;
- поддержки и помощи;
- терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Работа проводится в 2 этапа:
1 этап – объединение родителей и создание у них чувства доверия к деятельности МОУ ДОД ДДТ.
2 этап – проведение различных мероприятий, чтобы дети и родители познакомились друг с другом, и поняли, что они не одни борются с проблемами, что необходимо объединить усилия и вместе решать проблемы.
2.6. Включение родителей в деятельность учреждения
Основные направления работы с родителями, задачи и формы организации представлены в следующей таблице.
НАПРАВЛЕНИЯ | ЗАДАЧИ | ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ |
Психолого-коррекционная работа | -оказание психологической помощи родителям -коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей-инвалидов | Групповая и индивидуальная работа
|
Педагогическое и правовое просвещение родителей | - расширение знаний родителей по правовым вопросам социальной защиты детей-инвалидов; - формирование ответственного отношения семьи к воспитанию и обучению детей | Тематические заседания «Родительских университетов». Круглые столы со специалистами ОУ района.
|
Формирование компетентности родителей в вопросах специальных коррекционно-педагогических знаний и их применение в занятиях с детьми | - повышение педагогической грамотности родителей; - демонстрация положительного опыта обучения и воспитания детей в семье; - создание условий для дальнейшей социальной адаптации и интеграции детей в общество - знакомство родителей с возможностями современного образовательного процесса, с использованием технологий ИКТ. | Мастер – классы для родителей и с участием родителей Дни открытых дверей. Семинары – практикумы для родителей и с участием родителей по запросам Интернет-переписка. Индивидуальное консультирование по вопросам обучения. |
Воспитание в семье и досуговая деятельность | - создание условий для духовного общения и совместного взаимодействия детей-инвалидов; - освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение и общение - раскрытие творческого потенциала семьи; - объединение воспитательных усилий родителей. | Участие родителей в праздничных, массовых мероприятиях.
|
Включение родителей в деятельность учреждения | - создание условий для активного и полезного взаимодействия ДДТ и семьи по вопросам обучения и воспитания; - организация совместной деятельности по укреплению здоровья детей и ЗОЖ, социализация и интеграции детей-инвалидов; - включение родителей в решение ключевых вопросов организации деятельности МОУ ДОД ДДТ. | Попечительский совет Педагогический совет. Субботники, туристические походы, летний оздоровительный лагерь. Оздоровительные мероприятия, спартакиады, Дни здоровья.
|
Профилактика семейного неблагополучия | - выявление семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; | Создание банка данных о неблагополучных семьях. |
3.Заключение.
Сегодня важно рассматривать семью как целостный социальный организм, функционирующий при условии тесных межпоколенческих, межличностных отношений, обладающий такими характеристиками, как образ жизни, психологический климат семьи.
При этом важным является формирование у родителей установки на самостоятельную творческую педагогическую деятельность путем внедрения активных форм, передовых технологий и методик психолого-педагогического всеобуча родителей на основе единых принципов:
- Уважение к уникальности каждого ребенка;
- Приоритетность интересов детей, обеспечение государством их защиты;
- Признание преимущественного права родителей на воспитание, обучение и охрану здоровья своих детей:
- Взаимовлияние, предполагающее сотворчество педагогов-детей-родителей-общества;
- Преемственность, сохранение и развитие лучших традиций духовно-нравственного воспитания;
- Системности в организации жизнедеятельности детей, комплексности воспитания и целостности становления личности ребенка;
- Открытости, обеспечивающей доступность для родителей информации об эффективности процесса образования и воспитания ребенка, его индивидуальных особенностей.
В нашем учреждении уделяется огромное внимание по данному направлению. Проводятся консультации для родителей, «Родительский Университет», консультации педагога психолога и т.д. В наших планах расширить работу в учреждении на более высокий уровень, однако для этого нам нужно решить определенные задачи, которые стоят перед нами, Но не смотря на трудности коллектив МОУ ДОД ДДТ го
Список используемой литературы.
- http://matecos.ru/spiski-literatury/spiski-literatury/pravo-detej-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-na-obrazovanie-spisok-literatury.html
- http://www.sch72.edusite.ru/p40aa1.html
- Капустин А.И. Проблема дифференцированного и интегрированного в истории олигофренопедагогики // дефектология 2009 №5.
- Костенкова Ю.А Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения 2004.
- Лубовский В. И., Розанова Т. В., Солнцева Л. И. Специальная психология: Учеб.пособие для студ. 2005
- Руководство практического психолога: Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления работы по формированию творчески активной личности в соответствии с концептуальной моделью выпускника школы
В работе представлены основные направления работы по формированию творчески активной личности в соответствии с концептуальной моделью выпускника школы. ...
СТАТЬЯ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучай...
Основные направления работы учителя математики с обучающимися, слабоуспевающими по предмету и испытывающими трудности в его изучении
Последние несколько лет учителя математики очень часто сталкиваются с проблемой недостаточной сформированности или даже полного отсутствия у обучающихся вычислительной культур...
Основные направления работы по моделированию и построению воспитательной системы класса
В данном методическом материале расписаны воспитательные мероприятия и основные направления работы по построению воспитательной системы класса по месяцам....
Содержание и основные направления работы с родителями, имеющих детей-инвалидов.
Напрвления работы с родителями, имеющих детей-инвалидов, в рамках общеобразовательного учереждения....
Психологическая работа с семьями, воспитывающими детей инвалидов
Консультация для родителей...
Анализ работы отделения ДО за 2014-2015 учебный год и основные направления работы на 2015-2016 учебный год
Анализ работы отделения ДО за 2014-2015 учебный год и основные направления работы на 2015-2016 учебный год...