Содержание и основные направления работы с родителями, имеющих детей-инвалидов
методическая разработка на тему

Была курсах где разработала выпускную работу, можете использовать в работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

 Кафедра социализации личности и коррекционной педагогики

Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: «Организационно-правовые основы инклюзивного образования в массовой школе»

Тема: «Содержание и основные направления работы с родителями,

имеющих детей-инвалидов»

Выполнила:

Зам. Директора по УВР

Кремнева Елена Николаевна

с. Кочубеевское

Преподаватель:

Микулан Ирина Николаевна

Доцент кафедры социализации личности

и коррекционной педагогики

г.Ставрополь 2015 г.

Содержание.

  1. Введение
  1. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ……………… ….….3
  2. Цель  и задачи,   основные направления работы с родителями………………………………………………….....4

     2.  Содержание коррекционно-профилактической  работы.

     2.1.  Психологическая  работа (групповая и индивидуальная) …...4

     2.2. Содержание коррекционно-профилактической  работы ……..6

     2.3. Правовое просвещение родителей………………………….…..7

    2.4. Формирование компетентности родителей в вопросах коррекционно-педагогических знаний и их практического применения в занятиях с детьми……………………………………………………………….…………8

    2.5. Воспитание в семье и досуговая деятельность…………………10

    2.6. Включение родителей в деятельность учреждения………….…11

    3. Заключение……………………………………………………...….14

   4. Список используемой литературы…………………….……..…….15

  1. Введение

1.1.АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ.

        В настоящее время семья, жизнедеятельность которой определяется закономерностями развития общества, переживает противоречивое и сложное состояние, вызванное духовно-нравственными изломами в обществе, частичной утратой идеалов, переоценкой ценностей.

Семья, имеющая ребёнка с отклонениями в развитии, находится в ещё более сложной ситуации. Многочисленные проблемы медицинского, социального, психологического плана, не всегда правильное отношение окружающих к ребёнку-инвалиду вызывают необходимость оказания активной психолого-педагогической поддержки семье  со стороны образовательного учреждения.

        Семья должна выступать как равный партнёр со специалистами в решении проблем медико-педагогической, социально-психологической реабилитации и профессионального становления своего ребёнка. Активное включение родителей в процесс реабилитации и становление личности ребёнка – такова главная цель работы с семьёй, определяемая верботональным методом. Поэтому назрела необходимость обобщить и систематизировать накопленный опыт работы учреждения с родителями детей с ограниченными возможностями.

Опрос, проведённый в МОУ ДОД ДДТ, показал необходимость работы, направленной на пропаганду правовых знаний среди родителей, расширение их теоретических знаний об особенностях детей-инвалидов, овладение ими приёмами реабилитационных занятий с детьми, проведение психологического тренинга с родителями.

1.2.ЦЕЛИ  И  ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ.

ЦЕЛЬ: «Создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в семье через повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей (лиц, их замещающих)»

ЗАДАЧИ:

  • Обучение родителей специальным коррекционным, методическим и воспитательным приемам, необходимым для проведения занятий с детьми дома.
  • Коррекция понимания родителем проблем его ребенка,  а именно: исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка.
  • Коррекция неконструктивных форм поведения родителя, их замена на продуктивные формы взаимоотношений в социуме.
  • Формирование адекватной социальной самооценки родителя.

  1. Содержание коррекционно – профилактической работы с родителями

  1. Психологическая  работа (групповая и индивидуальная)

 Целенаправленное, специально организованное психолого-педагогическое сопровождение родителей обучающихся-инвалидов способствует процессу их эффективной адаптации.

Актуальность психологического сопровождения семей детей-инвалидов обусловлена тем, что большинство семей наших учащихся не обеспечивают максимально благоприятные условия  для их оптимального развития и воспитания. Семейная ситуация в таких семьях оказывает деструктивное воздействие на ребенка, травмируя его формирующуюся личность.

Родители, как правило, не имеют достаточных знаний об особенностях воспитания ребенка с ОВЗ и не всегда демонстрируют  стремление к их обретению. Например, многие родители, имеющие детей-инвалидов, не умеют устанавливать с ними естественные родственные отношения.  Воспитание детей осуществляется травмированными родителями, которые часто имеют низкий уровень психолого-педагогических знаний.

Работа педагога- психолога с родителями включает несколько направлений:

- создание условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка (ситуация сотрудничества с учетом соблюдения принципа невмешательства в семейную ситуацию);

- просвещение и консультирование по актуальным проблемам детей (заседания «Родительского университета», встречи, участие в праздниках, концертах, массовых мероприятиях);

- консультирование по вопросам детско-родительского общения по запросу родителей;

- психологическая поддержка родителей.

В любом из этих направлений необходимы совместные действия психолога, социального педагога МОУ ДОД ДДТ и родителей.

Необходимость работы с родителями определяется их ролью в формировании социальной ситуации развития. Общение ребенка с близкими взрослыми, являясь необходимым условием развития, задает те внешние социальные структуры, которые преобразуются во внутренние структуры личности.

Решение этих задач предполагает взаимную адаптацию семьи и ребенка с ограниченными возможностями, пришедшего заниматься в МОУ ДОД ДДТ, и социально-педагогической среды, в которой происходит его обучение.

Содержание проводимой работы

Сроки

1

Диагностическая работа

В течение года

2

Консультативная работа

В течение года

3

Просветительская работа (выступления на заседаниях «Родительского университета») (тематика по запросам).

В течение года

4

Коррекционно-профилактическая работа (тренинги, семинары) (по запросам)

  1. раз в месяц

2.2  Содержание коррекционно-профилактической  работы

Содержание проводимой работы

Сроки

1

Организационная встреча с родительской группой.

Сентябрь

2

Семинар-тренинг «Слушать ребенка. Как?»

Октябрь

3

Тренинг эффективного вербального общения в коммуникации Родитель-ребенок

Ноябрь

4

Тренинг «Положительные и отрицательные поглаживания!»

Декабрь

5

Тренинг «Я тебя люблю!»

Январь

6

Тренинг детско-родительских отношений

Февраль

7

Семинар-тренинг «Мы и наши дети в общении»

Март

8

Круглый стол со специалистами

Апрель

9

Подведение итогов коррекционно-профилактической работы

Май

Работа с родителями ведется блоками.

I.“Учимся общаться” – этот блок посвящен детско-родительским отношениям. В нем даются такие понятия как стиль семейного воспитания, родительская любовь, безусловное принятие ребенка, как правильно разрешать конфликты с ребенком и т.д. В основу практических заданий так же вошли методики выявляющие особенности детско-родительских отношений, а так же некоторые упражнения с элементами тренинга, направленные на формирование и развитие чувства родительской любви.

II. “Развитие когнитивных способностей ребенка!” – этот блок посвящен развитию познавательной деятельности у ребенка-инвалида. Здесь рассматриваются возрастные особенности формирования познавательной деятельности.  В качестве практических заданий используются игры и упражнения, которые могут использовать родители в домашних условиях для развития детей.

 

2.3. Правовое просвещение родителей.

В рамках работы с родителями, имеющими детей-инвалидов, возникла настоятельная необходимость создания цикла семинаров для родителей по правовой защите. Многие родители плохо знают свои права, находятся в неведении, бывают беззащитны. Поэтому целесообразность этих занятий возникла особенно остро так, как помогает родителям, имеющим детей-инвалидов, сориентироваться в нашем непростом мире, научить их грамотно использовать юридические нормы и положения. Целью работы лектория «Родительских университетов» является защита прав и интересов детей, их социальная реабилитация и интеграция в современном обществе.

Родители знакомятся: с Федеральным законом РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», узнают об учреждениях социальной соцзащиты населения Кочубеевского района,  о реабилитационном центре для инвалидов  с использованием физической культуры и спорта, познакомятся со специальной литературой, получат  интересную и полезную информацию от профессионалов – юристов, врачей, социальных работников.

Программа семинаров рассчитана на пять лет. Планируется проводить по два таких занятия в год, а так же давать индивидуальные консультации для родителей по запросу.

 

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

  1. Знакомство с законом об образовании в РФ. Извлечения из конвенции по правам ребёнка.

 

1. Льготы для инвалидов. Права и обязанности родителей, имеющих детей – инвалидов.

1. О налоговых льготах.

1. Об уголовном кодексе.

Встреча с юристом.

1. Знакомство с проектом «О коммуникационной поддержке инвалидов».

2. Знакомство с проектом социализации детей с ОВЗ «Солнечный круг».

2. Знакомства с учреждениями соц. Защиты населения.

2. О страховой деятельности

2. Льготы для тех, кто обучается в ОУ

2. Льготные основания, определяющие право на пенсию.

2.4. Формирование компетентности родителей в вопросах коррекционно-педагогических знаний и их практического применения в занятиях с детьми

Реабилитация, социализация, интеграция в среду МОУ ДОД ДДТ детей-инвалидов проходит наиболее плодотворно и эффективно в том случае, если будет осуществляться непрерывность и преемственность реабилитационных мероприятий проводимых педагогами социально-психологической службы МОУ ДОД ДДТ и родителями. Поэтому целью данного направления работы  является необходимость повышения у родителей    компетентности  в вопросах проведения специальных коррекционно – педагогических занятий с детьми.

          Для того чтобы родители стали активными сторонниками и участниками образовательного процесса у них необходимо сформировать:

- представления о специфике  работы с детьми-инвалидами;

- навыки и умения практического применения методов и приёмов развития познавательных способностей, мотивации, развития речи, фонетическая ритмика, музыкальная стимуляция, развитие гармонии тела (макро- и микромоторики, аудиовизуальный курс и т. Д.);

- понимание задач специальной коррекционной работы и понимание  необходимости взаимодействия с педагогами социально-психологической службы МОУ ДОД ДДТ для их решения.

Для оптимитизации сотрудничества МОУ ДОД ДДТ и родителей в области   коррекционно-педагогических занятий с детьми  используются следующие формы работ:

- родительские университеты (где родители получают теоретические знания);

- мастер-классы для родителей и  с участием родителей, индивидуальное консультирование родителей педагогами МОУ ДОД ДДТ, открытые занятия, дни открытых дверей;

- интернет-переписка; вечера вопросов и ответов;

- творческие отчеты, презентации, конкурсы, викторины, праздники (где родители делятся друг с другом и с педагогами своим опытом, проявляют своё творчество, участвуют в совместной деятельности «педагог – родитель – дети»).  Повышение компетентности родителей в области коррекционно-педагогических знаний, становление их полноправными участниками образовательной и воспитательной работы МОУ ДОД ДДТ – ожидаемый результат выполнения работы по данному направлению.  

2.5. Воспитание в семье и досуговая деятельность.

Часто рождение ребёнка-инвалида  ведёт к изоляции ребёнка и его семьи от общества, круг их общения значительно ограничивается.

          МОУ ДОД ДДТ стал центром поддержки, где человеку помогут: справиться со своей бедой, расширить рамки общения ребёнка и его семьи с другими людьми, найти выход из создавшегося положения – сделают всё возможное, чтобы ребёнок  и его родители чувствовали себя полноценными членами общества.

          Важнейшая форма самореализации человека – это досуг и отдых.

          Массовые мероприятия – это составляющая часть дополнительной адаптированной общеразвивающей программы.

          Праздники в МОУ ДОД ДДТ вносят существенный вклад в обогащение содержания и структуры свободного времени, развивают общую культуру личности, способствуют укреплению семейных связей, улучшению социально – психологического климата, оказывают позитивное влияние на индивидуальность, препятствуют развитию вредных и опасных привычек и наклонностей, как у детей, так и у взрослых.

          Потенциал досуговых мероприятий демонстрирует широкие просветительские, познавательные, коммуникативные, воспитательные, творческие, эмоциональные и физические возможности. Предоставляет условия для личностного самовыражения, самореализации, свободы общения, доступности, личностной социализации. Именно дети с нарушением слуха нуждаются в социализации, реабилитации, в формировании адекватных форм взаимодействия и сотрудничества, расширении коммуникативной сферы.

           Досуговые мероприятия  способствуют установлению и сохранению доброжелательных, тёплых отношений между взрослыми и детьми, созданию атмосферы праздника и взаимопонимания, осознанию семейных норм и ценностей.

            С помощью культурно – досуговой деятельности преодолевается пассивность семей, родители и дети из потребителей культурных и материальных ценностей превращаются в активных участников процесса.

            Чем интереснее будет  досуг, тем ближе будут взаимоотношения родителей, детей и учителей. 

            Формы и методы досуговой работы  возможны самые разнообразные, но ведущим видом становится игровая деятельность. Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов.

   В основе сотрудничества, взаимодействия семьи и ДДТ лежат принципы:

            - взаимного доверия и уважения;

            - поддержки и помощи;

            - терпения и терпимости по отношению друг к другу.

 

           Работа проводится в 2 этапа:

1 этап – объединение родителей и создание у них чувства доверия к деятельности МОУ ДОД ДДТ.

2 этап – проведение различных мероприятий, чтобы дети и родители познакомились друг с другом, и поняли, что они не одни борются с проблемами, что необходимо объединить усилия и вместе решать проблемы.  

2.6. Включение родителей в деятельность учреждения

Основные направления работы с родителями, задачи и формы организации представлены в следующей таблице.

 

НАПРАВЛЕНИЯ

ЗАДАЧИ

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

Психолого-коррекционная работа

-оказание психологической помощи родителям

 -коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей-инвалидов

Групповая и индивидуальная работа

 

Педагогическое и правовое просвещение родителей

- расширение знаний родителей по правовым вопросам социальной защиты детей-инвалидов;

- формирование ответственного отношения семьи к воспитанию и обучению детей

Тематические заседания «Родительских университетов».

Круглые столы со специалистами ОУ района.

 

Формирование компетентности родителей в вопросах специальных коррекционно-педагогических знаний и их применение в занятиях с детьми

- повышение педагогической грамотности родителей;

- демонстрация положительного опыта обучения и воспитания детей в семье;

- создание условий для дальнейшей социальной адаптации и интеграции детей в общество

- знакомство родителей с возможностями современного образовательного процесса, с использованием технологий  ИКТ.

Мастер – классы для родителей и с участием родителей

Дни открытых дверей.

Семинары – практикумы для родителей и с участием родителей по запросам

Интернет-переписка. Индивидуальное консультирование по вопросам обучения.

 Воспитание в семье и досуговая деятельность

- создание условий для духовного общения и совместного взаимодействия детей-инвалидов;

- освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение и общение

- раскрытие творческого потенциала семьи;

- объединение воспитательных усилий родителей.

Участие родителей в праздничных, массовых мероприятиях.

 

Включение родителей в деятельность учреждения

- создание условий для активного и полезного взаимодействия ДДТ и семьи по вопросам обучения и воспитания;

- организация совместной деятельности по укреплению здоровья детей и ЗОЖ,   социализация и интеграции детей-инвалидов;

- включение родителей в решение ключевых вопросов организации деятельности МОУ ДОД ДДТ.

Попечительский совет

Педагогический совет.

Субботники,

туристические походы,  летний оздоровительный лагерь.

Оздоровительные мероприятия, спартакиады, Дни здоровья.

 

Профилактика семейного неблагополучия

- выявление семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

Создание банка данных о неблагополучных семьях.

3.Заключение.

      Сегодня важно рассматривать семью как целостный социальный организм, функционирующий при условии тесных межпоколенческих, межличностных отношений, обладающий такими характеристиками, как образ жизни, психологический климат семьи.

         При этом важным является формирование у родителей установки на самостоятельную творческую педагогическую деятельность путем внедрения активных форм, передовых технологий и методик психолого-педагогического всеобуча родителей на основе единых принципов:

  • Уважение к уникальности каждого ребенка;
  • Приоритетность интересов детей, обеспечение государством их защиты;
  • Признание преимущественного права родителей на воспитание, обучение и охрану здоровья своих детей:
  • Взаимовлияние, предполагающее сотворчество педагогов-детей-родителей-общества;
  • Преемственность, сохранение и развитие лучших традиций духовно-нравственного воспитания;
  • Системности в организации жизнедеятельности детей, комплексности воспитания и целостности становления личности ребенка;
  • Открытости, обеспечивающей доступность для родителей информации об эффективности процесса образования и воспитания ребенка, его индивидуальных особенностей.

В  нашем учреждении уделяется огромное внимание по данному направлению. Проводятся консультации для родителей, «Родительский Университет», консультации педагога психолога и т.д. В наших планах расширить работу в учреждении на более высокий уровень, однако для этого нам нужно решить определенные задачи, которые стоят перед нами, Но не смотря на трудности коллектив МОУ ДОД ДДТ го

Список используемой литературы.

  1. http://matecos.ru/spiski-literatury/spiski-literatury/pravo-detej-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-na-obrazovanie-spisok-literatury.html
  2. http://www.sch72.edusite.ru/p40aa1.html
  3. Капустин А.И. Проблема дифференцированного и интегрированного в истории олигофренопедагогики // дефектология 2009 №5.
  4. Костенкова Ю.А Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения 2004.
  5. Лубовский В. И., Розанова Т. В., Солнцева Л. И. Специальная психология: Учеб.пособие для студ. 2005
  6. Руководство практического психолога: Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления работы по формированию творчески активной личности в соответствии с концептуальной моделью выпускника школы

В работе представлены основные направления работы по формированию творчески активной личности в соответствии с концептуальной моделью выпускника школы. ...

СТАТЬЯ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучай...

Основные направления работы учителя математики с обучающимися, слабоуспевающими по предмету и испытывающими трудности в его изучении

Последние несколько лет учителя математики  очень часто сталкиваются с проблемой недостаточной сформированности или даже полного отсутствия у обучающихся вычислительной культур...

Основные направления работы по моделированию и построению воспитательной системы класса

В  данном  методическом  материале  расписаны  воспитательные  мероприятия  и  основные  направления  работы  по  построению  воспитательной  системы  класса  по  месяцам....

Содержание и основные направления работы с родителями, имеющих детей-инвалидов.

Напрвления работы с родителями, имеющих детей-инвалидов, в рамках общеобразовательного учереждения....

Анализ работы отделения ДО за 2014-2015 учебный год и основные направления работы на 2015-2016 учебный год

Анализ работы отделения ДО за 2014-2015 учебный год и основные направления работы на 2015-2016 учебный год...