Выступление на педсовете Основы нравственности у младших школьников
методическая разработка на тему

Нина Ивановна Плющева

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. 

Перемены в области просвещения , изменения в социальной жизни нашей страны делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие. Всё сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Сегодня в нашей школе  по реализации духовно нравственного воспитания в начальной школе для реализации ФГОС работают программы внеурочной деятельности.  «Природа и мы», «Домисолька» «Моделируем и конструируем», «Растим патриотов» и другие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете  по теме

«Основы нравственности у младших школьников»

учителя начальных классов высшей категории Плющевой Нины Ивановны

(Слайд 1) Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков и юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там,где есть святыни души…” (В.А.Сухомлинский)

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. 

 Перемены в области просвещения , изменения в социальной жизни нашей страны делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие.

(Слайд 2)Всё сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

(Слайд 3) Поставленная цель реализуется через следующие задачи

(Слайд 4) Сегодня в нашей школе  по реализации духовно нравственного воспитания в начальной школе для реализации ФГОС работают программы внеурочной деятельности.  «Природа и мы», «Домисолька» «Моделируем и конструируем», «Растим патриотов»и другие.

(Слайд 5) Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

(Слайд 6) Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Итак, духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им свое место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

(Проект) Предлагаю вашему вниманию отчет по теме «Доброта» ученицы4 а класса Ивановой Марии.


Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни или умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Именно поэтому возникла необходимость говорить о проблемах духовно-нравственного воспитания.

Моей задачей является воспитание в детях самостоятельности в принятии решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. 

Понимая что, важным условием нравственного воспитания является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, я стараюсь ставить учащихся в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Именно поэтому я уделяю особое внимание проведению игр, КТД,

(Слайд) Ведь, игры - это важный фактор формирования маленького человека, его нравственных чувств, сознания и поведения. Они пробуждают у детей интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности. В ходе КТД проходят творческие выставки, игры, Ребята принимают самое активное участие в школьных и классных делах, каждый из детей может выступить в нескольких ролях: организатора, исполнителя (участника). 

Через познание духовного опыта поколений дети приходят к открытию своего «я», которое неразрывно соединяет их с отчим домом, родным краем, с людьми, оказавшими влияние на их судьбу. Пробудить в ребенке желание любить, творить добро для людей, укрепить стремление сохранять и умножать ценности, создаваемые человеком, научить восхищаться прекрасным в жизни это одна из задач моей работы. 


(Слайд)  Я и мои дети принимаем участие в подготовке и проведении коллективных творческих дел школы: «Золотая Осень», «Мисс и мистер Осень», «День матери», «Презентация школьной формы», «Россия наш общий дом». Задачи эти мероприятий: обогащение учащихся новыми знаниями, развитие эстетического вкуса и нравственных чувств, воспитание души, создание условий для раскрытия способностей и природных задатков личности, межвозрастное общение, выявление наиболее любознательных и одарённых детей, укрепление связи учебной и внеурочной деятельности, сплочение школьного и классного коллективов. Главная деятельность в школе – учебная, но младший школьник ещё продолжает играть. Учебную деятельность младшие школьники воспринимают как строго обязательную. Поэтому их привлекают дела, в которых есть что-то яркое, необычное, которые соответствуют их интересам, желаниям. А так как школа должна обучать и воспитывать, то необходима чёткая организация всей учебно-воспитательной работы. При этом важное место в формировании всесторонне развитой личности отвожу внеурочной работе. 

(Слайд ) На классный час « Золотая капля Самотлора» к ребятам пришли ветераны труда.  Эта встреча - прикосновение к подвигу, к труду взрослых. Встречи со знатными людьми благотворно влияют на нравственное становление младших школьников. Ребята не просто слушают во время встречи приглашённых, но и выступают с художественной самодеятельностью, перспективности в жизни детей, способствует сплочению коллектива учащихся.

(Слайд) Как и все педагоги, также провожу этические беседы по культуре поведения, по правилам для учащихся; беседы, которые направлены на воспитание любви к Родине, трудолюбия, добра, заботливого отношения к природе. Среди проводимых бесед есть также такие темы: ««Давайте уважать старость!»», ««Дети - граждане России».», ««В дружбе наша сила!»», «Охранять природу – значит охранять Родину

В завершении, я могу сказать следующее, нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Понимая, что нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, что оно оказывает огромное влияние на умственное развитие, на трудовую подготовку, на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов, я буду и в дальнейшем продолжать работать над проблемой нравственного воспитания младших школьников, добиваясь нужных результатов. 


Литература

  1. Лиходей Н.В. Программа воспитательной работы с классом. / Н.В. Лиходей - М., ТЕИС, 2007.
  2. Настольная книга классного руководителя. Справочно-методическое пособие. - М., Астрель, 2003 – 574 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков и юношества от одной из самых больших бед– пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…» (В.А.Сухомлинский) .

Слайд 2

Задачи: формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа; воспитание в каждом ученике трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; воспитание нравственных качеств личности ребёнка; освоение ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм; приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям. 12.04.17

Слайд 3

Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией 12.04.17

Слайд 4

Родители невысоко оценивают уровень воспитания в современной школе. Изменение системы воспитания в школе – актуальная задача. КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ СЕГОДНЯ ПОСТАВЛЕНО ОТЛИЧНО, ХОРОШО, УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО ИЛИ ПЛОХО? ОЦЕНКА СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИТУАЦИИ Даже в тех случаях, когда родители говорили о хорошо поставленном воспитании, они говорили о роли конкретного учителя, а не о выстроенной системе

Слайд 5

ЧИСЛО РОДИТЕЛЕЙ, СЧИТАЮЩИХ, ЧТО ВСЛЕДСТВИЕ ИЗУЧЕНИЯ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО МОДУЛЯ У ИХ РЕБЕНКА ИЗМЕНИЛОСЬ ПОВЕДЕНИЕ И ОТНОШЕНИЕ К СВЕРСТНИКАМ И ВЗРОСЛЫМ ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ РОДИТЕЛИ ЗАМЕТИЛИ В СВОИХ ДЕТЯХ ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИЗОШЕДШИЕ В ДЕТЯХ 70% участников опроса заметили изменения в своем ребенке

Слайд 6

12.04.17 Технология. «Хоровод снеговиков » Мисс Творчества осени 2014

Слайд 7

КТД 12.04.17 Будущие законодатели школьной формы . Россия-наш общий дом.

Слайд 8

12.04.17 НОУ « Краски серого города» «Городок детства»

Слайд 9

классный час «Золотая капля Самотлора» 12.04.17

Слайд 10

Классный час « Правила для воспитанных детей» 12.04.17

Слайд 11

Правила для воспитанных детей в школе

Слайд 12

Опадает листва, И трава пожелтела, Лето жаркое Быстрой стрелой пролетело, Наступает сентябрь, Скоро в школу пора… 1 сентября Классная работа 1 сентября Классная работа

Слайд 13

12.04.17 1 а класс нарисовал правила поведения в школе. Представьте, что Вы, первоклассник. Какие правила нарисуете Вы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Основы нравственного воспитания младших школьников".

Доклад "Основы нравственного воспитания младших школьников"....

Выступление на МО "Духовно-нравственное воспитание младших школьников через преподавание курса ОРКСЭ"

В выступлении приводятся доказательства о том, что  введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания....

Основы нравственности у младших школьников

В педагогике это процесс формирование нравственных качеств, типа характера, привычек, навыков и взглядов, которые влияют на повседневные отношения. Цель – формирование нравственного поведения, мы...

Статья по теме: "Нравственные представления как основа нравственного поведения младшего школьника"

В статье рассмотрено, что такое нравственность, нравственные представления, проведен анализ сформированности нравственных представлений у современного младшего школьника и сделан вывод о том на каком ...