Выступление на педсовете "Формирование трудолюбия у младших школьников"
материал по теме
Выступление на педсовете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_trudolyubiya_u_mladshih_shkolnikov.docx | 20.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БУДНИЦКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»
Велижского района Смоленской области
Формирование трудолюбия у младших школьников
Выполнила учитель начальных классов
Анисимова Татьяна Александровна
д.Будница 2014 г.
Формирование трудолюбия у младших школьников - процесс сложный и будет проходить эффективно при создании определённых педагогических условий.
Традиционная классификация представляет собой совокупность трёх групп условий: объективных, объективно-субъективных и субъективных.
Объективные условия заключаются в создании средств оптимальных для обучения и воспитания. Педагогика понимает под данными объективными условиями
- наличие определённой материальной базы:
- учебных принадлежностей,
- наглядных пособий,
- технического оборудования и др.
Объективно-субъективные условия включают с одной стороны -стиль общения педагога с воспитанниками, а с другой - разнообразие форм и методов, нацеленных на развитие личности ребёнка. М.И. Махмутов определил две стороны объективно-субъективных условий, выделяя: .
Социально-педагогические условия:
- наличие квалификационно-творчески работающего педагога с хорошей дидактической и методической подготовкой;
- наличие коллектива учащихся;
- наличие хорошего учебного материала;
- наличие благоприятного психологического климата;
- соблюдение правил школьной гигиены и режима работы.
2. Психолого-диалектические условия:
- высокий уровень обучаемости учащихся;
- соответствие данному моменту;
- наличие достаточного условия сформированности мотивов учебной деятельности и труда;
- соблюдение дидактических принципов и правил организации учебно-воспитательного процесса.
В образовательных школах для повышения эффективности образовательного процесса в основном акцент делается на создание субъективных условий. Субъективные условия в развитии младших школьников имеют двойственную структуру: с одной стороны — это субъективно-индивидуальные физиологические, психологические и интеллектуальные особенности учащихся начальных классов, обусловленные возрастными особенностями детей, с другой стороны — интеллектуально-психологические особенности педагога, связанные с умениями управлять своим поведением и воздействовать на личность младшего школьника и детский коллектив.
Теоретический анализ литературы позволяет выделить педагогические условия, способствующие эффективному осуществлению процесса формирования трудолюбия у младших школьников:
- обеспечение овладением учениками системой знаний, умений и навыков во взаимосвязи с ценностно-ориентированной деятельностью;
- ведётся работа по повышению мотивации к труду;
- осуществление взаимодействия семьи, школы и социальной среды;
- обеспечение преемственности в формировании трудолюбия у детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- осуществление педагогической диагностики уровня сформированности трудолюбия у младших школьников.
Необходимым условием, обеспечивающим процесс формирования трудолюбия у младших школьников, является овладение учениками системой знаний, умений и навыков во взаимосвязи с ценностно-ориентированной деятельностью.
Одна из самых трудоемких, но при этом весьма существенных задач формирования трудолюбия — обретение нового знания (умения, навыка). При этом особо следует подчеркнуть роль нравственного воспитания при формировании трудолюбия.
При этом особое значение приобретают следующие методы:
- Метод игрового моделирования,
- Метод имиджирования,
- Метод нравственного закаливания
- Метод проектов.
Метод игрового моделирования высвечивает нравственные черты учеников, их способность преодолевать трудности, объективно разбираться в возникшей ситуации. Сущность данного метода заключается в моделировании трудовых отношений, проигрывании ситуаций, связанных с трудом, которые младшие школьники наблюдают в окружающей жизни. Таким способом усваиваются стереотипы поведения в труде. Практическим применением метода игрового моделирования могут служить сказки, театрализованная деятельность. Используя литературные произведения, игровую куклу, следует заострять внимание младших школьников на характеристиках героев, научить их рассуждать, отличать хорошее от плохого. Практическим применением метода может также служить игровая деятельность, подвижные игры, динамические паузы.
Следующий метод — метод имиджирования, который заключается в привитии младшим школьникам следовать нравственным образцам в трудовой деятельности. Пример учителя может иметь важное значение при формировании представлений учеников о труде и трудолюбии. Энергия волевого характера всегда в силах пробудить энергию других. Пример его заразителен и, как правило, вызывает подражание младших школьников.
Другой метод - метод нравственного закаливания. Этот метод предполагает развитие значительной душевной энергии и стойкости при самых неблагоприятных обстоятельствах, способность отказаться от разных, более или менее значительных удовольствий для достижения поставленной цели. Метод нравственного закаливания состоит в самоприучении младших школьников к достойному перенесению трудностей, связанных с осуществлением трудовой деятельности, правильному отношению к критике результата труда. Данный метод способствует эмоциональной уравновешенности ученика, его устойчиво благородному поведению и помогает перейти к своеобразному заключительному этапу создания ребенком целостного имиджа собственного «Я». Осознавая в себе нравственные свойства, качества, интересы, способности и дарования, ребенок успешнее самоутверждается в жизни, находит себя, свое место в коллективе, в труде, творчестве.
Метод проектов способствует формированию трудолюбия в начальной школе.
Вывод: таким образом, среди черт, присущих трудолюбивому младшему школьнику, родители выделяют: аккуратность, бережное отношение к окружающему, выносливость, вера в собственные силы, воля, дисциплинированность, забота о старших и младших, исполнительность, любовь к труду, любознательность, ответственность, организованность, прилежание, самостоятельность, собранность, самоорганизованность, старательность, терпение, требовательность к себе, творчество, упорство, усердие, уважение к труду, усидчивость, целеустремленность, чистоплотность, чувство ответственности.
Родители иногда сомневаются, в каком возрасте ребенок должен мыть посуду, выносить мусор, убирать игрушки.
Однозначного ответа нет. Все зависит от способностей, интересов ребенка и состава семьи.
Полезные советы для родителей
1. У каждого ребенка должны быть свои посильные для него обязанности.
2. Приучайте ребенка к порядку и бережливости.
3. Приучайте ребенка к тому, что каждая вещь, включая игрушки, должна иметь свое место.
4. С двух лет приучать малыша наводить порядок в игровом уголке.
5. Добивайтесь, чтобы ребенок выполнял начатую работу до конца: «кончил дело – гуляй смело»
6. Никогда не надо делать за ребенком то, что он может сделать сам.
7. Не применяйте освобождение ребенка от каких- либо трудовых поручений, обязанностей, как форму поощрения.
8. Привлекайте ребенка к посильной работе старшим членам семьи.
9. Сломавшуюся игрушку следует починить привлекая ребенка (поддержать, принести и т.д.)
10. Принимайте участие с ребенком в подклеивании книг, в изготовлении игрушек из природного, бросового материала, бумаги.
11. Внимательно оценивайте его работу, поощряйте старания.
12. Рассказывайте ребенку о своей работе и товарищах по работе.
13. Не наказывайте ребенка за плохую или неправильно сделанную работу. Дайте ему возможность самому исправить допущенные просчеты и ошибки.
Литература
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1985. – 237 с.
2. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М., 1983. – 608 с.
3. Бим – Бад Б.М. Мудрость воспитания. М., 1987. – 288 с.
4. Бушмин З. П. Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства. // начальная школа. – 2000.- №5. – с.88.
5. Гаврилычев Г.Ф. Современный школьник, какой он? //Начальная школа. – 2004. — №3. – с. 13 – 16.
6. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и семейного консультирования. – М., 2004. – 320 с.
7. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания.– Минск, 1980. – 256 с.
8. Коджаспиров Г.М. Педагогика. – М., 2004. 528 с.
9. Козлов Е.В. Особенности осознания детьми роли денег, труда и их взаимосвязи. // Начальная школа. – 2000. — №1. – с. 22 – 24.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование трудолюбия у младших школьников в семье.
Статья для родителей....
Выступление на МО «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка»
Статья предназначена для учителей начальных классов...
Выступление к родительскому собранию Самооценка младших школьников. Условия формирования.
Тема родительского собрания: Самооценка младших школьников. Условия формирования.Форма проведения: беседаЦель собрания: формирование представления о самооценке младшего школьника, оказание помощ...
Выступление на родительском собрании "Самооценка младших школьников".
Цель: предложить родителям способы формирования у младших школьников адекватной самооценки....
Родительское собрание на тему: «Воспитание трудолюбия у младших школьников в семье»
Цель: обсудить с родителями проблему трудового воспитания младших школьников в семье.Форма: собрание-практикумУчастники: родители, классный руководитель....
Воспитание трудолюбия у младших школьников
Родительское собрание...
Воспитание трудолюбия у младших школьников.
Трудолюбие возникает и тогда, когда ребенок получает удовлетворение от труда!Трудолюбие в начальный период школьного обучения развивается и укрепляется в учении и труде. Учебная деятельность представл...