"Формирование у детей доброго отношения друг к другу и уверенности в себе" (работа с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии)
статья (1 класс) на тему

Необходимость работы над этой темой продиктована тем, что современные дети разного возраста испытывают серьёзные затруднения в общении, в создании привязанностей, круга общения. Среди подрастающего поколения печально актуальна проблема полного одиночества, неумения, нежелания сопереживать друг другу, повышенной жестокости, наличие заниженной самооценки. Как можем помочь детям мы, мудрые взрослые?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

 "Формирование у детей доброго отношения друг к другу

и уверенности в себе"

(работа с детьми младшего школьного возраста

с проблемами в интеллектуальном развитии)

Автор-составитель:

учитель начальный классов

ГБС(К)ОУ школы №565

Шевченко

Наталья Рудольфовна

                                                        

План.

I.        Вводная часть.

1.1Актуальность вопроса.

II.        Основная часть.

2.1. Самооценка.

2.2.Особенности становления детей с проблемами в интеллектуальном развитии.

2.3.Формы работы по формированию самооценки учащихся и доброго

отношения друг к другу.

III.        Заключительная часть.

I.

1.1.Необходимость работы над этой темой продиктована тем, что современные дети разного возраста испытывают серьёзные затруднения в общении, в создании привязанностей, круга общения. Среди подрастающего поколения печально актуальна проблема полного одиночества, неумения и нежелания сопереживать друг другу, повышенной жестокости, наличие заниженной самооценки. Необходима систематическая работа, направленная на адаптацию детей, сплочение детского коллектива, налаживание контакта между сверстниками, взрослыми и детьми. Для детей с проблемами в развитии эти вопросы звучат ещё более остро.

II.

2.1.Положение человека в обществе, комфортность и адекватность в различных жизненных ситуациях неразрывно связаны с самооценкой. Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором ее поведения. В частности, именно от самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Рождение человека и его самооценки происходят практически одновременно. Отношение к себе формируется в зависимости от отношения значимого для человека ближайшего окружения. В норме ребёнок с первого дня чутко улавливает эмоции и чувства тех, кто находится рядом, пробует реагировать на них различным образом и получает ответные реакции. Этот опыт становится основой для формирования личности, отношения к себе и окружающим.

2.2.У детей с отклонениями в интеллектуальном развитии наблюдаются симптомы психической депривации, отрицательно влияющие на развитие эмоционально-личностной сферы и на их социальную адаптацию, регуляцию поведения. Эмоции детей примитивны, развиты слабо, недостаточно дифференцированы, маловыразительны, однообразны. По внешним эмоциональным проявлениям дети не всегда могут угадывать смысл поведенческих реакций окружающих и правильно реагировать на них. Возможны немотивированные колебания настроения – капризность, плаксивость.

Нередко заниженная самооценка формируется в семье. Подобное состояние ребёнка возникает как следствие выбранного стиля воспитания ребёнка родителями. Это может быть гиперопека, когда ребёнок лишается всякой самостоятельности и инициативы. Он воспитывается по принципу «Я лучше знаю, как будет лучше тебе». В таком случае у ребёнка не формируется желание взрослеть. Другой сценарий – авторитарный подход в воспитании личности. В данном случае любое проявление своеволия малыша наказывается. От него ждут беспрекословного послушания. В него вселяют веру, что он ничего и никогда не сможет. У "наших" детей, к сожалению, может быть и третий вариант отношений в семье, который не способствует формированию высокой самооценки. Дети не получают необходимого им понимания и заботы, т.к. их родители не владеют необходимыми знаниями и недооценивают важность отношений "родители - ребёнок" на формирование личности подрастающего человека. Если эмоциональный контакт с близкими взрослыми нарушен, ребенок живет как бы на «вражеской» территории: обстоятельства подавляют его, его ожидания относительно будущего пессимистичны, он постоянно чувствует себя слабым, нелюбимым.

В результате перечисленных факторов у детей с особенностями в развитии формируется очень низкая самооценка, чувство неполноценности. Серьезным следствием депривации потребности ребенка в родительской любви является и отсутствие у него чувства уверенности в себе, что, возникнув на ранних стадиях возрастного развития, становится устойчивой характеристикой личности. Контакты детей со взрослым сводятся к поиску его внимания и расположенности, а личностное общение со сверстниками очень часто сопровождается агрессивными симптомами. Наблюдаются возбудимость, агрессивность,  стремление к соперничеству, зависть по отношению к другому ребенку, стремление выделиться любыми способами.

2.3.Важно не просто констатировать наличие трудностей в развитии ребёнка и установить их причины. Необходимо помогать детям справляться с трудностями, корригировать отклонения в развитии, помогать подрастающей личности максимально адаптироваться в жизни. Поэтому разумно создавать условия, которые будут определять характер общения ребенка с окружающими, его личные успехи, способствовать формированию представления ребенка о самом себе и своих возможностях, а также формированию умения произвольно контролировать свое поведение. Таким образом, формируются положительная самооценка, чувство уверенности, способность лучше понимать переживания других людей и самого себя.

  • Для того, чтобы настроить детей на доброжелательность, спокойствие, веру в себя целесообразно в детском коллективе создавать традиции. Это могут быть традиции:

"Наше доброе утро" - учащиеся и педагог по-доброму приветствуют друг друга, делятся своими впечатлениями, переживаниями, настроением;

"У нас День рождения!" - чаепитие в классе с проговариванием пожеланий, вручением подарков, оформлением коллективной открытки, благодарностью именинника;

"Плохо, когда болен друг" - обсуждение причины отсутствия одноклассников, формулировка сочувствия к состоянию друга, формирование стремления к проявлению заботы и понимания (позвонить отсутствующим, поинтересоваться состоянием);

"Наши победы" - обсуждение достижений одноклассников в учёбе, в творчестве. Поздравление друг друга;

"Ты молодец!" - подведение итогов в конце недели, четверти - вместе вспомнить хорошее о каждом ребёнке в классе и вместе похвалить;

"Я могу!" - каждому ребёнку определить дело, за которое он отвечает (раздавать и собирать книги, поливать цветы, переворачивать классный календарь,  проверять чистоту рук перед столовой, следить за порядком в зоне отдыха в классе, контролировать построение одноклассников перед входом в класс,…). Помогать ребёнку справляться с поручениями и обязательно отмечать его успехи;

Маленькие традиции могут появляться из любого события. Главное, чтобы каждый ребёнок чувствовал внимание к себе, чувствовал свою необходимость и значимость.

  • Наличие доброго заинтересованного отношения со стороны взрослых; дети должны видеть и чувствовать образцы отношений и реакций в человеческом обществе;
  • Развивать умение слушать и слышать собеседника, поощрять самых внимательных слушателей и заинтересованных рассказчиков;
  •  Обсуждение реально сложившихся жизненных ситуаций, реакций детей на свои действия и действия окружающих;
  • На специальных уроках ("Культура общения") и коррекционных занятиях проводить работу по формированию умения определять чувства и эмоции. В дальнейшем учить определять собственное настроение и состояние окружающих. Отрабатывать адекватные реакции на радость, обиду, боль, страх…
  • Читать сказки, рассказы, смотреть мультфильмы и анализировать их с точки зрения отношений героев, давать оценки действиям героев, обсуждать, как можно было поступить;
  • Работа с родителями - для формирования самооценки и доброго отношения друг к другу крайне важен характер отношений к ребёнку и с ребёнком дома. Поэтому необходимо помогать родителям выстраивать такие отношения с ребёнком, в которых он будет чувствовать любовь к себе, будет нести ответственность за какие-то дела дома и через это чувствовать свою значимость дома.

III.

"Камень вода точит" - народная мудрость, которую каждый может проверить сам. Воспитание ребёнка этому утверждению яркий пример. Если педагоги и родители не отступают от поставленной цели, то дети начнут верить в себя и научатся жить дружно.

Литература

  1. Баландина Л.А. Риторика для малышей (Серия “От детского сада к школе”). – Ростов: изд-во “Феникс”, 2003
  2. Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практ. работников ДОУ / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007
  3. Курочкина И.Н. Дошкольнику о хороших манерах и этикете: метод. пособие для педагогов / И.Н. Курочкина. – М.: Просвещение, 2007
  4. Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. Комплекс коррекционно-развивающих занятий и психологических тренингов. – М.: “Издательство Гном и Д”, 2001
  5. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л.В. Чернецкая. – Ростов.: Феникс, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение младших школьников с проблемами в интеллектуальном развитии на уроках русского языка

    В представленных материалах рассматриваются проблемы обучения русскому языку умственно отсталых младших школьников. Показана коррекционная и практическая направленность материала ...

ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ ДРУГИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

Формирование межнационального согласия и толерантности школьника возможно при соблюдении определенных условий: • В семье надо создать и развивать семейные традиции • Семья не должна существовать изоли...

«Традиции в классе – средство для формирования нравственных качеств и творческого потенциала» (работа с детьми младшего школьного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии).

Как управлять процессом формирования нравственных качеств, стремлений у ребёнка? Наполните социум ребёнка разнообразными традициями и живите вместе согласно им. Постепенно эти доброволь...

Научная статья Амраховой И.А. на тему: «Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми с нарушениями в интеллектуальном развитии»

Роль музыкотерапии в учебно-воспитательном, коррекционно-развивающем и лечебно-компенсаторном процессах....

Статья на тему «Особенности математических представлений детей с проблемами в интеллектуальном развитии»

laquo;Развитие математических представлений ребенка-дошкольника с интеллектуальной недостаточностью в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий, в которых...

Рабочая программа для детей с проблемами в интеллектуальном развитии.

Данная программа предназначена для работы с детьми 7-11 лет, имеющими проблемы  в интеллектуальном развитии...