"Формирование у детей доброго отношения друг к другу и уверенности в себе" (работа с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии)
статья (1 класс) на тему
Необходимость работы над этой темой продиктована тем, что современные дети разного возраста испытывают серьёзные затруднения в общении, в создании привязанностей, круга общения. Среди подрастающего поколения печально актуальна проблема полного одиночества, неумения, нежелания сопереживать друг другу, повышенной жестокости, наличие заниженной самооценки. Как можем помочь детям мы, мудрые взрослые?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
"Формирование у детей доброго отношения друг к другу
и уверенности в себе"
(работа с детьми младшего школьного возраста
с проблемами в интеллектуальном развитии)
Автор-составитель:
учитель начальный классов
ГБС(К)ОУ школы №565
Шевченко
Наталья Рудольфовна
План.
I. Вводная часть.
1.1Актуальность вопроса.
II. Основная часть.
2.1. Самооценка.
2.2.Особенности становления детей с проблемами в интеллектуальном развитии.
2.3.Формы работы по формированию самооценки учащихся и доброго
отношения друг к другу.
III. Заключительная часть.
I.
1.1.Необходимость работы над этой темой продиктована тем, что современные дети разного возраста испытывают серьёзные затруднения в общении, в создании привязанностей, круга общения. Среди подрастающего поколения печально актуальна проблема полного одиночества, неумения и нежелания сопереживать друг другу, повышенной жестокости, наличие заниженной самооценки. Необходима систематическая работа, направленная на адаптацию детей, сплочение детского коллектива, налаживание контакта между сверстниками, взрослыми и детьми. Для детей с проблемами в развитии эти вопросы звучат ещё более остро.
II.
2.1.Положение человека в обществе, комфортность и адекватность в различных жизненных ситуациях неразрывно связаны с самооценкой. Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором ее поведения. В частности, именно от самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
Рождение человека и его самооценки происходят практически одновременно. Отношение к себе формируется в зависимости от отношения значимого для человека ближайшего окружения. В норме ребёнок с первого дня чутко улавливает эмоции и чувства тех, кто находится рядом, пробует реагировать на них различным образом и получает ответные реакции. Этот опыт становится основой для формирования личности, отношения к себе и окружающим.
2.2.У детей с отклонениями в интеллектуальном развитии наблюдаются симптомы психической депривации, отрицательно влияющие на развитие эмоционально-личностной сферы и на их социальную адаптацию, регуляцию поведения. Эмоции детей примитивны, развиты слабо, недостаточно дифференцированы, маловыразительны, однообразны. По внешним эмоциональным проявлениям дети не всегда могут угадывать смысл поведенческих реакций окружающих и правильно реагировать на них. Возможны немотивированные колебания настроения – капризность, плаксивость.
Нередко заниженная самооценка формируется в семье. Подобное состояние ребёнка возникает как следствие выбранного стиля воспитания ребёнка родителями. Это может быть гиперопека, когда ребёнок лишается всякой самостоятельности и инициативы. Он воспитывается по принципу «Я лучше знаю, как будет лучше тебе». В таком случае у ребёнка не формируется желание взрослеть. Другой сценарий – авторитарный подход в воспитании личности. В данном случае любое проявление своеволия малыша наказывается. От него ждут беспрекословного послушания. В него вселяют веру, что он ничего и никогда не сможет. У "наших" детей, к сожалению, может быть и третий вариант отношений в семье, который не способствует формированию высокой самооценки. Дети не получают необходимого им понимания и заботы, т.к. их родители не владеют необходимыми знаниями и недооценивают важность отношений "родители - ребёнок" на формирование личности подрастающего человека. Если эмоциональный контакт с близкими взрослыми нарушен, ребенок живет как бы на «вражеской» территории: обстоятельства подавляют его, его ожидания относительно будущего пессимистичны, он постоянно чувствует себя слабым, нелюбимым.
В результате перечисленных факторов у детей с особенностями в развитии формируется очень низкая самооценка, чувство неполноценности. Серьезным следствием депривации потребности ребенка в родительской любви является и отсутствие у него чувства уверенности в себе, что, возникнув на ранних стадиях возрастного развития, становится устойчивой характеристикой личности. Контакты детей со взрослым сводятся к поиску его внимания и расположенности, а личностное общение со сверстниками очень часто сопровождается агрессивными симптомами. Наблюдаются возбудимость, агрессивность, стремление к соперничеству, зависть по отношению к другому ребенку, стремление выделиться любыми способами.
2.3.Важно не просто констатировать наличие трудностей в развитии ребёнка и установить их причины. Необходимо помогать детям справляться с трудностями, корригировать отклонения в развитии, помогать подрастающей личности максимально адаптироваться в жизни. Поэтому разумно создавать условия, которые будут определять характер общения ребенка с окружающими, его личные успехи, способствовать формированию представления ребенка о самом себе и своих возможностях, а также формированию умения произвольно контролировать свое поведение. Таким образом, формируются положительная самооценка, чувство уверенности, способность лучше понимать переживания других людей и самого себя.
- Для того, чтобы настроить детей на доброжелательность, спокойствие, веру в себя целесообразно в детском коллективе создавать традиции. Это могут быть традиции:
"Наше доброе утро" - учащиеся и педагог по-доброму приветствуют друг друга, делятся своими впечатлениями, переживаниями, настроением;
"У нас День рождения!" - чаепитие в классе с проговариванием пожеланий, вручением подарков, оформлением коллективной открытки, благодарностью именинника;
"Плохо, когда болен друг" - обсуждение причины отсутствия одноклассников, формулировка сочувствия к состоянию друга, формирование стремления к проявлению заботы и понимания (позвонить отсутствующим, поинтересоваться состоянием);
"Наши победы" - обсуждение достижений одноклассников в учёбе, в творчестве. Поздравление друг друга;
"Ты молодец!" - подведение итогов в конце недели, четверти - вместе вспомнить хорошее о каждом ребёнке в классе и вместе похвалить;
"Я могу!" - каждому ребёнку определить дело, за которое он отвечает (раздавать и собирать книги, поливать цветы, переворачивать классный календарь, проверять чистоту рук перед столовой, следить за порядком в зоне отдыха в классе, контролировать построение одноклассников перед входом в класс,…). Помогать ребёнку справляться с поручениями и обязательно отмечать его успехи;
Маленькие традиции могут появляться из любого события. Главное, чтобы каждый ребёнок чувствовал внимание к себе, чувствовал свою необходимость и значимость.
- Наличие доброго заинтересованного отношения со стороны взрослых; дети должны видеть и чувствовать образцы отношений и реакций в человеческом обществе;
- Развивать умение слушать и слышать собеседника, поощрять самых внимательных слушателей и заинтересованных рассказчиков;
- Обсуждение реально сложившихся жизненных ситуаций, реакций детей на свои действия и действия окружающих;
- На специальных уроках ("Культура общения") и коррекционных занятиях проводить работу по формированию умения определять чувства и эмоции. В дальнейшем учить определять собственное настроение и состояние окружающих. Отрабатывать адекватные реакции на радость, обиду, боль, страх…
- Читать сказки, рассказы, смотреть мультфильмы и анализировать их с точки зрения отношений героев, давать оценки действиям героев, обсуждать, как можно было поступить;
- Работа с родителями - для формирования самооценки и доброго отношения друг к другу крайне важен характер отношений к ребёнку и с ребёнком дома. Поэтому необходимо помогать родителям выстраивать такие отношения с ребёнком, в которых он будет чувствовать любовь к себе, будет нести ответственность за какие-то дела дома и через это чувствовать свою значимость дома.
III.
"Камень вода точит" - народная мудрость, которую каждый может проверить сам. Воспитание ребёнка этому утверждению яркий пример. Если педагоги и родители не отступают от поставленной цели, то дети начнут верить в себя и научатся жить дружно.
Литература
- Баландина Л.А. Риторика для малышей (Серия “От детского сада к школе”). – Ростов: изд-во “Феникс”, 2003
- Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практ. работников ДОУ / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007
- Курочкина И.Н. Дошкольнику о хороших манерах и этикете: метод. пособие для педагогов / И.Н. Курочкина. – М.: Просвещение, 2007
- Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. Комплекс коррекционно-развивающих занятий и психологических тренингов. – М.: “Издательство Гном и Д”, 2001
- Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л.В. Чернецкая. – Ростов.: Феникс, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение младших школьников с проблемами в интеллектуальном развитии на уроках русского языка
В представленных материалах рассматриваются проблемы обучения русскому языку умственно отсталых младших школьников. Показана коррекционная и практическая направленность материала ...
Развитие коммуникативных и социальных навыков у детей с проблемами в интеллектуальном развитии
Презентация...
ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ ДРУГИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ
Формирование межнационального согласия и толерантности школьника возможно при соблюдении определенных условий: • В семье надо создать и развивать семейные традиции • Семья не должна существовать изоли...
«Традиции в классе – средство для формирования нравственных качеств и творческого потенциала» (работа с детьми младшего школьного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии).
Как управлять процессом формирования нравственных качеств, стремлений у ребёнка? Наполните социум ребёнка разнообразными традициями и живите вместе согласно им. Постепенно эти доброволь...
Научная статья Амраховой И.А. на тему: «Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми с нарушениями в интеллектуальном развитии»
Роль музыкотерапии в учебно-воспитательном, коррекционно-развивающем и лечебно-компенсаторном процессах....
Статья на тему «Особенности математических представлений детей с проблемами в интеллектуальном развитии»
laquo;Развитие математических представлений ребенка-дошкольника с интеллектуальной недостаточностью в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий, в которых...
Рабочая программа для детей с проблемами в интеллектуальном развитии.
Данная программа предназначена для работы с детьми 7-11 лет, имеющими проблемы в интеллектуальном развитии...