Развитие познавательной активности младших школьников в процессе внеклассной работы.
классный час (1 класс) на тему

Потапенко Ирина Викторовна

Потребность совершенствования школьного образования обусловливает интенсивное изучение познавательной активности школьников, поиск путей формирования мотивов учения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznovatelnoy_aktivnosti.docx6.38 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности младших школьников

в процессе внеклассной работы.

Учитель начальных классов.

 ГБОУ школа № 543.

Потапенко И. В.  

«:замечательные, блестящие уроки есть там,
где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков,
где имеются и применяются самые разнообразные
формы развития учащихся вне уроков»
.


В.А.Сухомлинский

   Потребность совершенствования школьного образования обусловливает интенсивное изучение познавательной активности школьников, поиск путей формирования мотивов учения.

   Одним из способов создания мотивации является включение ученика в процесс внеклассной работы. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение внеклассной работы в деле обучения и воспитания учащихся, каждому учителю известно, как много дает внеклассная работа, и какой огромный потенциал в ней заложен.

   Внеклассная работа в школе - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, основной образовательной программы, призванная решать задачи учебной и внеучебной деятельности в комплексе, одна из форм организации деятельности обучающихся.

   Работа учителя с учащимися начальных классов имеет своеобразный характер.

Он всецело отвечает и за учебный процесс,  и за всю воспитательную работу с учащимися.

     Для детей, впервые переступивших порог школы, учитель становится главным наставником,  самым близким человеком,  который вводит их  в мир науки,  помогает разобраться  в сложных явлениях окружающей жизни,  учит жить и трудиться в новом для них коллективе,  является организатором внеклассной деятельности учащихся.

   Если деятельность учителя на уроке регламентируется едиными и обязательными учебными программами, то во внеклассной работе отношения между учителем и учащимися свободные.

     Именно во внеклассной работе, кроме деловых отношений,  в силу вступают и отношения личностные.

   Наиболее распространённой и доступной формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности как классного руководителя, так и всего учебного заведения.

   Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся или

взрослые, передают свой опыт младшим.  

   Особенно важен этот опыт первоклассникам, когда воспитательная работа в 1 полугодии направлена прежде всего на сплочение коллектива, налаживание дружеских отношений  между детьми.

   В этом поиске проведения работы необходим творческий подход учителя начальных классов. Совместно с классным руководителем подготовить и провести классный

час могут старшие учащиеся.

 

   Например, игра – викторина «По сказкам» с использованием

информационных технологий, помогает вовлечь первоклассников в игру, сплотить их,

постараться создать микроколлектив.  

   К Дню матери ученики 5 класса подготовили презентацию «Мама – первое слово» и провели конкурс рисунков.

   Вызвать наибольший интерес у детей сможет созданный проект учениками старшего класса на тему «Будь здоров!», где ребята расскажут о видах спорта, которыми они занимаются,продемонстрируют спортивную форму и награды. Ответят на вопросы первоклассников.  На таком занятии происходит развитие информационных компетенций младшего школьника, что вызывает желание заниматься спортом, прививает навыки здорового образа жизни.

   Подготовка к тематическим праздникам и совместное проведение их активизирует не только познавательные интересы первоклассников, но и формирует коммуникативные качества учащихся, создают условия для развития каждого ребенка в избранной сфере внеклассной деятельности.

   Примером может быть игра по станциям «Посвящение в первоклассники», в заключении которой, ученики 5 класса поздравляют и дарят памятные медали первоклассникам. А ученики 1 класса готовят и рассказывают стихи о зиме на совместном празднике «Новый год спешит к нам на встречу», обмениваются подарками и дружеским настроением.

  Такое сотрудничество в процессе внеклассной работы развивает у младших школьников

мотивации к познанию и творчеству, содействует их адаптации к школьной жизни.

Литература

Е. Н. Степанов. Воспитательный процесс: изучение эффективности.- М. : Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие познавательной активности младших школьников на уроках математики и во внеурочное время".

В данном обобщении опыта прослеживается:  использование известных и новых методик, разработка новых средств и правил их применения, современных ИКТ с целью повышения уровня творческого, познавате...

Система работы над развитием познавательной активности младших школьников.

В статье раскрывается система работы над развитием познавательной активности младших школьников....

Групповая работа как средство развития познавательной активности младших школьников.

Групповая работа и есть форма деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на познавательную активность школьника, тем самым на его развитие и повышение качества обучения...

Направления работы по новой психолого-педагогической проблеме: «Формирование устойчивой потребности в развитии познавательной активности субъектов образовательного процесса»

Направления работы по новой психолого-педагогической проблеме: «Формирование устойчивой потребности в развитии познавательной активности субъектов образовательного процесса»...

Обобщение и распрастранение опыта работы по теме "Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка"

Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка"Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка"Систем...