Групповая работа как средство развития познавательной активности младших школьников.
статья (1 класс) по теме

Мошкина Татьяна Викторовна

Групповая работа и есть форма деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на познавательную активность школьника, тем самым на его развитие и повышение качества обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Групповая работа как средство развития познавательной активности младших школьников.

Создание условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений, навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности, важное направление в соответствии со стандартами второго поколения, которые ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника.

Системно-деятельностный подход к обучению, предполагает не только воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, пути и способы достижения личностного и познавательного развития обучающихся, но и развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий с помощью способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества, с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, определяет роль и значение активных видов деятельности и форм общения при достижении образовательно-воспитательных целей и задач.

Достичь необходимых результатов невозможно только через организацию учебного труда традиционными формами и способами.

Отсутствие у большинства учащихся навыков общении, культуры поведения и коллективного труда, недостаточный уровень творческого мышления, отрицательное отношение к учению усугубляется однообразием фронтальной работы, пассивностью и замкнутостью учащихся, навязыванием инициативы учителя детям.

Возможности в решении данных проблем я вижу в применении разнообразных форм, методов и приёмов на уроке. А «палочкой-выручалочкой» для меня стала групповая форма организации учебной деятельности.

Недаром многие психологи педагоги (А.Г. Рывин, В.К.Дьяченко, Е.Е. Шулешко, М.А. Мкртчн, В.А. Архипова, Л.К. Филякина и др.) неоднократно обращали внимание на большие возможности организации процесса познания в малых группах, т.к. «именно в этом таятся корни успеха в познании, способствующие развитию детей».

Л. С. Выгодский писал: «Общим психологическим правилом выработки интереса будет следующее: для того, чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо уже знакомым и вместе с тем он должен всегда заключать в себе некоторые новые формы деятельности, иначе он станет  безрезультативным».

Познавательная активность определяет степень соприкосновения ученика с процессом познания, а также обеспечивает интеллектуальное развитие, способствует развитию коммуникативных качеств, позволяет быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, формирует отношение к окружающей действительности.

Групповая форма организации учебной деятельности предполагает:

  • разнообразные способы взаимодействия «ученик-учитель», «ученик-ученик»;
  • организацию совместных действий, распределение начальных действий и операций;
  • взаимное обогащение учащихся;
  • обмен способами действия для решении проблемы;
  • коммуникацию;
  • рефлексию

и позволяет учащимся:

  • разделить лидерство с учителем;
  • принимать на себя ответственность и защищать своё мнение;
  • заслушивать другую точку зрения
  • учиться участвовать в дискуссии;
  • формулировать вопросы и ясно выражать свои мысли.

Таким образом, групповая работа и есть форма деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на познавательную активность школьника, тем самым на его развитие и повышение качества обучения.

 Технологический процесс организации групповой работы складывается из трёх этапов в соответствии с типом урока:

  1. Ориентировочный (помощь при включении, постановка задач, создание проблемной ситуации, инструктаж)
  2. Поисково-исследователский (организация живого диалога, наблюдения, практическая работа, подведение итогов работы)
  3. Рефлексивно-оценочный (сообщение о результатах, анали, рефлексия, общий вывод о достижении задач работы).

При формировании групп важно учитывать:

  • психологическую готовность ребёнка и класса;
  • тип темперамента и когнитивные стили;
  • цели урока, которые определяю его основание.

При организации работы детей в группах положительную роль в развитии активности учащихся и формировании интереса в процессе познания и взаимодействия играет постановка проблемных вопросов и заданий.

Полезно применять приёмы, которые наглядно показывают пользу совместной деятельности с использованием самооценки и взаимооценки.

Нельзя забывать о возможных отрицательных моментах групповой работы: некоторые дети с трудом вовлекаются в совместную деятельность, трудно прогнозировать ход дискуссии, лидер могут собрать на себя все виды деятельности, а остальные участники останутся пассивными.

Поэтому необходимо тщательно продумывать задания к групповой работе, готовить детей для живого диалога, активного взаимодействия с целью пополнения своего жизненного опыта знаниями и умениями.

Работая в группах, дети проявляют самостоятельность и творческую инициативу. Это помогает формировать восприятие индивидуального и коллективного труда как ценности, повышается уровень культуры поведения, приобретаются необходимые навыки общения.

Познавательная активность, развиваемая в групповой работе, побуждает к самостоятельному поиску, инициативности, дети приобщаются к исследовательской деятельности, способствует развитию творческого мышления детей, раскрываются таланты, повышается уровень качества обучения.

Активность учащихся позволяет повышать уровень достижений каждого ребёнка в процессе личностного и познавательного развития, на основе освоения универсальных учебных действий с помощью групповой деятельности и учебного сотрудничества.

 

Литература:

 http://standart.edu.ru : «ФГОС: Начальное общее образование»

Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии», Народное образование, М.1998;

И.П. Подласый «Педагогика начальной школы», Владос, М.2000;

Л.С. Бескоровайская, О.В. Перекатьева «Школа радости. Настольная книга учителя начальных классов»,  Феникс, Ростов-на-Дону, 2002;

Лариса Тихомирова «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка», Арис-пресс. Рольф, М.2001;

Н.М. Витовская «Как организовать групповую работу младших школьников», журнал «Начальная школа»

 С.В. Кулькевич, Т.П. Лакоценина « Нетрадиционные уроки в начальной школе», издательство «Учитель», Воронеж2002;

Ю.А. Конаржевский «Анализ урока», Педагогический поиск, М.2000;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание мультипликационного фильма как средство развития познавательной активности младших школьников

В статье рассматривается познавательная активность младших школьников, одним из средств развития которой может являться  создание мультипликационного фильма при изучении художественного произведе...

Мастер - класс. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.

Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника....

Мастер - класс.Презентация. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.

Презентация к мастер-классу "Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника."...

Дидактические игры как средство развития познавательной активности младших школьников на уроках русского языка

Дидактические игры, использованные на уроках, предоставляют возможность учащимся раскрыть свои потенциальные возможности, более полно пользоваться своими способностями. Дидактические игры на уроках ру...

"Групповая работа как одно из эффективных средств развития познавательной активности младших школьников"

Использование групповых методов обучения обеспечивает решение проблем, связанных с формированием компетенций обучающихся, обеспечивает развитие их способностей для жизни в современном обществе и творч...