Формирование социальной компетентности.
статья на тему
Предварительный просмотр:
Выступление на городском семинаре
Формирование социальной компетентности
в начальной школе.
Учитель начальных классов МОУ «СОШ №5»
Юшакова Т. Г.
Формирование социальной компетентности в начальной школе.
Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли пригодится в жизни тот,
Кто, жить готовясь, в детстве не живет.
С. Я. Маршак
Детство – замечательная пора. Именно в детстве закладываются основные ценностные ориентиры, формируются морально-волевые качества, которые затем помогут человеку реализовать свои способности, адаптироваться в мире.
Этот процесс не должен протекать стихийно. Поэтому в новых стандартах не только прописана эта цель (адаптация человека к жизни в обществе), но и заложены механизмы её реализации (системно - деятельностный подход в образовании и воспитании).
Особое внимание наша школа уделяет формированию социальной компетентности.
Социальная компетентность, как и любая другая, имеет определённую структуру. Для её формирования необходимо:
- Дать знания норм и правил.
- Сформировать ценностное отношение к социальным нормам.
- Сформировать позитивный опыт применения знаний и норм.
В соответствии с этим мы строим свою работу, вовлекая ребят в различные виды деятельности. Расскажу о некоторых из них.
Познавательная деятельность.
Для того чтобы познакомить детей с социальными нормами и правилами, учителя нашей школы проводят
- Познавательные беседы, факультативы, олимпиады.
Эти формы работы способствуют формированию знаний, которые будут необходимы человеку. Важно дать не только фундаментальные знания, но и знания, необходимые для успешной социализации личности (познакомить детей с правилами общения со сверстниками, научить ребёнка правильно переходить улицу).
2 шаг – формирование ценностного отношения к социальным нормам. Для этого необходимо в содержание познавательной деятельности внести ценностную составляющую: предложить найти, обсудить, выработать свою позицию по морально- этическим вопросам.
- Решение трудных задач («Настоящий друг. Он какой?», «Как заставить маму улыбнуться?»), подготовка устных журналов («Как правильно питаться», «История города»), участие в работе клуба юных читателей.
3 шаг - формирование позитивного опыта применения знаний.
- Вовлечение детей в создание детских исследовательских проектов, научных конференций, проведение интеллектуальных марафонов.
Проблемно-ценностное общение играет важную роль в формировании социальной компетентности.
1шаг – Формированию социальных знаний способствует
- Этическая беседа (Она может быть проведена учителем, а может быть организована как встреча с ветеранами ВОВ, инспекторами дорожного движения, родителями, которые рассказывают о профессиях или увлечениях)
2 шаг - При формировании ценностного отношения к социальным нормам используем
- Дебаты, тематические диспуты. (Любила ли мама сына? Н.Носов «Огурцы»; Мой внешний вид: личное дело или уважение к окружающим?).
3 шаг – При формировании позитивного опыта применения знаний необходимо включать детей в
- Проблемно – ценностную дискуссию. Задача этой формы работы – подготовка ученика к самостоятельному социальному действию.
(«Как вернуть природе чистоту?», «Как человеку вернуть доверие?»).
Досугово-развлекательная деятельность активно используется в школьной жизни.
1шаг – При составлении плана работы дети и родители предлагают
- Культпоходы в театры, музеи, концертные залы. Это обеспечит только 1 уровень результатов. Для достижения 2 и 3 уровня мы включаем детей в активные формы работы.
2 шаг – сформировать ценностное отношение к социальным нормам.
- Концерты, инсценировки, праздники. Эти формы работы позволяют детям получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
3 шаг - формирование позитивного опыта применения знаний.
- Социальные акции: концерты для ветеранов, спектакли для малышей, мюзиклы для детей детских садов и жителей микрорайона важны для формирования позитивного опыта применения знаний.
Художественное творчество очень любимо детьми. Практически все дети начальной школы вовлечены в
1шаг – дать знания.
- Занятия объединений художественного творчества. Это помогает формированию знаний о культурных и художественных традициях разных народов.
2 шаг – сформировать ценностное отношение к социальным нормам.
Чтобы обеспечить появление результатов 2 и 3 уровней мы вовлекаем ребят в
- Создание художественных выставок, в проведение фестивалей искусств, в постановку спектаклей, мюзиклов.
3 шаг - формирование позитивного опыта применения знаний.
- Проводим социальные акции (участие в выставках творческих работ в городской и краеведческой библиотеке, готовим подарки детям детского сада, открытки ветеранам ВОВ).
Спортивно – оздоровительная деятельность важна для формирования не только физических, но и нравственных качеств человека.
1шаг – дать знания.
- Занятия в спортивных секциях, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах позволяют сформировать знания о ЗОЖ.
2 шаг – сформировать ценностное отношение к социальным нормам.
- Школьные спортивные турниры, спортивные праздники.
3 шаг - формирование позитивного опыта применения знаний.
- Социальные акции: проведение игр для малышей на переменах.
Нам, педагогам, необходимо помнить, что для формирования компетентности необходим позитивный опыт. Поэтому очень важно создавать в ученических коллективах психологически комфортную дружественную среду.
Надеюсь, что приложения к моему выступлению «Дети учатся жить…» помогут вам это сделать. Позволю себе зачитать некоторые утверждения.
Дети учатся жить…
- Если ребёнок растёт в атмосфере поддержки, он учится быть уверенным в себе.
- Если ребёнок растёт в признании, он учится ставить цели и достигать их.
- Если ребёнок окружён дружелюбием, он знает, что мир – это прекрасное место!
Надеюсь, что для вас и ваших детей, мир будет прекрасным местом.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы по формированию социальной компетентности у младших школьников с нарушением интеллекта"
В статье прдставлен тематический план и описание средств технологии, с помощью которых формировали и развивали социальную компетентность у младших школьников с нарушением интеллекта. Доказ...
диагностика формирования социальной компетентности
В работе размещены материалы по формированию социальной компетентности младших школьников и ее диагностике. Работая в рамках экспериментальной площадки при институте повышения квалификации г.Сара...
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.»А.С.Макаренко...
Статья "Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
статья подготовлена для семинара...
"Формирование социальной компетентности детей"
Представление опыта работы...
Формирование социальной компетентности младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения.
1. Учить устанавливать и п...
Диагностика формирования социальной компетентности учащихся начальной школы.
Материал является результатом работы опытно-экспериментальной площадки по уровню сформированности социальной компетентности и содержит практические рекомендации....